Ответственность автомобильного перевозчика за неподачу транспортных средств




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность автомобильного перевозчика за неподачу транспортных средств



 

Обязательства по перевозке грузов регламентируются общими правилами гражданского законодательства об ответственности лишь в той мере, в какой соответствующий вопрос не нашел должного отражения в нормах транспортных уставов, кодексах и других актах, регулирующих перевозку грузов. Проанализировав эти нормы, можно выделить две группы обстоятельств, в которых получают отражение особенности ответственности перевозчиков за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором. Они касаются: 1) условий ответственности; 2) характера, размера и форм ответственности. Рассмотрим эти группы.

Отметим, что ответственность участников данного договора – это не элемент правоотношения, а лишь выражение обязанности. В этом и заключается сущность ответственности, т.е., если у стороны, участвующей в договоре перевозки, в том числе и автомобильной, в силу договора возникает какое-либо право, одновременно у другой стороны возникает соответствующая этому праву обязанность.[72]

Для того, чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным характеристикам заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если, несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителям, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Восполнение недогруза транспортных средств может быть предусмотрено только в договорах об организации перевозок грузов. Ответственность за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (исторически рассматривалась как ответственность за нарушение плана),[73] которая выражается со стороны автомобильного транспорта в неподаче под погрузку автомобилей, контейнеров, а со стороны грузоотправителя – в не предъявлении к перевозке груза, в не использовании поданного подвижного состава, контейнеров, а также в отказе грузоотправителя от предусмотренных в заявке транспортных средств, контейнеров, в отсутствии собственных или арендованных и предусмотренных в заявке транспортных средств, контейнеров по причинам, зависящих от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими транспортными средствами, контейнерами. Нетрудно заметить, что эта ответственность контрагентов по договору грузовой перевозки носит взаимный характер, т. к. грузоотправитель несет имущественную ответственность перед перевозчиком, которому он должен предъявить для перевозки груз, а перевозчик в свою очередь несет ответственность перед грузоотправителем, грузы которого он обязан перевезти.

С точки зрения юридической квалификации подача под погрузку неисправных транспортных средств или транспортных средств, непригодных для перевозки конкретных грузов, имеет место ненадлежащее исполнение обязательств. Но по своим последствиям оно тождественно неисполнению: и в первом, и во втором случае грузоотправитель лишен возможности осуществить предусмотренную заявкой перевозку грузов.[74]

Статья 36 Федерального закона об уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта устанавливает исчерпывающий перечень обстоятельств, когда имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки (заказа) на перевозку грузов не наступает. Вина третьих лиц в невыполнении заявки (заказа) и другие возможные причины не снимают имущественной ответственности с перевозчика и грузоотправителя за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов (ст. 401 ГК РФ). В отличие от общегражданской ответственности по принципу вины, закрепленному в ст. 401 ГК ответственность за невыполнение заявки при автомобильных перевозках грузов носит формальный характер и наступает не только за вину, но и за случай. На это обстоятельство ранее указывалось в советской[75] и российской юридической литературе.[76]

Здесь уместно заметить, что законодатель установил ответственность за неподачу подвижного состава без вины, т.е. по принципу причинения – это более жесткий вид ответственности. В то же время ответственность автомобильного транспорта за неподачу контейнеров построена по принципу вины, которая предполагается. Указанное, обстоятельство нашло отражение и в научной литературе.[77] С нашей точки зрения необходимо установить по этим нарушениям единый принцип ответственности, т.е. наличие вины, которая предполагается.

Статья 793 ГК РФ устанавливает, что соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Санкции за невыполнение заявок (заказов) при перевозках грузов, предусмотренные Законом, являются единственной формой имущественного воздействия, применяемого к нарушителю. В соответствии с этим они могут быть причислены к категории исключительных неустоек. Главная их цель – не компенсировать убытки перевозчиков или грузоотправителя, а воздействовать на нарушителя.[78]

Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотренные в ст. 36 Федерального закона, различны. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы: 1) непреодолимой силы; 2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам; 3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин. Перечень этих обстоятельств указан в ст. 794 ГК РФ и является обязательным для всех перевозчиков и их клиентуры.

Наличие обстоятельств, названных в первой группе, говорит о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика. Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства.[79] При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком, а освобождение его от обязанности такого исполнения.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся, прежде всего, непреодолимая сила и военные действия. Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.). Стихийные явления освобождают перевозчика от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Однако самого факта наличия непреодолимой силы еще не достаточно для того, чтобы перевозчик мог быть освобожден от ответственности. Он должен доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что им и его работниками были предприняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.[80]

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможностью выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика от ответственности, относится прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях. Временное прекращение или ограничение перевозки грузов по автомобильным дорогам является всегда обстоятельством, освобождающим от ответственности, поскольку оно препятствует перевозке. Прекращение или ограничение перевозки грузов может производиться только в исключительных случаях и ограниченным кругом лиц.

