Вплив угоди про ассоциацию украины з эс на социальний розвиток украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вплив угоди про ассоциацию украины з эс на социальний розвиток украины



-Работа за рубежом

- Кроме прямых экономических выгод, связанных с уменьшением тарифов и созданием зоны свободной торговли между ЕС и Украиной (в частности, выгод от снижения цен на товары), Соглашение об ассоциации может также стать основой для улучшения делового климата, утверждения верховенства права, защиты прав собственности и т.д.

Улучшив деловой климат, Украина получит возможность привлекать значительные частные инвестиции из ЕС и из стран, которые не являются его членами. Это поможет модернизировать экономику страны и активизировать рост ВВП.
Такой прогресс, в свою очередь, создаст условия для приближения к европейским стандартам жизни – подобно тому, как к этим стандартами приближались восточноевропейские страны (которые вошли в ЕС в 2004 году) в течение последних двух десятилетий.


--В процессе выполнения Соглашения об ассоциации Украина введет стандарты ЕС в ключевых промышленных отраслях.

- После того, как Украина обрела независимость, ЕС выделил Украине более 3,3 миллиарда евро безвозвратных средств (техническая помощь, поставки, работы и гранты). Кроме того, Евросоюз выделил более 3 миллиардов евро кредитов (это включает в себя макроэкономическую поддержку и кредиты на выполнение конкретных проектов от Европейского Инвестиционного Банка).

Вплив Угоди про ассоциацию Украины з ЭС на економичний розвиток Украины

Экономический аспект

Подписание и ратификация данного соглашения выводит Украину всего лишь на первый уровень евроинтеграции из семи. Также на первом этапе находятся такие страны, как Алжир[221], Чили[222], Египет[223], Израиль[224], Иордания[225], Ливан[226], Марокко[227], ЮАР[228], Сирия[229], Тунис[230][231][232], Грузия, Молдавия[233]. Большая часть перечисленных стран имеют невысокие шансы стать членами Европейского союза по разным причинам, как потому, что не являются европейскими странами, так и по другим экономическим, социальным и политическим причинам[ источник не указан 56 дней ].

Обозреватель и колумнист британской газеты The Times Роджер Бойз высказал мнение, что ЕС цинично обманывает Украину и лишь притворяется, что хочет видеть её в рядах ЕС, а на самом деле лишь предлагает ей соглашение, аналогичное тому, что уже было подписано с Турцией в 1964 году. Обозреватель полагает, что ни Украина, ни Турция членами ЕС не станут никогда. Среди причин он выделяет большое количество безработных украинцев, готовых ехать на заработки, а также общий кризис Евросоюза[234].

По мнению некоторых политологов, политическое решение о принятии Украины в ЕС вообще не будет принято или будет принято очень нескоро, а сама Украина не соответствует практически ни одному из предъявляемых критериев и за те годы, что идёт процесс интеграции, ситуация в данном направлении почти не изменилась и даже ухудшилась[235][236][237][238][239][240][ неавторитетный источник? 56 дней ][241][ неавторитетный источник? 56 дней ][242][243][244]

Некоторые аналитики считают, что подписание соглашений об ассоциации и зоне свободной торговле и даже теоретическое членство Украины в ЕС крайне невыгодны самой Украине[237][245][246][247][248][238][249]. Вместо роста инвестиций, на который надеются представители украинского политикума, продолжится массовое закрытие украинских предприятий, начнётся снижение пошлин практически на все товары и увеличение импорта товаров из ЕС, что окончательно подорвёт и без того слабую экономику страны[239][243][244][249]. Только снижение доходов бюджета, по некоторым оценкам, ежегодно может достигать 10-15 %[238][245][246][247][ неавторитетный источник? 56 дней ]. Многие украинские товары окажутся неконкурентоспособными по сравнению с европейскими, а выход украинских товаров на рынки ЕС будет жёстко ограничен квотами[239][237][ неавторитетный источник? 56 дней ][243][244][245][248][250][251][ неавторитетный источник? 56 дней ][252] и европейскими стандартами, которые сегодня на Украине не соблюдаются, а чтобы их соблюдать, необходимы новые закупки дорогого оборудования и расширенная законодательная база, которой на Украине нет даже в проекте[238][235][239][242][243][244][245][253][254][215][252][236][250][246][247][ неавторитетный источник? 56 дней ][248][249].

