Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Упоминание о выступлении мир саййида али в кашгар и о взятии им Кашгара
В те дни большая часть Манглай Субе, так уже было описано, находилась под властью дуглатов, а Андижан и Кашгар были возвращены в ведение самаркандского дивана. В пределах Иссик Куля из-за разных перемен царил беспорядок. Остальные [территории] преимущественно находились в руках эмиров дуглатов. В то время в Аксу, Кусане(Приведено по Л2 41б; Л3 26б) и Баи сидели брат и двоюродные братья Мир Саййида 'Али. Мир Саййид 'Али прибыл в Аксу, оставил в Аксу свою семью, а сам направился в Кашгар. Об этом ходят различные рассказы. Когда Мир [Саййид 'Али] прибыл в Аксу, между ним и его братьями 'Адил Мумин мирзой и Саййид Махмуд (Приведено по Л2 416; Л326б) мирзой начались распри. В конце концов он одержал верх над всеми и произошло тяжкое истребление его родственников. При описании этого [события] / 44а / ходили противоречивые рассказы, и мы не будем подробно освещать их. Смысл этих рассказов таков, что после победы над родственниками Мир Саййид 'Али направился в Кашгар. Семь тысяч человек находились на службе у Мир [Саййида 'Али]. Когда он достиг пределов Кашгара, Хаджи Мухаммад Шаиста с тридцатью тысячами всадников и пеших выступил из Кашгара в Уч-Бархан, находящийся в трех фарсахах от Кашгара, чтобы оказать ему сопротивление. Но при первом же натиске Мир [Саййида 'Али] они обратились в бегство. Могол догонял чагатая 77, а чагатай до того, как могол наносил ему удар, бросал оружие и взывал [о пощаде], и потому тот бой получил название “Салай бегим”, что означает: “О господин, я бросаю [оружие]”. Бой “Салай бегим” — одно из самых знаменитых сражений в тех краях, стал датой отсчета времени. [102] Люди Кашгара, беженцы, укрылись в цитадели, а Мир [Саййид 'Али] все, что нашел вне [цитадели], разграбил, разорил и ушел. На следующий год он пришел во время всхода хлебов, но никто не осмелился выйти к нему. Хаджи Мухаммад Шаиста засел в крепости. Мир Саййид 'Али разграбил окрестности Кашгара, осадил одну из крепостей предместий Кашгара под названием Алаку, которая была неприступней крепостью, с боем взял ее и сделал все, что только смог, и вернулся назад. Ходжа Шариф поехал в Самарканд к Мирзе Улугбеку просить помощи. В те дни, когда он был у Мирзы [Улугбека], однажды Мирза [Улугбек] спросил его: “Имеются ли в Кашгаре...?” (Написание слова искажено переписчиками: в Л1 36а — хизан; Л2 41б — хизха; Л3 27а — джизха (в Т — хизан). Если первая буква была “хан хаваз (“х”), то слово “хиз” означает “женоподобный”.) Ходжа Шариф сказал: “С тех пор, как в Кашгар пришли Чагатаи, их много появилось”.
Благодаря убедительным просьбам и настойчивости Ходжи Шарифа, он привез в Кашгар Пир Мухаммад барласа, а Мирза Улугбек увез Хаджи Мухаммад Шаисту в Самарканд. Когда Пир Мухаммад барлас появился в Кашгаре, люди Кашгара прозвали его Пир Мухаммад банги (“опиоман”); и никакой пользы от него не было. Ходжа Шариф перестат надеяться на Чагатаев. Когда наступил третий год, Мир Саййид 'Али вновь отправился в Кашгар. Жители Кашгара стали упрекать Ходжу Шарифа, что уже два года подряд посевы пропадают, если и в этом году они пропадут, то наступит голод. Когда Мир [Саййид 'Али] достиг пределов Кашгара, / 44б / жители Кашгара связали Пир Мухаммад барласа и потащили его к Миру. Мир [Саййид 'Али] сменил халат жизни Пир Мухаммад барласа на одежду смерти и, войдя в Кашгар, установил там справедливость и правосудие, обласкал подданных и уничтожил насилие. Двадцать четыре года он правил достойным образом, и благоустройство государства достигло предела, так что о нем говорят до настоящего времени. Мир в этот период старался заботиться об устройстве государства, о земледелии, о достаточном количестве скота. После Мира остались три сына и две дочери и долю [наследства] одного его сына — Мухаммад Хайдара мирзы, который является дедом сего раба, составили сто шестьдесят тысяч баранов. [103] Я слышал от Ходжа Фахраддина Артуджи, известного купца, благочестивого и правдивого, как он говорил: “Мир каждую зиму три месяца охотился. Мир [Сайид 'Али] привлекал к этим охотам только воинов, а из них он брал с собой столько [людей], сколько его распорядители могли обеспечить пропитанием. В эти три месяца для каждого человека на каждой стоянке от Мира были [припасены] мука и мясо. Бывали дня, когда расходовалось по пятьсот баранов и соответственно этому было истрачено ячменя и сена. В некоторые годы в услужении [при Мире] находилось до трех тысяч человек, и всех их Мир обеспечивал пропитанием. Жители селений молили бога, чтобы он остановился у них, потому что если войско остановится поблизости, то от угощений и от милостей Мира жителям селений будет выгода.
