Расчёт линии пути без учёта течения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчёт линии пути без учёта течения.



Навигация и лоция

Часть 2

 

методические указания к практическим занятиям

для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение»

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2014 г.


 

УДК 656.61.052+627.717

 

Автор (составитель): Новосёлов Д.А. старший преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ.

 

Рецензент: Пазынич Г.И., к.т.н., доцент кафедры «Судовождение» КГМТУ.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

«Судовождение» КГМТУ,

 

протокол № 2 от 16. 10. 2014 г.

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии МФКГМТУ,

 

протокол № 1 от 25.12. 2014 г.

 

 

Ó Керченский государственный морской

технологический университет,2014 г.


 

Содержание

Введение. 4

Практические занятия. 5

Практическое занятие№1 Определение места судна по двум и трём пеленгам.. 5

Практическое занятие№2 Определение места судна по двум горизонтальным углам.. 8

Практическое занятие№3 Определение места судна по двум и трём дистанциям.. 12

Практическое занятие№4 Определение места судна комбинированными способами. 16

Практическое занятие№5 Навигационная прокладка с ОМС по разновременным линиям положения 17

Практическое занятие№6 Итоговая навигационная прокладка. 21

Практическое занятие№7 Расчёт плавания судна по ДБК.. 22

Практическое занятие№8 Планирование перехода. 26

Практическое занятие№9 Подбор карт и руководств для плавания, их корректура. 27

Практическое занятие№10 Использование ЭКНИС для планирования перехода. 29

Приложение А. Таблица девиации магнитного компаса. 30

Список используемой литературы. 31


 

Введение

В «Методических указаниях к практическим занятиям» даны приемы графического счисления пути судна с учетом ветра и течения. Рассмотрены визуальные способы определения места судна различными методами. Кроме визуальных методов определения места судна рассматриваются методы использования радиотехнических средств в навигации и использования радиолокационных станций, а также определение места судна с использованием глобальных навигационных спутниковых систем.

 

Традиционные методы навигации, известные с давних времен, не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Безаварийное плавание предполагает проведение контрольных наблюдений и вычислений альтернативными методами.

Тем более, в случае отказа технических средств навигации традиционные приемы определения места судна остаются единственным средством, позволяющим обеспечить безопасное плавание в самых сложных условиях.


 

 

Практические занятия

Перед занятием студенту необходимо проработать теоретический материал из курса лекций и других источников, необходимый для работы на практическом занятии, разделы для проработки указаны в задании.

Навигационные прокладки выполняются на картах и прокладочным инструментом, предоставляемых учебным заведением, работа с картами, ведётся только в пределах учебного корпуса. Использование собственного инструмента приветствуется, особенно это касается циркуля и измерителя. Так же для выполнения работы могут быть предоставлены необходимые пособия и таблицы.

При себе студент должен иметь остро отточенный карандаш, ластик, калькулятор.

Работы, выполненные и сданные, в течение занятия принимаются без защиты. Студенты, своевременно сдавшие все работы и прошедшие итоговый тестовый контроль, получают допуск к экзамену.

Практическое занятие№1 Определение места судна по двум и трём пеленгам

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: закрепить навыки счисления пути судна с учётом дрейфа, научиться определять место судна по двум и трём пеленгам графическим способом.

Инструменты и пособия: Навигационная карта - номер указан в задании, таблица девиации МК, штурманский транспортир, штурманская линейка, циркуль и измеритель, остро отточенный карандаш, ластик, калькулятор.

Описание работы.

Для определения места судна достаточно иметь не менее двух пеленгов, тем не менее, в этом случае нет контроля наблюдения и вполне возможна грубая ошибка или промах, наличие которых трудно проконтролировать. Поэтому, всегда, когда есть возможность, стоит производить ОМС по трём пеленгам.

Для ОМС этим способом необходимо:

· выбрать ориентиры, нанесённые на карту, чаще всего ими являются маяки, буи, вышки, приметные здания, церкви, вершины холмов и гор и пр.

o Выбирать ориентиры надо таким образом, чтобы угол между ними был не менее 30°, в идеале для двух ориентиров был близок к 90°, для трёх - к 120°.

o Удостовериться, что эти ориентиры видны с места проведения измерений.

o Если есть возможность, то для обсервации по трём пеленгам ориентиры, желательно выбирать с разных сторон горизонта, такой выбор значительно уменьшает систематическую погрешность измерений.

