Анализ использования прибыли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ использования прибыли



Распределение прибыли схематично показано на рис. 17. Из ри­сунка видно, что одна ее часть в виде налогов и сборов поступа­ет в бюджет государства и используется на нужды общества. Оставшаяся сумма - чистая прибыль - используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, расширение производства, создание резервного капитала и др.


 

Для налогооблагаемых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагаемая прибыль, так как от этого за-1 висит сумма налога на прибыль, соответственно, и сумма чистого дохода.

2. На изменение суммы налогооблагаемой прибыли влияют факторы, формирующие величину прибыли от обычной деятельности. а также показатели:

• увеличение (уменьшение) суммы прибыли в результате ее кор­ректировки для нужд налогообложения' в соответствии с уста­новленными инструкциями;

• прибыль от ценных бумаг и других внереализационных опера­ций, облагаемая налогом по специальным ставкам;

• льготы по налогу на прибыль.

3. Чистая прибыль характеризует конечные результаты деятельность предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто-прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.
Ее величина зависит от факторов ".

изменения общей суммы брутто-прибыли;

• определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме
прибыли - доли налогов, экономических санкций и др.

Чтобы определить изменение суммы чистой прибыли за счет факторов первой группы, необходимо изменение брутто-прибыли за счет каждого фактора умножить на плановый (базовый) удельный вес чистой прибыли в сумме общей брутто-прибыли:


Прирост чистой прибыли за счет второй группы факторов рас­считывается умножением прироста удельного веса /-го фактора (налогов, санкций, отчислений) в общей сумме брутто-прибыли на фактическую ее величину в отчетном периоде:


Чистая прибыль используется в соответствии с уставом предприятия. За счет нее осуществляется инвестирование произ­водственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные и страховые фонды и др.


 

При распределении чистой прибыли необходимо добиваться опти мизации пропорций между ее капитализируемой и по требляемой частями с целью обеспечения:

• необходимого объема инвестиций для производственного раз­вития;

• необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.

4. Внешние факторы, влияющие на пропорций распре деления прибыли.

правовые ограничения: ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.;

система налоговых льгот при инвестировании прибыли,

рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост кото­рой сопровождается тенденцией повышения доли капитализи­рованной части прибыли, и, наоборот, ее снижение обуслов­ливает увеличение доли потребляемой прибыли;

стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при- ее высоком уровне выгоднее использовать при­быль, и наоборот).

Внутренние факторы:

наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;

уровень рентабельности предприятия, при низком значении ко­торого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, выплату дивидендов по привилегирован­ным акциям, социальные программы и др.;

 

необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов',

уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заем­ного и собственного капиталов), который является одним из ин­дикаторов финансового риска и одним из факторов, определяю­щих доходность собственного капитала;

наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов:, амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.;

текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

В процессе анализа необходимо изучить динамику и выполне­ние плана по использованию чистой прибыли, для чего факти­ческие данные об использовании прибыли по всем направлениям сравнивают с данными бюджета и прошлых лет, после чего выясняют причины отклонения от бюджета по каждому направлению использования прибыли.

Дальнейший анализ должен показать, на сколько и за счет ка­ких факторов изменилась величина основных направлений использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер капитализиро­ванной и потребляемой прибыли, являются:

• изменение суммы чистой прибыли (ЧП);

• изменение доли соответствующего направления использования чистой прибыли.


Для расчета их влияния можно использовать способ абсолют­ных разниц.

Зная факторы изменения чистой прибыли, можно определить их влияние на размер потребленной и капитализированной прибыли. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора нужно умножить на фактическую долю соответствующего направления использования прибыли:


Полученные результаты покажут вклад каждого фактора в фор­мирование суммы капитализированной и потребленной при­были, что имеет важное значение.для акционеров, наемного) персонала и менеджеров предприятия.

55. Понятие маржинального анализа

 

Большую роль в обосновании управленческих решений в биз­несе играет маржинальный анализ, который еще называют ана­лизом безубыточности, или содействия доходу. Его методика базируется на изучении соотношения между 3 груп­пами важнейших экономических показателей, издержками, объе­мом производства (реализации) продукции и прибылью, - и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от из­менения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и ис­пользовании категории маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки', он включает в себя постоянные затраты и прибыль. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой раз­ность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее.

2. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применя­ется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

*/ более точно исчислять влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе более эффективно управлять про­цессом формирования и прогнозирования ее величины;

• определить критический уровень объема продаж (порога рен­табельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

• установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

• исчислить необходимый объем продаж для получения задан­ной величины прибыли;

• обосновать оптимальный вариант управленческих решений, ка­сающихся изменения производственных мощностей, ассорти­мента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих с це­лью минимизации.затрат и увеличения прибыли.

56. Маржинальный анализ прибыли


В нашей стране в факторном анализе прибыли обычно исполь­зуют следующую модель:

При этом исходят из "предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Однако при увеличении объема производства (реализации) се­бестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что на единицу продукции приходится больше постоянных расходов. За рубежом для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют в маржинальном анализе иную модель:


где:

b - переменные затраты на единицу продукции;

А - постояннее затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение] суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

2. Методика анализа прибыли несколько усложняется в условиях многопродуктового производства, когда кроме рассмотренных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

Для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли] от реализации продукции в целом по предприятию используют следующую модель:


57. Маржинальный анализ показателей рентабельности

Методика анализа рентабельности, применяющаяся на россий­ских предприятиях, также не учитывает взаимосвязь затраты объем прибыль. По данной методике уровень рента­бельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.


В действительности и прибыль, и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной. Анализ рентабельности одного вида продукции, согласно методике маржина­льного анализа, будет выглядеть:

 

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую факторную модель:


 

2. Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего используется следующая модель:


 


Анализ рентабельности совокупного капитала производится по следующей факторной модели:

 

где:

ПФР - прочие финансовые результаты;

К0б - коэффициент оборачиваемости капитала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.017 с.)