Движущие силы и регуляторы рынка квалифицированного труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движущие силы и регуляторы рынка квалифицированного труда



В формировании глобального РКТ активную роль играют такие участники, как ТНК, фактически инициировавшие создание этого рынка; международные соглашения и организации, например ГАТС, значение которого возрастает; национальные государства, конкурирующие друг с другом в привлечении высококвалифицированных работников; региональные объединения государств, проводящие унификацию образовательных и квалификационных стандартов. Такими организациями, как ООН, MOM, МОТ, агентами развития МВФ, ВБ, и другими разрабатываются различные программы, способствующие преодолению негативных последствий функционирования РКТ и использованию преимуществ, создаваемых на нем. В последнее время все более активную роль начинают играть страны - экспортеры квалифицированного труда, разрабатывающие стратегии выхода на данный рынок и получения на нем максимальных преимуществ в целях национального развития. Кроме того, сформировались социальные сети мигрантов, соединяющих страны происхождения и страны приема, позволяющие преодолевать заслоны в виде ограничений и запретов национальных правопорядков и международных норм на пути мощных человеческих потоков.

Особое место среди всех участников занимают ТНК, «мыслящие на межгосударственном уровне», фактически не подпадающие под контроль правительств. Большинство внутрикорпоративных переводов (ВКП) носит краткосрочный характер и происходит в значительной степени среди богатых стран или членов ОЭСР. Например, в 1994 г. приблизительно 76% ВКП (от 98 тыс.) в США (виза L-1) были из других стран ОЭСР. Остальные, главным образом, осуществлялись из Восточно-Азиатских НИС и более богатых латиноамериканских стран, например Бразилии, Аргентины и Венесуэлы. ВКП в середине 1990-х годов составляли 5-10% полных потоков канадских квалифицированных работников в США.

Зарегистрированные данные относительно ВКП в странах ОЭСР указывают на концентрацию таких потоков в направлении США и Великобритании. В США их число возросло со 112 тыс. в 1995 г. до 313699 в 2002 г. 32. В то же время во Францию осуществлялось только 2200 ВКП, а в Японию - 3900 в 2000 г. ВКП обходятся достаточно дорого. В Великобритании 50 тыс. ВКП между британскими компаниями и их филиалами, находящимися за границей, обходились приблизительно в 4,2 млрд. фунтов стерлингов 33.

В 2001 г. в 71 стране было принято 208 изменений законов о ПЗИ, из них свыше 90% нацелены на создание для них более благоприятного климата 34. ВКП персонала ТНК рассматриваются в ряде ИРС как средство содействия иностранным инвестициям (Ирландия, Голландия, Австралия). Правительства содействуют международному ВКП персонала в рамках ТНК (Австралия, Голландия, Ирландия, Германия, США). Широко распространены упрощенные процедуры. Например, в Германии принято постановление министра (ASAV), которое разрешает быстрый, упрощенный процесс ВКП, включая менеджеров и специалистов из стран, не являющихся членами ЕС 35.

С другой стороны, именно ТНК активизируют деятельность международных соглашений и организаций, например ГАТС, в качестве основной структуры для передвижения квалифицированных мигрантов. Они являются идеологами и лоббистами обсуждения на очередном раунде ГАТС «горизонтальных» групп работников. Охваченные группы включают в основном внутрикорпоративных сотрудников. Тенденция к большей мобильности временно нанимаемых иностранных работников, передвигающихся в рамках ВКП, по всей видимости, увенчается успехом, достигнутым на переговорах ГАТС 36.

Национальные государства все чаще конкурируют между собой за привлечение высококвалифицированных специалистов, определяющих развитие новой экономики. При этом они разнятся в своих подходах и опыте управления миграцией. Механизмы и политические инициативы, используемые правительствами ИРС для привлечения иностранного квалифицированного труда, могут подразделяться на пять групп:

Специальные схемы, используемые для привлечения высококвалифицированных мигрантов, такие, как «зеленые карты» в Германии и визы Н-1В США; канадские и австралийские программы временной и постоянной миграции высококвалифицированных работников; программа для высококвалифицированных мигрантов в Великобритании;

Внесение небольших изменений в существующие системы разрешений на работу, обеспечивающие более быстрый доступ к рынку труда высококвалифицированного персонала, например быстрая схема рабочих виз для специалистов в области ИТ в Голландии и система авторизации работы в Ирландии;

Освобождение, или упрощение процедуры получения разрешений на работу, чтобы обеспечить более быстрый доступ на рынок труда для нанимателей и иностранных работников. Например, ВКП в Ирландии не требуют разрешения на работу, а в Голландии освобождаются от проверки рынка труда;

Налоговые стимулы, используемые для уменьшения налогового бремени, в частности в Скандинавских странах для иностранных работников с высоким уровнем доходов;
5. Поощрение возвращения высококвалифицированных эмигрантов, особенно в Ирландии 37.

