ТОП 10:

А.А. Аграновский. Очерки и статья.



Очерк «Как я был первым». Иллюстрирует тенденцию развития человеческой публицистики. Речь о полете в космос Германа Титова. Он вне поля повествования. Это фон, он за пределами зрения автора.

Аграновский отправляется на Алтай в деревню (оттуда родом Титов). В это время сам Титов в космосе. В селе находит одного человека, с которым связана судьба отца Аграновского. Экскурс в историю. В 30е годы в селе был учитель в школе, организовывал просветительскую работу. Был другой учитель, который писал доносы на первого. Донос (один из) попадает в «Известия». Аграновский-отец разбирает ситуацию. Критика доносчика. Аграновский-сын вспоминает. Связывает успех Титова с деятельностью учителя-просветителя. Доносчик оценивается негативно. Зависть от собственной неполноценности. Оценивается тип мышления. Критика советской ментальности (опосредованно). Ей противопоставляется культурная личность. Аграновский раскрывает секрет личности.

Статья «Реконструкция» 70е. Повышается критическая составляющая. Проблемой выступают принципы организации экономическо-хозяйственной системы. Реконструкция как императив перестройки. Не обвиняет государственную систему в целом. Как недостатки выделяет отдельные случаи. Исключается личная ответственность человека. Это плохо. В экономике первое место должна занимать этика.

 

Песков. Журналист «КП». Ввел тему национальной истории и национального сознания в поле зрения журналистики. «Речка моего детства». Рассуждает о реке Усманке. Проблемный ракурс: она усыхает. Причина: нарушен режим водостока в реке. Вырубили деревья по берегам, распахали поле.

Экологическая коллизия. Рассуждение о значении рек в судьбе каждого человевка и народа. Реки впадают в Волгу, в том числе Усманка. Река как малая родина. Символизирует генетику человека. Река индивидуальна, впадает в другую, они – в национальную.

Человек – часть национального организма. Малая родина – часть родины всего народа. Что есть река для человечества? Люди селились на берегах рек. 80 тысяч лет назад освоили земледелие.

Человек как личность. Нация, народ, человечество соприродны. Они исходят из нее.

Люди теряют связь с взрастившей их средой. Поэтому река Усманка усыхает. Люди утрачивают свои корни, не чувствуя своего истока. Философская проблематика народа и экологического сознания.

 

Георгий Радов. «Безнаказанность». Показывает случаи брака (не свадьбы) на производстве. У него негативные проявления советской экономической системы идут от безнаказанности. Выход: наказание или нечто другое. Высокая степень личной ответственности человека. Интерпретация безнаказанности: 1. Отсутствие наказания. 2. Отсутствие наказа (дается общностью). Наказ – исполнение во имя общего дела.

 

Вопрос 32. Российская публицистика периода перестройки.

 

Чингиз Айтматов, Белов, Евтушенко, Распутин, Залыгин.

Переосмысление опыта советской истории радикальное. От полного отрицания до ревизионизма. Осмысление собственно событий перестройки, к чему она должна привести.

 

Чингиз Айтматов. Предмет: основа государственности. «Подрываются ли основы государственности» - статья. Осмысление значения перестройки. Как отвечает на этот вопрос? Он обращается к ревизии советского исторического прошлого. От революции до новых дней. Сталинская диктатура. Значение тоталитарного для общественного сознания. Основы не подрываются, так как были подорваны горазды раньше. Что представляет собой сталинское время? Тогда сформировался тип рабского сознания. Нужно актуализировать основы, с которых начиналось советское государство. Освоение путем познания и переосмысления опыта советской истории.

 

Интервью Белова. «Возродить в крестьянстве крестьянское». Что есть для России крестьянское сословие? Рассуждение об историческом значении крестьян. Земледелие было основой экономического развития и этноса. Анализ состава населения. 93% крестьян. Воплотилось особое мироощущение. Социальное общежитие людей. Это основа национальной культуры. Анализ советского опыта. История уничтожает крестьянское сословие раскулачиванием и коллективизацией. Она разрушила мироощущение, оторвав его от земли. Маргинализация целого сословия. Геноцид народа как этноса. Нужно возродить крестьянство как базовое сословие, чтобы преодолеть кризис:

§ дать крестьянам землю в бессрочную аренду, ее нельзя продавать, ее ценность не измеряется деньгами

§ обеспечить условия работы на земле

 

Евтушенко. «Притерпелость». Это авторское окказиональное слово. Речь об осмыслении исторической значимости перестройки. Это слово происходит от слова «терпение». Не отражает настрой советского сознания. Претерпелость – рабская покорность к угнетателю, ему проитвостоит само терпение (конструктивное). Оно предполагает активность личности, осознанную позицию.

 

Залыгин. «Поворот: истоки одной дискуссии». Дискуссия между общественностью и министерством по мелиорации. Дискуссия вокруг «Проектов века». Переброс стока рек в Среднюю Азию (проект поворота рек). Убыочный. Общественность остановила это. Добилась постановления ЦК об остановке работ. Ведомственность продвигает проекты, общественность оценивает вред. Этика взаимодействия человека и среды обитания. Оценка издержек советской бюрократической системы. Интересы узковедомственные вступают в противоречие с общественностью.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.003 с.)