Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ведущие элементы материальной культуры.
Акинаки – двулезвийные мечи и кинжалы, короткие и колющие. Рукоять: сначала поперечный брусок – навершие, затем овальное навершие, затем волютообразный выступ. Перекрестье – почковидное, бочковидное, треугольное. Носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Рукоять обкладывали золотом. Лук – короткий, выгнутый в двух местах. + Стрелы – бр. Наконечники 2 и 3-лопастные. В специальных чехлах - горитах. Копья (1.7 -2.2 м.) железные наконечники, широкие листовидные. Топоры – секиры – неширокие лезие, молоточновидный обушек. Топоры-клевцы. Чешуйчатый панцирь (бронзовые и железные пластины на кожаной основе) + кожаные защитные пояса. Шлемы - бр. Каска, затем чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе. Щиты Конское снаряжение: удила из бронзы или железа + трехдырчатые псалии ->кованные железные + 2дырсатые псалии; бляхи, нащечники, налобники, наносники. Керамика: лепная посуда и тара, сфероподобные сосуды, черпаки. Орнамент – налепной или процарапанный. Массово ввозилась античная гончарная керамика. Деревянная посуда: блюда, полусферические чаши с золотыми обкладками. Металлическая посуда: крупные бронзовые местного производства, привозные кубки из золота и серебра. Одежда: М – штаны шаровары, рубаха, кафтан-куртка, сапоги, остроконечные шапки башлыки. Ж- длинные платья, башлыки, коническкие, усеч-конические головные уборы. Украшения: Бусы, браслет, височные привески, гривны, булавки, зеркала.
Хозяйство и орудия труда Степи северного Причерноморья – кочевое скотоводство, затем полукочевое скотоводство. Сначала – постоянная подвижность всего населения. Продукты питания и ремесленного труда – военным путем или обменом. Основа стада – лошади и мелк. Рогатый скот. Затем – постоянные летние и зимние стоянки => рядом родовые кладбища => V-IV века до н.э. – в нижнем Поднепровье –оседание => растет количесто крупного рогатого скота => зарождение подсобного земледелия (ячмень и просо), мотыги, костяные лопаты, железные серпы, каменные зернотерки. Лесостепь Сев. Причерноморья – нескифские народы ск. Культур. Основа - земледелие (пшеница, просо) - деревянные плуги, железные серпы и мотыги + скотоодство (кр. Рогатый скот). С оседлостью идет развитие металлургии. Черная металлургия - бурый железняк, обжигался в ямных и шахтных печах. Кузнечное дело: молоты, клещи, пробойники, зубила. Цветная металлургия – сырье с Сев. Кавказа, Южного Урала, Казахстана, Балкано-карпатских рудников. Штамповка, теснение, украшения из золота и серебра. Обработка кости и рога. Кожевное дело. Прядение и ткачество овечья шерсть, лен, конопля. Торовля с грческими колониями в сев. Причерномореье (ввоз – вино, керамика, мет. Изделия; вывоз – рабы, шкуры, зерно
Искусство Геометрические и растительные мотивы с зооморфными и антропоморфными образами. Прикладное зооморфное искусство – скифо-сибирский «звериный стиль». Единые черты: набор образов и поз (копытные, хищные, птицы, фантастические животные). На предметах вооружения, конского снаряжения, одежд, наверший, ритуальных предметов. Культ солнца и огня. Трехчастная концепция мироздания. Популярен образ оленя. Монументальная антропоморфная скульптура –воин из камня Религия - Реконструкция по древнегреческим письменам - Культ предков и героев - Культ солнца и огня. - змееногая хтоническая богиня - пережитки тотемизма.