Кроме того, в отличие от других стран Восточной Европы, Украине Евросоюз до сих пор отказывался списать внешние долги в рамках процесса евроинтеграции, а важными требованиями к стране-кандидату являются отсутствие девальвации валюты страны в течение последних 3 лет, низкая инфляция, невысокий уровень безработицы, соблюдение множества экологических норм, резкое снижение коррупции и отмена избирательного правосудия. Пока что Украина совершенно не соответствует целому ряду критериев (есть высокий уровень коррупции, существует избирательное правосудие, крайне высокая инфляция, девальвация валюты, высокий уровень безработицы, плохой уровень экологии) и, по мнению аналитиков, не будет соответствовать в ближайшие годы[238][235][239][236][237][ неавторитетный источник? 56 дней ][242][243][244][245][246][247][ неавторитетный источник? 56 дней ][248][249][250][251][254][215].

Среди других проблем называется[ кем? ] также перманентный кризис ЕС и Еврозоны, длящийся уже достаточно долго, который едва ли может принести Украине соглашения, стимулирующие экономический рост. Также существуют риски активного экспорта европейской безработицы на Украину, а также полное отсутствие серьёзных инвестиций со стороны ЕС за все годы украинской независимости.[251][ неавторитетный источник? 56 дней ][254] Немало внимания уделяют критики и анализу экономического и социального положения в странах Восточной и Южной Европы, многие из которых стали членами ЕС относительно недавно. Во многих из этих стран отмечается колоссальный прирост импорта, падение экспорта и ограничение развития стран в соответствии с интересами самого Евросоюза. Отмечается также сокращение населения стран (вследствие падения рождаемости и высокой эмиграции), закрытие целого ряда предприятий, рост налогов, государственных долгов и безработицы[238][239][236][243][244][245][246][247][ неавторитетный источник? 56 дней ][248][249][253][255][256].

Профессор Норвежского института стратегических исследований Эрик Райнерт указывает (окт. 2015), что в договоре о соглашении "нет равенства", так, отмечает он в частности, в нём "есть положения о том, что, если украинская промышленность будет мешать европейской, то будут установлены ограничения на экспорт"[257].

 

1) С первого дня, когда Соглашение вступит в силу (после ратификации), украинские экспортеры получат более широкий доступ к рынкам ЕС – благодаря падению ввозной пошлины.

2) И с экономической, и с правовой точки зрения, в Соглашении об ассоциации нет ничего, что негативно скажется на других торговых партнерах Украины, в частности России.
Все страны, подписавшие соглашения о зоне свободной торговли с Европейским Союзом, вольны подписывать дальнейшие соглашения о зоне свободной торговли с любыми другими торговыми партнерами, которых они выбирают.

 

3) В процессе выполнения Соглашения об ассоциации Украина введет стандарты ЕС в ключевых промышленных отраслях.

4) Для украинской экономики стандарты ЕС упростят задачу достижения соответствия стандартам Таможенного союза. Инвестиции, необходимые для улучшения процесса производства в тех отраслях украинской экономики, которые сейчас являются устаревшими, не будут потеряны.

•5) ликвидация дефицита бюджета поможет Украине получить дешевые кредиты на международных рынках и выплачивать меньше процентов внешним кредиторам;
• 6) улучшение гибкости обменного курса будет способствовать снижению ценовых искажений, активизации экспорта и улучшению торгового баланса;
• 7) введение рыночных цен на энергоносители поможет ликвидировать дефицит государственного бюджета, а также будет способствовать оптимизации потребления.

8) Кроме финансовой помощи, которую Украина получала от ЕС в последние годы, Брюссель готов помогать Киеву и в проведении долгожданных экономических реформ, модернизации экономики страны и имплементации положений Соглашения об ассоциации.

