Лекция №9. Основные эстетические ценности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №9. Основные эстетические ценности.



Сборник в честь 80-летия М. С. Кагана, "В диапазоне гуманитарного знания" – статья Л. А. Закса об основных эстетических ценностях, издан в 2001г.

Что значит для эстетики изучение основных эстетических ценностей?

В подлинной своей форме эстетические ценности существуют для эстетического сознания. Эстетика – метаэстетическое сознания, когда такое сознание подступает к ткани эстетической информации, то от этой информации не остается ничего, потому что такую информацию присвоить невозможно. Но эстетик должен обладать эстетическим сознанием, поэтому он может заниматься, исследовать философски эстетические ценности.

Что значит для философии заниматься эстетическими ценностями? Поскольку ценности – субъект-объектные отношения и базируются на двояких основаниях: свойства объекта и способ освоения ценности (он субъектен), сами ценности даны вместе с переживанием, восприятием ценности. Что важно для философии? Анализ оснований феноменов.

  1. Анализ объективных предметно-ценностных оснований, вопрос о возможностях: что должен иметь объект, чтобы оказаться прекрасным?
  2. Другой ряд оснований – субъектные основания эстетических ценностей – тот способ освоения смысла, актуализации ценности, без которого ее нет.

Первая, главная ценность – прекрасное или красота, для эстетики это синонимы. Красота – первая и можно сказать любимая для эстетики эстетическая ценность. И это проявляется не только в постоянном жизненном восприятии, любовании красотой, но она и мифологизированное сознание, как обладающая особой силой, приносящей в жизнь гармонию и блаженство, за которую ее и любят.

И у Достоевского: красотою мир спасется, хотя Достоевский понимал сложность самой красоты.

С другой стороны, кроме мифологического есть стремление рационально постичь красоту, дать ей формулу, алгоритм. И для определенного времени эта формула работает, хотя через некоторое время возникает необходимость пересмотреть эти формы.

Но абсолютного ответа не может быть получено в принципе, ибо красота есть ценность, и об абсолютном значении здесь говорить не приходится.

Парадокс: красота это нечто простое, а с другой стороны – красота трудна.

Реакция на красоту целиком состоит из положительных эмоций: приятия, восторга. На уровне объекта это связано с тем, что красота – положительная значимость мира для человека. Любая эстетическая ценность несет цель гармонизации мира и человека. У красоты это связано с ее сутью.

Несколькими категориями можно раскрыть сущность отношений, из которых вырастает красота:1)соразмерность объекта потребностям и возможностям субъекта, освоенность мира для человека, соответствие мира и человека; 2)гармония; речь идет не о гармонии самого объекта, а о гармоническом единстве человека и действительности. Лад, строй, согласие человека с миром. Непротиворечивость онтологическая и психологическая. Единство мира и человека. Мир как нечто доступное, подручное человеку. Красота – эстетическое выражение этого. 3)свобода – мир прекрасен там, где есть свобода. Красота – это символ свободы. Там, где исчезает свобода, исчезает красота; там скованность, оцепенение, усталость и нет красоты. 4)человечность – красота благоприятствует развитию человека, полноте его существования психической, духовной. Красота – некий оптимум мира и человека. Красота – эстетическая ценность, выражающая оптимальную человечность мира и человека. Это сущность, общая ситуация. И тогда понятно:1) в красоте находит выражение вечно желанная ситуация гармонии и свободы. И человеку всегда будет мало красоты. 2)с другой стороны, красоты никогда не бывает много, и обретение ее трудно, прав Платон. Человек – динамично развивающееся существо и никогда не бывает достаточно красоты. Сам человек разрушает миг гармонии, ибо он двигается всегда, устремлен к новой гармонии, и это через дисгармонию.

Красота трудна и человек должен много работать, чтобы миг красоты получить.

Конкретное выражение сущности красоты: основа – это объект, но открывающийся субъективности человека, и его свойства необходимы с точки зрения того, что нужно человеку.

Первый класс предпосылок – красота – нечто воспринимаемое, психологическая и информационная соразмерность объекта и субъекта. У человека есть определенные психические силы, с помощью которых он воспринимает форму, смысл. И как бы ни были они сформированы, то, что соответствует этим силам не рождает противоречия в восприятии красоты.

