Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция №7 Понятие эстетического сознания.
Сразу скажу, что понятие эстетического сознания включает в себя: 1. бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру. 2. строго говоря, субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании. Но, применимо к этой сфере, это метафора, ибо здесь не может быть надындивидуального уровня отношения к объекту. Но здесь огромную роль играют коллективные традиции и надындивидуальные уровни эстетического сознания. Но реально это актуализирует отдельную человеческую личность. В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. Кроме того, коллективное эстетическое сознание – явление метапсихологическое, надпсихологическое. Но когда речь идет об индивидуальном эстетическом сознании, здесь мы впадаем в мыслительное пространство психологии. Ибо индивидуальное эстетическое сознание – это психическая реальность со своими процессами и результатами. Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Рабочее определение индивидуального эстетического сознания (функциональное понимание): сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность. Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание. Этот механизм: 1. обладает целостностью, эстетическое сознание – это система, оно целостно. Эта система включает некие свойства, структуры, функциональное единство. Система психических свойств и структур личности, обеспечивающая, выступающая основанием ее эстетического отношения, освоения мира.
Природа этого органа: 1. социокультурная природа. У животных этого механизма нет, но это общее основание. Обязательной предпосылкой эстетического сознания является существование системы эстетического отношения. Эстетическое отношение формируется сразу как сложная социокультурная система, в которой выразительные, предметно-знаковые формы существуют вместе с эстетическим сознанием. Эстетическое сознание существует только в рамках этой системы. Поэтому условия существования этой системы – условия существования эстетического сознания. XVIII в. понял (начиная с Канта), что эстетическое сознание не врожденное явление. До этого еще считалось, что врожденное. Но эстетическое сознание формируется прижизненно, посредством включения человека в систему эстетического отношения. 2. деятельностная природа и деятельностный способ существования эстетического сознания. Эстетическое сознание формирует и развивает себя только через эстетическую активность. Эстетическое сознание является не только приобретенным, но и утрачиваемым. Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания. Проблема формирования эстетического сознания. Как человек может начать эту активность, если у него нет предпосылок в виде эстетического сознания – парадокс: как начать эстетическое сознание, не имея эстетического сознания. Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания. Откуда в человеке способность относиться к миру эстетически, как это может появиться? По-видимому, дело в том, что ребенок попадает в определенную информационную среду, мир актуализирует эстетические ценности, коммуникации между людьми. Эти информационные потоки – объективная реальность, которая существует как социально-психологическая реальность. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического.
Ребенок попадает в сферу выразительных форм, ее переживает; как это может стать достоянием ребенка? Ребенок до определенного периода – самонастраивающийся субъект. Действуют социально-психологические законы: заражения, эмпатии, внушения. Предметный мир взывает к эмоциональности ребенка и вместе с этим действует эмоциональность других людей. Общепсихические структуры ребенка постепенно начинают трансформироваться в сторону особого человеческого существования. Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания: 1. способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. От рождения ребенок обладает биологической эмоциональностью (плач, улыбка); постепенно ребенок попадает в поле действия социальных сил и его реактивность наполняется психологическим содержанием. Постепенно ребенок начинает оценивать мир как социальное существо. 2. чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. Ребенок все ощупывает, трогает. Высшие психические функции связаны с ручной деятельностью человека. Мелкая пальцевая деятельность. Форма практики – трогать мир, в этой практике ребенок осваивает строение мира. Возникает ориентация в мире предметных форм, чувственная восприимчивость. 3. способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним. 4. способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. (Ильенков "Об эстетической природе фантазии"). Но зачем воображение или представление? Восприятие эстетического объекта не совпадает с эстетической данностью объекта. Психика должна уметь совершать движение от данного к полагаемому. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. И это нарабатывается со временем – игры, общение детей, обращение к искусству. Ритмы мира формируют эстетическое сознание ребенка через посредников. Например, музыка. 5. интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Кант – эстетическое отношение интуитивно-эмоционально и интеллект впрямую тут не при чем. Выготский, "умные эмоции". Интеллект так же конститутивно значим, как и другие задатки и способности. Для этого надо вспомнить основные функции мышления: Ручное мышление, рациональное восприятие мира, когнитивное мышление. 2 фундаментальные функции мышления: а) научает среди хаоса вещей выделить существенное – эстетическая ценность – ценность обобщенная, это снятие существенных признаков. Гегель: эстетическое – явление сущности. Полноценное эстетическое отношение – такая чувственность, которая понимает, что видит. б) мышление – способность воссоздать и осмыслить логические связи мира, его конструкцию, структурные связи. Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека.
Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума. Все указанные 5 моментов (аспектов) должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание. Но эти предпосылки не есть эстетическое сознание, ибо каждая из них не есть эстетическое сознание само по себе. Когда они попадают в контекст эстетического воздействия или эстетической культуры общества, когда взаимодействие – тогда скачок в развитии сознания. Отношение эстетического сознания к естественной психике человека. Правое полушарие – образно-эмоциональное, левое – вербально-логическое. Эстетическое сознание не имеет прямого закрепления в структуре человеческого мозга. Выготский: эстетическое сознание – высшие психические функции. До этого Ухтомский – идея функционального органа: эстетическое сознание – функциональный орган психики, то есть нет территории головного мозга, которая отвечала бы за эстетическое сознание. Эстетическое сознание – особый психологический механизм, который возникает на основе деятельности. Но дело не только в соединении сил, дело в особом качестве этих сил; возникает особая качественно новая психическая способность, она утрачивается в той мере, на которую человек выходит из этих способностей. То же можно сказать про нравственную, философскую способность человека. Леонтьев: функциональная система психики; Алехин – то же. Для философии тоже нужен сложившийся орган. Работает культура, которая вся состоит из надстоек и эта надстройка называется эстетическим вкусом, который является базисом, деятельностным ядром эстетического сознания, его функциональной основой. Эстетический вкус психическая способность, психический механизм. Как узнать, что вкус появился: 1. человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2. функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус. Эстетический вкус оказывается ядром и психическим телом эстетического сознания. Его недостаточно для функционирования эстетического отношения к миру, это двигатель, сила, пусковой механизм эстетического отношения. Но нужны информационные, энергетические, функционально-психологические основания. Он обрастает «пристройками», определяющими его работу.
Функции вкуса: 1. онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. Вкус включает человека в эстетическую реальность, которая властно нас подчиняет, волнует, притягивает. У человека может быть вкус в латентном состоянии. 2. семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. Происходит движение через предметность форм к смыслу их, через предметность к означаемому вкуса. Вкус как гид по реальности. Позволяет читать книгу как смысл. 3. ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус. 4. оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Вкус работает как интуитивная сила, это мгновенное усмотрение, прочитывание. Вкус прочитывает мир через всю полноту прошлого опыта человека, через несколько мгновений. Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности. Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус, эстетическую и содержательную наполненность человека. Без вкуса для человека нет эстетической реальности. На этот механизм – вкус – наращиваются другие элементы эстетического сознания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.011 с.) |