Кан шилка основывает волжскую булгарию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кан шилка основывает волжскую булгарию.



Куш – чирмышский князь Бершуда

В 865 году, как только сошел снег и установилась зелень, а с полуденной стороны вернулись журавли, въехав в город на богато украшенном вороном коне, Шилка, исполненный самыми благородными намерениями, объявил свои владения Булгарским государством, а себя – его каном.

Анчийский бек Нанкай, эсэгельский бий из сабанского рода Алабуга и баджанакский бий из рода юмрат Бал подняли его на царский трон. С той поры все булгарские каны перед поднятием на трон совершали молитву в новой, построенной этим каном мечети «Мардуан» в городе Буляре. Пока враги нового государства не опомнились, кан Шилка стал расширять пределы державы. Первым делом он двинулся к устью Тамтазая и этим добился подчинения Бершуда, которым правил молодой чирмышский бий (князь) Куш из рода Асыл. Кан посулил Кушу выгоды, которые открывались и Булгарам и Бершудцам, если последние войдут в состав нового государства. Князь Бершуда Куш, увидев преимущества более передового к тому времени государственного устройства, согласился с доводами кана Шилки и они укрепили союз поднятием серебряных кубков с арчей – излюбленным напитком булгар. На этом разъехались. Кан вернулся в г. Болгар в хорошем настроении. Куш, желая показать кану Шилке, что тот, оставив за ним власть в Бершуде над его чирмышами и арами и, соответственно, землями, приобрел в его лице союзника, со всем своим ополчением совершил походы на запад и север. На западе он дошел до речки Куш-урма (по всей вероятности, Кострома), которую он объявил границей нового государства. А на севере Куш подчинил Булгару арские (северные удмурты), сэбэрские (коми-пермяки, зыряне) и урские (ненцы) племена, проживавшие между реками Нукрат-Су (Вятка), Чулман-Су (Кама) и Кар-Дингезе (Снежное, Карское море). Северные владения стали называться в Булгарском государстве провинцией Бийсу – от названия реки Бий-су (Печера), а другие, соответственно, провинциями Ур и Бий-гул... Подчинение этих земель государству было номинальным, условным: они признали себя в составе Булгарского государства.

Чирмышского князя Куша над собой признали и все другие: кара-чирмышские (западные) князья – на реках Какшан-Су, Битла-су, на Арча-су – чирмыши. На реке Акидель-су – ак-чирмыши (восточные). А Бал – баджанакский бий из рода юмрат с четырьмя сотнями булгарских каваэсцев (отряд из ополченцев жителей г. Буляр, вооруженных арбалетами) прошел по правому берегу Кара-Идели (р. Волга от устья р. Камы до своего начала) до Тукрантау в устье Саин-Идели (нижнее течение р. Ока, где стоит современный Нижний Новгород) и, убедившись в принадлежности этих земель чирмышскому князю Кушу, повернул к югу... На берегах реки Мокша он устроил стоянку. Внезапно из леса появился воинский отряд и его предводитель сказал ему: «Я здешний бий (князь) Кудей, хозяин этих мест, а ты кто и зачем ко мне пожаловал?». Бал назвал себя, предложил гостю отведать его угощенья. Тот вместе со своими людьми поел, попил арчи и спросил: «Ты, наверное, пришел за данью? Так я ее уже плачу буртасам (часть массагетского племени славян – авт.)». «Нет, – сказал Бал, – я просто определяю рубежи Булгарского государства по поручению кана Шилки, и если ты не наш данник, то уйду прочь».

Тогда пораженный Кудей воскликнул: «Разные племена были нашими соседями, но все они требовали от нас только дани. А булгарский бий не только не ограбил меня, но угостил и развеселил

Лист 7

арчой. Поэтому отныне я буду подчиняться кану Булгара, а наше племя в память о царском угощении назовется Арча (эрзя)». Вот такая легенда.

Всех племенных князей (биев) кан оставил на своих местах и объявил их тарханами (феодалами). Каждому тархану была назначена определенная дань мягкой рухлядью (мехами), медом, свечным воском, хлебом и скотом. Местами сборов, на которых кан встречался с биями и их родами, судил их, производил назначения и забирал дань, стали: Болгар, Нур-Сувар, Кашан, Буляр, Аламир-Султан, Сульче и Джикетау. Из них лишь Болгар и Нур-Сувар были настоящими городами, где жили ремесленники, игенчии, купцы, казанчии (крупные землевладельцы – родственные кану роды со своими многочисленными женами и детьми), а также мусульманская верхушка с медресе и библиотекой. Здесь же были главные мечети державы, такие как «Мардуан» с её цитаделью, а также общественные бани. На джеины (сборы) съезжалось множество купцов, ибо торговля в этих местах временно не облагалась налогами. Здесь можно было купить товары из Средней Азии, Европы и Ближнего Востока и сбыть свой товар.

