Упоминание о завершении дела йунус хана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упоминание о завершении дела йунус хана



Когда хан поселился в Ташкенте, он сосватал для своего сына Султан Махмуд хана дочь Султан Ахмада мирзы Каракуз бегим 65, и приезд / 64а / Каракуз бегим будет описан в дальнейшем. Между тем Йунус хана разбил паралич, и он около двух лет был прикован к постели; от этой болезни он и ушел из этого мира Благословенный возраст его достиг семидесяти четырех лет. Никто из могольских (Приведено по Л2 62б; Л3 42а (в Т и Л1 50 — чагатайский)) хаканов не дожил до такого возраста, а большинство из них не достигли и сорока лет. Родился хан в 818 (1415 — 1416) году, а умер в 892 (1486 — 1487) году. Он погребен рядом с лучезарным мазаром Шайх Хаванд Тахура 66 в Ташкенте, где построили высокие здания, известные и сегодня.

Во время своей болезни хан услышал, что Мухаммад Хайдар мирза из Бадахшана приехал в Самарканд. Хан отправил к нему человека и позвал его к себе Мухамад Хайдар мирза из Самарканда приехал к хану и в дни его болезни ухаживал за ним. Мухаммад Хайдар мирза имел хорошие знания по хирургии и знал также лекарственные средства. В те дни болезни хан ни на час не отпускал от себя Мухаммад Хайдара мирзу и относился к нему с любовью, как к своим детям. Сын же Мухаммад Хайдара мирзы — Мухаммад Хусайн мирза, находившийся у 'Умар Шайха мирзы [в Андижане], перед приездом [своего отца в Ташкент] уехал из Андижана к Султан Махмуд хану [в Ташкент], и с ханом они стали неразлучны, описание чего вскоре последует.

Комментарии

1. Уйгур, уйгуры — название древнего тюркского народа, пришедшего на Тянь-Шань с берегов Орхона и Селенги после того, как их северные соседи, киргизы, в середине IX в. разгромили их державу и установили над Монголией свое господство. Не желая подчиняться победителям, часть уйгуров ушла тогда в район Турфана.

После подчинения уйгурского государства Чагатаидами господствовавшие в Кашгарии мусульмане преследовали буддистов, силой насаждая ислам.

Уйгуры отличаются от сариг-уйгуров, проживавших между Хотаном и Тангутским государством. (Петров. К истории движения, с. 51; Тихонов. Хозяйство, с. 22 — 25; Skrainе, р. 116).

2. Ак-Куйаш — название местности и реки, которую В. В. Бартольд отождествляет с р. Или. (Улугбек, с. 108). Летней резиденцией Чагатая было место Куйаш (букв. “Солнце”) в долине р. Или по соседству с Алмалыком. (Бартольд. Очерк истории Семиречья, с. 60).

3. Алабуга — название реки и местности. Алабуга — основной приток Нарына, впадающий в него к востоку от Ферганы на территории Республики Кыргызстан. Севернее Ферганы на одном из притоков реки Касансай, впадающей в Нарын, имеется селение Алабуга. (Материалы, с. 522, прим 23; Материалы по Киргизии, с. 104).

4. Местность Кой-Суй находилась на северном берегу Иссык-Куля, в устьях небольших речек с тем же названием, между станциями Чоктал и Чолпан. (Бартольд. Отчет о поездке, с. 63, 67 и др.; Материалы, с. 522, прим. 24).

5. В настоящее время на озере Иссык-Куль нет ни одного острова, однако на северо-восючной оконечности его в месте впадения в него речки Кой-Су (см. предыдущее прим. 4) имеется полуостров, который, по мнению геологов, мог в недавнее время быть островом. Кирпичи и разные археологические предметы, находимые на берегу и на дне озера, подтверждают это. (Бартольд. К вопросу об археологических исследованиях, с. 106).

6. Чурас — племя монгольского происхождения, играло видную роль в политической жизни Моголистана. (Об истории его см.: Чурас, Хроника; Петров. К истории движения).

