ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика в годы индустриализации и коллективизации с/х в СССР.



1929 – год великого перелома. Коллективизация, основные тенденции сталинского времени.

В 1924 умирает Ленин à борьба за власть (Сталин и Троцкий) à Сталин победил. Отказ от ленинской политики.

Фигура Сталина мифологизируется. Период, связанный с началом сталинского движения (на реализацию идеологической установки фундамента социализма).

Стратегия преодоления экономической отсталости.

Задачи: модернизация экономики, технологическое перевооружение промышленности, создание квалифицированных кадров.

Меры реализации:

1. Отказ от хозрасчета эпохи НЭПа. Ограничение прав государственных учреждений в распоряжении фондами прибыли (монополизация).

2. Распределение средств сверху – директивное

3. Ликвидация частного сектора в экономике

4. Переход к директивному (прямому) управлению (долгосрочное планирование) на 5 лет (пятилетки)

Исключительный идеологический подход к решению задач экономического масштаба значил установление и закрепление в стране тоталитаризма.

Культ личности. 1929 – Ворошилов, статья «Сталин и Красная армия».

Идеология находила широкую поддержку в массах:

1. Национальная черта. Фетишизация власти, идея гипертрофированного восприятия власти (мифологический тип сознания).

2. Историческая черта. Массовый психологический настрой населения. СМИ создавали образ врага, коллективистическую систему ценностей (личное благо игнорируется).

Пути:

1. Внутренний займ в принудительном порядке

2. Денежная эмиссия

3. Резкий рост цен и уменьшение зарплаты

4. Увеличение налогов

5. Государственная винная монополия

6. Экспорт хлеба (получаем валюту à закупить за рубежом)

7. Меры принудительного труда – система лагерной экономики (ГУЛАГ).

8. Организация труда в колхозе (свыше 35 миллионов человек). Оседлость, отсутствие паспорта – крестьяне закреплены на земле.

9. Принудительный труд рабочих. Запрет самовольно уходить / переходить с завода.

Ориентир на выпуск оружия.

Итоги сталинских пятилеток:

Положительные:

1. Заложена основа промышленной базы страны (второе место в мире после США).

2. Преодоление технически-экономической отсталости

3. Индустриализация населения: из с/х в промышленность

4. Урбанизация, рост городов

Отрицательные:

1. Деградация с/х в результате коллективизации

2. Человеческие жертвы (город, раскулачивание)

3. Установление административно-командной стратегии

Место СМИ: инструмент политической агитации и пропаганды, идеологическое обеспечение. Усиление роли СМИ: средство манипуляции сознанием каждого члена общества.

Тенденции СМИ:

1. Государственное финансирование печати (полное), отказ от идеи хозрасчета. СМИ переживают бурное развитие в 1930е годы (качественное и количественное).

2. Модернизация материально-технической базы. В 1926 создается бумажная советская индустрия. Успехи в машиностроении. à развитие типографий. В 1936 создаются крупные полиграфические комбинаты (в регионах, на местах). Повышение числа тиражей. К 1938 более 8 тысяч газет, 4 тысяч журналов. «Правда» - 2 миллиона экземпляров. «Известия» - 1,6 миллиона экземпляров.

3. Усиление контроля над печатью. Ужесточение цензуры – тотальный характер. Оперативный контроль осуществляют местные комитеты партии.

4. СМИ переживают всестороннюю унификацию (к 1932 единая газетная сеть). ЦК по делам печати разработал перечень газет – больше нельзя. Многотиражки разрешены, если на предприятии более 1 тысячи рабочих. Унификация по форме и содержанию, оформлению.

5. Изменяются принципы типологической дифференциации. Вместо классового – производственный. Обращение печати лицом к производству. Организационная функция печати, агитация.

По классовому признаку сохранилась только одна газета – «Крестьянская газета» (до 1939 года). В 1929 «Беднота» à «Советское земледелие». В 1932 «Рабочая газета» à «Водный транспорт».

Создаются новые издания: 1929 – «За индустриализацию» (Нарком тяжелой промышленности).

Отрасли имели собственные издания: «Уголь», «Черная металлургия», «Нефть», «Машиностроение», «Лидирующий работник», «Архитектурная газета».