Бершудским чирмышам кан Булгарской Державы, нуждавшийся в сильной армии, предложил платить вдвое меньшую, чем у других, дань, но за это они должны были выступать в случае необходимости всем народом на войну и давать четыре тысячи всадников для годичной службы в постоянной армии царства. Бершудцы и Сак-Сокские эсэгелы за это охотно согласились носить ополченскую косу (сбривать волосы, оставляя косу на затылке). С этого времени в булгарском государстве за рекрутами и солдатами закрепилось общее прозвище – чирмыш. Река, за которой начинались владения Сак-Сокских эсэгелов, получила название Чирмыш-Ан (Черемшан). Здесь чирмышами была поставлена пограничная застава (Аньык), через которую проходили в Булгарское государство иноземные купцы. На другой реке построили заставу Сак-Сокские эсэгелы, которые сами себя называли кантурчы и, соответственно, так же стали называть реку – Кантурчы. Это место, бывшее кочевьем племени э сэгелов, получило название «Провинция Эсэгель».

В Булгарском государстве существовало сословие (разряд) субашей – мелких собственников (землевладельцев и скотоводов), которые платили государству минимальный и строго определенный налог деньгами или скотом, мехами, хлебом. Их можно назвать государственными крестьянами. Этот налог в случае необходимости мог заменяться другими равноценными повинностями – строительством дорог, мостов, казенных зданий и т.д. Субашей не брали на войну, и только в случае нападения неприятеля на Булгар они составляли ополчение. Субашами могли быть только мусульмане.

Воины-чирмыши платили налог в размере субашского, ибо числились военным сословием (что-то вроде казаков). От военной добычи они по условиям договора оставляли себе большую часть – 2/3. Война приносила богатство, поэтому чирмыши наслаждались ею. На военные сборы чирмыши обязаны были являться в полном вооружении, которое приобретали на свои средства. Любой воин-чирмыш в случае обнаружения у него недостатка в вооружении мог быть наказан – казнен на месте. Также он наказывался за неуважение к оружию… Кара-чирмыши (чирмыши-язычники) платили двойной субашский налог и налог в пользу мечети или отрабатывали – несли различные повинности в размере двух субашских налогов.

Чтобы не платить налог, ак-чирмыши формально принимали мусульманство и платили один субашский (обычный) налог. Таким образом они становились двоеверцами, так как продолжали придерживаться своей традиционной языческой религии. Это была так называемая pealpolitik – политика выживания. Отсюда у чирмышей, особенно у восточных, знание двух языков и обилие мусульманских имен и фамилий.

Чирмыши считались младшими рыцарями – бахадирами – и имели право носить при себе оружие.

При правителе Газане с усилением феодалов появилась новая категория крестьян – курмыши. В курмыши в основном попадали из кара-чирмышей, которых начали принуждать платить свой налог среднему и высшему рыцарству – уланам или казанчиям, то есть мелким и крупным феодалам. В более поздний период различными ухищрениями некоторые уланы-феодалы стали отчуждать земли кара-чирмышей себе в наследственное владение. Курмыш мог уйти от казанчия или улана, но в таком случае терял право на землю.

Крупные хозяева в городах входили в привилегированное сословие сувари – рыцари. Этот разряд стал равным статусу сословий нур-суварских (южно-суварских) купцов и мастеров. Мелкие хозяева – суварчии были приравнены к бахадирам. Средние – к бекам, вали, сотникам и иналам,

Лист 8

знатные – к уланам. Все сословия были обязаны в случае нападения врага составить ополчение (кавэсцев) и, кроме этого, содержать булек (отряд) наемных воинов и служить яубашами (офицерами). Чирмыши-марийцы как народ были представлены во всех сословиях: от низшего (курмышей) до высшего (сувари-рыцари). В Болгаре, столице Волжской Булгарии, печаталась монета державы – в стране существовала своя денежная система.

Позже другой кан – Джафар по совету главы мусульманства Абдаллаха ибн Башту произвел реформу административного устройства Булгарского государства и его провинций.

