Судьба русской зарубежной печати. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судьба русской зарубежной печати.



За десятилетие эмигранты быстро преодолели состояние смятения. Появляется быт, работа, они так или иначе адаптируются к социально-культурному слою других стран. Это происходит к концу 20х годов. Эмоциональность редуцируется – наступает рациональное осмысление того, что произошло. Ум становится «холодным». Это открывает новые горизонты для рефлексии.

Социально-исторические условия становятся несколько иными по сравнению со временем начала эмиграции. Устанавливается очень прочный барьер между русской зарубежной журналистикой и советской аудиторией. Что-то вроде «железного занавеса». Это связано с общими процессами изоляции советского государства от внешнего мира. В СССР не должна была просочиться альтернативная идеология.

1. Сохраняются прежние идеологические течения, с которых начинается драма России. Нет смысла заниматься политикой, находясь вне дома…

2. Развиваются новые идеологические течения (евразийство и сменовеховство). Еще русский фашизм. Другое направление – активизм. В его рамках конденсируются все политически активные силы русского зарубежья.

Умирает монархическое движение. Неверие и разочарование в возможностях реставрации. Если ранее люди строили свою жизнь «на чемоданах», то теперь стали очевидны успехи большевиков. Надеяться на их естественный уход с политической арены было по меньшей степени наивно.

В 30е годы раскол монархического движения усиливается. Два лагеря: общемонархическое движение и движение монархистов-легитимистов. Раскол по вопросу о наследовании царского престола. Семья Романовых расстреляна в Петербурге  кто взойдет на престол в случае реставрации? Легитимисты настаивают на возвращении на престол Романовых, которые имеют далекое отношение к царской семье, но относятся все же к этому роду. Общемонархическое движение, осознавая кризис престолонаследия, высказало идею, что царь должен быть избран на престол по тому типу, как были избраны Романовы (общенародным Собором). Выбирать из представителей другого дворянского рода.

Газета «Возрождение» (практически единственная монархическая, которая котировалась). Выходила в Париже, стояла на резко реакционных позициях. Она обслуживала информационные людей, и только. Гораздо более приспособленными к условиям эмиграции оказываются либералы. Они не то что бы отказываются, но не афишируют свою политическую позицию, выражают только мировоззренческие взгляды (неприятие любых форм насилия и диктатуры).

Вариант самоопределения, идентификация для интеллигенции, которая утверждает признание ценности каждого живого человека.

В 30е годы в содержании газет остается по-прежнему: обостренное внимание к тому, что происходит на родине. Не обходят вниманием насильственную коллективизацию, сталинские репрессии. Это подтверждает идентичность, утверждает миссию, поставленную в начале 20х годов.

Подрастает новое поколение людей. Старые лидеры умирают. Появляются новые, которые были детьми в момент эмиграции. Возникает новый запрос: запрос нового социально-философского осмысления, не эмоционального, а рационального характера  начинается вторая волна выработки идентичности уже на другом уровне (концептуальном). Становится характерен почти научный подход к этому размышлению. 

Возникает новый тип издания – религиозно-философский журнал. Он служил поиску духовных основ существования. Что касается типа этого журнала, то в нем сохранились черты дореволюционной общественно-политической жизни, черты толстого журнала. Можно выделить несколько ключевых журналов этого времени.

«Путь». Издавался как орган богословского института Святого Сергия в Париже. Редактор – Николай Александрович Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма» - его монография, подержать в руках хотя бы для экзамена.

Журнал был славен теми авторами, которые в нем публиковались, это были крупнейшие русские мыслители: Сергий Булгаков, Владимир Ильин, Николай Лосский, Семен Франк и другие. Это весь свет русской философии, они ее родоначальники, до них русской философии не существовало.

«Путь» вырос из бердяевского издания «Свободного религиозно-философского общества». Название «Путь» перекликалось с довоенным «Новым путем». Семантика выражала нацеленность на поиск путей возрождения России.

