Формы интеграционных группировок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы интеграционных группировок



Международная экономическая интеграция проявляется в различных формах; по мере развития она проходит несколько ступеней зрелости:

а) зона свободной торговли;

б) таможенный союз;

в) общий рынок;

г) экономический союз;

д) полная экономическая интеграция.

Развитие интеграции сопровождается заключением между странами торгово-экономических союзов, а также межгосударственных соглашений, юридически закрепляющих союз между странами.

Начальная форма международной экономической интеграции - зона свободной торговли, при которой страны-участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз - объединение, при котором страны-члены не только ликвидируют таможенные тарифы и квоты внутри союза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран. Учреждение единых тарифов и квот для третьих стран отличает таможенный союз от зоны свободной торговли.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран - членов группировки достигает формы общего рынка - более развитый тип интеграции. Кроме устранения таможенных барьеров между государствами - членами объединения, установления единой системы тарифного и нетарифного регулирования по отношению к третьим странам, общий рынок устанавливает свободное движение факторов производства: капитала, рабочей силы между государствами-участниками, а так же единую торговую политику в отношении третьих стран. Это требует более высокого уровня организации, координации межгосударственной экономической политики.

Рассмотренные три формы международной экономической интеграции охватывают главным образом сферу обмена, создавая формально странам-участницам равные условия для развития торговли и взаимных финансовых расчетов.

Наиболее сложная форма интеграции с высокоразвитыми, прочными, долговременными внешнеэкономическими и политическими связями - экономический союз. Это когда в дополнение к тому, что мы имеем в рамках общего рынка происходит согласование, координация экономической стран-участниц путем периодических встреч, совещаний глав государств и правительств, руководителей различных министерств (финансов, промышленности, сельского хозяйства), а также директоров, представителей центральных банков и других экономических структур.

Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции приведет к полной экономической интеграции, которая совмещает все рассмотренные типы интеграции плюс проведение единой экономической политики государствами - членами группировки, что требует унификации правового законодательства в пределах данного интеграционного союза. Полная экономическая интеграция предполагает общую для всех стран-участниц валютную политику, т.е. систему с едиными валютными отношениями и единым валютным механизмом: единую валюту, единые правила регулирования валютных курсов, общий центральный банк и пр.

52) Расширение ЕС. Основные Особенности.

С тех пор как начались политические и экономические преобразования в Центральной и Восточной Европе в начале 1990-х, трансформация всей системы была неотделимо связана с расширением Европейского Союза на Восток. Следуя успешному переходу от плановой экономики к рыночной в некоторых странах Центральной и Восточной Европы, ЕС был расширен посредством присоединения к союзу Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чешской Республики и Венгрии. По пятому, самому крупному раунду расширения ЕС (8 центрально- и восточноевропейских стран плюс Мальта и Кипр, вступившие в союз 1 мая 2004 года), число стран-членов возросло до 25 (сейчас же оно составляет 27 стран включая Румынию и Болгарию, прим. авт).

ВВП (по ППС) восьми новых членов, по площади занимающих почти четверть территории ЕС15, на которой проживает одна пятая «старого» ЕС и одна шестая всей рабочей силы, в 2005 году составил всего одну десятую от ВВП ЕС15.

По прошествии двух лет расширение на Восток признано удачным обеими сторонами: экономики восьми новых стран-членов показывают значительный рост, а для «старых» членов союза внутренний рынок увеличился на 73 миллиона граждан до 460 миллионов, что является несомненным преимуществом для торговли и инвестиций.

Реальный рост ВВП в 2005 году восьмёрки составил в среднем 4,5%, что на 3 процентных пункта выше, чем в ЕС15.

Экспансия экономики осталась предельно высокой в 2005 году в странах Балтии, которым, как и бывшим республикам Советского Союза необходимо было «догнать» упущенное. Большинству новых членов ЕС требуется экономический рост, превышающий средние показатели, так как они должны преодолеть структурные проблемы для устойчивости системы социальной безопасности. Чем больше рост ВВП на капитал в новых странах превышает этот показатель в ЕС15, тем быстрее они преодолеют разрыв со своими экономически более развитыми соседями.

