Особенности развития депривиров. р-ка, типология депривиров. личности р-ка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития депривиров. р-ка, типология депривиров. личности р-ка.



Депривация [от лат.-потеря, лишение] — психич. состояние, возник-е кот. обусловлено жизнедеят-ю личности в усл. Продолжит. лишения или существ. Огранич. возможностей удовлетв-я жизнен. важных ее потребностей. В зависимости от того, чего именно лишён чел, выделяют разл. виды депривации (по Лангмейеру и Матейчек): 1) стимульн. (сенсорн.): опис-ся понятием «обеднённая среда», т.е. среда, в кот. чел не получает достат. кол-во зрит., слух., осязат. и пр. стимулов; 2) когнитивн.: препятствует созданию адекват. моделей окруж. мира. Если нет необход. инфо, представлений о связях между предметами и явл., чел создает «мнимые связи», у него появл. ложн. убеждения. 3) эмоц.: наиболее яркое выражено у детей, находящ. в учрежд-х интернат. типа, а т. в соц. незащищ. и неполн. семьях, когда р-к воспит-ся с одним из родителей, кот. не уделяет ему должного внимания и не обеспеч. необход. в жизни; 4) соц.: классич. пример – т. н. дети-маугли, кот.с самого раннего детства лишены контактов с социумом и.Развитие и форм-е личности депривиров. р-ка. Недостаток общения – общ. пассивность младенца. Если эмоц. контакт с близкими взрослыми нарушен, у него развив. низкая самооценка, чувство неполноц-ти. В усл. эмоц. депривации р-к легко развивает реакции по типу «выуч. беспомощности», когда при 1 же препятствии он бросает занятие, комментируя свою несост-ть словами: «Не знаю, не могу, не умею». Типология депривиров. личности р-ка: 1) соц. гиперактивн. тип повед. - вступают в контакт без затруднений; отлич. выраж. тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхност. и непостоян. Соц. интерес преобладает над интересом к вещам, игре, реш. Задач; польз-ся симпатией воспитателей. У своих учителей выз-т недовольство, т.к. работают значит. ниже уровня своих интеллект. возможностей. Они с трудом овлад-т нов. Н. и З.; из-за постоян. рассеян. интереса ко всему окруж-му не забот-ся о вещах и плохо учатся; 2) тип поведения – соц. провокатор – проявл. уже в возрасте около 1г. Дети овладевают вниманием взрослых через провокацию - добиваются игрушек злобн. вспышками и ни за что их не отдают. В своих отнош. к ост. детям агрессивны и ревнивы. Хотят, чтобы воспитатель был только для них. С ними не удается организовать ни соц., ни конструкт. игры. 3) подавлен. тип поведения –явно пассивн. и даже апатичн.. У многих УО, аутизм. На смену привыч. обстановки реагируют реакцией подавления. В дет. коллективе и при общении со взрослыми пассивны. Предлаг. игрушку он берет после длит. сомнений и играет с ней монотонно, примитивно, иногда сравнит. стойко. Интерес к вещам обычно преобладает над соц. интересами. Конструктивную игру организовать с ними легко. В шк. возрасте этот тип поведения м. превращ. в уравновеш-й; 4) хорошо приспособл. тип поведения – м. наблюдать в интернат. учрежд-х: уже на исходе 1го года жизни они находят свое место и своих людей. Это т. н. любимчики, на кот. сосредот-ся внимание всех. Они не провоцируют чужих посетителей, а спокойно и сдержанно вступают в контакт. Они выз-т у взрослых спокойн., уравновеш., эмоц. теплое отнош. Однако если дети умеют в дошк. возрасте хорошо играть, м. удовлетвор. учиться и заканч. школу и пребывание в учрежд-и без к.-л. отклонений, не значит, что они способны хорошо приспособ к усл. жизни вне учрежд-я; 5) тип поведения с замещ. удовлетв-ем аффект-х и соц-х потребностей - характерен ряд несколько разнород. признаков. Они не встреч. вместе в один и тот же период развития, а следуют один за др. в соотв. с отд. этапами развития. В этих признаках м. усматривать опред. проявл-я компенсации за неудовлетв-е эмоц. и соц. потребностей. Напр., детей, длит. содерж-ся в учрежд-х, - часто характеризуют в шк. возрасте как ябедников. Ябеднич-во – определ. форма замещ. удовлетв-я потребностей.Т. о., нач. с самого раннего детства, р-к имеет потребность в общении, в двигат. активности, в эмоц. сопереживании и др. Дефицит любой из этих потребностей – возник-е депривации соответ. вида, кот. влечёт за собой наруш. развития в разл. сферах психики р-ка.

