Изменение и прекращение договора перевозки грузов




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение и прекращение договора перевозки грузов



 

Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора грузовой перевозки груза особое значение приобретает прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которое ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК). Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления этих обстоятельств. Так, согласно ст. 36 Закона: «Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин».

А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев указывают: «Независящие от автотранспортного предприятия обстоятельства, препятствующие выдаче груза получателю и, следовательно, исполнению договора перевозки, возможны либо при отказе самого грузополучателя принять доставленный груз, либо в силу иных причин (например, прекращения движения по определенным дорогам; при стихийных бедствиях, вызвавших обвалы, наводнения и пр., что создало невозможность доставки груза в пункт назначения), выдаче вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных автомобильных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур. Порядок и способ уведомления перевозчиков устанавливаются договором.

При возобновлении прекращенных или ограниченных погрузки и перевозки грузов, грузобагажа перевозчик с согласия грузоотправителя принимает меры по восполнению погрузки грузов, грузобагажа в размерах, предусмотренных принятыми заявками, заявлениями на перевозку грузобагажа.

Следует сказать, что в учебной и научной литературе по гражданскому праву «советского» периода[49] и современной цивилистике[50] переадресовка рассматривалась и рассматривается как одностороннее изменение первоначального договора перевозки. Так, Э. Лаасик по этому вопросу писал: «Хотя грузополучатель не участвует в заключение договора перевозки, он приобретает самостоятельное право на груз. Поэтому он вправе: а) требовать выдачи груза в пункте назначения; б) предложить переадресовать груз…».[51]

Интересно суждение по этой проблеме А.Г. Гусакова, который писал: «По общему гражданскому праву, изменение договора может произойти не иначе, как по взаимному согласию обеих сторон. Виды допускаемых изменений договора перевозки, условия, при которых они допустимы, и формальная сторона выражения соответствующих распоряжений – все это предусмотрено и нормировано законом. Иные изменения, кроме тех, которые разрешены законом, лишены юридического значения, как равным образом и несоблюдение предписанной для них формы не освобождает контрагентов от обязанностей, вытекающих из содержания первоначального, неизмененного договора.

Последующее изменение договора перевозки по одностороннему заявлению контрагента дороги может касаться не только порядка исполнения договора, но и дальнейшего существования его: контрагенту дороги предоставляется право не только изменить, но и отменить договор.

При предъявительских отправках право отправителя на изменение договора перевозки прекращается с момента передачи им дубликата накладной. Так как груз, перевозимый по именной накладной, подлежит выдаче адресату по удостоверению личности его без предъявления дубликата накладной…, то само собой следует, что право отправителя на распоряжение таким грузом может прекратиться, даже если дубликат накладной находится у него в руках: оно прекращается с момента выдачи накладной адресату на станции назначения. Исходит ли распоряжение об изменении договора перевозки от отправителя или от получателя, легитимированных предъявлением дубликата накладной, осуществление их требований обусловливается как наличием материальных предположений, так и соблюдением предписаний формального характера, определенных в законе.[52]

Так называемое распоряжение грузом имеет целью изменить содержание заключенного договора, но не заключить новый договор, для чего необходимо составление новых перевозочных документов. Поэтому осуществление права распоряжения грузом допустимо только в том случае, если последующее требование отправителя или получателя может быть исполнено с сохранением перевозочных документов, в которые облечен первоначальный договор перевозки. Для осуществления последующего распоряжения о переадресовке груза не менее необходимым предположением нужно далее признать, чтобы соответствующее требование отправителя или получателя касалось всего груза, обозначенного в накладной.

