Эволюция мировой валютно-финансовой системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция мировой валютно-финансовой системы.



Для регулирования возникших валютных отношений между странами необходима мировая валютная система, под которой понимается совокупность денежных кредитных отношений, сложившихся на базе интернационализации хозяйственной жизни и развития мирового рынка и закрепленных в международных и государственных правовых нормах.

Мировая валютная система - глобальная форма организаций валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.

Мировая валютная система - включает валютные отношения (повседневные связи в которое вступают частные лица, фирмы, банки на валютном и денежном рынках в целях осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций, валютный механизм - правовые нормы и представляющие их инструменты на национальном и международном уровнях.

В своем развитии мировая валютная система прошла несколько этапов. Каждый этап отличается основными принципами функционирования системы, но имеет определенную преемственность по отношению к предыдущему.

Выделяют следующие этапы:

Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);

Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);

Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);

Ямайская валютная система (с 1976—1978 годов по настоящее время).

Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период национальная и международная валютные системы были тождественны, и только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу.

Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Большинство стран, таких как Германия, Австралия, Дания, Норвегия, ввели золотодевизный стандарт.

С 1944 года наступает третий этап эволюции МВС — на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах — долларе США и фунте стерлингов. Последним отводилась основная роль, поэтому чаще встречается название золотовалютный стандарт. Данный стандарт относился только к международной валютной системе, внутренняя денежная система функционировала на базе неразменных кредитных денег.

В 1972 г. был сформирован Комитет по реформе МВС, который занимался разработкой и согласованием новых принципов ее функционирования. Современный этап развития МВС начинается с 1976 года, когда на совещании в Ямайке представители 20 стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы. В 1978 году Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента вступают в силу принципы системы, которая получила название Ямайская валютная система. резервными валютами официально признаны доллар США, марка ФРГ, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;

установлен режим свободно плавающих валютных курсов, т. е. их формирование на мировом валютном рынке на основе спроса и предложения;

разрешено самостоятельное определение государствами режима валютного курса.

46. Международный кредит. Признаки международного кредита. Формы кредита. М/н кредит – м/н перем-е финан-х требований, потоки м\ду кредиторами и заемщиками в разл-х странах или фин-е потоки м\ду собств-ми и предпр-ми, кот-ми они владеют за рубежом, с целью получения % или дивиденда.Основной кредитор- США и страны-нефтеэкспортеры, заемщиками – развив-ся страны Сегодня США стала крупнейшим импортером капитала, а нефтеэкспортирующие страны берут в кредит в сумме почти столько же, сколько они сами дают в кредит.Формы м/н кредита: 1. назначению: • коммерческие, обслуж-щие м/н торговлю тов-ми и ус-ми;• финансовые кредиты-для инвест-ых объектов, приобр-ия ценных бумаг, • промежуточные кредиты- обслуж-ия смеша-х форм экспорта капиталов. 2.видам: • товарные(при экспорте тов-в с отсрочкой платежа);• валютные (в денежной форме); 3. технике предост-ния: • наличные кредиты, зачис-ые на счет заемщика;• акцептные в форме акцепта (согласия платить) тратты им­портером или банком;• депозитные сертиф-ты;• облигационные займы, консорциональные кредиты и др.; 4 валюте займа: • м/н кредиты в валюте страны-должника,страны-кредитора,третьей страны. 5. срокам • сверхсрочные• краткосрочные кредиты• среднесрочные;• долгосрочные. 6. обеспечению: • обеспеченные кредиты;• бланковые кредиты7. в завис-ти от категорий: фирменные(частные);банковские;брокерские;правительственные, смешанные, с участием частных предприятий (в том числе банков) и гос-ва;межгосударственные кредиты м\н фин-х институтов. Фирменный (частный) кредит предост-ся эксп-м инос-му имп-у в виде отсрочки платежа (от 2 до7 лет) за товары. Он офор-ся векселем или по открытому счету. К фирменным кредитам относится также авансовый платеж импортера. Банковские м/н кредиты предост-ся банками эксп-ам и им-ам,под залог товарно-материальных ценностей, Крупные банки пред-ют акцептный кредит в форме ак­цепта тратты.акцептант стан-ся непоср-ым плат-ом по векселю, но за счет средств должника. Брокерский кредит промежуточная форма между фирменным и банк-им кредитами. Межгосуд-ные кредиты - межправительственных соглашений. Кредитование внешней торговли включает кредит-ие экс-та и имп-та. Кредит-ие экспорта пров-ся в двух формах.1. Фирменного кредита — покупат-их авансов, выд-ых имп-ми той или иной страны инос-ым произв-ям или экс-ам. 2. Банковского кредита в виде:• кред-ия под товары в стране-экспортере• предост-ия ссуд под товары, наход-ся в пути • выдачи кредита под товары или товарные док-ты в стране-имп-ре;• ссуд, не обесп-ых тов-ми, кот-ые получают круп­ные фирмы-эксп-ры от банков, имеющих с ними длитель­ные деловые связи или уч-их в их капитале.Кре дитование импорта: формы фирменного и банковского кредита.Фирменные кредиты-два вида 1. Кредит по открытому счету (на основе соглашения, по кот-му экс-ер записывает на счет имп-ра в качестве его долга стоимость проданных и отгруж-ых товаров, а имп-ер обязуется погасить кредит в установлен­ный срок). 2. Вексельный кредит, при кот-м экспортер после отгрузки товара выст-ет тратту (переводный вексель) на импортера. Банковские кредиты виды. 1. Акцептный кредит — кредит, выдаваемый в форме акцеп­та, или согласия, банка-имп-ра на оплату тратты экс-ра.перед наступлением срока платежа импортер вно­сит в банк сумму долга, а банк в срок погашает его обязат-во перед экс-ом. 2. Акцептно-рамбурсный кредит — акцепт векселя банком при условии получения гарантии со стороны иностранного банка, обслуживающего импортера. СВЯЗАННЫЕ КРЕДИТЫ - кредиты, предост-ие ко-ых связано, обусловлено не только условием своевр-ного возврата ссуды и выплаты% по ней, но и доп-ми условиями, выдвиг-ми кредитором.