7. Амасанджи Тайши — предводитель калмыков, как доказывает в своих работах К. И. Петров, был сыном не Исана Тайши, а киргизского хана Эсэху (ум. в 1425 г.) — см.: Петров. К истории движения, с. 156, 160 и др.; Материалы, с 522, прим. 27).

8. Булгачи — племя булагачин упоминает Рашидаддин как “живущее у самого края страны киргизов”. Рашидаддин сообщает также, что в его время это племя называли монгольским, однако название его появилось гораздо позже. Племя булгачи вошло в состав киргизов. (Рашидаддин, I, кн. 1, с. 77, 121 — 122; Петров, К истории движения, с. 42].

9. Абу-л-Хайр (род. в 1412, ум. в 1468 г.) — Джучид, потомок младшего сына Джучи, Шайбана; в 1428 г. провозглашен ханом Восточного Дашт-и Кипчака и подчинил своей власти обширную территорию от Сибири до Сырдарьи, которую удерживал под своей властью в течение сорока лет. (История Узбекской ССР, т. I, с. 504 и сл.; Бартольд. Абул-хайр, с. 489; Ахмедов. Государство кочевых узбеков).

10. Границей между “Узбекистаном” и “Моголистаном” в XV в. считалось озеро Балхаш. (Бартольд. История турецко-монгольских народов, с.312). Мирза Хайдар имел в виду степи к северу от Аральского моря. (Материалы, с. 522, прим. 28).

11. Султан Абу Сид мирза (855/1452 — 873/1469) — Тимурид, захватил власть в Мавераннахре в 1451 г. при поддержке представителей среднеазиатского дервишизма во главе с Ходжа Ахраром. (Бартольд. Улугбек, с. 163 и сл.; История Узбекской ССР, т. 1, с. 478 и сл.).

12. Абу Са'ид установил свою власть в Хорасане в 863/1458 — 1459 г. (Б артольд. Улугбек, с. 170; Его же. Мир Али-Шир, с. 210).

13. Джанибек хан и Кирай (Гирей) хан — будущие основатели Казахского ханства (после смерти Абу-л-Хайр хана в 874/1469 — 1470 г.) были дальними родственниками, имея лишь общего прадеда — Урус хана. Находясь в оппозиции к Абу-л-Хайр хану, в 863/ 1458 — 1459 г. они отделились от узбекского улуса и со своими сторонниками и частью его населения откочевали в западные пределы Моголистана. (Султанов. Кочевые племена, с. 113 — 114).

14. Имеется в виду долина реки Чу, на западе Моголистана. Козы Баши — название горного пастбища на Курдае против Даргана (Таргана). (Материалы, с. 523, прим. 33).

15. Бурундук хан — сын Кирай (Гирей) хана, стал казахским ханом не ранее 878/1473 — 1474 г. (год смерти его отца) и не ранее осени 1511 г. был изгнан, удалился к своей дочери в Самарканд и умер на чужбине. (Вяткин. Очерки, с. 81; Султанов. Кочевые племена, с. 114 — 115).

16. Касим хан — сын Джанибек хана, род. около 1445 г., о годе смерти разные источники приводят противоречивые сведения — от 924/1518 до 935/1528 г. Вельяминов-Зернов, по-видимому, округляя эти данные, пишет: “около 1520 г.” Стал ханом в 1511 г., отличался военным талантом и организаторскими способностями; объединив большое количество племен, укрепил ханскую власть. (Вяткин, Очерки, с. 81; Султанов, Кочевые племена, с. 115 — 116).

17. Джучи хан — старший сын Чингиз хана, которому при разделе завоеванных земель между сыновьями Чингиз хан отдал владения на запад от Иртыша, “до тех земель, до которых доходили копыта монгольских коней”. (История народов Узбекистана, т. I, с. 326).

18. Мамаш хан — сын Касим хана, правил с 924/ 1518 по 928/1521 — 1522 г. (Султанов. Кочевые племена, с. 116).

19. Тахир хан — сын Адик султана сына Джанибек хана. Провозглашен ханом после смерти Мамаш хана, не позднее 930/1523 — 1524 г. Отличался крайней жестокостью, не обладал ни дипломатическим, ни военным талантами и не пользовался влиянием. В 1526 г. вместе с сыном и небольшим числом казахов ушел к киргизам, где и умер — не ранее 938/1531 — 1532 г. (Султанов. Кочевые племена, с. 116).

