Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития депривиров. р-ка, типология депривиров. личности р-ка.
Депривация [от лат.-потеря, лишение] — психич. состояние, возник-е кот. обусловлено жизнедеят-ю личности в усл. Продолжит. лишения или существ. Огранич. возможностей удовлетв-я жизнен. важных ее потребностей. В зависимости от того, чего именно лишён чел, выделяют разл. виды депривации (по Лангмейеру и Матейчек): 1) стимульн. (сенсорн.): опис-ся понятием «обеднённая среда», т.е. среда, в кот. чел не получает достат. кол-во зрит., слух., осязат. и пр. стимулов; 2) когнитивн.: препятствует созданию адекват. моделей окруж. мира. Если нет необход. инфо, представлений о связях между предметами и явл., чел создает «мнимые связи», у него появл. ложн. убеждения. 3) эмоц.: наиболее яркое выражено у детей, находящ. в учрежд-х интернат. типа, а т. в соц. незащищ. и неполн. семьях, когда р-к воспит-ся с одним из родителей, кот. не уделяет ему должного внимания и не обеспеч. необход. в жизни; 4) соц.: классич. пример – т. н. дети-маугли, кот.с самого раннего детства лишены контактов с социумом и.Развитие и форм-е личности депривиров. р-ка. Недостаток общения – общ. пассивность младенца. Если эмоц. контакт с близкими взрослыми нарушен, у него развив. низкая самооценка, чувство неполноц-ти. В усл. эмоц. депривации р-к легко развивает реакции по типу «выуч. беспомощности», когда при 1 же препятствии он бросает занятие, комментируя свою несост-ть словами: «Не знаю, не могу, не умею». Типология депривиров. личности р-ка: 1) соц. гиперактивн. тип повед. - вступают в контакт без затруднений; отлич. выраж. тенденциями к действиям напоказ, однако общение бывает поверхност. и непостоян. Соц. интерес преобладает над интересом к вещам, игре, реш. Задач; польз-ся симпатией воспитателей. У своих учителей выз-т недовольство, т.к. работают значит. ниже уровня своих интеллект. возможностей. Они с трудом овлад-т нов. Н. и З.; из-за постоян. рассеян. интереса ко всему окруж-му не забот-ся о вещах и плохо учатся; 2) тип поведения – соц. провокатор – проявл. уже в возрасте около 1г. Дети овладевают вниманием взрослых через провокацию - добиваются игрушек злобн. вспышками и ни за что их не отдают. В своих отнош. к ост. детям агрессивны и ревнивы. Хотят, чтобы воспитатель был только для них. С ними не удается организовать ни соц., ни конструкт. игры. 3) подавлен. тип поведения –явно пассивн. и даже апатичн.. У многих УО, аутизм. На смену привыч. обстановки реагируют реакцией подавления. В дет. коллективе и при общении со взрослыми пассивны. Предлаг. игрушку он берет после длит. сомнений и играет с ней монотонно, примитивно, иногда сравнит. стойко. Интерес к вещам обычно преобладает над соц. интересами. Конструктивную игру организовать с ними легко. В шк. возрасте этот тип поведения м. превращ. в уравновеш-й; 4) хорошо приспособл. тип поведения – м. наблюдать в интернат. учрежд-х: уже на исходе 1го года жизни они находят свое место и своих людей. Это т. н. любимчики, на кот. сосредот-ся внимание всех. Они не провоцируют чужих посетителей, а спокойно и сдержанно вступают в контакт. Они выз-т у взрослых спокойн., уравновеш., эмоц. теплое отнош. Однако если дети умеют в дошк. возрасте хорошо играть, м. удовлетвор. учиться и заканч. школу и пребывание в учрежд-и без к.-л. отклонений, не значит, что они способны хорошо приспособ к усл. жизни вне учрежд-я; 5) тип поведения с замещ. удовлетв-ем аффект-х и соц-х потребностей - характерен ряд несколько разнород. признаков. Они не встреч. вместе в один и тот же период развития, а следуют один за др. в соотв. с отд. этапами развития. В этих признаках м. усматривать опред. проявл-я компенсации за неудовлетв-е эмоц. и соц. потребностей. Напр., детей, длит. содерж-ся в учрежд-х, - часто характеризуют в шк. возрасте как ябедников. Ябеднич-во – определ. форма замещ. удовлетв-я потребностей.Т. о., нач. с самого раннего детства, р-к имеет потребность в общении, в двигат. активности, в эмоц. сопереживании и др. Дефицит любой из этих потребностей – возник-е депривации соответ. вида, кот. влечёт за собой наруш. развития в разл. сферах психики р-ка.