47. Стр-ра м/днар рынка труда.М/дунар. миграции раб силы.М/дунар. и гос регулир-ие раб силы. М/дунар миграция раб силы - пересел-ие трудоспос насел из одних гос в др для поиска работы(более1года) по эк, полит, этнич и др прич. Типы труд мигр:1)рабочие по контракту(обыч по сезону),2)профессионалы высок квалиф,3)нелегалы,4)беженцы(из-за угрозы жизни),5)переселенцы(на постоян место жит-ва). К перемещ раб силы действует си-ма гос и м/дунар регул-ия мигр-и(жесткие огранич-я на иммиграцию).Мировые центры притяж раб силы:1)старые: Зап Евр(Герм,Фр, Англ,Бельг)-15млн.мигр-ов из Вост Евр,Сев Афр. Здесь общий рынок раб силы ЕС; США 1млн/год из Мексики и др; Австралия 200тыс мигр из Вост и Юж Азии; 2)новые: страны Азиат-Тихоокеан региона(Яп,Ю Корея) 25тыс мигр из Кит,Вьет.;Нефтедобыв стр Ближ Вост(ОАЭ,Сауд Арав, Катар) 4млн мигр из Бл Вост, Егип;Лат Амер 3млн мигр из Вост Евр, Рос(с/х сезон мигр-ия);Африка(внутр мигр)из центра А на север и в ЮАР(алмазо,золотодобыча);РФ-потери квалиф раб силы, увел нелегалов в М, СПб, Примор крае. Гос мигр полит – регулир Э,И раб силы.Эмигр полит: огранич выдача загран паспортов, запрет на выезд. Иммигр полит:возраст ценз, здоровье,времен ограгнич,нац-географ приоритеты. М/дунар организ, жестко рег-ие мигр-ю: М/дунар организ труда, М/дунар организ по мигр(выраб м/дунар труд станд, полит,борьба с безраб).

48. Мир рын техн-ий.Стратегии техн-го обмена. Техн-ия-совок метод обраб-ки,изгот,измен сост,св-в сырья,матер-ла в проц произв прод-ции.Т-операции добычи,обраб,трансп-ки, т е часть произв-го проц. Мир рынок техн-ий-м/дунар обмен технол, в основе кот м/дунар разде труда.Это сов-ть рын отд стран по обмену,купли и продажи техн-ми.Стр-ра: рын патентов и лиц-ий,р науко и техн емкой прод-и,р высокотехнол кап-ла,р науч-тех спец-ов.Ведущ отрасли: электрон,машиностр,хим пром,трансп машин.Стратег техн обмена:1)эксп техн-ий: продажа техн как источник получ дохода;борьба за товар рын;обеспеч доступа к др новшеству через «перекрестн лицензир»(обмен лиц на произв Т);возм-ть занятия монопол на рынке.2)имп техн-й: возм экономии в сфере НИОКР;доступ к высокотехн новшествам;умен валют расх на товарн И;увел занят насел;гарантия освоения технол за счет продавца. Цикл ж Т: скоротечен, т к Н-Т процесс.

