Е) Концептуально-описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е) Концептуально-описательная - формулирование понятий, категорий, теорий и правил описания, отражающих особенности социальной реальности.



Б)эмпирический – знания о социальных процессах и явлениях, полученные при помощи эмпирических методов исследования: наблюдения, анализа документов, анкетирования, выборочного метода, социальных экспериментов и т. д.

в) по другой классификации добавляется социальная инженерия - это практическое внедрение научных знаний в практику управления и формируется на стыке прикладной социологии, социальной психологии и социального управления. В структуре социологии выделяются различные уровни социологического знания:

а) общесоциологические теории – теоретические концепции, исследующие, описывающие и объясняющие общество в целом, его структурные элементы и их взаимодействия (К. Маркса,Т. Парсонса и Р. Мертона, П. Сорокина, М. Вебера);

б) специальные теории – теоретические концепции, изучающие и объясняющие определенные социальные общности и их взаимодействия

в) отраслевые теории - теоретические концепции, формирующиеся на стыке социологии и других наук, изучающие особенности развертывания социальных явлений и процессов не в обществе в целом, а в его различных сферах (политическая социология, экономическая с., с. культуры, с. образования, с. науки, с. религии).

Социологические исследования в зависимости от того, что конкретно исследуют подразделяются на:

а) фундаментальные – ориентированы на изучение основных тенденций и закономерностей развития общества, его социальной структуры, процессов социальной дифференциации и интеграции, динамику развития основных подсистем социальной системы, разработка принципов, методов и стратегий исследования социальных объектов;

б) прикладные - ориентированы на изучение и регулирование определенных социальных процессов в четко очерченных областях общественной жизни и имеющие целью решение актуальных задач.

В структуре социологии существует дифференциация на макро- и микросоциологические исследования. Макросоциология – изучение крупномасштабных социальных объектов (социальные слои, группы, классы, нации, социальные институты …) и протекающих в них процессов.

Микросоциология – изучение индивидов и их взаимодействий с ближайшим социальным окружением (компания друзей, семья, производственный коллектив …).

Важнейшее место в структуре социологии занимает методология – система принципов, методов, стратегий, используемых для получения новых социологических знаний, их интерпретации и практического применения не теоретическом и эмпирическом, фундаментальном и прикладном, макросоциологическом и микросоциологическом уровнях.


Методы социологии.

Метод – система приемов и правил теоретической и практической деятельности для исследования социальных объектов. I. специальные социологические методы, среди них выделяются:

а) методы общей социологии: 1) структурно-функциональный анализ – исследование социальной структуры, механизма взаимодействия структурных элементов, выполняющих определенные функции;

2) кросскультурный анализ – сравнительное исследование, объект и предмет его культура;

3) сравнительно-корреляционный анализ – исследование статистической связи между различными социальными параметрами и выявление корреляционной зависимости;

б) методы прикладной социологии: 1) анализ документов; 2) наблюдение; 3) опрос; 4) социальный эксперимент.

II. всеобщие: 1) анализ – расчленение целостного объекта на составные части (признаки, свойства, отношения) с целью всестороннего изучения;

2) синтез – соединение ранее выделенных частей объекта в единое целое;

3) индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных;

4) дедукция – способ рассуждения, когда из общего вывода делаются заключения частного характера;

5) аналогия – прием познания, при котором сравниваются похожие признаки объектов, и делается вывод об их сходстве;

6) абстрагирование – выделение и изучение интересующих свойств и отношений объекта, не беря во внимание остальные;

7) обобщение – установление общих свойств и признаков объектов;

8) классификация – разделение всех изучаемых объектов на отдельные группы в соответствии с общим признаком;

9) статистические методы, позволяющие определять средние значения;

III. общенаучные: 1) системный принцип, то есть любое явление, процесс рассматриваются как единое целое (система), обладающее определенной внутренней структурой, взаимодействие структурных элементов;

2) принцип объективности означает изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление рассматривается как многогранное и противоречивое, то есть со всех сторон;

3) принцип историзма предполагает изучение социальных явлений с момента возникновения, их становление, развитие, понимание общих тенденций развития, выявление взаимосвязей с другими явлениями;


Функции социологии

а) Познавательная - изучение и понимание общества, его структуры, особенностей взаимодействия личностей и социальных групп друг с другом и условиями жизнедеятельности.

б) Идеологическая – формирование на основе научного мировоззрения базовых для данного общества ценностей, идеалов.