Распоряжение грузоотправителя автотранспортному предприятию или организации о переадресовке груза должно содержать следующие данные: а) номера первого заказа и товарно-транспортной накладной; б) адрес первоначального назначения; в) наименование первоначального назначения; г) адрес нового назначения; д) наименование нового грузополучателя. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке должно быть оформлено в письменном виде. В договорах между грузоотправителем и автотранспортным предприятием или организацией может предусматриваться порядок, когда распоряжение о переадресовке производится по телефону с указанием всех перечисленных сведений и последующим письменным подтверждением. Распоряжение грузоотправителя о переадресовке грузов может распространяться только на всю грузовую отправку, следующую по одной товарно-транспортной накладной.

Переадресовка негабаритных грузов может быть разрешена только по получению грузоотправителем письменного или телеграфного разрешения соответствующих органов (Госавтоинспекции и дорожных органов). При принятии автотранспортным предприятием или организацией к исполнению распоряжения грузоотправителя о переадресовке, увеличивающего плату за перевозку, грузоотправитель обязан оплатить дополнительную провозную плату. При переадресовке груза реквизиты в графе «Наименование грузополучателя» и «Адрес грузополучателя» зачеркиваются (так, чтобы их можно было прочитать) и проставляются новые в соответствии с распоряжением грузоотправителя.

В случае отказа грузополучателя от приема груза и невозможности получить указания от грузоотправителя о переадресовке, автотранспортное предприятие или организация вправе: а) при междугородной перевозке сдать груз на хранение в пункте фактического нахождения груза или ближайшем пункте до получения указания грузоотправителя, а при наличии собственных складских помещений принять груз на хранение; б) передать другой организации, если грузы по своему характеру требуют срочной реализации; в) возвратить груз грузоотправителю. Переадресовка грузов, следующих в прямом смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях, производится в порядке, предусмотренном Правилами перевозок грузов в прямом, смешанном автомобильно-железнодорожном и автомобильно-водном сообщениях[53].

Отмечая еще раз договорный характер переадресовки, на наш взгляд, необходимо внести изменения в действующий ГК и дополнить следующими нормами: ст. 786 ГК «В случае чрезвычайной задержки в отправке груза или продолжительной задержки его в пути, происшедших вследствие непреодолимой силы, перевозчик обязан незамедлительно сообщить об этом грузоотправителю, который вправе, не дожидаясь устранения этих препятствий, отказаться от договора. В указанном случае отправитель обязан возместить перевозчику понесенные им расходы и уплатить ему, при остановке груза в пути, провозную плату за пройденное расстояние»; ст. 787 ГК «Грузоотправитель вправе до отправки груза отказаться от договора перевозки, а также остановить груз в пути или потребовать выдачи отправленного груза ему самому или назначить другого грузополучателя вместо первоначально указанного им, возместив при этом перевозчику расходы и убытки, понесенные вследствие таких распоряжений.

Если отправителю выдана была перевозчиком квитанция (дубликат), то исполнить требования отправителя либо держателя квитанции (дубликата), которому таковая была передана отправителем, перевозчик обязан лишь по предъявлении этой квитанции (дубликат). Права, принадлежащие отправителю или держателю квитанций (дубликатов), прекращаются с того времени, с которого возникают права грузополучателя. Перевозчик сохраняет за собою право на провозную плату в полной сумме или с соответствующею скидкою, если вследствие неисполнения перевозки он понес меньшие расходы или получил иную выгоду, либо мог бы получить такую выгоду, если бы недобросовестно не отказался от предложенной ему другой перевозки».