20. Буйдаш — сын Адик султана, брат Тахира, стал ханом после Тахира. Погиб во время похода на Мавераннахр в 967/1559 — 1560 г. (Бартольд, История турецко-монгольских народов, с. 215; Султанов, Кочевые племена, с 116 — 117).

21. 'Абдаллах мирза — внук Шахруха, сын Ибрахим султана был возведен на тимуридский престол в Самарканде после смерти узурпировавшего власть сына Улугбека Абдаллатифа в 854/1450 г. В период своего недолгого царствования 'Абдаллах пытался вернуть политическую и культурную жизнь Самарканда и Мавераннахра ко дням правления Улугбека. В 855/1451 г. он погиб в бою с войсками Абу Са'ида (855/1451 — 873/1469), установившего с этого времени свою власть над Самаркандом и Мавераннахром. (История Узбекской ССР, т. I, с. 478 — 479; Бабур-наме, с. 20, 65; Материалы, с. 162, 164 и сл.; Босворт, Мусульманскне династии, с 217).

22. Мирза Бабур Каландар — это Абу-л-Касим Бабур, внук Шахруха, сын Байсункара; в 1452 г. захватил Гератский престол и владел им до своей смерти в 1457 г. (История народов Узбекистана, т. I, с. 383).

23. Баг-и Заган (“Сад ворон”) — сад-парк, находился в северных от города Герата предместьях и служил постоянной резиденцией Шахруху в течение всего периода его правления. Он был также местом наиболее пышных праздников и увеселений. (Белениц-к и и. Историческая топография Герата, с. 193).

24. Султан Махмуд хан (1388 — 1402) — второй подставной хан при эмире Тимуре, сын умершего Суйургатмиша. (История Узбекской ССР, т. I, кн. I, с. 331)

25. Сочинение Маулана Шарафаддина 'Али Йазди “Хулал-и мутарраз дар фанн-и му'амма ва лугаз” Бертельс называет основным пособием по му'амма. (Бертельс, Навои и Джами, с. 42).

26. Поэма, известная в просторечии под названием “Касидат ал-Бурда”, “Касида-йе Бурда” (“Поэма о плаще” [Мухаммада]), или чаще “ал-Бурда” египетского поэта Абу 'Абдаллах Шарафаддин Мухаммада б. Са'ид ал-Бусири (ум. в 694/1294 г.) приобрела необычайную популярность в мусульманском обществе и стала предметом обязательного изучения в школе. Поэме приписывались “целебные” и “магические” свойства. Благодаря такой популярности она многократно комментировалась, переводилась и обрабатывалась, создавая новые стихотворные произведения, включающие основной текст. (СВР, т. II, с. 85, До 944).

27. Иезд — древний иранский город: округ Иезда принадлежал к области Фарс, политического значения город не имел (исключая XI — XIII вв. — время династии Атабеков), зато свое торговое значение сохранил до сих пор. (Бартольд, Историко-географическии обзор Ирана, с. 167 и сл.).

28. Фарс — область в южном Иране. (Бартольд, Историко-географическии обзор Ирана, с. 102 и сл.).

29. Азербайджан — в древности составлял северозападную часть Мидии; самостоятельное значение получил только после Александра Македонского, когда здесь утвердился перс Атропат, по имени которого стало называться и все владение — Азербайджан. Столицей области в эпоху арабских географов был город Ардебил, а с XIII в., со времени государства монголов, — город Тебриз, который сохранил свое значение и в XV в. (Бартольд, Историко-географическии обзор Ирана, с. 203 и сл.).

30. Казвин — древний иранский город, расположен на главной дороге от берега Каспийского моря из Решта в столицу Персии Тегеран, чем и определяется его значение, которое он сохранял на протяжении многих веков. (Бартольд, Историко-географический обзор Ирана, с. 199 и сл.).