********* 2.1. Основные положительные и отрицательные показатели Соглашения об ассоциации Украины и ЕС

 

Основные положительные показатели являются:

Во-первых, в Украине, наконец-то, есть ратифицированное Соглашение об ассоциации с ЕС, прочно и, надеемся, навсегда, связавшее Украину и Евросоюз, зафиксировавшее цивилизованный выбор нашей страны. Соглашение, несмотря на все усилия России, ратифицировано украинским и европейским парламентом без единого изменения, в том виде, в котором и было подписано. Верховная Рада вдобавок приняла заявление «О европейском выборе», в котором отметила, что ратифицировав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина подчеркивает свой выбор в пользу будущего членства в ЕС в соответствии со ст. 49 Договора о ЕС. А также следует напомнить, что на прошлой неделе Украина, Грузия и Молдова озвучили свои ожидания получить весной следующего года на Рижском саммите Восточного партнерства «четкий сигнал от ЕС о перспективе членства» [8].

Во-вторых, для украинских экспортеров, по сути, будет действовать односторонняя ЗСТ, и они продолжат практически беспошлинно продавать свои товары на европейском рынке. Еврокомиссар де Гухт подтвердил данные отечественного Госкомстата: за время действия односторонних преференций, введенных Евросоюзом с конца апреля, украинский экспорт в ЕС вырос на 15%.

Премьер Яценюк заявляет, что сохранение преференций принесет Украине до 500 млн евро дохода в год. Европейские же компании будут завозить в Украину товары, оплачивая ввозную пошлину, что сохранит для отечественных производителей более выгодные условия конкуренции на нашем рынке. Правда, пока не оправдаются надежды украинских потребителей получить более дешевую импортную продукцию. Но, опять же, при нынешнем курсе гривны и не лучших временах для импортеров, вряд ли даже в случае отмены пошлин на импорт они упустили бы возможность поправить собственное положение и пошли на снижение цен для покупателей.

В-третьих, поскольку для европейских товаров пошлины сохраняются, сохранятся и таможенные поступления в украинский бюджет. По оценкам экспертов, это примерно около 3 млрд. грн. в год [3].

В-четвертых, как утверждают специалисты, отечественные экспортеры напрасно оплакивают возможность пересмотра квот через год после начала временного применения СА из-за исключения из него раздела о ЗСТ. По словам экспертов, в режиме автономных преференций квоты пересмотреть можно быстрее и проще. Учитывая, что их размер в СА определялся по данным 2005—2007 гг., то в случае, если Киев сможет аргументировать необходимость их увеличения, приведя сегодняшние цифры объема производства и экспорта той или иной продукции, то ЕК может пойти на пересмотр квот (в данном случае, это в ее компетенции). При заключении Соглашения европейцы были весьма жестки в этом вопросе, теперь же, по идее, их должно смягчить желание помочь Украине и чувство вины перед ней.

В-пятых, перенос начала функционирования ЗСТ вселял в Брюссель и Киев призрачную и уже практически растаявшую к концу этой недели надежду на то, что Москва угомонится хотя бы по поводу уже ратифицированного Соглашения и не реализует свои угрозы отменить режим свободной торговли с Украиной в рамках соглашения СНГ.

Теперь о негативных показателей — реальных, преувеличенных и возможных:

Во-первых, имиджевых и психологических. Украина в этой истории снова выглядит слабой, проигравшей, вынужденно уступившей давлению более сильных и циничных игроков. Многих украинцев не покидает ощущение, что в очередной раз их «слили» и «сдали». Компромиссы никогда не приносят удовлетворения. Особенно при отсутствии побед. Но принятое в Брюсселе решение вполне укладывается в логику большинства других решений украинской власти и Запада по урегулированию ситуации в Украине и борьбе с российской агрессией. Насколько она верна или ошибочна, мы узнаем только со временем. По тому, в каких границах останется Украина, всю ли свою территорию она сможет контролировать и будет ли способна идти по выбранному ее народом пути [1].

Во-вторых, как утверждают некоторые комментаторы, без четвертого, торгового, раздела временное применение Соглашения будет всего лишь формальностью. Это не так. Перед подписанием второй части СА Совет ЕС уже определил своим решением объем временного применения Соглашения. Список вошедших в документ разделов, глав и статей имеется в распоряжении ZN.UA. В нем указаны все разделы — и политические и экономические — полностью или частично, в т.ч. и девять глав плюс еще две статьи раздела V «Экономическое и секторальное сотрудничество», а также ряд приложений. Поле для работы по преобразованию страны на ближайший год — широчайшее. От «Диалога по сотрудничеству по вопросам внутренних реформ», «Верховенства права, уважения к правам человека и основным свободам» до «Энергетического сотрудничества, включая ядерные вопросы», «Сельского хозяйства и развития сельских территорий», «Защиты прав потребителей» и «Финансового сотрудничества и положений по борьбе с мошенничеством».

