Связь и взаимодействие эстетического и художественного. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь и взаимодействие эстетического и художественного.



В мировой эстетике несколько моделей решения этой проблемы:

1.Искусство трактуется как явление, обладающее эстетической сущностью, явление, эстетическое по-преимуществу. Трактовка искусства как эстетического явления на уровне самих целей искусства. Идея полифункциональности искусства. Искусству прежде всего приписывается эстетическая цель: искусство как способ познания и эстетического освоения мира. Искусство, создающее эстетическую реальность, новую, художественную красоту. Этот взгляд мы находим и в античности, и в средневековой религиозной эстетике, и в эпохи постренессансные (барокко, романтизм). Это же мы находим и в позиции Гегеля: искусство – познание, но эстетическое по-преимуществу.

Специфика этого взгляда: само эстетическое – реальность, имеющая место только в искусстве. Мир природы – царство потенциального эстетического, настоящее эстетическое только в искусстве. Нет эстетического и художественного, все художественное – эстетично. У Гегеля художественное равно эстетическому.

Близкий взгляд – Бахтин: эстетическая позиция как таковая: только в искусстве возможно полноценное эстетическое отношение человека к миру. И трагическое возможно только через художественную форму. Во всех других случаях субъект подчинен. От этого взгляда многие в эстетике отказались. Сегодня большинство эстетиков признает невозможность редуцировать художественное к эстетическому. Художественное больше эстетического, оно включает и другие составляющие, которые не сводятся к эстетическому. Признание специфики искусства проявилось в том, что возник другой взгляд в отношении специфики искусства. В искусстве ХХ века эстетическое как бы не просматривается, искусство не выражает эстетическое или отличается антиэстетизмом.

Гегель: эстетика – философия искусства и другой эстетики нет.

Современные американские теоретики искусства: эстетика – то, что занимается эстетическим; философия искусства – просто искусством. И это – другая крайность, которую принять трудно. Ибо, несмотря на все своеобразие, художественное включает эстетическое, не поглощая эстетического, не растворяясь в нем. И в содержании, и в форме, и в воздействии искусство отличается от эстетического. Эстетическое и художественное – пересекающиеся сферы, эстетическое продолжает существовать на территории искусства. В эстетике принципиально важно видеть связь эстетического и художественного, и это важно для самой науки, в которой нужно видеть связь и единство этих сфер. Необходимо ответить на два связанных вопроса:1.Что есть в художественном эстетического? 2.В чем художественное не совпадает с эстетическим?

1.Само художественное отношение к миру базируется на эстетическом отношении к миру. Искусство как особая человеческая деятельность, базирующаяся на эстетическом отношении, оно является базовым для художественного отношения к миру. Это проявляется и на уровне художественного содержания и на уровне художественной формы. Художественное содержание – эстетический взгляд на мир остается важнейшим и основополагающим. Искусство продолжает раскрывать эстетическую содержательность мира, включая и безобразное, и ужасное, и низменное.

И это было и раньше: Шекспир показывал уродства мира, и это не устраивало классицистов в Шекспире. В классическом искусстве есть и аклассическая линия: Босх, Жак Калло. Сама художественная форма, художественный текст эстетически совершенны. Эстетическое совершенство – закон организации художественного текста. Уродство так моделируется в искусстве, что мы получаем удовольствие от самого моделирования. Искусство демонстрирует победу античеловеческих начал в форме победы человеческого начала. Наслаждение уродством опосредовано совершенством видения и оформления мира, структуры художественного высказывания. Отсюда – эстетизм воздействия искусства. Зритель, читатель, слушатель должны занять определенную эстетическую позицию. Один из важнейших мотивов обращения к искусству – испытать эстетическое наслаждение, наслаждение от мастерства, игры. Через такое воздействие искусства на общество мы прослеживаем определенный его эстетический след. И там, где на уровне быта эстетическое отступает под напором прозы жизни, злобы дня, в искусстве эстетическое начало существует. Это не означает, что в искусстве можно все свести к эстетическому. Оганов – статья в последних Вопросах философии – вскоре переходит в анализе от эстетического к искусству: и особая иллюзорность, и склонность к совершенству, и игровая природа.

Отрывать искусство от эстетического – не правомерно, но и сводить – нельзя. Здесь ряд особенностей: в основе искусства иная социокультурная необходимость, чем та, что порождает эстетическое отношение к миру. Необходимость эстетического – необходимость непосредственно чувственно-эмоциональной гармонизации по отношению к действительности. И эта необходимость вполне реализуется в пределах созерцательного отношения к миру. Искусство создается и существует исходя из других, гораздо более сложных задач, у искусства своя необходимость отчасти направленная на всю сферу эстетического.