в) Мировоззренческая - формирование научных взглядов на природу социальных процессов и структуру общества.

г) Прогностическая - на основе знания закономерностей общественного развития выработка кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов в социальной сфере (напр.: демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п.) для разработки рекомендаций в политическом и социальном управлении.

д) Управленческая – выработка рекомендаций для органов государственной власти на основе выявления тенденций и закономерно­стей социального развития и определения прогнозов.

Ж) Оценочная - осуществление оценки соответствия того или иного общества, существующих в нем социальных институтов и организаций, прав и норм ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам, потребностям, интересам

З) Образовательная - тиражирование и распространение социологических знаний и оценок через систему учебных заведений и повышения квалификации.


Стадии это завершение развития. Условие существования любой науки это существование законов а ее предназначение это познавание этих законов. Все свои идеи Конт черпает у своего учителя Сен-Симона.Конт первый открывает понятие соц.реальность(мир людей) из окружающего мира. Соц.реальность-часть всеобшей системы мировоззрения. Конт придерживался традиций сформировавшихся до него в фолософии(отдельному человеку свойственен эгоизм, его нужно преодолевать через воспитание, общество состоит из отдельных индивидов, кот.действуют независимо, но участвуют в развитии общества в целом). Конт подчеркивал общество выше индивида.

Общество рассматривал как неделимое целое. Структура и развитее общества определяется фундаментальным законом человеческой природы. Он не отличает общество и человечестов считает их равными. Он предлагал изучать общество с двух сторон статической(изучает строение социального организма) и динамической (изучает функционирования общества, развитие общества и его изменения)цель статики обнаружение законов порядка цкль динамики обнаружение законов общ. прогресса(развитие и упрочнение соц.порядка) основные труды- Курс позитивной философии, Система позитивной политики.


7. "Органическая социология" Г.Спенсера

Г.С. (1820-1903) - английский философ,социолог-позитивист, основатель органической шк.соц-и. Главный труд - "Основание соц-и" (о его взглядах на общество). Суть теории - в понимании общества как соц-го организма, подобного билогическому и развивающегося по таким же законам. Выделил общие черты между биоорганизмами и соцорганизмами:

все организмы растут, увеличиваясь в объеме;

они имеют свою внутреннюю структуру;

эта структура усложняется по мере роста;

Социология Э.Дюркгейма

Э. Д. (1858-1917) — один из основателей современной соц. Социология - наука о соц.фактах, образующих соц.реальность. Существование социологии как самостоятельной науки вытекает из специфики соц.реальности, воплощенной в соц.фактах. Соц.реальность включена в природный мир и развивается по определенным законам, то есть общество – это реальность особого рода. Общество автономно по отношению к природе и по отношению к индивидам. Человек - двойственная реальность, в котором есть две сущности: социальная и индивидуальная (социальная имеет приоритет над индивидуальной).

Соц.факты – это политические, правовые, моральные, религиозные другие идеи, нормы и ценности, выработанные коллективным сознанием людей. Соц.факты объективны, то есть не зависят от индивида и заставляют отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями не зависимо от его желания.

Карл Маркс (1818-1883) — основатель диалектико-материалистических философии, политэкономии, социологии и политологии, основоположник марксизма. Вместе с Ф.Э. разработал концепцию общественно-экономической формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Особое значение придавалось структурному строению каждого общества: базису (производственные отношения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным, философским воззрениям).

Его теория исходит из положения, что способ материального производства – это основа любого общественного строя. Материалистическое понимание истории предполагает рассмотрение общества как соц.организма, единой соц.сис-мы, источник развития находится в ней самой, а не вовне. Люди в процессе своего взаимодействия друг с другом, вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, общественные отношения. Основа всех общественных отношений составляют экон.отношения – базис общества. Экон.отношения связаны с производительными силами, созидающими материальные и духовные блага. Производительные силы – рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства и сами средства производства, которые принадлежат владельцам, капиталистам. В процессе производства между рабочими и капиталистами складываются производственные отношения. Единство производительных сил и производственных отношений образуют способ производства материальных благ, который постоянно изменяется и развивается. Движущая сила развития способа производства – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. Это приводит к соц., классовому конфликту, который неизбежно подталкивает общество к изменению, соц.революции. Переворот в способе производства, в экон.базисе общества сопровождается коренными изменениями в надстройке общества. Надстройка общества – политические, юридические, религиозные, философские взгляды людей.