Речь идет об определенной размерности объекта. Прекрасны те объекты, которые органично воспринимаются глазом. Это же касается цвета, инфракрасное излучение – за пределами возможности нормального человеческого восприятия. Или, например, Ван-Гог передает через красный цвет виноградников в Арле трагизм мироощущения. Ощущение тяжести тоже не может восприниматься как прекрасное. Пирамиды в Египте. Но Парфенон снимает ощущение тяжести, и мы чувствуем себя свободными людьми, греки были свободными людьми – Буров о Парфеноне. И, последнее, в информационном, содержательном плане то же – красота - содержательная открытость вещи. Абракадабра не может быть красива.

Не всякие соразмерные человеку вещи прекрасны. Следующий класс предпосылок – форма. Нет абсолютной формулы формы. Простая формула – совершенство форм – условие красоты. И это совершенство базируется на практическом опыте людей. Совершенство форм – практическая оптимальность этих форм. Эта оптимальность формы, хотя и связана с формой, но имеет природное существование.

Не всегда совершенство формы для человека совпадает с формальной правильностью: треугольник привлекательнее квадрата, хотя квадрат более совершенная форма. Это потому, что человеку нужно разнообразие. Любимое отношение человека – пропорция золотого сечения: соотношение вертикали и горизонтали. Пропорция золотого сечения – такое деление отрезка, при котором большая часть является среднепропорциональной к меньшей; весь отрезок относится к большей как большая к меньшей. Матем. выражение – ряды Фиббоначи. Интересно, что в музыке система консонансов соответствует этой матем. пропорции. Значение формальных оснований столь велико, что человечество выделяет т.н. формальную красоту; эстетическая самоценность форм. И это выражается в существовании формальных категорий, слов, выражающих формальную красоту.

Прекрасное и красивое, красивое и значит эстетически совершенная форма, прекрасное предполагает и качество содержания. И здесь особые категории: изящное – совершенство конструкции, выражающее ее легкость, стройность, «худое». Грациозное – совершенство движения, особая оптимальность движения, особая гармоничность, плавность, соразмерность. Это относится к движению человека и животного, а не робота. Некая жизненная подоплека. Прелестное – совершенство самой вещественной фактуры, материала, из которого «сделан» объект. Чувственное восприятие красоты: белоснежность кожи, румянец девушки, пышность и густота прически. «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее» - Пушкин, царица о себе.

Эстетическое сознание – культивирование формального отношения к красоте.

Но в реальных отношениях совершенства формы недостаточно. В биологическом отношении самая совершенная форма – крыса. Поэтому важен третий класс предпосылок, который связан с содержанием, когда речь идет о вещах, то это их функции. Прекрасное в природе – жизненное значение, самый красивый пейзаж – пейзаж родной, Родины.

Прекрасное в человеке – здесь содержание прекрасного – социально-значимые качества человека: деятельностные, психологические. Калокагатия у греков – прекрасно-доброе. Речь идет т. обр. о человечности содержания, которое и является содержательным основанием красоты. Здесь удивительные вещи: внешне несовершенная форма трансформируется в восприятии, содержание меняет восприятие формы. Внешне неброские формы становятся прекрасными. Прекрасное выше красивого. Красота Квазимодо в отличии от Феба. Для романтика Гюго красота Квазимодо выше. Человеческое – главная основа красоты. У Достоевского – Настасья Филлиповна – магическая внешность сочетается с раздвоенным характером. У Толстого – красота Марьи Волконской (глаза) и Элен Безуховой. Нравственные качества как основание красоты: отзывчивость, чуткость, доброта, теплота души. Самое прекрасное – это доброе, со злобным, враждебным началом человек жить не может. Когда все это есть вместе, есть прекрасное, и человек говорит, остановись мгновенье, ты прекрасно.