На месте провинций Болгар (центральная часть собственной Булгарии), Бершуд, Эсэгель были образованы провинции Сувар с центром в Нур-Суваре, Булгар с центром в Болгаре, Мартюба (территория современной Республики Марий Эл), подчинявшаяся Болгару, Байтюба с центром в Буляре, Тамта (бассейн реки Тамтазая) и Кашан с центром в г. Кашане – территория с ак-чирмышами и удмуртами (арскими племенами). Кроме того, кан Булгарского государства заметил, что страна весьма не укреплена и при этом окружена врагами. Джафар предпринял строительство новых фортов и крепостей. Отменив часть налогов своим подданным, вменил им (в том числе всем чирмышам) строить и содержать укрепления. Непосредственное руководство этим делом кан возложил на Аскала, женатого на дочери Алмыша, а в помощники ему Джафар отрядил бека Джулта. Эти уполномоченные проехали вместе с каном, сеидом Бакиром и Тебиром Абдаллахом по стране и наметили места строительства крепостей Шепше и Дяу-Шира на речке, которую в народе называли также Нарат-Елга. Они проехали к стоянке Мардуана, от нее – к стоянке Урнаш на реке Утиг (отрывочная выписка из рукописи исторического свода: «А город Урнаш после смерти дочери кана Мохаммед-Али Кюхри стали называть его именем»), от нее – к местечку Такта между р. Ахтаем и Кичи-Чирмышаном (Малая Черемшанка), возле которого чирмышский багадир Бырак, состоявший на службе у Булгарской державы, своей урмой (армией) укомплектованной вооруженными чирмышскими всадниками, атаковал куман (восточных беспокойных соседей булгар – кипчаков-кочевников). Сеид благословил строительство в этих местах крепостей. Были построены города Шепше, который стали называть Ас-Кала, Мардан, Урнаш, Такта. А мастерами-строителями были будущие основатели знатных домов: Чути из Такты, Абрак-Хум и Убар. Все они – и тактачы Чути, и чулмекчи Абрак-Хум, и бакырчы Убар – поселились потом в Банджу, а их потомки составили знатные дома тактачиев, чулмекчиев, тимерчиев, алтынчиев и бакырчиев и в Банжде, и в Болгаре, и в Буляре, и в Нур-Суваре. В этот период было построено около тридцати городков-крепостей, в том числе на горной стороне (р. Волга) городок-крепость Кара-Джар. Все эти крепости были возведены до 924 года. В 924 году скончался эмир провинцииБеллак – печенежский князь Мардан, в память которого переименовали эту провинцию в Мардан. Позднее, в годы нашествия татар, кыпчакских тюрков и монголов марданские баджанаки (печенеги), происходившие от иранских (сабанских, сакланских и моджарских), а также урских (угорских) племен Сибири, бежали в округа провинции Беллак и Тамта-Башкорт. Под их влиянием часть кара-чирмышей стала произносить «ц» вместо «ч» (у марийцев такая разница существует в произношении горной стороны и луговой), а башкорты – «с» вместо «ч».

930 год, как пишет Мохаммед-Гали, был голодным, и к зиме положение народа стало совсем нестерпимым. Повсюду рыскали сборщики налогов и забирали у людей последние припасы. Чирмыши же совершенно истомились на нескончаемом строительстве Буляра. Даже всегда сдержанный прораб строителей, начальник крепости чирмыш Бырак (командующий чирмышами-воинами) дошел до последней степени отчаяния и воскликнул, чтобы услышали все: «О, Юмо! Если покараешь мучителя кана, то покажешь мне, что исламская вера – истинная, и я приму ее!». Об этом стало известно кану. Бырак вместе с малолетним сыном Булом, опасаясь казни, бежал на правый берег Камы на свою родину в Кашан. Здесь они услышали весть о выступлении против кана его сына (Мардана Хадаша или Хаддада) и немедленно поддержали Хаддада истреблением белемчиев (сборщиков налога) в своей округе Кашане.

Мардан был сыном кана и мурдаски (славянское племя). Раз матерью Хаддада была мурдасская бика Лелек, поэтому он пользовался любовью и доверием как мурдаских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами (русичи). А это слово возникло от сабанского слова «бат», означавшего «запад». Сабаны – ираноязычное племя, соседствовавшее со славянскими племенами кривичей и вятичей. Основным их занятием было хлебопашество, отсюда берет свое начало праздник сабанов, впоследствии заимствованный башкирами и татарами, связанный с началом и окончанием сева, с плугом, и названный «сабантуй».

