Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия инновационной деятельности↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИКУМ дисциплины
Для всех направлений
Квалификация выпускника Бакалавр
Уфа 2016
УДК ББК
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета агротехнологий и лесного хозяйства (протокол № __ от ________ 2016 г.).
Составитель: к.э.н., доцент Ахмадиева А.Ф.
Рецензенты: Фанисов Р.Ф.
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин, д.э.н., профессор Д.Д.Лукманов ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Планы практических занятий
Понятие и классификации инноваций. Инновационный процесс 1. Инновации: сущность, функции, виды. 2. Инновационный процесс и его составляющие. 3. Понятие жизненного цикла инновации. 1.2 Контрольные вопросы для самопроверки 1.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Организационные структуры инновационного менеджмента 1. Инновационный менеджмент. Структура системы инновационного менеджмента организации. 2. Классификация организационных форм инновационной деятельности. 3. Виды фирм по стратегиям инновационной деятельности. 2.2 Контрольные вопросы для самопроверки 2.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Инновационный потенциал и инновационная политика государства 1. Понятие инновационного потенциала. Роль государства в активизации инновационной деятельности. 2. Финансовое обеспечение инновационной деятельности. 3. Особенности инновационной деятельности на российских предприятиях. 3.2 Контрольные вопросы для самопроверки 3.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Планирование инновационной деятельности организации 1. Структура плана инновационной деятельности. 2. Комплексное исследование рынка. Портфель проектов. 3. Управление рисками при выполнении инновационных проектов. 4. Система показателей эффективности инновационной деятельности. 4.2 Контрольные вопросы для самопроверки 4.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Анализ спроса на инновации. Инновационное предпринимательство 1. Спрос, анализ и обеспечение спроса на инновации. 2. Факторы спроса на инновации. Методы анализа спроса. 3. Инновационное предпринимательство: понятие и особенности. 5.2 Контрольные вопросы для самопроверки 5.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Отраслевые особенности инноваций в АПК 1. Состояние аграрной науки в условиях рынка. Направления НТП в АПК. 2. Инновационное предпринимательство на уровне региона. 6.2 Контрольные вопросы для самопроверки 6.3 Задания для самостоятельной работы студентов
Комплексное обеспечение инновационной деятельности. Международная инновационная деятельность 1. Комплексное обеспечение инновационной деятельности. 2. Выбор Россией стратегии инновационного развития. 3. Формы международной торговли результатами инновационной деятельности. 7.2 Контрольные вопросы для самопроверки 7.3 Задания для самостоятельной работы студентов
ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Анализ мировой экономики конца 20-го и начала 21 столетий поз-волил выделить две главные тенденции: 1) ее глобализацию; 2) резкий рост инноваций и их значения в экономике. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов и т. д. Одной из основных составляющих этой комбинации являются инновации. Процесс, направленный на реализацию инноваций (результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности), а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки – инновационная деятельность. Инновационная деятельность стала основой и неотъемлемой составляющей конкурентоспособной экономики. Где бы ни работал в будущем специалист, он должен быть подготовлен к тому, чтобы иметь дело с инновациями. Целью курса «Стратегия инновационной деятельности» является изучение основных закономерностей развития инновационных процессов, их особенностей и специфики в условиях рынка; формирование комплекса теоретико-методологических и прикладных основ эффективного управления инновационными процессами в современных условиях; выработке практических навыков работы с новейшими методиками и инструментами управлениями нововведениями, а также умений и навыков студентов к самостоятельной работе и аналитическому мышлению. Задачи данного учебного курса выражаются в раскрытии теоретической основы и роли инноваций в рыночной экономике, определении особенностей инновационных процессов в национальной экономике и мировом рынке. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать: - основные понятия, особенности планирования, проблемы финансирования инновационных процессов; - специфику формирования портфеля проектов; - основные аспекты международной инновационной деятельности; уметь: - анализировать механизм реализации инноваций в рыночных условиях; - пользоваться методиками отбора инновационных проектов и формирования портфеля проектов; - применять основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности; владеть: - методами стратегии инновационной деятельности. Учебный курс состоит из семи тем, раскрывающих материал в соответствии с учебной программой. По каждой теме предусмотрены контрольные вопросы для самопроверки обучающихся, доклады и выступления, тематические дискуссии, кейс-задачи, которые позволяют освоить технологии командной работы в малых группах. В завершение каждой темы даны тестовые задания. Так же предусмотрена работа обучающихся с материалами электронных презентаций по данному курсу с их последующим обсуждением. Кроме того, в практикуме представлен фонд контрольных вопросов, который может быть использован при проведении экзамена или зачета. Библиографический список подобран, исходя из трудоемкости курса, и охватывает достаточное число современных источников основной и дополнительной литературы, нормативно-правовые документы, периодические издания и электронные ресурсы. Использование предлагаемого учебного пособия позволит развить умения и навыки обучающихся к самостоятельной работе и аналитическому мышлению, тем самым, лучше усвоить учебный материал.
