Тема 14. Институциональный анализ малого бизнеса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Институциональный анализ малого бизнеса



Студент должен знать: теории предпринимательства;историю развития малого предпринимательства в России и за рубежом, становление и эволюцию института малого предпринимательства в нашей стране в последние два десятилетия

Студент должен уметь: применять теории институциональной экономики к анализу малого бизнеса: определять особенности спецификации прав собственности, типы соглашений, выявлять роль трансакционных издержек в принятии решений, роль рутины в функционировании малого бизнеса, использовать теорию соглашений, теорию принципала агента, теорию игр для разрешения внутрифирменных конфликтов, для совершенствования организации бизнеса, отношений с органами власти, партнёрами и потребителями.

Личность и качества предпринимателя: имидж, организаторский потенциал, экономическое мышление предпринимателя, типы рационального поведения, этика предпринимателя.

Профессионально-деловой потенциал российского малого бизнеса. Особенности правового сознания предпринимателей. Уровень и типы доверия предпринимателей. Компоненты и образы деловой репутации. Оценка предпринимателями степени развития деловой среды. Проблема отношений "бизнес-власть". Социальная ответственность малого бизнеса.

Индивидуальные и кооперативные формы организации малого бизнеса. Формы собственности и специфичность активов. Проблема безбилетника в кооперативных формах бизнеса.

 

Основная литература

  1. Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2007. 848 с.

2. Институциональная экономика: Учебник /Под общ. ред. А.Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2009.- 704 с.

3. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория./ Аузан А.А.,ред. М.: ИНФРА-М, 2006, с.415.

 

Дополнительная литература

1. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 640с.

2. Калягин Г.В, Конкурентоспособность кооперации в переходной экономике: институциональный подход: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 160 с.

3. Шабанова м.А, Новое поколение предпринимателей и менеджеров в меняющейся институциональной среде// Журнал институциональных исследований. 2011. – том 3, №2. – с.23 – 39.

Практическая работа №1

По данным Госкомстата РФ составьте таблицы, отражающую динамику отраслевой структуры малого бизнеса (по числу малых предприятий и индивидуальных предпринимателей), динамику занятых в сфере малого бизнеса по отраслям, удельный вес малого бизнеса в основных экономических показателях РФ.

Внеаудиторная самостоятельная работа

Прочитайте статью Ц.В. Шварцбурд "Малый бизнес в российской олигополистической экономике". Выпишете ответы на следующие вопросы:

1) каковы институциональные особенности малого предпринимательства в России?

2) почему вознаграждение за труд, по мнению автора, в малом предприятии и капиталистическом зависит от разных переменных?

3) Какова роль социального капитала в малом бизнесе?

Литература к заданию

1. Ц.В. Шварцбурд. Малый бизнес в российской олигополистической экономике// Журнал институциональных исследований. 2011. – том 3, №2. – с.59 – 98.

 

 

Раздел 5. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

5.1. Аудиторная самостоятельная работа студентов

 

Выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В данном учебно-методическом комплексе к этому виду самостоятельной работы, прежде всего, относятся практические задания из раздела 4, из раздела 9 параграфы: 9.2. Вопросы для самостоятельной (контрольной) работы студентов; 9.4. Контрольные задания для аудиторной самостоятельной работы студентов.

Преподаватель может предложить также и другие задания из имеющегося фонда (например, из списка контрольных вопросов ко всему курсу, из квалификационных требований к каждой теме программы и т.д.) в виде общего задания, записанного на доске, раздаточного материала или работы в компьютерном классе.

5.2. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

 

К внеаудиторной самостоятельной работе студентов в данном комплексе относятся задания для самостоятельной работы из раздела 4, рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, задания для внеаудиторной самостоятельной работы из раздела 9, тесты.

Контроль этого вида работы студентов может быть осуществлён в следующих формах:

1) преподаватель может предложить каждому студенту в отдельности или в микрогруппе выполнить то или иное задание вне аудитории и сдать в письменном виде на проверку;

2) преподаватель может провести аудиторную контрольную работу, на которой предложить всем студентам разные задания из имеющегося фонда заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (то есть контроль проводится по принципу экзамена, когда каждый студент вытаскивает своё индивидуальное задание, письменно отвечает на него, в конце занятия все студенты одновременно сдают работы на проверку).

3) преподаватель может провести аудиторную контрольную работу в компьютерном классе, на которой предложить всем студентам разные задания из имеющегося фонда заданий для внеаудиторной самостоятельной работы (в данном случае студенту не обязательно заранее готовиться к контрольной работе, так как, используя информационно-поисковые системы, Интернет – ресурсы, он может найти ответ непосредственно на самой контрольной работе). Данный вариант работы может быть предоставлен студентам при условии, что они уже достаточно хорошо самостоятельно поработали вне аудитории, но остались какие-то вопросы и задания, которые требуют самостоятельной работы студентов и внимания преподавателя.

4) такой же вариант, как и третий, только работа проводится в обычной аудитории, а вместо компьютера учебники, справочники, записи лекций, конспекты статей и т.п.

