ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Репортаж - это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто единственным героем репортажа.



Здесь уместно слово "я" и выражение своих эмоций. Лучший репортаж - это репортаж в прямом эфире. Если нет такой возможности, то репортаж показывается в эфире с точной ссылкой на время и место действия. Репортаж практически не монтируется. Монтажом можно убрать лишь "грязь" и нестыковки.

Информационный сюжет - это рассказ о событии.
Здесь возможен и нужен монтаж с включением синхронов и всех необходимых картинок. Репортер (в этом случае точнее сказать журналист) вполне может появиться в кадре на месте события (стен-ап или появление в кадре). В этом случае местоимение "я" и собственные эмоции не возможны. Только факты.

Надо признать, что настоящий репортаж - редкий случай и редкая удача на современном телевидении. Даже на престижном национальном конкурсе ТЭФИ получилось так, что в номинации "Репортаж" представлены в основном информационные сюжеты.

Не меньше путаницы с понятием "спецрепортаж". Обычно на вопрос: "Что такое спецрепортаж?" - Я получаю от журналистов такие ответы: "длинный репортаж", "репортаж, не привязанный к конкретному дню", "репортаж на социальную тему", "хороший, объемный репортаж".

На самом деле спецрепортаж в корне отличается от информационного сюжета. Если объектом для простого репортажа или информационного сюжета становится событие, то объектом для спецрепортажа становится актуальная проблема. Именно проблема: наркотики или те же лесные пожары, или рождаемость в регионе, или амнистия заключенных и т.д. и т.п.

Автор прекрасных спецрепортажей, лауреат ТЭФИ Михаил Дегтярь как-то сказал, что спецрепортаж - это маленький фильм, из которого зрители должны узнать максимум информации по определенной проблеме.

В качестве примера могу привести прекрасный спецрепортаж о сборе конопли ТК "Афонтово" из Красноярска. Хронометраж этого репортажа максимальный - около 6 минут. Обычный спецрепортаж длится 4-6 минут. Основные герои - сборщики конопли. Они, не боясь камеры, рассказывают о том, почему занялись этим криминальным бизнесом. Резоны жуткие: безработица, полное отсутствие какой-либо перспективы. Мы видим детей на сборе конопли. Оказывается, детскими руками, более нежными и маленькими, делать будущий наркотик лучше, чем взрослыми.

Автор этого спецрепортажа дает ответы на все вопросы, которые могут появиться у зрителя: Почему конопли так много? Откуда она взялась? Кто и как старается уничтожить эти посевы? Куда смотрит милиция? Даются кадры вертолетов, которые сбрасывают на поля специальные ядохимикаты, мнения экспертов. Мы видим фрагменты из видеоархива спецслужб, где сборщиков жестоко избивают и сажают в тюрьму.

Автор никого ни к чему не призывает. У него другая задача: рассказать о проблеме, которая становится все более острой и затрагивает судьбу детей и молодежи. Рассказать наиболее остро, убедительно, используя собственные съемки, документы, свои и чужие архивные видеоматериалы. Такая работа не может быть сделана за 1-2 дня.

Людей, которые способны делать спецрепортажи, так же как и людей, которые способны делать настоящие телевизионные расследования, надо особенно беречь, холить и лелеять, материально и морально стимулировать.
Спецрепортаж - это фирменное блюдо телекомпании, которое работает на имидж, репутацию. А это, как я уже не раз говорила, одна из важнейших задач телекомпании.

Драматургия сюжета

Завязка, кульминация, развязка. Эти понятия известны всем со школьной скамьи, но почему-то многие авторы информационных сюжетов либо забывают о необходимости особым образом строить сюжет, либо просто не умеют делать этого.

Есть легкий способ проверить: существует драматургия в сюжете или нет? Если вы свободно можете поменять местами начало и финал или просто выкинуть середину, то, значит, сюжет разваливается на глазах и не может держать внимание зрителя. Ружье, которое висит на стене (то есть ваш ввод в сюжет и завязка) должно все же выстрелить в финале. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать факты - надо обязательно выстроить закономерную цепочку.

Помните принцип Штирлица из кинофильма "Семнадцать мгновений весны"? "Всегда запоминается первая и последняя фразы". Действительно, особое внимание должно быть к тому, сумели вы "зацепить" зрителя в самом начале или нет. И финал зритель тоже должен запомнить. Это как печать и подпись на последнем листе документа (не случайно после последней фразы автор называет свое имя и имя своего оператора).

Бывает очень обидно, когда при просмотре сюжета явно видны ошибки в его построении, то есть - слабая драматургия.

В качестве примера вспоминается один сюжет о пожаре. Репортерам повезло: съемочная группа приехала вовремя, кругом дым, работают пожарные, кругом машины Скорой помощи. За кадром зрителям сообщают, какая группа сложности присвоена этому пожару, сколько людей пострадало и т.д. На эту информацию уходит первые полторы минуты. А потом на экране возникает маленькая девочка, которая прижимает к себе своего кота и кричит прямо на камеру: Я сама его спасла!" Забыть этот кадр невозможно.

На самом деле для зрителей именно с этого момента начинается сюжет, потому что это, как говорится, цепляет. Полторы минуты текста и картинки про машины, категорию пожара можно и нужно давать после эпизода с девочкой, потому что градус восприятия после этой ребячьей фразы - "Это я его спасла!" - становится совсем другим. Эмоции другие.

Иногда бывает очень обидно, когда элементарной перестановкой эпизодов можно сильно улучшить сюжет.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.190.82 (0.006 с.)