Экономические последствия миграций для стран-доноров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические последствия миграций для стран-доноров



Экономические последствия миграций для стран-доноров

1. Сокращаются безработица и расходы по ее социальному обслуживанию;

Достаточно проблематично выглядит связь миграции и снижения безработицы. Многомиллионный приток иностранной рабочей силы не поднял уровень безработицы в странах-реципиентах (она колеблется около 5% экономически активного населения). Это связано с исключительной мобильностью («эластичностью») приехавших рабочих, готовых переходить с одной работы на другую или переезжать в соседнюю страну в случае угрозы увольнения или депортации.

Выше отмечалось, что доля безработных среди выезжающих на работу за рубеж была относительно невелика. Отъезд работавших не приводил к сокращению массовой безработицы. Более того, даже в период отправки граждан за рубеж безработица в странах-донарах не сокращалась, а росла. Эпизодическое снижение уровня безработицы происходило не в связи с эмиграцией, а в связи с оживлением экономической деятельности государств-экспортеров рабочей силы.

2. Граждане, работающие за рубежом, приобретают более высокую квалификацию и переводят часть дохода на родину, улучшая платежный баланс страны;

Действительно, в ряде случаев, благодаря экспорту своих рабочих, страны смогли улучшить экономическое положение, поднять жизненный уровень населения, увеличить валютные резервы, повысить качественный состав и некоторые другие макро- и микропоказатели. Действительно, переводы рабочих на родину порой достигали внушительных сумм.

Бесспорно, что получение бедным государством многомиллионных или даже многомиллиардных сумм в стабильной валюте заметно улучшает валютно-финансовое положение такого государства, всю его экономику. Оно увеличивает ассигнования и, в частности, капиталовложения на хозяйственное развитие, на повышение благосостояния населения. Государство становится платежеспособным, что позволяет ему обращаться к международным организациям и частным кредиторам за займами и кредитами. Одним словом, создаются существенные предпосылки для повышения жизненного уровня населения.

В то же время ссылка на облегчение погашения внешней задолженности выглядит недостаточно состоятельной. Именно под валютные поступления рабочих страны-доноры брали новые кредиты, чтобы обеспечить стране догоняющее развитие. В результате плохо помогали даже миллиардные поступления. Во многом это связано с тем, что переводы, как правило, не трансформировались в инвестиции, в производство, т. е. в реальный сектор экономики.

Широко распространено утверждение, что эмигранты получают квалификацию за рубежом и возвращаются уже квалифицированными рабочими, поскольку в некоторых индустриальных государствах действительно существуют курсы повышения квалификации. Но они не меняют ситуацию. Чаще всего приехавший квалифицированный рабочий устраивается не по специальности, а на предложенную работу. За время его пребывания за границей, длящееся от 2 до 10 лет, он деквалифицируется и на родину возвращается простым рабочим. Такая метаморфоза происходит с подавляющим большинством квалифицированных рабочих, нашедших занятость в индустриальных или нефтеэкспортирующих государствах.

Следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. За период пребывания за рубежом мигранты привыкают к потребительским товарам стран-реципиентов. Вернувшись на родину, они повышают спрос на импортные товары, вынуждая бедные страны увеличивать валютные расходы на их закупки. Снижение спроса на местные потребительские товары соответственно отражается на национальном производстве.

Причины вывоза капитала

Основной причиной и предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране. Возникает несовпадение между спросом на капитал и его предложением в различных отраслях мирового хозяйства и в целях получения большей предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу.

Причинами вывоза капитала также могут быть:

наличие возможности монополизировать местный рынок принимающей стороны;

наличие в странах, принимающих капитал, более дешевого сырья и рабочей силы;

стабильная политическая обстановка в стране-реципиенте;

более низкие, по сравнению со страной-донором, экологические стандарты;

наличие благоприятного «инвестиционного климата» в принимающей стране;

Понятие «инвестиционного климата» включает такие параметры, как:

экономические условия: общее состояние экономики (подъем, спад, стагнация), положение в валютной, финансовой и кредитной системах страны, таможенный режим и условия использования рабочей силы, уровень налогов встране

государственная политика в отношении иностранных инвестиций: соблюдение международных соглашений, прочность государственных институтов, преемственность власти.

Особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс ввоза и вывоза прямых, портфельных и ссудных капиталовложений. Если раньше отдельные страны являлись либо импортерами капитала, либо экспортерами капитала, то в настоящее время большинство стран одновременно ввозят и вывозят капитал.

Формы движения капитала

Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.

Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.

Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.

По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.

Официальный (государственный) капитал — это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.

Частный (негосударственный) капитал - это средства частных компаний, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за границу по решению их руководящих органов и их объединений. Источником данного капитала являются средства частных фирм не связанные с государственным бюджетом. Это могут быть инвестиции в создание зарубежного производства, межбанковские экспортные кредиты. Несмотря на автономность компаний в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство за собой право его контролировать и регулировать.

По цели зарубежного инвестирования капитал делится на прямые инвестиции и портфельные инвестиции:

Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения (страна-реципиент) капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Имеют место в случае создания за рубежом филиала национальной фирмы или приобретения контрольного пакета акций иностранной компании. ПИИ практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала. Они являются реальными вложениями, осуществляемыми в предприятия, землю, другие капитальные товары.

Портфельные иностранные инвестиции — вложение капитала в иностранные ценные бумаги (сугубо финансовая операция), не дающие инвестору права контроля над объектом инвестирования. Портфельные инвестиции приводят к диверсификации портфеля экономического агента, снижают риск инвестирования. Преимущественно они основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги. Портфельные инвестиции представляют собой чисто финансовые активы, выраженные в национальной валюте.

По сроку вложения выделяют долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный капитал:

Долгосрочный капитал — вложения капитала сроком свыше 5 лет. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций обычно являются долгосрочными.

Среднесрочный капитал - вложение капитала сроком от 1 года до 5 лет.

Краткосрочный капитал — вложение капитала сроком до 1 года.

Также выделяют такие формы капитала как нелегальный капитал и внутрифирменный капитал:

Нелегальный капитал — миграция капитала, которая идет в обход национального и международного права (в России незаконные способы экспорта капитала называют бегством или утечкой).

Внутрифирменный капитал — переводимый между филиалами и дочерними фирмами (банками), принадлежащими одной корпорации и расположенными в разных странах.

Валютно-финансовой сферы.

Сущность: помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с

целью его самовозрастания.

Формы движения капиталов:

1) частные и государственные капиталы международных организаций;

2) денежная и товарная форма;

3) краткосрочная и долгосрочная форма;

4) ссудная и предпринимательская форма (прямые и портфельные инвестиции;

прямые - инвестор владеет управленческим контролем над объектом вложения

капитала).

Инвестиционного климата - ситуация в стране с точки зрения инвестора:

1) социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;

2) внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;

3) ВЭД и ее перспективы.

Задача государства - создать благоприятный инвестиционный климат внутри

страны и способствовать продвижению национального капитала в другие страны.

Страхование инвестиционных рисков через государственные и полугосударственные

организации (США - Экспортно-Импортный Банк, корпорации зарубежных частных

инвестиций; Россия - Государственная Инвестиционная Корпорация).

Двухсторонне соглашение между государствами о поощрении и взаимной защите

капиталовложений.

Международная организация Агентство по гарантированию инвестиций.

В 60-е гг. формирование вненационального кредитного рынка, рынка евровалют.

Евровалютный рынок - международный рынок краткосрочных и долгосрочных

кредитов, основанный на операциях, совершаемых с национальной валютой за

пределами страны ее происхождения. Используются доллары США, швейцарские и

французские франки, марки ФРГ, английский фунт стерлингов. Евровалютные

операции проводятся на особых банковских счетах, не контролируемых

национальными кредитными органами.

Валюты. Конец XIX в. Используется золотой стандарт; 1944 г. - Бреттон-

вуддская валютная система - золото-девизный стандарт; сер. 70-х гг. -

Ямайская система - плавающие курсы основных валют Запада. Появляется мировой

денежный эталон (SDR - Special Drawing Rights - специальные права

заимствования), появляются коллективные валюты: ЭКЮ, арабский расчетный

динар, песо андского пакта.

