Лекция 5 Специфика эстетической ценности и эстетического объекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 5 Специфика эстетической ценности и эстетического объекта.



На этой лекции рассмотрим специфику эстетической ценности и объекта эстетического отношения.

Начнем с различий эстетических и утилитарных ценностей.

Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность. (Тлетворное воздействие на организм при курении).

Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности. (Идеальный – принадлежащий сознанию. Идеальный – особый субстрат, невещественный способ сознания, принадлежащий людям). Но есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Марксистская философия обходилась без понятия духовного. Есть и другие концепции, где духовное равно сакральное – религиозные концепции. Духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной субстанциальной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Субъективное для себя бытие сознания – это духовное. Вырабатываются особые потребности сознания, до этого сознание – механизм добывания информации, вплетенный в систему механического материального взаимодействия. Сознание знает и хочет только то, что нужно практике и человеческому телу. Это «материальное» сознание, оно вплетено в реальные процессы взаимодействия. Но однажды сознание становится самостоятельной силой и обретает самостоятельный смысл. Появляются вопросы: зачем я живу? В чем смысл мироздания? В чем субъективное оправдание мироздания в свете существования человека?

Чехов: человеку мало трех аршин земли, ему нужен весь земной шар. Духовный аспект: сознание, обретая самостоятельную жизнь, субъективное для себя бытие, обретает и собственные потребности.

Какие это потребности? Это потребности в том, чтобы чувствовать родство и единство с миром; нельзя оптимально чувствовать себя в чужом пространстве. Сознание уникально, единственно, неповторимо - необходимая принадлежность любого сознания. Если вообще-то цель сознания – слияние с миром, то, с другой стороны, сознание должно сохранить себя, утвердить себя в этом мире. Потребность в духовной свободе, внутренней свободе сознания. Внутренняя свобода – вещь запредельная. Ребенок становится субъектом, когда говорит, Я не хочу! (в том числе и в отношении каши), и тайна педагогики предложить ему то, что он хочет. Когда эти потребности формировались, появилась духовность как субъект. Все ценности духовные возникают как ответ на потребности человеческого духа. Духовные ценности – ответ на духовные потребности, выявляющие значение объектов для фундаментальных потребностей человеческого существования.

Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение.

Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Это знали давно, но часто просто констатировали. Кант обращает на это внимание, когда связывает эстетическое отношение со свободой человека. Кант – парадокс, когда говорим об эстетической ценности: это ценность, значит вопрос для чего, но здесь нельзя спрашивать зачем. Бесцельная целесообразность.С одной стороны, объект пронизан целесообразностью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. Нечто уместное, оправданное для нас, обоснованное в нашем существовании. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетическое в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Если отношение к объекту эстетическое, значит нужно видеть в нем только цель. В советской эстетике это отражалось как самоценность эстетического. Неутилитарный означает, что объект выступает как самоценность, ценный сам по себе, а не потому, что удовлетворяет какой-либо потребности. Ценность в силу самого существования, это и означает самоценность. Поэтому активность субъекта здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности – Лосев. И это точно. Это взято из религиозной философии. Феномен власти объекта над субъектом: объект приковывает, привязывает, и эта красота оказывается нам достаточной. Он только нам нужен, мы влюбляемся в него и не видим ничего, кроме него. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер:объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами. Мы в утилитарном восприятии воспринимаем мир односторонне, в его частичности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом – наоборот. Редуцированная голова у палеолитических Венер или головы нет вовсе, она здесь не нужна совсем. Здесь женщина важна в ее функции, которую выполняет ее организм. Есть десятки изображений соединения мужского и женского полового органа в первобытных изображениях, и это утилитарное изображение. Насколько это далеко от скульптур Родена, где в единстве телесное и духовное, и где появляется красота.

По мере становления эстетического компонента культуры, люди учатся видеть мир эстетически, формируется способность видеть существование индивидуальности в ее полноте. Эстетическое оказывается функцией целостности объекта. Другая сторона – это значение закрепляется как сверхпредметное. У Платона появляется категория «красота», красота как нечто вообще, как нечто универсальное: признак, связанный с объектом, но больше, чем сам по себе.

Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов. Сюда включаются такие большие реальности как – природа – Пастернак: природа – мир, тайник Вселенной. Расширение горизонта сознания: природа как часть большого мира. И через дорогу за тын нельзя перейти, не топча мирозданья – Пастернак. Гегель: самое высокое – эстетическое сознание – молодой Гегель, поздний – философия.

Культура – мир человека, человеческой деятельности, которая входит в наше сознание через части, детали, эстетическое переживание этих частей. Тарковский «Солярис»: Хари хочет стать человеком, хочет приблизиться к любимому и Тарковский сближает ее с человеком, помещая Хари в культуру. Она идет по космическому кораблю, воспринимая картины Брейгеля, скульптуру, и т.д., т.е. искусство, истоком которого является эстетическое отношение. Искусство в полной мере реализует полноту эстетического взгляда на мир. Пастернак «Снег идет» - ритм космического времени. Маленькое рифмуется с большим, с целым – миром, час – с космосом. Конкретика, которая вырастает в жизненный цикл – японская поэзия, например. Так и работает человеческая духовность – восходит от малого к большому, от частей – к целому.

Природа, история, культура – это и есть мир, о котором мы говорим. Мы живем в этом мире.

Но вообще-то мы всегда говорим о парадоксе: чувственное-сверхчувственное. Конкретный объект – духовен. Как это противоречие может быть разрешено: как соединить общее с частным, чувственное со сверхчувственным? Как это происходит с эстетической ценностью? Что в объекте является носителем эстетической ценности? А для этого нужен особый носитель. Этот носитель должен удовлетворять двум важным требованиям: этот носитель должен иметь чувственный характер, т.е. должно быть в объекте нечто, что носит чувственный характер. Моральные, мировоззренческие, религиозные ценности сверхчувственны, эстетические носят чувственный характер. Это здесь, эстетическая ценность посюсторонняя, и, в то же время, носитель эстетической ценности должен быть соизмерим с целостностью объекта. Эстетическая ценность задействует целую систему эстетических свойств: часть и целое, динамику и статику. И мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. И это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта, совпадение его с чувственным обликом. В то же время, форма несет смысл за пределами непосредственной чувственности. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. На самом деле, форма всюду – и всюду мы находим эстетическое. Форма – источник, питающий эстетические ценности.

Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой.

Форма:1) способ организации, способ придания миру единства, поэтому вся жизнь человека строится на форме. Но это особые формы, которые показывают – мы синоним стабильности, надежности. Форма человеческих отношений, порядка и связи между людьми. Форма:2) показатель освоенности мира, показатель того, насколько мир подчинен разуму; 3) форма раскрывает суть явления, это основа ориентации человека в мире; я не только вынужден иметь дело с формами, но, опираясь на форму осуществляю деятельность. И вся деятельность человека – формотворческая деятельность.

Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Но это особая форма.

Важно: объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт.

Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики.

Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентрируется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выражение – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Выразительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не может. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием переживания.

Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.

Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая.

Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

Лекция №6

Что же происходит между субъектом и объектом?

Объект предъявлен субъекту по принципу, делай, что можно. Особая активность, особая деятельность, которую субъект осуществляет по отношению к объекту. Эстетическая деятельность – это не какая-то особо выделенная институционально и профессионально деятельность. Субъект эстетической деятельности – тот же субъект, который выступает как жизненная активность. Нет никакого социального института, который обеспечивал бы эту активность. Эстетический момент присущ всем основным видам деятельности, и это также говорит, что нет особой эстетической деятельности. Поэтому здесь необходимо понятие – освоение – особое взаимодействие с субъектом, благодаря которому объект из чужого становится своим. След. – активно деятельная, осваивающая связь субъекта с объектом делится на модификации, у каждого из этих способов свои задачи и свое эстетическое содержание.

Специфика эстетического освоения мира человеком – тема 3 этапа, уровня эстетического освоения мира.