Планы практических занятий Инновационный процесс 1. Инновации: сущность, функции, виды. 2. Инновационный процесс и его составляющие. 3. Понятие жизненного цикла инновации.
1.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятиям: инновация, новшество, инновационная деятельность. 2. Назовите функции инноваций и раскройте их значение. 3. Какие классификации инноваций Вы знаете? Определите самостоятельно какой-либо признак, относительно которого можно было бы классифицировать инновации. 4. Дайте определение инновационному процессу. Назовите и опишите основные этапы инновационного процесса. 5. Что такое жизненный цикл инновации и какими параметрами он характеризуется? 6. Какова роль новаторов в инновационных процессах? 7. Как отличается судьба предшественников звукового и цветного кино? 8. Почему утверждается, что радикальность новизны у паровоза выше, чем радикальность новизны у тепловоза и электровоза?
1.3 Задания для самостоятельной работы студентов 1.3.1 Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия: инновация, нововведение, новшество, новация, инновационный процесс, НИОКР, фундаментальные научно-исследовательские работы, прикладные научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, коммерциализация инновации, новатор, кумулятивный эффект, жизненный цикл инноваций, стадии типовой модели жизненного цикла инновации.
1.3.2 Подготовьте доклад или выступление по следующим темам: 1. Взаимосвязь инноваций и больших циклов хозяйственной конъюнктуры. 2. Современные представления об инновационных циклах. 3. Модификации моделей жизненного цикла («провал», «бум», «ступенчатый рост», «увеличение» и т.д.).
1.3.3 Выполните тесты: 1. Введение термина инновация связывают с именем: а) Гобсона; б) Кейнса; в) Шумпетера; г) Маркса. 2. Является ли инновацией научно-техническая разработка, которая не может быть внедрена в ближайшие 13 лет? а) да; б) нет; в) да, при горизонте планирования 7 лет; г) да по истечению указанного срока. 3. Инновационная неопределенность и риски по сравнению с таковыми прочих бизнес-процессов: а) выше; б) ниже; в) несоизмеримы; г) все зависит от конкретных условий. 4. Инновация – это: а) новшество; б) открытие; в) изобретение; г) нововведение. 5. К воспроизводственному процессу не относятся: а) инновационный процесс; б) инвестиционный процесс; в) научно-технический прогресс; г) сбережения. 6. В чем заключается «эффект Красной Королевы»? а) в скорости изменений; б) в необходимости посредством инноваций обойти конкурента; в) в необходимости инновационной деятельности для сохранения позиций; г) в ограниченности возможностей имитационной стратегии. 7. Какую функцию не относят к функциям инноваций: а) воспроизводственную; б) инвестиционная; в) стимулирующая; г) организационную. 8. Инновационный процесс – это: а) создание нового продукта; б) открытие нового продукта; в) внедрение нового продукта; г) все перечисленное верно. 9. Что значит диффузия нововведения: а) распространение инновации; б) продажа нововведения; в) процесс кумулятивного увеличения числа последователей, внедряющих инновацию; г) создание новшества и его распространение. 10. Деление инноваций на стратегические и текущие относится к классификации инноваций: а) по степени новизны; б) с точки зрения оригинальности; в) исходя из критерия отрасли народного хозяйства; г) исходя их масштабов, вызываемых ими последствий.
