Условия и факторы возникновения менеджмента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия и факторы возникновения менеджмента



Общая теория управления

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Основами теории управления являются кибернетика и теория информации. Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трёх фундаментальных принципах: Принцип разомкнутого (программного) управления, Принцип компенсации (управление по возмущениям) — такие системы управления применяются при ограниченном диапазоне изменений внешней среды, в зависимости от полноты информации о внешней среде системы управления по возмущениям могут обладать важным свойством: управление по возмущениям с полной информацией обеспечивает полную компенсацию воздействий внешней среды. Системы, в которых достигается полная компенсация, называются инвариантными. В них управляющее воздействие поступает в объект управления одновременно с воздействием внешней среды, нейтрализуя его. Однако в открытых системах предусмотреть все возможные возмущения затруднительно. Кроме того, функциональные зависимости между возмущающими и управляющими воздействиями могут быть неизвестны. Поэтому управление по возмущениям с неполной информацией приводит к накоплению ошибок. Принцип обратной связи. Управление можно разделить на два вида: стихийный: воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление); сознательный: планомерное воздействия объекта (иерархическое управление). При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой. Примеры современных методов управления: Нелинейное управление Теория катастроф Адаптивное управление Построение оптимальных робастных регуляторов Игровые методы в управлении Интеллектуальное управление Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

 

 

3. Закономерности управления различными системами: определение системы; иерархия (классификация) систем.

Для того, чтобы социальная система была статически и динамически устойчивой, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом, осуществляющим интеграцию ее отдельных звеньев, контроль за поступлением ресурсов, функционированием остальных (управляемых) Управляющий элемент социальной системы является весьма сложным образованием, которое мы будем называть системой управления. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления. Система управления характеризуется: 1)Соответствием целям организации. 2)Техническим оснащением. 3)Составом, направленностью элементов. 4)Соподчинением звеньев по уровням, их структурой в рамках отдельного уровня, информационной нагрузкой. 5)Степенью специализации и регламентации функций, централизации или децентрализации полномочий. 6)Характером внутренних и внешних связей. 7)Стабильностью или изменчивостью поведения. 8)Открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям). Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Иерархия системы управления (менеджмента) включает 3 уровня: Высший. Стратегический. Топ – менеджеры. Общие долговременные вопросы. Средний. Тактическое управление. Директор и пр. Принимаются решения по конкретному функционированию. Нижний. Оперативный. Проводятся решения по непосредственно возникающим вопросам повседневной работы.

 

 

4.Закономерности и принципы менеджмента; функции менеджмента: природа, состав, характеристика; методы менеджмента: классификация, характеристика. Принципы менеджмента: сочетание научности и творчества, целенаправленность, сочетание специализации и универсальности, последовательность, непрерывность, сочетание централизованного руководства и самоуправления, концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, обеспечение целостности прав и ответственности, состязательность участников управления, предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений функции: - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); - управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). Общие методы проведения исследований: эксперимент; тестирование, анкетирование, интервью; моделирование; изучение документации организации. Классификация методов Экономические – это система приемов и способов влияния на исполнителей с помощью конкретного измерения затрат и результатов. В качестве основных методов здесь выступает система заработной платы и премирования. Экономические методы разделяются на: 1. Государственная регуляция: налоги; антимонопольное законодательство; ссуда; дотации. 2. Рыночная регуляция: конкуренция; спрос; снижение цен; распродажа. 3. Внутреннее организационное направление. Административные – это методы прямого действия, которые носят директивный обязанностей характер, основанный на дисциплине, ответственности, власти, принуждению. Административные методы разделяют на организационные и распорядительные. 1. Организационные: организационное проектирование; регламентирование – установление правил, обязательных для выполнения; организационное нормирование – это нормы и нормативы расходов ресурсов. 2. Распорядительные: приказы; команды; рекомендации; инструкции. Социально-психологические методы - эти методы основаны на использовании моральных стимулов, особенных способов коммуникаций, образов, метафор и других способов влияния на эмоции людей. К этим методам относят: моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; создание и поддержка морального климата в коллективе.

 

 

Система управления Тейлора

Концепция «достигающего рабочего» Тейлора, с одной стороны - забота о благосостоянии подчиненного, с другой стороны - принцип индивидуализации, персональной ответственности. Сегодня такой подход превращен в философию «достигающего индивида» — это стержень современной теории мотивации и новейших программ организационного поведения.