Марксом была разработана концепция соц.конфликта в виде грядущих соц.революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство, а также проанализированы все формы классовой борьбы.

СФ рассматривает общество, его явления и процессы как соц.системы, имеющие свою структуру и механизм взаимодействия соответствующих структурных элементов, каждый из которых выполняет своеобразную роль, функцию.

Изложены Толкоттом Парсонсом (1902-1979). Идея – установление соц.порядка, поддерживающего равновесие системы, связывающего между собой структурные элементы системы, добивающегося согласия между ними. Соц.система состоит из взаимодействий индивидов, которые одновременно и действующие лица (акторы) и объекты, кот. являются акторами и на кот. акторы действуют. Соц. система функционирует как «открытая»(взаимодейств. с окр. ср.). Изменения связаны с соц.действиями людей. Соц. система – это система, образуемая состояниями и процессами соц.взаимодействия между действующими субъектами.

Соц. действия вкл.2 компонента:

а) действующее лицо (актор) - субъект действия со стремлением действовать с определенными целями и способного описать способы их достижения, осуществить их;

б) ситуационное окружение (СО)- изменяемые и неизменяемые факторы. СО действующих субъектов состоит из факторов:

1) биолог организм;

2) личностная подсистема;

3) культурная подсистема;

Социальная подсистема.

СФ был подвергнут критике, потому что он практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы и согласованию интересов различных подсистем. Вывод сделан на основе устройства США.

Роберт Кинг Мертон (1910 г. р.)суть СФ-одно явление может иметь различные функции, а одна и та же функция может выполняться различными явлениями. Если Парсонс занимался поиском функциональных механизмов обеспечения стабильности социальных систем, то Мертон изучал дисфункциональные явления, ослабляющих саморегуляцию данной социальной системы и возникающих из-за них напряжений и противоречий в социальной жизни.

Теории социального конфликта (ТСК) на основе критики СФ. Чарльз Райт Миллс (1916-1962) в основе развития-конфликт, а не конформность (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений). Общество всегда нестабильно, тк в нем идет борьба между соц.группами. Миллс утверждал, что высшим проявлением конфликта является борьба за власть.

Ральф Дарендорф (1929 г. р.) —все сложные организации основываются на перераспределении власти. В основе конфликтов лежит не экономические, а политические причины. Источник конфликтов — это так полит.человек.

Льюис Козер (1913 г. р.) соц.конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства соц.групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение соц.статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п.

А) Теория соц.обмена (ТСО). Представители Джордж Хоманс (1910 г. р.) и Питер Блау (1918 г. р.) исходят из примата человека, а не системы. Провозгласили значимость психических качеств человека, тк для объяснения поведения людей необходимо знать душевные состояния индивидов. По Блау, люди могут получить желаемые,только вступая во взаимодействие с другими людьми, хотя это взаимодействие не всегда удовлетворяет его участников.

Б) Символический интеракционизм. Представители пытались найти выход из противоречий бихевиоризма, рассматривая поведение с точки зрения того значения, которое придает личность или группа тем или иным аспектам ситуации. Соц.обусловленные реакции людей включают жесты и принятие ролей, что составляют основу соц.жизни. Жесты и разговор-черты соц.взаимодействия. Особенность этого взаимодействия: каждый индивид может представить себе эффект воздействия символической коммуникации на других участников. Участники как бы ведут «внутренний разговор» с собой и предвосхищают реакцию других. В своем воображении мы принимаем другие соц.роли и интернализуем (внутренне усваиваем) установки соц.группы.

Феноменологическая соц (ФО)-задача анализ и описание повседневной жизни. Ф. анализ должен показывать, как этот мир конструируется. Соц.реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации и состоит из объяснения и приписывания мотивов поведения участниками коммуникативного акта. ФС появилась благодаря трудам А. Шюца (1899-1959) и его теории «социология обыденного сознания».


Общество как соц.система

Общество - социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды социальных общностей и их взаимосвязей и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием.

Составные эл-ты общества-люди, соц.связи и действия, соц.взаимодействия и отношения, соц.институты и организации и тд. Каждый из них во взаимосвязи с другими, занимает специфическое место. Задача соц.-определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших её элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как соц.системе.

Благодаря структуре общество отличается от др.соц. явлений, имеющих свою упорядоченную структуру. Соц.структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. Общество как соц.система - это такой соц.организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.