Планирование инновационной деятельности организации
1. Структура плана инновационной деятельности. 2. Комплексное исследование рынка. Портфель проектов. 3. Управление рисками при выполнении инновационных проектов. 4. Система показателей эффективности инновационной деятельности. 4.2 Контрольные вопросы для самопроверки
1. Чем отличается «стратегическое планирование» от «планирования»? 2. Охарактеризуйте этапы стратегического планирования инновационной деятельности? 3. Каково влияние инновационного климата организации на развитие ее инновационной деятельности? 4. Что означает комплексное исследование рынка? 5. Для чего необходим «портфель инновационных проектов»? 6. Что означают риски в инновационной деятельности? 7. Объясните необходимость управления рисками в процессе инновационной деятельности. 8. Что представляет собой система показателей эффективности инновационной деятельности. 4.3 Задания для самостоятельной работы студентов 4.3.1 Заведите глоссарий (словарь) и впишите в него следующие термины и понятия: планирование, стратегическое планирование инновационной деятельности, бизнес-план, исследование рынка, инновационный проект, портфель проектов, монопроекты, мультипроекты, критерии оценки инновационного проекта, степень приоритетности, экспертная оценка, риски, классификации рисков, эффективность инновационного проекта, экономический, научно-технический, социальный, экологический эффекты от внедрения новшеств, дисконтирование, внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования, простая норма прибыли на акционерный капитал, коэффициент финансовой автономности проекта, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент результативности работы (интегральный показатель). 4.3.2 Подготовьте доклад или выступление по следующим темам: 1. Бизнес-план и его роль в современной экономике. 2. «Инновационный проект» и «управление» им. 3. Неопределенность и риски. Управление рисками. 4. Стратегии роста: «Матрица Ансоффа», «матрица направления развития» и др. 4.3.3 На основании пройденного и изученного самостоятельно дополнительного материала подготовьтесь к дискуссии по теме: 1. Виды эффекта и комплексная оценка эффективности инноваций в рыночной экономике. 4.3.4 Работа с примерами 1. Решите задачу: Даются инновационные проекты А, Б, В, Г. Инвестиции I. Ожидаемый доход в конце года FVt. Необходимо выбрать наиболее эффективный инновационный проект при ставке банковского процента 0,1 (i).
4.3.5 Выполните тесты: 1. Что является первоначальным этапом стратегического планирования: а) разработка портфеля инновационных проектов; б) разработка путей развития фирмы; в) определение целей и разработка программы действий на рынке; г) анализ маркетинговых возможностей выпускаемой продукции. 2. Какая стратегия используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции: а) наступательная; б) оборонительная; в) имитационная; г) стратегия «ниши». 3. Затраты предприятия на НИОКР составляют 5 млн. условных денежных единиц (у.д.е.) в год, а стоимость оборота - 200 млн. у.д.е. в год. Какова величина коэффициента инновационности (технологичности) предприятия? а) 40; б) 205; в) -195; г) 2,5%. 4. Если расчет показателей базируется на основе денежных результатов, то рассматривается эффект: а) экономический; б) финансовый; в) научно-технияеский; г) социальный. 5. Рыночная стоимость предприятия составляет 3 млрд. у.д.е. Восстановительная стоимость активов – 600 тыс. у.д.е. Какова величина коэффициента Тобина? а) 20%; б) 16%; в) 2,4 млрд. у.д.е; г) 5. 6. Величина ожидаемого прироста прибыли от внедрения инновации составляет 800 тыс. у.д.е. в год. Индекс возврата от исследований 0,5. Какова стоимость инновационного проекта? а) 400 тыс. у.д.е.; б) 1600 тыс. у.д.е.; в) 799,5 тыс. у.д.е.; г) 0,5 тыс. у.д.е. 7. К организационно-управленческим уровням инновационного менеджмента относят: а) административный; б) юридический; в) стратегический; г) тактический. 8. Время, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения, будет равна сумме инвестиций – это: а) срок окупаемости инновационного проекта; б) период окупаемости; в) рентабельность; г) внутренняя норма доходности. 9. Расчет коэффициента эффективности инновационного проекта производят по формуле: а) отношение эффекта от реализации проекта к затратам, связанным с реализацией проекта; б) отношение затрат, связанных с реализацией проекта, к эффекту от реализации проекта; в) разности эффекта от реализации проекта и затрат, связанных с реализацией проекта; г)верны а) и б). 