Ходжа Фахраддин рассказывал, что один раз они остановились в селении Артудж 78. Начальник охоты (мир-и шикар) принес одной женщине муку и сказал: “Ты испеки хлеб, а я отдам тебе одну лепешку из шести”. Та женщина испекла хлеб, положила его перед начальником охоты и попросила обещанное. Начальник охоты сказал: “И дрова, и соль, и мука — все мое; и за такую услугу, как испечь хлеб, ты просишь плату?” — и не дал ей хлеба. Когда Мир Саййид 'Али садился на коня, к нему подошла та женщина, рассказала об этом и попросила защиты. Мир позвал этого начальника охоты, тот подтвердил эти самые слова. Мир сказал ему: “Почему же ты сам не печешь [хлеб], а возложил это дело на эту бедную [женщину]?” И он решил так. Из кузницы принесли щипцы, вытащили у него зуб и вбили в его голову. / 45а / Цель [этого рассказа показать], как управлял Мир и до какой степени он был справедлив. Добрых дел и благотворительных обителей до сегодняшнего дня еще много осталось от Мира в Кашгаре. И на протяжении двадцати четырех лет [его правления] произошло еще много событий, которые после этого будут описаны по мере возможности и с соблюдением точности рассказа. Комментарии 1. Коран, ХСIV, 5 (5) — 6 (6). 2. Баклан (Баглан) — селение в Тохаристане недалеко от впадения речки Баглан в р. Кундуз в шести днях пути от Балха по направлению через Хульм в Семенган (Бартольд, Туркестан, с. 117). 3. Эмир Камараддин — из племени дуглат, после смерти Туглук Тимура (748/1347-1348 — 764/1362-1363) захватил верховную власть в Моголистане и более двадцати лет правил на большей его части (Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 58 и сл). 4. Так в ташкентском списке; в Л1 21а — Кузмара; в Л2 27а, Л3 16б; R 39 — Кумзах. 5. Алмату — название селения, располагавшегося у подножия Заилийского Алатау на месте современного города Алматы. 6. Айша Хатун — название реки в Кыргызстане. 7. Сайрам — один из древних городов в среднем течении Сырдарьи, на месте древнего Исфиджаба. Ныне поселок в 20 км к востоку от Чимкента (Материалы, с. 501, прим. 157; Бабур-наме, с. 441). 8. Исследователи отождествляют остатки древнего городища Йанги (Тараза) с Аулие-Ата (Джамбул). (Бартольд. Отчет о командировке в Среднюю Азию, с. 115, примеч 12; Сенигова, Основные пути, с. 70). 9. Адуи-Кузи — приведено по ташкентскому изданию “Зафар-наме”, с. 310 10. Шибурган — город на севере Афганистана. 11. Рабат-и Катаган находился в северной части Афганистана. 12. Джаруч (Чарун), Чарын — приток Или. 13. Дуглат — племя монгольского происхождения, длительное время играло видную роль в политической жизни Моголистана и Кашгарии. (Бартольд, История турецко-монгольских народов, с. 214; Его же, Дуглат, с. 520; Материалы, с. 522, прим. 22). 14. Аргашлар — местность на р. Чарын. В ташкентском издании “Зафар-наме” (с. 922) — “Барка-йи Гурийан”; Росс, 41 — Бирках-и Гурийан (в тексте) и в сноске по тюркской рукописи — Аршал Атар. 15. Ила — р. Или, образуется от слияния Кунгеса и Текеса; впадает в озеро Балхаш. 16. Пайтак (Байтак) — селение в Андижанской области Республики Узбекистан. 17. Уч Фарман — в Л1 23а и R 42 — Уч ва Фирман; Л2 29б — Уч Бархан. По сведениям самого автора Мухаммад Хайдара Уч Бархан находится “в трех фарсахах от Кашгара” (л. 44а).