Как писал В.Т. Смирнов: «Одной из обязанностей перевозчика по договору перевозки является выдача груза в пункте его назначения управомоченному на получение груза лицу (грузополучателю). Но для того, чтобы грузополучатель мог своевременно осуществить приемку груза, перевозчик должен совершить ряд подготовительных действий, являющихся содержанием его обязанностей, сопутствующих выдаче груза, и до исполнения которых получатель не может принять прибывший в его адрес груз. К ним относятся: а) информационная обязанность сообщить грузополучателю о прибытии груза; б) обязанность подачи перевозочных средств под выгрузку, если выдача груза осуществляется не через склад транспортной организации. С выдачей груза прекращается обязательство по перевозке, а при наличии к тому оснований возникает охранительное правоотношение наступает ответственность перевозчика за ненадлежащее исполнение договора перевозки».[54] Получение груза должно быть надлежащим образом оформлено, т.е. лицо, получающее груз, расписывается в дорожной ведомости. Однако указанная расписка не означает, что груз действительно получен. Это лишь оформление получения (выдачи) груза по документам. Его иногда называют раскредитованием документов или выкуп груза. Один факт расписки в дорожной ведомости в получении груза не может свидетельствовать о фактической выдаче груза, поскольку расписка отбирается станцией, как правило, до выдачи груза. Одновременно с распиской в дорожной ведомости указывается дата выдачи груза, номер и дата доверенности и т.д. В связи с этой особенностью заключительной стадии перевозочного обязательства представляет теоретический и практический интерес позиция Х.И. Шварца.

Так, Х.И. Шварц писал: «Исполнение обязательства состоит в совершении тех именно действий, которые составляют объект данного обязательства. Завершается исполнение договора перевозки сдачей груза получателю, что нельзя отождествлять с понятием исполнения как боле общим понятием. В таких случаях правильнее было бы говорить об окончании исполнения договора и о месте совершения этих завершающих действий по исполнении его. В действительности же договор перевозки исполняется на всем протяжении, начиная с места и времени принятия груза к перевозке и кончая местом и временем его выдачи получателю. Важным является не только конечный результат – завершение исполнения договора; определенное значение имеет своевременность и уместность тех отдельных актов, которые, в конечном счете, приводят к этому результату».[55] Вместе с тем такое отождествление допускал В.Н. Изволенский, утверждая: «Исполнение договора перевозки заключается в выдаче груза в установленном месте…» или «В юридическом отношении местом исполнения договора перевозки является пункт, где производится выдача груза и прием этого груза получателем».[56] С нашей точки зрения, позиция Х.И. Шварца является более аргументированной, т. к. именно так обстоят дела в перевозочном обязательстве. О.Н. Садиков, анализируя обязанность перевозчика, по выдаче груза указывает: «Транспортная организация обязана в силу договора перевозки выдать перевозимый груз в пункте его назначения обозначенному в транспортном документе получателю. Выдача груза – завершающий этап процесса транспортировки, она является исполнением договора перевозки и ставит ряд практически важных вопросов, связанных, прежде всего с ответственностью перевозчика. От даты выдачи груза зависит также исчисление сроков на заявление претензий к перевозчику и сроков исковой давности».[57] Итак, обратимся к рассмотрению порядка выдачи груза автомобильным транспортом. Указанный порядок нормативно урегулирован в Законе (ст. 15) и изданными в развитие устава Правилами выдачи грузов на автомобильном транспорте.

В соответствии со ст. 15 Правила выдачи грузов (далее – Правила выдачи) автотранспортное предприятие или организация выдает груз в пункте назначения грузополучателю, указанному в товарно-транспортной накладной. Грузоотправитель обязан информировать грузополучателя о предстоящем завозе груза. Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля, прибывшего до окончания времени работы грузополучателя. Грузополучатель обязан после выгрузки груза очистить автомобили и контейнеры от остатков этого груза, а после перевозок животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В отдельных случаях автотранспортные предприятия и организации могут принять на себя производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля) с оплатой этой работы за счет грузополучателя.