В случае невыполнения по этим причинам заявки на перевозку грузов перевозчик не несет ответственности. М.А. Тарасов, характеризуя указанные выше основания освобождения перевозчика от имущественной ответственности, указывал, что «в ряде случаев чрезвычайные препятствия, хотя не могут быть квалифицированы как стихийные явления, но по исключительному значению вызванных ими последствий должны быть приравнены именно к этим событиям».[81] Далее указанный ученый пишет: «К числу непреодолимых препятствий могут быть отнесены не только явления стихийного характера, но и распоряжения компетентных органов власти, например, запрещение отправки грузов в определенных направлениях».[82] Таким образом, М.А. Тарасов пытается подвести «распоряжения компетентных органов» под категорию «непреодолимой силы», по справедливому замечанию С.С. Алексеева.[83] В.А. Елиазарова[84] считает, что такая постановка вопроса о запретительных актах чрезвычайно искусственна. К этому верному замечанию надо добавить, что это утверждение идет вразрез с автотранспортным законодательством. Анализ вышеуказанных оснований освобождения перевозчика за нарушение этого обязательства позволяет сделать вывод, что он является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширительному толкованию. В литературе прошлых лет некоторые ученые предлагали этот перечень установить в качестве примерного. С нашей точки зрения, это предложение вряд ли приемлемо в современных условиях, поскольку законодатель предусмотрел возможность устанавливать иные основания освобождения от ответственности за неподачу транспортных средств в транспортных уставах и кодексах (п. 2 ст. 794 ГК).

К обстоятельствам третьей группы относится неподача транспортных средств грузоотправителю в случае невнесения грузоотправителем провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за осуществление перевозки грузов. Автотранспортное предприятие и грузоотправитель освобождаются от уплаты штрафа за невыполнение плана перевозок или принятого к исполнению разового заказа, если оно произошло также вследствие аварии на предприятии, в результате которой работа предприятия была прекращена на срок не менее трех суток. Для освобождения сторон от ответственности по данному условию достаточно наличие самого факта аварии, повлекшей прекращение работы на трехдневный срок. Обстоятельства, обусловившие аварию, виновность самого предприятия в ней значения не имеют. Указанный в статье 36 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности, является исчерпывающим. Стороны не вправе предусматривать в договоре какие-либо иные обстоятельства.

За невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере двадцати процентов платы, установленной за перевозку груза, если иное не установлено договором перевозки груза. Грузоотправитель также вправе потребовать от перевозчика возмещения причиненных перевозчиком убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 34 Закона). За несвоевременное предоставление транспортного средства, контейнера, предусмотренных договором перевозки груза, перевозчик уплачивает грузоотправителю за каждый полный час просрочки штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа договором перевозки груза не установлен, в размере: 1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении; 2) одного процента среднесуточной провозной платы, определенной в соответствии с установленным договором перевозки груза сроком перевозки, при перевозке в междугородном сообщении (п. 3 ст. 34 Закона).[85]

При перевозке грузов автомобильным транспортом действия перевозчика по подаче автомобиля и грузоотправителя по предъявлению груза и его погрузке в автомобиль являются предметом детального правового регулирования. К сожалению, до настоящего времени не принят новый Устав автомобильного транспорта в форме федерального закона. Однако большинство положений, регламентирующих исполнение обязательств по подаче автотранспортными организациями подвижного состава, которые содержатся в действующем Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 года №259-ФЗ, оправдали себя на практике и, возможно, будут перенесены в соответствующий федеральный закон.

Сущность рассмотренного обязательства состоит в том, что автоперевозчик обязан обеспечить своевременную подачу автотранспортных средств в соответствии с договором об организации перевозок в срок, предусмотренный указанным договором, заявкой или принятым к исполнению разовым заказом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза. Пригодность в коммерческом отношении автотранспортных средств и контейнеров определяется грузоотправителем. Подача автотранспортных средств, непригодных для перевозки конкретного груза, должна приравниваться к неподаче транспортных средств, а перевозчик сохраняет обязанность выделить по требованию грузоотправителя соответствующие автотранспортные средства для восполнения недогруза. Из всего сказанного следует, что транспортные организации несут ответственность за неподачу транспортных средств не только за вину, но и за случай, если последний выходит за пределы установленного перечня обстоятельств, исключающих эту ответственность.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.73.179 (0.011 с.)