С 1929 – «Литературная газета», «Учительская газета», «Сов. к-ра» (?). Это соответствовало дифференциации общества по социальной функции. В центральных и местных газетах.

Животноводческие, зерноводческие газеты.

6. Дальнейшее развитие новой функции и принципов организации селькор движения.

Новые задачи перед рабселькорами. Если раньше это движение должно было отражать ход событий, то теперь (как и пресса вообще) они становятся непосредственным организатором социалистического общества (соц.соревнования). Они не просто участвуют в социальном строительстве, а являются образцами, примером. Они были основной силой в кампаниях по борьбе за значок ударника, участвовали в создании мифа о вожде, выступали с производ.предложениями.

Начиналось с форм индивидуального корреспондирования: рейды бригад печати, рабкоровские посты, общественно-производственные смотры, производственные переклички, конкурсы красных директоров, шефство над предприятием.

Вычурные формы обратной связи: читательские суды, выездные редакции.

С 1928 по 1930 годы численность рабселькор актива возросла с 500 тысяч до 1 миллиона человек.

Условный характер: усиление репрессий, что не только снижало численность рабселькоров. В действительности реальная их численность к определенному моменту сильно снизилась. Заавторство – сотрудники редакции писали материалы, а подписывались другими именами.

Общественное начало СМИ: активно использовалось как инструмент доносительства. Лагкоры. Разжигание вражды среди заключенных.

7. Развитие электронных СМИ. Регулирование радиовещания. С 1929 – в Москве. Радио становится … началом СМИ. В 1930е появились радиогазеты, радиорепортажи со спортивных мероприятий, художественное радиовещание.

Что обусловило бурное развитие радиовещания?

Советским руководством осознавалась высочайшая пропагандистская эффективность радиовещания (доступность для неграмотной массы). Основная тематическая доминанта – идеологические программы.

В 1938 создается новый руководящий радиовещательный центр – Всесоюзный комитет радиовещания. В 1933 реорганизуется – Всесоюзный комитет по радиовещанию и радиофикации, причем становится ведомством, которое подчинено непосредственно правительству.

Радиофицируется жилье, промышленные предприятия, учреждения. К 1938 практически полностью радиофицировано все село.

Начинаются первые шаги по развитию ТВ. Эти работы требовали еще больших финансовых вложений.

В 1934 – первая в СССР передача ТВ-программы со звуковым сопровождением. В 1938 начинает эксплуатацию ленинградский ТВ центр. В Москве открыт ТВ центр на Шаболовке. Вещание на Москву и Ленинград, на ограниченную аудиторию.

Единственная цель, которую ставили перед ТВ – популяризация самой идеи ТВ как СМИ.

Советская журналистика в 1920х-1930х представлялась бурно развивающимся явлением, типологически многообразным.

Содержательная сторона: та картина мира, которую воплощали в СМИ. Связь с условностями, в которых существовала система печати. Она выражала способ мышления массового человека в 1930х и формировала систему основных этических доминант (систему стереотипов оценивания реальности и места человека в ней).

 

 

На всякий случай

 

Овсепян Р. История новейшей отечественной журналистики

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 6

ПЕЧАТЬ, ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 50-х – СЕРЕДИНЫ 80-х гг.

 

В 1956 г. был провозглашен новый курс партии. Пришедший к руководству КПСС Н.С. Хрущев задал импульс движению советского общества к обновлению. Начался процесс перестройки политического сознания. Остро встала проблема преодоления сложившихся стереотипов в журналистике. «Оттепель» в общественно-политической жизни благотворно сказалась на системе СМИ. Новое появилось в ее характере, содержании, оформлении. Главными в работе СМИ становятся вопросы реального положения дел в экономике, борьба с беззаконием, с последствиями культа личности в политической жизни.

 

К концу 50-х гг. отечественная журналистика претерпевает серьезные изменения. Но по-прежнему неизменным оставалось ее положение в системе административно-командного управления. Журналистика, как и прежде, находилась в полной зависимости от нее.