В настоящее время валютные курсы являются важнейшими показателями здоровья

всей системы международных отношений, и весь комплекс внутренних и внешних

факторов, определяющих экономическое развитие страны, влияет на динамику

валютного курса.

Направление государственного регулирования:

1. На национальном денежном рынке.

2. Политика в области динамики ВВП.

3. Недопущение резких колебаний валют.

 

39) Россия, вступив в зону экономического роста, стала укреплять свои позиции на мировом рынке капитала. Она стала объектом расширяющихся притоков иностранных инвестиций. И в то же время стала сама проникать на зарубежные рынки, размещая там свои активы. На конец 2005 г. объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, составил 7,3 млрд. долл. Основные страны - реципиенты российского капитала - это США, Австрия, Кипр, Великобритания, Багамские острова, Украина.

Весь экспорт российского капитала можно разделить на три составляющие:

- вывоз капитала за рубеж с целью укрепления торговых позиций российских компаний за рубежом. В этом случае государство должно лояльно относиться к вывозу капитала, так как он улучшает торговые позиции страны и позволяет в будущем получать экспортную выручку и доходы от вложения капитала за рубежом;

- незаконный вывоз теневого капитала (например, нажитого преступным путем). При вывозе подобного капитала ущемляются интересы государства, которое является гарантом соблюдения законности в стране. Криминальный капитал рассчитывает спрятаться подальше от страны происхождения, законы которой он нарушил. Масштабы миграции теневого капитала не зависят от инвестиционного климата в стране, поскольку не имеют возможности инвестироваться внутри страны;

- вывоз законно полученных доходов, утекающих за границу из-за неверия в перспективы стабильной и эффективной работы в российских условиях, из-за угрозы насильственного захвата бизнеса или больших коммерческих рисков.

Две последние составляющие вывоза капитала относят к «бегству капитала» - крайне нежелательному явлению для любой страны. Бегство капитала лишает страну инвестиций, ведет к удорожанию кредитных ресурсов банков и, следовательно, к замедлению темпов роста экономики. Вместе с тем вывести капитал не всегда означает эффективно его использовать. Закрепиться на насыщенных зарубежных рынках и прибыльно вести свой бизнес за рубежом удается далеко не всегда. Поэтому беглый российский капитал, имеющий криминальное происхождение, частично возвращается назад, но уже под флагами Кипра, Багамских островов и т. д. От истинных иностранных инвестиций его отличает то, что он не привозит с собой новых технологий и передового менеджмента, а лишь инвестирует «отмытый» капитал в привычную для себя среду.

Бороться с «бегством капитала» государству крайне сложно. Меры борьбы в основном концентрируются на ужесточении контроля за соблюдением действующего законодательства: валютного, таможенного и налогового контроля. Это позволяет снизить масштабы бегства криминального капитала. Что же касается бегства легального капитала, то единственным способом остановки этого процесса является создание благоприятного инвестиционного климата в своей стране. Это предполагает проведение комплексной долгосрочной политики, направленной на защиту прав собственности, увеличение инвестиционного потенциала экономики России и сокращение инвестиционных рисков.

Как страна - импортер капитала Россия может рассматриваться как крупный заемщик. Так, в 90-е гг. в Россию было привлечено кредитов на сумму несколько десятков миллиардов долларов. В 2000 г. внешний государственный долг России составлял 158 млрд. долл. (90% ВВП). Однако в последние годы экономический рост в России позволил сократить внешнюю задолженность. В 2002 г. она уже составляла 122 млрд. (35% ВВП), а на начало 2006 г. - 81,5 млрд. долл. (10,6% ВВП). Возрастающие валютные резервы позволяют России досрочно погашать государственный внешний долг.

Большую часть иностранных инвестиций в России занимают коммерческие кредиты. Это связано с тем, что ставка процента за кредит в промышленно развитых странах в несколько раз ниже, чем в России. Поэтому российские компании при осуществлении крупных инвестиционных проектов часто стремятся не получать банковский кредит в России, а занять деньги у иностранных компаний (в 2004 г. доля «прочих инвестиций» составила 75,9% всего объема иностранных инвестиций в Россию (см. табл. 10.2)).