Возвышенное – часто отождествляется с красотой в ее большой концентрации. Есть сферы, где явление возвышенно, но не прекрасно. Есть и представление, что возвышенное связано с большими размерами. Не всегда возвышенное проявляется в количестве: у Родена Вечная весна – возвышенное, а факты из книги рекордов Гиннеса – не возвышенное. Итак, возвышенное – вопрос качества. Мир человека задан радиусом его собственной деятельности. Все, что внутри круга, освоено человеком, но человек постоянно преодолевает границы, которые себе полагает, и он не только замкнут, но и разомкнут в мире. Он попадает в зону за пределами обычных формальных возможностей человека, зону, которую он не знает как замерить. От этой зоны у человека захватывает дух. Суть возвышенного – те стороны действительности, которые несоизмеримы с нормальными человеческими возможностями и потребностями, которые воспринимаются как что-то безмерное и бесконечное. В субъективном плане эту бесконечность можно сформулировать как неохватность.

Цветаева – безмерное в мире меры. Возвышенное безмерно, несоизмеримо, много превосходит простые человеческие возможности. И у человека начинает биться сердце. В возвышенном важно не только чувственное прикосновение, как в прекрасном, но и воображение, ибо возвышенное безмерно. Море, океан, то, что человек не может исчерпать – пример такой силы, которую человек не может соотнести со своей силой. Сила, которая бросает вызов обычному человеку. Горы – что-то над нами, это возвышенное не только в пространстве, но и во времени. Мы малы, конечны, кусок скалы бесконечен и от этого захватывает дух. Восприятие океана Лотреамоном «Песни…». Горизонт, звездное небо. Бездна всегда возвышенна, ибо рождает образ актуально возвышенного в нашем сознании. Пастернак о море.

Размерность истории превосходит индивидуальность человеческой жизни, воспринимается как возвышенное. Юон «Новая планета» - картина, написанная в дни революции, чувственный аналог возвышенного. Тютчев:"Блажен, кто посетил сей мир….».Душа поднимается, когда понимаешь значение этих событий. Но второе – нравственный закон делает человека возвышенным, поднимает его. Героическое – поступок ради человечества. Вертикальность как основа восприятия возвышенного. Внизу низменное (Гитлер), возвышенное – вверху. Человеческое восприятие мира вертикально (ценностно), чем ближе ценность к идеалу, тем она выше.

2 слова важны здесь: вершинность(вершинные проявления природного и общественного бытия), замеченная чувственно (воплощение вертикали – религиозные сооружения); абсолютная ценность – люди создают для себя определенные абсолюты, которые выходят за пределы, это предельная ценность, для существования которой нет человеческих предпосылок. Абсолюты не выводимы из повседневной жизни. Абсолюты заданы над нами, Они выступают предельными целями и предельными критериями человека.

В прекрасном человек меряет собой окружающий мир, а в возвышенном человек меряет себя абсолютами окружающего мира. Абсолют антипод всего относительного, он безотносителен. Возвышенное – абсолютное в относительном мире. Есть такие абсолюты и внутри человеческого существования, и здесь прекрасное и возвышенное совпадают, это, например, истина. Нет предела истине и стремлению к истине, свобода – тоже. Любовь также беспредельна, требует полноты самоотдачи, полноты проживания. Но старосветские помещики – прекрасное, а у Родена – возвышенное. Или добро, нравственные ценности. И все-таки есть явления далекие от этически абсолютного. Пушкин – чума – человек бросает вызов, разрушает бесконечность чумы, человек противопоставляет бесконечную духовную силу. «Итак, хвала тебе, чума, нас не страшит могилы тьма». В возвышенном внутренний рост человека. В прекрасном – радостное соглашение с миром. В возвышенном мы чувствуем внутреннюю бесконечность, бессмертие. Причастность к бессметному дарит возвышенное. И свобода.

Прекрасное – однородность, непротиворечивость, переживаемая эмоционально. Возвышенное – психологическое противоречие, которое нужно разрешить духовным усилием. Огромные силы и новые горизонты, которые открываются человеком. Паралич воли, если побеждает страх.

В эстетическом сознании во внутреннем борении побеждает позитивное начало, мы взлетаем вверх, мы парим над землей, и начинаем испытывать высокую взволнованность души, в которой мы ощущаем свою бессмертность. Человек прорывается в бесконечность. Вершина восприятия возвышенного – приобщение к небесам и чувство совпадения с бесконечным.

Прекрасное и возвышенное дополняют друг друга. Человеку нужны два мира – домашний и утверждающий, возвышающий его.

 

II семестр

Лекция I. Трагическое

Эстетика со времен Аристотеля занималась трагическим. Аристотель не говорил - «трагическое», он занимался трагедией.

