ТОП 10:

Ведущие элементы материальной культуры.



 

Акинаки – двулезвийные мечи и кинжалы, короткие и колющие. Рукоять: сначала поперечный брусок – навершие, затем овальное навершие, затем волютообразный выступ. Перекрестье – почковидное, бочковидное, треугольное. Носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей. Рукоять обкладывали золотом.

Лук – короткий, выгнутый в двух местах. + Стрелы – бр. Наконечники 2 и 3-лопастные. В специальных чехлах - горитах.

Копья (1.7 -2.2 м.) железные наконечники, широкие листовидные .

Топоры – секиры – неширокие лезие, молоточновидный обушек.

Топоры-клевцы.

Чешуйчатый панцирь (бронзовые и железные пластины на кожаной основе) + кожаные защитные пояса.

Шлемы - бр. Каска, затем чешуйчатые шлемы с железными пластинками на кожаной основе.

Щиты

Конское снаряжение: удила из бронзы или железа + трехдырчатые псалии ->кованные железные + 2дырсатые псалии; бляхи, нащечники, налобники, наносники.

Керамика: лепная посуда и тара, сфероподобные сосуды, черпаки. Орнамент – налепной или процарапанный. Массово ввозилась античная гончарная керамика. Деревянная посуда: блюда, полусферические чаши с золотыми обкладками. Металлическая посуда: крупные бронзовые местного производства, привозные кубки из золота и серебра.

Одежда: М – штаны шаровары, рубаха, кафтан-куртка, сапоги, остроконечные шапки башлыки. Ж- длинные платья, башлыки, коническкие, усеч-конические головные уборы.

Украшения: Бусы, браслет, височные привески, гривны, булавки, зеркала.

 

Хозяйство и орудия труда

Степи северного Причерноморья – кочевое скотоводство, затем полукочевое скотоводство. Сначала – постоянная подвижность всего населения. Продукты питания и ремесленного труда – военным путем или обменом. Основа стада – лошади и мелк. Рогатый скот. Затем – постоянные летние и зимние стоянки => рядом родовые кладбища => V-IV века до н.э. – в нижнем Поднепровье –оседание => растет количесто крупного рогатого скота => зарождение подсобного земледелия (ячмень и просо), мотыги, костяные лопаты, железные серпы, каменные зернотерки.

Лесостепь Сев. Причерноморья – нескифские народы ск. Культур. Основа - земледелие (пшеница, просо) - деревянные плуги, железные серпы и мотыги + скотоодство (кр. Рогатый скот). С оседлостью идет развитие металлургии. Черная металлургия - бурый железняк, обжигался в ямных и шахтных печах. Кузнечное дело: молоты, клещи, пробойники, зубила. Цветная металлургия – сырье с Сев. Кавказа, Южного Урала, Казахстана, Балкано-карпатских рудников. Штамповка, теснение, украшения из золота и серебра. Обработка кости и рога. Кожевное дело. Прядение и ткачество овечья шерсть, лен, конопля. Торовля с грческими колониями в сев. Причерномореье ( ввоз – вино, керамика, мет. Изделия; вывоз – рабы, шкуры, зерно

 

Искусство

Геометрические и растительные мотивы с зооморфными и антропоморфными образами.

Прикладное зооморфное искусство – скифо-сибирский «звериный стиль». Единые черты: набор образов и поз (копытные, хищные, птицы, фантастические животные). На предметах вооружения, конского снаряжения, одежд, наверший, ритуальных предметов. Культ солнца и огня. Трехчастная концепция мироздания. Популярен образ оленя. Монументальная антропоморфная скульптура –воин из камня

Религия

-Реконструкция по древнегреческим письменам

- Культ предков и героев

- Культ солнца и огня.

- змееногая хтоническая богиня - пережитки тотемизма.

 

Гибель «Великой Скифии»

Н. III века до н.э. – экспансия сарматов с востока сев. Причерноморье. – 1 т.з. Крах кочевого скотоводства из-за изменения климата или черезмрной эксплуатации пастбищ- 2 т.з. Остатки скифов в Крыму III век до н.э. – III-IV н.э. позднескифская арх. К. сильное влияние сарматов и античности, отсутствие «Скифской триады»

 

 

За пределами скифского мира, но в тесной связи с ним. Земледельцы – скотоводы с сев. Кавказа.

Меотская культура IX век до н.э. –III век н.э. Бассейн Кубани и в. Приазовье. Многочисленные поселения (ров, вал, цитадель).

