Раздел 1. Пояснительная записка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Пояснительная записка



 

В настоящее время в мировой и отечественной науке и высшем образовании "Институциональная экономика" с одной стороны, входит составной частью в неоклассическое направление экономической теории, а с другой стороны, является относительно самостоятельным направлением со специфической терминологией.

Учитывая также, что по учебному плану Институциональная экономика изучается в течение 1, 2 и 3 семестров, целесообразно выделить в её структуре три модуля, соответствующие проектируемым результатам освоения ООП бакалавриата.

ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ – основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории (сокращённо "микроэкономика")

ВТОРОЙ МОДУЛЬ - основные понятия и модели неоклассической и институциональной макроэкономической теории (сокращённо "макроэкономика")

ТРЕТИЙ МОДУЛЬ - основные понятия и модели новой институциональной теории.

Данный учебно-методический комплекс представляет собой третий модуль и предназначен для студентов 2 курса (4семестр). Изучается он после курса "Экономическая теория" (3 семестр), в котором более глубоко была рассмотрена методология основного течения неоклассики, изучены кейнсианские, неоклассические и институциональные теории развития, особенности институциональных преобразований в России.

Учебно-методические комплексы по "Институциональной экономике" содержат рабочую программу дисциплины "Институциональная экономика", которая была составлена в соответствии с новыми требованиями к оформлению (по шаблону Государственной образовательной программы 3-го поколения). Чтобы избежать дублирования отдельных частей программы и УМК, рабочая программа логически и структурно встроена автором в шаблон учебно-методического комплекса, отвечающий требованиям СыктГУ.

Спецификой институциональной экономики является то, что для практического применения теорий институционализма необходимы комплексные знания, т.е. нужно одновременно применять и теорию трансакционных издержек, и теорию прав собственности, и теорию контрактов, и теорию игр и т.д.

Поскольку студенты в предыдущем семестре обсуждали проблемы формирования институциональной внешней и внутренней среды организаций в РФ, они уже подготовлены к тому, чтобы изучение институциональных теорий не оказалось совсем оторванным от реальной жизни в нашей стране (поскольку теории институционализма разработаны на основе американской, французской и т.п. действительности).

В конце изучения институциональной экономики, студенты обязательно выполняют работу из отдельной методички Товмасян В.В. "Институциональная экономика: Задания для самостоятельной работы студентов". Презентация выполненных работ происходит на последних практических занятиях.

Структура Учебно-методического комплекса и методы обучения

 

Исходным разделом данного учебно-методического комплекса являются Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров по направлению 080200 "Менеджмент".

Главное назначение второго раздела - тематического плана – показать распределение часов по темам и видам работ.

Ядром Учебно-методического комплекса (УМК) является третий раздел «Содержание учебной дисциплины», в котором сформулированы компетентностные требования по каждой теме.

Спецификой общественной дисциплины является то, что семинарские занятия (по крайней мере, часть из них) обязательно должны проходить в аудитории в виде обсуждения проблемных вопросов, дискуссий, докладов и т.п. Поэтому планы семинарских занятий со списком литературы и методическими рекомендациями являются важнейшим элементом УМК.

Особое внимание в УМК уделено самостоятельной работе. Самостоятельная работа делится на аудиторную и внеаудиторную. Подготовка к семинарским занятиям относится к внеаудиторной самостоятельной работе студентов, но сами семинары проходят в аудитории под непосредственным руководством и участием преподавателя, поэтому аудиторные часы семинарских занятия, очевидно, не относятся к самостоятельной работе студентов. Однако на семинарах преподаватель может выделить время для самостоятельного решения практических заданий (например, из раздела 4).

 

Непосредственной частью данного УМК являются:

1. Товмасян В.В. Институциональная экономика: Задания для самостоятельной работы студентов. Сыктывкар. Изд-во СыктГУ. 2010. [Электронный ресурс] Код ВНТИЦ 0203023820382 инвентарный номер ВНТИЦ 50201150319. Дата 17.03.2011.

3. Товмасян В.В. Особенности переходной экономики. Раздел 4. Электронного пособия "Экономика…" Изд-во СыктГУ. 2008. [Электронный ресурс]. Дата регистрации в ОФАП 23.12.2008. №12018

Основным учебником является учебное пособие А.Н. Олейника. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М. 2010. с.416.