Системные признаки общества: целостность; устойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима соц.взаимодействий); динамизм (смена поколений, замедление, ускорение); открытость (соц.система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды); саморазвитие (источник внутри общества, это производство, распределение, потребление, база-интересы и стимулы соц.общностей); пространственно-временные формы и способы соц.бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни).

То общество как социальная система в соц.-большая упорядоченная совокупность соц.явлений и процессов, более или менее тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое соц.целое.

В соц.структура общества рассматривается в разных ракурсах. 1) Когда выявляется детерминистская (причинно-следственная связь) соц.явлений и процессов, их субординация, общество обычно рассматривается (например, в марксистской соц.) как целостная система, включающая 4 основные сферы - экон, соц, полит и духовн. По отношению к обществу в целом каждая из этих сфер общ.жизни выступает как его подсистема, хотя в иной связи она сама может рассматриваться как особая система. При этом каждая предыдущая из этих систем оказывает определяющее влияние на последующие, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на предыдущие.

В иной связи, когда на первый план выдвигается характер, тип соц.связей, общество как соц.система включает следующие подсистемы: соц.общности, соц.инсты и организации, соц.роли, нормы и ценности. По уровню обобщения материала соц.изучение общества как соц.системы включает 3 аспекта: а) выделение всеобщих универсальных свойств, связей и состояний общества; б) изучение конкретно- исторических типов обществ, ступеней развития цивилизации; в) изучение отдельных конкретных обществ.


Типология обществ.

Типология обществ

В современной социологии выделяются различные типы (образец, модель, формирующаяся на основе целостной совокупности принципов) обществ. 1) Если в качестве главного признака выбрать письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные;

2) Все общества делятся на простые и сложные. Простые: нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена)возникли 40 тысяч лет назад.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования, т. е. способ производства. Самый древний – охота и собирательство (общество первобытных охотников и собирателей). Далее общества скотоводов; огородников; земледельцев.

В середине XIX века К. Маркс предложил свою типологию: основанием которой служат два критерия – способ производства и форма собственности. Общества, различающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные этими признаками, составляют общественно-экономическую формацию. По Марксу, человечество последовательно проходит различные стадии в своем развитии: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

В переходный период от одного типа общества к другому изменяются технологии, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура самого общества.

Рассмотрев различные этапы и типы развития общества можно сделать вывод о том, что в развитии общества наблюдаются определенные тенденции и закономерности: 1) закон ускорения социального развития; 2) закон неравномерности экономического, социального, политического и духовного развития; 3)наличие в развитии общества социального прогресса.


Классификация групп

Первичные и вторичные

Так же большие(соц. слой проф группы, этические сообщества, возрастные группы).Малые (семья, соседи дружеские компании),целевые (единая цель предвыборная компания),условные (для статистики), реальные (группы выделяемые на основ. Реал. Сущ. Признак)


Малые группы и коллективы.

Социология малых групп — область социологии, изучающая малые социальные группы и контактные коллективы. Предметом ее исследования являются: формирование, функционирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективности групповой (коллективной) деятельности.

В отечественной социологии изучение малых групп преследует двоякую цель: получение теоретических знаний о сущности малых групп как специфического социального явления и выработка практических рекомендаций по управлению групповыми процессами.

Минимальный размер малой группы — два человека, максимальный — несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5—7 чел. Виды малой группы: формальная, неформальная, первичная.

Социальные институты.

Под институтом, подразумевают относительно стабильнуюсовокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов,которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия,образование, экономика, управление.

Социальный

институт представляет собой:

ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;совокупность обычаев, традиций и правил поведения;формальную и неформальную организацию;совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферуобщественных отношений;обособленный комплекс социальных действий.Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональныхподходов, подразумевая главные институты: 1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность; 2. политический - институт власти; 3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей; 4. военный – институт, организующий законное наследие; 5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
17. Социальные организации.

Формальная организация рациональна, безличностна, предусматривает и регулирует только служебные отношения, ее деятельность полностью подчинена достижению определенных целей, наличие административного персонала.

Социальная организация – это такая общность людей, которая складывается в определенную систему отношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудничества в процессе функционирования.

Выделим типы организаций: добровольные ассоциации, производственно-хозяйственные, кредитно-финансовые, научно-исследовательские, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, учреждения культуры и досугового обслуживания населения, учреждения правоохранительных органов, организации вооруженных сил, административно- управленческие организации.


Культура.