Гибель «Великой Скифии» Н. III века до н.э. – экспансия сарматов с востока сев. Причерноморье. – 1 т.з. Крах кочевого скотоводства из-за изменения климата или черезмрной эксплуатации пастбищ- 2 т.з. Остатки скифов в Крыму III век до н.э. – III-IV н.э. позднескифская арх. К. сильное влияние сарматов и античности, отсутствие «Скифской триады»
За пределами скифского мира, но в тесной связи с ним. Земледельцы – скотоводы с сев. Кавказа. Меотская культура IX век до н.э. –III век н.э. Бассейн Кубани и в. Приазовье. Многочисленные поселения (ров, вал, цитадель). Дома: солома/камыш, деревянный каркас+ глина – стены, солома/камыш +прутья – крыша, пол глинобитный. Погребения: трупоположение в ямах бескурганных могильников. Но есть урганы скифо-меотской аристократии (ульские и келернесские) ¾ I тыс. до н.э. – ослабевание влияния степных кочевников => под курганами не могилы, а святилища. К. I тыс до н.э. – влияние сарматов => распространение катакомб и подбоев
Н. IV века н.э. – перестает сущестовать в классической форме Кобанская культура XII- IV века до н.э. Ц. предкавказье (входила в состав КМП в позднюю бронзу) плавно вошла в Ж.В. Высокий уровень металлургии и металлообработки. Перенимали у кимерийцев и скифов новшества -> совершенствовали их-> массовое производство.
5) Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: "савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга. Общая характеристика. Искусство.
1) см. № 4 2) "савроматская" культура (7-6-4 вв. до н. э.) Междуречье Нижн. Дона и Нижн. Волги, Заволжье, Сев. Прикаспий, степи Приуралья. Савроматы – условное общее название для всей группы ираноязычн. европиоидн. кочевников данного ареала, объедин. Родством языков и сходной материальной культурой. Хоз-во Кочевое скотоводство -> стабильные маршруты, постоянные зимники и летники. Известна по погребениям: Под курганами (на В. насыпи с камнем) В лесах с «заплечиками» (упоры для перекрытия) Катакомбы и?подбойные могилы (Юж. Приуралье) Трупоположение на спине, ориентация на З. Напутственная пища = туши обезглавл. баранов Инвентарь: (м.) Мечи Стрелы Уздечка Орудия труда (ножи, пряслица, проколки) (ж.) Мечи Украшеня Зеркала Stone блюда Столики-алтарики Ретуальные ложечки
Культ огня – сожжение надмогильных сооруж.; надмогильные костры (угольки, охра/сера, red кристаллы реальгара в могиле. Материальная культура (Оружие близко к скифскому) Акинаки с навершием с 2-мя катевидными выступами Наконечники стрел (втульчатые и черешковые) Уздечные привески-амулеты из клыков кабана
КЕРАМИКА: Глуболепная (баночные, шаро и яйцевидные формы) Плоскодонная Круглодонная (в приуралье с примесью талька) Бронзовые сосуды – двуручные рюмкообразные котлы на высокой ножке wood чаши с Au обкладками. Орнамент и украшение в «зверином стиле» НО свои особенности Популярное изобр.: Волкоподобный хищник 2-горбный верблюд Лось
Культуры сако-массагетского круга Саки = древн. персы и антич. авторы называли так ираноязычных кочевников Ср. Азии Массагеты = различные группы среднеазиатских племен, отличающихся хоз-ом и образом жизни Путаются и плохо различаются => сборное название сако-массагеты (Ц. и В. Казахстан, Семиречь, Памир, Приуралье) Кочевники курганные могильники свой неповторимый вариант звериного стиля керамика: лепные миски, банкообразные горшки
ПОГРЕБЕНИЯ Саки приуралья – могильники Хигарок и Южный Тагискен 7-5вв до н. э. (h – 2 м, d – 10-40 м) Трупоположение в ямах/на земле; головой на Запад; на спине (шатровые wood каркасные постройки с прутьями и камышом) Инвентарь: (м.) Стрелы Кинжалы Акинаки (ж.) Бр. Зеркала Stone алтарики Пряслица (общее) Ножи Керам. Сосуды Конское снаряжение В одежде и головном уборе, расшитых бусинами Тасмалинская культура (центральноказахстанская группа с-м круга) 7-?3 вв до н. э. d = 10 м, h = 1 м; головой на Север; ямы перекрыты stone плитами Инвентарь: Оружие Узда Лошадиные головы
В Семиречье (Ю-В Казахстан и Сев. Кырнустан) -> Бесматырский и Иссыкский курганные могильники Бесматырские курганы В наземных срубах из ели; сверху насыпь stone-ground; окружен stone валом + коридор-дромос с В.