Принципы:

1) поручение рабочему задания такой степени сложности, которая доступна его умениям и физическому сложению;

2) поощрение его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной «первоклассному представителю его разряда»;

3) каждому рабочему, который трудится в наивысшем темпе первоклассного работника, «следует выплачивать, в зависимости от характера работы, прибавку от 30% до 100%, по сравнению со середняком его класса». В умении превратить людей «слабых и нерадивых» в «первоклассных рабочих» и заключается сущность искусства управления. «Достигающий руководитель». Охватывает широкий круг вопросов подготовки персонала, личных и деловых качеств, методов и стиля работы руководителя. Старая система линейного управления требовала от руководителя выполнения столь разнообразных функций, что справиться с ними в равной степени успешно одному человеку было не по силам. Отсюда брала начало практика перекладывания менеджерами своих обязанностей на подчиненных. По Тейлору, легче подобрать и обучить несколько человек, каждый из которых, обладая одной-двумя способностями, выполнял бы одну-две функции, чем найти и обучить одного человека, обладающего всеми качествами и выполняющего широкие обязанности. С этой целью и вводилось функциональное администрирование (восемь мастеров-инспекторов вместо одного). По мнению Ф. Херцберга, таким способом минимизируется возможность ошибки, но максимизируется потеря человеческих способностей.

 

 

Японский менеджмент.

Современный менеджмент в Японии отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления. Японские менеджеры осознали, что без изменений невозможно добиться прогресса в развитии. В связи с этим меняется система управления компаниями. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает информация, касающаяся потребительских предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок. Несмотря на активное внедрение элементов европейского менеджмента, использование также и традиционных методов управления позволили Японии выйти из кризиса на современный экономический уровень. Основное отличие японского менеджмента от западного заключается в том, что японцы используют систему гласности и контроля качества продукции. Они не пытаются повысить доход путем увеличения объемов производства.

 

 

Немецкий менеджмент.

Немецкий менеджмент отличает особый стиль, который складывался веками и уходит корнями в традиции средневековых цехов и купеческих гильдий. В то же время немецкие менеджеры славятся видением перспектив и ориентацией на будущее. Немецкий стиль соперничества можно охарактеризовать как суровый, но даже самое жесткое соперничество никогда не ставит своей целью уничтожение конкурентов. Компании конкурируют друг с другом, но при этом они заинтересованы не в монопольном доминировании на рынке. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях разнообразную информацию, включая финансовую (каждое полугодие), данные о структуре капитала, ограниченную информацию о каждом кандидате в наблюдательном совете и тд. В Германии менеджеры, как правило, работают в одной компании на протяжении всей своей карьеры, постепенно продвигаясь вверх по служебной лестнице. От них ожидают не быстрых практических результатов, но долгосрочного планирования, поэтому менеджеры не волнуются о том, что их карьера будет испорчена плохими квартальными или годовыми показателями работы компании. Немецкий стиль управления достаточно ориентирован на изменения, хотя они проходят постепенно, под лозунгами стабильности и постоянства, и все время под нажимом конкурирующего иностранного влияния.

 

 

Шведский менеджмент.

Управленческая политика Швеции опирается на теоретическую концепцию, которая представляет собой так называемую модель "государственного благоустройства". Содержание ее определяется следующими качественными особенностями социально-экономического развития страны: - сочетание частной собственности на средства производства с широкой социализацией сфер потребления и распределения товаров и услуг; - эффективно действующая государственная система, которая обеспечивает высокую занятость и надежность социальных гарантий; - система демократических методов, которые позволяют каждому человеку влиять на решение всех вопросов, связанных с ее жизнью, а также создают особый психологический климат в стране. По сравнению с другими странами, власть и профсоюзы в Швеции активно влияют на отношения между государством и капиталом, на уровень оплаты труда и занятости. На первое место шведские менеджеры, руководители высших уровней управления ставят решение проблем социальной обеспеченности своих подчиненных. В Швеции существует достаточно организованное движение профсоюзов, благодаря чему работники фирмы могут активно влиять на процесс принятия решений высшим руководством, позволяющим избегать конфликтных ситуаций на предприятиях. В этой стране в процессе принятия решений на уровне высшего руководства участвуют экономисты, известные не только в стране, но и за рубежом. Высшее руководство хочет, чтобы каждый работник имел высокий социальный статус - это необходимо для достижения целей предприятия. Формирование заработной платы осуществляется на коллективно-договорной основе - государство не участвует в этом процессе.

 

 

Русский менеджмент.

