Краткая хронология средние века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая хронология средние века



 

Период Восточная Европа Западная Европа, Ближний и Средний Восток
Волжская Булгария Русь
       
V - VI вв. Бершуд – княжество арских племен (восточные черемисы, южные удмурты и др. - находятся под влиянием хуннов и тюрку)   453 г.- смерть Аттилы   481-511 – Хольдвиг, король франков   527-565 – царствование Юстиана – императора Византии, восточной части Римской империи   450-550 -взлет и распад тюркутского каганата.
VII в. Бершуд, Шуд, Парма - княжества финноязычных племен. Угры образуют "Великую Венгрию" юго-восточнее Бершуда и плотно контактируют с ними. Славянские племена теснимые с юга кочевниками доходят до верховья Волги и бассейна р.Москва. Появляются на берегах Ильмени. 630 - образование Арабского Халифата. Взлет мусульманской религии. Завоевание арабами Армении, Азербайджана, Грузии, Средней Азии.   632 - хазары останавливают прорыв арабов в Восточную Европу на Северном Кавказе. Взлет Хазарского государства и принятие ими иудейской религии.
V III в. Начало ухода венгров-маджар (моджар) на запад на Дунай. Образование Булгарского государства на средней Волге Славянские племена древляне, кривичи, ильменцы соседствуют с чудь, весь, мерья – финскими племенами и вступают в плотные контакты. 711 - завоевание Испании арабами.   730 - битва при Ардебиле между арабами и хазарами   768-814 - Карл Великий. Разгром хазарами и уграми государства Куврата "Земля предков" в Приазовье
IX в. 865 - Бершуд становится удельным княжеством Волжской Булгарии. Князь Бершуда черемис Куш из рода Асыл стал прокуратором над всеми северными провинциями, подчинив их Волжской Булгарии.   с 922 – Бершуд – Кашанская провинция 862-879 – Рюрик, Трувор и Синеус – варяги русы подчиняют себе славянские и финские племена   Синеус – правитель Шудского (Чудь) княжества 829 - объединение англосакских королевств в одно государство.   843 - Верденский договор. Распад империи Карла Великого. Образование Германии и Франции.   Походы варягов на Восточную Европу.
Х в. 930 - воевода Барык со своими черемисами строит крепость в г. Буляре.   964 - русы нападают на г.Булгар   965 - Бул из черемисского племени становится правителем Кашанской провинции (бывшее Бершудское княжество)   966 - Бул получает от кана титул улугбека (князя). Ему подчиняются все северные провинции Волжской Булгарии: Бийсу, Ура, Байгул. Купцов из Скандинавии он принимает в своей ставке в г. Кашане на Каме Алкай. Брат князя Була первый помощник в его делах.   976-977 - в г. Болгаре чеканится монета.   976 - Кукчу (черемисский князь) становится эмиром Кашанской провинции. 879-912 – князь Олег основатель древнерусского государства   Финские племена живущие на землях Мурома, Костромы, Владимира и Суздаля вместе с славянскими племенами (ильменами, кривичами, древлянами, вятичами) образуют русский народ   912-945 – князь Игорь. Киев – столица Руси.   945-972 –князь Святослав.   972-980 – князь Ярополк   988-989 – крещение Руси Владимиром Конец 1Х в.- начало Х в. образование Чешского государства   921-922- путешествие Ибн Фадлана в Волжскую Булгарию   950 - в Византии правит Константин Багрянородный   960 - Образование Священной Римской империи, германской нации.   960 - на хазар нападают половцы. Разрушают Семендер и Итиль
