Осн понятия и кат-и теории ОД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осн понятия и кат-и теории ОД



Осн подходы к рассм-ию соц-кул сод-ия д-ва.

Детство-неотъем.часть образа жиз.и культуры всего челов-ва, любого отдел.взятого гос-ва и народа. По мнению бел.ученых, детство- этап онтогогенетич.раз-я индивида вкл.период от его рожд.и до появления возможности включения во взросл.жиз. В дет-ве обычно выд.период младенчества от рожд.до 1г., раннее дет-во от 1 до 3л., дошк.возр. 3-6 л, младш.школ.воз. 6-10л. В современ.пед.трактовке реб.-физич.лицо, до достиж.им воз.до 18 лет, если по закону ранее не приобрело граждан.дееспособность в полном объеме. Однако в разн.эпохи отнош.к дет., родит.забота о потомстве, его обществ.защита, жизнеобеспеч.и вос-е исторически изменилось. В европейской культ.18-19 вв.под влиянием просветителей постепенно складываются нов.образы дет., мудрого отца, любящей матери. В соот.с этим, реб.рассм.как маленький взрослый, кот.надо обучать, кот.явл.свободным созданием и у кот.есть чему пойчиться испорченному взросл.общ-ву. Отсюда осущ-ся разл.подходы к раз-ю дет. с разл.типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимод.взросл. с реб. Исходя из этого м.б.выд.3 историч.типа: 1.квазидет-во-х-ет предисторию дет-ва. 2.неразвитое дет.-присущ.слож.оргшанический, развивающийся тип дет-взросл.общности в условиях кот.оформляется квазиэврестич.тип совместной дея-ти взр.и дет-имитацион.моделир.взросл.и реб.внутрен.формы образца. 3.развит.дет.соотносимая с гармоническим типом дет-взросл.обности, для кот хар-рен развивающийся тип взаимод.-сотрудничество и разноправный совмест.поиск реб.и взр.внутр.формы образца. Реб.как объект пед.усилий взрослого мира- типичное представление о детстве у всех народов не смотря на различие культур. Только в нов.время стала развив.идея самоценности дет., а в 20 веке произошло осознание дет.как глобальной соц.культурологич.проблемы, имеющей огромн.знач.для поним.специфики чел.и человечества. В истории дет-ва представлены след.формы подражания: копирование (првобыт.культ), имитация, идентификация (Сред.века), моделирование (нов.время). Исследователь Демоза на основании этого подразделял историю дет-ва на 6 периодов, в кажд.из кот.соответ.между род.и дет.: инфатицидный, бросающий, амбивалентный, навящивый, социализирующий, помогающий. М.Мид различает в ист.человечества 3 типа культур, имеющих отнош.к опред.соц.-культ.содерж.дет.: 1.постфигуративный, в кот.дети учатся гл.образом у своих предков 2. конфигуративные, дети и взрослые учатся у равных сврстников 3. префигуративные, в кот.взрослые учаться также у своих дет.

 

