Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

  УТВЕРЖДАЮ Директор УО МГТК   _____________________Г.В.Космач «_____»_________________20___г.

 

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения 4 курса по специальности 2- 25 01 10 «Коммерческая деятельность»

 

 

Минск

Автор: Гузун Н.Ю., преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж»

 

Рецензент: Игнатик Е.А., преподаватель УО «Минский государственный торговый колледж»

 

Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины «Экономика организации», утверждённой директором УО МГТК 22.11.2010 г.

 

 

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии

экономических дисциплин

Протокол № _____ от ___________20____г.

Председатель ____________________Игнатик Е.А.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

   
1. Пояснительная записка___________________________________________________3  
2. Примерный тематический план дисциплины_________________________________4  
3. Методические рекомендации по изучению дисциплины_______________________7  
4. Методические указания по выполнению домашней контрольной работы ________26    
5. Перечень вопросов для подготовки к экзамену ______________________________34  
6. Перечень рекомендуемой литературы______________________________________36  

 

Пояснительная записка

 

Программа дисциплины «Экономика организации» рассматривает вопросы экономики торговых организаций всех форм собственности в условиях рыночных отношений. Программа, состоящая из введения и 19 тем, раскрывает сущность торговой деятельности, планирования, товарных ресурсов. Большое внимание уделяется розничному и оптовому товарообороту, товарным запасам, издержкам обращения, механизму получения валового дохода. Изучаются вопросы ценообразования, получения прибыли, её планирования и распределения, вопросы оплаты труда, основные и оборотные средства предприятия.

Назначение данной программы – сформировать у учащихся современный тип экономического мышления и поведения, умение самостоятельно принимать решения, формировать цели развития торговой организации, определять целенаправленную ценовую, финансовую политику в условиях рынка.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

содержание экономической работы в торговой организации, о системе экономической информации, внешней и внутренней среде субъектов хозяйствования;

сущность экономических аспектов функционирования торговой организации на внутреннем рынке Республики Беларусь;

механизм регулирования деятельности торговых организаций в Республике Беларусь;

экономический механизм функционирования торговой организации;

основные подходы к планированию количественных и качественных показателей деятельности торговой организации.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны уметь:

выполнять расчеты технико-экономических показателей деятельности организации;

рассчитывать затраты на реализацию продукции и обосновывать цены на товары;

выполнять расчеты по планированию основных показателей деятельности организации;

определять финансовые результаты торговой деятельности и оценивать эффективность деятельности организации;

принимать эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации.

Изучение дисциплины строится на сочетании теоретического и практического обучения. Дисциплина «Экономика организации» тесно взаимосвязана с «Финансами организации», «Анализом хозяйственной деятельности», «Бухгалтерским учетом», «Основами экономической теории».

Учебным планом предусмотрено выполнение домашней контрольной работы. Дисциплина изучается в течение одного семестра. По окончании курса учащиеся сдают текущий экзамен, а по окончании всего периода обучения дисциплина «Экономика организации» выносится на комплексный государственный экзамен по специальности.

Основной является самостоятельная работа учащихся по изучению программного материала, поэтому прежде всего необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями, в которых обращается внимание на основные вопросы темы, даются рекомендации по работе с учебной литературой. В межсессионный период учащиеся должны изучить и законспектировать вопросы, предусмотренные учебной программой для самостоятельной работы.

После изучения теоретического материала темы необходимо ответить на вопросы, помещенные в конце темы и затем приступать к изучению следующей темы.

Предусмотренные программой практические работы выполняются в период зимней экзаменационной сессии.

 

 


 

Примерный тематический план

по дисциплине «Экономика организации»

Содержание программы

Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений. Эффективность и производительность труда в торговле. План по труду, его разделы и показатели. Планирование численности торговых работников.

Методические рекомендации

Трудовые ресурсы — население в трудоспособном возрасте, обладающее физическими и духовными данными, профессиональными и общеобразовательными знаниями и навыками для работы в народном хозяйстве. Трудоспособный возраст: от 16 до 60 (мужчины), от 16 до 55 (женщины). Трудовые ресурсы предприятия — работники, прошедшие специальную подготовку, имеющие опыт и навыки в труде.

Трудовые отношения регулируются через рынок труда. Рынок труда характеризуется системой экономических отношений по поводу распределения, перераспределения и воспроизводства рабочей силы, подготовки и переподготовки кадров и трудоустройство работника. В качестве товара на рынке труда выступает рабочая сила. Благодаря функционированию рынка труда обеспечивается согласование интересов работников и нанимателей, формирование профессионально-квалифицированной структуры трудовых ресурсов, поддержание определенного равновесия между спросом и предложением рабочей силы и соответствующего уровня занятости.