Модель «традиционных (советских) методов управления» ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации. Современный российский менеджмент больше ориентируется на то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, обеспечивающих свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей. Российский менеджмент должен учитывать объективные потребности реформируемой экономики, общества в целом; а также главные, ключевые моменты, применение которых при построении новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Рассредоточение, дальнейшая децентрализация менеджмента не предполагает полностью отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, происходящих на различных уровнях. Рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, например, экологической безопасностью, социально-экономическим единством России; осуществлением фундаментальных научных исследований, долгосрочных военных программ

 

 

Общая теория управления

Тео́рия управле́ния — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами. Основами теории управления являются кибернетика и теория информации. Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Методы управления, рассматриваемые теорией управления техническими системами и другими объектами, базируются на трёх фундаментальных принципах: Принцип разомкнутого (программного) управления, Принцип компенсации (управление по возмущениям) — такие системы управления применяются при ограниченном диапазоне изменений внешней среды, в зависимости от полноты информации о внешней среде системы управления по возмущениям могут обладать важным свойством: управление по возмущениям с полной информацией обеспечивает полную компенсацию воздействий внешней среды. Системы, в которых достигается полная компенсация, называются инвариантными. В них управляющее воздействие поступает в объект управления одновременно с воздействием внешней среды, нейтрализуя его. Однако в открытых системах предусмотреть все возможные возмущения затруднительно. Кроме того, функциональные зависимости между возмущающими и управляющими воздействиями могут быть неизвестны. Поэтому управление по возмущениям с неполной информацией приводит к накоплению ошибок. Принцип обратной связи. Управление можно разделить на два вида: стихийный: воздействие происходит в результате взаимодействия субъектов (синергетическое управление); сознательный: планомерное воздействия объекта (иерархическое управление). При иерархическом управлении цель функционирования системы задается её надсистемой. Примеры современных методов управления: Нелинейное управление Теория катастроф Адаптивное управление Построение оптимальных робастных регуляторов Игровые методы в управлении Интеллектуальное управление Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным. Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом). Прямые связи - целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект. Обратные связи - канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

 

 

3. Закономерности управления различными системами: определение системы; иерархия (классификация) систем.

Для того, чтобы социальная система была статически и динамически устойчивой, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом, осуществляющим интеграцию ее отдельных звеньев, контроль за поступлением ресурсов, функционированием остальных (управляемых) Управляющий элемент социальной системы является весьма сложным образованием, которое мы будем называть системой управления. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления. Система управления характеризуется: 1)Соответствием целям организации. 2)Техническим оснащением. 3)Составом, направленностью элементов. 4)Соподчинением звеньев по уровням, их структурой в рамках отдельного уровня, информационной нагрузкой. 5)Степенью специализации и регламентации функций, централизации или децентрализации полномочий. 6)Характером внутренних и внешних связей. 7)Стабильностью или изменчивостью поведения. 8)Открытостью или закрытостью (восприимчивостью или невосприимчивостью к внешним влияниям). Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Иерархия системы управления (менеджмента) включает 3 уровня: Высший. Стратегический. Топ – менеджеры. Общие долговременные вопросы. Средний. Тактическое управление. Директор и пр. Принимаются решения по конкретному функционированию. Нижний. Оперативный. Проводятся решения по непосредственно возникающим вопросам повседневной работы.

 

 

4.Закономерности и принципы менеджмента; функции менеджмента: природа, состав, характеристика; методы менеджмента: классификация, характеристика. Принципы менеджмента: сочетание научности и творчества, целенаправленность, сочетание специализации и универсальности, последовательность, непрерывность, сочетание централизованного руководства и самоуправления, концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, обеспечение целостности прав и ответственности, состязательность участников управления, предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений функции: - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); - управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды). Общие методы проведения исследований: эксперимент; тестирование, анкетирование, интервью; моделирование; изучение документации организации. Классификация методов Экономические – это система приемов и способов влияния на исполнителей с помощью конкретного измерения затрат и результатов. В качестве основных методов здесь выступает система заработной платы и премирования. Экономические методы разделяются на: 1. Государственная регуляция: налоги; антимонопольное законодательство; ссуда; дотации. 2. Рыночная регуляция: конкуренция; спрос; снижение цен; распродажа. 3. Внутреннее организационное направление. Административные – это методы прямого действия, которые носят директивный обязанностей характер, основанный на дисциплине, ответственности, власти, принуждению. Административные методы разделяют на организационные и распорядительные. 1. Организационные: организационное проектирование; регламентирование – установление правил, обязательных для выполнения; организационное нормирование – это нормы и нормативы расходов ресурсов. 2. Распорядительные: приказы; команды; рекомендации; инструкции. Социально-психологические методы - эти методы основаны на использовании моральных стимулов, особенных способов коммуникаций, образов, метафор и других способов влияния на эмоции людей. К этим методам относят: моральное поощрение; социальное планирование; убеждение; внушение; личный пример; создание и поддержка морального климата в коллективе.

 

 

Условия и факторы возникновения менеджмента

Основными условиями и факторами возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления явились:

♦объективные изменения, происходящие в самом управлении под влиянием различных факторов развития производства, общества, человека;

♦развитие управленческой мысли;

♦общее развитие науки, которое определяет осмыслением исторических фактов на каждом из этапов развития;

♦структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.035 с.)