· Последовательно в быстром темпе взять пеленга на эти ориентиры.

o При скорости судна менее 12 узлов наблюдения можно принимать выполненными одновременно, если на измерение трех пеленгов затрачено не более 0.5мин.

o На более высоких скоростях и на малых расстояниях до ориентира (2 -3 миль), необходимо измерять пять пеленгов в последовательности: первые три пеленга обычным порядком, а затем повторно–пеленги второго и вслед за ним первого.

; ;

КП3 третьего ориентира оставляют без изменений

· Засечь время и ОЛ.

· Рассчитать значения истинных пеленгов (ИП).Пеленг измеряется при помощи оптических пеленгаторов и радиолокационных станций, информация на которые поступает с гирокомпаса или магнитного компаса, то есть в любом случае, показания приборов необходимо исправлять поправкой DК или DГК.

· Проложить исправленные пеленги на карте таким образом, чтобы линии пеленгов прошли через соответствующие ориентиры.

· В точке пересечения пеленгов нанести условное обозначение, чаще всего три пеленга пересекаются не в одной точке, а дают так называемый треугольник погрешностей, если треугольник погрешностей мал и его стороны не более 5 мм на карте, то точка ставится в центре. Если велик, то это означает, что в измерениях или прокладке на карте допущена ошибка (промах) и следует прежде всего проверить расчеты пеленгов и прокладку их на путевой карте. Если ошибок и промахов здесь нет, то следует повторить наблюдения (измерить снова пеленги на ориентиры). Причинами образования большого треугольника погрешностей могут быть:

o ê допущена ошибка в опознании ориентира (измерили пеленг на один, проложили от другого);

o ê допущена ошибка в снятии пеленга (довольно часто по небрежности);

o ê допущена ошибка в прокладке пеленгов на карте;

o ê неодновременное пеленгование ориентиров.

o ê поправка курсоуказателя не соответствует реальной, в этом случае, если есть полная уверенность в точности измерений и построений, производится приём, называемый разгоном треугольника погрешностей, который будет рассмотрен на дальнейших занятиях, а также в курсе Математических основ судовождения.

Отсутствие треугольника погрешностей говорит о возможной надёжности обсервации.

Следует помнить, что ОМС по двум ориентирам менее надёжно и никакие признаки не укажут на ошибки или промахи.

Навигационная прокладка 1.1

Карта №32202. Поправка гирокомпаса DГк = 1,00, скорость ППХ V = 12 узлов, поправка лага DЛ = 2,0%

08 00 ОЛ = 25,4 мк. Мирина ГКП = 21,6, мк. Комби ГКП = 72,0. Дали полный ход, легли на ГКК = 89,00.

09 05 ОЛ = 38,1 Легли на ГКК = 105,00 начали учитывать дрейф 30 п/б от южного ветра силой 4 балла.

10 44 ОЛ =? Проложили курс так, что бы выйти на маяк Баба.

11 57 ОЛ = 71,7 мыс Тузла ОГКП = 231,6, мк. Баба ОГКП = 282,9. Легли на ИК = 180,0, перестали учитывать дрейф.

12 22 ОЛ = 76,6 мк. Баба ГКП = 50,0 мк.Моливос ГКП = 95,8 мк. скала Гавата ГКП = 150,0. Легли на ГКК = 217,0. Учитываем дрейф 30.

? ОЛ =? Траверз мк. о.Сильри, застопорили ход легли в дрейф.


Навигационная прокладка 1.2

Карта №3319Поправка гирокомпаса DГк = -2,00, скорость ППХ V = 8узлов, поправка лага DЛ = 3,0%

12 10 ОЛ = 57,1мк. Панагия ГКП = 346,2, мк. Железный Рог ГКП = 28,3. Дали полный ход, легли на ГКК = 70,00, учитываем дрейф 40 л/г от ветра 5 баллов NE.

12 51 ОЛ = 62,3 Мк. Железный Рог ГКП =136,80, мк. Янтарный ГКП = 221,40.Легли на ГКК = 127,00.

? ОЛ =? Вышли на меридиан 370 00’,0 Е, проложили путь параллельно РП №29 в сторону Анапы..