Основным средством регулирования трудовых отношений на предприятии является коллективный договор. Коллективный договор - локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работающими у него работниками. Помимо этого, регулирование трудовых отношений строится на соглашениях. Соглашение - нормативный акт, содержащий обязательство по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Правовую основу регулирования трудовых отношений составляют Конституция РБ, Трудовой кодекс и другие законодательные акты о труде, законы «О предприятиях», «Об АО, ООО, ОДО» и др. Важное значение в настоящее время имеют меры по социальной защите трудящихся.

Для обеспечения социальной гарантии в области занятости населения в РБ создана государственная служба содействия занятости населения. Торговые предприятия участвуют в образовании фонда содействия занятости населения путём отчисления в этот фонд средств в размере 1% от фонда заработной платы.

Труд в торговле имеет особенности, обусловливающиеся спецификой экономических отношений в этой сфере. Затрачиваемый в торговле труд общественно необходим и направлен на увеличение или сохранение стоимости уже созданных товаров. Исходя из функций, выполняемых торговлей, трудовые процессы в ней можно разделить на два вида: 1. Связанные со сменой форм стоимости товара. 2. Связанные с продолжением и завершением процессов производства в сфере обращения. Как и в любой другой отрасли в торговле совокупные затраты делятся на затраты живого и овеществленного (прошлого) труда. Труд в торговле характеризуется следующими особенностями: наличие больших затрат живого труда, нервное и эмоциональное напряжение работников, занятых реализацией товаров, влияние на объем деятельности вероятностных факторов, приводящих либо к неизбежным простоям, либо к повышенной напряженности труда работников, специфика результата труда заключается не в продукте, а в торговой услуге, особенность структурного состава трудовых ресурсов (преимущественно женский).

На конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия оказывают большое влияние эффективность использования трудовых ресурсов. Эффективность труда предполагает соизмерение полученного экономического эффекта с затратами живого труда. Эффективность труда в торговле - достижение наилучших результатов в труде выражающиеся в наиболее полном и качественном удовлетворении спроса на товары и услуги при минимальных издержках обращения. Основными показателями, характеризующими экономическую
эффективность труда, являются:

1. Производительность труда (выработка) = объём товарооборота: среднесписочная численность работников

2. Трудоёмкость = 1 / производительность труда

3. Уровень расходов на заработную плату = фонд заработной платы: объем товарооборота *100

4. Удельный вес расходов на зарплату = сумма издержек обращения по статье №3, т.е. расходы на оплату труда: общая сумма издержек обращения * 100

5. Прибыль на одного работников = БП (ЧП): среднесписочная численность работников

6. Прибыль на одну денежную единицу фонда заработной платы = ЧП (БП): фонд заработной платы.

7. Интегральный показатель = √ производительность труда * прибыль на одного работника.

К показателям социальной эффективности труда относят такие показатели, как сокращение издержек потребления, оптимальность использования рабочего времени, повышение качества торгового обслуживания и др.

Важнейшим показателем эффективности использования трудовых ресурсов является производительность труда. Производительность в общем виде - соотношение между количеством реализуемых товаров и затратами рабочего времени. Производительность труда бывает индивидуальной и коллективной. Производительность труда измеряется в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых измерителях. Уровень и динамика производительности труда зависит от многих внешних и внутренних факторов. Повышение производительности труда имеет большое значение, как для развития экономики стран, так и для конкретного предприятия. От уровня производительности труда зависят потребность в кадрах, уровень расходов на оплату труда, издержки обращения, товарооборачиваемость и, в конечном счете, на рентабельность работы. Рост производительности труда позволяет сократить затраты труда на единицу товарооборота, снизить издержки обращения, повысить рентабельность.

Существует три направления факторов роста производительности труда:

материально-технические; организационно-экономические (обусловленные совершенствованием организации труда, производства и управления); социально-психологические.

Рост производительности труда сам по себе не является самоцелью предприятия. Важно обеспечить рост выработки на одного работника при одновременном повышении культуры торговли.

Составной частью плана коммерческой деятельности торгового предприятия является план по труду, в котором предусматривает потребность в кадрах для выполнения намечаемых объемом работ и др.
видов деятельности, сумма расходов на заработную плату, расчетные задания по производительности труда. План по труду содержит следующие показатели: среднемесячная численность работников; средний оборот одного работника; фонд заработной платы в сумме и в % к товарообороту; средняя заработная плата на одного работника.