Иссыкская группа Курган № 16 (4-3 вв до н. э.) по stone насыпью в яме был сруб; в срубе на дощытом полу мужчина 16-20 лет в великолепном парадном одеянии с многочисленными Au нашивками, геометр. И зооморфн. Оленяшки; высокий остроконечный головной убор; нижняя рубаха, короткий кафтан, штаны из кожи и войлока, сапоги, сумочка с бр. Зеркалом, мечь, стрела с Au наконечником, кинжал с Au обкладкой, 131 сосуд из дерева, глины, Ag чаша с надписью.
6) Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: пазырыкская, тагарская и уюкская культуры. Общая характеристика. Искусство.
1) см. № 4 2) Пазыпыкская культура – 6-3 вв до н. э. Алтай и часть В. Закавказья П.к. = продолжение и развитие памятников переходной эпохи от бр. в. до ж. в. (майэмирского типа) 8-6 вв до н. э. Майэмирская эпоха = возникновение первых произв. Иск. Ск. (перестраивание всего под нормы «ск. Триады»)
Погребения: • Курганы (stone насыпи) • Трупоположение в ямы со срубом или stone ящиком (расположены рядами цепочек) • Инвентарь: Оружие + лошадь (м.) Нож и зеркало (ж.)
Родовые кладбища царского масштаба: (курганные группы) o Пазырыкские o Башадарские o Туэктинские h – 2-4 м, d – 50 м (прекрасно сохр. в период вечной мерзлоты)
Куган №1 могильн. Ак-Алаха 3 (знатная женщина с татуировками) Поселения не было -> зимой жили в wood домах (в химнике), летом – в повозках.. Импорт из Китая и Ирана ОДЕЖДА: (ж) Длинные до земли кафтаны с длинными рукавами х/б рубахи юбки войлочные чулки сапоги парики (м) кафтан/короткая куртка/шуба рубаха кож. или ткан. штаны сапоги войлочные шлемовидные башмаки с навершием в виде птичьей головы
Местный зв. стиль: симметричные многофигурные композиции, S-образная форма зверей, сцены терзания копытных хищниками Керамика: лепные кувшины с высоким горлом (со спиральными налепками и аппликациями)
Уюкская культура 8 (7?) – 3 вв до н. э. В Туре (респ. Тыва), В Алтай, С-З Монголии Аржан -1 и Аржан – 2 (в долине р. Уюк (массовые захоронения людей и лощадей)) ПОГРЕБЕНИЯ: На боку в wood срубах или stone ящиках или просто ямы под курганами
Аржан – 1 (9-8 вв до н. э.) Stone насыпь h – 4 м, d – 110 м; наземное wood сооружение из 70 камер бревенчатых; ценрт – 2 вставленные друг в друга камеры. Царь и царица в гробах-комодах, 8 знатных чел. и 6 лошадей с экипировкой; вогруг еще 42 камеры с людьми и лошадьми.
Бревенчатые перекрытия над всей конструкцией; насыпь укреплена stone стеной – крепидой ИНВЕНТАРЬ: разграблены в древности, но сохранились остатки меховой (соболь) и шерстяной одежды Au украшения Бр. навершия Бр. и из кости стрелы Конское снаряжение Аржан – 2 (через 150 лет после Арж – 1) Stone насыпь, h – 2 м, d – 80 м; окружена stone стеной и горизонт. Плитой
7. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура. Искусство сарматской эпохи
Сарматская эпоха (сармато-гуннская эпоха) – III в. до н.э.-IV в. н.э., степи Евразии. Сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам и создавшие на месте культур скифского облика культуру нового типа.