Выдача грузов грузополучателю в пункте назначения по весу и количеству мест производится в том же порядке, в каком груз был принят от грузоотправителя (взвешиванием на весах, обмером, счетом мест и т.д.). Грузы, прибывшие в исправных автомобилях, прицепах, отдельных секциях автомобиля, контейнерах, цистернах с неповрежденными пломбами грузоотправителя, выдаются грузополучателю без проверки веса и состояния груза и количества грузовых мест. При перевозке грунта в отвалы, снега и других грузов, по которым не ведется складского учета (грузы нетоварного характера), автотранспортное предприятие и организация по условиям договора могут быть освобождены от обязанности сдать груз грузополучателям. При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов автотранспортные предприятия или организации осуществляют прием грузов со станций железных дорог, портов (пристаней) и аэропортов и сдачу их грузополучателям по правилам, действующим соответственно на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Тарные штучные грузы, принятые к перевозке по стандартному весу или весу, указанному грузоотправителем на каждом грузовом месте, выдаются грузополучателю в пункте назначения без взвешивания по счету мест с проверкой веса и состояния груза только в поврежденных местах. При отсутствии автомобильных весов у грузополучателя грузы, перевозимые навалом или насыпью, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки веса. При определении количества груза с помощью взвешивания автотранспортное предприятие или организация не несет материальной ответственности при расхождении между весом груза, указанным в товарно-транспортных документах грузоотправителей, и фактическим весом груза, если разница в весе груза не превышает: а) нормы естественной убыли веса груза; б) нормы расхождения в показаниях весов или нормы точности взвешивания груза[58].

Если при проверке веса, количества грузовых мест или состояния груза в пункте назначения будут обнаружены недостача, порча или повреждение груза или если эти обстоятельства установлены актом, составленным в пути следования, автотранспортное предприятие или организация обязана определить размер фактической недостачи, порчи или повреждения груза. При необходимости производства экспертизы автотранспортное предприятие или организация по своей инициативе или требованию грузополучателя приглашает соответствующих специалистов. Расходы по оплате экспертов несут: а) автотранспортное предприятие или организация, если будет подтверждено, что недостача, порча или повреждение груза произошли по их вине; б) грузоотправитель – во всех других случаях.

Результаты экспертизы оформляются актом. Акт экспертизы помимо эксперта должен быть подписан всеми лицами, присутствовавшими при экспертизе. До прибытия эксперта грузополучатель обязан обеспечить надлежащую сохранность груза. При городских и пригородных перевозках в случаях отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, груз переадресовывается грузоотправителем в порядке, установленном пунктом 4 ст. 15 Закона, другому грузополучателю или возвращается грузоотправителю. В этих случаях стоимость перевозки груза в оба конца, а также штраф за простой автомобиля оплачиваются грузоотправителем[59]. Грузополучатель обязан известить грузоотправителя об отказе от приема груза, сделать в товарно-транспортной накладной отметку об отказе в приеме груза, заверенную подписью и печатью (штампом).

При междугородных перевозках, а также при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (пристаней) и аэропортов грузополучатель обязан принять от автотранспортного предприятия или организации доставленный ему груз. В случае прибытия груза, поставка которого не предусмотрена договором, грузополучатель принимает такой груз на ответственное хранение, о чем указывается в товарно-транспортной накладной. Грузополучатель может отказаться от принятия груза лишь в том случае, когда качество груза вследствие порчи или повреждения, за которые автотранспортное предприятие или организация несет ответственность, изменилось настолько, что исключается возможность полного или частичного использования груза по прямому назначению, о чем составляется акт.

При невозможности сдать груз грузополучателю при междугородных перевозках по причинам, не зависящим от автотранспортного предприятия или организации, грузоотправитель обязан дать автотранспортному предприятию или организации указание о новом пункте назначения груза. В случае, когда автотранспортное предприятие или организация не имеют возможности доставить груз к месту нового назначения, они могут отказаться от этой перевозки, поставив об этом в известность грузоотправителя. В этом случае автотранспортное предприятие или организация возвращает груз грузоотправителю. Связанные с этим дополнительные расходы (прогон и простой подвижного состава, хранение груза и т.п.) оплачиваются грузоотправителем. Если скоропортящийся груз, перевозимый в междугородном сообщении, не может быть сдан грузополучателю, а грузоотправитель не дал указания о новом грузополучателе, груз может быть передан в установленном порядке для реализации другой организации.