Все показатели плана по труду определяются каждым торговым предприятием самостоятельно с учетом условий работы и экономической целесообразности осуществления хозяйственных мероприятий. Исходными предпосылками для составления плана по труду являются:

1.Прогнозируемый объем хозяйственной деятельности (объем товарооборота, грузооборота, объем выпуска продукции).

2.План развития материально-технической базы предприятия.

3.Анализ и оценка показателей по труду за текущий и предшествующий периоды.

4.Нормативные документы по вопросам труда и заработной платы (трудовой кодекс, минимальная заработная плата и т.д.)

Для учета и планирования показателей по труду различают списочную, явочную и среднесписочную численность работников.

Списочная численность - численность всех работников, состоящих в списках торговой организации.

Явочная численность - количество работников, которые должны находиться на рабочих местах при установленном режиме работы предприятия.

Среднесписочная численность - численность персонала, определяемая в среднем за период.

Разработка прогнозных расчетов по труду включает:

1. Определение среднесписочной численности работников по предприятию и его структурным подразделениям. Составление штатного расписания.

2. Расчет фонда заработной платы.

Составление плана по труду начинается с определения численности работников и составления штатного расписания. Штатное расписание - документ, который утверждается руководителем организации и включает перечень должностей, количество работников по каждой должности, должностные оклады, надбавки и фонд заработной платы. В штатном расписании показывается вся численность работников.

По функциональному составу численность работников подразделяется на три группы:

1) Руководители и специалисты (административно-управленческий аппарат) => директор, главный бухгалтер.

2) Торгово - оперативный персонал (зав. отделом, секцией; их заместители; продавцы; кассиры-контролёры и т.д.)

3) Вспомогательный персонал (уборщики, грузчики, лифтеры)

Расчет общей численности работников на планируемый год может проводиться с помощью нескольких методов:

- по коэффициенту эластичности

1)К эластичности = % ∆ численности работников: % ∆ товарооборота

2)Темп прироста численности работников в планируемом году = К эластичности * Темп прироста товарооборота в планируемом году

3)Планируемая численность = численность работников отчетного года* (100 +Темп прироста численности в планируемом году): 100

- с использованием уровня затрат на единицу товарооборота (индекса трудоемкости).

1)Индекс численности план. = индекс товарооборота в планируемом году * индекс трудоемкости план.

2)Численность работников плановая = численностъ работников отчётного года* индекс численности план.

- на основе прогноза темпов товарооборота и производительности труда

1)Индекс численности план = индекс товарооборота в планируемом году: индекс производительности труда план.

2)Численность работников плановая = численностъ работников отчётного года *индекс численности план.

- на основе явочной численности и планового фонда рабочего времени:

1) Явочная численность = условное количество рабочих мест * продолжительность работы магазина в неделю с учетом подготовительно-заключительных операций (в часах): продолжительность рабочей недели по законодательству (40 часов)

2) Плановый фонд рабочего времени одного торгового работника = количество календарных дней в году — выходные дни — праздничные дни

3) Реальный фонд рабочего времени = плановый фонд рабочего времени одного работника — число дней очередного и дополнительного отпусков — число дней не выхода на работу по болезни и другим уважительным причинам.

4) Среднесписочная численность работников = явочная численность работников * плановый фонд рабочего времени: реальный фонд рабочего времени

При определении численности руководящих, инженерно-технических работников и специалистов исходят из штатного расписания, хозяйственной целесообразности, рекомендаций и нормативов по этим вопросам.

После определения плановой численности работников приступают к планированию производительности труда:

Производительность труда = прогнозируемый товарооборот: прогнозируемая численность

Кроме того, при планировании производительности труда могут быть использованы экономико-статистические и экономико-математические методы.

 

· Практическая работа №12. Планирование численности торговых работников.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие трудовых ресурсов.

2. Раскройте сущность эффективности и производительности труда.

3. Приведите классификацию торговых работников по функциональному составу.

4. Какие показатели содержит план по труду?

5. Как определяется плановая численность работников торговой организации?

Содержание программы

Организация оплаты труда в торговле. Формы и системы оплаты.

Тарифная система, ее составляющие.

Методические рекомендации

Заработная плата представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежной и (или) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Организация оплаты труда включает в себя: нормирование труда, тарифную систему, формы и системы оплаты труда, надбавки и доплаты к заработной плате.