Сразу – не следует путать трагическое в обыденном словоупотреблении и эстетическое трагическое.

Необходимо определить содержание с одной стороны и обязательные условия осуществления содержания, форма освоения. В трагическом эта форма имеет особое значение. Ибо в этой форме только рождается эстетический эффект трагического.

Отнюдь не всякие неприятности включаются в трагическое. И не всякая гибель трагична. Бывают в жизни ситуации, когда смерти нет, но есть – трагическое. У Чехова – «Дядя Ваня», «Вишневый сад» - трагедия, хотя Чехов называл их комедиям.

Смерть может быть не трагична, если: 1. смерть постороннего человека, 2. она естественна, когда смерть пожилого человека, 3. ребенок погибает при родах.

Сложное содержание:

на поверхности – какие-то утраты – непосредственная данность трагического. В прекрасном и возвышенном мы обретаем мир, в трагическом – утраты человеческих ценностей, и это могут быть и материальные ценности.

И все-таки, не каждая утрата трагична. Сама трагедия определяет масштаб тех ценностей, которые мы теряем. Не все слезы трагичны. У Моцарта в «Женитьбе Фигаро» Барбарина поет ариозо по поводу потери булавки. Музыка искрится по поводу ложных слез утраты. Но вершина мировой оперы – трагедия. Отелло, Трубадур, Бал-маскарад, Травиата, Аида Верди; Вагнер – Кольцо Нибелунгов, Тристан и Изольда – лучшие оперы – трагические.

В основе трагического – утрата ценностей, фундаментально значимых для человека. Утрата этих ценностей – слом, надлом человеческого бытия в самых сокровенных своих качествах, и пережить эти утраты невозможно. Какие это ценности:

1.Утрата Родины. Стихи Цветаевой – видит куст рябины, и не может говорить. Шаляпин всю жизнь носит на груди ладанку с родной землей. Это духовная и витальная ценность (любимого пространства).

2.Утрата своего дела, по-существу, жизни. Дела, без которого человек не может жить. Невосполнимая утрата. Жизнь приходится начинать сначала (певец, потерявший голос). Трагедия невозможности творчества.

3.Утрата истины – ценности, без которой люди не могут жить. Люди не могут жить во лжи. Мы врем постоянно, но наступает момент истины. «Смерть привлек, чем жизнь во тьме…».

Добро, чистая совесть – ценности такого же плана. Совесть, терзающая человека, наказывающая его, заставляющая человека чувствовать себя палачом. Борис Годунов – больная совесть, которая начинает его терзать, и жизнь останавливается, ломается. Ломка жизни в момент утраты ценностей. Раскольников – следует расплата и это не то, что он на каторге, а то, что он не находит себе места, оказывается изгоем среди других людей. Человек предпочитает гибель попранию нравственных основ. У В.Быкова: Рыбак и Сотников. Рыбак с первой минуты идет на компримисс, Сотников остается нравственным существом, идя на виселицу, смотрит на мир с улыбкой.

Оптимизм трагедии: человек свободно выбирает свою нравственную суть, жизнь после этого оказывается невозможна.

Любовь – человек, обретший любовь, уже не может без нее существовать.

Свобода – человек свободен по своей сути, утрата свободы – колоссальная трагедия. Все вместе это можно обобщить еще в одной ценности – смысл жизни. Там, где его нет – жизнь абсурдна. У Камю – мир лишен для человека смысла и, поэтому, главный вопрос жизни – вопрос о самоубийстве.

Смысл жизни – то последнее, интимное, что связывает нас с бытием. Тогда, когда он есть, стоит жить. Ситуация утраты возможностей общаться с другим человеком – утрата смысла жизни. Антониони – герои живут в абсурдной ситуации. Презирая абсурд, человек может подняться над осмыслением жизни – Камю «Миф о Сизифе».