15 07 ОЛ = 79,8 Мк.Благовещенский ГКП = 197,70, мк. Анапский ГКП = 102,60. Легли на ГКК = 138,00, учитываем дрейф 20.

Практическое занятие№2 Определение места судна по двум горизонтальным углам

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: закрепить навыки счисления пути судна с учётом течения, научиться определять место судна по двум горизонтальным углам.

Инструменты и пособия: Навигационная карта- номер указан в задании, таблица девиации МК, штурманский транспортир, штурманская линейка, циркуль и измеритель, остро отточенный карандаш, ластик, калькулятор.

Описание работы.

Определение места судна по двум горизонтальным углам производится с помощью секстана или компаса при наличии на местности и на карте трех или четырёх ориентиров. Компасом измеряются компасные пеленги, а затем пересчитываются в два горизонтальных угла. Такой способ использования компаса позволяет не только определить место судна, но и рассчитать поправку компаса, исключая систематическую погрешность. Место на карте получают с помощью кальки, протрактора или построением окружностей, вмещающих измеренный угол.

Находим ориентиры на карте и выписываем их с компасными пеленгами (ГКП) в таблицу 2.1 по часовой стрелке. Из третьего пеленга вычитаем второй, из второго первый в результате получаем два горизонтальных угла; если какой-либо из углов вдруг получился отрицательный, не забываем прибавить 360°.

Определяем место судна при помощи кальки или протрактора:

- наносим на кальку оба вычисленных угла, для чего проводим центральную линию, первый угол отмеряем слева от центральной линии, второй – справа;

- совмещаем кальку с картой так, чтобы все три пеленга совпадали со своими ориентирами;

- в точке пересечения пеленгов на кальке наносим обсервованное место судна.

С протрактором производим аналогичные действия, при этом помним, что на барабане протрактора нанесены деления в минутах градуса, поэтому переводим десятые доли градуса в минуты 0,1° = 6 ¢.

Из полученной точки максимально точно снимаем истинные пеленга (ИП) на объекты и заносим их в таблицу в соответствующую колонку. После чего по формуле

DГК = ИП – ГКП

рассчитываем поправки компаса для каждого пеленга. Учитывая, что компас у нас один, то вычисленные поправки должны быть одинаковые, по крайней мере разница между ними не должна превышать 0,4¸0,5. Если разница больше, необходимо проверить точность снятия истинных пеленгов с карты, если не помогло, проверить точность нанесения обсервованного места на карту, если и тут не помогло, то проверить правильность нанесения углов на кальку или протрактор.

Таблица 2.1

ИП (с карты) Ориентир ГКП a (расчёт) DГК= ИП-КП
330,5° огонь Леселидзе 332,0°   330,5 -332,0 = -1,5°
      76,0°  
46,4° м-к Гагра 48,0°   46,4 – 48,0 = -1,6°
      72,2°  
118,8° м-к Пицунда 120,2°   118,8-120,2 = -1,4°

 

Искомая поправка, является средним арифметическим трёх найденных поправок

Dгк = (Dгк1 + Dгк2 + Dгк3) / 3

Dгк = (-1,5° + -1,6° + -1,4°) / 3 = -1,5°

Наиболее характерные ошибки:

- в неправильном порядке расположили пеленгуемые объекты в таблице, соответственно не те пеленги вычли, при этом, как правило, один из углов будет > 180;

- не в той последовательности отложили углы на кальке или протракторе - сверьте последовательность маяков и углов с картой;

- на протракторе не перевели десятые доли градуса в минуты.

Метод построения окружностей. Построение окружностей производится после нахождения их центров. Центр окружности находят путем восстановления перпендикуляра из середины линии, соединяющей два ориентира. При одном из ориентиров у линии, их соединяющей, строят угол, равный 90 -α. Пересечение стороны угла с перпендикуляром дает центр окружности, вмещающий угол α. Так же поступают и со вторым углом.

Прямая задача учёта течения

В прямой задаче мы при известных показаниях приборов рассчитываем наш фактический курс и фактическое расстояние, которые судно пройдёт по карте.

Расчёт линии пути ПУс (ПУb) c учётом течения

Двигаясь по ПУс (при отсутствии дрейфа ПУb), судно участвует в двух движениях:

- собственное движение относительно воды, именно это движение отображается лагом, при отсутствии ветрового дрейфа то ИК, при наличии оного - это ПУa;

- течение, т.е. движение массы воды вместе с судном, лагом -это движение не регистрируется.

