Основания заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основания заключения договора перевозки грузов на автомобильном транспорте



 

Источником обязательств по подаче подвижного состава (грузовых автомобилей и автомобильных прицепов различной грузоподъемности, бортовых самосвалов, фургонов, в том числе изотермических, цистерн и другого), и предъявлению грузов при систематической перевозке грузов на автомобильном транспорте могут также являться: годовой договор на перевозки грузов автомобильным транспортом и заявка, а при отсутствии годового договора – разовый заказ. При приеме груза для перевозки водитель транспортного средства предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист, а грузоотправитель – подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность груза, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера (ст. 10 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[17]). Следует сказать, что в советском гражданском праве применительно к автомобильным перевозкам организационные договоры рассматривались как средство для достижения целей последующей перевозки конкретного груза.[18] По справедливому замечанию некоторых российских ученых (Г. Отнюковой, В.В. Витрянского) договоры об организации перевозок приобрели новое значение в связи с отказом от централизованного планирования перевозок. Например, В.В. Витрянский пишет: «В современных условиях, когда отсутствует централизованное планирование перевозок грузов, а договоры об организации перевозок приобрели значение нормальных гражданско-правовых договоров, призванных обеспечить регулирование отношений, связанных с организацией систематических перевозок грузов на долгосрочной основе, несмотря на повышение уровня их регулирования, наблюдается недооценка правового значения договоров об организации перевозок».[19] О значении указанного договора на автомобильном транспорте А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев писали: «В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке». Из этого договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК). Сфера применения данного договора ограничена отношениями, складывающимся между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер – этот договор не является договором перевозки конкретного груза.[20] В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа этого договора. Некоторые ученые (например, В.В. Витрянский, А.Н. Гусев) рассматривают указанный договор как разновидность договора перевозки.[21] Кстати, такой же позиции придерживались Г.П. Савичев и В.А. Тархов.[22] Другие ученые (М.А. Тарасов, А.И. Хаснутдинов) считают указанные договоры – предварительными или предшествующими договорами.[23] М.Е. Ходунов, Е.Д. Шешенин[24] относят эти договоры к категории договоров о будущих перевозках. Непосредственно из плана перевозок для автотранспортного предприятия или организации не возникает обязанности по подаче автомобилей для перевозки грузов. Равным образом только из утвержденного плана перевозок не вытекает и обязанности грузоотправителя (грузополучателя) предъявлять груз к перевозке. Из плана перевозок, как у автотранспортного предприятия, так и у его клиентуры возникает обязанность лишь заключить договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом. Этим правоотношения по автомобильным перевозкам грузов существенно отличаются, например, от правоотношений по железнодорожным перевозкам. При железнодорожных перевозках непосредственно из плана перевозок возникает обязанность перевозчика подать транспортные средства и обязанность грузоотправителя предъявить к перевозке предусмотренный планом груз[25].

Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев писали: «Автотранспортное законодательство предусматривает два вида договоров: договоры, направленные на организацию транспортного процесса, к которым относятся годовые договоры на автомобильную перевозку грузов…, разовые договоры (заказы)… и договоры перевозки конкретного груза… Договоры на организацию транспортного процесса и договоры перевозки конкретного груза имеют как общие черты, так и существенные различия. Общее у них то, что они являются транспортными договорами, т.е. опосредствуют отношения в сфере транспортной деятельности.

Однако каждый из этих видов договоров опосредствует свою, присущую только ему сферу транспортной деятельности. Годовой договор на автомобильную перевозку грузов и заказ предназначены для оформления отношений сторон на первой, организационной стадии транспортного процесса, когда происходит необходимая подготовка к перемещению груза. В отличие от них договор перевозки конкретного груза оформляет непосредственно сам процесс перемещения груза[26]. Специфика перевозки грузов автомобильным транспортом создает объективную необходимость в обоих видах договоров. Дело в том, что автомобильный транспорт в отличие от всех других видов транспорта получает и сдает грузы не на территориях, которые находятся в его хозяйственном управлении, а непосредственно у грузоотправителя и грузополучателя[27].