Большинство европейских стран, наряду с развитыми странами Азии, не ввели специальные меры для привлечения высококвалифицированных работников. Они продолжают надеяться на существующие системы разрешения на работу. Там, где схемы введены, они неизменно направлены на персонал, работающий в сферах ИТ и здравоохранения (особенно на медицинских сестер), а также на ВКП.

В меньшинстве стран, главным образом в Австралии, Канаде и США, традиционно постоянная миграция людских ресурсов воспринималась как источник роста национальной экономики. Однако даже в этих странах временная миграция становится все более важной, как стратегия борьбы с дефицитом труда в некоторых секторах. В Европе временная миграция стала нормой, и разработаны схемы, направленные на преодоление дефицита рабочей силы в различных секторах, который не может компенсироваться за счет свободного перемещения в пределах ЕС.

В отношении диапазона конкретных схем и инициатив, направленных на привлечение высококвалифицированных специалистов, Великобритания двигалась быстрее и дальше, чем любая другая страна, за исключением Австралии, и в меньшей степени Канады. Большинство стран смогли уменьшить продолжительность периода предоставления разрешения на работу, но в Великобритании эти вопросы рассматриваются быстрее, чем где-либо 38. Целью проводимых преобразований является выдача 90% разрешений на работу, при соблюдении требований «в течение одного дня» 39.

Основными формами участия в развитии глобального РКТ, осуществляемого региональными объединениями государств, являются: заключение соглашений о свободе передвижения; проведение унификации образовательных и квалификационных стандартов, соглашения о взаимном признании дипломов, проведение краткосрочных студенческих программ.

В мире активно происходят интеграционные процессы, предусматривающие в рамках создающихся и расширяющихся региональных объединений свободу перемещения рабочей силы стран-участниц через внутренние границы этих союзов. Наряду с формированием мирового - глобального рынка труда, происходит создание и отдельных региональных рынков. Региональные организации охватывают вопросы управления международными миграционными потоками, и на разных уровнях разработали широкий диапазон мер, касающихся усло­вий допуска и пребывания работников, являющихся и не являющихся гражданами принимающей страны, и обращения с ними. В региональных актах проявляется двойственный характер миграционной политики: либерализация миграционных потоков внутри интеграционных союзов и ужесточение миграционной политики к «третьим странам». Отчасти регулирование, осуществляемое на региональном уровне, противостоит процессу глобализации рынка труда. Однако надо отдать должное национальным государствам, слухи о «смерти» которых сильно преувеличены и которые с легкостью обходят региональные барьеры. Как только дело касается национальных интересов, все препятствия с легкостью преодолеваются.

В европейских странах существует тщательно разработанный свод норм в области трудовой миграции, особенно на уровне Европейского Союза. В этой связи вступление в силу в 1999 г. Договора о Европейском Союзе, с поправками, внесенными в него Амстердамским протоколом, является поворотным пунктом в прилагаемых Европейским Союзом усилиях по решению проблем иммиграции и переводит процесс разработки миграционной политики с межправительственного уровня на уровень Сообщества.