31. Шираз — один из древних городов области Фарс в южном Иране. Арабские географы приписывают основание Шираза арабам (из военного лагеря), однако в окрестностях города найдены скульптурные изображения Ахеменидов и Сасанидов. а также крепость сасанидского происхождения. Перед походом Тимура в конце XIV в. Шираз был одним из самых больших городов мусульманских стран (Бартольд, Историко-географический обзор Ирана, с. 155 и сл.)

32. Исан Даулат бегим — бабка Бабура и Мирзы Хайдара по материнской линии. Бабур писал о ней: “Среди женщин по уму и рассудительности мало найдется таких, как моя бабка Исан Даулат бегим. Она была очень умная и рассудительная женщина; большинство дел решали по ее совету”. (Бабур-наме, с. 37). Отцом Исан Даулат бегим Бабур называет Шир Хаджи бека, главу тумана Сагаричи (Там же, с. 20).

33. Бекчик (бекджак) — тюркоязычное племя, обитало на территории, ограниченной на западе Дашт-и Кипчаком и на востоке Моголистаном, и первоначально носило название кангли. Во время завоевания Мавераннахра Туглук Тимур ханом (1348 — 1363) во главе племени кангли стоял Бекджик, оказавший Туглук Тимуру значительные услуги, и после смерти последнего вместо этнонима кангли появилось название бекджик, бекчик, очевидно, по имени Бекджика. Позднее это племя вошло в состав как казахов, так киргизов и узбеков. (Валиханов, I, с. 553 — 554; Юдин, О родоплеменном составе, с. 53; Абрамзон, Киргизы, с. 38, 41, 60, 62).

34. Михр Нигар ханим — старшая дочь Йунус хана, неоднократно упоминается в “Бабур-наме” (с. 20, 21 и др.).

35. Йеттиканд (Джеттикент) — древний город у восточной границы Ферганы, по дороге к перевалу Иаси (Ясы). (Материалы, с. 523, прим. 46).

36. Сансиз мирза (Саниз мирза) — дуглат, брат деда автора “Та'рих-и Рашиди” Мухаммад Хайдара мирзы. Владел Кашгаром с 862/1457 — 1458 г. Умер в 869/1464 — 1465 г. (Рук. л. 48а — 49а; Материалы, с. 523, прим. 49).

36а. Йанги-Хисар — город в Восточном Туркестане к югу от Кашгара. (Материалы, с. 548. прим. 30)

37. Дуст Мухаммад хан — сын Исан (Эсен) Буги хана, могольский хан с 866/1461 — 1462 по 873/1468 — 1469 гг. (Пищулина, Юго-Восточный Казахстан, с. 123, Акимушкин, Хронология правителей, с. 159).

38. Мирза Аба Бакр, дуглат — старший сын Саниза мирзы; после смерти отца в 869/1464 — 1465 г. подчинил своей власти все владения дуглатов в Кашгарии и правил там независимо до 1514 г. (Пищулина. Юго-Восточный Казахстан, с. 269; Материалы, с. 528, прим. 116).

ГЛАВА 44

39. Ходжа Шариф Кашгари — это, по-видимому, Ходжа Мухаммад Шариф, Хазрат Ходжа, глава суфийского ордена увайсиййа в Кашгарии в XVI в. Ум. в 973/1565 — 1566 г. в Йарканде в возрасте 95 лет. (Материалы,:. 232 и сл.; с. 533, прим. 8).

40. Чалиш (Джалиш) — город в Восточном Туркестане, современный Карашар. (Бартольд. Очерки истории Семиречья, с. 83; Материал ы, с. 528, прим. 126).

41. Мансур хан — Чагатаид, сын Ахмад хана, внук Йунус хана; правил Восточным Моголистаном с 1504 по 1544 г. (в 909/1503 — 1504 г. — Моголистаном от имени отца, с титулом хана). После завоевания Кашгара и Йарканда (Яркенда) другим сыном Ахмад хана Са'идом в 1516 г. произошло примирение между братьями — Мансур остался владетелем Турфана и Чалиша и верховным правителем Восточного Туркестана — ум. в 950/1543 — 1544 г. (Бартольд. Очерк истории Семиречья, с. 92; Материалы, с. 528, прим. 120; А к имушкин, Хронология правителей, с. 159).

