ТОП 10:

Распространение Бон в Жанг Жунг и Тибете



 

Первые бонские писания были принесены в Жанг Жунг шестью учениками Мучо Демдруга (му чо лдем друг), преемника Тонпы Шенраба. Вначале они были переведены на язык жанг жунг, а позже — на тибетский. Работы, включенные в канон Бон, каким мы его сейчас знаем, написаны на тибетском языке, но некоторые из них, особенно старые работы, сохраняют названия и иногда целые фрагменты на языке жанг жунг.

До седьмого века Жанг Жунг существовал как отдельное государство, занимавшее земли к западу от центральных тибетских провинций У (дбус) и Цанг (гтсанг), известные сейчас как Западный Тибет. Исторические свидетельства неполны, но есть несколько надежных указаний на то, что оно могло занимать обширную территорию, тянувшуюся от Гилгита на западе до озера Намцо (гнам мцхо) на востоке и от Хотана на севере до Мустанга на юге. Столицей государства Жанг Жунг было место, именовавшееся Кхьюнглунг Нгулкхар (кхьюнг лунг днгул кхар), “Серебряный Дворец долины Гаруды”, руины которого можно найти в верхней долине Сутлеж к юго-западу от горы Кайлаш. Население государства Жанг Жунг говорило на языке, относящемся к китайско-тибетским языкам тибетско-бирмансжой группы.

Похоже, что страна управлялась царской династией, прекратившей свое существование в восьмом веке, когда последний царь, Лигмирья (лиг мьи рхья или лиг ми ргья) был убит царем Сонгстеном Гампо, и Жанг Жунг стал составной частью Тибета. Со времени присоединения Жанг Жунг постепенно тибетизировался, и его язык, культура и многие верования были интегрированы в общие рамки тибетской культуры. Через Жанг Жунг, который географически располагался близ великих культурных центров Центральной Азии, таких как Гилгит и Хотан, в Тибет проникли многие религиозные и философские концепции.

С ростом интереса к буддийской религии, основанием монастыря Самье (бсам яс) в 779 году и укоренением Буддизма как главной религии, делались серьезные попытки искоренить религию Бон и снизить к ней интерес. Однако приверженцы Бон среди знати и особенно среди простого народа, которые на протяжении многих поколений придерживались этой традиции, сохранили свои религиозные убеждения, и Бон выжил. В седьмом и восьмом веках, которые были особенно трудным временем, многие бонские священники покинули Центральный Тибет, предварительно тщательно спрятав священные писания во избежание их уничтожения и с целью сохранения их для будущих поколений. Дренпа Намкха (дран па нам мкха'), один из величайших представителей Бон тех времен, принял буддийскую религию, чтобы не быть убитым и ради сохранения учений Бон в тайне.

Что касается периода между восьмым и одиннадцатым веками, мы не знаем практически ничего о развитии Бон в это время. Возрождение этой религии началось с обнаружения ряда важных текстов, составленных Шенченом Луга (гшен чен клу дга’, 969-1035) в 1017 году. Благодаря ему Бон стал полностью систематизированной религиозной традицией. Шенчен Луга родился в семье Шен, берущей свое начало от Конгтши Вангдена (конг тша дбанг лдан), одного из сыновей Тонпы Шенраба. Потомки этого выдающегося рода, принадлежащего традиции Бон, и по сей день проживают в Тибете.

Шенчен Луга имеет большое количество последователей. Трем из своих учеников он поручил продолжение трех различных традиций. Первому, Дручену Намкха Юнгдрунгу (бру чен нам мкха' гьюнг друнг), принадлежавшему династии Дру, мигрировавшей в Тибет из Друша (“бру ша” — тибетское наименование Гилгита), он поручил учение космологии (Дзопу; мдзод пхуг) и метафизики (Гапа; габ па). Ученик Намкха Юнгдрунга в 1072 году основал монастырь Йеру Венсака (гьяс ру дбен са кха). Этот монастырь продолжал оставаться великим просветительским центром до 1386 года, когда он был сильно поврежден наводнениями и позже закрыт. С закатом Йеру Венсака династия Дру продолжала всячески поддерживать традицию Бон, но в девятнадцатом веке произошло вымирание этого рода, когда во второй раз в этой семье было обнаружено воплощение Панчен Ламы. (Первым воплощением был Второй Панчен Лама, родившийся в 1663 году, и вторым воплощением — Пятый Панчен Лама, родившийся в 1854 году).

Второму ученику, Жуйе Легпо (жу йас легс по), было поручено хранить учения и практики Дзогчен. Он был основателем монастыря Кйикхар Рижинг (скйид мкхар ри жинг). Потомки рода Жу сейчас живут в Индии.

Третий ученик, Патон Палчог (спа стон дпал мсход), взял на себя обязанность по сохранению тантрических учений. Члены династии Па переселились из Цанга в Кхам, где они живут и по сей день.

Меукхепа Палчен (рме'у мкхас па дпал чен, род. в 1052 г.), выходец из рода Меу, основал монастырь Жангри (жанг ри), который стал также центром изучения философии. Таким образом, в период с одиннадцатого по четырнадцатый века приверженцы Бон располагали четырьмя крупными центрами, все они находились в провинции Цанг.

В начале пятнадцатого века изучение религиозных идей получило серьезную поддержку благодаря открытию в 1405 году монастыря Менри великим бонским учителем Ньяме Шерабом Гьялценом (мньям мед шес раб ргьял мтшан, 1356–1415). Монастырь Менри, а также два упомянутых ниже монастыря оставались крупными учебными центрами до захвата Тибета Китаем в 1959 году. Монастырь Юнгдрунг Линг был основан в 1834 году, и чуть позже — монастырь Кхарна (мкхар сна), оба недалеко от Менри. Под влиянием этих монастырей как центров обучения и религиозного вдохновения, много других монастырей было открыто по всему Тибету (кроме центральной провинции У), особенно в Кхьюнгпо, Кхаме, Амдо, Гьяронге и Хоре. К началу двадцатого века в Тибете насчитывалось уже триста тридцать бонских монастырей.

 

Ньяме Шераб Гьялтсен[124]

Приложение 3







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.60.226 (0.004 с.)