Х в. По поручению кана Тимар Мумина князь Кукчу создает профессиональную армию Волжской Булгарии курсыбай. Становится первым ее сардаром.   995 - Сал-Сал (Салий) становится сардаром курсыбая, одновременно является эмиром (князем) Кашанской провинции. Остановил поход руссов (князь Владимир) на Волжскую Булгарию. Осаждает Белгород. Берет города: Переяславль, Василев 990 - Русы начинают называть себя русскими   980-1015- князь Владимир 985 - Аль Мукедасси совершает путешествие в Волжскую Булгарию.
XI в. 1014 - уничтожает войско новгородцев у озера Ладога.   1015 - привозит много пленных, взяв русский г. Балын, для постройки городов на Каме для Волжской Булгарии (г. Балыклы и др.) Многие из них приняв мусульманскую религию навсегда остаются здесь.   1016 - умирает черемисский князь, эмир Кашанской провинции Кукчу   1050 - восстание арских племен (черемисы, удмурты и др.) получившее название "пятитопорное".   Черемисский князь Васыл (правитель Кашанской провинции) имеет личный табун из 300 тыс. "моджарских" коней. 1015-1019 – князь Святополк.   1019-1054 – князь Ярослав.   В Русь Волжская Булгария посылает хлеб голодающим.   Борьба Ярослава, Мстислава и других братьев за власть. Начало распада государства хазар   1066 – завоевание Англии норманнами.
XI в. Васыл прибирает к своим рукам часть земли Беллакской провинции   1015 - черемисский князь Мардан – сардар курсыбая, эмир провинции Беллак. Мардан со своим курсыбаем помогает хазарам отразить варягов и руссов во главе с князем Мстиславом. Мардан с курсыбаем освобождает Хин от Мстислава. Черемисы - курсыбаевцы убивают варяжского воеводу союзника Мстислава Хил -Кубара. Поход курсыбая на Кавказ в помощь косогам   1036 – черемисский княжич Савр убивает князя Мстислава. Неудачный поход курсыбая на Киев. Предательство половцев. Мардан в плену в Киеве у Ярослава.   1038 – князь Бали – сын Мардана улугбек Беллакской провинции Волжской Булгарии затаил обиду на кана Ашрафа, за то, что тот не выкупил у Ярослава отца его сардара курсыбая Мардана.   Восстание арских племен в Кашанской провинции Волжской Булгарии. Убийство Глеба и Бориса.   Ярослав садится в Киеве, а Мстислав в Чернигове   1024-1026 –восстание чудских племен и Суздальской земли.   1026- поход князя Мстислава на хазар.   Князь Мстислав выкупает тело варяга Хил-Кубара у булгарского кана.   1038 – князь Ярослав назначает Мардана воеводой Киева Начало варяжских походов на Западную Европу.
XI в. 1095 - ак-чирмыши Кашана и Тамты продолжают сторожевую и ремонтную службу у восточных границ Державы.   1080-сеид Якуб учреждает университет "Мухаммед Бакрия" Русь совершает набег на Мартюбу и грабит мишарских аров. Курсыбай в отместку нападает на Рязань при поддержке мишар.   1080- пишется "История Булгар" 1071 - восстание веси и мерья на Ростовской земле.   1097 - Съезд русских князей в Любиче. 1096 - Первый крестовый поход
XII в. 1103 - закладывается новый город на Арсу - Учель (будущий город Казань)   1193 - Тамта становится провинцией" Башкорт". 1113-1125 – князь Владимир –Мономах   1147 – первое упоминание о Москве 2-я половина ХII в.- основание Оксфордского университета.