Дома: солома/камыш, деревянный каркас+ глина – стены, солома/камыш +прутья – крыша, пол глинобитный.

Погребения: трупоположение в ямах бескурганных могильников. Но есть урганы скифо-меотской аристократии (ульские и келернесские)

¾ I тыс. до н.э. – ослабевание влияния степных кочевников => под курганами не могилы, а святилища.

К. I тыс до н.э. – влияние сарматов => распространение катакомб и подбоев

Н. IV века н.э. – перестает сущестовать в классической форме

Кобанская культура

XII- IV века до н.э. Ц. предкавказье (входила в состав КМП в позднюю бронзу) плавно вошла в Ж.В. Высокий уровень металлургии и металлообработки . Перенимали у кимерийцев и скифов новшества -> совершенствовали их-> массовое производство.

 

 

5) Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: "савроматская" культура и культуры сако-массагетского круга. Общая характеристика. Искусство.

 

1) см. № 4

2) "савроматская" культура (7-6-4 вв. до н. э.)

Междуречье Нижн. Дона и Нижн. Волги, Заволжье, Сев. Прикаспий, степи Приуралья.

Савроматы – условное общее название для всей группы ираноязычн. европиоидн. кочевников данного ареала, объедин. Родством языков и сходной материальной культурой.

Хоз-во

Кочевое скотоводство -> стабильные маршруты, постоянные зимники и летники.

Известна по погребениям:

Под курганами (на В. насыпи с камнем)

В лесах с «заплечиками» (упоры для перекрытия)

Катакомбы и ?подбойные могилы (Юж. Приуралье)

Трупоположение на спине, ориентация на З.

Напутственная пища = туши обезглавл. баранов

Инвентарь:

(м.)

Мечи

Стрелы

Уздечка

Орудия труда (ножи, пряслица, проколки)

(ж.)

Мечи

Украшеня

Зеркала

Stone блюда

Столики-алтарики

Ретуальные ложечки

 

Культ огня – сожжение надмогильных сооруж.; надмогильные костры (угольки, охра/сера, red кристаллы реальгара в могиле.

Материальная культура

(Оружие близко к скифскому)

Акинаки с навершием с 2-мя катевидными выступами

Наконечники стрел (втульчатые и черешковые)

Уздечные привески-амулеты из клыков кабана

 

КЕРАМИКА:

Глуболепная (баночные, шаро и яйцевидные формы)

Плоскодонная

Круглодонная ( в приуралье с примесью талька)

Бронзовые сосуды – двуручные рюмкообразные котлы на высокой ножке wood чаши с Au обкладками.

Орнамент и украшение в «зверином стиле» НО свои особенности

Популярное изобр.:

Волкоподобный хищник

2-горбный верблюд

Лось

 

Культуры сако-массагетского круга

Саки = древн. персы и антич. авторы называли так ираноязычных кочевников Ср. Азии

Массагеты = различные группы среднеазиатских племен, отличающихся хоз-ом и образом жизни

Путаются и плохо различаются => сборное название сако-массагеты

(Ц. и В. Казахстан, Семиречь, Памир, Приуралье)

Кочевники

курганные могильники

свой неповторимый вариант звериного стиля

керамика: лепные миски, банкообразные горшки

 

ПОГРЕБЕНИЯ

Саки приуралья – могильники Хигарок и Южный Тагискен 7-5вв до н. э. (h – 2 м, d – 10-40 м)

Трупоположение в ямах/на земле; головой на Запад; на спине (шатровые wood каркасные постройки с прутьями и камышом)

Инвентарь:

(м.)

Стрелы

Кинжалы

Акинаки

(ж.)

Бр. Зеркала

Stone алтарики

Пряслица

(общее)

Ножи

Керам. Сосуды

Конское снаряжение

В одежде и головном уборе, расшитых бусинами

Тасмалинская культура (центральноказахстанская группа с-м круга) 7-?3 вв до н. э.

d = 10 м, h = 1 м; головой на Север; ямы перекрыты stone плитами

Инвентарь:

Оружие

Узда

Лошадиные головы

 

В Семиречье (Ю-В Казахстан и Сев. Кырнустан) -> Бесматырский и Иссыкский курганные могильники

Бесматырские курганы

В наземных срубах из ели; сверху насыпь stone-ground; окружен stone валом + коридор-дромос с В.