В конце концов, высокие показатели экономического роста могут помочь ускорению региональному сближению в рамках ЕС. Среди 37 развитых регионов ЕС, в которых ВВп на душу превышает 125%, присутствует всего один регион, входящий в число недавно присоединившихся стран – это регион Прага в Чешской Республике. Пока лишь очевидных успехов удалось достичь в борьбе с инфляцией – ситуация на рынке труда все еще остается напряженной.

Средний уровень безработицы составляет 13,5% (2005 год) – это на 5,6 процентных пунктов превышает аналогичный показатель по ЕС15. Среднесрочный прогноз обещает лишь незначительное уменьшение. Это свидетельствует о том, что из-за структурных изменений в экономике

негативные эффекты на рынка труда (в основном в сельскохозяйственном секторе) еще далеки от преодоления, и что требуется значительный временной лаг прежде чем они будут компенсированы за счет положительных эффектов от инвестиций, в том числе в человеческий капитал и в сектор инфраструктуры.

В течение периода трансформации ЕС уже стал самым важным торговым партнером для центральных и восточных стран, которые впоследствии его пополнили: в 2004 году восемь новых государств-членов экспортировали приблизительно 80% товаров и услуг в ЕС, а импортировали 75%. Эти страны испытывали торговый дефицит, иногда значительный, что также является типичным для экономик, находящихся в процессе становления и преодоления отставаний

 

53) Рассматривая потенциальное воздействие НАФТА на экономику США, Канады и Мексики, необходимо помнить, что целью договора является приближение к..., а не начало интеграционного процесса, который начался с миграцией рабочих мест и был поддержан увеличением объемов торговли благодаря либерализации мексиканской экономики. Он привел к развитию уникального приграничного региона и Приграничной экспортной промышленности.

Существует довод против НАФТА, заключающийся в том, что все инвестиции в Мексику идут в счет инвестиций у себя дома. Многие фирмы, экспортирующие товары обратно в США, экспортируют и то, что ранее производилось в США. Это действительно имеет место. Однако исследования показали, что 70% инвестиций США в Мексике идет на развитие ее рынка, что вполне совпадет с общей тенденцией воздействия иностранных инвестиций по всему миру. Около 75% всех инвестиций США вложено в высокоразвитые страны. За последние 7-8 лет только 15% ежегодных инвестиций были вложены в развивающиеся страны. Более 2/3 всего объема инвестиций пришлось на 7 стран; одно из них была Мексика.

Основной характеристикой всех этих семи стран является то, что каждая из них располагает большим внутренним рынком, чьи потребности не могут быть удовлетворены ни экспортом (в связи с довольно пошлинами его доступность ограничена), ни местными производителями (несоответствие спроса масштабу и качеству производства). Инвестирование за границей не всегда идет за счет внутреннего. Вложение капитала в развитие иностранных рынков стимулирует развитие собственных производств, впоследствии обслуживающих все возрастающие потребности этих же рынков.

С целью оценки потенциального эффекта НАФТА на экономику США американские экономисты использовали множество оценочных равновесных моделей. Некоторые из этих моделей оценивают эффект, производимый на американскую, канадскую и мексиканскую экономики; другие оценивали воздействие на различные сектора экономик. Некоторые модели - статические, другие - динамические применялись в попытке измерить эффект от устранения торговых барьеров на саму торговлю, рост, инвестиции и другие экономические переменные. Четыре независимых исследования оценили потерю рабочих мест в США в пределах от 19 до 900 тыс. Принимая во внимание, что 55 тыс. нетто рабочих мест создавались каждую неделю в США в начале 90-х гг., даже самая высокая оценка потери рабочих мест на протяжении десятилетия не слишком значима.

Мексиканская экономика составляет только 4% от экономики США, а экспорт Мексики составляет 6% от импорта США. Следовательно, суммарное воздействие НАФТА на США не будет слишком масштабным. Следует принимать во внимание этот факт при оценке воздействия НАФТА на обе экономики. Но вполне очевидно, что масштаб воздействия крайне различен.

Первоочередные результаты от вступления договора в силу таковы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.01 с.)