Вопрос 22. Публицистика Солженицына и Сахарова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 22. Публицистика Солженицына и Сахарова.



 

Это лидеры общественной мысли 70-х-80х годов. Оба вдохновляют два лагеря, которые образовались в неформальной общественной мысли (диссидентском движении).

Авторы неподцензурной мысли. По-своему оценивали современность.

Кто есть Солженицын и кто есть Сахаров?

А.Пушков сравнил лидеров Болотного движения с Сахаровым, будто бы он разрушал основы советской государственности. Это не так. Он принес себя в жертву демократическим процессам. Хотел отменить монопольную роль партии. Сахаров – нобелевский лауреат премии мира (мог получить и по физике).

«Мир, прогресс, права человека». Солженицын тоже Нобелевский лауреат. Оба исходят из положения о глобальном кризисе.

По Сахарову кризис комплексный. Имеет одинаковые детерминанты. Главная – НТП. Он нацелен на благо, но идут деструктивные процессы. Ядерная угроза, демографический кризис, духовно-нравственный, семейных отношений, национальных. Протекание кризиса усиливает международная поляризация. Вина возлагается на СССР как тоталитарное государство. Идеологическая твердолобость отменяется возможностью диалога. Внутри России: избрать основной политикой идеологию прав человека. На уровне международных отношений надо укрепить ООН как субъект-площадку для диалога. Космополитическая позиция. Она направлена на объединение мира. Для этого разоружение, контроль за техническим прогрессом.

 

Солженицын исходит из тех же оснований. Противоречия между странами, ядерное оружие – угроза, наличие политзаключенных. До 84 года сажали по политическим статьям. До 89 люди находились в лагерях (по крайней мере в России).

В отличие от Сахарова, Солженицын считает, что национальная культура не вызывает противоречий, а служит преодолению кризиса. Литература – голос нации, лицо народа. Каждая из национальных литератур объединяется в рамках мировой как общечеловеческая. В иерархии мировой литературы – диалог народа. Познание других и самопознание. Понимая себя, понимать и других. У них одна цель – поддержать существование. Это сделает невозможным войну. Необходимы реформы в стране. В путях преодоления кризиса Сахаров и Солженицын расходятся.

18 вопрос. Советская публицистика 20х годов. Работы в печати Ленина, Троцкого, Сталина, Бухарина и других по выбору студента. Выделить для ответа одного автора и рассмотреть 1-2 текста.

Общее для каждого вопроса: он не указывает текст или автора конкретных. Начинать чтение текста необходимо с актуализации контекста (социально-исторические и культурные условия, в которых текст характеризовался). 20е годы с точки зрения соц-истор обстоятельств. Отметить, что такое нэп, ее процессы (политические, завершение нэпа, сказать про политическую борьбу в печати в середине 20х). Определить ракурс рассмотрения этих текстов. Потом выбираем автора и текст. Не очерки, а статьи (политические, полемические), памфлеты (Троцкий). Работа «О характере наших газет» Ленин. Троцкий «Ленина нет», «Мысли о партии», «За качество, за культуру». Сталин «О дискуссии о Рафаиле». Бухарин «Заметки экономиста к началу нового финансового…». Раскрыть позицию, логику автора статьи, реконструировать и истолковать его мысль. Что он имел в виду? Вспомнить обстоятельства написания работы Ленина. Там такое явление, как кризис советской печати. Предмет высказывания Ленина: состояние советской печати в начале 20х. Публицистическая проблема с точки зрения Ленина: советская печать не удовлетворяет запросам читателя и требованиям времени. Ленин пытается анализировать, почему печать в состоянии кризиса. Он предлагает императивную модель печати (какой она должна быть). Потому что мало пишут про задачи мирного времени, война кончилась, а газеты пестрят пустыми лозунгами, идеологемами. Она оказывается отчужденной от реальной жизни. Ленин предлагает обращение печати лицом к жизни. Освещать широкие вопросы, реализовывать политику партии в отношении печати. ВЫПИСКИ МОЖНО ДЕЛАТЬ (ЦИТАТЫ).

Публицистика Троцкого. Тексты писались в обстоятельствах борьбы за власть. С кем он боролся? Выделились две фракции – сталинская и троцкизм. Система аргументов важна. Кто мог победить в борьбе за власть? Эпитафия Троцкого, посвященная Ленину. В 24 году он умирает. Система образов эпитафии («Ленина нет»). Во время гражданской войны Троцкий был министром обороны. Октябрьский мятже, вместе с Лениным на полу Смольного разрабатывали систему военного комиссариата. Как он пишет про Ленина? Мифологизирует его. Впервые Ленин осмысляется в ключе вождя. Возвышенно-героическая стилистика. Ипостаси Ленина выделить. «Мысли о партии» - Троцкий излагает свое видение политической программы партии большевиков, он формулирует ее политическую платформу. Полемический потенциал работ вскрыть. Успех должен был одержать тот, кто смог бы убедить представителей ЦК и народ, что он является продолжателем дела Ленина. Представить себя наследником его дела. «Краткий курс истории партии» - брошюра фальсифицированная, где Сталин представлялся верным соратником Ленина, которым он не был. Троцкий пишет платформу, выражает то, что он компетентен. Сталин делает то же самое, но основывается на голословной критике своих оппонентов. Но обстоятельства лежали там те же, что и у Троцкого.

Бухарин. Вступает в полемику со Сталиным в начале индустриализации и коллективизации, критикует позицию Сталина. Критикуются методы осуществления политики. Это были чрезвычайные меры (террор политический). Бухарин излагает свою платформу, сторонники которой были в партии, но с ними быстро Сталин разобрался. Бухарин ссылался на авторитет Ленина. Он выстраивает апологетику нэпа (обосновывает ее верность). Эпоха первых пятилеток началась с критики нэпа как несостоятельной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.004 с.)