Правила личностно-ориентированного взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила личностно-ориентированного взаимодействия



Приложение А.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования

(опросник)

 

1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?

2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?

3. Что самое трудное с психологической точки зрения в работе воспитателя?

4. Какой отпечаток на личность воспитателя накладывает его профессия, что общего у всех воспитателей?

5. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с родителями?

6. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с детьми?

7. Интересуется ли воспитатель внутрисемейными отношениями своих воспитанников, пытается влиять на них (в каких случаях, для чего?).

8. Как, по мнению воспитателя, к нему относится группа в целом и почему?

9. Кто из детей ближе к воспитателю, чем другие (чаще общаются, часто находятся рядом) и почему?

10. Кто из детей отдален от воспитателя, избегает, конфликтует и почему?

11. Влияет профессия воспитателя на его отношение к собственным детям, на свои внутрисемейные отношения? Как и почему? Каковы взаимоотношения в коллективе воспитателей в их учреждении дошкольного образования?

12. Свои вопросы.

Бланк

к опроснику

«Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования»

вопрос свой ответ ответы воспитателей
1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?    
2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?    
И т. д.    
     

Вопросы лучше задавать по 2-3 в течение нескольких дней, не давая времени на обдумывание. Ответы записывать не дословно, но подробно и без искажений.

Сравнить свои ответы и ответы воспитателей. Написать свои выводы, анализ результатов опроса.

Критерии анализа ответов:

- что совпало с вашими взглядами на профессию воспитателя учреждения дошкольного образования, а что нет, почему;

- какие эмоции и чувства вызвали ответы воспитателей;

- что нового узнали о профессии воспитателя учреждения дошкольного образования;

- в чём не согласны с мнением воспитателей, почему;

- какие ответы показались наиболее интересными, почему.

Приложение Б.

 

Бланк

хронометража деятельности воспитателя

учреждения дошкольного образования

 

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         
         

Приложение В.

Правила личностно-ориентированного взаимодействия

1. Никогда не наказывайте детей.

2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.

3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).

4. Не укоряйте детей.

5. Не жалуйтесь на них родителям.

6. Не оскорбляйте.

7. Не приказывайте, не требуйте жестко.

8. Обеспечивайте успех во всех делах и, особенно, в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.

9. Хвалите за успех.

10. Верьте и доверяйте безоговорочно.

11. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.

Приложение Г

Бланк

к методике

«Профессионально значимые качества личности учащегося»

Личностные стороны Личностные качества Балл («1» - «10») Средний балл по параметру
1. Интеллектуальные параметры. Владение устной и письменной речью    
готовность к самосовершенствованию  
остроумие  
самокритичность  
сообразительность  
спокойствие  
философский склад ума  
хорошая память  
чувство юмора  
эрудиция  
2. Мировоззренческая направленность.      
       
       

 

Приложение Д.

 

Формы педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка как субъекта образовательного процесса

Наставничество. Главной особенностью такого взаимодействия является обращение к интересам детей. Руководство воспитателя в этой форме не воспринимается воспитанниками как прямое вмешательство в их жизнь, потому что направлено на то, чтобы увлечь всех детей общим делом, удержать этот интерес, дать им пережить результаты общих усилий и творчества.

Партнерство. Воспитатель принимается ребенком как авторитетный организатор деятельности и одновременно как интересный участник общения. В этой форме взаимодействия очень важно обеспечить (специальными педагогическими средствами) относительное равенство взрослого и воспитанников в совместной деятельности, особенно в игровой.

Сотрудничество. Это форма открытого взаимодействия двух субъектов процесса воспитания. Воспитатель безоговорочно принимает ребенка как личность и индивидуальность, признает его права и свободы, понимает его проблемы и искренне, по-человечески вместе с детьми участвует в их преодолении. Педагоги и воспитанники в таком взаимодействии личностно свободны, но этого возможно достичь только в достаточно воспитанном коллективе, где дорожат общим делом, где царит дружеская поддержка и помощь.

Сотворчество. Такое педагогическое взаимодействие принято считать высшей формой сотрудничества, где устанавливается определенное равновесие деловых и межличностных отношений воспитателя и воспитанников, а главное возникают отношения сопричастности к общим жизненным ценностям. Сотворчество является не результатом педагогического преобразования сферы совместной деятельности, а процессом «включения в отношения духовного родства и взаимоответственности, сопричастности всех каждому и каждого всем».

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя таким образом:

- открыт педагогическому взаимодействию с воспитателем, принимает его как старшего друга, доброжелательного наставника;

- принимает цели воспитания, организованные воспитателем, как свои, значимые для себя;

- проявляет активность, самостоятельность, ответственность в совместной деятельности и общении;

- открыто выражает свое личностное достоинство, стремится отстаивать свои взгляды и убеждения.