 

Краткосрочность периода «оттепели» в общественно-политической жизни, неизменность положения журналистики как идеологической структуры партийно-директивного аппарата стали причиной возврата к старому, сползания прессы на позиции поддержки волюнтаризма, содействия возрождению нового культа личности, затушевывания фактов, вызвавших в обществе застойные явления. Журналистика оставалась важнейшим средством манипулирования общественным мнением и КПСС не могла допустить ослабления ее влияния на массы. В течение 30 лет – со второй половины 50-х до середины 80-х гг. – средства массовой информации по-прежнему продолжали развиваться, их структура претерпевала определенные изменения.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СТРУКТУРЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

 

К середине 50-х гг. сила воздействия печати на массы заметно ослабла. Объяснялось это не только догматическим, начетническим характером газетно-журнальных публикаций, но и сложившимися шаблонами, стереотипами, заполонившими прессу. Кроме того, ощущалась все большая необходимость в дальнейшем развитии структуры журналистики.

 

ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых видов прессы. В середине 50-х – 60-х гг. вышли «Промышленно-экономическая газета», «Экономическая газета», «Экономическая жизнь», «Социалистическая индустрия», «Советская торговля», «Советская авиация», «Московские новости» на нескольких языках, республиканская газета «Советская Россия». Возрождая традиции 20-х гг., на Украине увидела свет «Рабочая газета» на украинском и русском языках. В стране газеты издавались на 57 языках[1].

 

«Советская Россия», вышедшая 1 июля 1956 г. как ежедневный орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР, сразу четко определила свою программу. В газете нашли отражение те новые тенденции в общественно-политической, экономической, социальной жизни страны, которые возникли после XX съезда КПСС.

 

Соперничество с газетами, имевшими многолетний опыт общения с аудиторией, привело к удачным творческим находкам, формированию тематической и жанровой специфики «Советской России». С первых номеров внимание читателей привлекли разделы «Годы и люди», «Любовь моя, Россия», «С блокнотом по РСФСР», «Таланты России» и др. Впервые в центральной прессе появилось периодическое издание, в котором много места отводилось фотожурналистике с ее жанровым многообразием. Создание сети собственных корреспондентов, частые встречи сотрудников редакции с авторами, собрания с их участием и отчеты газеты перед читателями настолько увеличили приток оперативной информация, что он обрел конкретные формы в виде подборок и даже полос. Газета отказалась от традиционных редакционных статей, на смену которым пришли авторские передовые. Заметно изменился и общепринятый облик четвертой полосы: появились фотоэтюды и зарисовки, фоторепортажи о новых городах, материалы для семейного чтения. Постоянной стала на четвертой полосе рубрика «В субботний вечер».

 

«Советская Россия» повседневно освещала вопросы экономики, печатая циклы выступлений, объединяя их рубриками: «Реформа: опыт и проблемы», «О людях хороших», «Хозяйствовать по-новому» и др.

 

«Оттепель» второй половины 50-х гг. принесла серьезные перемены в жизнь страны, наметила новые тенденции в общественных отношениях. «Советская Россия» отводила им специальные подборки, полосы, циклы различных по своим жанрам материалов.

 

В конце 1956 г. во многих областях РСФСР, Украины и других союзных республик начали выходить колхозные многотиражные газеты. В связи с реорганизацией системы хозяйственного управления и связанным с этим разделением партийных органов в сельской местности в конце 50-х гг. возникли новые виды местной печати – межрайонные газеты, газеты колхозно-совхозных производственных управлений. Но просуществовали они недолго. Через полгода-год они вновь были преобразованы в районные газеты. К середине 60-х гг. их выходило в стране около 3 тыс., а тираж составил около 20 млн. экз. Увеличился формат районных газет, чаще стала их периодичность, укрепилась материально-техническая база, возрос профессиональный уровень и улучшилось техническое оформление.

 

Газетно-журнальный мир страны находился в постоянном развитии. Во второй половине 50-х и в 60-е гг. были созданы такие центральные журналы, как «Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь», «Агитатор», «Молодая гвардия», «Москва», «Ленинград», «Нева». После длительного перерыва возобновилось издание журнала «Рабоче-крестьянский корреспондент». В 1960 г. в стране насчитывалось около 4 тыс. журналов и различных изданий журнального типа с годовым тиражом свыше 770 млн. экз.[2]

 

В 1970 г. в СССР выходило 7250 газет, разовый тираж которых составил около 140 млн. экз.[3] За 1970–1975 гг. тираж газет вырос на 29% и разовый тираж журналов – на 17,5%.