Существенными условиями договора, считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон». Однако с моделью предварительного договора указанного договора не соглашается В.В. Витрянский, который указывает: «…модель предварительного договора не пригодна для объяснения правовой природы договора, об организации перевозок грузов и его соотношения с реальным договором перевозки грузов. То обстоятельство, что договор организации перевозок грузов предшествует заключаемым для его исполнения договорам перевозки конкретных партий грузов и зачастую предопределяет их условия, не дает оснований считать его предварительным договором».[28] С нашей точке зрения, договор на организацию перевозок по своей юридической характеристике отвечает специфике предварительного договора, т. к. обладает всеми необходимыми для этого признаками, т.е.: 1) представляет собой волеизъявление обеих сторон; 2) порождает лишь обязательство заключить договор в будущем; 3) действие, подлежащее совершению, устанавливает не в окончательном виде.[29] Эту особенность предварительного договора отмечал русский ученый В.И. Синайский.[30]

Поданная грузовладельцем и принятая перевозчиком заявка (заказ) на перевозку конкретной партии груза может быть признана самостоятельным основанием возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению груза лишь в том случае, если соответствующие действия сторон осуществляются не на основе (и не во исполнение) заключенного между ними договора об организации перевозок грузов[31]. При этом, как уже подчеркивалось ранее, подача заявок или заказа (оферта) и его принятие перевозчиком (акцепт) представляют собой действия сторон по заключению договора о подаче транспортных средств.[32] Однако мы не можем согласиться с концепцией В.В. Витрянского о роли договора об организации перевозок, поскольку, как отмечалось выше, на автомобильном транспорте без представления грузоотправителем заявки не может состояться перевозка груза[33]. Завершая правовую характеристику указанного договора, мы можем констатировать, что по своей правовой природе годовой договор на перевозку грузов является консенсуальным, письменным и заключается путем подписания сторонами одного документа, добровольным, безвозмездным, поэтому нам непонятно, почему В.В. Витрянский делает вывод о возмездном характере данного договора.[34]

Другим основанием заключения договора перевозки на автомобильном транспорте является разовый заказ на перевозку грузов. Форма заявок и порядок их представления устанавливается в Федеральном законе от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[35]. Заявка лишь уточняет условия годового договора.

Отрицать, что годовой договор – этот важнейший вид договора на автомобильном транспорте – является договором перевозки, значит, отрывать самым непозволительным образом юридическую форму от ее экономического содержания. Нельзя согласиться с теми, кто утверждает, что наиболее важная договорная форма, которой вот уже много лет опосредствуется перевозочная работа на автотранспорте и которой принадлежит еще большее значение в перспективе, это не договор о перевозке.

Судебно-арбитражная практика придает принципиальное значение соблюдению грузоотправителем порядка и сроков подачи заявки на перевозку грузов.[36]

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа)[37]. Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза.[38]

Таким образом, договор автомобильной перевозки грузов – это по необходимости договор, заключаемый не в момент начала транспортного процесса, а в момент, предшествующий ему, т.е. договор консенсуальный. Это, безусловно, делает его сходным с одним из видов договора морской перевозки с чартером. Но в то время, как чартер заключается о предоставлении для целей перевозки целого судна или части его или определенных судовых помещений и притом индивидуально-определенного судна, имеющего свое наименование на один или несколько рейсов, договор автомобильной перевозки никогда не заключается на условиях перевозки грузов в индивидуально-определенных автомобилях: это договор не о предоставлении индивидуально-определенного автомобиля для перевозки грузов от пункта отправления к пункту назначения, а договор о принятии перевозчиком на себя обязанности перевезти обусловленное в договоре количество грузов на условиях, в нем установленных, без обязанности предоставления под перевозку индивидуально-определенных средств транспорта[39]. В таком договоре может быть предусмотрено, сколько автомобилей, прицепов, тягачей обязана предоставить для целей перевозки автотранспортная организация грузоотправителю в течение квартала, месяца, декады, какого рода, какой модели должны быть эти автомобили, но автотранспортная организация не берет на себя обязанности предоставить именно конкретный автомобиль (под гаражным номером таким-то). Если бы даже почему-либо автотранспортная организация сообщила грузоотправителю, что она предоставит ему для перевозки автомобили за определенными номерами, то замена этих автомобилей другими технически исправными автомобилями того же рода, той же грузоподъемности само по себе не могло бы рассматриваться как нарушение условий договора. Между тем замена индивидуально-определенного судна, указанного в чартере, другим таким же судном составляет существенное нарушение договора.