К I т. до н.э.-нач. I т. н.э. – постепенное расширение политического и культурного влияния племенных объедин. народов хунну, часть которых затем вошла в гуннский полиэтнический массив, хлынувший в IV в.н.э. в Европу. => «сарматско-гуннская» эпоха Во-первых, т.к. ни 1 из народов не охватывает всю характеризуемую с их помощью территорию; Во-вторых, т.к. термины «хунну» и «гунну» почти тождественны, но соответствуют разным историческим периодам и культурным сообществам.
Перемены в материальной культуре и искусстве Привели к исчезновению «скифской триады» 1) Совершенствуются формы вооружения Акинаки à длинные всаднические мечи Бронз.втульчатые à железн.наконечники; с черенковым креплением к дереву «Скифск.типа» сигмавидный лук à длинный дуговидный лук «гуннского типа» 2) Развитие конского снаряжения Стержневидн.псалии à крупные кольца Седло à более жесткое 3) Изменения в искусстве Скифо-сибирск.стиль à прикладное анималистическое искусство (более орнаментальное); украшаемые объекты были фоном, а не композиционной основой.
Сарматская культура IV в. до н.э. – IV в. н.э.; От запад.Казахстана и Южн.Приуралья до Северо-зап. Причерноморья Историческое ядро культуры: Южн.Приуралье (чертв, особенности проявляются еще в V в.до н.э., как эволюция «савроматской культ.»)
III – II в. до н.э. – рашрирение территорий до Сев.Причерн. => вытеснили скифов + вторжение в Сев.Кавказ I-II вв. н.э. – подчиняют все остальные племена сарматского круга III в. н.э. – готская экспансия, затем нашествие гуннов
ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ Поселения не обнаружены, только погребения (Филипповские курганы): Трупоположение под курганами; в узких прямоуг. могилах, перекрытых досками и хворостом; на спине (редко на боку или на спине с ромбовидн. положением конечностей), руки и ноги прямо, головой на Юг. (иногда в катакомбах) Труп клали на подстилку из органики (реже дерев.гробы и носилки, ложе колесницы)
Элементы материальной культуры
Вооружение: Повышение массивности наступательного вооружения Железные черенковые наконечники стрел Более длинные и массивные наконечники копий (прим. 3 м. длина) Железн. кинжалы и мечи; Железн. чешуйчатый панцирь Сварка мечей внахлест; практика цементации Конское снаряжение: Сначала железн. удила и псалии скифского типа; сигмавидн. И прямые стержни с 2-мя отверстиями, затем железн. удила с кольцами III в. до н.э. – I в. н.э. – богатые наборы сбруи с серебр. бляхами(с зооморф., растит. и мифолог. сюжетами) Керамика: Лепные (шаровидные сосуды), плоскодонные (миски и кувшины) и круглодонные сосуды (стилизованные зооморфные ручки + импорт) Бронз. посуда: Бр.котлы с яйцевидн.или шаровидн. туловом с поддоном Одежда: Близка к скифской, но больше фибул и пряжек + украшение бисером Украшения: Браслеты (бронза, железо, зол, сереб), серьги (бр. кольце- и спиралевидные), диадемы, гривны, ожерелья из бусин (янтарн, корал, стекл, горн.хрусталь), миниатюрные бр. зеркала
Искусство Торевтика: - зооморф. образы (тонкие, схематизированные, сильно изогн. – хищники, драконы, копытные) - антропоморф - растительн.мотивы
I в. до н.э. – II в. н.э. – полихромный стиль с ярким колоритом (излелия из драг.мет.) Техники: филиграни, зернения, инкрустации (самоцвет., стекло, цветн.эмаль) К сарматской культ. относится позднескифская культ – III в. до н.э. – III- IV вв. н.э. Крым и Нижн.Поднепровье. (враждовали с сарматами) Г.Неаполь на р.Сангир (столица) – III в.н.э. – исчезла после готской экспансии
8. Таштыкская культура в Минусинской котловине и культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. в Забайкалье и Монголии. Основные памятники. Искусство.
Культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. (по китайск. письменам); Монголия, Ю.Маньчжурия + Прибайкалье, Тува, Минусинская котл., Алтай. Присоединены в III в. союзом хуннских племен под главенством Маодуня.
Основные памятники: Поселения и погребения Поселения: селища и городища с мощными укреплениями Иволгинское городище (в Бурятии, ок. Улан-Уде). S=70м2 З ряда рвов; бревенчатые ворота; жилища расположены правильными рядами, образующими квадр.кварталы. Прямоуг. землянки 3х4 (стены: сырцовые/глинобитные/плетневые с обкладкой; потолок: дерево, покрыт. берестяными полотнами, прутьями, опора на балках; двускатная крыша) + очаг в С-В углу из камня. Система отопления (китайск.кан + дымоотвод вдоль стен => рядом нары и ямы-погребки) + шалаши и юрты Погребения Курганные и бескурганные с кам.выкладкой «Курганы со шлейфом» - с отходящими каменными полосами (употр.в Ильмовой пади) Трупоположение вытянуто на спине, головой на С; в 4-х угольн. дощатом гробу, обтянутом спец. Тканями; опускали в яму, иногда в сруб. Инвентарь: лук и стрелы, изделия из кости. Курганы в горах Ноин-Улы (Монголия) – богатейшие захоронения знати под небольшими каменно-земляными насыпями в глубоких ямах; вход образован дромосом, подходящим к яме с Юга, с насыпью типа «шлейфа». Внутри 2 деревянных камерных сруба с полом из тесанных бревен (гроб внутри меньшего сруба, на ковре, лакированный и расписанный, стены драпир.тканями). В кургане №6 дерев.лакированная китайская чашечка с письменами
Формы материальной культуры Вооружение:
Конское снаряжение:
Орудия труда:
Прибор для разведения огня: дерев.доска, дерев. палочка-сверло, костяной упор и лучка для вращения сверла. Посуда из глины, бронзы, дерева Керамика:
+ деревянные кит.чашечки с лаком и изображениями. Одежда: распашные кафтаны, шаровары (из шерсти или шелка), сапоги из войлока и кожи, шапки с наушниками Украшения: Бусы импортные (стекло) и местные (полудраг.камни и кость) + бронз.кит.зеркала
Искусство:
Таштыкская культура II (I?) в. до н.э. – V в. н.э., Минусинская котловина Сменила тагарскую культуру(6 воп) Возможно, именно создателей таштыкской к. китайск. хронисты называют динлинами- кочевники, зафикс. с III в. до.н.э. (рыжеволосые и голубоглазые)
Погребения: Два варианта: 1) Индивидуальные в грунтовых ямах (грунтовые кладбища от 100 до неск. сотен могил; не имеют собственных насыпей, но на возвышенности; могильн.ямы с каменной обкладкой или невысок. срубом) 2) Коллективные (семейные) в склепах (склепы сооруж. группами по 2 и 4; склеп – прямоуг. камера из бревен с деревянным полом и потолком; в камере – ступени или трапецевидн. вход с дерев. стенами) Трупоположение и кремация Иногда в 1 склеп подхоранивали и затем с посл. покойником сжигали; предварительная мумификация (чаще женщин и детей): мумий укладывали в зимней одежде с кост.