Уголовная ответст.н/л

УК РБ вступил в действие 1 января 2000г.,а был принят 9 июля 1999г. Учитыв. Особенности психологии н/л в УК введен 5 раздел «особенн.Уг ответ. Лиц,совершивш преступления в возр до 18 лет» В частности в этом разделе определены: 1. Виды и размеры наказаний применяемых к лицам совершившим преступления в возр. до 18 лет. 2. Особ. назначения наказаний. 3. Порядок применения принудительных мер воспитат. характера. 4. Условия освобождения от Уг ответ. и замена наказания более легким. Необходимость принятия соц. норм об ответственности Н/л в УП, вытекает из принципов справедливости и гуманизма. В соответств. С п. 8 ст.4 УК под н/л понимается лицо, кот. На день совершения преступления не достигло возр. 18 лет. Лица, недостигш. 14 лет именуются малолетними и Уг ответ. Не подлежат, независимо от степени тяжести совершенных им общ-опасных деяний. Законодат исходит из того факта, что малолетний не может в полной мере осозновать фактический характер или опастность своих действий. Н/л в возр от 14 до 16 подлежит Уг.ответ. за: 1. Убийство. 2. Причинение смерти по неосторожности.3. Умышленное причинение тяжк. Телесн. Повреждений 4. Умышл. Причинен. Менее тяжк. Телесных повреждений. 5. Изнасилование 6. Насильственные действия секс. Характера. 7. Похищение чел. 8. Кража 9. Грабеж. 10 Разбой 11. Вымогательство 12. Угон транс. Средства или маломерн. Водного судна. 13. Умышл. Уничтож либо повреждение имущества 14. Захват заложника 15. Хищение огнестрельн. Оружия,боеприпасов, взр. Веществ. 16. Умышл. Привед. В негодность транс. Средства или путей сообщения. 17. Хищение нарк веществ и психотроп. 18 Хулиганство 19. Заведомо ложное сообщение об опастности 20. Осквернение сооруж. и порча имущества 21. Побег из исправит учрежд. Или из-под стражи. При наличии данных, вызыв. Сомнение в умственном развитии н/л, совершивших опасное деяние назначают комплексную судебную псих-психиатрич. Экспертизу. Не подлежит УО если будет установлено, что вследствие отставания в умств. развитии, связанных с болезнен. Псих. расстройством он во время опасного деяния не способен осознавать фактический характер или обществ. опасность своего деяния. Среди норм УО несовершеннолетн. Следует различать: 1. Нормы, действ. В отношении лиц достигших 18 лет ко времени преступления 2. Нормы в отнош. лиц не достигших 18 лет ко времени применения нормы. К лицу.совершившему преступления в возр. до 18 лет могут быть применении след. виды наказания: Общественные работы, штраф, лишение права заним. Определенной деятельностью, исправит. Работы, арест, огранич. свободы (к лицу достигшему 18 лет ко дню постановления прговора), лишение свободы. Штраф - только при наличии сам. Заработка и не привыш. 20 кратного размера базовой величины. За корыстное преступление 100 базовых вел. Обществ. Работы- на срок от 30 до 180 часови заключ. В выполнении работ: посильных для н/л, кот выполняются в своб время. Продолжительность наказания не мож. превышать 3 ч. В день и 3 дней в недел. Исправит. Раб назнач н/л на срок от 2 мес. До 1 года по месту работы. Из заработка н/л производится удержание в доход гос. в размере от 5 до 15% месяч. Зараб. Арест назнач. н/л в возр до 18 лет на срок от 1 до 3 мес. Однако суд учитыв, что данная мера не должна вредить учебе. Лишение свободы –самое строгое наказ. Предсусмотрено, что срок наказ не мож. Превышать:1. За менее тяжкое преступление – до 3 лет. 2. За тяжкое – 7 лет. 3. За особо тяжкое – 10 лет. 4. За ос. Тяжк. с умышл. посягательством на жизнь чел. – 15 лет.(от 14 до 16 лет -12 лет). Не достигшие 18 лет отбывают лиш свободы в воспитательной колонии. Достигшие 18 лет ко дню вынесения приговора – в исправительной колонии общего режима. Лицу соверш в возр до 18 лет неск. Преступлений лиш свободы не мож превышать 17 лет. Окончат. Наказание в виде лиш свободы по сов-ти приговора н/л не может превышать 20 лет. При вынесении приговора суд учитывает возраст, усл. Жизни и воспитание, причин и условий способст. Совершен. Преступления, наличие соучастников и взр. подстрекателей. Суд признает, что исправление н/л возможно без применения наказания, путем применения мер принудительного воспит. воздействия. Эти меры включ в себя: 1.Предостерижения, заключ в разъяснении последствий повторного совершения преступления. 2. Возложение обязанности публично или лично принести извинения потерпевшему. 3. Возложение на н/л достигш. 15 лет ко дню постановл. Приговора обязанности возместить своими средствами или устранить свои трудом причиненный ущерб, если он имеет сам заработ. Ограничение свободы досуга н/л на срок от 1 до 6 мес. (запрет на посещ определен. Мест, запрет на управленение трансп средством и т.д. Освобождение н/л От Уг От. Состоит в признании его виновным в совершении преступления и в отказе его осуждения по приговору СУДа, приналичии след условий: 1. Преступл. Не представл. Больш. Общественн опастности 2. Преступление данной категории совершено впервые 3. Исправление н/л возможно без его привлечения у Уг. Ответ. 4. Имеется просьба родителей или лиц из зам. О передаче его под их наблюдение. 5. Род или лиц их зам. Уплатили залог. Сумма залога опр. С учетом мат. Положения родит от 10 до 50 базовых величин.