Отсюда и специфика художественного отношения к миру: если эстетическое отношение к миру вполне исчерпывается субъект-объектной связью, в искусстве гораздо более сложная структура отношений. Искусство это еще и отношение другого человека к другому, в художественном творчестве существует связь с восприятием. Искусство – система, включающая по меньшей мере три звена: художественное творчество – художественное произведение – художественное восприятие. Отношение художника к миру здесь связано с отношением к восприятию и воспринимающий через художника начинает относиться к миру. Это, во-первых.

Во-вторых, художественное не равно эстетическому и по информационному содержанию. Художественное - сложный синтез: эстетического, предметно-познавательного отношений, плюс морально-нравственная, мировоззренческая, религиозная содержательность.

В-третьих, различна форма бытия эстетической и художественной информации. Эстетическая информация передается через чувственный контакт, это способ бытия эстетического. В слиянии субъекта и объекта происходит понимание эстетической выразительности мира, через эстетический контакт. При эстетическом контакте с миром не происходит удвоения реальности. В искусстве – особое явление удвоения реальности, особая реальность, благодаря которой живет художественная информация. Искусство – особый способ жизни, эстетическое – с большой натяжкой. В определенных культурах вариант социальной утопии; искусство периодически начинает существовать как утопическая модель реальности.

Существовали попытки построить жизнь по законам искусства: романтики, русские символизм (Иванов, Башня Иванова; у Блока – отношение к жене как к прекрасной даме, обрекая ее на трагизм бытия).

Еще один момент: в итоге – искусство выходит за пределы тех эффектов, которые дает эстетическое отношение. Искусство способно на многое, на все, но в определенном плане, плоскости, сфере. Но изменить мир только с помощью искусства нельзя, ибо оно воздействует только на духовную сторону человека. Слово художника означает причастность к сфере искусства. Художественное восприятие не равно восприятию искусства: не всякое восприятие искусства художественно, художественное восприятие – это реализация специфического художественного смысла).

Феномен искусства: искусство сопутствует человеку на протяжении всей истории его существования, но, бесспорно, искусство возникает вместе с современным типом человека. В рамках первобытной культуры по реконструкции истории культуры: искусство возникает в первобытную эпоху и сохраняется на протяжении всей истории человечества. Почему искусства когда-то возникнув, не исчезло? Многое ведь исчезло: магия, тотемизм. Но искусство – феномен со своей историей. Оно не выполняет прямой практической задачи. Проходя через всю историю человечества, оно переживало времена, которые не благоприятны для искусства. И даже в сложные времена человек создавал искусство. Магия для первобытного человека имела практическое объяснение и назначение, искусство никогда не отличалось такой практической направленностью.

Искусство притягивало к себе лучшие силы человечества, которые шли в сферу искусства. В этом особенность искусства. На последних этапах развития искусство сталкивалось с началами, которые противоречили его природе. (Сованаролла- проповедь против искусства). В ХХ веке идеи, что наука и научное развитие противоречит искусству. Теорий конца искусства было немало особенно в ХХ веке. Нужен ли Бах и Блок человеку, который летает в космос – дискуссия 60-х. Несмотря на это искусство существовало и развивалось

Искусство будет существовать столько, сколько существует человек. То, что Гегелю казалось вырождением, оказалось взлетом искусства.

Далее – второе, искусство не существует как некое нерасчлененное неоднородное явление. Мы существуем в мире искусства. То, что мы называем искусством, это система различных его видов и продуктов художественной деятельности. Проблема перехода между искусством и неискусством была поставлена очень остро. Искусство великий Протей, который принимает форму той деятельности, в которой оказывается.

Третье – универсальность искусства в целом ряде отношений: а) универсальность социально-онтологически – нет народа у которого не было бы искусства; искусство трансисторично. б) универсальность антропологически- оно обращено к любому человеку. в)универсальность содержательная, информационно-смысловая: в искусстве синтезируются и раскрываются все основные типы духовного отношения человека к миру. Искусство универсально как модель, двойник человеческой духовности. Оно несет все возможные (типологически) для культуры точки зрения. Оно универсально и в плане возможности вобрать в себя многообразие мира, в котором живет человек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.174.36 (0.02 с.)