Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы, логика и структура программы нир↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
О Плане НИР Цели и задачи. Мотивированный план НИР имеет целью организацию работы субъекта исследования (основного коллектива, всего состава исследователей и разработчиков, организованного по матричному принципу и объединенного общими целями и бюджетом), перед которым стоит задача подготовить материалы для выработки концепции развития бассейна р.Селенги. Ниже мы рассматриваем в основном вопросы естественно-научного и социально-экономического направлений, интегрированные проблематикой регионального развития и оптимизации природопользования, тесно с ним связанных. Конечная цель Плана НИР, с нашей точки зрения сводится к поиску, объяснению, решению проблем и эффективной организации информации, необходимой для выработки принципиальных (стратегических) решений, рекомендаций, оценок, поиску альтернатив и эвристик для лиц, принимающих решения (ЛПР). Принимать решения, формулировать на государственном уровне национальную концепцию, а затем и стратегию развития (систему документов, законов и государственных решений, определяющих принципы государственной политики, бюджет, направления, объемы и характер совершаемой работы) призваны уполномоченные на то лица в национальных и региональных органах власти и управления (субъект развития), в чьи должностные обязанности это входит и за что они несут высокую ответственность. Такой ответственности субъект исследования не несет и правомочиями такими не наделен. В дальнейшем употребляя понятие "концепция развития" мы будем иметь в виду концепцию как сумму идей, логически непротиворечивую схему, лежащую в основе исследовательского (научного) представления о предмете, своего рода комплексный нормативный прогноз развития, отражение наиболее полного научного представления об идеальном состоянии объекта развития (концепция идеала) и путях его достижения. По мере развития, по мере более углубленного исследования - идеал претерпевает изменения, отдаляется. На его место становятся реально достижимые цели, и таким образом процесс в принципе бесконечен. Наше внимание сейчас должны привлекать два важных обстоятельства: ❏ бассейн Селенги, как система, как совокупность природных и социально-экономических явлений, характеризуется рядом проблем негативного свойства, и выход из этой ситуации может быть найден в рамках комплексного исследования. Предстоит оценить наиболее эффективный путь развития в категориях пригодных для принятия решений; ❏ высокая сложность рассматриваемой системы, высокая инерция социальных, экономических и производственных отношений, высочайшая сложность и трудоемкость преобразований в материальной сфере (чего стоит только смена устаревшего производственного аппарата!), требует наличия стратегии преобразования (процедуры перехода) сложившейся системы из нынешнего, не устраивающего нас состояния в иное, более желательное. Но даже на первый взгляд видно, что решения в таких ответственных областях могут приниматься только на самом высоком уровне: это проблемы парламентов, высших руководителей и правительств стран, чьи интересы представлены в бассейне Селенги. Таким образом речь идет об исследованиях целью которых является: * дать лицам, принимающим решения, обоснованные варианты поведения в слабоструктурированных проблемных ситуациях (по существу - хорошо разработанные эвристические методы реализации нормативных прогнозов), с указанием возможных вариантов развития событий при том или ином решении; * структурировать сверхсложные качественные проблемные области, организовать имеющуюся и получить недостающую информацию, представить ее в виде адекватном задачам и квалификации ЛПР; * дать возможность субъекту исследований выступить в качестве метамодели, опосредующей полученное научное знание для ЛПР всех эшелонов, специалистов различных областей, студентов и учащихся. Поддерживать итерационные процедуры в процессе принятия решений (управленческое консультирование, эколого-экономическая и географическая экспертиза, узкоспециальные виды экспертиз) на основе уже полученных блоков информации (моделей); * предоставить предпринимателям и инвесторам объективную информацию о поле деятельности, подчеркнув преимущественные направления инвестиций и деловой активности. Отсюда: упор в формировании и организации Плана НИР должен быть сделан преимущественно на исследования прикладного характера, что отнюдь не означает отказа от фундаментальных вопросов. Задачи и специфика Плана НИР Основная особенность плана - попытка получить в ходе комплексного (точнее - системного) исследования ответ на вопросы, обычно упускаемые при исследованиях специального характера. * Какова несущая способность (иногда это называется – экологическая емкость) бассейна реки Селенги, ее прошлое, настоящее и будущее, т.