Схема договора представлена на рис. 1.

 

 

Рисунок 1 – Схема договора на перевозку груза

 

Таким образом, при наличии известных черт сходства с чартером договор автомобильной перевозки выступает как самостоятельный вид договора перевозки.


Заключение и исполнение договора перевозки грузов

 

Заключение договора перевозки грузов

 

Заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза товарно-транспортной накладной (п. 2 ст. 785 ГК). Указанное положение ГК применимо ко всем видам транспорта и конкретизируется в ст. 8 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», где указывается, что «заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем».

Погрузочная накладная должна быть подписана перевозчиком. Грузоотправитель вручает перевозчику по его требованию одну из подписанных им копий погрузочной накладной. Грузоотправитель несет ответственность за все последствия неправильности, неточности или неполноты сведений, указанных им в товарно-транспортной накладной или погрузочной накладной. Автотранспортные предприятия и организации обязаны проверять правильность этих сведений.

Грузы товарного характера, не оформленные товарно-транспортными накладными, автотранспортным предприятием или организацией к перевозке не принимаются. Перевозка грузов нетоварного характера оформляется актом замера или актом взвешивания. При массовых перевозках грунта определение его количества может производиться геодезическим замером. Порядок составления акта замера или акта взвешивания, а также порядок приема и сдачи грузов нетоварного характера устанавливаются Правилами. Пользование автомобилем с оплатой его работы по повременному тарифу оформляется записями грузоотправителя (грузополучателя) в путевом листе с указанием пробега и времени нахождения автомобиля в его распоряжении за вычетом времени обеденного перерыва водителя. Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, погрузочной накладной, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта».

Товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, по которому производится списание груза отправителем и опреходование его грузополучателем.

Подписанная и заполненная грузоотправителем и автотранспортным предприятием накладная является письменной формой договора автомобильной перевозки конкретного груза. Наличие подписанной и заполненной сторонами товарно-транспортной накладной доказывает факт заключения договора перевозки. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и содержит также сведения об исполнении договора перевозки.

Поскольку товарно-транспортная накладная является основным перевозочным документом, то прием груза по каким-либо иным документам, в том числе, по документам, определяющим взаимоотношения поставщика и покупателя, не допускается. Если грузоотправитель как поставщик по договору поставки выдает какие-либо документы, определяющие качество груза (сертификаты, удостоверения и пр.), то шофер обязан принять их и передать вместе с грузом получателю. Однако грузоотправитель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

По товарно-транспортным накладным перевозятся только грузы товарного характера. Эти грузы, не оформленные товарно-транспортными накладными, к перевозке не принимаются.

По общему правилу товарно-транспортная накладная (далее – накладная) заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. В накладной грузоотправителем указываются: пункт отправления и пункт назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки отправителя (отличительные знаки, отмеченные грузоотправителем на грузовых местах), количество мест, наименование груза, способ определения массы груза, а также приложение (паспорта, сертификаты), указывается количество отпущенного груза, указывается, кто произвел груз, указываются лица, принявшие груз к перевозке, принявшие и получившие груз.

Большинство ученых отмечает, что накладная является грузосопроводительньм документом.[40]

Договор перевозки грузов – строго формальный договор. Он всегда заключается в письменной форме, причем часто с соблюдением обязательных реквизитов, которые установлены законодательством.[41] О.Н. Садиков также отмечает: «Все виды договора перевозки груза относятся к числу сделок, для которых предписана письменная форма их совершения».[42]

Накладная является основным перевозочным документом. В нем отражаются данные, относящиеся к непосредственной отгрузке (партии поставки), исходя из особенностей перевозимого груза, требований к срокам его доставки и сохранности и т.п. Вместе с тем в отношениях по перевозкам договорному урегулированию подлежат не только сроки доставки и сохранность отдельной отправки[43].