 

В 1976–1978 гг. было создано свыше 400 новых газет, 113 журналов. Разовый тираж центральных, республиканских, краевых, областных газет составил около 85 млн. экз.

 

В 1977 г. газет стало 7985, а их разовый тираж составил 168 млн. экз. Газеты выходили на 56 языках народов СССР. Издавалось 386 центральных, республиканских, краевых газет. Их разовый тираж составил одну треть всего разового мирового тиража газет. «Правда» выходила ежедневно тиражом 10,6 млн. экз., «Известия» – 6 млн. экз., «Комсомольская правда» – около 10 млн. экз.

 

В 1977 г. в стране выходило около 7 тыс. журналов и изданий журнального типа с годовым тиражом, превысившим 3 млрд. экз. Разовый тираж только «Работницы» был 13 млн. экз., «Крестьянки» – около 7 млн. экз.[4]

 

Колоссальные тиражи газетно-журнальной периодики в СССР давали все основания утверждать, что его население – одно из наиболее читающих в мире. Против этого трудно что-либо возразить, особенно если речь идет о массовых газетах и журналах, об общественно-политических и литературно-художественных изданиях, публикации которых находили отклик в читательской среде. Что касается газет и журналов ЦК КПСС, республиканских и других партийных комитетов, то подписка на эти издания шла по разнарядке сверху. Сохраняла свою силу принятая еще в середине 20-х гг. директива об обязательной подписке каждым коммунистом на партийную газету и партийный журнал. Таким образом, высокие тиражи партийных изданий свидетельствовали об уровне материальной поддержки и дисциплинированности коммунистов страны, но не могли быть критерием интереса к ним читательской аудитории.

 

Возраставшие объемы выпуска периодических изданий требовали расширения технической базы. Во второй половине 70-х гг. вступили в строй 24 полиграфических комбината – в Таллине, Уфе, Казани, Днепропетровске, Чите, Донецке, Минске, Ереване, Душанбе. В Кишиневе, Львове и других городах стал действовать фототелеграф, обеспечивавший оперативную передачу фотоинформации.

 

Интенсивно работали издательства страны. В 60–70-е гг. ежегодно выпускалось от 65 до 80 тыс. названий книг. Ежегодный тираж их перевалил за 1,5 млрд. экз.

 

В начале 80-х гг. росло количество изданий, росли тиражи, выходили новые газеты. Но цель оставалась прежней – с их помощью еще больше усиливать административно-командный нажим, директивное воздействие КПСС на все сферы жизни общества.

 

В конце 70-х – 80-е гг. за счет государственных ассигнований произошло заметное техническое переоснащение ТАСС. Развивалась информационная служба агентства, расширялась сеть его корреспондентов и корреспондентских пунктов. Корреспондентская сеть фотохроники ТАСС также охватила всю страну. Информацию и фотоиллюстрации ТАСС получали около 12 тыс. подписчиков различного типа и уровня периодических изданий, органов телевидения и радио, кроме того около 300 зарубежных агентств, газет, радио- и телекомпаний. Однако основу иностранной информации ТАСС составляли ежедневные сообщения его собственных корреспондентов, работавших более чем в 100 странах мира[5].

 

Информация ТАСС поступала к подписчикам в основном по телетайпам, по фототелеграфу, по проводным линиям связи и по радио, а также рассылалась по почте в виде бюллетеней. Внутри СССР сетью телетайпных связей ТАСС было охвачено более 200 городов. Общая протяженность ее линий – 140 тыс. км, а продолжительность передач агентства за границу на шести языках – русском, английском, испанском, арабском, французском и немецком – исчислялась сотнями часов в сутки.