Журнал «Путь» издавался с 25 до 39 года (до оккупации Франции). Он был близок к толстому журналу, но отличался тем, что в нем не было литературного отдела. Исключительно публицистические и научные материалы на религиозные, философские, общественно-политические темы: богословие, агиография (наука, изучающая жития святых, описание жизни святых), история православия, изучение западных культурных и духовных процессов, философских доктрин западных философов.

Журнал не был замкнут в национальных рамках. Издание вписывалось в контекст общемирового духовного процесса и наследия. Это был очень глубокий и широкий концептуальный подход. С точки зрения содержания, журнал был выдающимся. Высокий интеллектуальный уровень. Он не рассматривал русскую культуру изолированно от общемирового процесса и не занимался чистым теоретизированием.

Исходя из этой установки, журнал выступал против любых форм диктатуры и материализма, капитализма как формы угнетения одного человека другим (в рамках капитализма развивается материалистическое мышление, человек рассматривается как гаечка в огромном механизме), видел церковь одной из виновниц революции, говорил о государственной роли религии и был против государственной роли церкви. Церковь должна быть морально-нравственным институтом. Институт патриаршества возобновил Синод (это светский орган)  светский чиновник управляет религиозными делами. К.Г. Победоносцев был прокурором Синода. Религия была средством борьбы с инакомыслием.

Журнал «Путь» занимал исключительную позицию накануне войны. Выразил одним из первых оборонческую, патриотическую позицию по отношению к войне. Временное признание советского режима перед той опасностью, которая исходила от фашистской Германии.

20 вопрос видимо У литературы русской эмиграции было 2 задачи:

1. Сохранение национального самосознания (идентичности). Осознание себя русскими, оказавшимися в изгнании.

2. Сохранение языка.

Направления мысли творчества русской диаспоры. Выделилось доминирующее направление эмигрантской мысли, главная тема эмигрантской словесности: поиск причин произошедшего. Каким образом Россия оказалась охваченной революцией, гражданской войной, каким образом отклонилась от нормального пути развития (под этим могли пониматься разные пути, русский, европейский, универсальный). Тема раскрывалась в первую очередь в печати. Публиковались обзорные, полемические статьи, дискуссии «прокетных (?) вопросов».

Нужно сразу же зафиксировать пафос, в котором решались эти вопросы.

Осознание особой миссии русской эмиграции, оказавшейся вне родины. Посланническая миссия. Осознание этого было практически повсеместно.

ТЕКСТЫ почитать на экзамен: выступление Бунина 24 года в Париже «Миссия русской эмиграции».

Религиозные мотивы в осознании миссии русской эмиграции. Выделяет Бунин 3 темы:

1. Спасение русской чести. Показ миру, что русское самосознание не было уничтожено в Крыму. Русская культура все еще продолжает жить. Поэтому задача русской эмиграции – дальнейшее сохранение культуры русской. Чтобы, когда падет большевистский режим, вернуть эту культуру в Россию.

2. Непримиримость к силам зла. Поддержка белого движения за рубежом и политическая борьба. Белое движение как некоторая общность, форма коллективной интеграции, а не белая армия.

3. Свидетельство миру о сути того зла, что охватило Россию и угрожает всему человечеству.

Значение политической жизни в эмиграции было потеряно. Нельзя выделять мысль русского зарубежья согласно партийной принадлежности. Активной политической деятельности не способствовала борьба за выживание. Люди не проявляли заметного интереса и испытывали недоверие к политическим партиям. Политика волновала малую часть интеллигенции и офицерства. Цель власти – обеспечение и сохранение политической власти. Объект – общество, соц.институты, ресурсы.

Были случаи попыток ведения политической деятельности. Барон Врангель, деятельность по сохранению армии. Объединение ветеранов белой армии в союз. Имела влияние внутри диаспоры. Обстоятельства развития этой организации дискредитировали ее деятельность.

Похищение генерала Миллера агентами НКВД, завербованные офицеры белой армии. Ахматова поспособствовала его похищению, чтобы вернуться в Россию. Проникновение агентов НКВД в структуру эмигрантских организаций их дискредитировало.

Битва с ветряными мельницами – политическая деятельность эмигрантов.