 

Осн понятия и кат-и теории ОД

Полож-ие детей в общ-ве, их соц защита, это цель нац раз-ия и обязат условие прогресса любого общ-ва. Неслучайно дети, их права и благополучие находились в центре внимания ООН(1945). Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщ Декл прав чела признала равные права детей на все свободы, закрепл в ней и заявила о том, что дети должны стать объектом особой заботы и помощи. Иссл-ли Смагина, Никончук, Чечет, изучающие проб-мы детей и семьи, доказывают, что в посл десятилетие число факторов риска, влияющ на положение детей значительно возросло: вооруж конф-ты, войны, нищета, экологическая деградация, ухудшение состояния родителей и детей, увеличение числа разводов, увеличение кол-ва случаев жестокого обращения с детьми приводит к росту преступности и правонарушений среди н/л, увелич-ю кол-ва ост-ся без попечения, сирот. В связи с этим актуализ-ны проблемы соц защ-ти реб-ка и возрастание значения гос-ной поддержки семьи и детей. Соц защищённость - совокуп-сть соц-ных и юридич-х гарантий, обесп кажд члену общ-ва реализацию его важнейших соц-экон прав, в т.ч. права на ур-нь жизни, необход для норм жизнед-ти и воспроизводства. В контексте СП работы можно рассм-ть проблему защиты и ОД несколько шире – не только в образ процессе, но и во взаимодействии: «личность- семья- общество», т.к. корни большинства проблем лич-ти выз-ся разл причинами макросоц-го и микросоц хар-ра. Защита дет-ва – система практ мероприятий, напр на защиту прав и законных интересов детей и подростков, на создание норм условий для их раз-ия и вос-ия. Охрана дет-ва – созданные гос-вом условия, напр на обеспечение необх условий для рождения, выживания и защиты детей, их полноц раз-ия и вос-ия; комплекс мероприятий, направл на защиту и обеспечение здор раз-ия детей. Соц защита – целенапр д-ть гос-ва и общ-ва в лице их институтов, направл на всемирное обеспечение пр-са раз-ия и формир-ия лич-ти, необх-ть учёта воздействия на неё негат факторов и путей их нейтрализации, предоставление возм-ей для самоопределения и самореализации в жизни. Дет-во – этап раз-ия чела, предшествующий взрослости, характ-ся интенсивным ростом организма и формированием ВПФ. Защита детства- система мер, обеспеч охрану законных прав детей на основе разраб-ки нормат док-в, кот опред-ют правов отношение н/л, законодат регулирование детского труда, совершенс-ние системы опеки, попеч-ва и усыновления ДОБПР, создание сети спец служб и учр-ний для проведения коррекц-ной и реабилитац работы с детьми, нужд-ся в соотв помощи. Социально-правовая ЗД – целенапр, сознат-регулир на всех уровнях общ-ва сис-ма осуществляемых соц, политических, экономических, духовных мер, напр на детей, имеющих проблемы соц-ции, обеспечив норм условия, ресурсы для физ-го, умст-го, дух, нрав-го форм-ния, функцион-ния и раз-ия детей, предотвращение ущемления их прав и чел дост-ва, помогающ им стать увереннее в своих силах, пробуждающ активность, гот-ть к самозащите. Пед защита (Иванов) – сис-ма пед воздействий, обеспеч-ая физич, психич, нравственно-психолог-ую безоп-ть отдельн субъекта в образ пр-се, отстаивание его интересов и прав, создание матер-ых и нравств условий для своб раз-ия его дух и физ сил. СП защита – система условий и средств, обеспечивающих физич-ую, психич-ую, и нравственно-психол-ую безоп-сть детей в образоват. Процессе и социокульт-й среде, отстаивание их интересов и прав и создание условий для их свободного и всестороннего развития и личностного формирования.

 