В.В. Витрянский утверждает: «В силу п. 1 ст. 161 ГК такие сделки, как договор перевозки, должны заключаться в простой письменной форме. Поэтому заполнение грузоотправителем накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику, заполнение перевозчиком соответствующих реквизитов накладной, принятие груза от отправителя и выдача последнему квитанции о приеме груза, удостоверяющей данный факт, представляют собой действия сторон (грузоотправителя и перевозчика) по заключению договора перевозки груза, который имеет письменную форму (транспортная накладная) и вступает в силу, т.е. считается заключенным, с момента передачи груза отправителем перевозчику».[44]

Стадии заключения договора перевозки груза не так ярко выражены, как в других договорах, что, однако не дает возможности сомневаться в наличии двух стадий: предложения и его принятия. Предложением заключить договор перевозки нужно считать предъявление к перевозке груза вместе с накладной. Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт. Накладная – специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора.[45]

Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам непоследовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как стадии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдентных действий, что само по себе вызывает сомнения. Если в отношении акцепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно. Во-вторых, договор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое. В-третьих, действия по предъявлению и принятию груза не могут содержать в себе никаких условий обязательства, их правовое предназначение, в особенности, действия перевозчика по принятию груза, определить момент заключения договора перевозки, поскольку указанный договор носит реальный характер.

На наш взгляд в данном случае заключение договора совершалось сторонами в обычном порядке путем составления единого документа, подписываемого сторонами. Специфика же договора перевозки состояла в том, что значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон. Применительно к этим условиям грузоотправителю оставалось «присоединиться» к ним, заполнив соответствующие графы типового бланка накладной. По некоторым условиям договора грузоотправителю предоставлялась возможность выбрать тот или иной вариант соответствующего условия в рамках, ограниченных законодательством (например, скорость транспортировки грузов). Поэтому сам процесс заключения договора перевозки приобретал форму заполнения сторонами соответствующих реквизитов типового бланка накладной. Так, грузоотправитель заполнял графы накладной, содержащие сведения: о скорости, с какой должен быть перевезен груз (грузовой или большой); о станции и дороге назначения; о получателе и его почтовом адресе; об особых правилах перевозки грузов, требующих принятия специальных мер предосторожности при их транспортировке; при перевозке по одной накладной тарных и штучных грузов разных наименований; о массе груза, каждого наименования отдельно по каждому роду упаковки, и т.д. Станция отправления указывала в накладной число, на которое разрешен ввоз груза (при предъявлении грузов мелкими отправками через склады станции), дату погрузки груза на автомобиль в местах общего пользования; особые отметки, касающиеся перевозки груза, и т.п. Накладная подписывалась грузоотправителем (или его представителем по доверенности) и приемосдатчиком.

Исследуя правовое значение транспортной накладной, нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что накладная может быть утрачена, повреждена, уничтожена и т.п. – этому аспекту уделяли внимание дореволюционные цивилисты[46] и российские цивилисты.[47] Вот что по этому аспекту писал Мурзин Д.В.: «Очевидно золотой середины в этом вопросе найти не удастся. Современное российское правосознание и законодательство твердо отрицает принцип невозможности восстановления прав по утраченной именной ценной бумаге как несовместимый с природой именной бумаги. При таком понимании отсутствие в Гражданском кодексе упоминания об амортизации именных бумаг воспринимается как указание на то, что закон вообще не считает нужным упоминать о какой-либо усложненной (судебной) процедуре в этой связи. Вопрос об утраченных бланках ценных бумаг является принципиальным для теории, постепенное внедрение процедуры амортизации ценной бумаги в какой-то степени означал отход от первоначальных жестких постулатов и диктовалось исключительно соображениями целесообразности и отходом от формального понимания ценной бумаги».[48]





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.01 с.)