Исходя из этого, все действия с расстояниями, наносимыми на карту или снимаемыми с карты, производятся только на ПУa (ИК).

Если течение не является попутным или встречным, линия пути ПУс (ПУb) получается графическим путём следующим образом:

- рассчитываем ПУa (ИК) в соответствии с указаниями предыдущего параграфа и наносим его на карту;

- берём циркулем расстояние, которое мы пройдём за один час, то есть величину скорости Vc и откладываем из начальной точки на ПУa (ИК);

- из полученной точки откладываем вектор течения, то есть его направление и величину его скорости;

Рисунок 2.1 Прямая задача учёта течения, начало построения

 

- из начальной точки и через окончание вектора скорости проводим линию пути судна ПУс (ПУb);

- на ПУa откладываем расстояние, пройденное судном Sл, рассчитанное по одному из алгоритмов, приведенных в практическом занятии №1;

- направлением течения переносим эту точку на ПУс (ПУb), это и есть искомая точка, в которую мы придём при наличии течения.

Рисунок 2.2 Прямая задача учёта течения, окончание построения

 

- снимаем с карты транспортиром значение ПУс, рассчитываем угол сноса течением b и совместный угол сноса с.

_ПУс _ПУb _ПУс

ПУaИК ИК

b b с с = a + b

Задания к работе:

Навигационная прокладка №4.

Описание работы

Расстояния от судна до ориентиров измеряют с помощью радиолокатора или по вертикальному углу, расчёт расстояния в этом случае ведётся по формуле

h – высота маяка над его основанием или урезом воды;

a – вертикальный угол, измеряют с помощью секстана между вершиной ориентира и его основанием или вершиной и урезом воды у береговой черты.

Измерения расстояний до ориентиров выполняют в определенной последовательности, первыми измеряются дистанции, близкие к траверзу, последними - на острых курсовых углах. В момент измерений замечают время и отсчет лага.

Определив расстояние до ориентиров, приступают к определению места судна на карте. Для этого измеренные расстояния снимают циркулем с боковой рамки карты, затем проводят дуги окружностей в районе счислимого места судна. Точка пересечения этих дуг и будет обсервованным местом судна.

Проведенные на карте дуги окружностей пересекутся в двух точках, но выбирается та точка, которая ближе к счислимому месту. Место судна определится точнее при угле между ориентирами, близком к 90о.

Определение места судна по трем расстояниям. Этот способ более точен, чем определение по двум расстояниям, так как третья линия положения судна будет являться контрольной. Определение места судна по трем расстояниям получается тем точнее, чем ближе к 120° будут углы между направлениями на два соседних ориентира; в таком случае пересечение линий положения судна будет наиболее удачным.

Приведение измерений к одному времени производится подобно действиям про ОМС по трём пеленгам, при этом надо измерить пять расстояний.

; ;

– остаётся без изменений.

При ОМС по трем расстояниям дуги окружностей могут образовать в пересечении треугольник погрешности. Если треугольник небольшой, место судна принимают в его центре, а если велик, то производят разгон треугольника погрешностей.

Навигационная прокладка 3.1

Навигационная прокладка 3.2

Описание работы

Комбинированными способами называют такие способы определения места судна, при которых измеряются разнородные навигационные параметры: визуальный пеленг и расстояние, пеленг и горизонтальный угол, пеленг и глубина, астрономическая линия положения и радиопеленг и т. п. Способ применяется, когда нет возможности измерить один и тот же параметр у разных объектов.

Наиболее характерные комбинации - это пеленг и дистанция, пеленг и горизонтальный угол, пеленг (дистанция) и глубина и т.п.

Описание работы.

При наличии на видимости одного ориентира можно определить место судна по крюйс-пеленгу, крюйс-расстоянию или по разновременным линиям положения разных ориентиров.

Суть всех этих способов одна и та же, и заключается в том, что навигационные параметры ориентира измеряются через какой-то промежуток времени, достаточный для существенного изменения параметра, и первая линия положения переносится параллельно самой себе по направлению и на расстояние, соответствующее смещению судна за время между измерениями параметров. Вторая линия положения проводится от ориентира.

Эти способы требуют точного ведения счисления между измерениями навигационных параметров.