Лист 9

В 944 году тяжелее всех пришлось субашам Байтюбинской провинции (административный центр – г. Буляр), и они поневоле взялись за оружие. Однако визирь не дал им никакого послабления в налогах, и тогда булярцы стали встречать чиновников так же, как врагов страны. Чиновники, лишившись возможности грабить пограничные районы, напустились на прочих с утроенным рвением, невзирая на вопли и ропот несчастных граждан державы. Немало чирмышей бежало из Буляра во главе с Булом, сыном Бырака, оставившим свой пост и силой занявшим Кашанский губернаторский дом. Прежний улугбек (губернатор) провинции – старик, тихо доживавший свой век, отдал губернию на разграбление чиновникам и с полным равнодушием слушал стенания народа.

Все субаши державы, в том числе чирмыши, кара-чирмыши, ак-чирмыши, ары (так называли себя в те времена удмурты), моджары, с радостью встретили Була, так как он был сыном чирмыша Бырака,15 лет назад крикнувшего: «О, Юмо! Если покараешь мучителя – кана...». Бул был вспыльчив, а потому поначалу хотел перерезать всю семью старого губернатора Кашанской провинции, но передумал и милостиво позволил его семье удалиться.

Самозванцу чирмышу Булу власти велели убраться вон, но тот дерзко отказался и предложил везиру Насыру дань с провинции в удвоенном размере в обмен на назначение себя официальным губернатором. К этому Бул добавил, что будет рубить всякого, кто осмелится переправиться на его сторону через Агидель (р. Каму). Везир, не найдя сил, чтобы взять Кашан, где засел Бул, скрепя сердце согласился. Бул легко справился с уплатой, так как население провинции с центром в городке-крепости Кашан утроилось за счет прибытия беженцев, и Була оставили в покое. Более того, в нем везир нашел поддержку в деле разрешения возникшего кризиса в державе.

Чирмыш Бул обладал большой физической силой, прямым и дерзким характером, вместе с тем был прекрасным организатором. Весть о бесстрашном Кашанском губернаторе, утвержденном на должности самим булгарским везиром Сеидом, мгновенно облетела всех: и кара-чирмышей, и чирмышей, и ак-чирмышей, а также арские племена страны. Недовольные потянулись в Кашан со всех округов. Видя это, кан Насыр предоставил беку Булу право назначать своих послов-наместников в северных булгарских провинциях Бийсу, Ура и Байгул для надзора за благонадежностью тамошных улугбеков-тарханов и для сбора дани. Это у Була неплохо получалось. Брат Була Алкай – второй сын Бырака, названный так, потому что родился в год лошади, сам объезжал эти провинции для проверки работы кашанских туржунов (наместников). А северных тарханов по их просьбам (и в отличие от южных или внутреннеболгарских тарханов) называли югур-тарханами (Югория). Сами югур-тарханы объясняли это тем, что так их называли еще со времен старого Булярского царства хонов (хуннов), то есть с добулгарских времен. Була, по получении им титула бека (губернатора), в официальных кругах исламского государства булгары стали называть Нуретдином. Им были построены главные крепости провинции: Канкура (Кунгур) и Каргадан, ставший центром Ура, куда съезжались северные бии для получения назначений от Була, отчета перед ним и передачи ему «подарочной дани» – мехов, морского зуба, уральского камня и шкур белька и белого медведя. А богатые купцы из Московии и Новгорода (мосхи и унджи) съезжались на реке Джук-су (р. Юг, позднее Устюг) для обмена товаром. Садумцев же (скандинавов: норвежцев и шведов), прибывавших в Булгары через Чулман дингезе (Северный ледовитый океан) за разрешением на торговлю, Бул (Нуретдин) принимал в Кашане. Садумцы эту страну называли по-арски и по-моджарски «Парма» («Бермэ» – булг.),что на их языке означало «земля леса». А к этому садумцы привыкли потому, что они по приезде в Булгар прежде самих булгар встречали сэбэрцев (северян) и воспринимали название государства на их языке. «Парма» – это пространство, земля, государственное образование, сложившееся задолго до Волжской Булгарии. В XV веке новгородские ушкуйники и купцы, а позднее окрепшее Московское государство получило ее себе. Началось с того, что в г. Чердыни на основе местного коми-пермяцкого, пермского, вогулского и пришлого русского народов возникло удельное русское княжество. В него вошли Устюг, Кунгур и другие населенные пункты. На месте поселения Колын русскими был основан г. Хлынов, впоследствии получивший название г. Вятка. Хозяйственно-культурная жизнь и обмен товарами способствовали плотным контактам с местным население, в том числе с ак-чирмышами, то есть с восточными марийцами, проживающими в бассейне Нукрат-су (р. Вятка). Река Белая до впадения в р. Каму (Чолман), а затем низовье р. Камы вплоть до впадения ее в р. Волгу называлось Ак-Идель. Волга вниз доКаспийского моря называлась Идель, а выше впадения в нее р. Камы называлась Кара-Идель, что значит – западная Идель.