Среди других учебников для третьего модуля «Институциональной экономики», можно рекомендоватьследующие:

1)Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики. Институты, сети, трансакционные издержки, контракты (2006). (печатный и электронный вариант).

2) Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.

3) История экономических учений: курс в схемах: учеб. пособие / С.А. Бартенев. - М.
: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 120 с.:

Статьи российских ученых Р.И. Капелюшникова, А.Н. Олейника, А.Е. Шаститко, Р.М. Нуреева, А.К. Ляско, С.В. Малахова, В.Л. Тамбовцева и других, работающих в рамках институционального анализа, постоянно публикует журнал "Вопросы экономики". На стыке институциональной экономики и экономической социологии написаны многие работы В.В. Радаева

Что касается требований к году издания литературы, следует иметь в виду, что на работы классиков институционализма (включая ныне здравствующих отечественных учёных) это требование не должно распространяться. Например, большим подарком для студентов и преподавателей является публикация на русском языке в 1997 г. (журнал "Вопросы экономики", № 10) работ французских институционалистов. Точно также заслуживают внимания и требуют прочтения независимо от года издания работы наших отечественных экономистов, если они внесли вклад в развитие науки.

 

Методы обучения. Методы обучения можно классифицировать по разным признакам. В общем плане следует отметить, что при изучении экономической теории автором данного УМК используются как традиционные методы обучения, так и «продвинутые» методы обучения не только в смысле использования педагогических технологий (активные методы обучения) и информационных технологий (онлайн- и офлайн-технологии), но и с точки зрения развития самого содержания экономической теории и практики (проблемный метод обучения). Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод,проблемный метод, частично-поисковый или эвристический метод, исследовательский метод, проектный метод – все эти виды методов используются в курсе «Институциональная экономика».

Формы текущего, промежуточного контроля. Текущий контроль за успеваемостью студентов осуществляется: 1) путём отслеживания посещаемости (при пропусках более 50% занятий студент не аттестуется за соответствующий период), при трёх неаттестациях ставится недопуск к экзамену; 2) путём отслеживания подготовленности студентов к выступлению на семинарских занятиях с помощью "декларационных карточек" (даже если студент не успевает выступить из-за многочиленности группы, преподаватель знает, был он готов к семинару или не был). Если студент приходит на занятия, но систематически не готовится к ним, - это может послужить основанием для неаттестации; 3)путём решения тестов и контрольных работ в устной форме, письменной форме или с помощью компьютерных технологий. Чтобы аттестоваться за период, студент должен набрать не менее 20 баллов для текущей аттестации и не менее 60 баллов для итоговой аттестации в конце семестра. Поэтому как в рабочей программе, так и по другим разделам УМК по каждому заданию самостоятельной работы и других видов работ проставлено количество баллов.

 

 

1.2. Цели освоения дисциплины

Главной целью освоения дисциплины (модуля) "Институциональная экономика" является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых бакалаврам, готовящихся к работе в условиях социального рыночного хозяйства, в организациях любой организационно-правовой формы, в органах государственного и муниципального управления, в предпринимательских структурах.

Изучение институциональной экономики на протяжении трёх семестров направлено на достижение следующих целей:

• развитие экономического образа мышления; потребности в углублении и расширении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

• освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России и других стран для последующего изучения управленческих дисциплин из профессионального цикла;

• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для профессиональной деятельности; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей организационно-управленческой, информационно-аналитической и предпринимательской деятельности.

Учебная цель дисциплины - овладение знаниями по экономической теории в объёме Госстандарта по экономике, овладение базовой экономической терминологией.

Методическая цель – заложить основы для расширения и углубления знаний по другим общественным дисциплинам, ознакомить с методикой написания докладов, рефератов по экономической теории.

Воспитательная цель – способствовать развитию экономической, управленческой и правовой культуры.

Развивающая цель – ознакомить студентов с закономерностями функционирования экономики, с методами экономического анализа и принятия управленческих решений, научить самостоятельно искать, анализировать и обобщать информацию по определённой проблеме, научить правильно готовить устные выступления и письменные работы, критически осмысливать научные работы и аргументировано отстаивать свою позицию.