ОМС методом крюйс-пеленга

· Нанести на карту линию пеленга ИП1, измеренную в первый момент времени, (рисунок 5.1) Т1 = 12 45.

· Рассчитать расстояние, пройденное судном за время между измерениями навигационных параметров.

· Отложить полученное расстояние от пересечения линии пеленга ИП1 и счислимого пути судна т.1 вдоль счислимого пути по направлению движения, в результате получим т.2.

· Через т.2 провести линию параллельную ИП1.

· Провести от ориентира линию ИП2. Точка пересечения пеленгов будет счислимо-обсервованной точкой.

Рисунок 5.1 ОМС методом крюйс-пеленга

 

Для метода крюйс-расстояния:

· Рассчитать расстояние, пройденное судном за время между измерениями навигационных параметров.

· Из ориентира провести линию, параллельную пути судна.

· Отложить на этой линии рассчитанное расстояние, получим точку О.

· Нарисовать окружность радиусом в D1 с центром в точке О.

· Нарисовать окружность D2 с центром в ориентире.

Рисунок 5.2 ОМС по крюйс-расстоянию

 

Навигационная прокладка 5.1

Карта №3319, DЛ = 4,0%, V = 10 узлов

17 06 ОЛ = 12,5 Анапский створ ГКП = 95,9, ближайший мыс л/б за траверзом D = 1,0 мили, определили место судна и определили поправку гирокомпаса. Легли на курс параллельный РП №29.

1717 ОЛ =? Мк. Благовещенский ГКП =4,10.

17 47 ОЛ = 19,0 Мк. Благовещенский ГКП =61,00. Определили место судна по Крюйс-пеленгу, легли на ГКК = 302,5.

18 26 ОЛ =? Южная веха по правому борту D = 2 мили

18 45 ОЛ = 28,3 Южная веха по правому борту D = 2 мили. Определили место судна по Крюйс-дистанции, взяли место под сомнение, мк Янтарный D = 4,4 мили, определили место судна по двум дистанциям, легли на ГКК = 263,0.

19 10 ОЛ = 32,2 мк Железный рог ГКП = 324,5

19 30 ОЛ = 35,4 мк Железный рог ГКП = 1,0 определили место судна методом исправленного крюйс-пеленга. Невязку отнесли за счёт течения и приняли его к дальнейшему счислению. Легли на путь параллельный РП №29.

 

 

Практическое занятие№6 Итоговая навигационная прокладка

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: Закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях.

Инструменты и пособия: Навигационная карта- номер указан в задании, таблица девиации МК, штурманский транспортир, штурманская линейка, циркуль и измеритель, остро отточенный карандаш, ластик, калькулятор.

Описание работы

К выполнению предлагается навигационная прокладка, близкая по сложности к заданию, выносимому на семестровый и государственный экзамены.

Помимо знаний, полученных в результате изучения курса «Навигация и лоция», для выполнения задания потребуются знания, полученные в результате изучения курса «Мореходная астрономия». Подавляющее большинство элементов задания рассматривалось в предыдущих работах.

Результатом выполнения задания являются:

· выполненная на соответствующей карте навигационная прокладка;

· заполненный в соответствии с требованиями Судовой журнал;

· черновик с расчётами для выполнения задания;

· астрономические вычисления, оформленные на соответствующем бланке Ш8, Ш8Б, или выполненные на калькуляторе с указанием расчётных формул и алгоритмов.

Задание на работу:

Навигационная прокладка 6.1

Плавание 17 февраля 2005 г. Карта №3319. Скорость полного хода ППХ Vc = 9,2 узла DЛ = -2%, Скорость среднего хода СПХ Vc = 7,0 уз DЛ = +2%. Uхр = - 05м14с, i+s = -3.0′, e = 12,3м, t = +5°, B = 770 мм.рт.ст. Часы выставлены по времени 4го часового пояса.

12 10 ОЛ = 22,3 Вышли из п.Анапа, находимся точно в створе п.Анапа, дистанция до мыса Анапа D = 2,4 мили, определили место судно, дополнительно взяли гирокомпасный пеленг на створ ГКП = 98,9°, определили поправку гирокомпаса. Дали ППХ, легли на ГКК = 285,1°.

