ТОП 10:

Товарная и географическая структура мировой торговли. Классификация товаров в международной торговле.



Одновременно с ростом МТ меняется и ее структура — географические сдвиги (изменения в соотношениях между странами и группами стран) и сдвиги в товарной структуре.

Изменения в географической структуре МТ отражают неравномерность экономического развития стран. Основные тенденции изменений в этой области:

1) Страны с рыночной экономикой являются определяющими в доли (и роли) в МТ. Лидеры - США, на втором месте — ФРГ, на третьем — Япония. На группу стран ОЭСР, в последнее десятилетие XX в. приходилось 3/4 мирового экспорта;

2) концентрация основных потоков МТ (55 %) в группе самих развитых стран с рыночной экономикой;

Вместе с тем для большинства развитых стран с рыночной экономикой характерна политика постоянного расширения числа своих внешнеторговых партнеров, т. е. географической диверсификации своей внешней торговли;

3) повышение доли развивающихся стран — особенно их торговли с развитыми странами с рыночной экономикой (28 %). Заметное место (7 %) занимает торговля между развивающимися странами. Особое место занимают новые индустриальные страны, внешняя торговля которых растет наиболее динамично;

4) более слабые позиции в МТ занимают страны с переходной экономикой, на долю которых в торговле с развитыми странами - 3,5 %, а с развивающими — 2,5%. В МТ внутри группы стран с переходной экономикой в последнее десятилетие произошло снижение объема.

Изменения в товарной структуре международной торговли тесно связаны с изменениями в ее географической структуре.

Основные тенденции изменений в товарной структуре следующие:

1) существенное увеличение удельного веса продукции обрабатывающей промышленности, а в ее составе — продукции высоких технологий;

2) сокращение удельного веса сырья и минерального топлива;

3) резкий рост торговли услугами и результатами интеллектуальной деятельности.

Развитые страны с рыночной экономикой присутствуют во всех товарных сегментах международной торговли, т. е. для них характерна географическая и товарная диверсификация. При этом они стремятся занимать места в международной торговли, связанные с производством и реализацией наиболее передовых видов продукции обрабатывающей промышленности, с современными и перспективными высокими технологиями.

Вместе с тем и для развивающихся стран характерны тенденции роста в экспорте удельного веса готовых промышленных изделий (к середине 90-х гг. он превышал 50 % их экспорта).

! В международной торговле все товары делятся на торгуемые товары (tradeable goods) – товары, которые реализуются на зарубежных рынках, и неторгуемые товары (nontradeable goods) – товары, которые потребляются внутри страны-производителя (услуги парикмахерской, прачечной). Но это деление условно.

Существует Стандартизованная промышленная классификация, принятая ООН: по ней все товары делятся на 9 групп, из которых 3 группы товаров – торгуемые, а 6 групп – неторгуемые товары.

К торгуемым товарам относятся:

1. с/х, охота, лесное хоз-во, рыболовство и их продукция.

2. продукция добывающей промышленности. 3. продукция обрабатывающей промышленности.

К неторгуемым товарам относятся:

1. коммунальные услуги и строительство.

2. оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы.

3. транспортировка, хранение, связь и финансовое посредничество.

4. оборона и обязательные социальные услуги.

5. образование, здравоохранение, общественные работы.

6. прочие коммунальные, социальные, личные услуги.

В зависимости от того, имеет страна торгуемые или неторгуемые товары, зависит возможность маневра для нее на мировом рынке. Торгуемые товары в свою очередь делятся на экспортные и импортные. Экспортные/импортные товары делятся на товары реального экспорта/импорта и субституты экспорта/импорта. Субституты импорта – это импортозамещающие товары, а субституты экспорта – товары, которые продаются на внутреннем рынке, но могут быть проданы как экспорт.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.007 с.)