Основные страны - инвесторы России в 2005 г. - это Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, США, Франция. На долю этих стран приходится 82,6% общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Присутствие иностранного предпринимательского капитала в России невелико. Узость российского фондового рынка и большие риски вложений делают его непривлекательным для иностранных инвесторов (так, в 2004 г. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций составляла всего лишь 0,8%).

Значительным потенциалом роста обладают прямые иностранные инвестиции в экономике России. Пока их приток в Россию невелик (9420 млн. долл. в 2004 г.), однако большой объем внутреннего рынка России, богатые природные ресурсы, наличие относительно дешевой и одновременно квалифицированной рабочей силы, значительный научно-технический потенциал позволяют надеяться на активизацию прямых иностранных инвестиций в России.

Привлекая иностранные инвестиции, Россия надеется с их помощью активизировать инвестиционный процесс, цементируя его устойчивость.

В то же время ставится цель осуществить с их помощью промышленную трансформацию и сглаживание структурных и региональных диспропорций. Причем предпочтение должно отдаваться привлечению прямых иностранных инвестиций (ПИИ), так как портфельные инвестиции в подавляющем большинстве случаев являются чисто спекулятивным капиталом, который подвержен серьезным конъюнктурным колебаниям, в силу чего они не могут рассматриваться как серьезное подспорье экономическому росту. Прямые иностранные инвестиции, напротив, в подавляющем большинстве нацелены на проведение долгосрочной стратегии и получение прибыли донором капитала за счет развития производства в стране, принимающей ПИИ.

Процесс вливания прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в российскую экономику свидетельствует в основном лишь об освоении этих инвестиций по мере их поступления. В России ПИИ не привязаны к программам структурной перестройки экономики и задачам по ликвидации ее отраслевой и региональной несбалансированности. Более того, привлечение ПИИ в Россию происходит по направлениям, усиливающим структурные деформации экономики. Об этом можно судить по следующим моментам.

Сосредоточиваясь главным образом в Москве (около 50%), ПИИ усиливают отрыв столицы от регионов.

ПИИ не стали орудием промышленной трансформации обрабатывающих отраслей и проводником высоких технологий. Они сосредоточены в разработанных сырьевых отраслях и торговле, в которых срок окупаемости наиболее короткий: так, в 2004 г. 20,1% иностранных инвестиций приходилось на топливную промышленность России, причем доля иностранных инвестиций в эти отрасли постоянно растет (в 2003 г. - 17,9%, против 5,7% в 2001 г.), 31,2% иностранных инвестиций приходилось в 2004 г. на торговлю и общественное питание (см. табл. 10.3).

ПИИ не включились в механизм формирования межотраслевой сбалансированности. Более того, они укрепляют разрыв между финансово-промышленными группами, деятельность которых связана с добычей сырья, и предприятиями остальных, менее доходных отраслей экономики.

ПИИ реализуются пока в рамках крупных проектов, которые усиливают позиции финансово-промышленных групп, не помогая ничем среднему и малому бизнесу. К тому же их движение не проникло в технологические сегменты, наиболее нуждающиеся в них, такие как биотехнология, новые искусственные материалы, воздушное и строительное сообщение, информационные и коммуникационные технологии. На других растущих рынках, таких как Китай, Индия, Малайзия, Таиланд, Чили, Бразилия, Чехия, данные вложения активно развивают национальный малый и средний бизнес и продвигают прогресс в указанных отраслях.