На сегодняшний день в этом списке все еще присутствует и раздел IV «Торговля и связанные с торговлей вопросы», имплементация которого и означает создание ЗСТ Украины с ЕС. Если Брюссель таки будет выполнять достигнутую на трехсторонней встрече договоренность, Совет ЕС еще должен будет пересмотреть ранее определенный объем временного применения и новым решением изъять из него раздел IV. Кроме того, и Совет ЕС, и Европарламент должны будут одобрить продление автономных преференций для Украины.

Но, как заявил во время дебатов в ЕП комиссар Де Гухт, «Если Россия каким-то образом нарушит договоренности, мы предложим Совету ЕС изменить решение относительно откладывания до 31 декабря 2015 г. временного применения положений зоны свободной торговли».

Но, в-третьих, уже сразу стало понятно, что Россия вряд ли намерена выполнять брюссельские договоренности. Чего, в общем-то, и следовало ожидать. Сначала министр Улюкаев и премьер Медведев потребовали от Украины и ЕС юридического закрепления брюссельских договоренностей, а также предупредили о недопустимости «ползучей имплементации». В случае же выявления скрытой реализации Соглашения об ассоциации, предупредил Д.Медведев, Россия будет вынуждена отменить ЗСТ с Украиной и торговать с Киевом «по обычным правилам». А.Улюкаев предложил создать в Минэкономразвития РФ специальную рабочую группу «по мониторингу законодательства Украины и фактических действий Киева» [6, c. 64].

Но и этого россиянам показалось мало. Глава Минэкономразвития направил комиссару де Гухту и главе украинского МИДа П.Климкину грозное безапелляционное письмо, в котором к уже озвученным добавил требование предоставить трехсторонней группе мандат на подготовку предложений по изменению Соглашения об ассоциации.

Киев голосом уполномоченного по торговле В.Пятницкого сразу же заявил, что Украина никоим образом не намерена документально фиксировать трехсторонние брюссельские договоренности. И это вполне логично и юридически грамотно, поскольку изменение объема временного применения СА и продление для Украины односторонних торговых преференций ЕС — прерогатива исключительно европейской стороны. Никаких дополнительных решений и документов со стороны Киева для этого не требуется. Если же Россия сама нарушит брюссельские договоренности, то Украина, по словам В.Пятницкого, будет реагировать соответствующим образом. В том числе и введением тарифов на продукцию, импортируемую из России.

19 сентября Москва от слов перешла к делу. Премьер Д.Медведев таки подписал анонсированное ранее постановление о введении таможенных пошлин для украинских товаров. Как сообщает «Интерфакс», речь, по словам главы правительства РФ, идет о продовольствии, продукции легкой и обрабатывающей промышленности и других товарах. «Но эти пошлины будут введены, если Украина все-таки начнет применять экономические статьи Соглашения раньше названного срока (1 января 2016 г. — ИФ.), т.е. начнет юридическую имплементацию или практическое применение этих положений», — пояснил Д.Медведев.

Так что, похоже, Киев и Москва снова на пороге полномасштабной торговой войны.

Но если Евросоюз таки официально оформит отсрочку введения ЗСТ решением Совета ЕС, то, в-четвертых, под угрозой окажется проведение в Украине в обозримом будущем столь необходимых для нее реформ. Ведь Соглашение и его неотъемлемая часть о ЗСТ — это и есть самая амбициозная в истории нашей страны программа реформ. И отсрочку ее реализации большинство экспертов называет главным «минусом» брюссельского решения. Потому что одних громких президентских и премьерских заявлений о немедленном начале имплементации Соглашения мало. Предвыборные указания А.Яценюка на заседании Кабмина завершить ее до 2017 г. лишь воскрешают в памяти данное в 2005-м обещание В.Ющенко начать в 2007 г. переговоры с Евросоюзом о вступлении Украины в ЕС. Действия же нынешнего правительства особого оптимизма по поводу быстрого продвижения реформ не внушают [2].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.136 (0.021 с.)