Лист 49

 

Лист 50

 

 

Лист 51

 

 

Лист 52

 

Лист 53

Тайны племени двухголовых

 

Среди восточных марийцев существует легенда о загадочном племени овда, с которым многие сотни лет жили бок о бок марийцы. Жили рядом, но тесно не общались, видели друг друга лишь мельком, издалека, переговаривались-перекликивались через реки, овраги. Культура этого племени резко контрастировала с обычаями и обрядами, бытовавшими в то время у марийцев, а известно, что всё непривычное и загадочное особенно влечет к себе. И представители племени овда давали своим соседям-марийцам многочисленные поводы для раздумий.

Например, женщин-мариек удивляло, что женщины племени овда (длинноволосые красавицы, грудастые, с крепкими, «железными» зубами) летом ходили полураздетыми, накидывая на себя лишь туникообразную одежду. А еще женщины этого племени не ездили верхом, хотя их мужчины были отличными воинами. Для марийцев это было в диковинку. Ведь восточные марийцы каждую неделю по вторникам проводили военные сборы, точили оружие, надевали доспехи и на лодках или верхом отправлялись к месту сбора. В среду воевали, в четверг лечили раны настоями из трав, парились в бане. В военных походах участвовали и некоторые женщины.

Эта традиция, кстати, сохранялась очень долго: еще в начале XX века марийцы по вторникам точили ножи и топоры, надевали новые рубахи. В среду отмечали Великий день предков (чествовали и угощали души погибших и умерших), в четверг топили бани. Вероятно, жены и дочери вождей и тысяцких также участвовали в сражениях, ездили верхом на лошадях. Красивые и крепкие девушки-воины были желанными невестами. Поэтому шлем воина стал у мариек свадебным головным убором (шлемы изготавливались из пластинок металла, не закрывали лицо, не украшались перьями или волосами). Но после запрета носить оружие, доспехи и воинское снаряжение шлемы стали делать из серебряных монет, и они превратились в простое украшение.

Также мариек изумляло, что женщины-овда не использовали огонь, племя жило в землянках и полуземлянках, но ели овда из золотой и серебряной посуды (в начале XX века парни-переселенцы из числа луговых марийцев ходили в деревни овды в Пермском крае во время их отсутствия и, что греха таить, воровали золотые вещи, поэтому овда были вынуждены переселиться подальше от любопытных соседей). А еще марийцы видели, как воины племени овда снимали с себя бронзовую голову, чтобы искать там вшей, но при этом на их плечах оставалась еще одна голова.

Женщины из племени овда не приходили в гости к марийкам, но знали их язык и имена, давали дельные советы, могли сказать, сколько рыб в морде, где течет полезная, чистая вода, пришло ли время вытаскивать коноплю из воды. Словом, помогали. Но – издали, не приближаясь.

Мужчины из деревни Тынбаево Мишкинского района рассказывали, что очень давно марийцы и люди из племени овда жили южнее. Мужчины-овда по ночам ездили на лошадях марийцев. Утром лошади приходили взмыленные, усталые. Однажды терпению марийцев пришел конец и они решили наказать угонщиков. Сказано – сделано! Марийцы намазали спины своих лошадей древесной смолой и выпустили их в ночное. Утром одна из лошадей вернулась с трофеем: к ее спине накрепко прилип всадник. Марийцы избили его, чтобы неповадно было забирать их лошадей, а овда проклял их: «Вы пожалели своих лошадей – так потеряете свои деревни!». Марийцы из Бирского района добавляют такую подробность: руки пойманного овды засунули в щель пня и вытащили клин. Проклятие овда сбылось: после этого там исчезли марийские деревни, у марийцев наступила тяжелая жизнь. Умели ли овда проклинать, обладали ли их женщины ясновидением? Точного ответа нет, но легендарный знахарь Яшпай из Мишкинского района республики говорил, что является потомком таинственного племени овда, не попавшего ни в одну из проводимых в России переписей населения.

Может ли подтвердить эти фантастические, на первый взгляд, предания марийцев историческая наука? Почему бы и нет! Следы загадочных воинов были обнаружены на территории современного Башкортостана. Кроме того, точно установлено, что на Уфимском полуострове жили представители алано-сарматских племен, имеющие золотые и серебряные украшения и посуду. Здесь была найдена бляшка с изображениями римских или византийских военачальников. А раз были военачальники, то могли быть и легионеры, гвардейцы, шлемы которых украшались гребнем из гривы или хвоста лошадей. Шлем был с забралом, закрывающем лицо воина. Вот она разгадка тайны – второй головы воинов овда! Воин снимал шлем, вытаскивал из конского гребня сор, а марийцам казалось, что он ищет вшей во второй бронзовой голове.