Это первый слой трагического – утраты. Но второе – важен характер, скрытая сущность этих утрат. Неизбежный, закономерный характер этих утрат. Одна сущность умножается на другую. Когда утрата случайна – нет трагического. У греков – рок, судьба – именно неизбежность утрат. Зачем это так? Человек пытается извлечь опыт из той жизни, в которой живет. Случайность – то, в чем невозможно ориентироваться. В трагическом для человека открывается правда жизни, и это то, что мы с неизбежностью не только открываем, но и теряем. Посредством трагического мы становимся вровень с закономерностью бытия. Случайность вариативна, закономерность устойчива. Трагическое ведет а утрате самого дорогого, что есть у нас. Почему «Царь Эдип» трагедия? Эдип нарушает две базовых закономерности жизни, две ценности, на которых держится архаический космос древности; совершает кровосмешение и убийство родственника, и тогда начинают действовать другие закономерности. И здесь мы видим не только объективное содержание, но докапываемся до сути, постигаем истину, переживаем и преодолеваем конфликт. Эдип убил отца и женился на собственной матери. И эта трагедия всегда волновала зрителей.

Искусство трагедии как жанра и мелодрама: мелодрама – все случайно, все события обратимы (заменимы), торжество злодеев временно, трагедия – все закономерно, гибель неизбежна. Мелодрама - мы получаем мало что в духовном плане, трагедия – глубокое духовное переживание. А. Боннар - плакать трагическими слезами – значит понимать, не может быть иначе – вот истина, которую открывает нам трагедия. Через всю историю человечества проходит символически осмысленный рок. Вся трагедия проходит в каких-либо символах. Слеза ребенка у Достоевского - эстетический символ трагедии.

Наконец в трагическом необходимость – мы не только утрачиваем, но постигаем причину утраты. Причины трагического: противоречия бытия человеческого, противоречия, которые не могут быть мирным образом разрешены, их еще называют антагонизмом. Покуда в мире антагонизмы – мир будет жить в трагическом. И часто антагонизмы выражают подлинную суть человеческих отношений. Какие это антагонизмы? (если их много, тогда трагическая культура и трагическая жизнь). Ван Гог «Церковь в Овере»- воплощение трагического мироощущения, сколок сознания, живущего в неразрешимом антагонизме: отсутствие надежды, смысла, любви – отсутствие этого чувства у Ван Гога всю жизнь. Он любил людей и не имел признания при жизни. «Ночное кафе в Арле» - атмосфера, в которой человек может сойти с ума.

Какие это антагонизмы? 1) человек – природа: вечная борьба человека с природой. Человек входит в борьбу с такими стихиями, с которыми договориться невозможно, и природа сминает человека. Но необходимость пробивает свою дорогу и через утраты.

2) антагонизм человека с его собственной природой, и этот антагонизм не устраним: бесконечность духовной сути человека, субъективное бессмертие человека (смерть и Я несоединимые вещи). И это вступает в непримиримые противоречия с телом человека, его смертностью, биологической ограниченностью. Страх смерти и жажда преодолеть смерть. Условие нормальной жизни – свобода от смерти. Трагическое противоречие, которое несет в себе каждый человек, и жизнь каждого человека трагична. Расставание с жизнью неимоверно трудно для самого человека.

3) социальные антагонизмы: сама динамика жизни человека определяет социальные антагонизмы. Социальный мир устроен на непримиримых противоречиях войны народов за территории, противоречиях между классами, кланами, группировками, мировоззрениями. Верещагин «Апофеоз войны». Конфликт между обществом и личностью: каждый раз посягательство на свободу личности. Иногда конфликт приобретает более банальные формы, но он не менее трагичен: среда сжирает человека, сжигает его. Но конфликты и внутри самой человеческой личности, которая по-разному осмысляется в разных культурах. Долг – чувство, общественная норма и личное желание. Федра погибает потому, что не может выполнить долг. Человеку нужно сделать выбор между двумя сторонами собственной личности: чувство – долг, и «это ужасно тяжело». Бертолуччи «Последнее танго в Париже». Человек учится не только анализируя закономерности, но на уроках преодоления закономерностей. Рок и противостоящий року человек. Разные степени несвободы в отношении к судьбе: люди – игрушки в руках судьбы. Трагическая вина – максимум свободы человека в трагической ситуации. Человек, осознав неизбежность своей гибели, свободно и ответственно выбирает свою гибель. Иначе это будет отказ от своей судьбы. Кармен не может лукавить, быть свободной для нее важней, чем врать. Свободу и любовь утверждает Кармен своей гибелью. Она виновата в своей гибели, это трагическая вина. Но она не может отказаться ни от любви, ни от свободы.

