Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности. Формирование и сметный расчет показателей прибыли. Анализ прибыли согласно мсфо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности. Формирование и сметный расчет показателей прибыли. Анализ прибыли согласно мсфо.



 

5.30 Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным «Отчета о прибылях и убытках».

Валовая прибыль – маржинальный доход. Прибыль до налогообложения – бухгалтерская прибыль (см. КЭАХД)

При анализе бухгалтерской прибыли необходимо охарактеризовать основные соотношения доходов, расходов и финансовый результат и их динамику.

Показатели Предыдущий Отчетный +/-
Отношение валовой прибыли к выручке 0,228 0,2 -0,0029
Отношение прибыли от продаж к выручке 0,104 0,094 -0,01
Отношение прибыли до налогообложения к выручке 0,11 0,0102 -0,008
Отношение прибыли от обычной деятельности к выручке 0,0228 0,0222 -0,0006
Отношение чистой прибыли к выручке 0,0228 0,0222 -0,0006
0,77     +60
Отношение с/с продаж к выручке 0,77 0,8 +0,03
Отношение коммерческих расходов к выручке 0,036 0,035 -0,01
Отношение управленческих расходов к выручке 0,088 0,070 -0,018

Проанализируем представленные показатели:

1) отношение валовой прибыли к выручке характеризует долю каждого рубля от продаж, которая может быть направлена на покрытие управленческих и коммерческих расходов, а также формирование прибыли от продаж. В процессе анализа следует обращаться внимание на изменение, как %-го значения показателя, так и абсолютной величины валовой прибыли. Например, так в отчетном периоде в отношении с предыдущим произошло снижение данного показателя, в то время как в отчетном периоде абсолютная величина валовой прибыли увеличилась по сравнению с предыдущим на 100 тыс.руб (900-800), что связано с ростом объема продаж.

Для количественной оценки в зависимости величины валовой от объема продаж и марки валовой прибыли используется следующая формула:

Пв = N*Пв/N

Изменение величины валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж:

∆Пв = (N1- N0)*Пв0/N0 = (4500-3500)*800/3500 = 228,57

Изменение валовой прибыли за счет снижение маржинальной прибыли

∆Пв = N1*(Пв1/N1 * Пв0/N0) = 4500 * (900/4500 – 800/3500) = 4500*(0,2-0,2285) = -128,57

Баланс факторов: 228,57 – 128,57 = 100

100=100

Расчеты показывают, что величина валовой прибыли под влиянием изменения объема продаж увеличилась на 228,57 т.р., а в результате снижения маржинальной прибыли произошло снижение валовой прибыли на 128,57 т.р., общее изменение валовой прибыли увеличилось на 100т.р.

2) отношение прибыли от продаж к выручке характеризует действительную рентабельность продаж, в отличие от предыдущего показателя его значение изменяется под влиянием не только доходов и расходов. С данной точки зрения указанный показатель позволяет наиболее точно оценить эффективность управления продажами в процессе основной деятельности.

3) Отношение прибыли до налогообложения к выручке – характеризует отношение бухгалтерской прибыли и выручки, в отличие от предыдущего показателя его значение изменяется под влиянием не только доходов и расходов, возникающих в связи с процессом производства и продажи продукции, но и операционных и внереализационных доходов и расходов. Сопоставление динамики этого и предыдущего показателя покажет влияние прочих статей доходов и расходов на формирование бухгалтерской прибыли.

Соответственно, чем сильнее такое влияние, тем ниже качество и стабильность полученного конечного финансового результата.

4) Отношение прибыли от обычной деятельности к выручке – сопоставление данного показателя с предыдущим позволяет оценить влияние на рентабельность продаж налогового фактора. Этот показатель является одним из ключевых в оценке рентабельности деятельности организации. В процессе анализа целесообразно выделить его основные состоящие и рассмотреть причины их изменения.

R = Под/N = По.т продаж/N + Поперац.д./N + Пвнереал.д./N + - НП/N

5) отношение чистой прибыли к выручке является конечным показателем в системе показателей рентабельности продаж и отражает влияние на рентабельности продаж всей совокупности доходов и расходов включая чрезвычайные. Сопоставление 4 и 5 показатели следует обратить внимание на то, что 5 показатель характеризует доходность продаж организации, в целом с учетом всех возникших в отчетном периоде случайных и даже чрезвычайных доходов и расходов. Показатель по строке 4 представляет собой уточненную характеристику доходности деятельности, т.к. он отражает более устойчивые связи м/у финансовым результатом и выручкой, то он в большей степени отвечает задачией прогнозирования будущих финансовых результатов деятельности.

Все показатели рентабельности продаж строка 1-5 имеют аналогичный алгоритм расчета, изучение их динамики, а также оценка расхождения в динамике смежных показателей.