Почему женщины овда знали марийский язык, были грудастыми, длинноволосыми? И этому

Лист 54

можно найти объяснение. Их мужья когда-то жили у Средиземного или Черного морей, были

знакомы с правилами, бытующими на рынках рабов: выбирай женщину с длинными густыми волосами, крепкими зубами и полной грудью, – и получишь здоровую рабыню или жену, способную хорошо работать и рожать здоровых детей. Эти воины-овда выбирали своих жен в Приуралье, среди местных финно-угорских племен. 1200-1500 лет назад языки эрзи, удмуртов и марийцев были более схожи, поэтому жены воинов знали марийский язык (видимо, сами воины также изучали язык местных племен). Если в те времена почти каждый мариец владел качествами мага, то и женщины воинов были способными ведуньями, обладали прозорливостью, удивлявшей даже луговых мариек из числа переселенцев 300-400-летней давности. Нас изумляет контраст между простым бытом (полуземлянка, может быть, углубленное в землю жилище) и драгоценной посудой людей из племени овда. Объяснение есть и этому. Драгоценности могли быть доставлены с берегов Средиземного или Черного морей самими воинами, они могли быть военной добычей, но в суровых условиях Приуралья невозможно было построить дворцы из камня, кирпича или дерева, тем более при отсутствии рабов и отвлечении мужского населения на военную службу (1200-1500 лет назад и восточные марийцы жили в землянках и полуземлянках, для ремонта жилищ использовали дёрн). Как раз военная служба части овды не позволяла марийкам часто видеть своих соседей мужского пола. Кроме того, охрана границ, защита края от внешних врагов давала племени овда право на использование лошадей марийцев.

...Где сейчас это племя? Оно растворилось во времени, оставив после себя легенды, бытующие в среде марийцев. Воины-мужчины погибали во время боев, да и после присоединения Приуралья к Русскому государству исчезла необходимость в этих воинах. Потомки овды ассимилировались с финно-угорскими народами. Вспомните знахаря Яшпая, который не мог написать в листе переписи, что он – потомок воинов исчезнувшего племени овда...

Старинные рукописи подсказывают, что в первые столетия второго тысячелетия с целью привлечения на свою сторону воинов (солдат) и щедрого вознаграждения их за службу, императоры практиковали конфискацию имущества знатных людей. Часто совершались заговоры, в результате которых императоров свергали и казнили. Гонениям подвергались и сторонники свергнутых императоров. Кроме того, в районах Средиземноморья, Черного моря, Кавказа, Северного Кавказа и Малой Азии постоянно велись захватнические войны. На землях современной Румынии было много золота и серебра. Среди жителей Византии были и носители имени Овидий. С учетом вышеизложенных фактов можно допустить, что под предводительством Овидия часть знати, спасая себя и свои сокровища, переселилась на земли Приуралья. Степные районы для их проживания не подходили: кочевники могли их ограбить, уничтожить.

Восточные марийцы имена соседних народов не искажали, лишь чуть-чуть меняли на свой лад: русский – руш, татарин – тотар, башкир – пошкорт, удмурт – одомари (удомари, одо), чуваш – чуваш (суваш, суас). Пришлые люди (они являлись представителями разных народов, среди них могли быть и аланы, и сарматы) могли себя назвать людьми Овидия. Вследствие этого марийцы называли их овда (сравним: Дмитрий – Мытри или Мами; Василий – Васли; Сергей – Серги).

Есть гипотеза, что венгры, ушедшие на запад, на Урале оставили престарелых людей, больных, женщин, девочек, малолетних мальчиков.

Такую гипотезу нельзя отвергать, но необходимо пояснить: а) откуда у них появились в значительном количестве золотые и серебряные вещи; б) почему марийцы редко встречались с мужчинами-овда даже в XVIII-XIX веках; в) почему исчезло это племя.

Видимо, в лесах Приуралья, в условиях холодного климата и не имея производительных орудий труда, племя овда не могло добывать золото и изготавливать из него столовую посуду, чтобы в землянках из него есть сырое волчье мясо и пить сырую конскую кровь. Изделия из драгоценных металлов могли быть военной добычей. Если это так, то можно утверждать, что мужчины-воины среди них были.

Ученые из Венгрии допускают, что на земли их современной родины прибыло около миллиона человек. Допустим, что среди них было около 0,3 млн. представителей дружественных народов (сарматов, аланов, башкир, марийцев и т.п.). В этом случае количество оставшихся в Приуралье престарелых венгров, женщин и детей должно было составить в пределах 0,7-1,0 млн. человек. Такое количество людей на ограниченной площади образовало бы государство, они ассимилировали бы местных марийцев и удмуртов. Фактически такого государства не было, они сами ассимилировались с другими народами.