Иссыкская группа

Курган № 16 (4-3 вв до н. э.) по stone насыпью в яме был сруб; в срубе на дощытом полу мужчина 16-20 лет в великолепном парадном одеянии с многочисленными Au нашивками, геометр. И зооморфн. Оленяшки; высокий остроконечный головной убор; нижняя рубаха, короткий кафтан, штаны из кожи и войлока, сапоги, сумочка с бр. Зеркалом, мечь, стрела с Au наконечником, кинжал с Au обкладкой, 131 сосуд из дерева, глины, Ag чаша с надписью.

 

6) Основные археологические культуры скифо-сибирской области за пределами Скифии: пазырыкская, тагарская и уюкская культуры. Общая характеристика. Искусство.

 

1) см. № 4

2) Пазыпыкская культура – 6-3 вв до н. э. Алтай и часть В. Закавказья

П.к. = продолжение и развитие памятников переходной эпохи от бр. в. до ж. в. (майэмирского типа) 8-6 вв до н. э.

Майэмирская эпоха = возникновение первых произв. Иск. Ск. (перестраивание всего под нормы «ск. Триады»)

 

Погребения:

• Курганы (stone насыпи)

• Трупоположение в ямы со срубом или stone ящиком (расположены рядами цепочек)

• Инвентарь:

 Оружие + лошадь (м.)

 Нож и зеркало (ж.)

 

Родовые кладбища царского масштаба:

(курганные группы)

o Пазырыкские

o Башадарские

o Туэктинские

h – 2-4 м, d – 50 м (прекрасно сохр. в период вечной мерзлоты)

 

Куган №1 могильн. Ак-Алаха 3 (знатная женщина с татуировками)

Поселения не было -> зимой жили в wood домах (в химнике), летом – в повозках..

Импорт из Китая и Ирана

ОДЕЖДА:

(ж)

 Длинные до земли кафтаны с длинными рукавами

 х/б рубахи

 юбки

 войлочные чулки

 сапоги

 парики

(м)

 кафтан/короткая куртка/шуба

 рубаха

 кож. или ткан. штаны

 сапоги

 войлочные шлемовидные башмаки с навершием в виде птичьей головы

 

Местный зв. стиль: симметричные многофигурные композиции, S-образная форма зверей, сцены терзания копытных хищниками

Керамика: лепные кувшины с высоким горлом (со спиральными налепками и аппликациями)

 

Уюкская культура 8 (7?) – 3 вв до н. э.

В Туре (респ. Тыва), В Алтай, С-З Монголии

Аржан -1 и Аржан – 2 ( в долине р. Уюк (массовые захоронения людей и лощадей))

ПОГРЕБЕНИЯ:

На боку в wood срубах или stone ящиках или просто ямы под курганами

 

Аржан – 1 (9-8 вв до н. э.)

Stone насыпь h – 4 м, d – 110 м; наземное wood сооружение из 70 камер бревенчатых; ценрт – 2 вставленные друг в друга камеры. Царь и царица в гробах-комодах, 8 знатных чел. и 6 лошадей с экипировкой; вогруг еще 42 камеры с людьми и лошадьми.

Бревенчатые перекрытия над всей конструкцией; насыпь укреплена stone стеной – крепидой

ИНВЕНТАРЬ:

 разграблены в древности, но сохранились остатки меховой (соболь) и шерстяной одежды

 Au украшения

 Бр. навершия

 Бр. и из кости стрелы

 Конское снаряжение

Аржан – 2 (через 150 лет после Арж – 1)

Stone насыпь, h – 2 м, d – 80 м; окружена stone стеной и горизонт. Плитой

 

7. Сарматская эпоха (основные новшества) и сарматская культура. Искусство сарматской эпохи

 

Сарматская эпоха (сармато-гуннская эпоха) – III в. до н.э.-IV в. н.э., степи Евразии.

Сарматы – ираноязычные кочевники-скотоводы, родственные савроматам и создавшие на месте культур скифского облика культуру нового типа.
Культуры: сарматская, таштыкская, хунну.

 

К I т. до н.э.-нач. I т. н.э. – постепенное расширение политического и культурного влияния племенных объедин. народов хунну, часть которых затем вошла в гуннский полиэтнический массив, хлынувший в IV в.н.э. в Европу.

=> «сарматско-гуннская» эпоха

Во-первых, т.к. ни 1 из народов не охватывает всю характеризуемую с их помощью территорию;

Во-вторых, т.к. термины «хунну» и «гунну» почти тождественны, но соответствуют разным историческим периодам и культурным сообществам.