13 02 ОЛ =? мк.Кубанский ГКП = 185,0°, мк.Благовещенский ГКП = 257,0°. Определили место судна, невязку отнесли за счёт дрейфа от ветра Юго-Восточного направления SE силой 4 балла, приняли для дальнейшего учёта. Легли на ПУ = 219,0°.

? ОЛ = 39,9 ПИ GPS

Lat 44 50,387 N

Lon 36 53,219 E

GMT 10 02 19

MSPEED 09,17 HDG 219,0

Определили место судна, невязку отнесли за счёт течения, рассчитали параметры течения, приняли для дальнейшего счисления. Вышел из строя гирокомпас. Перешли на управление по магнитному компасу. Легли на КК = 163,7°

14 37 ОЛ = 45,3 Начали плавный поворот вправо с тем, чтобы лечь на ИК = 287,7°

14 44 ОЛ = 46,3 Закончили плавный поворот. Легли на ИК = 287,7°, ветер стих, перестали учитывать дрейф, течение считаем попутным.

?? ОЛ =? Прошли по лагу Sл = 8,0 миль. Мк Железный Рог ОРКУ = 82,3. Солнце нижний край ОС = 28°06′,5 Tхр = 11ч41м42с, определили место судна комбинированным способом, взяли гирокомпасный пеленг на Солнце ГКП = 209,0° определили поправку гирокомпаса и приняли её для дальнейшего счисления. Легли на ПУ = 325,5°. Дали СПХ.

16 49 ОЛ = 62,7 Легли на ГКК = 352,4°, перестали учитывать течение.

Практическое занятие№7 Расчёт плавания судна по ДБК

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: научиться рассчитывать плавание судна по ДБК.

Инструменты и пособия: навигационная карта - номер указан в задании, таблица девиации МК, штурманский транспортир, штурманская линейка, циркуль и измеритель, остро отточенный карандаш, ластик, калькулятор.

Описание работы

Другие способы расчёта ДБК

Описание работы

Основанием для планирования рейса служат:

· рейсовое задание (задание на рейс);

· рейсовый план-график, который выдается не позднее, чем за

сутки до начала рейса;

· указания капитана.

В целях обеспечения подготовки судна к предстоящему рейсу экипажу заблаговременно сообщаются сведения о предстоящей работе. Эти сведения содержат задания по объему (наименование, род и количество) груза, портам отправления и назначения, дате подачи судна в порт погрузки.

Штурманская подготовка к рейсу в полном объеме осуществляется перед первым выходом в рейс по данному маршруту, выполняется заблаговременно с получением рейсового задания, и включает в себя следующие мероприятия:

· расчет протяженности и продолжительности рейса;

· подбор и корректура карт, руководств и пособий, получение данных о путевой, навигационной, ледовой, гидрометеорологической и минной обстановках;

· изучение и оценка района плавания;

· составление графического плана рейса;

· выполнение предварительной прокладки;

· составление справочных материалов на рейс;

· подготовка технических средств судовождения и связи.

 

Работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием на курсовую работу.

Практическое занятие№9 Подбор карт и руководств для плавания, их корректура.

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: отработать навыки работы по планированию рейса.

Инструменты и пособия: Каталоги карт, лоции и прочие навигационные пособия.

Описание работы

Необходимо собрать все карты для предстоящего рейса и сложить их в соответствующем порядке. Карты подбираются не только те, которые необходимы для рейса, но и те, которые примыкают к районам перехода, при этом они должны быть крупного масштаба, содержать планы портов и бухт. Такие карты не обязательно используются в течение рейса, но они могут включать важную навигационную информацию, которую можно использовать. Необходимо все карты и пособия откорректировать по последним ИМ.

Навигационные карты и руководства для плавания выбираются из каталогов ГУНиО 7207-Атлантический океан, 7307-Индийский океан, 7407-Тихий океан и при необходимости (при планировании перехода и промысла вблизи территориальных вод США и Канады) английским каталогом NP 131 (CatalogueofAdmiraltyChartsandPublications).

Вначале с помощью каталогов намечают маршрут перехода. Затем подбирают навигационные карты мелкого масштаба (1:5000000, 1:2000000), с тем, чтобы на них выполнить предварительную прокладку без ее детализации. На основании предварительной прокладки подбираются карты более крупного масштаба (1:500000, 1:300000, 1:50000) генеральные, путевые, частные и планы в зависимости от навигационных условий плавания (порт, каналы, фарватеры, узости, прибрежное плавание, плавание вдали от навигационных опасностей).