Процесс привлечения ПИИ в Россию свидетельствует о слабости программных действий в этой области. Программа должна способствовать не только формированию благоприятного макроклимата для привлечения любых иностранных инвестиций, что уже во многом в России сделано, но и опираться на механизмы прицельного «захвата» наиболее выгодных проектов. Иначе говоря, от пассивной политики привлечения ПИИ следует переключаться на ее активную форму. Для этого необходимо обеспечить:

- сообщения об узких местах, конкурентных слабостях конкретных фирм, отраслей и регионов. Такая информация должна быть направлена для внутреннего и внешнего использования. Она образует основы для перемещения инвестиций туда, где настоятельность в них наибольшая. Но это возможно при условии выставления достаточных стимулов;

- координацию ПИИ-политики на федеральном уровне. Из-за ее отсутствия ведущие регионы России затрудняются выставлять собственные программы инвестиционных требований;

- выставление собственных национальных приоритетов для иностранных инвесторов, т. е. проведение стратегии обеспечения «необходимых инвестиций в необходимом месте». Именно так в последние двадцать лет действовало китайское руководство, используя в качестве инструмента ПИИ. Оно добилось с помощью этих вложений существенного подъема в развитии прибрежных регионов юга, затем и центра. Стратегия подвижных приоритетов отчетливо прослеживается в растущих рынках Индии и Бразилии'

- выработку инструментов и механизмов привлечения найденных инвесторов для работы на своем рынке (следует преодолеть расхожий предрассудок о том, что такие инструменты ограничиваются всего лишь налоговыми льготами);

- процесс предварительных контактов с желаемым инвестором, ознакомление его с конкретными проектами вложений на точно обозначенных предприятиях и выгод, которые получит инвестор. И конечно, нельзя упускать решение вопросов организации по устранению проволочек в подготовке и оформлению готового проекта.

Наивно думать, что для столь сложного процесса инвестирования на чужом рынке достаточно обеспечить лишь принципиальные договоренности на правительственном уровне с ответственными чиновниками других стран. На этом уровне договориться можно только по единичным проектам. Задача же состоит в привлечении не отдельных, а массы новых иностранных игроков на инвестиционное поле реального сектора России.

Привлечение ПИИ предполагает постоянно действующую связь макроэкономических и микроэкономических действий и подходов.

загрузка...

Поиск инвесторов должен происходить постоянно, для чего следует отслеживать тенденции мирового рынка капитала, потребности своей экономики. Всем этим следует специально заниматься, не говоря о том, как много усилий требуется для перерастания контактов с желаемым инвестором в его конкретные действия уже на национальном внутреннем рынке. Такие принципы привлечения ПИИ должен использовать не только крупный бизнес, но и правительственные, а также региональные структуры.

Активная политика привлечения иностранных инвестиций в экономику России, подчиненная задаче промышленной трансформации страны и ее сбалансированного развития, должна обеспечить с помощью ПИИ приоритетный рост «локомотивов» экономики. Фокусное использование иностранных инвестиций не даст распылиться затраченным средствам и позволит стране получить дополнительный мультипликативный эффект от развития смежных отраслей. Но такой нарастающий эффект возможен лишь при условии тесной кооперации местных производителей с иностранным инвестором.

Россия упускает свой шанс развиваться с помощью прямых иностранных инвестиций. Вступая в XXI в., она имела объем ПИИ, равный 1% ВВП, в то время как в Китае, Венгрии, Чехии, Польше их объем достигал 4%. Причиной тому стали не только неблагоприятные макроэкономические условия, но и отсутствие специальной национальной стратегии привлечения иностранных инвестиций. Россия не сумела пока воспринять успешный опыт Китая и Индии по привлечению ПИИ. А между тем эти страны стали сильными конкурентами России в данной области.

Считалось, что иностранные инвесторы сами придут в страну по мере достигнутой финансовой стабилизации и начала экономического роста. Подобный подход вызван традициями изоляционизма. Он не учитывает, что на мировом рынке происходит настоящая охота за ПИИ. Конкуренты России не ждут, они активно ищут потенциальных доноров, предоставляют им информацию о достоинствах своих национальных рынков, о системе побудительных механизмов. Пассивность России в этой области приводит к тому, что она безвозвратно уступает ПИИ-потоки странам, которые проводят специальную стратегию по привлечению иностранных инвестиций.