 

В 1961 г. система средств массовой информации СССР расширяется за счет еще одного информационного агентства – АПН (Агентство печати «Новости»), созданного несколькими общественными организациями. С первых шагов своей деятельности АПН развернуло большую информационную работу. Оно поддерживало деловые контакты с международными национальными агентствами, издательскими фирмами, радиокомпаниями 110 зарубежных стран. В 85 странах мира АПН имело своих представителей. На материалах АПН издавалось для зарубежных читателей 51 журнал, 10 газет и 190 пресс-бюллетеней на 56 языках. Общий годовой тираж этих изданий составлял 2,5 млн. экз. Агентство имело также свое издательство, которое выпускало литературу на иностранных и русском языках. Одной из важнейших сторон деятельности АПН стал выпуск телевизионных фильмов, созданных на документальной основе внутрисоюзной и международной жизни[6].

 

К началу 60-х гг. расширяются возможности радио. Широкое распространение транзисторных приемников позволило вовлечь 85% территории страны в зону возможного приема всесоюзных программ радио.

 

К началу 60-х гг. большое распространение в стране получило телевидение. 4 млн. телевизоров ежедневно собирали телеаудиторию в десятки миллионов человек. Телевидение стало одним из главных способов информирования населения о важнейших событиях в стране и за рубежом. В феврале 1956 г. начала функционировать вторая программа Центрального телевидения. К 1960 г. определились общественные функции телевидения, установились и закрепились жанры и формы документального телевизионного вещания, выявились тенденции развития художественного вещания.

 

Дальнейший рост радиовещания и телевидения может быть охарактеризован следующими данными:

 

в 1962 г. ежедневно из Москвы передавалось до 100 часов программ радиовещания на русском языке, 115 часов на иностранных и 12 часов телевидения[7].

 

в 1964 г. общий объем вещания Всесоюзного радио для населения страны составлял 136 часов в сутки, на зарубежные страны – 143 часа. Центральное телевидение вело передачи из Москвы по трем программам объемом в 14,4 часа[8].

 

В начале 70-х гг. было построено 102 мощных передающих телестанции и значительно расширена сеть приемных станций «Орбита». К середине 70-х гг. их стало 72, что позволило расширить зону приема телевизионных передач[9].

 

Учитывая все возрастающее значение радиовещания и телевидения как мощных средств информации, ориентации трудящихся на решение задач хозяйственного строительства, политического, культурного и эстетического воспитания народа, Совет Министров СССР в мае 1957 г. постановил образовать Государственный комитет по радиовещанию и телевидению, освободив от руководства ими Министерство культуры СССР. В 1970 г. Комитет был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.

 

В последующие годы были введены специальные каналы связи для обмена программами между телевизионными станциями Москвы, Ленинграда, столицами союзных республик и других крупных городов страны. Если в 1975 г. телевидение могли смотреть 195 млн. человек, т. е. 77% населения страны[10], то в начале 80-х гг. его смотрело более 230 млн., или 87,9% населения[11].

 

Центральное телевидение в первый день нового, 1982 г., начало передачи по второй общесоюзной программе[12]. В связи с ее вводом структура программ Центрального телевидения к середине 80-х гг. представляла тщательно скоординированную систему.

 

Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, спортивная. Она охватывала территорию с населением более 230 млн. человек. Среднесуточный объем вещания – 13,6 часа.

 

Четыре дубля первой программы – «Орбита-1», «Орбита-2», «Орбита-3», «Орбита-4» – дают возможность жителям различных часовых поясов смотреть передачи Центрального телевидения в удобное для них время. Так, программа «Орбита-2» адресована жителям Якутской республики, Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Читинской областей (часовые пояса +7 +6) и т.д.

 

Вторая общесоюзная программа была культурно-просветительной. В ней широко были представлены литературно-драматические, музыкальные, детские передачи, передачи местных телестудий и стран Восточной Европы, входивших в СЭВ. Вторую общесоюзную программу имели возможность смотреть около 114 млн. человек, или 43,4% населения страны. Среднесуточный объем вещания составлял 13,5 часа.

 

Кроме того, функционировали Московская программа и четвертая (учебная)[13].

 

Всесоюзное радио в начале 80-х гг. передавало ежесуточно девять программ, общий объем которых превышал в сутки 178 часов.