булавками и амулетами вытянуто на спине, головой на зап. Особо заботились о сохранности головы (поэтому извлекали мозг); на лицо накладывали еще не высохшую гипсовую маску с красными узорами Кремация 1 способ Чаще мужчин; неполное сожжение (сохр. крупные кости, помещали в кожан. или берестяной мешочек, который зашивали в чел.чучело в зимней одежде, затем укладывали в погребение; чучело из травы обшивали кожей, рисовали лицо или обозначали впадинами и нашивками + накладывали гипс.маски) 2 способ Прах помещали в могилу (в спец.гнезда, в кучи, сосуды или берестяные короба) + маски-бюсты из гипса (отражавшие индивидуальн. черты кремированного) Напутств. пища: напитки в глин. Сосудах, растительная пища, куски мяса Вотивный инвентарь (уменьш.модели вещей) Детские погребения: на окраинах грунт. Кладбищах или вокруг склепов заворачивали в бересту, клали на спину или бок, часто без вещей. Жертвенно-поминальные комплексы: поминки – приношение в жертву животное => пиршество => пища посвящ. поминаемому (для этого ставили кам.столб, перед ним пищу в горшке)
Поселения малоисследованы и малоинформативны Михайловское поселение (наземное поселение) Полуземлянки: внутренние стенки – обставлены плитами и срубом; внешние – кладкой из плит; крыша – опиралась на балки и столбы, облицовывалась дёрном и плитами Хозяйство
Дворец на р.Ташебе под Абаканом (Ср.Енисей) – принадлежит военач. Ли Лин, служившего наместником Саяно-Алтайского удела – 1 ½ I в. до н.э. S=1575м2; глинобитные стены 2 м толщиной; 20 помещений 4-х скатная крыша, двухъярусная, крытая черепицей, изготовл. по китайск. образцу; нижние завершались дисками с иероглифич. надписями, свешиваясь, они прикрывали концы деревянных стропил каркаса крыши. Помещение имело центральный двор, анфилады из 6 комнат с кажд. стороны, вестибюль с единст. входом в здание Отопление – подпольные керамические трубы; дымоход (идущие от печи) в южной части здания
Найдена керамика хуннского типа (с валиками сверху)
9. Ранний железный век в лесостепной и степной зонах Восточной Европы.Зарубецкая, Дьяковская культуры + ананьинская и льяноборская КИО. Ремесло и искусство. Общая характеристика: население было оседлым(скотоводство+земледелие) Сложная этноязыковая ситуация: В верховьях Днестра, Ю.Буга, Северного Донца, на ср. Дону, в бассейне ср. Днепра локализуются арх.к., создатели которых одновременно: • Этнически и культурно восходили к населению поздней бронзы. • В 9-4 веках до н.э. Испытывали интенсивные степные влияния килиерийцев и скифов Днестр и Ю. Буг - северофракийские племена Лесостепь поднепровья, подонцовья и подонья — праславяне, баиты, финно-угры} либо подчинены, либо под влиянием скифов.(распростронение скифской триады и курганного обряда. Леса м/ду з. Бугом, верховья Оки, Волги, Лесостепь бассейна Десны и Сейма - пробалтийская яз. Группа (к. штрихованной керамики, западнобалт,курганов) — днепро-финская, южовская, милорадско-подгорцевкская.