Зачем людям нужно воссоздавать и воспринимать трагическое в искусстве? Это сложный процесс, где рациональное связано с эмоциональным, бессознательное с сознательным. Логика восприятия трагического: начинается с погружения в бездну ужаса, страха, страдания. Это потрясение, мрак, почти схождение с ума. Аристотель: страх и сострадание. Вдруг во тьме возникает свет: здесь светлый разум и добрая воля имеет колоссальное значение в жизни человека. На уровне переживания происходит почти мистический переход слабости в силу, тупика в рассвет. Мрак уходит из души, мы начинаем испытывать чувство, которое не испытать нельзя. Греки назвали эту трансформацию катарсисом, очищением души. Ради этого существует трагическое.

Важные моменты: уже в ужасе есть сострадание, я становлюсь другим, поднимаюсь до страданий другого, уже в этом возвышаюсь. Мы поднимаемся, во-вторых, до понимания того, что происходит, и это уже есть выход из ситуации. Преодоление абсурда, уже выход из этого абсурда. Мы постигаем не только необходимость утрат, но и масштаб их и значение тех ценностей, которые утрачены. Мы хотим любить как Ромео и Джульетта и т.д. Происходит приобщение к фундаментальным ценностям на самом глубоком уровне. Эти ценности компенсируют нам понимание безвыходности положения. Пессимизм разума – оптимизм воли – Грамши. И это есть момент истинного возвышения человека: я настаиваю на свободе, любви. Истинно человеческие начала торжествуют в человеке, не сдают своих позиций, а продолжают жизнь. Бетховен: жизнь есть трагедия, ура! Для самого человека это каждый раз утверждение человека. Мужество – внутренняя сила, верность чему-то, воля к жизни, связь человека с жизнью, ее ценностями – утверждение в трагическом. Именно поэтому трагическое неустранимо в нормальной человеческой культуре.

 

 

Комическое. 2 семестр (2 лекция, 11 с начала года).

 

Существуют некоторые элементы структурного сходства трагического и комического: в комическое входит определенное противоречие; в трагическом и комическом - утрата ценностей, но в комическом – других. Обобщенное выражение трагического – очищающие слезы, комического – смех. Нередко комическое отождествляется со смешным. Но важно помнить, что комическое не равно смеху, смех имеет разные причины. Смех в комическом – это реакция на определенное содержание.

В каком-то смысле вся история человечества – история смеха. Но это и история утрат, но что утрачивается? Рассмотрим комическое: 1.Что такое комическое, его функции. 2. Структура комического.

  1. В обществе существует потребность в духовном преодолении того, что утратило право на существование. В мире человеческих ценностей появляются ложные ценности или псевдоценности, антиценности, объективно выступающие помехой духовному, социальному существованию человека. Комическое – способ переоценки ценностей, возможность отделить мертвое от живого и похоронить его. И чем меньше какое-либо явление имеет право на существование, тем больше претензий на существование. Искандер – комическое правдиво. Оно входит в мир ложных представлений и устраивает здравый смысл. Разоблачение достигается смеховой реакцией. Гоголь: предуведомление актерам к «Ревизору»: насмешки боится тот, кто ничего не боится.

В древних культурах уже был механизм ритуального смеха. Малиновский описывает это: молодой человек: лучше убейте, но не высмеивайте. Смысл комического – унижение определенных социально ранжированных ценностей. Перед определенными социальными переворотами – взрыв комического творчества. Смех лишает пиетета перед устаревшими ценностями. Великая Французская революция, например, изменение порядка феодально ранжированного мира. Средневековый карнавал выполнял функцию сомнения в ценности королевской власти, в установлениях церкви. И это был резерв развития. И здесь механизм переворачивания, изменения пропорций мировосприятия. Гротескное осмеяние – снимались телесные запреты, пиршество плоти. Истоки русского мата – карнавальный характер. И не надо использовать эту культуру как норму в кризисный период (настоящее).