Лист 55

Поэтому можно допустить, что угры (венгры) состояли из разнородных племен, одно из них -овда, численностью 7-10 тысяч человек, занималось в основном охотой, рыболовством и домашним коневодством, жило в лесных районах Приуралья. Их мужчины в основном занимались военной службой, в т.ч. в Волжской Булгарии. Воины гибли во время походов и войн, оставались жить на дальних землях. Чтобы сохранить племя, женщины вынуждены были вступать в половые связи с мужчинами других племен (народов), обменивать своих мальчиков на девочек других национальностей (в противном случае мальчики, повзрослев, ушли бы на войну и затерялись). В конце концов такая практика привела к ослаблению и постепенному исчезновению языка и культуры народа (племени) овда, к ассимиляции с соседними народами, т.е. к исчезновению (марийцы современного Пермского края последний раз овду видели в начале XX века).

Если допустить, что племя овда было одним из угорских племен, то необходимо привести причины отчужденности в отношениях между родственными племенами (восточными марийцами и уграми). Главнейшей причиной существования отчужденности могла явиться необходимость охраны рыболовных и охотничьих угодий от других людей (племен). Занятие рыболовством и охотой не позволяло увеличивать плотность населения, в противном случае эти угодья истощились бы очень быстро. 1000-1500 лет назад большинство поселений марийцев состояли из 2-4 усадеб: вновь образовавшиеся семьи отселялись на свободные (отдаленные) земли. Если одни марийцы не допускали заселения их угодий даже родственниками, то тем более они должны были сопротивляться заселению этих земель другими племенами.

Все же некоторые противоречия легенд остаются необъяснимыми. Понятно, что представителей племени овда было меньше марийцев, поэтому они должны были выучить марийский язык (в то время словарный запас был невелик, поэтому выучить родственный язык не представлялось сложным). Необходимость в этом появляется лишь в условиях наличия экономических и культурных связей между племенами (народами), а предания или легенды наличие таких связей не подтверждают.

В поисках Великой Венгрии в начале XIII века монах Юлиан тронулся в путь во главе группы людей (чуть более 10 человек) и дошел до большой реки.

Пока достоверно не установлен маршрут его движения, поэтому не ясно, то ли он был на Северном Кавказе и низовьях Волги, то ли на землях современных Саратовской и Самарской областей, то ли встретил своих соплеменников на землях современных республик Татарстан и Башкортостан. Но нам интересно его сообщение о том, что местные венгры в то время жили как дикие люди: пили сырую конскую кровь, ели волчье мясо. Кроме того, он признал, что местные венгры являются славными воинами.

Допустим, что монах был недалеко от Белой и Камы, здесь встретился с венграми, нами называемыми овда, а последние для угощения монаха и его спутников забили коня, а собранную при этом кровь выпили. Такая традиция указывает на некоторое сходство культур марийцев и овда: некоторые марийцы даже в конце XIX и в начале XX века пили кровь забитого крупного рогатого скота.

Лишь одна легенда, сохранившаяся в Октябрьском районе современного Пермского края, сообщает, что овда не разжигали огонь (верить в это трудно, так как в холодном краю в зимнее время без огня жить почти невозможно, поэтому можно допустить, что овда использовали огонь лишь в ночное время, с целью маскировки). Если все-таки такое сообщение верно, то оно и объясняет причину наличия у овды «железных» зубов: люди со слабыми зубами не могли пережевывать сырое мясо, тем более жесткое волчье, поэтому в живых оставались лишь здоровые люди с их «железными» зубами.

Если в 1236 году (через 350-500 лет после ухода основной части угров) Юлиан встретил славных воинов среди местных венгров, то необходимо усомниться или в достоверности некоторых преданий об обмене мальчиков-овда на девочек-мариек, или в том, что Юлиан встретил именно племя овда. Большинство преданий указывает на то, что мужчины-овда были, скорее всего, они служили в армии Волжской Булгарии, поэтому редко попадались на глаза мариек. После разгрома войск Волжской Булгарии войсками татаро-монголов могла быть попытка сохранить в независимости часть этого государства, воинами такого княжества могли быть воины из племени овда и марийцы.

Лист 56



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.022 с.)