Назначение дисциплины – заложить теоретическую основу для изучения закономерностей функционирования экономики, включая переходные процессы; для понимания принципов принятия и реализации экономических и управленческих решений.

 

1.3. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по направлению 080200 "Менеджмент".

 

Институциональная экономика относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению "Менеджмент".

Ясное понимание того, что такое институциональная экономика, необходимо для решения проблем взаимодействия между экономическими субъектами, принятия управленческих решений, разработки форм и способов повышения конкурентоспособности и социальной ответственности бизнеса, а в более общем плане – для понимания механизма функционирования современной экономики, особенностей внешней и внутренней институциональной среды и выработки путей её развития.

Институциональная экономика логически и содержательно-методически в той или иной степени связана со всеми базовыми дисциплинами всех трёх циклов.

Знание истории необходимо для того, чтобы отслеживать появление новых институтов, оценивать их эффективность, разрабатывать траектории дальнейшего институционального развития.

Институциональная экономика настолько тесно связана с правоведением, что даже существует такое направление институционализма как экономика права, в рамках которого более детально рассматривается взаимосвязь экономики и права.

Математика особенно необходима при использовании теории игр как важнейшего метода институциональной экономики. Без статистики невозможно выявлять изменения институциональной среды и закономерности поведения институциональных единиц.

В профессиональном цикле особенно важна институциональная экономика для таких дисциплин, как "Управление человеческими ресурсами", "Стратегический менеджмент", "Лидерство", "Деловые коммуникации", "Управление изменениями" и других, так как позволяет проводить институциональный анализ взаимодействия людей, принимать управленческие решения с учётом трансакционных издержек, выявлять необходимость изменения рамок, структурирующих поведение экономических субъектов, прогнозировать результаты изменения формальных и неформальных институтов.

Образовательные технологии

При реализации различных видов учебной работы в рамках данного курса используются как классические, так и инновационные образовательные технологии, содержание которых зависят от вида учебной работы.

Виды учебной работы в соответствии с учебным планом:

1. лекции

2. практические занятия

3. контрольные работы

4. консультации

5. экзамен

При всех видах работы используются активные и интерактивные формы проведения занятий. Активные – проблемные лекции, научные дискуссии, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, дискуссии, решение разных вариантов задач и тестов, работа исследовательских микрогрупп, мини-конференции, защита подготовленных докладов с презентацией, словесно-практическая форма занятия с элементами беседы и самостоятельной работы с использованием эвристического метода. Интерактивные формы проведения занятий: использование технологий дистанционного обучения, технологий "открытого обучения", технологий модерации в социальных сетях.

 

1. Использование мультимедийных средств (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, защиты студентами итоговых контрольных работ)

2. Использование сети Интернет в обучающем процессе в интеграции с мультимедийными средствами. (Для лекций, семинаров, коллоквиумов, конференций, для текущего и итогового контроля)

3. Использование сети Интернет в обучающем процессе для индивидуальных консультаций и контроля внеаудиторной самостоятельной работы

4. Использование технологий дистанционного обучения (размещение на сайте кафедры методических материалов по курсу и др.)

 

РАЗДЕЛ 2. Государственные требования к содержанию и уровню подготовки бакалавров по "Институциональной экономике"

 

2.1. Требования к "входным" знаниям, умениям и готовностям обучающихся.

Третий модуль «Институциональная экономика» относится к базовой части Гуманитарного, социального и экономического цикла. Для овладения курсом необходимо иметь базовую подготовку по всем разделам экономической теории.

В результате освоения дисциплины первого и второго модуля дисциплины "Институциональная экономика" (совместно с другими дисциплинами ГСЭ) должны быть сформированы общекультурные компетенции:

-способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (часть ОК-8),

- стремление к личному и профессиональному саморазвитию (ОК-10),

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

 

Компоненты формируемых компетенций в виде знаний, умений, владений:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:__закономерности развития природы, общества и мышления; основные понятия и модели неоклассической микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, основные макроэкономические показатели и принципы их расчёта, закономерности и этапы изменения рыночной экономики, основные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность субъектов микроэкономики, макроэкономические процессы.

