Географическое направление и специализация деятельности иностранных ТНК в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Географическое направление и специализация деятельности иностранных ТНК в России.



Деятельность иностранных ТНК в России размещена геогра-фически крайне неравномерно. Основное количество междуна-родных компаний сосредоточено прежде всего в регионах с высо-коразвитой инфраструктурой -- Москве, Санкт-Петербурге. Срав-нительно небольшое число предприятий с иностранным капиталом размещается в промышленно развитых областях -- Московской, Ленинградской, Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленнос-ти -- Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.

Транснациональные корпорации на российском рынке функ-ционируют согласно своей традиционной географической стра-тегии. В частности, западноевропейские ТНК размещают свои ка-питалы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятель-ность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.

К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района. Оно создано американской ТНК «Коноко» и российским геолого-разведочным предприятием «Архангельскгеология».

Активность ТНК несколько возросла после утверждения Госдумой в 1995 г. Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Согласно этому закону иностранному инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с государственными органам РФ о раз-деле произведенной продукции между Россией и иностранным инвестором. В соглашении оговаривается особый порядок налогообложения, при котором отменяется взимание сборов, пошлин и других платежей за исключением налога на прибыль и за право пользования недрами.

Первой иностранной компанией, получившей лицензию на освоение месторождений нефти по проекту «Сахалин-2» на основе соглашения о разделе продукции, стала международная корпорация «Сахалин энерджи», крупнейшими акционерами которой являются американские ТНК «Маратон», «Мак Дермотт» и японские ТНК «Мицуи» и «Мицубиси».

В течение последних лет с топливно-энергетическим комплек-сом соперничает пищевая промышленность по привлекательнос-ти для иностранных ТНК. Например, крупнейшая корпорация в сфере пищевой промышленности «Нестле» (Швейцария) использует в своей стратегии на российском рынке ускоренную скупку контрольных пакетов акций у находящихся в тяжелом финансо-вом положении кондитерских фабрик. В 1995 г. она приобрела контрольный пакет акций самарской кондитерской фабрики «Россия». В 1996 г. корпорация «Нестле» купила еще один контроль-ный пакет акций там же, в Самаре, -- у фабрики «Кондитер», а в 1998 г., расширив географическое направление своей деятель-ности, -- у фабрик «Алтай» (Барнаул) и «Камская» (Пермь).

Некоторые ТНК в сфере пищевой промышленности идут по другому пути. Вместо скупки акций действующих предприятий и их коренной реконструкции они строят новые, оборудованные по последнему слову техники кондитерские фабрики. Тщательно изучив особенности спроса на российском рынке, эти компании наряду со своей традиционной продукцией приступают к выпус-ку изделий, отвечающих вкусам россиян, изготовленных по рус-ским рецептам и с русскими названиями. Так поступила англий-ская компания «Кэдбери Швепс труп», построив в 1996--1997 гг. в г. Чудово (Новгородская область) кондитерскую фабрику по вы-пуску наряду со своей традиционной продукцией -- батончиков молочного шоколада -- плиточного горького шоколада «Новго-род» и «Ростов».

43) Внешний долг России — обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 ноября 2011 года составил 36,0 млрд долларов[1], что является одним из самых низких показателей в Европе[2]. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны[3][4]. Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.[ источник не указан 606 дней ] По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 ноября 2011 года[1]

Наименование Сумма, млн. долларов США Эквивалент, млн. ЕВРО
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 35 964,4 25 369,9
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 577,9 407,7
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 484,1 1 046,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 043,1 735,8
Коммерческая задолженность бывшего СССР 57,8 40,8
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 626,7 1 852,9
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 20 586,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1,8 1,2
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте 24,6 17,3
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 966,8 682,0

§ возможны неточности из-за округления

Динамика государственного внешнего долга России

В 2004—2008 годах, по поручению бывшего в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Дата Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря 95,0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158,7
2001, 1 января 143,7
2002, 1 января 133,5
2003, 1 января 125,7
2004, 1 января 121,7
2005, 1 января[5] 114,1
2006, 1 января[6] 76,5
2007, 1 января[7] 52,0
2008, 1 января[8] 44,9
2009, 1 января[9] 40,6
2010, 1 января[10] 37,6
2011, 1 ноября[1] 36,0

Внешний долг частного и федерального сектора

По данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2009 года составил 479,9 млрд долл США. По данным всемирного банка, внешний долг в первом квартале 2008 года составляет 477 млрд долл США.

Общие выплаты в 2009 году должны составить $141,0 млрд (из них только $5 млрд приходится на органы государственного управления), 2010 — $91,3 млрд ($4,6 млрд).

Дата Сумма, млрд долл. США
1994, 1 января 117,8
1995, 1 января 126,7
1996, 1 января 132,7
1997, 1 января 153,0
1998, 1 января 182,8
1999, 1 января 188,4
2000, 1 января 178,2
2001, 1 января 160,0
2002, 1 января 146,3
2003, 1 января 152,3
2004, 1 января 186,0
2005, 1 января 213,5
2006, 1 января 257,2
2007, 1 января 313,2
2008, 1 января 471,0
2009, 1 января 479,9
2010, 1 января 467,2
2011, 1 января 488,9
2011, 1 июля 538,6

Долги иностранных государств

Россия занимала восьмое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным журнала «Финанс». На 30 июня 2008 года США были должны РФ 2,5 % всего своего госдолга, или 65,3 млрд долларов.

 

44) Виды и формы создания СЭЗ

Поскольку подходы исследователей проблем формирования и функционирования СЭЗ различаются, то общепринятой типологии СЭЗ не существует. Можно выделить следующие виды зон, встречающиеся в мировой практике: складские и транзитные, промышленные (экспортно-производственные), комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические зоны). С точки зрения функционального назначения зоны подразделяются на четыре типа: торговые; промышленно-производственные; технико-внедренческие; сервисные.

Торговые зоны -- наиболее простая и давняя форма организации зональных структур на территории одного государства. Во многих странах, включая дореволюционную Россию, издавна существовали порты, куда иностранцы могли без уплаты пошлины ввозить товары на складирование в поисках покупателей. В современных условиях зоны подобного типа создаются вокруг международных транспортных узлов (морские и речные порты, железнодорожные узлы и аэропорты) в целях притока валютных поступлений в страну за счет активизации внешнеторговых операций.

Поскольку торговые зоны в чистом виде встречаются редко, а беспошлинный ввоз и вывоз товаров практикуется во многих других типах зон, то Киотская конвенция 1973 г. заложила в основу учреждения свободных экономических зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с ним свободные зоны определяются как часть географического пространства, в котором любые товары считаются находящимися за пределами таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю.

Промышленно-производственные зоны -- зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто- и экспортоориентированные -- по месту сбыта основной части продукции.

Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример -- бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.

 

Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся странах.

На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает зону как территорию, на которой действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон -- возможность создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам самим выбирать оптимальный район для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны [1].

На крайних полюсах территориального и режимного подходов к организации зон находятся еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, -- отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала все более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон второго типа работает большинство оффшорных компаний в странах Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.

3. Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия: наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой; наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий; доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски; благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.021 с.)