 

Первая программа – информационная, общественно-политическая и художественная. Среднесуточный объем вещания – 20 часов. Четыре дубля (Радио-Орбита-1, 2, 3, 4) адресованы населению восточных районов страны.

 

Вторая программа («Маяк») – круглосуточная, информационно-музыкальная. Транслируется одновременно для всех районов страны.

 

Третья программа – литературно-музыкальная. Среднесуточный объем вещания – 17 часов. Четвертая – музыкальная. Пятая – круглосуточная, общественно-политическая и художественная. Адресована гражданам страны, находящимся за ее пределами (морякам, рыбакам, полярникам и др.).

 

Радиовещание на зарубежные страны в начале 80-х гг. велось на 67 языках 222 часа в сутки из Москвы и из столиц 9 союзных республик. С 1979 г. осуществлялась круглосуточная служба Московского радио на английском языке. С 1964 г. вела передачи на зарубежные страны радиостанция «Мир и прогресс». После 1985 г. характер ее программ заметно изменился: сказалось воздействие нового политического мышления[14].

 

Заметным событием в жизни советской журналистики конца 50-х гг. явился I Всесоюзный съезд советских журналистов. Он состоялся в Москве в ноябре 1959 г. Главный итог работы съезда – создание творческой организации – Союза журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советские журналисты были названы «подручными» партии. Это, с точки зрения ЦК КПСС, было высшим признанием их заслуг. Подобная оценка в течение многих лет была предметом гордости для многих советских журналистов.

 

Со второй половины 50-х до середины 80-х гг. прошло еще четыре съезда Союза журналистов СССР. Сосредоточив главное внимание на совершенствовании творческого мастерства, съезды, к сожалению, уходили от тех реалий жизни, которые оставались вне поля зрения средств массовой информации и способствовали бурному расцвету застойных явлений.

 

В начале 60-х гг. все настойчивее давала о себе знать проблема повышения общеобразовательного, профессионального и культурного уровня многих сотрудников редакций, собственных корреспондентов газет и радио. Большая часть их работала активно, однако в целом средствами массовой информации многие стороны жизни ряда важнейших районов страны освещались поверхностно, редко поднимались вопросы развития экономики, науки и культуры. Для повышения квалификации собственных корреспондентов в редакциях центральных газет, в ТАСС, на радио и телевидении начали работать по специальной учебной программе постоянно действующие курсы, регулярно стали проводиться семинары, стажировки.

 

Продолжала развиваться и совершенствоваться система образования и повышения профессионального мастерства журналистов, активизировались формы творческой учебы. В стране подготовку журналистских кадров осуществляли 24 факультета и отделения государственных университетов. В системе мер по улучшению подготовки и переподготовки журналистов особое место было отведено переводу учебного процесса на новые учебные планы, учебные программы по всем важнейшим дисциплинам, разработке новых курсов, освоению новых специализаций.

 

В целях улучшения подготовки кадров радиожурналистов и тележурналистов и удовлетворения все возрастающих потребностей в такой категории творческих работников 1 сентября 1959 г. на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова было создано отделение радиовещания и телевидения. В последующие годы на этом же факультете стали осуществляться наборы на отделение международной журналистики, введена специализация по фотожурналистике.

 

ТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМАТОРСТВА В ПРЕССЕ

 

 

В 1956–1958 гг. изменился характер выступлений прессы. Совершенно иным стал подход к оценке фактов. В выступлениях прессы начали преобладать творческий подход к рассмотрению той или иной проблемы, стремление глубже проникнуть в жизнь, подвергнуть критике разного рода отрицательные явления в хозяйственной и общественно-политической жизни, порожденные тоталитарной системой и культом личности Сталина.

 

Беды, причиненные обществу культом личности, порожденный им произвол, реально существовавший в недалеком прошлом, миф о непогрешимости Сталина должны были найти соответствующее отражение в массовом сознании. Доклад Н. Хрущева «О культе личности и его последствиях»[17], сделанный им на закрытом заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 г., долгие годы не публиковался. Но с ним знакомили коммунистов в партийных организациях, и скоро тайное стало явным. В обществе заговорили об отступлениях от принципов демократии, о нарушениях законности, о порочных методах партийного и государственного руководства, допущенных Сталиным и его окружением. При всей недозволенности обсуждения данной темы печать не могла вовсе ее умалчивать.