Начинаем с исходного, главного уровня, в рамках этого уровня начинаются основные эстетические эффекты, здесь связь между субъектом и объектом носит идеально-духовный характер, здесь субъект не выходит за пределы духовного контакта, духовное освоение можно было бы назвать этот уровень эстетического освоения, исходя из деятельностных компонентов. Разговор о духовной связи субъекта и объекта имеет и психологический компонент - но об этом – позже.

Назовем этот этап, уровень эстетического освоения, созерцательным. Характеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания:

1. Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом;

2. Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту.

3. Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи; Закс: «Любовь без интимного контакта – не любовь, а общественное поручение».

Философские созерцания – философская рефлексия – спокойное погружение в глубины объекта, чтобы объект раскрывал свое содержание, сущее. Созерцательная спекуляция – умственное усмотрения глубин сущего.

Нравственное созерцание – усмотрение нравственных глубин сущего. Человек раскрывает нравственное содержание мира. Раскрытие нравственности своего состояния – ответственности, вины и т.д. Основы – нравственные чувства. Но суть нравственного отношения – сверхчувствена.

Суть философского отношения – тоже сверхчувственна. Суть эстетического отношения – чувственный контакт.

Бахтин – милота, мы ласкаем объект, любовный приемлющий характер отношения.

Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру – уже у Платона.

Пристальность, внимательность, любовная сосредоточенность. Глаз в процессе эстетического созерцания совершает работу подобно руке, которой гладит любимый объект – психологическое исследование.

Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап.

Предметное познание или опознание объекта

Первый этап – созерцательный

неэстетическое, чувственно-предметное познание

1. Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу.

2. Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом.

Мы проходим через полноту объекта, насыщаемся объектом. Любовь - безусловное приятие. Внутринаходимость – мы входим в объект, и он не чувствует насилия, он хочет, чтобы в него вошли.

И объект начинает интенсивно переживать. Возникает определенная эмоциональная наполненность. Переживание; там, где нет переживания, нет события, и это другая сторона того же самого. И здесь действуют эмоциональные механизмы. Это переживание глубоколичностно: на вкус, на цвет – товарища нет. Каждый переживает индивидуально-эмоционально. Люди поэтому расходятся в восприятии различных объектов.

Переживание бескорыстно по своему характеру, это любовь ко всему миру.

Любое слово огрубляет информацию, потому что предназначено для предметной информации, а здесь передается ценностная информация. Мир открывается через переживание гораздо полнее. В философии после Гегеля это утверждается. (Ниточкин: «Страстями надо жить», в фильме «Наш современник»).

Эмоциональная связь с миром дает полноту его понимания.

Оценивание – постоянное отнесение себя к этому объекту. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода.

Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание.

Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира.

Следующий этап – его суть – человеку приходится выходить за пределы своей созерцательной связи. Возникает 2 последующих этапа или уровня эстетического освоения:

Второй этап. Проективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления.

Бернштейн: человек создает модель потребного будущего. И это ни что иное, как эстетический проект. Ни один человек не избежал в своей жизни эстетического проектирования реальности. И этот уровень в современной культуре имеет особое значение. Эстетическое преобразование мира может стать соизмеримым с масштабами всего проектирования мира.

Человек проектирует в настоящее время все в мире.

Дизайн – в настоящее время проектирование всего.

Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.

Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.

Третий этап – практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами.

Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание.

Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде.

Как бы то ни было, практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения.

Таким образом, расширенное воспроизводство этого утверждения. В рамках жизни этот процесс бесконечен.

Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. (Главный вопрос – вопрос о самоубийстве: если мир абсурден, в нем нет смысла существовать – Камю).

Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции.

Иванов, Белый – жизнетворчество – в эстетическом созидании альтернатива пошлости и бездуховности существования.

Эта утопия, ибо эстетическое не свободно от социальной реальности. Не случайно в ХХ веке наступает смакование уродства.

И надо видеть место эстетического в культуре, не преуменьшая, но и не преувеличивая его.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.033 с.)