Понятие и правовая природа договора перевозки грузов автомобильным транспортом




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовая природа договора перевозки грузов автомобильным транспортом



 

Применяемые в законодательстве понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов», безусловно, не идентичны, так как означают различные формы перемещения грузов (продукции, товаров). Хотя может создаться впечатление, что эти понятия тождественны, поскольку и транспортирование грузов, и перевозка грузов подразумевают перемещение их из одной точки в другую. Однако это не так. Следует иметь в виду, что не всякое территориальное перемещение грузов (их транспортирование) с помощью транспортных средств, как это предусмотрено в Федеральном законе от 27.06.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»,[1] можно назвать перевозкой. Так называемое технологическое транспортирование грузов, выполняемое собственным транспортом какого-либо юридического либо физического лица (перевозка сырья со склада в цех, готовой продукции на склад и т.д.), не порождает обязательств по перевозке грузов. Не порождает обязательств по перевозке грузов, например, транспортирование оружия, осуществляемое не только внутри своего производства, но и за его пределами. Отличие транспортирования грузов от их перевозки состоит, прежде всего, в том, что последнее всегда осуществляется на основании договора перевозки и, самое главное, всегда строится на эквивалентно-возмездных началах. При транспортировании грузов этого может не быть, поскольку само транспортирование может осуществляться транспортным средством, принадлежащим юридическому или физическому лицу, без заключения договора и уплаты определенной суммы за транспортировку.

Общее определение договора перевозки грузов (применительно ко всем видам транспорта) дано в ст. 785 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК). Согласно п. 1 ст. 785 ГК, под договором перевозки груза понимается такое соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Таким образом, понятия «транспортирование грузов» и «перевозка грузов» не тождественны. Перевозкой считается такое перемещение грузов, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. При транспортировании грузов соблюдение этих положений не обязательно.

Несмотря на то, что в российском гражданском праве проблеме правовой природы данного вида договора посвящена обширная литература, данный вопрос остается пока дискуссионным.[2] Однако, несмотря на кажущуюся изученность этой проблемы, необходимо обратиться к рассмотрению юридической природы указанного договора, поскольку правильное определение правовой природы договора перевозки имеет известную ценность «…с позиций дальнейшего совершенствования и унификации транспортного законодательства».[3]

В системе договоров, регулирующих перевозку грузов, договору перевозки грузов отводится функция «основной транспортной операции»,[4] а многие российские ученые данному договору отводят особую роль,[5] или называют «стержневым обязательством на транспорте»,[6] а зачастую этот договор именуется как договор перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов)[7] или разовым договором.[8]

Пугинский Б.И., например, рассматривая систему договоров перевозки, отмечает, что «особый и самостоятельный уровень отношений образуют договоры на перевозку конкретных партий груза. Это договоры перевозки, заключаемые на каждую отдельную отправку».[9] Эту концепцию поддерживает так же известный правовед В.В. Витрянский.[10]

Цивилисты, выделяющие категории транспортных договоров и обязательств полагают, что «обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств».[11] Иную точку зрения имеет В.В. Витрянский, который пишет: «…система правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, традиционно исходит из необходимости урегулирования наиболее детальным образом обязательств, грузоотправителей и перевозчиков, вытекающих именно из договора перевозки конкретного груза. Этим и определяется значение указанного договора».[12] С мнением В.В. Витрянского о приоритетности долгосрочного договора об организации перевозок можно согласиться лишь отчасти, о чем будет сказано нами ниже.

Из определения договора перевозки груза следует, что этот договор является возмездным, «поскольку за перевозку уплачивается вознаграждение»[13] и взаимным, «поскольку перевозчик обязан перевезти груз, но имеет право на провозную плату, а грузоотправитель обязан внести провозную плату, но имеет право на перевозку сданного груза».[14] Он является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке.[15]

Договор перевозки грузов транспортом общего пользования признается публичным (ст. 789 ГК, ст. 426 ГК). Для признания договора грузовой перевозки публичным договором требуются следующие условия: во-первых, в качестве перевозчика должно выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки автомобильным транспортом общего пользования обязательство доставить вверенный груз; во-вторых, указанные субъекты гражданского права должны обладать функциями общественного возчика, который обязан осуществлять перевозки по требованию любого, кто обратится; в-третьих, указанная коммерческая организация или индивидуальный предприниматель должны быть включены в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования, подлежащий обязательному опубликованию[16].





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.006 с.)