Позиция ребёнка как субъекта деятельности проявляется также в самостоятельности и творчестве, в поиске способов действий и реализации замыслов, в общении, направленном на согласование и реализацию замыслов

Приложение Е

Бланк

к методике «Лесенка»

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные детям с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

 

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка  
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка  

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил.

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.

Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которым дома не уделяется достаточно внимания.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые — папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто—то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале, сам ребенок может поставить себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

Приложение Ж.

Приложение З.

Тест «Два домика»

 

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Анализ результатов:

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми. Как правило, это или очень закрытые, необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми. Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью

 

Приложение И.

 

Методические рекомендации по наблюдению и анализу форм организации образовательного процесса.

Анализ занятия

I. ОРГАНИЗАЦИЯ:

1. Подготовка педагога к занятию (разработка конспекта, подписание его, приход заблаговременно).

2. Подготовка оборудования:

 наглядный демонстрационный материал;

 раздаточный материал (качество, эстетичность всего материала).

3. Подготовка рабочего места:

 расположение столов;

 подготовка раздаточного и демонстрационного материала, детьми вместе с воспитателем или самостоятельно.

II. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Как воспитатель позвал детей на занятие? Убрали ли дети игровой материал?

2. Какой методический прием (игровой) был использован, чтобы вызвать у детей интерес к предстоящему занятию, привлечь их внимание?

3. Как четко сформулировал педагог цель занятия? Чем будут заниматься дети? Как?

4. Как педагог объяснил задание? (Четкость, краткость, доступность, многословие, многоступенчатость "объяснения").

5. Время, затраченное на первую часть.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. Как дети приступили к выполнению задания? (Сразу, затруднялись).

2. Какую помощь оказывал педагог? (Напоминал задания сам, с помощью детей, предлагал детям самим справиться с трудностями).

3. Сколько частей в занятии? Как дети работали?

4. Организовал ли педагог физкультминутку?

5. Какую индивидуальную работу вел педагог? (Делал за ребенка, вместе с ребенком, помогал словесно).

6. Усложнял ли задания более способным?

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Какой метод подведения итогов использовал?

2. Выполнили ли дети задание, справились ли с ним?

3. Получили ли от занятия удовольствие дети и педагог?

4. Речь педагога.

5. Эмоциональность воспитателя.

6. Продолжительность занятия.

 

Схема анализа занятия

Пересказ

1. Поддерживается ли у детей эмоциональный настрой после чтения произведения?

2.Строят ли дети свои высказывания самостоятельно. конкретизируя обстоятельства действий?

3. Умеют ли в сказках или рассказах сопереживать взрослым?

4. Могут ли аргументировать свои выводы и оценку?

5.Наполнена ли речь педагога образными выражениями, конкретным действенным содержанием?

6.Выделяет ли педагог нужную лексику и синтаксическую структуру фраз путем практического использования их в вопросах и пояснениях

(при выборе чтения, когда сложный материал).

7. Обращает ли внимание педагог на развитие интонационной выразительности речи.

8. Применяет ли педагог элементы драматизации.

 

Схема анализа занятия

Рисование

1. Умеют ли дети использовать различные материалы в рисовании?

2. Владеют ли различными техническими навыками?

3. Умеют ли самостоятельно выбирать материал?

4. Сможет ли ребенок перенести содержание в рисунок?

5.Проявляет ли самостоятельность в поиске творческого подхода изображения (вариант изображения)?

6. Умеет ли один и тот же предмет изображать по-разному?

7. Испытывал ли ребенок живой интерес к своему рисунку?

8. Умеет ли работать в коллективе, рядом или с группой детей?

9. Активен ли ребенок в выборе тематики?

 

Схема анализа занятия

Лепка

1. Умеют ли дети использовать различные материалы в лепке?

2.Владеет ли ребенок приемами лепки:

- скатывание,

- раскатывание,

- защипывание,

- сплющивание.

3.Сможет ли ребенок передавать в лепке нужные:

- форму,

- объем,

- пропорции.

4. Творчески ли относится к своей работе (имеются ли элементы фантазии)?

5. Испытывает ли интерес к своей работе?

6. Соблюдает ли последовательность в работе?

7.Дети выполнили задание:

- самостоятельно;

- после вторичного объяснения;

- не приступает, а ждет подсказки;

- копирует соседа.

8. Умеет ли работать со схемами, зарисовками?

9. Умеет ли работать в коллективе, рядом с группой детей

 

Схема наблюдения

Ручной труд

1. Умеют ли дети подбирать нужный материал для своей работы?

2. Умеют ли пользоваться необходимым инструментом?

3. Как ребенок использует различный материал в своей работе?