Современный коммерческий оборот обладает повышенным динамизмом. Из года в год возрастает перемещаемость товаров различными видами транспорта. Как следствие – особую значимость в деловом обороте приобретает вопрос надлежащего оформления транспортных операций, отношений между отправителем, перевозчиком, получателем грузов. Далее нами будут рассмотрены отдельные наиболее значимые вопросы, возникающие при документальном подтверждении обстоятельств несохранной доставки груза получателю и составлении соответствующих документов, в первую очередь коммерческого акта, при автомобильных перевозках.

Гражданским кодексом РФ установлены правила, применимые к любому виду перевозки грузов. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (п. 3 ст. 513 ГК РФ).

В товарно-транспортных документах могут удостоверяться следующие обстоятельства: а) порча или повреждение грузов; б) несоответствие между наименованием, весом и количеством мест груза в натуре и данными, указанными в товарно-транспортной накладной; в) нарушение или отсутствие пломб на кузове или секции автомобиля или контейнера; г) подача автотранспортным предприятием или организацией автомобилей, непригодных для перевозки данного вида груза или не отвечают санитарным требованиям; д) другие обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности сторон.

Указанные записи в товарно-транспортных документах должны заверяться подписями грузоотправителя (грузополучателя) и шофера. Односторонние записи в товарно-транспортных документах, как грузоотправителя (грузополучателя), так и шофера являются недействительными. В случае разногласия между автотранспортным предприятием или организацией (шофером) и грузоотправителем (грузополучателем) обстоятельства, могущие служить основанием для их материальной ответственности, оформляются актами (приложение к настоящему разделу). Акты могут составляться также в случаях, когда необходимо произвести подробное описание обстоятельств, которые не могли быть сделаны в товарно-транспортных документах. Ни одна из сторон не имеет права отказаться от подписания актов. При несогласии с содержанием акта каждая сторона вправе изложить о нем свое мнение.

При отказе от составления акта или внесения записи в товарно-транспортные накладные в случаях недостачи, порчи или повреждения груза акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации. О составлении акта должна быть сделана отметка в товарно-транспортных документах. В тех случаях, когда груз прибыл в автомобилях, прицепах, секциях автомобилей, контейнерах, цистернах за пломбами грузоотправителей, в акте должны оговариваться состояние указанных пломб, их реквизиты, а сами пломбы прикладываться к претензионным материалам.

2.3 Стороны и содержание договора перевозки грузов

 

Содержание договора грузовой перевозки представляют собой совокупность всех существенных условий, которые составляют права и обязанности сторон. При перевозке грузов к числу существенных условий договора относятся: вид груза, который подлежит доставке, предмет договора перевозки, срок доставки груза и провозная плата.

Вид груза и его особенности (например, скоропортящийся или требующий особой осторожности и т.д.) указывается в основном перевозочном документе (транспортной автомобильной накладной). Предметом договора грузовой перевозки является не груз, а его перевозка, т.е. доставка к месту назначения, определенная деятельность органов транспорта. От предмета договора перевозки следует отграничивать предмет перевозки, которым являются грузы, т.е. различные вещи, строительные материалы, продовольственные товары и др., доставляемые от отправителя получателю перевозчиком.[60] Однако на страницах юридической литературы имеются и другие точки зрения. Так, Е.Д. Шешенин указывает: «Договор перевозки относится к обязательствам по оказанию услуг, в которых предметом обязательства являются услуги, т.е. деятельность, полезный эффект которой не имеет вещественного результата. Предметом договора перевозки являются транспортные услуги. По мнению К.К. Яичкова, следует различать предмет перевозки и предмет договора перевозки. Под первым он понимает груз, багаж и пассажира, а под вторым – транспортные услуги.[61] Нам представляется эта позиция непоследовательной. Это означает, что нет необходимости выделять предмет перевозки и предмет договора перевозки. Однако не следует забывать, что при перевозке грузов и при перевозке пассажиров имеют место различные экономические отношения.