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы микроэкономики, макроэкономики, других гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие на разных уровнях экономики; применять методы микроэкономического анализа, макроэкономического анализа для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; проводить анализ отрасли (рынка), используя микроэкономические, макроэкономические модели. Использовать инструментарий микроэкономики, макроэкономики для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем экономических агентов на разных уровнях экономики; экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

2.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения ТРЕТЬЕГО МОДУЛЯ дисциплины "Институциональная экономика"

В результате освоения дисциплины третьего модуля дисциплины "Институциональная экономика" (совместно с другими дисциплинами ГСЭ) формируются также общекультурные компетенции:

-способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность (ОК-8);

-стремление к личностному и профессиональному развитию (ОК-10);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-20).

Создаётся методологическая основа для следующих профессиональных компетенций:

способность проектировать организационную структуру (часть ПК-2),

владение институциональными способами разрешения конфликтных ситуаций (часть ПК-6),

способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способность участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами (часть ПК-13)

готовность участвовать в реализации программы организационных изменений, способность преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-17),

способность к экономическому образу мышления (ПК-26)

способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27),

понимание основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28)

способность анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29)

знание экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30), умение применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить финансовые и организационно-управленческие модели (часть ПК-31)

уметь находить и оценивать рыночные возможности и формулировать бизнес-идею (ПК-48),

способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (ПК-49)

способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности (ПК-50).

 

Компоненты формируемых компетенций в виде знаний, умений, владений:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: закономерности развития природы, общества и мышления; основные понятия и модели институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики, закономерности и этапы изменения рыночной экономики, основные нормативные правовые документы, регулирующие деятельность субъектов микроэкономики, макроэкономические процессы.

Уметь: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы институциональной экономики в узком смысле слова, других гуманитарных, социальных и экономических наук в профессиональной деятельности; анализировать процессы и явления, происходящие на разных уровнях экономики; применять методы институционального анализа для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; проводить анализ отрасли (рынка), используя институциональные модели; Использовать инструментарий микроэкономики, макроэкономики, институциональных теорий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации).

Владеть навыками целостного подхода к анализу проблем экономических агентов на разных уровнях экономики; экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.

 

Согласно Государственному образовательному стандарту ВПО специалист, имеющий квалификацию Баклавр по направлению "Менеджмент", должен быть подготовлен к профессиональной работе в государственных органах федерального, республиканского и муниципального уровней, в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности на должностях, требующих высшего экономического образования.

Бакалавр может осуществлять аналитическую, организаторскую (административную) и образовательную (преподавательскую) деятельность в следующих областях:

- исследование стратегических альтернатив;

- обоснование и разработка антикризисных стабилизационных программ в национальной экономике;

- регулирование, прогнозирование и стратегическое планирование производственных, финансовых и информационных потоков, кадровых стратегий и научных исследований, проводимых в соответствующих организациях.

Данный учебно-методический комплекс (УМК) учитывает в полной мере требования федерального компонента государственных стандартов к компетенциям обучающихся Поскольку объектом анализа в данном курсе является российская экономика, учитываются требования к знаниям особенностей российской экономики в её динамике.

Новизна курса (научная, содержательная). При подготовке программы был учтен опыт преподавания курсов по институциональной тематике в ведущих российских вузах, которые, в свою очередь, учитывают опыт преподавания подобных курсов в ведущих зарубежных университетских центрах. В частности, были проанализированы следующие источники информации:

Учебники и монографии по институциональной экономике.

· Сайты российских научных обществ и исследователей, работающих в области институциональной теории. В частности, следующие сайты:

www.ie.boom.ru

http://ecoman.narod.ru/index.html

www.libertarium.ru

· База данных по материалам работ экономической тематики EconLit

· Сайт Международного общества специалистов по новой институциональной экономике (включая материалы ежегодных конференций) – www.isnie.org

Цель данного курса – ознакомление студентов с основными концепциями и состоянием исследований в области институциональной экономики, выработка у них умений и навыков выявлять и анализировать институциональные проблемы, предлагать варианты их решений.

Учебная цель дисциплины - овладение знаниями по институциональной экономике в объёме, достаточном для выполнения профессиональных функций.