Процессы региональной экономической миграции происходят также и на всех других континентах. За последние несколько лет в рамках растущего числа региональных межгосударственных экономических интеграционных пространств/процессов были приложены или возобновлены усилия, направленные на осуществление официальных правовых или административных соглашений в отношении перемещения рабочей силы. Европейский Союз является самым крупным регионом, где передвижение рабочей силы не имеет ограничений. В соответствии с Американским соглашением о свободе торговли, заключенным между США и Канадой (действующим с 1994 г.) и Мексикой (с 2004 г.), предполагается определенная свобода передвижения временных трудовых мигрантов: бизнесменов, инвесторов, работников высокой квалификации - профессионалов и служащих международных компаний. Для Мексики предусмотрен ежегодный лимит в 6600 квалифицированных работников, которые могут беспрепятственно въезжать в США. Во многих других регионах также действует ряд соглашений: между членами Скандинавского сообщества в отношении квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы; между Австралией и Новой Зеландией в рамках Торгового соглашения о более тесных экономических связях (СЕРТА); между государствами - членами Андского сообщества наций; между странами - членами Центрально-Африканского экономического и валютного союза (ЦАЭВС) и странами - членами Западно-Африканского валютного и экономического союза (ЗАВЭС) и между странами Карибского бассейна в отношении квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы в рамках КАРИКОМ 40. Эти соглашения закладывают основу для дальнейшей постепенной координации политики с целью полного обеспечения в будущем равного обращения для всех граждан на взаимной основе. В странах, входящих в МЕРКОСУР 41, в декабре 2002 г. принято соглашение о проживании граждан в каждой из стран этого региона. Эти соглашения являются свидетельством признания экономических и социальных преимуществ, которые дают единые рынки труда.

Региональная экономическая интеграция через либерализацию торговли должна в конечном счете привести к более тесному сближению уровня заработной платы и цен и других факторов производства, что само по себе ослабит стимулы для миграции. Именно это происходит в Европейском Союзе, где гарантируется свобода перемещения и равное обращение, а также признание повсюду в ЕС социальных льгот и пособий, заработанных в другом государстве. Внутри ЕС примерно 60% торговли товарами стран-участниц приходится на другие страны Союза. Однако миграция работников между странами-участницами ограничена и составляет лишь 2% рабочей силы на национальных рынках труда стран - членов ЕС. В то же время отмечается общее внутрикорпоративное увеличение мобильности работников и более значительное увеличение относительной важности виртуального и краткосрочного приема на работу 42. Таким образом, региональная экономическая интеграция приводит в итоге к очевидному парадоксу: создавая более широкие возможности для свободного перемещения рабочей силы, она порождает такого рода экономическую конвергенцию, которая может снизить потребность в указанных перемещениях 43.

В рамках региональных союзов происходит унификация образовательных и квалификационных стандартов, заключаются соглашения о взаимном признании дипломов. ЕС предпринимает определенные шаги в сфере унификации систем образования, например принята директива о взаимном признании дипломов, унификации систем профессиональной подготовки. Начиная с 1991 г. на всей территории ЕС равно признаются все дипломы о высшем образовании, полученные в одной из стран-членов. Дипломы, полученные в третьих странах (не входящих в ЕС), могут быть признаны при условии, что их обладатели как минимум три года работали по данным дипломам в одной из стран-участниц. Для решения об окончательной сопоставимости дипломов был выработан ряд критериев, одним из которых, например, является требование получить высшее образование любого типа в течение не менее трех лет. Помимо этого, с недавнего времени действуют секторальные директивы признания дипломов, включающие подробный перечень профессий и отраслей, где дипломы признаются равноценными на всем пространстве ЕС и где требуется обязательный минимум дополнительного обучения.

Новая Зеландия и Австралия также заключили Соглашения о взаимном признании дипломов. В рамках НАФТА облегчен «перелив» квалифицированного персонала. Однако для многих объединений отсутствие единой системы признания профессиональной квалификации является проблемой. Некоторые страны сохраняют барьеры, препятствующие занятию отдельными профессиями, требуя прохождения тестов для получения необходимых лицензий, если заявитель получил образование не в стране, где он работает.

Все более активную роль в формировании РКТ начинают играть страны - экспортеры квалифицированного труда. Ими разрабатываются стратегии выхода на данный рынок и получения на нем максимальных преимуществ в целях национального развития. Например, Китай весной 2000 г. провозгласил новую внешнеэкономическую стратегию, выражающуюся девизом «идти вовне». В Китае заговорили о том, что стратегия «идти вовне» должна обеспечить значительное расширение позиций на МРТ КНР исходит из того, что на долю страны приходится одна треть работающего населения планеты, но только 2-3% МРТ. Часто в связи с этим в Пекине выдвигается задача завоевания примерно 10% МРТ 44.

Специфика ситуации в КНР состоит в том, что в стране такое количество научно-технических кадров (НТК), как в США, Японии, странах ЕС и России, вместе взятых. Тем не менее качество их находится на достаточно низком уровне. В соответствии с Докладом о международной конкурентоспособности (2000) Лозаннской международной школы менеджмента Китай занимал последнее место по показателю «пригодности квалифицированных инженеров», а по показателю «пригодности квалифицированных информационных технологов» - предпоследнее 45.