Основные принципы организации оплаты труда:

1. Объективность – реальный учёт вклада работника в общие результаты труда коллектива.

2. Комплексность – взаимосвязь всех элементов организации оплаты труда, использование всех имеющихся форм поощрения качественного труда работников.

3. Оплата труда на уровне, обеспечивающем воспроизводство рабочей силы и создание условий для роста индивидуальной зарплаты за счёт трудовых усилий работников.

4. Дифференциация оплаты труда с учётом характера, содержания, сложности, интенсивности и эффективности труда.

5. Учёт общих условий труда и отдыха и др. специфических особенностей, характерных для отдельных отраслей народного хозяйства.

6. Равная оплата за равный труд.

7. Обеспечение роста зарплаты при снижении её расходов на единицу продукции или товарооборота и повышение гарантированности выплаты за счёт улучшения результатов деятельности торгового предприятия.

8. Соизмерение темпов роста заработной платы и производительности труда и обеспечение опережающего роста производительности труда.

9. Гибкость и оперативность.

10. Простота и доступность.

11. Учёт мнения коллектива при организации оплаты труда на предприятии, особенно при распределении премий и надбавок.

В Республике Беларусь действует Республиканская тарифная система (РТС). РТС – совокупность нормативных актов, с помощью которых осуществляется дифференциация и регулирование заработной платы различных групп работников в зависимости от квалификации, условий, тяжести, интенсивности выполнения работ, а также ответственности за их проведение и результативность. РТС состоит из трёх элементов:

1. Единая тарифная сетка (ЕТС) – совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, на основе которых определяются размеры тарифных ставок и окладов.

2. Единый тарифно – квалификационный справочник (ЕТКС) – документ, в котором протарифицированы все основные виды работ и профессий рабочих, специалистов, руководителей. В ЕТКС указываются профессия, разряд, даётся характеристика работ, относящихся к определённой профессии, разряду, приводятся примеры работ, требования к знаниям работника. Для руководителей, специалистов, рабочих высокой квалификации указываются квалификационные требования, требования к уровню подготовки и стажу работы по специальности.

3. Тарифные ставки и оклады. Тарифная ставка – выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда работника за определённый период времени. Оклад определяется на основе тарифной ставки 1 разряда и тарифных коэффициентов. Оклад = тарифная ставка 1 разряда ∙ тарифный коэффициент

Для усиления материальной заинтересованности работников в успешной работе предприятия может использоваться бестарифная система оплаты труда.

Выделяют две основные формы оплаты труда:

1. Повременная – форма оплаты труда, при которой зарплата начисляется работнику по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Зарплата = тарифная ставка в единицу времени * фонд фактически отработанного времени

Различают следующие системы повременной оплаты труда:

1) Простая повременная – зарплата начисляется при условии полного выполнения функций и заданий.

2) Повременно – премиальная – работник получает не только тарифную зарплата, но ещё и премию.

3) Повременно – премиальная с нормированным заданием.

2. Сдельная – при данной форме оплаченный труд измеряется выработанной продукцией. Зарплата начисляется за каждую единицу произведённой продукции (шт, кг, м и т.д.)

Зарплата = сдельная расценка за единицу продукции * количество продукции

Различают следующие системы сдельной оплаты труда:

1) Прямая сдельная – зарплата определяется по расценке за количество продукции.

2) Сдельно – премиальная – предусматривает дополнительные выплаты премии за достижение количественных и качественных показателей.

3) Сдельно – прогрессивная – предусматривает увеличение сдельных расценок по соответствующей шкале при перевыполнении работником установленного задания.

4) Сдельно – регрессивная

5) Косвенная сдельная

6) Аккордная – зарплата начисляется за объём выполненной работы.

В торговых организациях могут применяться смешанные формы оплаты труда.

Зарплата по способу расчётов с работниками может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). При коллективной оплате труда зарплата начисляется определённой группе работников, а затем распределяется между членами трудового коллектива в соответствии с отработанным временем и уровнем квалификации, а премии – с помощью коэффициента трудового участия (КТУ)

Для оплаты труда руководителей и специалистов может применяться контрактная форма оплаты труда.

Фонд заработной платы – сумма всех расходов организации на оплату труда как в денежной, так и в натуральной формах. В состав фонда заработной платы включаются следующие выплаты:

а) зарплата за выполненную работу и отработанное время;

б) поощрительные выплаты;

в) выплаты компенсирующего характера;

г) оплата неотработанного времени;

д) отдельные выплаты социального характера.