Посл. века до н.э.- 1 в н.э. - процессы славянского этногенеза в (в Верхн. Поднепровье, в правобережье ср.Днепра и прикамье.) 3-4 в дон.э.- этногенез славян в ср.Поднепровье (киевская и черняховская кио) 4 в. до н.э.- население черняховской к. в в державу эрманариха(управляющую готами) 8-5 в до н.э.- 3-5 в н.э. - финно-угорские лесные культуры(с текстильной и рогожной керамикой) Крупнейшие: • городецкая к.6/5 в до н.э.- 3и 4 в н.э. ср.поочье, ср.поволжье, верховья Дона • дьяковская к. Волго-Окское междуречье, заволжье • ананьинская КИО (от бассейна Каммы до Волги) в предскифский период- фино-угорская, эволюционировала в пьяноборскую
Зарубинская к. 3-2 в до н.э.-1 в н.э. Припятское полесье, правобережье ср и верхн. Поднепровья, лвобер. Днепра до бассейна ср. Сейма Поселения: 1. укрепленные и неукрепленные(на речных террасах, на возвыш.в долинах рек) 2. валы и рвы+ деревянные конструкции 3. небольшие прямоугольные надземные или углубленные жилища(Сев.-бревенчатые стены, Юг.-плетенные на столб. Опоре) 4. с очагами по центру Могильники: бескурганные «поля погребений» кремация (на стороне) в неглубоких ямах, в урнах или высыпали на землю(кости очищали от костра) Инвентарь: керамические сосуды, оружие, орудия труда, украшения, ритуальная пища(кости свиней, коров, баранов) Хоз-во и ведущие формы материальн. Культуры: 1. подсечно-огневое и переложное земледелие-снова хоз-ва(лен, просо, ячмень, пшеница, репа, конопля) 2. придомной скотоводство(кр. и мелк. Рогатый скот+ свиньи, лошади) 3. охота с собакой(мясная и пушная) 4. металлургия и металлообработка • железо восстанавливали из местной болотной руды в глинобитных горках(цилентация и пакетирование) • бронзу плавили в глиняных тиглях => лили в формы с помощью остродонных льячек. Ковка, чеканка, протяжка (пирамидальные или конумообразные грузила для станков и биконические пряслица) Бронза поступала из северочерноморских античных колонний
5. керамика лепная(полноценная подправлялась на ручном круге) Горшки, сковороды, кувшины, корчаги(для хранения припасов). Декор: надсечки, вдавления по краю, зубчатым штампом, валиков с ямочными вдавлениями по краю, расчесами, налепными псевдоручками-подковами. 6.мало вооружения и конного снаряжения (воздействие кельтских и сарматских традиций) 7.одежда и украшения латенское влияние(+ в погребальном обряде и керамич. Комплексе) многочисленные бронзовые и железные фибулы 2-1 век до н.э.- фибулы по латенскому образцы – 1 в н.э. Новый тип из римских провинций(бр. Одежные булавки, бр. Браслеты и кольца) стекл. Цветные бусы из северопричерномор. Античных центров исчезновение к. связано с ее миграциями из-за климмата. Дьяковская к. 6 в до н.э.- 4-5 в н.э. Волго-Окское междуречье, Верхнее поволжье финно-угорские племена- Восточный регион ф.-у. Балты- западный регион создатели культуры- предки мерии
Поселения: около 500 селищ и городищ Городища на естественно укрепленных местах · Мысы у слияния рек · Между оврагами · На останцах Небольшая площадь, но плотное заселение 6 в до н.э.- начало жизни на городищах 5-6 в н.э.-запустение Городища: Дьяково и Коломеское, Троицкое(под Можайском), Щербинское(под Подольском), Настасьинно(под Коломной). Укрепления: вал, частокол,ров, позже 2-3 + система жилых стен(многоквартирные жилища по периметру) Прямоугольные наземные срубные и плетнево-столбовые дома многокомнатные-«длинные дома» позже однокомнатные Погребения: «домики мертвых»- срубы с сосудами с остатками кремации ХОЗ-ВО: 1. Земледельческо-скотоводческий уклад(серпы, мотыги; просо ячмень, пшеница, лен; свиньи, коровы, лошади)+ охота и рыболовство(кости пушных и др.зверей) 2. Цветная и черная металлургия(тигли,льячки,крицы) 3. В совершенстве развита костяная индустрия(орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, наконечники стрел, зооморфные изображения) На рубеже эр больше изделий и железа(серпы и ножи, железные наконечники стрел черенковые с двумя шиповидными выступами,проушные топоры и кельты) 4. Керамика «текстильная»,реже с рогожной и текстильной поверхностью Ко 2 веку до н.