42. Кара-Тукай — местность на Сырдарье. (Материалы, с. 524, прим. 57).

43. Бурудж-углан — Мирза Хайдар называет его сыном Абу-л-Хайр хана, что, по-видимому, ошибочно, так как среди сыновей Абу-л-Хайра не было ни одного с этим именем. По другим источникам в этой битве на Сырдарье против Йунус хана сражался внук Абу-л-Хайра, сын его старшего сына Йадгар хана, имя которого было Буреке султан. Возможно, что Бурудж-углан и Буреке султан — одно лицо. (Материалы, с. 524, прим. 58).

44. Султан Ахмад мирза, Тимурид, старший сын Султан Абу Са'ида, утвердился в качестве правителя в Мавераннахре (с центром в Самарканде) после смерти своего отца в 1469 г. и правил до 1494 г. (История Узбекской ССР, с. 487).

45. Султан Махмуд мирза — Тимурид, сын Султан Абу Са'ида мирзы, после смерти своего брата Султан Ахмада мирзы правил в Мавераннахре с 899/1494 по 906/1500 г. (Босворт. Мусульманские династии, с. 217).

46. Мирза Умар Шайх — Тимурид, один из сыновей Султана Абу Са'ида, получил от своего отца в качестве суюргала так называемый Ферганский удел и правил там почти независимо от центральной власти. Истории этого правления посвящено специальное исследование С. А. Азимджановой “К истории Ферганы второй половины XV в.”.

47. Кутлук Нигар ханим — вторая дочь могольского хана Йунуса, мать Захираддин Мухаммад Бабура, умерла в 911/1505 — 1506 г. Сведения о ней имеются в “Бабур-наме” (с. 18, 19 и др.).

48. Ахси (Ахсикет) — древний город, его развалины находятся около Намангана (еще в XVII в. Наманган был только селением в окрестностях Ахси) — Бартольд. История культурной жизни, с. 277; Материалы, с. 495, прим. 42

49. Местечко Тека Сакраткан, по сведениям Бабура, находится к северу от Андижана, на берегу р. Сыр-дарья. (Материалы, с. 526, прим. 79).

50. Маргинан (Маргелан) — один из древнейших среднеазиатских городов в 12 км к северу от города Ферганы.

51. Ходжа Насираддин 'Убайдаллах б. Махмуд (по прозвищу Ходжа Ахрар) — известный среднеазиатский шейх, глава суфийского ордена накшбандийа в Мавераннахре, род. в 1404 г, умер в 1490 г (О нем см.: Чехович. Самаркандские документы XV — XVI вв., с. 14 и сл.).

52. Мухаммад Кази — прозвише Маулана Мухаммада б. Бурханаддина Самарканди, известного ученика знаменитого шейха Ходжа Ахрара и автора его биографии под названием “Силсилат ал-арифин ва тазкират ас-сиддикин”, написанной около 897/1491 — 1492 г. Умер Мухаммад Кази в 922/1516 г. (Чехович, Самаркандские документы XV — XVI вв., с. 15 и др.).

53. Катур — так Бабур и Мирза Хайдар называют наиболее многочисленное из кафирских племен племя кати, населявшее восточную и западную части Кафиристана (История Афганистана, т. II, с. 301; Бабур-наме, с. 155).

54. Султан Махмуд хан — старший сын Султан Йунус хана, правил с 892/1487 по 914/1509 г. в Западном Моголистане. В 914/1509 г. убит по приказу Шайбани хана. (Часто упоминается в “Бабур-наме” — с. 12, 13 и др; Акимушкин, Хронология правителей, с. 157, 159).

55. Шах Султан Мухаммад Бадахши — представитель бадахшанских шахов, ведущих, по преданию, свой род от Александра Македонского (Бабур-наме, с. 21).

56. Искандар Зу-л-карнайн сын Файлакуса — так называли на Востоке Александра Македонского, сына Филиппа.