Важным средством сохранения единства и самосознания стали органы печати. Газеты, журналы, книги. Эмигранты отдавали предпочтение периодическим изданиям в силу их оперативности.

Уже в своей типологической структуре она воспроизводила дореволюционную систему печати. Уже в этом облике сохранялись культурные традиции. Уже с 20го года возникает большое количество периодических изданий в первый год. К 22 году их количество сокращается. Только что открытые издания закрываются, исчезают из-за невосполнимости источников финансирования.

2 момента нужно зафиксировать:

1. Выделяются среди других издания, пользовавшиеся большой популярностью. Сердцевина эмигрантской печати.

2. Однодневные издания были, которые составляют периферию.

Журналы, бюллетени, газеты, другая периодика была очень разнообразна. Кроме стабильных изданий были случайные. Многие издания оказались утеряны. Вторая мировая война была.

Марк Райф, 8 типов изданий:

1. Информационные издания. Это были газеты, как правило. Газеты местные или имевшие хождение по всей диаспоре.

2. Политическая печать. Не имела широкого размаха. Ограниченная аудитория и тематика, сводившаяся к идейным спорам.

3. Издания различных ассоциаций (некоторых общественных объединений, созданных внутри диаспеоры, профессиональных ассоциаций, благотворительных, литеранских и других).

4. Научная печать. Образуются научные органы в эмиграции, публикуют результаты своей деятельности.

5. Литературно-художественная печать, в основном журналы.

6. Издания популярные и развлекательные.

7. Толстые и религиозно-философские журналы.

8. Регулярные информационные листки.

Из многообразия выделяются основные типы изданий: информационная как базовая группа печати, литературно-художественная печать, религиозно-философские журналы.

Основными информационными газетами были несколько, имели хождение по всей диаспоре. Эти газеты – лицо эмигрантских изданий.

Первая основная газета «Последние новости». Выходили в Париже. Газета «Возрождение» также выходила в Париже. Газета «Руль» выходила в Берлине. «Сегодня» - Рига. «Новое время» - Белград.

Качественная массовая ежедневная газета. «Последние новости» была наиболее уважаемой, ее редактировал Милюков, бывший лидер кадетской партии. С 27 апреля 20 года по 11 июня 40 года выходила в Париже. Оккупация Франции прервала выход газеты.

Задачи: оперативное информирование членов диаспоры о событиях в СССР и внутри диаспоры. В газете освещалась международная жизнь, внутренние проблемы Франции, события в СССР (в негативном ключе). В газете жизнь русского зарубежья, аналитические материалы по осмыслению революции, формированию самоидентичности. Литературно-художественная критика и художественная литература. Рассказы, повести, даже романы авторов, оказавшихся за рубежом. Газета служила для них источником дохода.

Публикации были очень разнообразны как по тематике, так и по жанрам.

Доминирующие настроения среди эмигрантов – монархические. Либералы имели большой издательский опыт. Они выражали наиболее взвешенную позицию в трактовке фактов, нежели консерваторы. Они были терпимые в инакомыслии, были в общем критичны.

Газета не имела своей политической платформы. Определялась бескомпромиссным отрицанием всех форм диктатуры. Это то, что определяло общую направленность публикаций. Авторы резко критиковали реставрационные монархические идеи, выступали против террористической политики большевиков в СССР, резкая критика идеологии и форм деятельности фашисткой партии в Италии (Муссолини). Против Франко, Гитлера. За это своими конкурентами издание характеризовалось как жидо-масонское. Находила отклик в диаспоре. Самый большой тираж в начале 30х годов. Более 23 тысяч экземпляров. Учитывая специфику эмиграции, ее территориальной структуры и социальной, это был высокий тираж. Это практически единственное издание эмигрантов, которое сохранилось полностью, к тому же в Российском государственном архиве. Сохранилось по два номера. Почему? Товарищ Сталин читал эту газету по утрам. А потом обращался к «Правде», главной большевистской газете.