В Прикамье до 865 года уже существовало, по всей вероятности, финно-угорское княжество

Лист 10

«Поршуд» («Бершуд»). Оно вошло в состав Булгарского государства как удельное княжество, в 922 году было переименовано в Кашанскую провинцию.

Ныне в Янаульском районе Республики Башкортостан есть деревня Шуд мари. Также словом Шуд (русское – чудь, Чудское озеро) булгары называли губернию в эпоху 1 эмирата на северо-западе, где проживали родственные чирмышам и арам вепсы и мары (меря). Их они называли шудцами, потому что языки племен, населявших Шуд и Бершуд, были схожими. Таким же образом в эпоху 1 эмирата булгарами была образована булгарская губерния на севере-востоке Европы на месте бывшей «Пармы». Она стала называться Бийсу (Бий-су – это булгарское название р. Печера). Бийсуйцы – коми-пермяки, зырьяне, родственные удмуртам и марийцам финно-угорские народы. Вероятно, чирмышское укрепленное поселение Колын было переименовано булгарами в мензель (крепость) Ботук, а затем в г. Нукрат (в 866 году по данным Мусы ибн Халиля).

Но вернемся на территорию княжества «Поршуд» в Прикамье, которое располагалось на берегах рек Вятка, Кама, на правом берегу нижнего течения р. Белой от устья до нынешнего города Бирск («П`рӧ») и одноименной реки П`рӧ (Бирь – русск.). Северная граница «Поршуда» проходила в районе Чепцы (она ныне протекает в Республике Удмуртия).

В VII-IX веках на месте современного города Уфа и севернее, по берегам р. Уфа (Ува) и в районе нынешнего села Кушнаренково, была область Магна-Хунгар («Великая Венгрия»). Впоследствии (IX век) древние венгры ушли на запад.

Моджары – это булгарское название части древневенгерских племен, а также одно из названий венгров. Слово «моджар» имело также форму «мадьяр», которая сохранилась до наших дней. Другая часть племени угро-мадьяр – эсэгелы – жила в приуральской провинции Волжской Булгарии до 1193 года, она называлась «Тамта» и занимала западную часть нынешнего Башкортостана: левый берег р. Белой ниже современного города г. Уфы и до р. Кама. Башкорты – первоначально ираноязычное племя, вошедшее затем в состав угров-кайсаков кимакского каганата X в., а впоследствии передавшее башкирам свое название. Под этим именем впоследствии объединились семь и более родов, в том числе некоторые финно-угорские роды и пришлые тюркские и кипчакские племена. После 1193 года «Тамта» переименована в провинцию «Башкорт» Волжской Булгарии. Эта провинция первой встретила отряды могущественных монголов с оружием в руках и остановила на какое-то время их продвижение на Волжскую Булгарию. Башкорты, как кыпчаки, гузы и другие кочевники степей, всегда были хорошими воинами на своих выносливых конях.

Но вернемся к садумцам – скандинавским купцам, прибывавшим в Булгары с севера и северо-запада. С ними вместе приходили новгородцы. По-булгарски они назывались галиджийцы. Всех в Булгарскую державу манило мягкое золото – пушнина, главное богатство лесной страны.