18. По ташкентскому изданию “Зафар-наме” — Буйан Ага. 19. Кара Касмак, т. е. Кара Кастек в Кыргызстане. 20. Арпа Йази — название двух рек: Арпа и Иазы. Первая впадает в Ала-Бугу — основной приток Нарына. Путь из долиныАт-Баши на перевал Иасси и далее на Узганд шел через долину р. Арпа. 21. Коран, IV, 3 (3). 22. Перевал Йасси (йазы) находится в Ферганском хребте на пути из долины Ат-Баши через долину р. Арпа далее на Узгенд. (Масальский, Россия, с. 69; Мушкетов, Поездка, с. 4). 23. Узганд (Узчанд, Узген) — древний город Ферганы (в X в. был столицей государства Караханидов). Ныне — районный центр Ошской области Республики Кыргызстан. 24. Коран, LXVII, 11 (11). 25. Коран, XXXVII, 142 (142) 26. Имена сыновей добавлены по ташкентскому изданию “Зафар-наме”, с. 326. 27. Коран, XXXIV, 16 (17). 28. Курзван — название местности к востоку от Балха. 29. Добавлено по ташкентскому изданию “Зафар-наме”, с. 327 — Андхуд. 30. Фарйаб — река между Балхом и Мерверрудом. 31. Кят — ныне Беруни, районный центр Республики Каракалпакстан. 32. Хаc находился между Кятом и Нузкатом. [Бартольд, Туркестан, с. 204 — 205). 33. Рабат-и Малик — находится в степи Малик к востоку от Бухары и к западу от Кермине; построен в 471/1078 — 1079 г. караханидским ханом Шамс ал-Мулк Насром (1068 — 1080 гг.). (Бартольд, История культурной жизни, с. 246 — 247; Его же, Туркестан, с. 308, прим. 4). 34. Кермине — значительный город между Бухарой и Самаркандом, ныне — районный центр Бухарской области Республики Узбекистан. 35. Стихотворение отредактировано по ташкентскому изданию “Зафар-наме”, с. 328: в первой строке исправлен текст, четвертая строка добавлена. 36. Коран, XXII, 78. 37. Дашт-и Кипчак — обширная территория, охватывавшая в XI — XV вв. степные пространства от Днепра до Иртыша. Здесь Восточный Дашт-и Кипчак, т. е. степи к востоку от Волги. (Материалы, с. 497). 38. Приведено по ташкентскому изданию “Зафар-наме”, с. 329. 39. Коран, II, 250 (249). 40. Коран, LХХVIII, 9 (9). 41. Санг-Кул (Сан-Кул, Санкол) — название озера в системе гор, расположенных в верховье Нарынского бассейна в северо-западной части Центрального Тянь-Шаня. Озеро находится в западном ответвлении хребта Тсрскей Алатау. (Масальский, Россия, с. 59; Корженевский, Средняя Азия, с. 64; Военно-стат. описание, с. 11; Мушкетов, Поездка с. 1). 42. Коран, II, 150 (155). 43. Коран, II, 151 (156). 44. Караджик (Карачик) — название горной цепи, отроги главного кряжа семиреченского Алатау. На современных картах значится как Каратау. (Военно-стат. описание, с. 58; Материалы по Киргизии, с. 133).