57. Мирхонд (Мухаммад б. Хаванд шах) — род. в 837/1433, ум. в 902/1498 г., автор многотомной всеобщей истории от “сотворения мира” до дней автора под названием “Раузат ас-сафа” (“Сад чистоты”), и его внук Хондамир (Гийасаддин б. Хумамаддин) — ум. в 942/ 1535 г., автор нескольких исторических трудов, главным из которых является “Хабиб ас-сийар...” (“Друг жизнеописаний...”) — всеобщая история с легендарных времен до начала XVI в. — принадлежали к Гератскому литературному кругу, которым покровительствовал Алишер Навои. В распоряжение обоих историков Навои предоставил свою библиотеку и живо интересовался их работой — так, из предисловия к труду Мирхонда следует, что он написан по предложению Алишера Навои. (Якубовский, Черты общественной и культурной жизни, с. 28 — 29; СВР, т. I. с. 31, № 39; СВР, т. V, с. 21, № 3474; с. 29, № 3491).

58. Султан Ахмад хан — младший сын Йунус хана, был известен под именем Алача хана. Бабур приводит историю возникновения этого прозвища: Султан Ахмад хан несколько раз побеждал калмаков и истребил много их людей, поэтому его назвали “алачи”, что на языке калмаков и моголов означает “убийца” — со временем “Алачи” превратилось в “Алача” (Бабур-наме, с. 21 — 22).

59. О жизни дочерей Йунус хана — Султан Нигар ханим и Даулат Султан ханим пишет и Бабур. (Бабур-наме, с. 22 и др.).

60. Анко — мифическая огромная птица, живущая по преданию на горе Каф.

61. Ош — древнейший город Ферганы, расположен в южных предгорьях Алайского хребта, восточнее города Андижана. Ныне — областной центр Республики Кыргызстан. Описание города того времени имеется у Бабура (Бабур-наме, с. 12).

62. Шахрухийа — город построен Амиром Тимуром на развалинах старого города Бенакета, разрушенного монголами; был расположен на правом берегу Сырдарьи недалеко от впадения в нее р. Ангрен. Название города Тимур дал в честь своего младшего сына Шахруха. До нас дошли только развалины города. (Бартольд. Туркестан, с. 226; Его же, Бенакет, с. 371).

63. Тир — четвертый месяц иранского солнечного года, соответствует июню.

64. Фана — седьмая, высшая ступень духовного совершенства в учении суфиев; состоит в совершенном поглощении в созерцании бога, в полном уничтожении и забвении как самого себя, так и всего окружающего (Ислам. Энциклопедический словарь, с 251).

65. Каракуз бегим — прозвище старшей дочери Султан Ахмада мирзы б. Султан Абу Са'ида мирзы, которую звали Рабийа Султан бегим. О судьбе Каракуз бегим сообщает Бабур: она была отдана в жены Султан Махмуд хану б. Султан Йунус хану, а после гибели его и вместе с ним ее сына Баба хана стала женой Джанибек султана. (Бабур-наме, с. 30).

66. Шайх Хаванд Тахур (в просторечии Шейх ан-таур) — известный ташкентский шейх, происходил из семьи потомственных шейхов; умер, примерно, в 761/1359 — 1360 г. Его мазар в Ташкенте считается местной святыней — по его имени эта часть города называлась “шайхантаурской” (Семенов, Ташкентский шейх Хавенд-Тахур; История народов Узбекистана, II, 131). Ныне — Шайхантаурский район города Ташкент.

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА 61.

УПОМИНАНИЕ О СРАЖЕНИИ НА [РЕКЕ] ЧИР1. КОТОРОЕ ПРОИЗОШЛО МЕЖДУ СУЛТАН АХМАДОМ МИРЗОЙ И СУЛТАН МАХМУД ХАНОМ

Когда в 892 (1486 — 1487) году умер Султан Йунус хан, в том же году с соблюдением могольских обрядов был провозглашен ханом Султан Махмуд хан.

Как только распространилось известие о кончине Йунус хана, Мирза 'Умар Шайх и Мирза Султан Ахмад каждый со своей стороны решили выступить [143] против [Султан Махмуд хана]. 'Умар Шайх мирза отправил большой отряд своих отборных мулазимов, которые были опорой и надеждой его власти, и они вошли в хорошо укрепленную ташкентскую крепость Уштур.