Следует помнить, что ПИИ-политика должна быть тем сильнее, чем больше рисков в стране для инвестиций. В мировой практике в таких случаях говорят о необходимости предоставления страной-реципиентом преимуществ, которые должны сформировать притягательный режим для иностранных инвестиций в период, когда в масштабе страны благоприятный инвестиционный климат еще не достаточно сформировался. Российская концепция ориентирована на создание равных условий конкуренции для отечественных и зарубежных инвесторов. Вероятно, пора взять за правило: если иностранный инвестор является носителем недостающих стране технологий, ноу-хау или эффективного менеджмента, он должен получить поддержку властей, притом на самом высоком уровне. Это позволит решить не только проблемы структурной перестройки, но и сгладить неравномерность развития регионов, создавать технопарки, сосредоточив в одном месте передовую рыночную техноструктуру, опытное производство и современный производственный комплекс.

Вместе с тем необходимо закрыть свои рынки для иностранного капитала, если он не способен принести с собой технологические новшества, действуя по принципу «не надо плодить конкурентов своим производителям». Открывая свой внутренний рынок иностранному капиталу, следует направить его прежде всего в реальный сектор экономики, в те области, которые трудно поднять за счет собственных источников. Система приоритетов для иностранного капитала, выбор желаемых технологических доноров и направление их в «точки роста экономики» - отрасли и сферы хозяйствования, которые потенциально могут создать новое качество экономического роста или его бурный количественный рост, - все это относится к арсеналу специальной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в страну.

Сегодня становится ясно, что пассивная экономическая политика может с успехом применяться только в промышленно развитых странах из-за минимальных рисков вложений. Страны, где риски вложений велики, должны использовать активные ПИИ-технологии, создающие преимущества вложения капитала именно в экономику своей страны. Потенциальный инвестор оценивает преимущества и выбирает наиболее интересные условия привлечения инвестиций. В этом случае принимающие страны напрямую конкурируют друг с другом в привлечении дополнительного иностранного капитала, и выигрывают в этом соперничестве страны с наиболее успешной стратегией.

Россия не должна упускать возможности применения богатого мирового опыта развития за счет привлечения «чужого» капитала, используя его в своих национальных интересах. Для этого России необходимо сформировать активную программу привлечения ПИИ, которая должна быть поддержана и взята под контроль на самом высоком уровне

 

40) Проблемы привлечения иностранного капитала в российскую экономику

Инвестирование это многосторонний процесс. По определению инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли. Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций, в том числе иностранных, должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как объекту, так и субъекту (инвестору).

В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования прямые, портфельные, среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.

Прямые иностранные инвестиции в России.

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

· привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

· регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

· привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

· создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

Россия выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

· крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений;

· средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

· компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

При этом все указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжелом экономическом положении. Инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).

Кроме того, на лицо и территориальная неравномерность размещения инвестиций. Львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь - внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и Московская область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская области, Татарстан). Характерно, что эта диспропорция не имеет тенденции к уменьшению.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос.

Добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно путем выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций.

Портфельные иностранные инвестиции в России.

Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.

С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:

· пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;

· пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;

· эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.[2, C. 429-430]

Портфельные инвесторы предпочитали вкладывать средства в акции предприятий, на продукцию которых в долгосрочной перспективе существует платежеспособный внешний или внутренний спрос, что позволяет ожидать в будущем значительных прибылей этих АО и высоких дивидендов по их акциям. Многих портфельных инвесторов привлекала на российский рынок акций в первую очередь возможность получения сверхвысоких прибылей за счет спекуляций с российскими ценными бумагами, имеющими очень нестабильную курсовую динамику.

Спекулятивные тенденции среди иностранных портфельных вложений в России стали фактически доминирующими. Отрыв спекулятивного рынка акций от нуждающегося в инвестициях реального сектора приводит к тому, что портфельные инвестиции не оказывают практически никакого прямого положительного воздействия на экономику и не выполняют своей основной задачи - привлечения финансового капитала в наиболее эффективные в экономическом смысле отрасли и предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент иностранные портфельные инвестиции в акции промышленных предприятий не играют для российской экономики значительной положительной роли. Причина этого, однако, лежит не в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов, которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведения чековой приватизации.

В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его в соответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором для привлечения портфельных вложений из-за рубежа.[3, C.312]

Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации

В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.251 (0.091 с.)