е. каков природный фундамент строящегося здания. * Какие средства и инструменты, цели и направления развития будут отвечать совокупным интересам России, Бурятии и Монголии в обеспечении развития бассейна. * Какие необходимы международные, национальные и региональные средства и инструменты, чтобы защитить уникальные природные компоненты и природную среду Монголии, Бурятии и России в процессе экономического развития. * Какую форму может и должно принять сотрудничество четырех субъектов государственного и международного права (Россия, Бурятия и Читинская область в ее составе, Монголия), чтобы обеспечить реализацию концепции развития бассейна. * Какая концепция развития будет наиболее полно учитывать характер такого уникального водоема как Байкал, интересы населения бассейна Селенги, как части байкальского бассейна, его специфической части - аборигенных этносов, и в целом интересы мирового сообщества. * Чем определяются и каковы должны быть, исходя из логики эффективного развития, рациональное поведение, время и темпы преобразования правовых, экономических и социальных систем субъектов природопользования в бассейне Селенги. Принципиальный выбор Фактически субъектам развития, на уровне Законодателя и высших эшелонов исполнительной власти государства, с помощью исследователей предстоит сделать принципиальный выбор, решить мировоззренческую дилемму: чему отдать предпочтение в развитии уникального в планетарных масштабах, потенциально мирового экономического значения региона - деятельности "конструирующего разума или стихийных сил бытия"? Либеральные экономисты (А. Смит, К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, М. Фридман) уверены в том, что силы стихийного экономического бытия способны сами упорядочить экономическую ткань общества и согласовать экономическое развитие с возможностями природы, по крайней мере, ее ресурсного потенциала. Этот путь можно было бы назвать естественно-историческим эволюционным процессом в его экономическом выражении. Представители течений, уповающих на силу индивидуального и коллективного разума (от Платона до радикальных социалистов - К. Маркс и его последователи, вплоть до Г. Маркузе), уверены в том, что стихийными силами экономической природы, да и живой тоже, необходимо управлять, хотя и формы и рецепты управления разнятся от этических установлений и предписаний, законодательной деятельности и мягкой коррекции “отклоняющегося поведения”, до "трудовых армий", “страны-цеха” и "нетоварной экономики" казарменного типа. Мы придерживаемся точки зрения, что любая абсолютизация той или другой модели общественного устройства ведет к биологической и экономической пустыне. Отсюда: плодотворным решением проблемы, как нам представляется, будет синтез: "конструирующий разум, органически включенный в стихийные силы бытия". На этапе исследования роль Разума призвана выполнить коллективная научная мысль, отраженная в форме концепции экологоприемлемого развития и реализуемая в форме эколого-экономической стратегии. Именно исходя из этой постановки вопроса и был построен предварительный анализ проблемного поля развития бассейна Селенги.
Постановка проблемы 2.1. Фундаментальные и методологические вопросы Вполне известно и не оспаривается колоссальное мировое значение оз. Байкал, его бассейна, уникальных природных комплексов расположенных в нем на территориях России, Бурятии, в составе России, и Монголии. Почти трехсотлетняя история исследований и огромный список работ ученых с мировыми именами, четвертьвековые исследования Российско-Монгольской экспедиции, широкая популярность проблемы Байкала – избавляют нас от необходимости обосновывать экологическое и стратегическое значение природных систем Монголии для Байкала и его бассейна, а бассейна Байкала - для Центральной Азии и всего мира. Самостоятельное значение имеет проблема экономического развития Центральной и Северной Азии: Дальнего Востока России и входящих в нее регионов, имеющих собственное экономическое поведение, Монголии, Китая, на территории которых сосредоточены мощные минерально-сырьевые запасы, лесные ресурсы и сельскохозяйственные земли совокупный потенциал которых трудно оценить. Эта проблема, хотя и не рассматривается нами, но выступает “рамочной” для всей Программы. В нашу задачу входит обзор слабо структурированного проблемного поля, сложившегося в области природопользования (попытка его предварительной структуризации) и описание ряда направлений исследований, позволяющих, на наш взгляд, получить в итоге концепцию экологоприемлемого развития бассейна Селенги. Такой путь может быть описан понятием "стратегия эколого-экономического развития". Выделяя, отграничивая, структурируя объект изучения, мы должны ответить на ряд принципиальных вопросов (выборочно): ❏ можно ли считать системным единством и по каким признакам географическое, экологическое, экономическое и социальное пространство, объединяемое под понятием "бассейн Селенги"; ❏ какие признаки можно выделить в качестве системообразующих факторов и связей для такого сложного, разнообразного и специфического по своим условиям, генезису и направлениям развития пространства, чтобы иметь основания для: • формирования программы развития; • построения бюджета, планов и исполнительных структур; • поддержки и ограничения действий хозяйствующих субъектов; • координации и консолидации