Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.).



 

Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы

Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

• вывел закон сохранения

• первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных

Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.

Пифагор.

- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.

- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.

- Верил в переселение душ, возвращение подобного.

Гераклит.

- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется.»

- написал труд «О природе»

- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.

- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом.

- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.

 

Эмпедокл: создал учение о 4 стихиях: земле, воде, воздухе, огне.

 

Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.)

 

Демокрит.

- признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино.

- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри нах в вечном движении.

- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!

- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное.

- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни.

 

Зенон.

- диалектика

- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.

- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает!

- Разум – оружие достижения истины.

 

Ксенофан.

- первовещество – земля.

- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.

- Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью.

Параменид.

- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.

- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.

Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.

 

10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом.

Софисты — философская школа в Древней Греции, сущест­вовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и дру­гим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудре­цы, учителя мудрости).

. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их не­совершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объектив­ного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

 

Сократ. Не писал, т.к. письменная речь обедняет мысль.

- выступал против софистов, обосновывающих ложь с помощью логики.

- Против надуманной натурфилософии того времени.

- Главное – познать самого себя. Антрополгия. Надо прожить добродетельную жизнь. Мир прекрасен, надо соединиться с этим миром. Добродетели: мужество, сдержанность, умение укрощать страх, справедливость. Злые дела человек делает из-за невежества, значит надо образование, оно возвышает мораль.

- Технология познания добродетелей. Для рядовых людей – МАЙЕВТИКА – сомнение, вопрошание, индукция. Для избранных – ДАЙМАНИОН – внутренний голос, с помощью которго человек общается с богом.

- Мир управляется разумом всевышнего. Нравственность связана с религиозностью. Монотеизм.

Сократ ввел понятие диалектика, которое означает искусство вести беседу или рассуждать. В современном понимании диалектика – теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и законах развития природы, общества и мышления

Искусство спора состоит из 2 частей:

-разложение объекта спора на составные элементы

-выявление общей истины на основе частных определений



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.006 с.)