 

Перемены в материальной культуре и искусстве

Привели к исчезновению «скифской триады»

1) Совершенствуются формы вооружения

Акинаки à длинные всаднические мечи

Бронз.втульчатые à железн.наконечники; с черенковым креплением к дереву

«Скифск.типа» сигмавидный лук à длинный дуговидный лук «гуннского типа»

2) Развитие конского снаряжения

Стержневидн.псалии à крупные кольца

Седло à более жесткое

3) Изменения в искусстве

Скифо-сибирск.стиль à прикладное анималистическое искусство (более орнаментальное); украшаемые объекты были фоном, а не композиционной основой.

 

Сарматская культура IV в. до н.э. – IV в. н.э.; От запад.Казахстана и Южн.Приуралья до Северо-зап. Причерноморья

Историческое ядро культуры: Южн.Приуралье (чертв, особенности проявляются еще в V в.до н.э., как эволюция «савроматской культ.»)

 

III – II в. до н.э. – рашрирение территорий до Сев.Причерн. => вытеснили скифов + вторжение в Сев.Кавказ

I-II вв. н.э. – подчиняют все остальные племена сарматского круга

III в. н.э. – готская экспансия, затем нашествие гуннов

  • 2/2 IV в. н.э. – сарматская культура исчезла как единое целое (часть – истреблена; часть вошла в гуннский союз)

 

ОСНОВНЫЕ ПАМЯТНИКИ

Поселения не обнаружены, только погребения (Филипповские курганы):

Трупоположение под курганами; в узких прямоуг. могилах, перекрытых досками и хворостом; на спине (редко на боку или на спине с ромбовидн. положением конечностей), руки и ноги прямо, головой на Юг. (иногда в катакомбах)

Труп клали на подстилку из органики (реже дерев.гробы и носилки, ложе колесницы)
+ клали угольки (символы огня), оружие, переднюю ногу барана

 

Элементы материальной культуры

Вооружение:

Повышение массивности наступательного вооружения

Железные черенковые наконечники стрел

Более длинные и массивные наконечники копий ( прим. 3 м. длина)

Железн. кинжалы и мечи; Железн. чешуйчатый панцирь

Сварка мечей внахлест; практика цементации

Конское снаряжение:

Сначала железн. удила и псалии скифского типа; сигмавидн. И прямые стержни с 2-мя отверстиями, затем железн. удила с кольцами

III в. до н.э. – I в. н.э. – богатые наборы сбруи с серебр. бляхами(с зооморф., растит. и мифолог. сюжетами)

Керамика:

Лепные (шаровидные сосуды), плоскодонные (миски и кувшины) и круглодонные сосуды (стилизованные зооморфные ручки + импорт)

Бронз. посуда:

Бр.котлы с яйцевидн.или шаровидн. туловом с поддоном

Одежда:

Близка к скифской, но больше фибул и пряжек + украшение бисером

Украшения:

Браслеты (бронза, железо, зол, сереб), серьги (бр. кольце- и спиралевидные), диадемы, гривны, ожерелья из бусин (янтарн, корал, стекл, горн.хрусталь), миниатюрные бр. зеркала

 

Искусство

Торевтика:

- зооморф. образы (тонкие, схематизированные, сильно изогн. – хищники, драконы, копытные)

- антропоморф

- растительн.мотивы

 

I в. до н.э. – II в. н.э. – полихромный стиль с ярким колоритом (излелия из драг.мет.)

Техники: филиграни, зернения, инкрустации (самоцвет., стекло, цветн.эмаль)

К сарматской культ. относится позднескифская культ – III в. до н.э. – III- IV вв. н.э. Крым и Нижн.Поднепровье. (враждовали с сарматами)

Г.Неаполь на р.Сангир (столица) – III в.н.э. – исчезла после готской экспансии

 

8. Таштыкская культура в Минусинской котловине и культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. в Забайкалье и Монголии. Основные памятники. Искусство.

 

Культура хунну III в. до н.э. – I в. н.э. (по китайск. письменам); Монголия, Ю.Маньчжурия + Прибайкалье, Тува, Минусинская котл., Алтай.

Присоединены в III в. союзом хуннских племен под главенством Маодуня.

 

Основные памятники:

Поселения и погребения

Поселения: селища и городища с мощными укреплениями

Иволгинское городище (в Бурятии, ок. Улан-Уде). S=70м2

З ряда рвов; бревенчатые ворота; жилища расположены правильными рядами, образующими квадр.кварталы.