Методическая цель – закрепить и расширить знания, полученные по дисциплинам цикла ГСЭ, ОПД, СД.

Воспитательная цель – способствовать развитию экономической, управленческой и правовой культуры.

Развивающая цель – ознакомить студентов с основными направлениями иинституциональных преобразований, показать их взаимосвязь и значимость для повышения эффективности функционирования экономики, ознакомить с проблемами и задачами дальнейшей теоретической разработки теории институционального развития.

Назначение дисциплины - сформировать определённого уровня умения в области институционального анализа и институционального проектирования.

Задачи курса:

- выработка представлений об основных понятиях институциональной экономики, ознакомление с эволюцией и основными направлениями институционализма;

- помощь студентам в формировании самостоятельного мышления, способного использовать особый инструментарий институциональной экономики для практического решения экономических и управленческих задач.

В результате изучения дисциплины студент

должен знать:

- основные понятия дисциплины,

- пределы применимости неоклассического подхода,

- общность и различие между старым и новым институционализмом,

- должен знать суть и взаимосвязь теории трансакционных издержек, теории игр, теории прав собственности, теории контрактов, теории соглашений и т.д.

- историю и теорию институциональных преобразований в России.

- методологию институционального анализа внутренней и внешней среды бизнеса.

должен уметь:

- определять институциональные условия, при которых неоклассические модели верно или, наоборот, неверно описывают взаимодействия между экономическими агентами,

- уметь описывать взаимодействия участников экономических процессов в терминах институциональной экономики, объяснять варианты развития институтов;

- обсуждать реальную ситуацию и определять проблему для институционального анализа,

- разрабатывать модели, рассматривать институты и определять их функции с помощью аппарата теории игр, находить все типы равновесных исходов,

- проводить анализ трансакционных издержек,

- находить и обсуждать институциональные решения выявленных проблем.

 

Методическая новизна курса определяется следующими факторами.

- В курсе особое внимание уделяется основным направлениям институциональных преобразований российской экономики, которые формируют внешнюю среду организации, определяют "правила игры" для организаций в России, согласованию определений институциональной экономики с законодательной, правоприменительной и хозяйственной практикой России.

- Курс учитывает уровень экономической подготовки студентов и особенности направления подготовки. Объектом институционального анализа в данном курсе является экономика России и Республики Коми.

- В УМК предусмотрено значительное количество заданий для практической и самостоятельной работы, связанных с институциональной экономикой, которые разработаны автором УМК как самостоятельно на основе изучения действующих законодательных норм, хозяйственной практики и новейшей научной литературы, так и заимствованы из наиболее популярных учебников по институциональной экономике.

- В курсе предлагаются темы проектных работ, докладов к семинарам и конференциям рассчитанные специально на студентов, будущих экономистов как государственных, так и частных организаций. Цель предложенных тем – проверить, могут ли студенты применить основные категории институциональной экономики для анализа конкретных экономических ситуаций.

- Курс рассматривается автором не изолированно от других дисциплин, а как составная часть блока экономических и управленческих дисциплин как теоретического, так и прикладного характера.

 

РАЗДЕЛ 3. Структура дисциплины

3.1. Тематический план третьего модуля

Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максималь. нагрузка студ. (часов) Аудиторная нагрузка Самостоятельная работа
Всего В том числе
Лекции Семинар В т.ч. Практич. работа Всего аудиторных
  РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ (институциональный анализ)              
1. Тема 1. Пределы применимости неоклассического подхода              
2.   Тема 2. Понятия “норма”, “институт”. Институциональная экономика. Институц. теории           0,5      
3. Тема 3. Рациональность. Виды рациональности         1,0    
  РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА              
4. Тема 4. Теория игр         0,5    
5. Тема 5. Трансакционные издержки         0,5    
6. Тема 6. Теория прав собственности         0,5    
7. Тема 7. Теория контрактов         0,5    
8. Тема 8. Теория фирмы         0,5    
9. Тема 9. Внелегальная экономика         0,5    
10. Тема 10. Теория государства              
11. Тема 11. Изменение институтов         0,5    
  РАЗДЕЛ 3. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕСА              
  Тема 12. Теория организации.         0,5    
  Тема 13.Анализ организации: прикладные аспекты         0,5    
  Тема 14. Историко-культуральный анализ бизнеса         0,5    
  Тема 15.Институциональный анализ корпоративного управления              
  Тема 16. Финансовые контракты и корпоративное управление         0,5    
  Тема 17. Институциональный анализ малого бизнеса              
  Итого              

Практическая работа выполняется в рамках часов, отведённых для семинаров.

