ТОП 10:

Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.).



Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

К.Ясперс- религиозный экзистенционализм-вера есть подлинное существование,неподлинное существование – вне веры происходит деградация человека

Ж.Сартр-атеистический экзистенционализм-подлинное существование,признание неотчуждаемой свободы другого.неподл.сущ.-безграничное самоутверждение за другой счет

 

 

33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д).

Фрейдизм

Гл.пробл,которую пытался решить Фрейд-проблема конфликта человека и общества

По Фрейду,каждый чел стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений,а общество подавляет эти устремления,что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества

Положения неофрейдизма

(возникает 20-30годы 20в, на основе учения Фрейда)

Ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия

 

Понятие сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности.

 

Неофрейдизм отрицает диалектические отношения между природой и культурой,средой и индивидом (Фромм - человеческое

начинается там, где оканчивается природа).

 

Конфликт между личностью и обществом.

 

Модернизм и постмодернизм

Модернизмкак феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.

Так, к модернизму в свое время относили:

— позитивизм;

— марксизм;

— Просвещение.

.

Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

— объективная сущность — иллюзия;

— истина неоднозначна, множественна;

— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;

— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

Американский философ Ричард Рортивыдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».

Жак Дерридакритикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.

Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

 

Герменевтика (В. Дильтей).

Сущ.принципиальное отличие наук о природе от наук о человеке,истории и культуре. Первые основаны на объяснении событий,вторые-на их понимании

Понять означает отождествить себя с тем,действия кого ты исследуешь,вжиться в его образ,приписать себе его мотивы,соотнести с объективным смыслом истории

Только Г. Как наука и техника понимания и истолкования дают ключ к решению всех гуманитарных проблем

Дильтей

Текст есть проявление творческого духа индивида, и правильное понимание текста возможно только при понимании духа эпохи,в которую жил и творил этот индивид; а понимание духа эпохи, в свою очередь,возможно только при понимании текстов,созданных в эту эпоху

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.005 с.)