Прямоуг. землянки 3х4 (стены: сырцовые/глинобитные/плетневые с обкладкой; потолок: дерево, покрыт. берестяными полотнами, прутьями, опора на балках; двускатная крыша) + очаг в С-В углу из камня. Система отопления (китайск.кан + дымоотвод вдоль стен => рядом нары и ямы-погребки)

+ шалаши и юрты

Погребения

Курганные и бескурганные с кам.выкладкой

«Курганы со шлейфом» - с отходящими каменными полосами (употр.в Ильмовой пади)

Трупоположение вытянуто на спине, головой на С; в 4-х угольн. дощатом гробу, обтянутом спец. Тканями; опускали в яму, иногда в сруб.

Инвентарь: лук и стрелы, изделия из кости.

Курганы в горах Ноин-Улы (Монголия) – богатейшие захоронения знати под небольшими каменно-земляными насыпями в глубоких ямах; вход образован дромосом, подходящим к яме с Юга, с насыпью типа «шлейфа». Внутри 2 деревянных камерных сруба с полом из тесанных бревен (гроб внутри меньшего сруба, на ковре, лакированный и расписанный, стены драпир.тканями).

В кургане №6 дерев.лакированная китайская чашечка с письменами

 

Формы материальной культуры

Вооружение:

  • Лук (прим. 1,5 м. , составной – из нескольких слоев дерева с костяными накладками) – были заимствованы лесостепн.культ. З.Сибири
  • Стрелы (березовые древки, орлиные перья; наконечн. Из железа или кости, черенковые); 3-х лопастные с отверстиями для свиста или с баночковидной накладкой с 2 отверстиями.
  • Копья (жел.наконечн= массивный заостренных конус с округлой втулкой)
  • Мечи
  • Чешуйчатые панцири
  • Бронзовые латы-наручья

Конское снаряжение:

  • Удила жел. + внешние кольца и петли
  • Двудырчатые псаии (жел, рог, кость)
  • Уздечные пряжки и бляшки (жел, бронза, кость)
  • Седло с жестк.каркасом
  • Кожаные черпаки
  • Войлочные потники
  • 2 и 4-х колесные повозки

Орудия труда:

  • Чугунные наральники
  • Жел. ножи (короткие с черенком)
  • Жел. мотыги, лопаты, серпы, топоры, тесла, молотки, шилья, игры, гарпуны и тд

Прибор для разведения огня: дерев.доска, дерев. палочка-сверло, костяной упор и лучка для вращения сверла.

Посуда из глины, бронзы, дерева

Керамика:

  • лепная и на гончарном круге
  • поверхность сглаженная или лощеная
  • горшки (с отогнутым венчиком и выпуклыми плечиками)
  • кувшины-зернохранилища
  • узкогорлые кувшины с раздутым туловом
  • корчаги
  • орнам. сосуды с горизонт. врезными волнистыми линиями
  • сочетание волнистого орнамента и лощения полосами свойственно ТОЛЬКО керамике хунну

+ деревянные кит.чашечки с лаком и изображениями.

Одежда:

распашные кафтаны, шаровары (из шерсти или шелка), сапоги из войлока и кожи, шапки с наушниками

Украшения:

Бусы импортные (стекло) и местные (полудраг.камни и кость) + бронз.кит.зеркала

 

Искусство:

  • декоративно-прикладное (дерево, кость, бронза, войлок, камень)
  • зооморфные изображ. (горн баран, козел, лось, сев. олень, благор. олень и др)
  • многофигурные изобр. (терзание копытных хищниками; хищн.птица нападает на тигра, терзающиего копытное) и т.д.
  • растительн. и геометр. мотивы (узор из листьев; копыта и лапы в виде листьев, волнист. линии, спирали, меандр. орнамент)
  • изобр. в рамках (в ажурных)
  • изобр., вырезанное на дереве, покрытое золотым листом

 

Таштыкская культура

II (I?) в. до н.э. – V в. н.э., Минусинская котловина

Сменила тагарскую культуру(6 воп)

Возможно, именно создателей таштыкской к. китайск. хронисты называют динлинами- кочевники, зафикс. с III в. до .н.э. (рыжеволосые и голубоглазые)

 

Погребения:

Два варианта:

1) Индивидуальные в грунтовых ямах (грунтовые кладбища от 100 до неск. сотен могил; не имеют собственных насыпей, но на возвышенности; могильн.ямы с каменной обкладкой или невысок. срубом)

2) Коллективные (семейные) в склепах (склепы сооруж. группами по 2 и 4; склеп – прямоуг. камера из бревен с деревянным полом и потолком; в камере – ступени или трапецевидн. вход с дерев. стенами)

Трупоположение и кремация

Иногда в 1 склеп подхоранивали и затем с посл. покойником сжигали; предварительная мумификация (чаще женщин и детей): мумий укладывали в зимней одежде с кост.булавками и амулетами вытянуто на спине, головой на зап.