45. Отрар — древний город на левом берегу Сыр-дарьи, неподалеку от впадения в нее р. Арысь. В X — XIII вв. — важный торговый центр и узел караванных путей. Был разорен монголами, затем восстановлен, но не достиг прежнего значения и в XVI в. перестал существовать. (Бартольд, История изучения, с. 275; Кларе, Древний Отрар, с 114; Пищулина, Присырдарьинские города, с. 21; Lе Strange, с. 485). 46. Ак-Сума, Ак-Сумба — высокая башня на южном склоне Каратау, построенная еще до Тимура. 47. В тексте: “Бугам-и Иссик Куль” — Боомское ущелье (слово “боом” — алтайское, означает “теснина”). Через это ущелье, протянувшееся на 70 верст, пролегает путь из Чуйской долины к озеру Иссык-Куль. (Материалы по Киргизии, с. 105, 134; Рязанцев, Киргизия, с. 17; Зеланд, Кашгария, с. 5) 48. Кочкар — название одного из главных притоков реки Чу на юго-западе Иссык-Куля. (Корженевский, Средняя Азия, с. 114 — 115) 49. Йумгал, очевидно Джумгал, — название реки, гор, котловины, лежащей к западу от Иссык-Куля. (Рязанцев, Киргизия, с 12). 50. Хизр ходжа хан — сын Туглук Тимура — моголистансклй хан с 791/1389 по 802/1399-1400 гг. (Акимушкин, Хронология правителей, с. 159). 51. Кунджи — среди коренных монгольских племен Рашидаддин называет и племя “купджин” (Рашид ад дин, I, кн 1, с. 78). 52. Чалиш — город в Восточном Туркестане, современный Карашар (Материалы, с. 528, прим. 126). 53. Караходжа — древний город) развалины его находятся в 40 — 45 км к юго-востоку от Турфана, у подножия горной цепи Туюк-таг и носят название Шахр-и Идикут. (Обручев, От Кяхты, с. 224; Материалы по Киргизии, с. 108). 54. Керйас, Керйа (Керия) — название реки, города. Река начинается в Тибетском нагорье. Город находится на левом берегу реки в 165 км от Хотана и является крайним пунктом Кашгарии. (Корнилов, Кашгария, с. 275; Ласточкин, Восточный Туркестан, с. 105; Скрайн, Китайская Центральная Азия, с. 71). 55. Шахибек хан — Мухаммад Шайбани хан, внук Абу-л-Хайр хана (род. в 855/1451 — ум. в 916/1501 г.). В 80-х гг. XV в. стал во главе узбекского государства и осуществил завоевание Мавераннахра. Основатель династии Шейбанидов (История Узбекской ССР, т I, с 509 и сл). 56. Мухаммад хан — второй сын Хизр Ходжа хана, могольский хан (1408 — 1416), при котором ислам окончательно утвердился среди моголов. (Бартольд История турецко-монгольских народов, с 214; Его же. Тюрки, с. 593; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 94 и сл) 57. Чадир-Кул (Чатыркуль) — озеро в Ферганском хребте 58. Таш Рабат — название ущелья, перевала, реки и здания. Перевал расположен на хребте Ат Баш к востоку от Чатыркуля и является наиболее удобным. Одна из дорог из Нарына в Кашгар шла через этот перевал. Здание Таш Рабат расположено в 80 км от селения Ат-Баш и в 18 км к югу от Великого Киргизского хребта, в ущелье горного хребта Ат Баш в Атбашинском районе Тянь-Шаня, недалеко от перевала к озеру Чатыркуль. (Зеланд, Кашгария, с. 16 — 17; Корнилов, Кашгария, с. 84; Масальский, Россия, с. 67; Бернштам, Архитектурные памятники, с. 109 — 116).
59. Шахрух (1409 — 1447) — сын Тимура, наследовал власть после смерти отца (1405 г.) и номинально считался главой единой тимуровой державы, однако фактически она состояла из двух государств: одного — с центром в Герате, столице Хорасана, другого — с центром в Самарканде, столице государства Тимура, хотя назначая своего сына Улугбека правителем Самарканда Шахрух рассматривал его как своего наместника, а не как независимого государя. (История Узбекской ССР, т. I, с. 461). 60. Улугбек — сын Шахруха, родился в 1394 г., с 1409 г. стал наместником отца в Самарканде, а с 1411 г. фактически самостоятельный правитель. Наследовал власть после смерти отца с 1447 по 1449 г. (Бартольд, Улугбек; Ахмедов. Улугбек; История Узбекской ССР, т. I, с. 463 и сл.). 61. “Зидж-и Гурагани” — “Астрономические таблицы Улугбека” составлены Улугбеком (род. 1394 — ум. 1449 гг.) при участии выдающихся самаркандских астрономов — Кази-Заде Руми, Гинасаддин Джамшида и 'Али Кушчи. 62. Шир Мухаммад хан б. Мухаммад хан — моголистанский хан, правил с 824/1421 по 828/1424 — 1425 гг. (Акимушкин. Хронология правителей, с. 159; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 101 и сл.). 