 

Основные положения доклада Н. Хрущева были изложены 26 марта 1956 г. в «Правде» в редакционной статье «Почему культ личности чужд духу марксизма-ленинизма?». В одном из последующих номеров газета писала: «Неправильно было бы представлять, что достаточно принять некоторые административные меры и с культом личности будет покончено навсегда...» В общественном сознании произошел взрыв. Одна дискуссия сменяла другую. В обществе появились настроения, требовавшие коренных перемен в жизни страны.

 

В центральной и местной партийной печати тема преодоления последствий культа личности во всех областях партийной, государственной и идеологической работы нашла свое отражение в цикле передовых, теоретических, пропагандистских статей, и особенно в материалах отделов партийной жизни.

 

Преодоление последствий культа печать связывала с изменениями стиля работы партийных организаций, активизацией деятельности в ней каждого коммуниста, повышением критической оценки ее работы. Более двух лет «Правда Украины» публиковала материалы, связанные с проблемами внутрипартийной жизни, стиля работы партийных организаций республики. «Известия» посвятили серию публикаций расширению прав союзных республик, краев и областей в решении вопросов хозяйственного и культурного строительства, ставшему возможным благодаря первым шагам в преодолении последствий культа личности.

 

В поспешных поисках путей выхода из сложившейся идеологической ситуации политической находкой оказался выдвинутый Н. Хрущевым лозунг «Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Главной целью его был перевод политической активности масс в русло хозяйственного строительства, особенно в отрасль сельскохозяйственного производства. В 1957 г. газетные полосы буквально пестрели многочисленными коллективными обязательствами работников сельского хозяйства, а вслед за ними – рапортами, в достоверности многих из которых сомневались даже высшие руководители государства.

 

В прессе публиковались многочисленные выступления Н. Хрущева. Основная мысль их сводилась к тому, что главную причину хозяйственных трудностей и неудач он видел в недостатках руководства, неумении и нежелании некоторых руководителей хозяйств работать в полную силу.

 

Тип хозяйственного руководителя, нерадиво относящегося к делу, демагога и крикуна, человека «занятого бездельничанием», стал одним из ведущих образов в публицистике, фельетонах и критических статьях. Одновременно в журналистике в качестве образца, достойного подражания, появился тип хозяйственного руководителя – честного, добропорядочного, человека дела, ставящего интересы общества, государства выше личных и ведомственных. В публикациях «Правды», «Правды Украины», «Казахстанской правды», «Советской Киргизии», «Советской России» и многих других газет партийность руководителя определялась по его отношению к посевам кукурузы или внедрению торфо-перегнойных горшочков, а рост урожайности ставился в прямую зависимость от уровня политической зрелости. Установка исходила от самого Хрущева, который не раз говорил, что если в том или ином районе страны посевы кукурузы не занимают доминирующего места в пахотных площадях, колхозы и совхозы получают низкие урожаи кукурузы, то повинны в этом не климат, а руководители. Там, где кукуруза не дает урожаев, есть «компонент», который не содействует ее росту. Этот «компонент», по убеждению Н.С. Хрущева, надо было искать в руководстве.

 

Несмотря на субъективизм в организации сельскохозяйственного производства, проводимом сверху, печать, телевидение, радио повседневно вседневно рассказывали о напряженном труде колхозников и работников совхозов, предоставляли слово новаторам, передовикам, освещали соревнование за высокие урожаи, за рост продуктивности животноводства. Но необоснованные директивы и рекомендации центра в организации и ведении сельскохозяйственного производства стали главным препятствием в осуществлении провозглашенных в 1953 г. комплексных мер по выводу сельского хозяйства из продолжительного кризиса.

 

Кроме того, в конце 50-х гг. по инициативе Н.С. Хрущева началась кампания по «коммунизации» деревни, основной мыслью которой стала ликвидация личных подсобных хозяйств.