Особо заботились о сохранности головы (поэтому извлекали мозг); на лицо накладывали еще не высохшую гипсовую маску с красными узорами

Кремация

1 способ

Чаще мужчин; неполное сожжение (сохр. крупные кости, помещали в кожан. или берестяной мешочек, который зашивали в чел.чучело в зимней одежде, затем укладывали в погребение; чучело из травы обшивали кожей, рисовали лицо или обозначали впадинами и нашивками + накладывали гипс.маски)

2 способ

Прах помещали в могилу (в спец.гнезда, в кучи, сосуды или берестяные короба) + маски-бюсты из гипса (отражавшие индивидуальн. черты кремированного)

Напутств. пища: напитки в глин. Сосудах, растительная пища, куски мяса

Вотивный инвентарь (уменьш.модели вещей)

Детские погребения: на окраинах грунт. Кладбищах или вокруг склепов заворачивали в бересту, клали на спину или бок, часто без вещей.

Жертвенно-поминальные комплексы: поминки – приношение в жертву животное => пиршество => пища посвящ. поминаемому (для этого ставили кам.столб, перед ним пищу в горшке)

 

Поселения малоисследованы и малоинформативны

Михайловское поселение (наземное поселение)

Полуземлянки: внутренние стенки – обставлены плитами и срубом; внешние – кладкой из плит; крыша – опиралась на балки и столбы, облицовывалась дёрном и плитами

Хозяйство

  • Комплексное скотоводство (кр.рог.скот + северн.олень + лошадь + быки (тяговая сила)); каналы для водопоя скопа и орошения пастбищ
  • Охота (косули, мараны, пушнина)
  • Подсобный характер земледелия (зернотёрки, мотыги из камня и кости; просо)
  • Черная и цветная металлургия
  • Литейное дело
  • Кузнечное дело
  • Лепная керамика

 

Дворец на р.Ташебе под Абаканом (Ср.Енисей) – принадлежит военач. Ли Лин, служившего наместником Саяно-Алтайского удела – 1 ½ I в. до н.э.

S=1575м2; глинобитные стены 2 м толщиной; 20 помещений

4-х скатная крыша, двухъярусная, крытая черепицей, изготовл. по китайск. образцу; нижние завершались дисками с иероглифич. надписями, свешиваясь, они прикрывали концы деревянных стропил каркаса крыши.

Помещение имело центральный двор, анфилады из 6 комнат с кажд. стороны, вестибюль с единст. входом в здание
Китайские с Ср.Аз. строительные традиции

Отопление – подпольные керамические трубы; дымоход (идущие от печи) в южной части здания

 

Найдена керамика хуннского типа (с валиками сверху)

 

9. Ранний железный век в лесостепной и степной зонах Восточной Европы.Зарубецкая, Дьяковская культуры + ананьинская и льяноборская КИО. Ремесло и искусство.

Общая характеристика:

население было оседлым(скотоводство+земледелие)

Сложная этноязыковая ситуация: В верховьях Днестра, Ю.Буга, Северного Донца, на ср. Дону, в бассейне ср. Днепра локализуются арх.к., создатели которых одновременно:

• Этнически и культурно восходили к населению поздней бронзы.

• В 9-4 веках до н.э. Испытывали интенсивные степные влияния килиерийцев и скифов

Днестр и Ю. Буг - северофракийские племена

Лесостепь поднепровья, подонцовья и подонья — праславяне, баиты, финно-угры} либо подчинены, либо под влиянием скифов.(распростронение скифской триады и курганного обряда.

Леса м/ду з. Бугом, верховья Оки, Волги,

Лесостепь бассейна Десны и Сейма - пробалтийская яз. Группа ( к. штрихованной керамики, западнобалт,курганов) — днепро-финская, южовская, милорадско-подгорцевкская.

 

Посл. века до н.э.- 1 в н.э. - процессы славянского этногенеза в ( в Верхн. Поднепровье, в правобережье ср.Днепра и прикамье.)