3 ОД как ф-ция СП дея-ти. Важнейш нправл-ем дея-ти соц педа явл защита прав и законных интересов реб и семьи.Корни соц защ уходят в ср века, когда распростр-сь оказание помощи бедным ч/з пожертв-ия. След этап стан-ия соц-пед защ н/л отн-ся к нач 19 в, когда в период техн прогр-са резко увелич-ся кол-во безработных, бездомных, инвалидов, сирот и потр-сь их защита. В это вр-мя Дистервег предложил нов термин «соц пед-ка», кот опред-ся как пед импульс гуманизации и обновления общ-ва. У ее истоков стояли Оуен, ПесталоцциОпыт Германии. В 19 в с целью соц-ции и культ обр-ия подр поколения в стране были созданы офиц (народные) школы. На ряду со шк и семьей нашла для себя место и обществ соц-пед практика, орг-ми кот стали церк союзы и различн благотв орг-ции. Кроме этого действ-ли виды пом: поп-ие о бедных, пом детям и семьям, оказ-ся в нужде, орг-ция домов спасения. Осн их цель-спасение детей и семьи от моральн падения. Знач роль в решении проб-м соц защ сыграл нем пед-г П.Наторп, кот в нач 20в выст-л с идеей объед-ния всех воспит возм-ей общ-ва. Он считал, что чел стан-ся челом благодаря влиянию общ-ва.После 2 мир войны Г.Ноль выступил за новое вос-ие как лек-во от несчастья народа. Он сфор-ал важнейшие критерии пед-го законного права: думать о реб, исходя из его интер-ов.Соц-пед защ нач 20 в осущ-сь в след напр-ях: 1) обесп-ие благосост-ий реб; 2) пом семье обездоленным детям, 3) проф-ка правонар-ий Н/с; 4) связь шк с семьей и общес-тью; 5) вос-ие детей за пред-ми школы и семьи. Именно с Г.Ноля в этот пер-д нач-сь обоснование новой педагог-ции – обращение педа в отдельн реб, воплощ-ие в кажд лич-ти ее инд-ти. В Вузах Европы стали откр-ся спец-ти по соц пед-ке, леч пед-ке и соц работе. В эти гг СП расшир-ет круг проблем, в центре кот нах-ся идея защиты н/л.Раз-ие идей соц-пед защиты детей и ребенка в нашей стране имеет свою историю. Ее истоки корен-ся в многовековой массовой практике вос-ия в народной пед-ке, идеях народничества, гуман-ма,в частности проб-ма соц-пед защиты семьи и реб осн-ся на благотв-ти.Благотв-ть в России стала гос отраслью при Екатерине 2 (1786). Появились приказы обществ призрения.Люди, труд-ся в благотворит учр-ии, получ-их в России шир паспространение по сути явл-сь соц работниками и соц педами, поскольку заним-сь вопр-ми соц защиты разл слоев населения.Теор обоснов-е проблема соц-пед защиты детей и семьи нашла свое отражение в трудах Крапотника, макаренко, Ушинского, Сухомлинского, Шацеого.В частн-ти Макар-ко раскр-л идею соц-пед З реб в кол-ве, разраб-л сис-му мер по его защите, обесп-ия норм раз-ия лич-ти в кол-ве: 1) вос-ие уважит отн-ия к дисц-не; 2) в кол-ве д.б крепким законом, что никто не имеет право и не имеет возм-ти безнаказ-но издев-ся, насильничать над слабым членом кол-ва; 3) реб должен обяз-но наход-ть защиту в своем отряде;;) вос-ие у младших желания воспит-ть старших; 5) раз-ие у детей спос-ти тормозить себя в играх и спорах; 6) раз-ие в кол-ве спос-ти к движению, энергии.

 

4.ОД как уч пред-т,его с-е,св с др пр-и и уч д-ми. Заш дет-ва вкл в себя: выявление и поддержку уч-ся, нужд-ся в соц защ (дети-инв, одар дети), опеке, попеч-ве; защ прав и интер-в уч-ся в разл инстанциях; защ и индивид работу с учащ-ся, подверг-ся насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. Цель дисц-ны ОД: освоение буд соц педами теор и прикл знаний об осн напр-ях междунар права и гос пол-ки РБ в области ОД, осознанном их понимании и умении прим-ть в практ дея-ти. Задачи дис-ны напр-ны на:вкл-ние буд спец-ов в процесс осозн поним-ия теор и прикл аспектов генезиса идеи охраны прав детей в мире и РБ;форм-ние педа мышл-ия, спос-ти оценивать проб-мы жизнедея-ти детей в мире, конкр микросоциуме, анализ-ть их. Предлагать конкр пути реш-ия; раз-ие практич умения системно подходить к реш кажд в отдел-ти проб-мы реб, В пр-се изуч-ия уч дисц-ны студенты д знать: 1) осн напр-ия междунар и гос политики РБ в области ОД; 2) роль и ф-ции соц педагога в пр-се соц защ прав детей; формы оказ-ия пом детям, оказся в СОПе; уметь:1) орган-ть работу по охране прав реб в соотв-вии с осн напр-ми нац сис-мы ОД; 2) определять цель, задачи и сод-ние соц-пед дея-ти по проф-ке нар-ия прав детей и подр-ов; 4) осущ-ть план-ние соц-пед раб по охране прав реб; опр-ть формы и методы раб с детьми, оказ-ся в СОПе.Сод-ние уч дисц-ны опир-ся на межпредм связи с уч дисц-ми, как «Теория и практика соц пед-ки», «Соц-пед и псих службы» и др.Соц-пед защита дет-ва как сис-ма практ меропр-ий, напр на защ прав и инт-ов детей и подр-ов, на создание норм условий для их раз-ия и вос-ия. Социология. позволяет соц педам ориентир-ся в соц сфере и соц среде, помогая понять, что собой предст-ет конкр социум и те категории н/л, кот явл особо слабо социально защищ-ми. Органич частью пед-ки явл соц пед-ка, изуч проб-мы образов-воспит работы с н/л и группами н/л, соц-ция кот нарушена, и они нужд-ся в пед помощи. Такие дети (дети-сироты и дети, ост-ся без поп род, дети с огран-ми возм-ми, дети-инв, дети «группы риска», дети, наход-ся в СОПе и др.) нах-ся на попечении гос учр-ний соц защ.