Российская культура сложилась в результате исторических процессов самоорганизации множества народов российской Евразии. Она развивается в суровых геоклиматических условиях, на территориях, по большей части непригодных для жизнедеятельности людей. Она имеет этнонациональную и конфессиональную (вероисповедную, церковную) основу.

Но государствообразующей основой отечественной культуры является культура русских, язык которых стал языком межнационального общения. Нынешние русские происходят от восточнославянских, населявших леса, русла Приднепровья, Верхнего Поволжья, приокские территории, Новгородские земли, Поморья…, а также представители финно-угорских и тюркских народов. В ряды русских издревле вливались отдельные рпедставители других народов, судьба которых была связана с русской культурой. Русские исповедуют одну из форм христианства – православие.

В российское государство на различных этапах исторического развития вливались зрелые этносы (якуты, татары, чуваши…) и народы, имевшие в прошлом государственность (армяне, литовцы, поляки…). На первых этапах формирования российской культуры в духовном становлении преобладали язычество и православие. По мере присоединения к Руси соседних территорий среди русских появились мусульмане, буддисты, католики, протестанты, сторонники иудаизма. И в повседневной жизни представителям разных национальностей, живущих на территории Руси приходилось согласовывать трудно совместимые нормы жизнедеятельности, духовные ценности разных этнических культур.


Российская культура является результатом исторических процессов самоорганизации множества народов российской Евразии. Она развивается в суровых геоклиматических условиях. Ей присущ ярко выраженный гетерогенный характер этнонациональных и конфессиональных основ.

В рамках российской культуры сформированы крупные этно-национальные, религиозные, социальные, субтерриториальные системы, которые в свою очередь включают в себя разнообразные системы меньшего масштаба (субкультуры) и социокультурные сегменты (культурные стили жизнедеятельности).

По мере расширения границ России гражданами страны становились народы с разным укладом жизни и традициями; с неодинаковым уровнем социальной дифференциации. Межцивилизационное положение страны придает отечественной культуре особую конфликтогенность — народам России, рядовым гражданам, представителям государственной элиты всегда приходилось на практике согласовывать трудносовместимые нормы жизнедеятельности, духовные ценности разных этнических культур. Правительство проводило переселенческую политику. Особый предмет государственной политики — приобщение представителей разных народов к системе российского законодательства и права; развитие современной системы образования и социализации молодежи, позже — стимулирование научной и культурно-информационной деятельности. Немало усилий государство прилагало к тому, чтобы в стране заработали культурные механизмы, создающие единое хозяйственное пространство. Формирование отечественной хозяйственной культуры осложнялось тем, что восточные и северные территории России постоянно оставались трудными для освоения и массовою заселения. Условия жизнедеятельности, определенная расстановка социальных и культурных сил, активная роль государства в регулировании многих сторон социокультурной практики предопределили существование в нашем обществе таких явлений, как сильная власть центра и слабая власть на местах; динамичные формы жизнедеятельности в крупных городах, в отдельных регионах, но замедленный темп жизни на периферии; большой объем государственной и коллективной собственности, но чрезвычайно ослабленный институт частной собственности; пестрый фон разных хозяйственных укладов народов России и слабые рыночные механизмы; размытая дифференциация социальной структуры со специфическими формами гражданской инициативы и демократическими традициями, ведущая роль государства в развитии образовательных, информационных и духовных факторов, интегрирующих народы российской Евразии.

Такая стратегия модернизации породила глубокий культурный раскол: российское общество оказалось разделенным на две группы, непропорциональные по численности и степени участия в обновлении культуры, — по-евронейски мыслящие высшие слои и основная часть населения, которая состояла из этнонациональных и региональных сообществ, продолжавших жить в основном традиционными укладами.

Социалистический способ обновления страны объективно приобрел для России разрешающее значение, хотя эти процессы сопровождались масштабными издержками гуманитарного и культурного плана. В рамках советской модели более последовательно, чем в дореволюционный период, стала преодолеваться хозяйственная многоукладность и социальная поляризация. Разнотипные культурно-цивилизационные ориентиры деятельности граждан удалось объединить общими духовными принципами развития. Эти процессы культурной консолидации базировались на действии целого ряда масштабных социальных институтов и структур. В стране действовала эффективная для своего времени система социализации молодежи и подготовки кадров для разных сфер деятельности В постсоветский период в нашем обществе вновь встает проблема выбора вектора развития, а следовательно, и стратегии преобразований. Попытка группы отечественных реформаторов реализовать в 90-х гг. либерально-рыночную модель модернизации привела лишь к углублению общесоциального и экономического кризиса. Такой результат обусловлен переоценкой возможностей реформ либерального типа на отечественной почве и недооценкой творческого потенциала российского общества


О.М. – важнейший компонент общественной жизни, выражающий взгляды, оценки, ценностные ориентации определенных групп людей или общества в целом, воплощающий в себе коллективную совесть и имеющий силу неписаного закона.