Высокая стоимость образования в Китае и низкое до последнего времени его качество сформировали у населения четкие представления о желательности обучения молодежи за пределами страны. Поток китайской молодежи, отправляющейся на учебу в другие страны, увеличивается с каждым годом. Образование за рубежом гораздо дороже (в среднем 20 тыс. долл. США), а количество обучающихся в 2000 г. насчитывало 80 тыс. КНР потеряла примерно 1,6 млрд. долл. США. Число выехавших НТК несущественно, но влияние их ощутимо. В 1998 г. с учетом того, во что обходится один студент, Китай лишился в человеческом капитале 20%-ного эквивалента всего бюджета, выделенного на образование в 1998 г. Это цифры лишь за один год. Таким образом, происходит как отток человеческого капитала, так и отток иностранной валюты 46.

Однако руководство страны осознает, что это лишь одна сторона медали. С первых лет эпохи рыночных преобразований, когда на учебу заграницу отправились десятки тысяч молодых китайцев, за рубежом отучилось в общей сложности более 700 тыс. человек. Из них вернулось на родину без малого 200 тыс. Многие из них добились успехов в сфере научных исследований. Более 80% членов Академии наук КНР и более половины членов Академии инженерных наук КНР обучались за рубежом. Но большинство вернувшихся преуспело в бизнесе. Только 18 тыс. китайцев с зарубежным образованием, основавших свои компании в зонах индустриального и экономического развития, уже принесли государству совокупный промышленно-торговый доход в сумме более 4 млрд. долл. США.

Именно эти обстоятельства и определяют стремление китайских властей выходить на внешние рынки труда. Учитывая тот факт, что прорыв на РКТ обеспечивается первоклассной подготовкой и знанием английского языка, а в Китае до последнего времени качество образования было на достаточно низком уровне, в стране начали проводить динамичные реформы в сфере образования и науки. Успешно реализуемую стратегию китайских властей, направленную на минимизацию издержек и повышение эффективности МТМ квалифицированных кадров, можно охарактеризовать как «прокачивание» этих кадров через международный РКТ. В связи с этим в последние годы стратегия проникновения на него разрабатывается одновременно с тщательно продуманной системой возвращения специалистов. Ниже мы подробнее остановимся на проблеме возвратности. Здесь же отметим, что в Китае Министерство кадров разработало и обнародовало ряд мер: облегченная процедура получения вида на жительство; предельно упрощенные формальности для желающих начать свой бизнес; субсидии и налоговые каникулы для тех, кто создает производства и проводит исследования в области передовых технологий. За последние 10 лет только это министерство инвестировало порядка 12,1 млн. долл. США в поддержку инновационных проектов для 5 тыс. представителей категории «хай гуй» («вернувшихся из-за моря»). На местах подобную политику поддерживают правительства провинций и крупных муниципалитетов. Ими создано более 20 специализированных центров по работе с вернувшимися китайцами. По стране организовано уже свыше 100 зон индустриального и технологического развития, в которых зарегистрировано 6500 компаний, где трудятся китайцы с зарубежным образованием. В одном только технопарке «Чжунгуаньцунь» насчитывается около 5 тыс. репатриантов, основавших 1785 компаний.

Сформировавшиеся социальные сети мигрантов, соединяющие страны происхождения и страны приема, становятся активными участниками формирующегося РКТ. Миграционные сети могут содействовать укреплению доверия и выступать посредниками при заключении контрактов на услуги и найме работников. Эти сети могут быть весьма важны в тех случаях, когда необходимо знание, особенно подразумеваемое знание качества. Успех индийской диаспоры в Силиконовой долине, по всей вероятности, повлиял на мировой образ Индии. В результате был создан «бренд», где «индийский» программист посылает подразумеваемый сигнал о качестве, так же, как слова «Made in Japan» посылают подразумеваемый сигнал о качестве бытовой электроники. Десять из 25 крупнейших компаний, активно нанимающих на работу иностранцев по визам Н-1В, - это фирмы, специализирующиеся на ИТ, которые расположены в Индии и США, и управляющиеся индийцами. Они обладают личной информацией о работниках в области ИТ страны их происхождения. Миграционные сети содействуют заключению контрактов при найме работников, отдавая предпочтение соотечественникам. В то же время доступность этих трудовых ресурсов сыграла жизненно важную роль в расширении фирм, владельцами и управляющими которых являются индийцы, работающие в США. Таланты индийцев в области ИТ признаются не только в США, но и в других странах, например в странах ОЭСР, где иммиграция из Индии замедлилась (Великобритания) или была весьма незначительной (Германия, Финляндия, Япония)