Предмет договора перевозки определяют такие условия:

1) наименование груза, его вес (масса), количество мест тарных и штучных грузов, способ определения веса, вид тары (упаковки), особые свойства груза.

2) права и обязанности сторон договора перевозки груза (но не просто участников перевозки), полагаем, необходимо рассмотреть с учетом стадий процесса перевозки. Как отмечал В.Т. Смирнов: «Подача перевозочных средств является начальной стадией процесса перевозки и составляет одну из важнейших обязанностей транспортной организации. Ее исполнение, по общему правилу, предшествует предъявлению груза к перевозке».[62] В юридической литературе традиционно в перевозочном процессе выделялись стадии исполнения обязательства (относительно самостоятельные, составляющие единое сложное обязательство, либо самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимозависимые.[63] Но в любом случае все ученые, исследовавшие договор перевозки, «…рассматривали в качестве составного элемента обязательства по перевозке груза права и обязанности сторон, связанные с подачей транспортных средств под погрузку и выгрузку, а также с предъявлением грузов к перевозке».[64] Из юридического факта принятия заявки грузоотправителя, как это установлено п. 1 ст. 791 ГК, вытекает обязанность перевозчика подавать под погрузку исправные в техническом и коммерческом отношении вагоны или контейнеры, а также обязанность грузоотправителя предъявлять соответствующие грузы к перевозке. В современной юридической литературе правовая природа данного обязательства определяется по-разному[65]. Например, Б.И. Пугинский предлагает именовать указанные правоотношения как обязательства по объемам перевозок, он пишет: «Обязательства по объемам перевозок представляют собой самостоятельный вид обязательств с собственным содержанием и ответственностью. По такому обязательству перевозчик обязуется предоставить транспортные средства (автомобили, контейнеры и т.п.) в согласованных объемах и в сроки, а грузоотправитель обязуется погрузить соответствующее количество груза или передать груз перевозчику». Типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов, определяются автотранспортными предприятиями и организациями в зависимости от объема и характера перевозок. Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и разгрузки в соответствии с принятыми заявками и разовыми заказами, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям[66].

Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств. При отказе грузоотправителя от поданного автотранспортным предприятием или организацией подвижного состава составляется акт по установленной форме.

Автотранспортные предприятия и организации в случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного месячными планами перевозки грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала.

Порядок выделения подвижного состава для восполнения недогруза устанавливается по согласованию между автотранспортным предприятием или организацией и грузоотправителем (грузополучателем). При нарушении согласованного порядка автотранспортное предприятие или организация за неподачу подвижного состава, а грузоотправитель (грузополучатель) за непредъявление грузов к перевозке несут предусмотренную Федеральным законом от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» ответственность, установленную за невыполнение плана перевозок. Автотранспортные предприятия и организации обязаны перевозить грузы по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта, за исключением случаев, когда по дорожным условиям более рациональна перевозка с увеличенным пробегом.

Автотранспортные предприятия и организации обязаны при приеме заказа (заявки) поставить грузоотправителя (грузополучателя) в известность об увеличении расстояния перевозки. Грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке, заготовить товарно-транспортные документы, пропуска на право проезда к месту погрузки и выгрузки грузов и т.п. с тем, чтобы обеспечить рациональное использование подвижного состава и сохранность груза в пути следования.