Подбирают также специальные карты (радионавигационные, карты-сетки, климатических зон и др.). Затем подбирают руководства для плавания:

· Лоции,

· Огни и знаки,

· Радиотехнические средства навигационного оборудования,

· Расписания передач штормовых предупреждений и НАВАРЕА,

· Расписание факсимильных передач метеорологических сведений,

· Таблицы приливов.

И справочные пособия:

· Океанические пути мира,

· Морской астрономический ежегодник,

· Атласы ветров и течений,

· Admiralty list of radio signals (volumes I-YIII),

· Извещения мореплавателям.

Подобранные карты на переход складывают по порядку перехода из одного района в другой для последовательного их использования.

В настоящее время на подавляющем большинстве судов используют бумажные карты Британского Адмиралтейского Гидрографического Общества, а также электронные карты двух основных производителей C-Map и Transas.

Подобрать бумажные карты на переход и составить их список можно используя откорректированный CatalogueofAdmiraltyChartsandPublication, соответствующий году плавания, или используя более удобную электронную версию этого издания AdmiraltyDigitalCatalogue (далее по тексту ADC), который можно загрузить по следующей ссылке: ukho.gov.uk›admiraltycatalogue

Используя ADC, можно также подобрать книги, которые соответствуют вашему району плавания, как то: AdmiraltyListofLightsandFogSignals, AdmiraltyListofRadioSignals, AdmiraltyTideTables и SailingDirections.

При подготовке и планировании перехода рекомендуется использовать дополнительную литературу, например: OceanPassagesfortheWorld, Ship'sRouteing, Distancetables, а так же Mariner'sHandbook.

 

Работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием на курсовую работу.

 

Практическое занятие№10 Использование ЭКНИС для планирования перехода

На выполнение работы отводится 4 часа аудиторных занятий.

Цель работы: Отработать навыки использования ЭКНИС для выполнения предварительной прокладки маршрута перехода..

Инструменты и пособия: Компьютер с установленной учебной версией электронной карты.

Описание работы.

Используя ЭКНИС, судоводитель имеет возможность выполнить предварительную прокладку на предстоящий переход, используя электронные карты всех необходимых масштабов, проверить полноту подбора карт с точки зрения, как удобства электронной прокладки, так и до­статочной детальности изображения. При планировании пути ЭКНИС обеспечивает:

· возможность планирования маршрута, включающего как прямые, так и криволинейные участки;

· отображение списка маршрутов и выбор любого из них;

· отображение списков транзитных и подходных к портам (отходных от портов) участков маршрута по районам;

· цифровой ввод и корректировку: координат поворотных точек, скорости на отрезках маршрута, времени прибытия в поворотные точки, а также расчет по опорным значениям всех интересующих судоводителя элементов маршрута;

· отображение выбранного маршрута на ЭК для зрительной оценки с предоставлением возможности графического редактирования положения поворотных точек с помощью маркера;

· контроль безопасности маршрута при планировании пути на ЭК, используя следующие предупреждения: область опасных глубин; пересечение опасной изобаты; запретный для плавания район; район ограниченного плавания; район с особыми условиями плавания и др.;

· представление списка карт на переход;

· печать опорных и расчетных данных выбранного маршрута;

· занесение новых маршрутов в базу данных с предоставлением возможности коррекции ошибок ввода;

· подключение программ имитации маневров для включения в маршрут участков изменения режима хода и поворотов с одного отрезка маршрута на другой;

· свободный выбор любой точки на линии выбранного пути для расчета пеленга и дистанции на интересующую точку или для расчета дистанции и времени следования до любой следующей точки на линии пути и др.

Работа выполняется в соответствии с индивидуальным заданием на курсовую работу.

 

Приложение А. Таблица девиации магнитного компаса

 

КК d КК d
  +2,3°   -1,7°
  +1,7   -0,7
  +1,3   +0,3
  +1,0   +1,3
  +0,5   +2,0
  0,0   +2,7
  -0,7   +3,5
  -1,5   +4,0
  -2,0   +4,3
  -2,7   +4,5
  -3,3   +4,5
  -3,7   +4,3
  -4,0   +4,0
  -4,3   +3,7
  -4,0   +3,5
  -3,7   +3,0
  -3,3   +2,7
  -2,5   +2,5
  -1,7   +2,3

 


 

 

Список используемой литературы.