10. Аналогом абсолютной эффективности среди показателей текущего производства является: а) валовая прибыль предприятия; б) общая рентабельность производственных фондов; в) издержки предприятия; г) рентабельность продаж. Анализ спроса на инновации. ФОНД КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ 1. Основные понятия инновационного процесса. 2. Определение инновации, сущность, предмет. 3. Инновационный процесс. 4. Классификация инноваций. 5. Организационные структуры инновационного процесса. 6. Инновационный менеджмент. 7. Классификация научных организаций. 8. Виды фирм по стратегии инновационной деятельности. 9. Нововведения и организационная структура предприятия. 10. Новая стратегия подготовки кадров. 11. Научно-технологический прогресс. Экономический анализ новой техники и технологий. 12. Научно-технологический прогресс и потенциал. 13. Показатели эффективности новой техники и технологии. 14. Показатели воздействия новой техники и технологии на рабочую силу. 15. Обобщающие показатели экономической эффективности новой техники и технологии. 16. Развитие инновационных процессов. 17. Инновационный потенциал России. 18. Роль государства в активизации инновационной деятельности. 19. Финансирование инноваций. 20. Деятельность бизнес-инкубаторов. 21. Особенности формирования и функционирования бизнес-инкубаторов в России. 22. Планирование инновационной деятельности. 23. Структура плана инновационной деятельности. 24. Комплексное исследование рынка. 25. Портфель проектов. 26. Оценка и отбор инновационных проектов. 27. Оценка эффективности инноваций. 28. Анализ спроса на научно-техническую продукцию. 29. Значения и задачи анализа спроса на инновации. 30. Факторы спроса на новую продукцию. 31. Внутренние факторы. 32. Внешние детерминанты. 33. Методы анализа спроса. 34. Международная инновационная деятельность. 35. Типы стратегий инновационного развития. 36. Формы международной торговли результатами инновационной деятельности. 37. Отраслевые особенности инноваций в АПК. 38. Состояние аграрной науки в условиях перехода к рынку. 39. Направление научно-технического прогресса в АПК. 40. Место и роль государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации. 41. Научные подходы к инновационному менеджменту. 42. Системный подход в инновационном менеджменте. 43. Сущность жизнециклической концепции новшеств. 44. Особенности функций и методов инновационного менеджмента. 45. Организационные формы инновационного развития. 46. Особенности управления инновационной деятельностью. 47. Роль функционального управления в инновационной деятельности. 48. Стратегический этап инновационного управления. 49. Оперативный этап инновационного управления. 50. Управление Научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. 51. Сущность стратегического и оперативного инновационного маркетинга. 52. Особенности управления персоналом в инновационных организациях. 53. Новые технологии социального управления. 54. Виды конкурентных преимуществ в инновационном процессе. 55. Особенности процесса управления созданием и удержанием конкурентных преимуществ. 56. Управление технико-организационным уровнем производства в инновационной деятельности. 57. Система бюджетного финансирования инновационной сферы. 58. Организационные формы финансирования инновационной деятельности. 59. Методы финансирования инновационной деятельности за рубежом. 60. Анализ эффективности инновационных проектов. Библиографический список
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) 1. http://gov.ru/ - сервер органов государственной власти РФ 2. http://www.government.gov.ru/ - сайт Правительства РФ 3. http://www.government.gov.ru/ - сайт Правительства РФ 4. http://www.economy.gov.ru/ - Министерство экономического развития РФ 5. http://www.minregion.ru/ - Министерство регионального развития
СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРАКТИКУМ дисциплины
Для всех направлений
Квалификация выпускника Бакалавр
Уфа 2016
УДК ББК
Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета агротехнологий и лесного хозяйства (протокол № __ от ________ 2016 г.).
Составитель: к.э.н., доцент Ахмадиева А.Ф.
Рецензенты: Фанисов Р.Ф.
Ответственный за выпуск: зав. кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин, д.э.н., профессор Д.Д.Лукманов ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Планы практических занятий
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.42.247 (0.009 с.) |