В комизме все не сводится к отрицанию. Вместе с отрицанием и некоторое утверждение: свобода человеческого духа. Смеясь и играя человек утверждает свою свободу, возможность преодоления любых границ. Маркс: это нужно, чтобы человечество смеясь расставалось со своим прошлым. Комизм это утверждение творческих сил, новизны, идеалов, ибо отрицание ложных ценностей происходит при доминировании положительного начала. Но может быть и смех человека бездуховного, без идеалов – скабрезный характер смеха; подглядывание в скважину, смех вызванный просто проявлением телесности: пошлые анекдоты, смех цинический – смех над всем, включая святыни с позиций отрицания всего и вся, и по отношению к дорогим сторонам жизни других людей.

Нормальный комизм по природе универсален. Он рождается в проблемных зонах человеческой культуры. Он может подвергать смеху все на свете. В сущности осмеянию подвергается самое дорогое. И этот комизм двигается не каким-то скрытым образом. Обратное значение комизма: комизм и отрицает, и утверждает. Средневековому человеку было не страшно смеяться над Христом, он слишком верил в него. А над бюрократом смеяться уже не безболезненно, ибо это уже не святое. «Фига в кармане» как типичная ситуация тоталитарного социалистического общества.

Структура комического: это единственная эстетическая ценность, в которой субъект выступает не только реципиентом, приемником информации; в комическом нужна творческая роль самого субъекта. Свобода у субъекта позволяет ему нарушить серьезные условия существования, которые препятствуют комизму. В комическом не нужна определенная дистанция, субъект должен разрушить ее, хотя объект и сам здесь субъект. Когда эта дистанция ломается – комическое. Дистанция фамильярного контакта, которая уравнивает субъект и объект и создает превосходство субъекта над объектом, и развязывает руки субъекту. Игра с объектом, его разглядывание в попытке сорвать с него маску.

Смешно тогда, когда некое противоречие в объекте. Чтобы стало смешно, некая антиценность должна быть проявлена в некой несообразности объекта. В эстетике это называется комическое несоответствие. Вначале это внутренне несоответствие в объекте. В свете идеала несообразность становится нелепой, абсурдной, смешной, разоблачительной. Условием, все-таки является духовная свобода человека, он должен быть свободен, вплоть до мелкого хулиганства.

Комическое несоответствие – форма существования комического, так же, как и трагический конфликт – форма бытия трагического. Отсюда две взаимосвязанные способности субъекта: остроумие – способность создавать комическое несоответствие; соединение несоединимого (Борев – в огороде бузина, а в Киеве – дядька, стрелять из пушки по воробьям). Здесь же – несовпадение сущности и явления, формы и содержания, замысла и результата. В результате – некий парадокс, обнажающий странность данного явления. Гоголь – украинская тема – карнавальная культура (соединение нрава Ивана Ивановича со штанами Ивана Никифоровича); Петербург – трагическое.

Эффект комического всегда рождается по принципу метафоры как в детском анекдоте: слон вымазался в муке, посмотрел на себя в зеркало и сказал: "Вот это пельмень».

Вторая рецептивная способность – грань эстетического вкуса, эстетического сознания – способность интуитивно чувствовать комическое несоответствие и реагировать на них смехом – юмор. Если анекдот объяснять, он все теряет. Объяснить комическое невозможно, комическое схватывается сразу и целиком. Интеллектуальность комического – необходимость проникновенной остроты ума, для дураков комического не существует. Противоположность между смыслом и формой выражения – одна из распространенных форм комического в литературе (у Чехова, немка: мой муж большой любовник ходить на охоту). Дьячок в письме к жене в деревню: посылаю Вам фунт икры для удовлетворения Вашей физической потребности. У Чехова: действующее лицо так неразвито, что не верится, что оно было в университете; маленький, крошечный школьник по фамилии Трахтенбауэр. Неожиданность, новизна информации как еще одна форма комического. Избыточность элемента неожиданно порождает комический эффект. Комизм снимает некоторое противоречие засчет смеха. Следует пример из рассказа Искандера.