5) на зачёте может быть предложен любой вопрос, любое задание из имеющихся в данном УМК.

5.3. Общие рекомендации по использованию литературы

 

При изучении данного курса в первую очередь следует ознакомиться с учебно-методическими материалами (УММ), которые в электронном виде непосредственно прилагаются к данному УМК, а также с учебниками и учебными пособиями по институциональной экономике и переходной экономике.

Нормативно-правовые документы являются особо важным источником информации при изучении данного предмета студентами 2-го курса, так как анализ правовой базы есть важнейшая часть институционального анализа..

Теорию институционализма следует изучать, прежде всего, по работам классиков разных направлений и школ: Т. Веблена, К.Маркса, О.Уильямсона, Р. Коуза, Д.Норта, К. Менара, В. Андреффа и т.д.. Из ныне живущих отечественных экономистов заслуживают внимания работы В. Полтеровича, Р.Нуреева, А. Олейника, Капелюшников, Клейнер, Тамбовцев, Указания на работы классиков имеются в содержании соответствующих глав учебников, анализ их вклада, работ имеется в учебниках по истории экономических учений.

Научные статьи по актуальным проблемам институциональной экономики периодически публикуются в научных журналах. В настоящее время наибольшее количество статей, в которых фактически проводится институциональный анализ экономических явлений, публикуется в журнале "Вопросы эконномики". Также институциональные аспекты рассматриваются в журналах: «Экономика и математические методы», «Проблемы прогнозирования», «Вестник МГУ (серия «Экономика»), «Российский экономический журнал», «Экономист», «Вестник Санкт-Петербургского университета (серия «Экономика») и другие. В этих журналах печатаются статьи ведущих современных зарубежных и отечественных учёных. Чтение этих статей поможет сформировать высокий уровень теоретической подготовки.

В статистических сборниках по России, по Республике Коми можно найти данные, характеризующие институциональную структуру и институциональные изменения российской экономики, но в готовом виде выводов об институциональных явлениях вы не найдёте: для этого нужно знать, какие данные искать и как ими пользоваться. В заданиях для самостоятельной работы можно увидеть на примере как пользоваться статистическими данными для институционального анализа.

Работы учёных-экономистов Республики Коми можно найти в монографиях, сборниках по отдельным темам, в центральных и региональных журналах («Проблемы региональной экономики», «Регион», «Вестник Сыктывкарского университета»).

В разделе 8. имеется обобщённая информация об электронных ресурсах, которые следует использовать при изучении тех или иных тем курса «Институциональный анализ бизнеса в России».

Список литературы, с разбивкой на основной и дополнительный, приводится в программе - к каждой теме, в планах семинарских занятий - к каждому занятию, а также ко всему курсу. К каждой самостоятельной работе, к практической работе также имеются указания на рекомендуемую литературу, необходимую для выполнения этой конкретной работы. Имеется дополнительный список литературы и по каждой теме в планах семинарских (практических) занятий, состоящий преимущественно из научных статей. Статьи подобраны таким образом, чтобы по каждому вопросу семинара была хотя бы одна статья.

Если студент самостоятельно найдёт какую-либо другую подходящую статью из другого источника, то это только приветствуется. Следует только при выступлении или в письменной работе обязательно указывать все выходные данные (электронный адрес).

 

Рекомендации по чтению и конспектированию научных статей

 

Прочитав научную статью, работайте в следующем порядке:

1. Запишите в тетрадь имя автора (из какой страны, кем работает), название статьи, название журнала, его номер, год выпуска.

2. Внимательно прочитайте название статьи, вдумайтесь в него. Не забывайте, что в названии статьи отражена суть проблемы, которую рассматривает автор. Подумайте, как данная статья связана с темой и вопросами семинара, с темой вашего исследования.

3. Обратите внимание на указание автора (примечание редакции) о том, кем, когда обсуждалась заявленная тема раньше. Или автор рассматривает её впервые?

4. Найдите в начале статьи обоснование актуальности темы. Какую цель автор поставил перед собой?

5. Часто автор сам разбивает статью на отдельные части и озаглавливает их. Выпишите эти заголовки в виде плана или составьте план статьи сами.

6. В предложениях и абзацах выделяйте ключевые слова, подчёркивая их (на ксерокопии), делайте пометки на полях.

7. Определите, с кем и по каким вопросам спорит автор, какова его аргументация, какие новые идеи он выдвигает, каковы его выводы.

8. Не следует сразу конспектировать статью, не прочитав её предварительно от начала до конца.

9. Если статья очень большая и тяжела для понимания, обратите основное внимание на постановку проблемы и выводы автора.

10. Не пренебрегайте цифровым и фактическим материалом, в то же время не перегружайте конспект ими. Выбирайте самые яркие, легко запоминающиеся цифры и факты, образные сравнения.

11. Дайте собственную оценку статье применительно к решению рассматриваемого вами вопроса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.01 с.)