Одному из скандинавских купцов по имени Хальми разрешение на торговлю в Бийсу выдал сам чирмышский князь Бул, губернатор (говоря современным языком) Булгарских северных провинций. Булгары называли Халми «Йолташ», и в конце концов он стал называть себя Хальми-Таш для благозвучия на булгарском. Таким же образом образовалось слово чирмыш. Чир по-булгарски означает «воин», «солдат». Миша – правый приток р. Камы. Впервые создавая новую армию из воинов с берегов этой реки, булгары в 865 году называли их чирмыш, а аров с берегов реки Миша – мишары. Всех аров, включая меря (мара), мари горной стороны, луговой и закамской, то есть восточной, а также южных удмуртов все другие жители Волжской Булгарии стали называть «чирмыш». Все они были язычниками. Западных чирмышей называли кара-чирмыш (кара – запад; черный; крупный, сильный, могучий (булг.). Ак-Чирмыш – чирмыши, принявшие ислам, а также восточные, белые, светлые, серебряные (булг.). До наших дней сохранились у марийцев выражения: шем мари, ош мари, чи мари – корни этих понятий кроются в средневековом Волжском государстве, они соответствуют болгарским словам кара чирмыш, ак чирмыш, чирмыш (военнообязанный).

В целом чирмыши – это государственные военнообязанные крестьяне, еретики, варвары, «мужики» – в жаргоне булгар и крупных феодалов-вотчинников, уланов. Чирмыш во время военных действий назывался также гузаром или айдаром, так как был легковооруженным всадником и приписывался к определенной воинской части. Чирмыши и другие арские племена в Булгарском государстве в эпоху 1-го эмирата (865-1236 годах) были основным источником поставки солдат для армии державы. Особенно усилилось давление на язычников в Булгарском государстве во времена ревностного мусульманина улугбека Абдаллаха из города Буляра – центра булгарской губернии Байтюбы или «Чирмышана», как иногда называли этот иль потому, что губерния была расположена

Лист 11

на закамских территориях Булгарского государства. Улугбек Абдаллах после своей реформы ак-чирмышей и новоприбывших субашей (привилегированных государственных мусульман) оставил в разряде чирмыш и субаш, а вот всех немусульман обратил в кара-чирмышей и стал брать с них тройной налог. Несчастные язычники, кара-чирмыши, особенно ары (удмурты) и сербийцы (чуваши) пробовали бежать, иногда целыми семьями, но батликские (ветлужские) чирмыши, условно принявшие ислам, кукжакские (кокшагские, луговые) мари, моджары, мишары их безжалостно ловили и выдавали улугбеку (губернатору) за вознаграждение и благосклонность к себе. Словом, предавали своих. Абдаллах некоторых возвращал обратно, а наиболее непокорных продавал в рабство феодалам (казанчиям) и приезжим иноземным купцам. Таковы были нравы того времени. Работорговля приносила огромный доход.

На юго-востоке же положение было катастрофичным. Тамта была наполовину опустошена, а в Байтюбе с центром в г. Буляр уцелела только четвертая часть земли. Набеги тюркмен-кыпчаков, кимаков и башкир, а также непомерные и незаконные поборы своих беков разоряли субашей, чирмышей, средних и мелких купцов и мастеров, не говоря уже о язычниках и прочих жителях восточных и юго-восточных провинций державы.

Улугбек Абдаллах (везир) едва поддерживал роскошную жизнь царского двора во главе с царем (каном), которому было наплевать на своих подданных и государственные дела. Администрация кана вводила всё новые налоги и поборы. Так был введен «откупной налог» за непосещение округов каном. И при этом кан Мохаммед, славившийся своим капризным нравом, часто не слушал советов улугбека и отправлялся в уже откупленный округ. А кто мог отказать кану или посетовать на грабеж? Жалобщики попросту исчезали... Люди поговаривали, что единственное, чем питается народ в царствование Мохаммеда – это анекдоты о похождениях кана...

Таково было положение чирмышей в Волжской Булгарии в первый период её существования, пока не пришла с Востока новая могучая волна кочевников, поднятая Великим Чингисханом. Этот монголо-татарский ураган изменил уклад жизни Волжской Булгарии. Менялся племенной состав власти, хозяев крупных землевладений и т.д. На исторической арене державы появляются татары, кипчаки, монголы, новгородские ушкуйники. Наступил второй период – Золотоордынский, продлившийся с 1236 по 1437 год. В эти годы роль чирмышей в Булгарской державе отодвигается на второй план. Этот период историки назовут эпохой II-го эмирата Волжской Булгарии, предшествующей II-му и последнему периоду Волжской Булгарии – Казанскому Ханству (1437-1557 гг.), когда вновь чирмыши выходят на историческую арену, выдвигают ярких лидеров из своей среды и последний раз проявляют себя как «свирепые воины», оправдывая тем самым своё название «чирмыш», данное им когда-то тюрками-булгарами. В данном очерке мы ограничились только освещением истории средневековых марийцев первого периода Волжской Булгарии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.033 с.)