О.М. обладает силой «стабилизации» массовой аудитории и делает управляемой, так оно сильно влияет на поведение людей, социальных групп, организаций, партий и поддерживает определенные нормы поведения, ценности, осуждая других.

О.М. активизируется в период значительных политических событий, например, выборов. Оно постоянно подвергается обработке самыми разными рекламными сообщениями, доставляемыми по разнообразным каналам СМИ.

В России систематическим изучением О.М занимаются следующие организации: ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения О.М.), Левада- центр, Общероссийский Общественный Фонд «Общественное мнение» и другие структурные подразделения административных, общественно-политических организаций и научно-образовательных учреждений (при МГУ, институте социологии).


Социальное неравенство существует во всех обществах, даже в самых примитивных (первобытные племена: вождь, охотники и другие члены племени получают разную долю от добычи). Соц. нер. проявляется отчетливее в более крупных и сложных обществах, чем в примитивных.

Социальное неравенство связано с теориями социальной стратификации, которых существуют множество, но все они имеют разные подходы к предмету. В любом социуме выстраивается иерархия статусов, ролей и норм.

Стратификация — структурирование неравенства (неравный объем власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа) между различными социальными общностями, слоями и группами людей. Стратификация связана со способами, с помощью которых неравенство передается от одного поколения к другому, при этом формируются различные слои (страты) общества. Социальные различия складываются в сис­тему социальной стратификации тогда, когда группы людей начинают иерархически выстраиваться соответственно некоторой шкале неравенства, что может выражаться в различии доходов, состояний, власти, престижа, возраста, этнической принад­лежности или посредством какой-нибудь другой характеристики.

Общество разделяется на различные страты. Представители одной и той же страты обычно имеют одинаковые жизненные шансы, стили жизни и могут обладать определенной коллективной идентичностью, отличаясь от представителей других страт (богатые и бедные).

Социологи, как правило, выделяют три основных типа социальной стратифи­кации: кастовую (каста — род, замкнутая общность людей, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса), сословную (сословие — социальная общность в рабовладельческих, феодальных обществах, обладающие закрепленными в обычае или законно наследственными привилегиями и обязанностями) и классовую (класс — большие социальные общности людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства и характеру присвоения благ в условиях рыночных отношений.

Социальная мобильность — изме­нение индивидом или группой положения в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен П. Сорокиным (1927), он включил в социальную мобильность не только переходы лиц и групп из одних социальных слоев в другие, но и любые изменения в их социальном положении. В дальнейшем социология на Запа­де при изучении социальной мобильности сосредоточилась на иссле­довании переходов, перемещений из одних социальных слоев в другие. Тем самым теории социальной мобильности оказались тесно связанными с теориями социальной стратификации, по­скольку в последних выдвигаются те или иные критерии деления общества на социальные слои (страты).

Личность – это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств человека, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми и во взаимодействии с социальными институтами, организациями.

Наиболее социально-значимые качества личности таковы:

Са мосознание; самооценка; активность; интересы; убеждения; установка; ценностная ориентация; идентичность; ответственность за свои поступки; автономность.

Социальные качества (свойства) образуют сложную структуру личности и обнаруживаются в конкретных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках. В личности сочетаются индивидуальные и социальные качества.

Важнейшие компоненты структуры личности: - память – система знаний;

- культура – совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в процессе деятельности;

- деятельность - реализация потребностей и интересов личности.

Личность в социологии рассматривается и как субъект деятельности, то есть как активный участник общества, творец социальных отношений, и как социальный тип, то есть объект социальных отношений, объект воздействия общества на личность. Социальный тип - категория людей, объединенных общностью каких-либо внешних или внутренних черт, совокупностью социально значимых качеств.

Как субъект деятельности личность может проявить себя только во взаимодействии с другими людьми в социальных группах через овладение культурой, унаследованной от предшествующих поколений.


Разнонациональные,

Социальный статус (социальная позиция) — положение личности в обществе, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и связанное с определенными правами и обязанностями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.242 (0.095 с.)