 

Выдвинутая Хрущевым идея рассматривалась официальной пропагандой и всей советской прессой как шаг, предусматривавший укрепление союза рабочего класса с крестьянством, способствовавший стиранию граней между ними, как фактор сближения города с деревней. В центральной печати появилась серия статей, авторы которых в отказе от традиционной жизни и быта села увидели ростки коммунизма, преображающие облик деревни: крестьянину не нужно его личное хозяйство. Все, что ему необходимо, он купит в магазине: молоко, масло, сало, яйца, мясо, овощи. Так начался слом веками сложившейся традиции, пагубные последствия которого никто не мог да и не хотел в то время предвидеть.

 

Во второй половине 50-х гг. реформаторские устремления Н. Хрущева коснулись и проблем улучшения руководства индустриальной сферой. Но и здесь все делалось в спешке, без тщательно продуманной программы действий.

 

30 марта 1957 г. в печати были опубликованы для обсуждения тезисы Н. Хрущева «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством», а в начале мая был принят закон по данному вопросу. Со второй половины 1957 г. стал осуществляться переход от отраслевого к территориальному принципу управления промышленностью. Экономическая реформа предусматривала упразднение большей части министерств, создание Советов народного хозяйства экономических районов. С их помощью предполагались проведение децентрализации управления, создание условий для обеспечения действенного контроля за работой хозяйственных органов снизу, обеспечение комплексного развития экономики в пределах конкретного региона и т.д.

 

Следы поспешного осуществления экономической реформы несли в себе и выступления печати. Так, в Харькове еще только-только создавался Совнархоз – территориальное производственное управление, а областная газета «Красное знамя» уже требовала от него обеспечить бесперебойное снабжение предприятий области металлом.

 

На страницах центральных, республиканских, краевых и областных газет часто выступали руководящие работники совнархозов. Представляя им печатную трибуну, редакции молчаливо соглашались с местничеством, все более проявлявшимся в деятельности территориальных управлений, не замечали фактов администрирования по отношению к подведомственным предприятиям. Бюрократизация захлестывала экономику, но газеты этого не замечали, их внимание привлекали только позитивные факты. Страницы газет конца 50-х гг. были полны сообщений об успехах экономической реформы, о том, что благодаря совнархозам не только выполнялись, но и перевыполнялись задания по выпуску продукции для нужд республики, края, области.

 

Пятилетние планы, семилетка – центральные темы советской прессы. Большинство периодических изданий стремились разъяснить суть государственных народнохозяйственных программ, показать усилия трудовых коллективов, прилагаемые для их выполнения, то новое, что рождалось в борьбе за пятилетки, семилетку. Печать поддерживала инициативу передовиков, новаторов промышленности и сельского хозяйства.

 

2 апреля 1959 г. «Правда» сообщила о благородном поступке бригадира Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Гагановой, перешедшей из передовой в отстающую бригаду, чтобы помочь ей подняться до уровня передовой. На следующий день в «Правде» появилась статья об опыте Гагановой. Вскоре рассказу о ее почине газета посвятила полосу. Поступок Гагановой нашел тысячи последователей в различных отраслях народного хозяйства страны.

 

Новые тенденции, обозначившиеся в отечественной журналистике во второй половине 50-х гг., нашли выражение и в более разнообразном характере публикаций. Так, значительно глубже, многообразнее стали материалы, касавшиеся тех или иных сторон формирования общественных отношений в городе и на селе. Аналитические статьи в «Правде», «Интервью дня» в «Советской России», социально-экономические очерки в «Комсомольской правде», беседы в «Известиях» поднимали насущные вопросы жизни страны в условиях демократизации, вызванной «оттепелью».

 

Обогатилось новыми выпусками радиовещание. Стремясь шире освещать политическую, экономическую и культурную жизнь советского общества, Всесоюзное радио ввело выпуски «Время, события, люди», «Глобус», «Собеседник», «Трибуна новаторского опыта», «Репортер на заводах и стройках» и др.

 

Процессы, происходившие в экономической и социально-политической жизни страны, вызвали к жизни новые телевизионные передачи – журналы. В 1956–1958 гг. Центральная студия телевидения начинает регулярную трансляцию телевизионных журналов «Знание», «Клуб интересных встреч», «Для вас, женщины», «Молодость» и др.

 





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.184.78 (0.027 с.)