63. Вайс (Увайс) хан б. Шир 'Али углан — моголистанский хан. правил дважды: в 821/1418 — 824/1421 и 828 1124 — 1425 гг. (в 831/1428 г. убит) — Акимушкин. Хронология правителей, с. 159; Пищулина. Юго-Восточный Казахстан, с. 100 и сл. 64. Кара Каинлик (Кара-Каин) — левый приток р. Атбаш. (Масальский, Россия, с. 67). 65. Минг Лак (Минг Булак) — местность с таким названием имеется в районе Мерке (Джамбульская область) западнее Большого Юлдуза, в бассейне рек Чонгол и Карагол, стекающих с хребта Халыктау, и в других местах Моголистана. (Материалы, с. 521, прим. 11). 66. Противником Увайс хана в то время был не Исан Тайши, родившийся в 1417 г. (в 1428 г. Увайс хан уже был убит), а по-видимому киргизский хан Эсеху (1415 — 1425). Ханом калмаков Исан Тайши стал в 1455 г. (Петров. К истории, с. 156, 160 — 161, 166, 168 — 171; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с 113). 67. Тарим — самая крупная река Южного Синь-цзяна, протекающая по Кашгарской котловине, длина ее — 2750 км. Истоки реки, носящие название Рискем, начинаются с большого ледника, расположенного на одном из отрогов Каракорума. После слияния реки с Кашкадарьей она получает название Тарим. (Калмыкова, Западный Китай, с. 35; Бартольд, Тарим, с. 497 — 498). 68. Ходжа Бахааддин Накшбанд — известный бухарский шейх, основатель суфийского ордена накшбандийа. (О биографии и личности шейха Бахаадди-на см.: Семенов, Бухарский шейх Бахауддин 1318 — 1389 гг.; СВР, III, с. 256, № 2394; с. 260, №2409; Абдаррахман Джами, Нафахат ал-унс, с. 389). 69. Бай — город на северо-востоке от Аксу в Синьнзяне, в предгорьях хребта Халпктау. Н. Я. Бичурин называет его Пай или Асиянь, китайцы — Балчень. (Мурзаев, Природа, с. 338). 70. Чу — река, вытекающая с гор Терскей-Алатау; в своем верхнем течении называется Кочкар; прорывается через ущелье Боом. 71. Султан Хусайн мирза Байкара (873/1469 — 911/ 1506) — Тимурид, в результате феодальной борьбы овладел Гератским престолом и около сорока лет был государем Герата и восточной половины Ирана. (История народов Узбекистана, 1, с. 392 и сл.; Якубовский, Черты общественной и культурной жизни эпохи Алишера Навои). 72. Бакабулунг — название двух речек в Кыргызстане, из которых ни одна не протекает вблизи Иссык-Куля. Одна из них находится на некотором расстоянии на северо-западе от озера, другая является притоком низоеья Чу. (Росс, с. 72). 73. Иразин — один из беков тумана Барин (Бабур-наме, с. 20). 74. Йунус хан (873/1468 — 1469 — 892/1487) — могольский хан, старший сын Вайс хана, утверждает свою власть после смерти своего брата Исан Буги хана в 866/1462 г. сначала в западной части Моголистана, а с 1472 г. во всем Моголистане. В 1482 — 1485 гг. Йунус хан захватывает Сайрам и Ташкент. Умер в 892/1487 г. в Ташкенте и здесь же похоронен. (Бартольд. Очерк истории Семиречья, с. 87 и сл.; Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 122 и сл.; с. 268 — 270; Акимушкин, Хронология правителей, с. 159). 75. Исан (Эсен) Буга хан (ок. 833/1429-1430 — 866/1461 — 1462) — могольский хан, младший сын Вайс хана. (Бартольд. Очерк истории Семиречья, с. 87 и сл.; Пищулина. Юго-Восточный Казахстан, с. 117, 120 и сл.; Акимушкии. Хронология правителей, с. 159). 76. Мирак Туркман — один из беков тумана Чарас (“Бабур-наме”, с. 20). 77. Чагатаи — название, сохранившееся только за кочевниками Мавераннахра, составлявшего западную часть улуса Чагатая, хотя в восточной его части имели гораздо больше значения ханы, считавшиеся потомками Чагатая (кочевники этих областей назывались моголами, их страна — Моголистан). — Бартольд. Двенадцать лекций, с. 169. 78. Артудж (совр. Артиш) — под этим названием известны два населенных пункта: один — Верхний Артиш — в 35 км, другой — Нижний Артиш — в 45 км к северо-востоку от Кашгара. В Нижнем Артише, по преданию, находится могила Сатук Богра хана. (Чурас. Хроника, с. 318; Мирзаев. Природа, с. 337). КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА 39.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.056 с.) |