49. Виды лицензий. Лицензионные платежи. Международные кооперационные соглашения, виды. Международный тех.обмен-сов.эк-их отношений м\д иностр. контрагентами по поводу исп.резу-ов н-т Дея-ти, имеющих научную и практич.ценность. Формы передачи технологий:1) патентные соглашения – м\д торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на исп. изобретения покупателям патента. 2) лиценз.сог-ия – сделки по кот-м собст-ик изобрет-ия пред-ет др.стране разреш-ия на исп-ие в опр-ых пределах своих прав по изобт-ию. 3) согла-ия ноу-хау – предост-ие техн-ого опыта и секретов про-ва включ-ых в сведения технол-ого эк-ого фин-ого адм-ого хар-ра исп-ие кот-ых обесп-ет опре-ые преим-ва. 4) согл-ие по инжинирингу – предоста-ие технологическихих знаний необ-ых для преоб-ия монтажа и исп-ия купленных или арендных машин и обор-ия. 5) кооперационные согл-ия – объед-ся науч-тех потенциалы каждой из сторон и проис-ит опер-ый и стаб-ый обмен тех-ей в теч. Длит.времени.6) франчайзинговые согл-ия – франчайзинг –согла-ие при кот-ом родит-ая фирма (франчайзер) предо-ет др. фирме франчайзи права в течение опр-ого времени в спец. Опр-ом месте вести свое дело в соот-ии с предо-ыми тех-ями и торг-ой маркой. Франшиза-сложная форма лицен-ия товарного знака или фирме-ого наим. Озна-ее практику передачи права исп-ия особых приемов и способов ведения бизнеса под тов-ым знаком франчайзера. Виды лицен-ого согл.: 1) по объему прав а) простые-у лицензиара права подтв-ые патентом б) искл. – у лицензиата право на исп. объекта в пределах закл-ого договора с сохр-ем за ним права на его исп-ие в части не передаваемой лицензиату в) полные-патентные лицензии по кот.в полном объеме предо-ся права на изоб-ие на весь срок Дей-я патента г) возвратные –лице-ии предост-ие лицензиару право исп-ть усовершен-ие объекта лице-ии осуще-ый лицензиатом 2) по оплате а) роялти-посред-ам ежегод.отчисл-ий (от прибыли получ-ой от дейст-ия товара) в пользу лицензиара в теч. Дей-ия соглаш. Б) поушальный – посред-ам едино-ого платежа в) смешанная Виды копер-ого согл. 1) подрядное копе-ие-стороны закл. Договор на изг-ие опре-ого изд-ия из мат-ла заказчика или поставщика (часто перед-ся ноу-хау и тех-ая докум-ция) имеет место долгоср-ая аренда (лизинг) машин и оборудованияия заказчика 2) коопе-ие на основе лицен-ии (предо-ой одной из сторон) 3) кооп-ие на основе взаимного обмена лицензиями.

50. Франшиза:цели и сод-ие. Формы оплаты соглашения. Типы франшизы. Франчайзинговые соглашенияия – франчайзинг –согла-ие при кот-ом родит-ая фирма (франчайзер) предо-ет др. фирме франчайзи права в течение опр-ого времени в спец. опр-ом месте вести свое дело в соот-ии с предо-ыми тех-ями и торг-ой маркой. Франшиза-сложная форма лицен-ия товарного знака или фирме-ого наим. озна-ее практику передачи права исп-ия особых приемов и способов ведения бизнеса под тов-ым знаком франчайзера. Типы франшизы: 1) произв-ая 2) торговая 3) лицен-ая. Франчайзи-первон-ый взнос за помощь по созд-ию бизнеса, ежемес-ые взносы за право польз-ия торговым знаком. Способы получ-ия разреш-ия,чтобы им стать:1) прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу на прямую мест-ому предприн-лю. 2) мастер франшиза-межд-ый франчайзер-исключ-ые права на разв. всей системы на терри-ии всей страны одному франчайзи 3) пром-ый-про-во товаров, франчайзи по средствам лицен-ий произв-ит товары под маркой франчайзера при его поддер-ке. 4) франзинг распред-ие-франчайзер-произв-ль,оптовик,реализ-ий товары под своей маркой, через франчайзинговую сеть. 5) франчайзинг услуг-фрачайзер обладает методом предост-ия опр-ых услуг,уполномач-ет франчайзи исп-ть эти же методы. Преим-ва для франчайзера: расшир-ие бизнеса с миним-ыми инвест-ями,исп-ся предпри-ие усилия и капитал франчайзи, избежание закон-ых барьеров. Преим-во франчайзи:присоед-ие к успешно развиваю-ся бизнесу,риск банкротства низок, обучение персонала и контроль над ведением бизнеса со стороны франчайзера, расспрос-ие успешного опыта в рамках франчайзин-ой сети.