Пед система проф подг-ки будущего педа в области соц-правовой защиты д-ва строится на основе след концепт полож-ий: * стан-ие студ-та как проф-ла диалектически связано с его разв-ем как лич-ти; *принц-ми стан-ния сис-мы проф подг-ки соц педов в области правозащ деяти явл-ся: пр-пы целост-ти, детерм-зма, интегративности, орг-ции соц-пед взаимод-ия, пр-п законности и справедл-ти дея-ти соц педа, п-п обеспечения и поддержки субъект-объектной дея-ти, п-п универс-ти (соц-пед защита и поддержка детей осущ-ся независимо от национ-ти, расы, убежд-ий и т.д); *стратегия орг-ции и осущ-ия проф-ой подг-ки в области ОЗД опред-ли личностно ориентир-ный, культурол-ий, деятель-ый и сист подходы; *эффект-ть сис-мы проф подг-ки будущих педов к соц-прав защите дет-ва м.б. достигнута при наличии комплекса пед усл-ий, важнейш из кот явл взаимосвязь внешней среды с внутр средой (общекульт ур-нь студ-та, сформир-сть проф мотивации).

 

5. Детство как предмет научн исслед-ия, этика отн-ий к детству в его истор раз-ии. Эльконин свои лекции начинал с хар-ки осн.парадоксов дет.раз-я,заключ.в себе необходимость исторического подхода к пониманию дет. По физ.строению, организации нерв.сис-мы, типом дея-ти и способом ее регуляции, чел.наиболее совершен.существо в природе, наделенное необх.механизмами поддержания жиз. Однако по сост.в момент рожд.в эволюц.ряду наблюд.падение совершенства- у реб.отсутствуют готовые формы повед.,чем выше стоит жив.сущ-во в ряду живот., тем дольше длит.его дет. Этапы д-ва чел.-продукт истории, поэтому нельзя изучить дет-во реб.и законы его стан-ния вне ист.раз-я чел.общ-ва и законов, опред-щих его раз-е. Продолж-ть дет-ва наход-ся в прямой завис-сти от уровня матер.и дух.културы об-ва. Согласно теории Выг-го, ход психич.раз-я реб.не подчиняется вечным законам природы и законам созревания организма, а имеет в классовом обществе совершенно определенный классовый смысл. Исторчески понятие дет-во связ.не с биологич.состояние не зрелрсти, а с опр.соц.статусом, с кругом прав и обяз-тей, присущих этому периоду жиз., с набором доступных для него видах и набором дея-ти. В 13 веке никто не считал, что реб.заключает в себе чел.личность. Дет-во счит.периодом быстропроисходящим и малоценным. Признаком преодоления безразличия к дет-ву служит появление в 13 веке портретов умерших дет. Их смерть уже рассм.не как обыч.событии, а как невыполнимая утрата. В 16-17 век.появл-ся спец.дет одежда, отлич.реб.от взрослого. Раз-е общ-ва привело к дальнейшему изменению отнош.к дет. Для педагогов 17 века любовь к дет.выраж.уже не в баловании и увеселении их, а в психолог.интересе к воспит.и обучению. Для того, чтобы исправить поведение дет.прежде всего необх.понять его. В конце 18 века в сем.жизнь проникает концепция рационального вос-я. Вним.род.нач.привлекать все стороны дет.жиз. Но функцию орагнизов подготовки дет.к взр.жиз.принимает на себя не сем., а спец.обществ.учрежд.-школа, призван.воспитывать квалифицир работников и примерных граждан. понятия д-ва и отрочества связ.со школой и классной орган-ей школы как теми соц.стр-ми, кот.должны дать дет.необх.подг-ку для соц.жизни и проф.дея-ти.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.011 с.)