3-4 в дон.э.- этногенез славян в ср.Поднепровье (киевская и черняховская кио)

4 в. до н.э.- население черняховской к. в в державу эрманариха(управляющую готами)

8-5 в до н.э.- 3-5 в н.э. - финно-угорские лесные культуры( с текстильной и рогожной керамикой)

Крупнейшие:

• городецкая к.6/5 в до н.э.- 3и 4 в н.э. ср.поочье, ср.поволжье, верховья Дона

• дьяковская к. Волго-Окское междуречье, заволжье

• ананьинская КИО (от бассейна Каммы до Волги) в предскифский период- фино-угорская, эволюционировала в пьяноборскую

 

Зарубинская к.

3-2 в до н.э.-1 в н.э.

Припятское полесье, правобережье ср и верхн. Поднепровья, лвобер. Днепра до бассейна ср. Сейма

Поселения:

1. укрепленные и неукрепленные(на речных террасах, на возвыш.в долинах рек)

2. валы и рвы+ деревянные конструкции

3. небольшие прямоугольные надземные или углубленные жилища(Сев.-бревенчатые стены, Юг.-плетенные на столб. Опоре)

4. с очагами по центру

Могильники:

бескурганные «поля погребений»

кремация ( на стороне) в неглубоких ямах, в урнах или высыпали на землю(кости очищали от костра)

Инвентарь:

керамические сосуды, оружие, орудия труда, украшения, ритуальная пища(кости свиней, коров, баранов)

Хоз-во и ведущие формы материальн. Культуры:

1. подсечно-огневое и переложное земледелие-снова хоз-ва(лен, просо, ячмень, пшеница, репа, конопля)

2. придомной скотоводство(кр. и мелк. Рогатый скот+ свиньи, лошади)

3. охота с собакой(мясная и пушная)

4. металлургия и металлообработка

• железо восстанавливали из местной болотной руды в глинобитных горках(цилентация и пакетирование)

• бронзу плавили в глиняных тиглях => лили в формы с помощью остродонных льячек. Ковка, чеканка, протяжка ( пирамидальные или конумообразные грузила для станков и биконические пряслица) Бронза поступала из северочерноморских античных колонний

 

5. керамика лепная(полноценная подправлялась на ручном круге)

Горшки, сковороды, кувшины, корчаги(для хранения припасов). Декор: надсечки, вдавления по краю, зубчатым штампом, валиков с ямочными вдавлениями по краю, расчесами, налепными псевдоручками-подковами.

6.мало вооружения и конного снаряжения (воздействие кельтских и сарматских традиций)

7.одежда и украшения

латенское влияние( + в погребальном обряде и керамич. Комплексе) многочисленные бронзовые и железные фибулы

2-1 век до н.э.- фибулы по латенскому образцы – 1 в н.э. Новый тип из римских провинций( бр. Одежные булавки, бр. Браслеты и кольца) стекл. Цветные бусы из северопричерномор. Античных центров

исчезновение к. связано с ее миграциями из-за климмата.

Дьяковская к.

6 в до н.э.- 4-5 в н.э.

Волго-Окское междуречье, Верхнее поволжье

финно-угорские племена- Восточный регион

ф.-у. Балты- западный регион

создатели культуры- предки мерии

 

Поселения: около 500 селищ и городищ

Городища на естественно укрепленных местах

· Мысы у слияния рек

· Между оврагами

· На останцах

Небольшая площадь, но плотное заселение

6 в до н.э.- начало жизни на городищах

5-6 в н.э.-запустение Городища:

Дьяково и Коломеское, Троицкое(под Можайском), Щербинское(под Подольском), Настасьинно(под Коломной).

Укрепления: вал, частокол,ров, позже 2-3 + система жилых стен(многоквартирные жилища по периметру)

Прямоугольные наземные срубные и плетнево-столбовые дома многокомнатные-«длинные дома» позже однокомнатные

Погребения:

«домики мертвых»- срубы с сосудами с остатками кремации

ХОЗ-ВО:

1. Земледельческо-скотоводческий уклад(серпы, мотыги; просо ячмень, пшеница, лен; свиньи, коровы, лошади)+ охота и рыболовство(кости пушных и др.зверей)

2. Цветная и черная металлургия(тигли,льячки,крицы)

3. В совершенстве развита костяная индустрия(орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, наконечники стрел, зооморфные изображения)

На рубеже эр больше изделий и железа(серпы и ножи, железные наконечники стрел черенковые с двумя шиповидными выступами,проушные топоры и кельты)

4. Керамика « текстильная»,реже с рогожной и текстильной поверхностью

Ко 2 веку до н.э.-гладкая грубая посуда с различными примесями+гребенчатый штамп, зашип по верху, прочерчивание.