Груз, который был предъявлен грузоотправителем в состоянии, не соответствующем правилам перевозки, и не был приведен им в надлежащее состояние в срок, обеспечивающий своевременную отправку, считается непредъявленным. В этих случаях грузоотправитель обязан оплатить стоимость пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки, а также штраф за простой автомобиля в ожидании погрузки в соответствии с едиными тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Автотранспортное предприятие или организация имеет право отказаться от приема груза к перевозке, если: а) груз предъявлен грузоотправителем в ненадлежащей таре или упаковке; б) предъявленный груз не предусмотрен заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а при междугородных перевозках – с назначением в другой пункт; в) вес предъявляемого груза, перевозка которого должна осуществляться на одном автомобиле, превышает грузоподъемность подвижного состава, поданного под погрузку согласно заказу или заявке; г) груз не может быть доставлен вследствие явлений стихийного характера, из-за дорожных или климатических условий, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок грузов по автомобильным дорогам.

При отказе от приема предъявленного к перевозке груза в вышеуказанных случаях автотранспортное предприятие или организация взыскивает с грузоотправителя стоимость фактического пробега автомобиля в обоих направлениях от места подачи автомобиля до места погрузки в соответствии с тарифами на перевозку грузов автомобильным транспортом. Грузоотправитель не имеет права предъявлять, а автотранспортное предприятие или организация принимать груз к перевозке в случаях, когда: а) такая перевозка запрещена Федеральным законом; б) грузы товарного характера грузоотправителем не оформлены товарно-транспортными документами.

Грузоотправитель обязан передать автотранспортному предприятию или организации качественные удостоверения, сертификаты, ветеринарные свидетельства или другие документы, необходимые для перевозки грузов в соответствии с санитарными и другими правилами, издаваемыми компетентными органами. Грузоотправитель не должен предъявлять к перевозке в одном автомобиле различные по своим свойствам грузы, если их совместная перевозка может привести к порче этих грузов.

Перевозка грузов производится автотранспортным предприятием или организацией без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя) за исключением следующих грузов, перевозимых в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя): грузы, требующие по своему характеру особых условий перевозки (взрывчатые вещества; самовозгорающиеся вещества; легковоспламеняющиеся жидкости, кроме жидких топлив; кинопленка и кинолента; отравляющие сильнодействующие ядовитые вещества; редкие вещества).

В зависимости от наличия, у автотранспортного предприятия или организации специализированных автомобилей и экспедиторов автотранспортное предприятие или организация может по согласованию с грузоотправителем (грузополучателем) принять груз к перевозке с выполнением транспортно-экспедиционных операций по приему, сопровождению и сдаче грузов.

В случаях, когда груз перевозится в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя), последний обязан обеспечить явку экспедитора на место погрузки груза к моменту прибытия подвижного состава.

По истечении одного часа ожидания экспедитора грузоотправителя (грузополучателя) автотранспортное предприятие или организация вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафа за простой прекращается, и автотранспортное предприятие или организация ответственности за невыполнение перевозки не несет. При приеме груза к перевозке шофер-экспедитор предъявляет грузоотправителю служебное удостоверение и путевой лист, заверенные печатью автотранспортного предприятия или организации.

Путевой лист дает право на въезд подвижного состава и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя и грузополучателя, если для этого не требуется оформления специального пропуска. В тех случаях, когда для въезда (выезда) автомобиля требуются специальные пропуска, автотранспортные предприятия или организации и грузоотправители (грузополучатели) должны в годовых договорах на перевозку грузов автомобильным транспортом предусмотреть порядок выдачи указанных пропусков, имея в виду предварительную их подготовку, а также другие меры, направленные на рациональное использование подвижного состава. Автотранспортные предприятия и организации и грузоотправители (грузополучатели) могут в договорах предусматривать обязанность шофера-экспедитора предъявлять паспорт при получении ценных грузов к перевозке. Грузоотправитель (грузополучатель), может предъявлять к перевозке грузы с объявленной ценностью. Отправитель обязан объявить ценность следующих грузов:

а) драгоценных металлов и изделий из них, драгоценных камней, предметов искусства, картин, статуй, художественных изделий, антикварных вещей, ковров, не имеющих прейскурантной цены, опытных машин, оборудования и приборов, на которые не утверждены цены;

б) домашних вещей.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.032 с.)