Модификации комического: прежде всего это модификации объектного характера, которые можно рассматривать с точки зрения комического.1.Чистый или формальный комизм. Формально возвышенное или трагическое быть не может. Прекрасное – может, форма прекрасного сама по себе. Комизм, лишенный малейшего критического содержания – игра слов, шутка, каламбур. «Вместо шапки на ходу он надел сковороду». Парадокс в чистом виде, эстетическая игра ума – технологическая основа последующих форм комизма. Смеются не над чем-то, а вместе с чем-то. Затем – содержательный комизм. 2. Юмор – одна из модификаций содержательного комического, а не просто чувство. 3.Сатира. Различия с юмором: юмор – комизм, направленный на явление, положительного в своей сути; явление настолько хорошо, что мы не стремимся уничтожить его смехом, но ничего не может быть идеальным. Юмор – смех мягкий, добрый в своей основе, сочувствующий, легкий. Он придает человечность явлению. По отношению к друзьям возможен только юмор. Старый анекдот: портной-заказчику: сравните этот мир и эти брюки. Феликс Кривин – его книги пример юмора. Сатира – дополнение юмора, она направлена на явления, отрицательные по своей сущности, выражает отношение к явлению, в принципе не приемлемом для человека. Сатирический смех жесткий, злой, разоблачающий, уничтожающий. В искусстве сатира и юмор неразрывно связаны, одно незаметно переходит в другое – Ильф и Петров, Гофман. Когда речь о жестких временах, эпохи юмора отходят, обостряются времена сатиры. 4. Гротеск - комическое несоответствие в фантастической форме. У Гоголя нос уходит от хозяина. Масштабность порока, который рассматривается гротеском. В основе гротеска – гипербола порока и доведение его до космических масштабов. У гротеска две стороны: сторона насмешническая, издевающаяся и сторона игровая. Не только ужас, но и восторг

вызывают крайности жизни.

Ирония и сарказм – еще две категории комического, субъектные модификации, обозначающие определенный тип позиций, особенностей комического отношения. Ирония – комизм, к которому субъект причастен, но смысл завуалирован самим субъектом. В иронии два слоя – текстовой и подтекстовый. Подтекст как бы отрицает текст, образуя с ним некоторое противоречивое единство. Ирония также требует интеллекта. Ирония – скрытый комизм, хула под видом похвалы.

Чистый комизм - юмор – сатира – гротеск – комическое по мере нарастания.

Сарказм – антипод иронии. Это открытое эмоциональное выражение отношения и возмущенный пафос, гневная интонация, возмущенно-протестная позиция.

В итоге – появление эстетических ценностей глубоко закономерно и необходимо, между собой они внутренне связаны, они образуют систему эстетических ценностей, конкретизирующую определенную социальную ситуацию человека в мире. Эстетическое отношение направлено на то, что можно назвать миром эстетических ценностей. Любые эстетические ценности – превращенная форма выражения человека и мира его ценностей; человек – мир человека. Вся наша жизнь – попытка создать свой мир и получить удовлетворение. Но реально это многопланово и описывается в том числе эстетическими ценностями прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

Прекрасное – ситуация гармонии человека со своим ценностным миром, та зона, которая доступна человеку, зона свободы и гармонии.

Возвышенное – принципиально иной поворот экзистенциального круга – борьба за новые ценности, стремление расширить себя духовно, утвердить себя на новом уровне. Но не только обретение и рост человека, но и неизбежность утраты ценности, сокращение человеческого мира, и это уже переход к другой эстетической ценности:

Трагическое, где победа тоже происходит, но на ограниченной территории.

Комическое – антипод возвышенного. Мы свободно боремся за новые ценности, добровольно отказываясь от жизненного мира. Комическое – великий санитар культуры.

На границах существуют симбиозы: возвышенно-прекрасное (прекрасное, уходящее в бесконечность), траги-комическое – комическое по форме, трагично по сути, смех сквозь слезы (Дон Кихот, герои Ч. Чаплина; несовершенства внешнего порядка не совпадают с несовершенством по сути, страдающий человек может быть смешным).

Эти четыре ценности описывают круговорот человека в своем ценностном бытии. Эстетическое сознание, не будучи рациональным, рефлексированным по своему характеру, сохраняет ориентирование человека в существенных ситуациях жизни, и в этом мировоззренческое значение эстетических ценностей.

Сфера искусства. 2 семестр, лекция 3.

Прежде чем рассматривать искусство, остановимся на соотношении эстетического и художественного, проблемы, возникающей для эстетики на определенном этапе, как две стороны предмета эстетики. Это важно для понимания целостности эстетики как философской науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.195.24 (0.047 с.)