Газета «Возрождение» выходила с 25 года. Изначально выходила под редакцией П. Б. Струве. Финансировал выход газеты нефтяной магнат Гукасов. Задумано как умеренно-консервативный монархический орган. Струве пытался сделать серьезное издание с большим литературным отделом. Гукасов (Букасов?) уволил Струве. На его место пришел Юрий Семенов. Газета стала открыто монархической и реакционной. Ориентация на малообразованного читателя. Потеря части читателей. В литературном отделе Шмелев, Зайцев, Ходасевич, иногда Бунин.

Газета была антагонистом «Последних новостей». Приветствовала победу Гитлера в 33 году. Воспевала успехи фашистских организаций в Европе. Во Франции «Огненные кресты» называлась такая организация. Поддерживала войну Муссолини в Эфиопии, мятеж Франко в Испании, поддержка политики умиротворения агрессоров (когда Гитлер стал распускать руки, его предпочли не трогать западные правительства). В 36 году стала ежедневной и выходила до вторжения немцев во Францию.

«Руль» с 21 по 31 год в Берлине. Издавали ее кадеты-монархисты под редакцией И. В. Гессена. Она известна западным русистам, в первую очередь Набоковедам. В ней начинал творческую деятельность Владимир Набоков. Настоящая фамилия Сирин. Газета дала ему путь в литературу. Газета близка к «Последним новостям» в идеологической позиции и содержании публикуемых материалов. Бунин, Мережковский, Цветаева. С точки зрения общей направленности и идеологии, Гессен убеждал современников не вступать ни в какие отношения с большевиками. Возвращение на родину обернется жестокой расправой.

Издательство «Слово». В нем публиковался архив русской революции. Это документы и воспоминания современников о революции. Цель – осмысление ее опыта. Сохранить знание о смысле произошедшего.

Ведущую роль еще играли толстые журналы (литературно-художественные и общественно-политические). В их структуре несколько отделов. Критика, публицистика, художественная литература. В самом типе изданий актуализировалась русская издательская традиция 19 века. Толстые журналы – чисто русские явления.

В Париже с 20 по 40 год журнал «Современные записки». Наиболее влиятельный и уважаемый журнал эмиграции («Отечественные записки» и «Современник», привет). Правительство Чехословакии выделило деньги на финансирование. Почему? Оно не было уверено, насколько долго будут держаться у власти большевики. Оказывали поддержку претендентам на власть, чтобы в дальнейшем выстроить выгодную политику. Перестали давать деньги эсерам, когда поняли, что большевики не уйдут.

В целом журнал выражал либеральную позицию. Цель издания – объединение сил русской эмиграции вне зависимости от политической ориентации. Авторский состав представлен практически всеми крупными писателями-эмигрантами. Был востребован и достаточно известен. Издание до 70 номера удалось довести. Закрыт не по своей воле, как и «Последние новости». Закрыт в условиях оккупации, возрожден в 42 году в Нью-Йорке под названием «Новый журнал». Выходит едва ли не до сих пор… Опубликован был роман «Хождение по мукам» А. Толстого.

Журнал давал взвешенную информацию о событиях в СССР. Многие авторы постепенно пришли к терпимости по отношению к советской России.

Возникают новые направления философско-политической мысли в эмиграции. Евразийство – берет начало в 21 году, когда в Софии выходит сборник «Исход к Востоку». Сменовеховство тоже начинается в 21 году, когда в Париже выходит сборник «Смена вех». Двухнедельные журналы…

Само по себе содержание сменовеховства обозначено в названии. «Вехи» - авторы – русские религиозные философы, осмысление первой русской революции в проблематике народ-интеллигенция. Смена вех – осмысление социалистической революции. Основывался на отрицании тех идей, которые были выражены в «Вехах». Критика предшественников.