 

34) Роль и место России в международном разделении труда

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и в интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Однако основными из них являются следующие:

- уровень и динамика движения национальной экономики,

- степень ее открытости и вовлеченности в МРТ,

- прогрессивность и развитость ВЭС,

- умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом направлении.

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку. Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства. В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к началу XXI века в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы, как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров, не безвредных для здоровья человека.

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Несмотря на формальное расширение с начала 90-х гг. участия в международных экономических отношениях, доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возросли, но даже сократились, едва превысив в настоящее время 1%. Прежде всего о позиции, занимаемой Россией в системе мирохозяйственных связей, свидетельствует товарная структура и модель ее внешнеэкономических связей, а также доля ее участия в геоэкономической системе. В структуре российского экспорта 2008 года около 70 % занимают минеральные продукты. Также существенна доля металлов, драгоценных камней и изделий из них (13,2 %). Наименьшую долю имеют кожевенное сырье, пушнина и изделия из них (0,1 %), а также текстиль, текстильные изделия и обувь (0,2 %).

Продукция с высокой долей добавленной стоимости (машины, оборудование и транспортные средства, товары химической и легкой промышленности) составила 14,6% экспорта, в том числе машины, оборудование и транспортные средства - 4,9%. Доля последней группы в общем объеме экспорта, несмотря на некоторый стоимостной рост, постоянно снижается.

Для современной международной специализации России, помимо нефти и газа, характерна ориентация на продукцию таких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, базовая химия, целлюлозно-бумажное производство. В такой структуре отражается объективная закономерность экспорта: наличие избыточных факторов производства в России (нефть и газ), более высокая производительность труда в данных отраслях. При этом существует самоблокировка этих факторов, так как высокая производительность обусловлена избыточностью и дешевизной энергоресурсов. В то же время эти отрасли отличаются низкой технологичностью и экологичностью.

Экономика страны оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров.

В региональном аспекте монокультура экспорта привела к сверхконцентрации зарубежных доходов в отдельных, изолированных анклавах на территории страны. Более половины регионов практически не участвуют во внешнеэкономических связях и не могут использовать их в своем развитии. Тем самым, лишь возрастает дезинтеграция общероссийского рынка, начавшаяся в ходе реформ 1990-х годов.

В сфере международного обмена услугами Россия выступает преимущественно в роли импортера, что свидетельствует о недостаточном развитии в стране транспортной и туристической инфраструктур, телекоммуникаций, финансовых, консультационных и иных подобных структур. Удельный вес России в накопленных вывезенных мировых ПИИ (прямые иностранные инвестиции) оценивается в 0,4-0,5%. Близкую цифру - 0,5% (по другим оценкам 1,3%) всего мирового объема составляют зарубежные ПИИ, накопленные в российской экономике. Из общего объема накопленных к 2005 г. ПИИ 25% приходилось на добывающую промышленность, 12,7% - на металлургическую, по 7% - на пищевую и нефтяную, 6% - на торговлю и 5% - на транспорт. В производство машин и оборудования было вложено лишь 0,8%, в электротехническую и электронную отрасли - 0,5%, в производство транспортных средств - 1,5% ПИИ. То есть Россия крайне незначительно участвует в транснациональных воспроизводственных отношениях и, следовательно, почти не интегрирована в транснациональную воспроизводственную структуру. Сырьевые отрасли, в которые преимущественно вкладываются ПИИ, поступающие в России, непосредственно не участвуют в отношениях транснациональной производственной кооперации.

Модель внешнеэкономических связей России является преимущественно торговой, а не производственно-инвестиционной. Ее специализация в системе мирохозяйственных связей носит сырьевой характер. Это свидетельствует о периферийной позиции России и соответственно об ее неполной включенности в мировую геоэкономическую систему. Таким образом, Россия практически не участвует в создании и перераспределении мирового дохода, который формируется в рамках этой системы. Кроме того, отечественный корпоративный сектор еще не сформировался настолько, чтобы эффективно участвовать в мировой не сырьевой торговле. И главная проблема здесь - это отсутствие поддержки на внешних рынках со стороны государства. Также не следует забывать о политической составляющей развития экономических взаимоотношений с зарубежными странами. Политические споры и недопонимания мешают экономической интеграции нашей страны в мировое хозяйство.