4. Может ли ребенок самостоятельно определить материал для изготовления поделок?

5. Соблюдается ли последовательность в работе?

6.Дети выполнили задание:

- самостоятельно;

- после вторичного объяснения;

- не приступает, а ждет подсказки;

- не ждет, а копирует соседа.

7. Умеет работать со схемами и зарисовками?

8. С фантазией ли ребенок относится к своей работе?

 

Схема анализа занятия

Схема анализа занятия

По аппликации

1. Умеют ли дети подбирать для своей работы нужный материал?

2.Владеет ли различными техническими навыками:

- складывание бумаги пополам;

- гармошкой;

- по диагонали.

3. Умеет ли ребенок пользоваться необходимыми инструментами?

4. Соблюдает ли последовательность в своей работе?

5.Дети выполняют задание:

- самостоятельно в %;

- после вторичного объяснения в %;

- не приступает, а ждет подсказки в %;

- не ждет, а копирует соседа в %.

6. Творчески ли относится к своей работе?

7. Умеет ли работать в коллективе, рядом или с группой детей?

 

Приложение К.

 

Работа над проектом

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение
2. Смежные занятия и понятия, которые можно изучать в ходе реализации проекта
3. Необходимые материалы
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту

Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на наши вопросы?
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта

Первый этап – "выбор темы”.

Задача воспитателя – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей "трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи и собственно речевого аппарата. При сборе информации и планировании работы в рамках проекта задачей воспитателя является создание условий для реализации познавательной деятельности детей.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5. Надлежащее оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

Последовательность работы педагога над проектом:

· педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

· вовлекает дошкольников в решение проблемы;

· намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

· обсуждает план с семьями на родительском собрании;

· обращается за рекомендациями к специалистам учреждения дошкольного образования;

· вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

· собирает информацию, материал;

· проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),

· даёт домашние задания родителям и детям;

· поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

· организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

· подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

 

 

Приложение А.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования

(опросник)

 

1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?

2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?

3. Что самое трудное с психологической точки зрения в работе воспитателя?

4. Какой отпечаток на личность воспитателя накладывает его профессия, что общего у всех воспитателей?

5. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с родителями?

6. Какие типичные особенности, трудности имеются во взаимоотношении воспитателя с детьми?

7. Интересуется ли воспитатель внутрисемейными отношениями своих воспитанников, пытается влиять на них (в каких случаях, для чего?).

8. Как, по мнению воспитателя, к нему относится группа в целом и почему?

9. Кто из детей ближе к воспитателю, чем другие (чаще общаются, часто находятся рядом) и почему?

10. Кто из детей отдален от воспитателя, избегает, конфликтует и почему?

11. Влияет профессия воспитателя на его отношение к собственным детям, на свои внутрисемейные отношения? Как и почему? Каковы взаимоотношения в коллективе воспитателей в их учреждении дошкольного образования?

12. Свои вопросы.

Бланк

к опроснику

«Особенности профессиональной деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования»

вопрос свой ответ ответы воспитателей
1. Какими психологическими качествами должен обладать воспитатель детского сада, а какими не должен?    
2. На что нужно обращать внимание при подготовке будущих воспитателей детского сада в колледже?    
И т. д.    
     

Вопросы лучше задавать по 2-3 в течение нескольких дней, не давая времени на обдумывание. Ответы записывать не дословно, но подробно и без искажений.

Сравнить свои ответы и ответы воспитателей. Написать свои выводы, анализ результатов опроса.

Критерии анализа ответов:

- что совпало с вашими взглядами на профессию воспитателя учреждения дошкольного образования, а что нет, почему;

- какие эмоции и чувства вызвали ответы воспитателей;

- что нового узнали о профессии воспитателя учреждения дошкольного образования;

- в чём не согласны с мнением воспитателей, почему;

- какие ответы показались наиболее интересными, почему.

Приложение Б.

 

Бланк

хронометража деятельности воспитателя

учреждения дошкольного образования

 

Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей
         
         

Приложение В.

Правила личностно-ориентированного взаимодействия

1. Никогда не наказывайте детей.

2. Не сравнивайте детей друг с другом, не ставьте друг другу в пример.

3. Не выставляйте детей на позор (не отчитывайте при всех, не заставляйте просить прощения).

4. Не укоряйте детей.

5. Не жалуйтесь на них родителям.

6. Не оскорбляйте.

7. Не приказывайте, не требуйте жестко.

8. Обеспечивайте успех во всех делах и, особенно, в творчестве, старайтесь вовремя ненавязчиво помочь ребенку.

9. Хвалите за успех.

10. Верьте и доверяйте безоговорочно.

11. Договаривайтесь, находите общее, уступайте желаниям.

Приложение Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.106 (0.137 с.)