 

Др источник

 

Русская зарубежная пресса второй половины 1920-1930х годов

После Октябрьской революции и ГВ Россию покинуло более 2 млн человек. К декабрю 1924 г. только в Германии оказалось около 600 тыс. русских эмигрантов, во Франции – около 400 тыс., в Манчжурии более 100 тыс., в США около 30 тысяч. Русские эмигранты к 1924 г. обосновались в 25 государствах, не считая стран Америки. Сохраняя за границей свои классовые организации, они издавали свыше трех тысяч наименований газет и журналов. На самом правом фланге находились такие журналы, как «Двуглавый орел» (затем «Вестник Высшего монархического Совета», Берлин, Париж, 1920 – 1922 гг., 1926–1931 гг.), «Грядущая Россия» (Париж, 1920; редакторы – лидер энесов Н.В. Чайковский и писатель Ландау – Алданов), «Русская мысль» (София, Прага, Берлин, 1921 – 1924 гг., ред. П.Б. Струве). К ним примыкала право-кадетская газета «Руль» (Берлин, 1920–1931 гг., ред. Гессен). У кадетов газета «Последние новости» (Париж, 1920–1940 гг., ред. П.Н. Милюков); у эсеров журнал «Революционная Россия (Юрьев, Берлин, Прага, 1920–1931 гг., ред. Чернов); меньшевиков – «Социалистический вестник» (Париж, Нью-Йорк, 1921 – 1965, первым редактором был Мартов). Известны сменовеховские издания: журнал «Смена вех» (Париж, 1921–1925) и газета «Накануне» (Берлин, 1922–1924. Редактор и журнала, и газеты Ключников).

 

Главный идеолог продолжения борьбы с большевиками был Струве, в эмиграции журнал «Русская мысль». В ст. «Размышления о русской революции», «Прошлое, настоящее и будущее»,, «Россия» и других утверждалось, что падение больш власти «приближается неотвратимо и ускоренно». Редакция постоянно информировала читателей, что процесс объед-я рус сил вокруг великого князя Николая Николаевича, внука Николая I неизменно продолжается: начат сбор пожертвований в казну Великого князя, «Фонд спасения России». Этот сбор является первой попыткой двухмиллионной зарубежной России собств силами начать дело борьбы за родину. Понятно поэтому раздражение, с которым этот сбор был встречен в большевистских кругах». Примыкают и русские люди на Дальнем Востоке.

С января 1922 г. до августа 1923 г. в журнале публиковались воспоминания В.В. Шульгина «Дни». В ряде номеров публиковался «Дневник» 3. Гиппиус («История моего дневника» и «Черная книжка»), оцененный редакцией как «замечательный документ переживаемой эпохи». Почти в каждом номере появлялись стихи Н. Гумилева, И. Бунина, М. Волошина, М. Цветаевой.

 

Среди непримиримых антисоветских изданий не последнее место занимала газета «Руль», выходившая ежедневно с 16 ноября 1920 г. до 14 октября 1931 г. под редакцией кадета И.В. Гессена. «Наша основная политическая задача, – особо подчеркивалось в передовой, – освещать неприглядную русскую действительность». В «Руле» с первых же номеров одной из ведущих стала рубрика «В Советской России». О характере: «Голод в Петербурге», «Война с деревней», «Струве о борьбе с большевизмом», «Черчилль о большевизме» и т.д. Активно в «Руле» сотрудничали М. Волошин, К. Бальмонт, И. Шмелев. Выступал на его И.А. Бунин, решительно не принявший Февральскую, а затем и Октябрьскую революцию. В апреле 1924 г. в «Руле» была обнародована произнесенная им в Париже речь «Миссия русской эмиграции», имевшая программное значение для всех, оказавшихся в изгнании. Трагическая судьба. Постоянно и безысходно тосковал по России, но не вернулся на родину.

 

Из наиболее известных изданий в журналистике русского зарубежья была газета «Последние новости», в Париже с 27 апреля 1920 г. до 13 июня 1940 г. Первым ее редактором был присяжной поверенный М.А. Гольдштейн, с 1 марта 1921 г. редакцию возглавил лидер кадетов П.Н. Милюков. Почти 20 лет газета являлась ЦО кадетской партии и в отличие от правокадетского «Руля»: «задача – излагать факты как они есть, т.е. говорить правду – и не ту, которая той или иной партии в преломлении политической веры кажется правдой, а ту, которая есть правда. Редакция особенно настаивает на недопустимости в прессе лжи, неискренности, погубивших царскую Россию и не дающих ей подняться при большевиках.

