ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интершум и значение звукового ряда



Помню, однажды к нам в школу приехал известный журналист и продюсер Александр Любимов и всех удивил. Он сказал, что звук не менее важен, чем картинка. Он сказал, что ребята из ВИДа очень увлеклись этим открытием, и показал несколько свежих работ, где действительно пронзительно точный и необычный звук в сочетании с картинкой давал невероятный результат. Таким звуком может быть даже полная тишина. Образ тишины может создать скрип валенок по снегу или неожиданный стук дятла по дереву. Тишина воспринимается как антитеза внезапному звуку. Если вы хотите записать тишину просто как механическое отсутствие звуков в вашей монтажной комнате, то услышите шум магнитофонов, и это не будет тишиной.

На хороших телекомпаниях вместе с архивом по видео всегда есть архив по звуку. И это не только музыка в привычном понимании, это шум ветра, дождя, скрип половиц, журчание реки, пение птиц. Все то, что обычно хранится в архивах киностудий.

Можно спросить: зачем? Как известно, камера имеет встроенный микрофон, и это означает, что если оператор снимает ручеек, то мы автоматически имеем звук журчания этого ручейка.

Ну а теперь представьте себе, что кто-то окрикнул оператора в момент съемки, он что-то ответил или под ногами хрустнула ветка - и вот уже звук испорчен, а картинка осталась. Конечно, "родной" звук всегда точнее и лучше, чем записанный где-то и когда-то. Оператор всегда должен помнить, что одновременно он является звукорежиссером и звукооператором. Кстати, это только у нас. Мне довелось как-то путешествовать по Волге на пароходе вместе с голландской съемочной группой. У нас была с ними одна и та же задача: подготовить фильм об экологии Волги. Мы с оператором Михаилом Сладковым делали это по заказу Российского канала (включая серию репортажей для "Вестей"), а голландцы для своего национального голландского телевидения.

Так вот: нас было двое, их было шестеро. Мы занимались вдвоем с оператором всем сразу, у них - каждый занимался своим делом. Звукорежиссер с огромной записывающей "метелочкой" и профессиональным магнитофоном отдельно писал звук волны, шум сбросов и т.д. Ассистент оператора устанавливал штатив и готовил камеру, администратор договаривался об интервью и т. д.

Мы потом видели этот фильм. Это был очень хороший фильм - убедительный, интересный, понятный. У нас получилось, может быть и не хуже по эмоциям, но картинок было значительно меньше, и чувствовалась поспешность и небрежность, как в съемках, так и в монтаже.

К сожалению, для многих региональных студий до сих пор звук, как необходимое звено качества телевизионного продукта, просто отсутствует. До сих пор мне приходится видеть, как едет трактор по полю под народную музыку в стиле балалайка. Даже интершум не всегда остается на пленке. Запомните, запись интершума на одной дорожке - непременное условие профессиональной работы. Станок должен гудеть, трактор - рычать, речка - шептать волнами. Уровень интершума в момент сведения звука надо выбирать грамотно. Плохо, если интершум забивает слова журналиста и очень плохо, если его не слышно вообще. Не оставляйте все на усмотрение режиссера монтажа, говорите ему свои предпочтения. И если вы думаете о звуке уже во время съемки, а не только в монтажной, то все должно у вас получиться.

Телевидение создает картины реального мира. Реальный мир всегда имеет свою музыку. Если вы полюбите работу со звуком, вам легко будет освоить те методы, о которых мы только что говорили: люфт и лайф. Отдельно надо сказать о таких сюжетах, в которых исполняются музыкальные произведения: концерт оркестра или выступление певца, или исполнение частушек. Такая работа требует грамотного подхода со стороны журналиста и оператора. Камеру нельзя выключать - иначе не будет куплета частушки или цельного момента мелодии песни, симфонии. Пусть звук пишется непрерывно, а оператор в это время выбирает крупные и средние планы, нужные детали, а потом при монтаже прописывается звук и выбираются нужные картинки. Не выключайте камеру! Помните о звуке! Не делать этого - очень частая и серьезная ошибка.

Рабочий материал

Часто приходится отвечать на вопрос: Сколько по времени должен быть рабочий материал, если снимается обычный информационный сюжет? Есть какие-либо стандарты или это каждый раз по-разному? Я много лет работала собственным корреспондентом программы "Вести" и хорошо знаю, как дорого в прямом смысле этого слова приходилось платить российскому телевидению за перегон нашего материала из Нижнего Новгорода, если мы перегоняли рабочий материал, а не смонтированный сюжет. Так вот, стандарт есть. Когда мы были в Германии, в Лондоне, я специально задавала этот вопрос, чтобы сравнить технологические требования "Вестей" со стандартами запада. Оказалось примерно одно и тоже.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.005 с.)