Султан Махмуд хан сам лично отправился [на защиту] крепости. Произошло жестокое сражение, такое, что среди моголов до сих пор рассказывают, с каким трудом отвоевали ту крепость / 64б / и как тот отряд надежных людей 'Умар Шайха мирзы был совершенно уничтожен. <Ни один человек из них не ушел, все сражались до тех пор, пока не были перебиты (Добавлено по Л1 50б). От этой победы у [Султан Махмуд] хана прибавилось сил, а у Мирзы 'Умар Шайха больше не осталось сил для выступления.

На следующий год эмиры стали подстрекать Султан Ахмада мирзу, [говоря]: “Без всяких причин Вы отдали Ташкент [Султан Махмуд] хану, и чем дольше они там пробудут, тем труднее будет нам. Его светлость ишан, <да освятит Аллах его могилу>, отправил [Султан Ахмаду] мирзе послание: “Так не годится. С [Султан Махмуд] ханом следует установить мир. Он Вам не причиняют беспокойства, почему же Вы причиняете беспокойство им?”

В итоге [Султан Ахмад] мирза собрал войско в сто пятьдесят тысяч человек и пошел на Ташкент. [Султан Махмуд] выступил в предместья Ташкента и остановился напротив [войска врага]. Между ними была река Чир и перейти через нее не удалось. Они стояли там три дня.

В войске Султан Ахмада мирзы был Шахибек хан. Этот Шахибек хан является сыном Шах <Будаг углана (Приведено по Л2 63а; Л3 42б), а тот — сын Абу-л-Хайр хана. Когда был убит Бурудж углан, о чем упоминалось раньше, Шахибек хан <был еще молод, другие султаны рассеяны, и Шахибек хан (Добавлено по Л1 51а; Л2 63а; Л3 42б) испытал много невзгод, как записано в исторических сочинениях. В конце концов, он не смог оставаться в степях, пришел в Мавераннахр и стал наукаром у Султан Ахмада мирзы, <вернее, наукаром у одного из наукаров Султан Ахмада мирзы Мир 'Абдалали Тархана (Добавлено по Л2 51а; Л3 42б). [Шахибек хан] был в этом войске с тремястами своих наукаров. [144]

Когда Султан Ахмад простоял три дня, Шахибек хан ночью (Добавлено по Л2 63б; Л3 42б) послал к Султан Махмуд хану человека [передать]: “Давайте встретимся”. В ту же ночь он пошел с той стороны, хан — с этой, и они встретились друг с другом. После обсуждения условий и обязательств они договорились так: завтра [Султан Махмуд хан] пойдет в наступление на Мир 'Абдал'али, а Шахибек, который был наукаром этого Мир 'Абдал'али, побежит, расстроив войско.

На следующий день могольское войско подготовилось к бою. Войска с двух сторон были приведены в боевой порядок. Пехотинцы могольского войска перешли Чир, всадники также вошли в Чир. С другой стороны вступила в бой пехота. Могольское войско оказало нажим на сторону Мир 'Абдал'али. В это время Шахибек хан со своими тремястами человек обратился в бегство. <Он напал на обоз войска [Султан Ахмада мирзы] и занялся его разграблением (Приведено по Л1 51а; Л3 42б). Находившиеся вокруг подонки, / 65a / воспользовавшись этим случаем, также напали на обоз. Войско Мирзы Султан Ахмада сразу обратилось в бегство. А перед войском Мирзы находилась река Чир, которую жители Ташкента называют “Аби-и Парак”, — большая часть воинов утонула в Чире. Войско Мирзы [Султан Ахмада] потерпело крупное поражение. Разбитый Мирза бежал в Самарканд. Он принес большие извинения его светлости ишану ['Убайдаллах Ахрару], и по повелению его светлости ишана между ханом и Султан Ахмадом мирзой вновь установился мир. [Для упрочения мира] было устроено сватовство Каракуз бегим и после разных церемоний ее привезли к [Султан Махмуд] хану.

После этой победы султаны окрестных мест стали очень считаться [с Султан Махмуд] ханом, страх перед ханом поселился в их сердцах, и хан обрел большую силу.