Редакция на первых порах всячески стремилась к тому, чтобы газета выглядела сугубо информационным органом. Рубрики первых номеров: «Телеграммы», «По Советской России», «В Париже», «На Западе», «Среди эмигрантов» и т.д. 27 апреля 1923 г. в статье «Трехлетие «Последних новостей» было сказано: «политическое значение переживаемого нами времени так велико, что газета вынуждена была неизменно следовать курсу «борьбы против насильников, овладевших Россией».

Рассказы и лит портреты Бунина, Зощенко, очерки и отдельные главы из трилогии Толстого «Хождение по мукам». Регулярно публиковались фельетоны Тэффи («Ностальгия»). Откликнулись «Последние новости» на смерть Ю.О. Мартова и В.И. Ленина. С 23 по 30 января в каждом номере под рубрикой «После смерти Ленина» печатались отклики на его кончину. Главная мысль всех публикаций в траурные дни сводилась к тому, что после смерти Ленина «быть может, недалек день перерождения всей русской жизни».

 

Перерождения русской жизни ждала вся русская эмиграция, в том числе эсеры, неизменно занимавшие в своем журнале «Революционная Россия» позицию «изживания коммунизма» большевиков. Журнал издавался с 1920 до 1931 г. в Праге и Берлине. Его редактором являлся Чернов, активными сотрудниками были Керенский, Зензинов, Рубанович, Русанов, Сухомлин, Марк Слоним, печатался поэт Константин Бальмонт. В отличие от монархических и кадетских изданий, «Революционная Россия» не поддерживала военного выступления против большевиков.

 

Одним из наиболее долговечных зарубежных изданий был основанный Л. Мартовым при ближайшем участии Р. Абрамовича журнал «Социалистический вестник», выходивший в Берлине, Париже и Нью-Йорке с 1921 по 1965 г. Политическая позиция проявилась в полемике с «Рулем». В статьях «Кадеты и эсеры на рандеву», «Маленькая неточность», «Грозное предостережение», констатируя, что редактор «Руля» Иосиф Гессен стремится «пригвоздить к позорному столбу в назидание потомству и истории» социал-демократов – меньшевиков за их отказ от свержения большевиков путем вооруженного восстания, редакция «Вестника» писала: «Кадетские писатели из «Руля» со своей точки зрения правы, упрекая нас в том, что мы хотим бороться с большевиками не пушками, а давлением рабочего класса, организованного нами на почве создавшегося в России порядка». Резко отрицательным было отношение «СВ» к монархистам и кадетам. Журнал утверждал: перспектив будущего у этих «политических покойников никаких нет».

С чувством душевной скорби откликнулась редакция «Социалистического вестника» на смерть Ленина. «Номер уже верстался, – говорилось в передовой статье «Смерть В.И. Ленина», – когда телеграф принес это скорбное сообщение... мы вспоминаем прежде всего не политического противника, не главу государства, где наша партия находится на нелегальном положении, где во всей силе свирепствует террористическая диктатура, а крупного деятеля рабочего движения, который вместе с незабвенным Ю.О. Мартовым закладывал фундамент классовой организации пролетариата в России».

 

Значительное развитие в журналистике русского зарубежья первой половины 20-х годов получила сменовеховская печать. В Праге в 1921 г. вышел сборник «Смена вех», появление которого дало название всему сменовеховскому течению. В 1921–1922 гг. под тем же названием «Смена вех» издавался журнал в Париже. В Берлине в 1922–1924 гг. выходила сменовеховская газета «Накануне», в Харбине в 1921–1923 гг. – газета «Новости жизни», в Петрограде и Москве – журналы «Новая Россия» и «Россия». Во всех этих изданиях, в статьях их ведущих публицистов Н. Устрялова, С. Лукьянова, Ю. Ключникова, И. Лежнева, хотя и проявлялись порою острые разногласия, особенно по вопросу государственного устройства, но всех их объединяла единая цель – благо России. Эта главная задача была ясно выражена в первом номере журнала «Смена вех», определившем направление всех последующих сменовеховских изданий.