51. Цели и инструменты государственного и международного регулирования внешней торговли. Внешнеторговые правовые режимы. Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической деятельности. Внешнеторг полит - элем нац эк-ой полит страны.2 вида: полит своб торговли и протекционизм. Полит своб торговли-невмешат-во гос-ва во внешнеторг обмен с др гос-ми,нет препятствий для товарооборота,созд-ся усл-ия для развит-я м\нар обмена Т и У,но есть жесткая конкур-ия с иностр Т и У. Протекц-зм-гос политика с использ-ем во внеш торг-ле запретов и огранич-ий, затрудн-е доступа иностр Т,У,капит-ла на внутр рынок для ослаб-я на нем иностр конкур-и. Внешнеэ полит-ка развитых гос-в –сочет-е полит своб торг-ли и протекц-зма,что обеспеч защиту эк-их интересов страны на мир рынке. Центр проблемой внешнеэк полит-соотнош-е открытости эк-ки с треб-ями нац безопас-ти и защиты эк интересов на мир рынке. Гос регулир ВЭД в РФ,способы: 1)ТТР вэд-там льготы(страны РНБ-ставка т.пошл=база,не РНБ=2база,развив-ся страны=0,75база,наименее разв-ые страны и СНГ=0база);2)нетариф рег-ие(квотир-ие,лицензир-ие,запреты и оганич-ия на ввоз\выв).

52. Система тарифных и нетарифных методов регулирования.

ТТР -метод гос рег-ия внеш торговли Т путем примен-ия ввоз\выв пошлин. Там тариф-инструмент гос рег-ия внеш торговли, это список облагаемых там пошлинами товаров. Функции там тарифа:1)протекц-ая:защита нац товаропроизв-лей,2)фискальная:обеспеч поступл-я средств от взимания там пошл в бюджет страны. Чем больше развито хоз-во,тем ниже там пошлины.Высок пошл-ми защищают внутр рынок от аналог иностр Т,стимулир-ют экспорт. В там тарифе для стран РНБ-баз ставка там пошл,не РНБ=2база,развив-ся страны=0,75база,наименее разв и СНГ=0база. Ввозная там пошлина м вып-ть функции:фискальная,протекц-ая,регулир-ая,стимулир-ая. Ставка там пошл-размер денеж платежа за конкр Т. Нетариф огранич (НТО)-запреты и огранич-я,препятств-ие проникн-ю иностр Т на внутр рынок. НТО:1)экономич-ие:особ пошл(антидемпинговые,компенсац-е,спец-ые),налоги и сборы,меры валют регул-ия;2)администр-ые:эмбарго,квотир-е и лицензир-е.Квотир-ие-огранич по физ V или по стоим-ти(огранич-ся предлож-е на внутр рынке,увел цены на Т). Лицензир-ие-получ-ие спец разреш-ий на поставку опред Т.Виды лицензий:1)генер-ая-действ постоянно,нет запрет и огранич в теч всего действия,2)индивид-ая-разовое разреш-ие на Э\И с конкр Т. Эмбарго-полныйзапрет на торговлю опр Т(оруж,наркотики).Запрет на И-сезонный(с\х)и временный(спец виды Т). Налоги и сборы-это НДС,акцизы.Валют ограничения-сокращ-ие оттока валюты из страны для поддерж курса нац валюты. Эксп-ый контроль - за вывозомТ,У,рез-ми интеллект деят-ти(вооруж,воен техника,Т двойного назнач для созд-ия оруж масс пораж-я).

53. Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках. Внешнеэкономический комплекс страны.

Необходимо выдел-ть 3 аспекта мотивации нац компаний осущ-ть м\нар бизнес: расшир-ие сбыта,приобрет-ие рес-ов,диверсификация источников снабжения и сбыта. М\нар компания отлич от нац-ой тем,что ее Т в форме промежуточ или готов продукта м перемещ-ся м\д странами, а не только внутри стр.Для выбора внеш рынка фирме надо опред-ть свои сильн и слаб стороны внутри стр.Освоение нов заруб рынка-компромисс м\д использ-ем уже испытанных на внутр рынке решений и адаптацией к нов рынкам.Стандарт-ия обеспеч выигрыш в производит-ти труда, а адаптация-плата за закрепление позиций фирмы на заруб рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.014 с.)