Аудиторная индивидуальная работа в учебном плане для данного направления подготовки не запланирована.

3.2. Структура дисциплины "Институциональная экономика" (три модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 10_ _ зачетных единиц _360 _ _часов, из них 36 часов – экзамен, в т.ч. в 3-м семестре 3 з.е.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Институциональная экономика: ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ     1- нед 36час лек Час п/з Конт. Раб. Час. сам. Раб. 1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-14 неделя –задачи из УМК, из сборника задач и тестов 15-17 неделя итог.контр работа, зачёт
  Институциональная экономика: ВТОРОЙ МОДУЛЬ     1- нед Час. лек. Час п/з Конт. Раб.   1 кусо- вая Раб.   1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-14 неделя –задачи из УМК, из пособия Товмасян В.В. "Экономика: Сборник задач и тестов", 15-17 нед.- итог. Кон. Работа, экзамен
  Институциональная экономика: ТРЕТИЙ МОДУЛЬ   1-17 Нед. 40 Час. Лек. 20час. п/з Конт. Раб.   1 курс. Раб.   1-4 недели -задания из УМК; 5-9недели –тесты из УМК, 10-14 неделя – тесты из "Заданий для сам. работы студентов по инстит.Экономике" 15-17 неделя итог. Кон. работа из "Заданий для сам. раб.", зачёт

РАЗДЕЛ 4. Содержание учебной дисциплины (ТРЕТИЙ МОДУЛЬ)

Введение

Характеристика дисциплины.

Знакомство с теорией и историей институциональных преобразований очень важно для формирования современного экономического мышления. Предварительное знакомство с историей и структурой институционализма, с основными направлениями институционального анализа позволяет лучше понять ограничения, существующие на микроуровне, а также ряд формальных ограничений на макроуровне. Проблемы, вызванные так называемыми "провалами рынка", не могут быть решены в рамках неоклассического подхода, они требуют институционального анализа.

Данный курс является дальнейшим развитием первого и второго модулей институциональной экономики В то же время без элементарного знакомства с основными понятиями и методологией институциональной экономики невозможно объяснить причины неудач институциональных преобразований, сформулировать хотя бы в общих чертах направления будущих институциональных изменений. А знакомство с историей институциональных преобразований в России позволяет понять объект анализа, выявить закономерности его изменения, увязать теорию с практикой.

Место и роль в системе подготовки по специальности. Дисциплина «Институциональная экономика» закрепляет и углубляет теоретические знания, полученные или получаемые студентами, обучающимися по специальности «Национальная экономика», по предметам «Экономическая теория», «Гражданское право», "Отечественная история", "Правоведение", "Социология" и другим экономическим дисциплинам, закладывает методологические основы для последующего изучения таких дисциплин, как "Методика социологических исследований", "Методы исследования и моделирования национальной экономики", "Государственное регулирование национальной экономики", "Прогнозирование национальной экономики" и.т.д.

Изучение студентами факультета управления курса "Институциональная экономика" призвано обеспечивать подготовку специалистов преимущественно для реального сектора экономики, аналитиков с широким, междисциплинарным кругозором, умеющих современно, грамотно мыслить. В этой сфере значительная часть

экономических решений принимается в условиях неполной определенности институциональной среды, что предъявляет к аналитикам и практикам дополнительные требования, предполагает использование междисциплинарных подходов. Речь идет о специалистах, готовых к практической работе:

в сфере анализа отраслевых рынков и разработки долгосрочных и среднесрочных бизнес-стратегий, экономической оптимизации бизнес-процессов и организационной структуры фирм реального сектора и социально-культурной сферы;

в государственных учреждениях, связанных с разработкой политики и обоснованием институциональных и социальных реформ;

а также к научно-исследовательской и/или преподавательской карьере.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.09 с.)