э.-гладкая грубая посуда с различными примесями+гребенчатый штамп, зашип по верху, прочерчивание. Горшки приземистой и вытянутые баночной формы, миниатюрные сосудики 5. Грузики «дьякова типа»(из глины или из кости) В форме гриба, усеченного конуса, биконуса или башни из усеченных конусов.всегда со сквозным отверстием. Древние этнонимы создателей к.-иирики и фиссагеты-лесные охотники(Геродот) Ананьинская КИО 9-8 – 2-3 вв. до н.э. Бассейн Камы до ее впадения в Волгу, на прилегающих средневосточных территориях, С-В Европы Культуры: ананьинская, акозинская, постмаклашевкая – далекие предки современных пермских и волжских народов фино-угорской ветви; уральской языковой семьи. Отличается от других гораздо больших количеством бронзы и железа.Высокий уровень цветной и черной металлургии(местные бронзолитейные орудия,(свизи с Предкавказьем,Закавказьем и лесным Поднепровьем) ХОЗ-ВО: Животноводство-основа(свиньи,овцы, низкорослые лошади)+рыболовство и пушная охота Земледелие – подсобное(серпы, костяные мотыги, зернотерки) Поселения: городища, селища, временные стоянки Занимают естественно укрепленные места Оборонительная система:ров+ вал с бревенчатой стеной или известняковыми плитами Жилища наземные срубные или каркасные, длинные дома, разделенные на отсеки с очагами в каждом. МОГИЛЬНИКИ: Бескурганные, по берегам рек(Ананьинский-крупнейший, Ахмыловский-старейший) Трупоположение на стене, вы тянуто в яме(реже кремация и домики мертвых кенотафы) Каменные плиты для обкладки стен или деревянные ящики. Над могилой небольшой холмик+столб или сруб-жилище(иногда каменные стелы:псевдоанторопоморфные с изображением оружия(топора и кинжала)и геометрических знаков, позже изваяния в виде человека в полный рост)-размещались рядами Инвентарь: напутственная пища, орудия труда, оружие, украшения, керамика. Жертвенные места – самостоятельные и пределах могильниках и поселений(пережженные кости животных и предметы обихода) МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: 1.керамика лепная кругло и плоскодонные сосуды Орнамент: вдавление окрученного шнура,гребенчатый штамп,текстильный(на зап.) 2. Цветная и черная металлургия 3.оружие(украшалось в местном и зверином стиле) Бр. Наконечники, мечи,кинжалы, наконечники копий(с отверстием в нижней части пера или с рефлением по перу) 8-7 в до н.э.-бр. И металлические(киммерийского типа) 6-5 в до н.э.- железные акинаки Наконечники-черенковые и втульчатые+бр.(скифо-сарматского типа) Боевые чеканы(клевцы), боевые ножи(широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым лезвием) Пьяноборская КИО 3 в. до н.э.- 2 в. н.э. 4-3 в. до н.э –эволюция ананьевской культуры в пьяноборскую. Продолжение и развитие ан. Традиций фортификации и домостроительства, культа, бескурганных могильников(у села Пьяный Бор).преемственность сохранилась в обычае заворачивать умершего в шубу или бересту. Новая черта-захоронения в деревянных гробницах.+наличие большого количества украшений и деталей костюма(височные подвески в виде?,округлые нагрудные бляхи, жен парные поясные застежки(2 ф. соединение бляшки железными стержнями и обмотка бронзовыми листами),стеклянные бусы(импорт северочерноморских ант городов) Для Сев. Зоны к.(верхнее и северное прикамье) – типичны ритуальные центры с массивным жертвенником(остатки глинобитных и каменных площадок с огромным количеством костей животных) Гляденовское костище близ Перми- самое известно(19 тыс. изделий) Преемственность –скотоводство-основа хоз-ва,мотыжное земледелие, охота, рыболовство. Лепная круглодонная чашевидная посуда с орнаментом, но без утолщения вокруг стенки. В черн. Металлургии сыродутные горны- спаянные ямы(сыродутный процесс и накаливание воздуха)Железо почти вытеснило бронзу.Совершенствуется цветная металлургия:каменные литейные формы сменились глиняными, пайка, комбинировалось литье Вооруж. По сорматской традиции(стрелы с железными черешковыми трехлопастными наконечниками, а также костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.241 с.) |