Источники средств для выплаты заработной платы:

1.средства на оплату труда, включаемые в издержки обращения

2. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

3. средства специального назначения и целевые поступления

Вопросы для самоконтроля:

1.Что включает организация оплаты труда в торговле?

2.Раскройте сущность тарифной системы, перечислите и охарактеризуйте ее элементы.

3. Охарактеризуйте формы и системы оплаты труда.

4. Раскройте сущность и состав фонда заработной платы.

5. Назовите источники для выплаты заработной платы.

Содержание программы

Цена, ее функции и роль в условиях рыночной экономики. Виды цен. Государственное регулирование цен в Республике Беларусь. Формирование отпускных и розничных цен на товары. Структура отпускной и розничной цены, экономическая характеристика ее основных элементов.

Методические рекомендации

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Рыночная цена представляет собой сумму денег, за которую продавец хочет продать свой товар, а покупатель готов купить его.

Цены обслуживают все уровни управления экономикой и играют активную роль в сферах микро-, макро- и интерэкономики.

Цены выполняют ряд важных функций:

- распределительную и перераспределительную,

- стимулирующую,

- планово-учетную,

- информационную,

- функцию сбалансирования спроса и предложения.

Цены различаются в зависимости от способа установления; принадлежности товара к определенной отрасли; территории распространения; стадии товародвижения; срока действия; категории населения и т.д.

Согласно Положения о порядке применения цен и тарифов (Постановление Министерства Экономики РБ № 43 от 22.04 1999г.) отпускные цены на товары народного потребления формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктуры рынка. Розничные цены на товары формируются субъектом хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю, исходя из:

- отпускной цены предприятия- изготовителя или цены импортера;

- оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории РБ у оптовых поставщиков);

- торговой надбавки, определяемой субъектом хозяйствования исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной цене предприятия- изготовителя или цене импортера, но не выше 30% с учетом оптовой надбавки.

По социально-значимым товарам регулирование надбавок осуществляется Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом.

Отпускная цена предприятия-изготовителя (ОЦ изг) в обобщенном виде исчисляется по формуле:

ОЦ изг = С + П + А + НДС изг,

где С – себестоимость продукции; П – прибыль; А- сумма акцизного налога; НДС изг – налог на добавленную стоимость производственного предприятия.

Розничная цена (РЦ) определяется по формуле:

РЦ = ОЦ изг + ОН + ТН + НДС розн,

где ОН – оптовая надбавка; ТН – торговая надбавка; НДС розн - налог на добавленную стоимость розничного предприятия. Основная ставка налога на добавленную стоимость – 20%, пониженная ставка НДС для товаров первой необходимости – 10%.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью косвенного и прямого регулирования.

К косвенному регулированию относятся экономические меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы, влияющие на уровень и динамику цен.

Прямое регулирование цен осуществляется путем установления “ценового потолка”, “ценового пола” и “коридора цен”.

· Практическая работа №13. Порядок формирования цен на товары народного потребления.

· Практическая работа №14. Порядок формирование цен на товары импортного производства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте сущность и функции цены.

2. Назовите виды цен.

3. Перечислите элементы отпускной цены

4. Перечислите элементы розничной цены.

5. Как осуществляется государственное регулирование цен?

Тема 6.1. Валовой доход

Содержание программы

Валовой доход, его сущность, значение в экономике торговой организации. Источники образования валовых доходов торговой организации. Торговые надбавки, порядок их формирования. Факторы, влияющие на валовой доход. Планирование валового дохода.

Методические рекомендации

Осуществление торговой деятельности на принципах хозяйственного расчета предполагает как покрытие издержек обращения, так и получение доходов, обеспечивающих самофинансирование торговой организации, т.е. решение производственных и социальных задач за счет собственных источников финансирования. Это возможно в том случае, если организация имеет стабильный источник доходов. Для торговой организации в качестве такого источника может выступать валовой доход от основной деятельности. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товаров, которая предназначена для покрытия издержек обращения и образования прибыли.

Общая сумма дохода торговой организации складывается из 2-х видов доходов:

1)валовой доход от реализации товаров

2)валовой доход от прочих видов деятельности, к которым можно отнести: доходы производственных предприятий от реализации товаров, услуг, работ; доходы автотранспортных предприятий; доходы предприятий бытового обслуживания; доходы тарных баз; доходы от строительных и ремонтных работ; доходы от внереализационных операций.

Валовой доход (ВД) торговой организации это разница между денежной выручкой от реализации товаров и их покупной стоимостью.

Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации товаров к объему товарооборота, умноженное на 100%.