Безусловно, положение России на мировой экономической арене вызывает озабоченность не только само по себе. Нынешний характер участия России в международном разделении труда породил в отечественном народном хозяйстве процессы, развитие которых может подорвать возможности экономического роста. Растущие поставки за рубеж главным образом базовых товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - и увеличивающийся импорт готовой промышленной продукции провоцируют “утяжеление” структуры промышленного производства и деиндустриализацию экономики. В ней все большее место занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья и все меньшее - машиностроение и отрасли, выпускающие потребительские товары. При сохранении таких тенденций Россия рискует превратиться в территорию, на которой будут сконцентрированы главным образом добыча минерального сырья и экологически обременительные производства. Она по-прежнему будет находиться в серьезной зависимости от колебаний цен на мировых рынках. Сложившаяся за последнее столетие внешнеэкономическая специализация не позволяет России вести масштабную торговлю готовыми изделиями: их доля в отечественном экспорте составляет примерно треть, в 2,4 раза меньше, чем у всех стран мира в целом. В еще меньшей мере она способна к обмену продукцией машиностроения, удельный вес которой в отечественном экспорте в семь раз меньше, чем в мире в целом. Совсем незначительны ее возможности в торговле высокотехнологичной продукцией, на долю которой приходиться около 2% экспорта, в восемь раз меньше среднемирового показателя. Невелик потенциал страны и в торговле услугами. Все это говорит о настоятельной необходимости перестройки внешнеэкономической специализации, без которой вряд ли можно рассчитывать на стабильный экономический рост и укрепление позиций российских производителей.

 

35) Международное движение капитала: понятие и экономическая сущность

Формирование мирового хозяйства на рубеже XIX-XX вв. создало возможность расширения международных экономических отношений, что поставило вопрос о международной мобильности факторов производства. Наиболее подвижным является капитал, хотя, как правило, его движение подвергается более жесткому регламентированию со стороны государства. Мировое движение капитала в современных условиях служит фактором усиления интернационализации производства, увеличения темпов экономического роста и уровнязанятости, развития передовых отраслей промышленностии превращает финансовые рынки в важнейший стимул развития мирового хозяйства.

Международная миграция капитала — это движение капитала между странами, включающее экспорт, импорт капитала и его функционирование за рубежом.

Миграция капитала представляет собой объективный экономический процесс, когда капитал покидает экономику одной страны в целях получения более высокого дохода в другой стране.

Изучение влияния миграции капитала актуально потому, что быстрый рост в последние десятилетия международной торговли, международных межбанковских кредитов, межправительственных займов и операций на фондовых и валютных биржах разных стран мира сопровождался бурным развитием международного рынка капитала.

Международное движение капитала оказывает огромное влияние на мировую экономику. Это проявляется, прежде всего, в том, что международный трансферт капитала способствует росту мировой экономики. Это связано с тем, что страна обеспеченная капиталом или капиталоемкими товарами может наладить производство за рубежом путем инвестиционых вложений. Получить больший экономический эффект, чем в результате внешней торговли. Обуславливается это тем, что в стране, принимающей капитал, может быть более дешевая рабочая сила, сырьё или более благоприятных инвестиционный климат, такой как наличие свободных экономических зон или низкие экологические стандарты.

Одним из характерных явлений современной мировой экономики является увеличение масштабов миграции капитала между странами. Международный рынок капитала выступает важным элементом экономики, обеспечивающим движениефинансовых ресурсов. Перемещение факторов производства из стран, избыточно наделенных относительно недорогими факторами производства, в страны, где они относительно дефицитны и дороги, ведет к выравниванию цен на факторы производства, то есть к повышению благосостояния участвующих в этом обмене стран.

Международное движение капитала занимает ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику:

способствует росту мировой экономики;

углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество;

увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными товарами, между филиалами международной корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Основными субъектами мирового рынка капиталов являются частный бизнес, государства, а также международные финансовые организации (Мировой банк, Международный Валютный Фонд).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.051 с.)