ГЛАВА 62.

УПОМИНАНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РОДСТВА МЕЖДУ СУЛТАН МАХМУД ХАНОМ И МОИМ ОТЦОМ, <ДА ОСВЯТИТ АЛЛАХ ИХ МОГИЛЫ>

Мой отец Мухаммад Хусайн гураган, <Да сделает Аллах лучезарным его блеск>, с того времени, как уехал из Кашгара, о чем уже было упомянуто, до [145] настоящего времени неизменно находился на службе у Султан Махмуд хана, кроме тех двух лет, которые он провел у 'Умар Шайха мирзы, как уже тоже упоминалось. Между ханом и моим отцом, Мухаммад Хусайном мирзой, была такая дружба, что они постоянно жили в одном доме и в одной комнате — правая сторона ханского дома была в распоряжении моего отца. В домашних делах [мой отец] был с ним настоящим компаньоном. Все, что приносили хану, подобное тому приносили и моему отцу. Если хан выезжал на коне, то приводили двух лошадей — на одной ехал мой отец, на другой — хан. Если хан надевал новое платье, подобное же платье приносили и для моего отца. Подобно этому ни в каком деле различия между ними не было, до того времени, когда хан женился (Приведено по Л1 51б; Л2 64а; Л3 43а) на Каракуз бегим. Большую часть дня хан пребывал в их обычной комнате, а ночью уходил к жене, и мой отец оставался один (Добавлено по Л2 64а; Л3 43а) в той же самой комнате. В то время, когда хан восседал на троне, перед троном расстилали палас таким образом, что мой отец сидел, опираясь на трон хана (Добавлено по Л2 64а; Л3 43а) и они всегда вместе занимались делами. Хан не раз говорил моему отцу и просил извинения за то, что из-за / 65б / женитьбы ему приходится уходить в гарем, а отец остается в худжре один, а это противоречит долгу дружбы. Через год хан женил его на Хуб Нигар ханим 2 и удостоил его титула “гураган” — ханского зятя Хуб Нигар ханим была старше Султан Махмуд хана на год, она была третьей дочерью Султан Йунус хана от Исан Даулат бегим.

Старшей дочерью Исан Даулат бегим была Михр Нигар ханим, которую отдали в жены Султан Ахмаду мирзе, и это уже упомянуто [раньше], а остальные события изложены во второй книге. Младше ее — Кутлук Нигар ханим, которую отдали в жены 'Умар Шайху мирзе и от которой родились Захираддин Мухаммад Бабур Падишах и Ханзада бегим 3, и о жизни их будет упомянуто [дальше]. Третьей [из дочерей Йунус хана] была Хуб Нигар ханим, которую отдали в жены моему отцу, и которая является моей матерью. Жизнь их будет описана посте этого во второй книге в своем месте. У Йунус хана были еще две дочери от Шах бегим Бадахши; старшая из них — Султан Нигар ханим, [146] которую отправили в Хисар [в жены] Султан Махмуду мирзе. От нее родился Мирза хан 4, и описание этого также последует во второй книге. Младше всех была Даулат Султан ханим, жизнь которой также записана во второй книге.

Короче говоря, хан [все время] извинялся перед моим отцом, [говоря]: “Разве это хорошо, что я по ночам постоянно пребываю в гареме, а ты остаешься один в доме — это не по-дружески”. После этого он отдал распоряжение готовиться к пышной свадьбе с разными церемониями. В течение двух лет шли приготовления, и Хуб Нигар ханим выдали замуж за моего отца. Между тем и Мирза <Султан Ахмад (Приведено по Л1 51б; Л3 43а (в Т — Ахмад Султан)), и Умар Шайх мирза, и Султан Махмуд мирза умерли, что вскоре будет описано.

Ура-тепа 5 вошла в число владений хана, и он отдал то владение моему отцу. Мой отец поселился в Ура-тепа, и многие места из окраин и предместий он присоединил [к Ура-тепа]. Все это записано во второй книге этой “Истории”. / 66а /

ГЛАВА 63.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.044 с.)