Уровень ВД = Сумма ВД: Объём товарооборота * 100

Объем валового дохода зависти от объема, состава, структуры товарооборота, уровня цен закупки, объема дополнительных услуг, звенности товародвижения, уровня торговых надбавок и др.

Источники образования валового дохода:

1.Торговая надбавка (ТН) является основным источником формирования валового дохода. Она устанавливается в процентах к отпускной цене изготовителя, не включающей налог на добавленную стоимость. Торговая надбавка формируется исходя их издержек обращения, прибыли, налогов и отчислений и не может превышать 30%. ТН должна определяться с учетом конъюнктуры рынка, соотношения между спросом и предложением на конкретный товар, размера свободной отпускной цены, издержек обращения, прибыли, условий расчетов.Торговая надбавка зависит от вида товара, срока реализации, потребительских качеств. Функции ТН: учет затрат труда по реализации товаров, стимулирование хозяйственной деятельности, перераспределение чистого дохода между промышленностью и торговлей.

Содержание программы

Прибыль, ее сущность, функции, источники образования. Виды прибыли. Рентабельность, ее определение. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торговой организации.

Методические рекомендации

Деятельность торговой организации, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить прибыль. Прибыль в условиях рынка - конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности организации. Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир деятельности предприятия, источник формирования различных средств, инструмент расчета чистого дохода общества.

Как результативный (оценочный) показатель, прибыль характеризует эффективность деятельности предприятия.

Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании национального дохода.

Как количественный показатель она представляет собой разность между ВД и расходами предприятия.

Понятие «прибыли» имеет разные значения с позиции предприятия, потребителя, государства, но во всех случаях оно означает выгоду. Прибыль позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников, собственников.

Основные функции прибыли:

1.Оценочная - учитывает эффективность использования ресурсов предприятия, рост или снижение объемов деятельности, успех или неудачу в бизнесе.

2.Стимулирующая - прибыль является источником экономического стимулирования деятельности предприятия и его работников.

Значение прибыли для организации заключается в следующем:

1.Прибыль выступает источником финансовых ресурсов.

2.Прибыль служит источником образования средств предприятия и выступает фондообразующим фактором.

3.Прибыль- источник материального стимулирования трудового коллектива.

4.Прибыль- источник трудовых и социальных льгот работников.

5.Прибыль выступает источником образования имущества, капитала.

Целью деятельности любой коммерческой структуры в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие.

Источники образования прибыли:

В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. В большинстве случаев прибыль является результатом реализации (производства) товара или услуги, основанной на привлечении нескольких факторов и, прежде всего, труда и капитала. Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны, они связаны между собой и выделить чистое их содержание сложно. В большинстве случаев, получение прибыли - результат реализации товара или услуги. Кроме того, источниками образования прибыли являются: предпринимательская способность, внедрение инноваций, достижение оптимальных объемов деятельности, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств.

Виды прибыли:

1.Экономическая - разность между валовыми доходами и экономическими издержками (явными и неявными)

ЭП = ВД – экономические издержки

2.Бухгалтерская - разность между ВД и бухгалтерскими издержками (явными)

Бух. П = ВД – бухгалтерские издержки

Экономическая R

Эк. R = БП: (Основные средства + Оборотные средства + ФЗП) • 100

R собственного капитала

R ск = ЧП: Среднегодовая стоимость собственного капитала • 100

R общих инвестиций

R ои = БП: (Среднегодовая стоимость собственного капитала + среднегодовая стоимость долгосрочных обязательств) • 100

R на вложенный капитал

R вк = ЧП (БП): Среднегодовая стоимость вложенного капитала • 100

R затрат живого труда

R зжт= БП (ЧП): ФЗП• 100

8. Прибыль на одного работника = БП (ЧП): Среднесписочная численность работников

9. Маржа прибыли показывает долю чистой прибыли в валовом доходе

МП (RВД) = ЧП: ∑ВД • 100

На размер прибыли и рентабельности влияют 2 группы факторов:

1. Внешние - уровень развития экономики страны, природные (климатические), транспортные условия, тарифы на услуги, торговые надбавки, скидки, изменение цен на сырье, топливо, материалы и другие факторы.

2.Внутренние -результаты коммерческой деятельности, эффективность заключения сделок, объём, состав, структура товарооборота, эффективность использования основных и оборотных средств, валовой доход, издержки обращения, производительность труда и другие факторы.

К резервам роста прибыли и рентабельности можно отнести: рост товарооборота, ускорение товарооборачиваемости и оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.154 с.)