Горшки приземистой и вытянутые баночной формы, миниатюрные сосудики

5. Грузики «дьякова типа»(из глины или из кости)

В форме гриба, усеченного конуса, биконуса или башни из усеченных конусов.всегда со сквозным отверстием.

Древние этнонимы создателей к.-иирики и фиссагеты-лесные охотники(Геродот)

Ананьинская КИО

9-8 – 2-3 вв. до н.э.

Бассейн Камы до ее впадения в Волгу, на прилегающих средневосточных территориях, С-В Европы

Культуры: ананьинская, акозинская, постмаклашевкая – далекие предки современных пермских и волжских народов фино-угорской ветви; уральской языковой семьи.

Отличается от других гораздо больших количеством бронзы и железа.Высокий уровень цветной и черной металлургии(местные бронзолитейные орудия,(свизи с Предкавказьем,Закавказьем и лесным Поднепровьем)

ХОЗ-ВО:

Животноводство-основа(свиньи ,овцы, низкорослые лошади)+рыболовство и пушная охота

Земледелие – подсобное(серпы, костяные мотыги, зернотерки)

Поселения: городища, селища, временные стоянки

Занимают естественно укрепленные места

Оборонительная система:ров+ вал с бревенчатой стеной или известняковыми плитами

Жилища наземные срубные или каркасные, длинные дома, разделенные на отсеки с очагами в каждом.

МОГИЛЬНИКИ:

Бескурганные, по берегам рек(Ананьинский-крупнейший, Ахмыловский-старейший)

Трупоположение на стене, вы тянуто в яме(реже кремация и домики мертвых кенотафы)

Каменные плиты для обкладки стен или деревянные ящики.

Над могилой небольшой холмик+столб или сруб-жилище(иногда каменные стелы:псевдоанторопоморфные с изображением оружия(топора и кинжала)и геометрических знаков, позже изваяния в виде человека в полный рост)-размещались рядами

Инвентарь: напутственная пища, орудия труда, оружие, украшения, керамика.

Жертвенные места – самостоятельные и пределах могильниках и поселений(пережженные кости животных и предметы обихода)

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА:

1.керамика лепная кругло и плоскодонные сосуды

Орнамент: вдавление окрученного шнура,гребенчатый штамп,текстильный(на зап.)

2. Цветная и черная металлургия

3.оружие(украшалось в местном и зверином стиле)

Бр. Наконечники, мечи,кинжалы, наконечники копий(с отверстием в нижней части пера или с рефлением по перу)

8-7 в до н.э.-бр. И металлические(киммерийского типа)

6-5 в до н.э.- железные акинаки

Наконечники-черенковые и втульчатые+бр.(скифо-сарматского типа)

Боевые чеканы(клевцы), боевые ножи( широкий клинок с горбатой спинкой и вогнутым лезвием)

Пьяноборская КИО

3 в. до н.э.- 2 в. н.э.

4-3 в. до н.э –эволюция ананьевской культуры в пьяноборскую.

Продолжение и развитие ан. Традиций фортификации и домостроительства, культа, бескурганных могильников(у села Пьяный Бор).преемственность сохранилась в обычае заворачивать умершего в шубу или бересту. Новая черта-захоронения в деревянных гробницах.+наличие большого количества украшений и деталей костюма(височные подвески в виде ?,округлые нагрудные бляхи, жен парные поясные застежки(2 ф. соединение бляшки железными стержнями и обмотка бронзовыми листами),стеклянные бусы(импорт северочерноморских ант городов)

Для Сев. Зоны к.(верхнее и северное прикамье) – типичны ритуальные центры с массивным жертвенником(остатки глинобитных и каменных площадок с огромным количеством костей животных)

Гляденовское костище близ Перми- самое известно(19 тыс. изделий)

Преемственность –скотоводство-основа хоз-ва,мотыжное земледелие, охота, рыболовство.

Лепная круглодонная чашевидная посуда с орнаментом, но без утолщения вокруг стенки.

В черн. Металлургии сыродутные горны- спаянные ямы(сыродутный процесс и накаливание воздуха)Железо почти вытеснило бронзу.Совершенствуется цветная металлургия:каменные литейные формы сменились глиняными, пайка, комбинировалось литье

Вооруж. По сорматской традиции(стрелы с железными черешковыми трехлопастными наконечниками, а также костяными втульчатыми и черешковыми наконечниками.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.054 с.)