 

39. Деформация личности р-ка из неполн. и алкоголиз. семей. Деформация личности р-ка из неполн. семьи. Отсутствие в семье отца – важн. предпосылка откл-й в психич. развитии р-ка. Дефицит муж. влияния в неполн. семьях в след: 1) наруш. Гармонич. развитие интеллект. сферы, страдают матем., пространств., аналитич. особенности р-ка за счет развития способностей вербальн.; 2) менее четким делается процесс полов. идентификации мальч. и дев. (у такого чела в буд. наблюд. ощутимая потеря своего Я, наруш. вся система его отнош. с др. людьми); 3) затруд-ся обуч-е подростков Н. общения с представителями противопол. пола; 4) станов-ся возможн. формир-е избыточн. привязанности к матери, поскольку отсутст. член семьи, кот. мог «оторвать» р-ка от матери, вывести его в более широкий мир. У мальчиков, воспит. матерью, м. наблюдать либо развитие жен. черт хар-ра, таких, как словесн.агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиц. свойств. девочкам, либо, напротив, развитие «компенсат. мужеств-ти», для кот. характ-но сочет. преувелич. муж. повед-я с зависимым хар-ром. Мальчики в послед. часто не умеют исполнять свои отцовск. обязанности и, т.о., отрицат. влияют на личностн. становление своих детей. У них труднее разв-ся способность сочувствовать, управлять своим повед., у них больше шансов стать психопатами, лишен. угрызения совести. Они часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достат. безопасности, безынициативны и неуравнов., более робки. Психологи отмечают соц., граждан. и психолог. незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причина - «дамское» в-е. Дефицит муж. влияния в ходе взросления девочки сущ. затрудняет ее развитие как буд. женщины, осложняет формир-е у нее Н. межполов. общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личн. и сем. жизни. У девочек проявл-ся неуверенность в себе. Они стремятся скорее выйти замуж. Деформация личности р-ка в алкоголизир. семье. В основе разл. типов реагирования р-ка на обстановку в алкогольн. се­мье лежит единая потребность: обратить внимание родителей на себя, добиться их любви: 1) герой семьи, ответственный ребенок - он берет на себя некот. обязанности взрослых, чтобы облегчить си­туацию и снять напряжение (он как бы становится взрослым). Это р-к с высок. достиж. в учебе, уделяющ. мало внимания своим интересам, на 1е место он ставит интересы др. М.б. лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующ. действия. Содержит свои вещи в порядке. Серьезный, дисциплинир-й, аккуратный и подтянутый, он производит впечатление хорошо воспит. р-ка. Он рано утрачивает дет. непо­средств-ть, веселость, легкомыслие и. становится не по годам серьезн., вечно оза­боч., скованным и напряженным; 2) Шут – такой р-к отвлекает внимание, разряжает атмосферу шуткой, колкостью. Он добро­вольно "принимает огонь на себя". Он обречен на одиночество. Его маска шута будет скрывать под собой горечь и тоску; 3) проблемн. Р-к, "козел отпущения", бунтовщик (или жертва) – использ-т негативн. формы повед. для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоц. отвергнутым, своим повед. бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья постоянно попадают в трудн. ситуации. Окруж-е считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлек-ся в группы сверстников, употребл-х алкоголь и наркотики; 4) потерян. р-к,кротк. р-к - он облегчает своим родителям и себе жизнь тем, что станов. невидимкой. Он рано начинает обслуживать себя сам.. Поэтому чаще его м. найти на улице, чем дома. У "потерянного" р-ка возник. комплекс неполноц-ти, уверенность в том, что он хуже др., ущербн. чел. Свое при­звание видит в том, чтобы всем уступать, помогать, жертвовать своими интересами ради интересов др; 5) любимец семьи, талисман семьи - гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. Жизнелюб, весел, находят именно та­кой способ адаптации в алкогол. семье. Однако за шутовск. маской – душ. боль, тревога, гнев, жгучий стыд и страх быть разоблач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.004 с.)