Отношение прибыли от продаж к расходам. Поскольку в знаменателе показателя отражаются расходы от обычной деятельности, то в его числителе используется величина, которая может рассматриваться как отдача от произведенных расходов, т.е. прибыль от продаж. Целью расчета остальных показателей (стр.7-9) является оценка той роли, которые играют производственная, сбытовая и управленческая функции в процессе управления организацией. По динамике этих показателей могут быть сделаны выводы о способности предприятия управлять соотношением расходы/доходы. Тенденция к росту может свидетельствовать о том, что у предприятия существуют проблемы контроля над расходами. В этом случае может быть полезным постатейное рассмотрение расходов с целью выявление резервов их снижения.

В составе управленческих расходов согласно типовой номенклатуре статей выделяют:

- расходы на управление предприятием

- управленческие расходы

- налоги

- сборы

- отчисления

- общехозяйственные расходы

- непроизводственные расходы.

Анализ должен выделить в составе каждой группы, контролируемые и неконтролируемые расходы с тем, чтобы оценить реальную возможность их снижения.

При оценке возможностей использования отчета о прибылях и убытках в целях прогнозирования финансовых результатов прежде всего необходимо рассмотреть каждый элемент отчета и оценить вероятность его присутствия в будущем.

 

5.31 Факторы, влияющие на величину прибыли от продаж. Факторный анализ прибыли до налогообложения (бухгалтерской).

5,32. Факторный анализ чистой (нераспределенной) прибыли отчетного периода.

Согласно учредительным документам, после уплаты налогов, прибыль распределяется следующим образом:

- одна часть используется на расширение производства, т.е. капитализируется (фонд накопления);

- на поощрение работников и социальную сферу;

- создается резервный фонд предприятия.

В процессе внутреннего финансового анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, а также таких показателей как сумма самофинансирования и сумма капиталовложений на одного работника, сумма затрат и выплат на одного работника. Изучить их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, 1 рубль ОС производственных. Если эти показатели выше, чем на другом предприятии или выше нормальных для данной отрасли производства, то имеются перспективы, для развития предприятия, кроме того в процессе анализа необходимо изучать выполнение б/пл по использованию прибыли для чего фактические данные по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонений. Например:

Показатели Б/пл Фактически +/-
Чистая прибыль     +1400
Доля в чистой прибыли % -резервный фонд -фонд накопления -фонд накопления       - +5 -5
Распределение чистой прибыли: - в резервный фонд - в фонд накопления - в фонд потребления       +70 +1440 -110

Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов.

Фi = Пч * Кi, где Кi - % отчисления в фонды.
Для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминального факторного анализа

Фр = 70т.р.

Фн = (14800-13400)*50% = 700т.р.

Фн = (55-50)*14800 = 740т.р.

740 + 700 = 14400 т.р.

Общий прирост 1440 т.р. за счет увеличения суммы прибыли 700 т.р. и за счет увеличения ставки распределения 740т.р.

Отрицательное влияние может оказать повышение с/с продукции, увеличение ННП, налога на имущество, экономические санкции за сокрытие прибыли, занижение налогов и несвоевременное внесение в бюджет, а так же сверхплановые отчисления прибыли в благотворительные фонды. В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам предусмотренным сметой, выясняются причины отклонения от сметы по каждой статье изучается эффективность.

Распределение чистой прибыли в АО это основной вопрос дивидендной политики организации в центре которой может стоять вопрос о регулировании курса акций общества или вопрос о размерах и темпах собственного капитала организации, или вопрос о размерах привлекаемых внешних источников финансирования.

Капитализация чистой прибыли это распределение ее в фонды накопления для стабильности выплат дивидендов в будущем. Она позволяет расширить деятельность организации за счет собственных более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников на выпуск новых акций. Сохраняется прежняя система контроля за деятельностью организации, т.к. число собственников не увеличивается. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темпы роста собственного капитала организации, но и через раскрытие факторной структуры этого роста оценить запас финансовой прочности для таких показателей как рентабельность продаж, оборачиваемость.

Капитализация прибыли определяется следующими пропорциями:

К1 = ННП и прочие платежи в бюджет за счет чистой прибыли / чистая прибыль

К2 = штрафы, санкции, благотворительность (расходы за счет чистой прибыли, кроме отчислений на образования фондов) / нераспределенная прибыль

К3 = прибыль распределенная в фонд потребления и в фонд социальной сферы / прибыль распределенная в фонд накопления и резервный фонд

К4 = фонд накопления и резервный фонд направленный на финансирование, увеличение внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности / фонд накопления и резервный фонд, направленный на финансирование, пополнение собственных оборотных средств

Финансовая стратегия предприятия в значительной степени определяется планированием перечисленных пропорций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.011 с.)