Основная литература

1. Дмитриев В.И. Навигация и лоция. Учебник для вузов. / В.И. Дмитриев, В.Л. Григорян, В.А. Катенин. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2004.-472 с.

2. Кожухов В.П. Математические основы судовождения. / В.П. Кожухов, В.В. Григорьев, С.М. Лукин. - М.:Транспорт, 1987.

3. Ольховский В.Е. Навигация и промысловая навигация. / В.Е. Ольховский.- М.:Транспорт, 1979. -360 с.

4. Навигация. / Ю.К. Баранов, М.И. Гаврюк, Ю.А.Песков, В.К. Логиновский.- СПб, 1998, -510 с.

5. Песков Ю. А. Морская навигация с ГЛОНАСС/GPS / Учебное пособие для ВУЗов. М.: МОРКНИГА 2010.-148 с.

Дополнительная литература

6. Корректура морских карт и руководств для плавания. Учебн. пособ../ Н.В.Авербах, Д.А.Гагарский, А.П. Горобцов, Ф.Г. Захарьян.: СПб, 2001. - 86 с.

7. Авербах Н.В. Английские морские навигационные пособия./ Н.В. Авербах, А.И. Лебедь.- М.: В\О Мортехинформреклама, 1986. - 160 с.

8. Баранов А. Ю. Навигационные пособия США./ А.Ю. Баранов, А.Н. Лукин. - М.: Транспорт, 1990.

9. Ермолаев Г. Г. Судовождение в морях с приливами. / Г.Г. Ермолаев.- М.: Транспорт, 1986. - 160 с.

10. Кондрашихин В.Т. Определение места судна./ В.Т. Кондрашихин.- М.: Транспорт, 1989. - 230 с.

11. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков. 1978. СПб: ЗАО ЦНИИМФ. 1996. - 552 с.

12. Песков Ю. А. Использование РЛС в судовождении./ Ю.А. Песков. М.: Транспорт. 1986.

13. Правила плавания по внутренним водным путям РФ.

14. Резолюция ИМО А.817(19).

15. Резолюция MSC64(67).

16. Резолюция ИМО А.819(19).

17. Резолюция ИМО А.893(21), 1999.

18. Руководство по планированию рейса.

19. Конвенция ПДМНВ 78/95.

20. Конвенция СОЛАС 74/78 в редакции 2000 г.(5 глава)


 

ÓДмитрий Альбертович Новосёлов

 

Навигация и лоция

Часть 2

Навигация и лоция

Часть 2

 

методические указания к практическим занятиям

для студентов специальности 26.05.05 «Судовождение»

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2014 г.


 

УДК 656.61.052+627.717

 

Автор (составитель): Новосёлов Д.А. старший преподаватель кафедры «Судовождение» КГМТУ.

 

Рецензент: Пазынич Г.И., к.т.н., доцент кафедры «Судовождение» КГМТУ.

 

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

«Судовождение» КГМТУ,

 

протокол № 2 от 16. 10. 2014 г.

 

 

Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии МФКГМТУ,

 

протокол № 1 от 25.12. 2014 г.

 

 

Ó Керченский государственный морской

технологический университет,2014 г.


 

Содержание

Введение. 4

Практические занятия. 5

Практическое занятие№1 Определение места судна по двум и трём пеленгам.. 5

Практическое занятие№2 Определение места судна по двум горизонтальным углам.. 8

Практическое занятие№3 Определение места судна по двум и трём дистанциям.. 12

Практическое занятие№4 Определение места судна комбинированными способами. 16

Практическое занятие№5 Навигационная прокладка с ОМС по разновременным линиям положения 17

Практическое занятие№6 Итоговая навигационная прокладка. 21

Практическое занятие№7 Расчёт плавания судна по ДБК.. 22

Практическое занятие№8 Планирование перехода. 26

Практическое занятие№9 Подбор карт и руководств для плавания, их корректура. 27

Практическое занятие№10 Использование ЭКНИС для планирования перехода. 29

Приложение А. Таблица девиации магнитного компаса. 30

Список используемой литературы. 31


 

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.225 с.)