Активно защищала интересы Советской России газета «Накануне». Ее редактор Ключников был приглашен в состав советской делегации в качестве эксперта для участия на конференции в Генуе. В газете наряду с произведениями авторов-эмигрантов печатались очерки и рассказы В. Катаева, Е. Петрова, И. Ильфа. Часто выступал в газете М. Булгаков: именно с этого издания началась его широкая известность.

Первая статья М. Булгакова за подписью «М.Б.» появилась 13 января 1919 г. в газете «Грозный». Затем ему пришлось немало поработать военным доктором и земским врачом, прежде чем он в 1921 г. перебрался в Москву, где приходилось браться за любую работу, которую предоставлял «господин случай».

Поступая регулярно в Москву, газета «Накануне» распространялась также во многих городах России, где единственным сменовеховским изданием был журнал «Новая Россия» («Россия»). «Орган творчески ищущей интеллигентской мысли», журнал заявлял о своем намерении всемерно защищать революцию. Однако журнал, подвергавшийся критике слева – со стороны партийно-советской печати – за независимость идеологических убеждений, стремление к оппозиционности, был закрыт в 1926 г.

В первое послеоктябр 10летие бурное развитие многопарт журналистики рус зарубежья: возникают газеты и журналы буржуазного, кадетского, эсеровского, меньшевистского, сменовеховского и других направлений, выходившие под редакторством таких известных публицистов, как Н. Бердяев, А. Керенский, Л. Мартов, П. Милюков, П. Струве, Н. Устрялов, В. Чернов. В условиях моноидеологии в первое советское десятилетие СМИ все больше внедрялись в административно-командную структуру общества.

 

 

Для справки

В начале 20-х гг. в нашей стране шел, развивался своеобразный историко-публицистический процесс. После гражданской войны как бы образовались две России: советская и зарубежная. Либерализация жизни в Советской России позволила установить в годы нэпа духовную связь между метрополией и эмиграцией. Русское зарубежье имело в 20-е гг. многообразную газетно-журнальную периодику. В ней представлено все богатство далеко еще не изученного отечественного публицистического наследия. Если его классифицировать по отношению к событиям, происходившим в Советской России, то четко просматриваются три основных направления. Первое может быть охарактеризовано как консервативное. Его выражали печатные органы монархистов: «Двуглавый орел», «Грядущая Россия» и др. Выразителями политической и культурной национальной мысли стали П. Струве[27] и его журнал «Русская мысль», а также выходившая в Париже ежедневная газета «Возрождение».

 

Второе – умеренное – направление выражало идейные, программные и тактические установки П. Милюкова[28], призывавшего извлечь уроки из поражения белых армий. Представители умеренного направления были сторонниками объединения левых кадетов с правыми эсерами. Платформу умеренного крыла русской эмиграции выражали ежедневная газета «Последние новости» и еженедельник «Дни».

 

Третье – лояльное – направление, одним из идеологов которого был Н. Устрялов[29]. Это направление выражала система сменовеховской журналистики: ежедневные газеты «Новости жизни», «Новый путь», «Путь» и центральные издания – журнал «Смена вех» и газета «Накануне». Некоторые из них получили распространение в РСФСР.

 

Расширявшиеся масштабы нэпа к середине 20-х гг. привели к эволюции в среде сменовеховцев. Их патриотизм, вера в Россию создали предпосылки к расколу в течении. Левая его часть постепенно слилась с идеологией «спецов» в Советской России. Правая, сохраняя веру в Россию, надеялась на ее эволюционное развитие.

 

Особое место в журналистике русского зарубежья занимают демократические издания. Речь идет о ежедневной газете И. Гессена и В. Набокова «Руль», журнале Вл. Бурцева «Общее дело». Главными для них стали тема родины, России и самое терпимое отношение к тому, что там происходит.

 

Что касается изданий социалистических партий, главным образом меньшевистской и эсеровской периодики – журнала «Заря», газет «Знамя борьбы», «Революционная Россия», «Социалистический вестник», то их главной темой была борьба с большевистским наследием[

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.065 с.)