39. Деформация личности р-ка из неполн. и алкоголиз. семей. Деформация личности р-ка из неполн. семьи. Отсутствие в семье отца – важн. предпосылка откл-й в психич. развитии р-ка. Дефицит муж. влияния в неполн. семьях в след: 1) наруш. Гармонич. развитие интеллект. сферы, страдают матем., пространств., аналитич. особенности р-ка за счет развития способностей вербальн.; 2) менее четким делается процесс полов. идентификации мальч. и дев. (у такого чела в буд. наблюд. ощутимая потеря своего Я, наруш. вся система его отнош. с др. людьми); 3) затруд-ся обуч-е подростков Н. общения с представителями противопол. пола; 4) станов-ся возможн. формир-е избыточн. привязанности к матери, поскольку отсутст. член семьи, кот. мог «оторвать» р-ка от матери, вывести его в более широкий мир. У мальчиков, воспит. матерью, м. наблюдать либо развитие жен. черт хар-ра, таких, как словесн.агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиц. свойств. девочкам, либо, напротив, развитие «компенсат. мужеств-ти», для кот. характ-но сочет. преувелич. муж. повед-я с зависимым хар-ром. Мальчики в послед. часто не умеют исполнять свои отцовск. обязанности и, т.о., отрицат. влияют на личностн. становление своих детей. У них труднее разв-ся способность сочувствовать, управлять своим повед., у них больше шансов стать психопатами, лишен. угрызения совести. Они часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достат. безопасности, безынициативны и неуравнов., более робки. Психологи отмечают соц., граждан. и психолог. незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причина - «дамское» в-е. Дефицит муж. влияния в ходе взросления девочки сущ. затрудняет ее развитие как буд. женщины, осложняет формир-е у нее Н. межполов. общения, что впоследствии негативно отразиться на ее личн. и сем. жизни. У девочек проявл-ся неуверенность в себе. Они стремятся скорее выйти замуж. Деформация личности р-ка в алкоголизир. семье. В основе разл. типов реагирования р-ка на обстановку в алкогольн. семье лежит единая потребность: обратить внимание родителей на себя, добиться их любви: 1) герой семьи, ответственный ребенок - он берет на себя некот. обязанности взрослых, чтобы облегчить ситуацию и снять напряжение (он как бы становится взрослым). Это р-к с высок. достиж. в учебе, уделяющ. мало внимания своим интересам, на 1е место он ставит интересы др. М.б. лидером в классе или компании, активен в ситуациях, требующ. действия. Содержит свои вещи в порядке. Серьезный, дисциплинир-й, аккуратный и подтянутый, он производит впечатление хорошо воспит. р-ка. Он рано утрачивает дет. непосредств-ть, веселость, легкомыслие и. становится не по годам серьезн., вечно озабоч., скованным и напряженным; 2) Шут – такой р-к отвлекает внимание, разряжает атмосферу шуткой, колкостью. Он добровольно "принимает огонь на себя". Он обречен на одиночество. Его маска шута будет скрывать под собой горечь и тоску; 3) проблемн. Р-к, "козел отпущения", бунтовщик (или жертва) – использ-т негативн. формы повед. для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоц. отвергнутым, своим повед. бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья постоянно попадают в трудн. ситуации. Окруж-е считают его возмутителем спокойствия. Легко вовлек-ся в группы сверстников, употребл-х алкоголь и наркотики; 4) потерян. р-к,кротк. р-к - он облегчает своим родителям и себе жизнь тем, что станов. невидимкой. Он рано начинает обслуживать себя сам.. Поэтому чаще его м. найти на улице, чем дома. У "потерянного" р-ка возник. комплекс неполноц-ти, уверенность в том, что он хуже др., ущербн. чел. Свое призвание видит в том, чтобы всем уступать, помогать, жертвовать своими интересами ради интересов др; 5) любимец семьи, талисман семьи - гиперактивен, использует шутки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. Жизнелюб, весел, находят именно такой способ адаптации в алкогол. семье. Однако за шутовск. маской – душ. боль, тревога, гнев, жгучий стыд и страх быть разоблач.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.004 с.) |