Специфика произведения искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика произведения искусства.



 

Вопрос о специфике – вопрос о том, что создается и воспринимается искусством. Вопрос, что такое искусство, это и вопрос о том, в чем специфика искусства, специфика художественного феномена. Это вопрос о специфике произведения искусства.

Между видами искусства – весьма существенное различие. Концепция искусство как мимезис (с Античности) в практике находила модель в изобразительном искусстве. Парадигма романтического искусства находила выражение в музыке как виде искусства. Кроме морфологических различий, культурно-исторические различия. Нормативная эстетика классицизма узаконивала определенный тип искусства. Даже театр, если это театр Шекспира, вырывался из искусства.

Специфика искусства определяется различными основаниями, разными особенностями культурно-исторического процесса.

В ХХ веке уже сформированные модели видов искусства стали претерпевать существенные изменения: появилась, например, живопись, которая уже ничего не изображала. Вопрос о специфике и границах искусства возник с особой остротой. И в музыке то же резкое изменение языка: исчезновение тональности, темперированного строя, особого звукоряда (Венская школа – Берг, Шенберг). Феномен выразительности, суггестивности, сюжетности меняется в искусстве от эпохи к эпохе. Отсюда споры: что такое искусство? Можно ли провести границу между искусством и не искусством? Каким образом провести эту границу? Сложились 2 традиции:1) ориентация на классическую модель искусства, и указание на то, что вот это искусство, а это не искусство. Лившиц в советской эстетике, опираясь на гегелевскую эстетику: декадентское, буржуазное искусство ХХ века - не искусство (какая-нибудь Герника Пикассо); 2) другая крайность – искусство – дело самого автора. Сама сущность и специфика искусства – произвольный выбор самого создателя. Полное снятие качественных определений, границ и т.д. Это породило еще один подход, обостривший проблему специфики искусства: 3) социально-конвенциональная идея была положена в основу специфики искусства. В американской эстетике это институциональная теория Дики. Искусство – это определенные конвенции, реализуемые определенным социальным институтом. Все, что попало, например, на выставку, это искусство. Отражение реальной институциональной специфики искусства, и уход от качественного ответа на вопрос, что такое искусство? Новое метапонятие - мир искусства – набор действий, продуктов и взаимодействий, которые принято характеризовать как искусство. И это тоже относится к концепции Дики.

Искусство уже именуется как артефакт, т.е. то, что просто создано. Артефакт, призванный к тому, чтобы функционировать как искусство, уже считается произведением искусства. Писсуар Дюшана, названный им «Фонтан».

Но есть определенная традиция, связанная с определенной сущностью искусства, что реализуется в системе признаков. Тогда возможно отличить произведение искусства. Эстетика, расширяя горизонты искусства, не может уходить от этих признаков. Это исходит из понимания того, зачем, для чего существует искусство, и почему оно такое в определенные эпохи. Помним систему искусства: художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие.

Каковы эти признаки? Произведение искусства – сложное образование, и признаки относятся к разным явлениям и в содержательном, и в феноменологическом плане. Поэтому и анализ произведения искусства – большая сложность, и нужно удержать эти уровни и их диалектику. Проблема понять эту сложную данность. Искусствоведы, поэтому, учатся всю жизнь.

Эстетика дает методологию анализа, восприятия произведения искусства. Эстетика дает базовую концепцию произведения искусства. Например, Р.Ингарден – феноменологическая эстетика, сосредоточенность на произведении как таковом.

Произведение искусства может быть рассмотрено как трехуровневая система. Специфика произведения может быть раскрыта как существование, взаимодействие этих уровней. Конечно, произведение искусства – артефакт, продукт человеческой деятельности. И в этом нет еще ничего специфического. Но 2 важных особенности этого артефакта: это не просто артефакт, а артефакт, представляющий из себя особую вещь, это текст-предмет. Второе - это текст, воплощающий и передающий определенную информацию; это осознанно сделанное сообщение, предназначенное человеку, который будет его особо воспринимать. Артефакт – текст (сообщение).

Произведение искусства – моделирование и трансляция определенной информации. Художественная информация – текст, который человек должен уметь прочитать. Художник создает текст и знает, что создает текст как послание от себя другим людям.

Искусство – форма контакта одного человека с другим. Бахтин: художник высказывается, произведение искусства есть всегда высказывание. Соответственно, вопрос: о чем высказывается, что говорится. Еще одна важная особенность художественных тек

стов – эстетическое качество текста, эстетическая организация самого текста, в основе которого претензия творца создать нечто эстетически совершенное, и это эстетическое качество в отношении воспринимающего. Эстетическое отношение - незаинтересованное, созерцательное, непрактическое по цели, замыслу и форме существования. Современный реципиент становится субъектом практической деятельности – хэппенинг, соучастие, но и здесь, не для достижения практического результата. И здесь деятельность созерцательная, сотворческая.

Но – эти тексты становятся все более зашифрованными. И, тем не менее, по природе этот текст все равно остается текстом.

Что же несет текст как продукт художественной деятельности?

Здесь тоже два уровня. Сразу – на уровень информации в чистом виде. В эстетике – разделение на «содержанцев» и формалистов. В любом случае содержание имеет место, но каково оно – вот в чем вопрос? В современном искусстве информация уже не носит предметно-познавательного характера, искусство уже не передает знание о действительности. В ХХ веке эстетика пришла к выводу о том, что искусство несет ценностную информацию, информацию о значимости мира для человека и об отношении человека к миру. Но и ценностная информация имеет в искусстве определенную специфику. Если эта информация носит телесно-побудительный характер или пожарно-побудительный (надпись на столбе: не влезай – убьет), этого недостаточно. Искусство моделирует и передает духовно-ценностную информацию, информацию, которая несет жизнь человеческого духа.

Искусство моделирует особые уровни человеческого отношения к миру. У Кандинского, например, выход на особую реальность, которую зритель воспринимает с духовно-ценностных позиций.

2 особенность информации – искусство дает своеобразный духовно-ценностный информационный синтез. Информация, которую мы называем художественной, это сплав, синтез различных типов художественной информации: информация эстетического характера, информация мировоззренческая. Именно произведение современного искусства несет установку на мировоззренческую интерпретацию. С.Раппопорт «Неизобразительные формы современного искусства» - стремление защитить искусство, упирая на его декоративность, а не на концептуальность. Современное искусство часто моделирует определенные состояния, интенции человеческого сознания. Искусство – моделирование и определенного типа сознания, в этом – задача искусства и определенная специфика его.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.005 с.)