международных усилий по его контролю и развитию; ❏ что следует понимать под "развитием" и каковы параметры (целевая функция стратегии) той системы, которую мы хотим создать, преобразуя ныне имеющуюся систему в иное, более желательное состояние; ❏ что можно называть "экологоприемлемым развитием" бассейна Селенги и в каких категориях его целесообразно представлять и описывать; ❏ каковы критерии "экологоприемлемости" и как ими руководствоваться, оценивая те или иные шаги субъекта развития в производственной, экономической, социальной, правовой сферах; ❏ каковы ключевые точки объекта и процесса развития, где необходимо и наиболее эффективно приложений усилий международного сообщества, стран и субъектов государственного права входящих в рассматриваемое пространство; ❏ какие инструменты и действия (эвристики) необходимы, чтобы совершить в приемлемые исторические сроки подобное преобразование не переступая рамок дозволенных нормами международного сообщества и правами субъектов развития; ❏ какие признаки и факторы позволяют наиболее экономно и эффективно оценить основные характеристики, закономерности развития (преобразования) и существенно важные тенденции: для исследования; для населения (в целях широкой информации, образования и подготовки кадров), руководителей государств. Как подать их в форме адекватно воспринимаемой населением и, особенно, лицами, принимающими решения во всех эшелонах власти и управления стран, вовлеченных в проблему; ❏ какие требования могут быть предъявлены современным нам обществом и обществом будущим (через 25-100 лет) бассейну Селенги как части бассейна Байкала, как части экономического пространства России, Бурятии, Монголии и мира, т.е. как может быть оценена его целевая функция и как она должна выглядеть в идеале в будущем; ❏ какие инструменты и механизмы могут быть сконструированы обществом для реализации эколого-экономической стратегии (краткосрочный, среднесрочный и отдаленный прогноз); ❏ каков будет общественно-полезный эффект с учетом неизбежных издержек и ущербов, какой геополитический эффект будет иметь программа развития и ее возможные результаты; ❏ каково глобальное значение вовлечения в мировую экономику ресурсного потенциала рассматриваемого региона; ❏ как, каким образом, в каких направлениях повлияет развитие бассейна Селенги на другие социально-экономические пространства, обладающие собственным экономическим поведением, попадающие в зону его влияния: прямо и непосредственно; опосредованно; косвенно; ❏ как избежать возникновения и попыток реализации "химерических конструктов" и "мегапроектов", реализация которых или заведомо невозможна, или приводит к катастрофическим последствиям; ❏ как учесть интересы исторически сложившихся аборигенных этносов, чье существование тесно связано с присущим им типом природопользования; ❏ как население бассейна Селенги может реализовать свои экспектации, свой экономический потенциал, не разрушая экологическое пространство, в котором будут жить наши потомки. Ответ на эти вопросы должен лежать в основе разрабатываемой стратегии развития. Он может, вероятно, быть получен в качественных и, реже, количественных категориях исторического, экономического, правового, географического, экологического и социального характера. Вполне понятно, что такая постановка проблемы не преследует получение немедленного и полного ответа, да он и невозможен. Но без объемного концептуального представления, уточняемого шаг за шагом до стадии развернутого понимания проблемы освоения бассейна Селенги и Байкала в целом, мы рискуем повторить, и уже повторяем, все без исключения ошибки наших предшественников в человеческой истории "войны с природой". Вопросы социально-экономической динамики региона Рассматривая природную и социально-экономическую динамику региона как системы, мы должны получить объемное, можно сказать – стереоскопическое – представление об объекте развития, ответить на ряд вопросов, в значительной мере предваряющих его преобразование: ❏ каков изученный природно-ресурсный потенциал и его особенности, включая оценку условий развития; ❏ каков потенциал природных систем бассейна и прогноз его сырьевой базы (в границах допустимых стратегическими и коммерческими интересами национальных правительств и субъектов права на ресурсы); ❏ какие технологии из спектра имеющихся и возможных в ближайшем будущем могут применяться в бассейне Селенги и Байкала в целом; ❏ какие ресурсы, технологии или зоны (объекты) недопустимы к освоению при современном состоянии технологии и должны быть законсервированы, запрещены или заказаны к освоению; ❏ как должна строиться и функционировать система оценки воздействия на окружающую среду, мониторинга природной среды и контроля природопользования; ❏ какие фундаментальные принципы общественной организации, правовые инструменты и механизмы должно иметь общество, чтобы развитие бассейна Селенги не превратилось, как это слишком часто происходит сейчас, в беспорядочное разграбление взломанной кладовой; ❏ какая система управления развитием на национальном уровне может стать проводником политики государства и какие меры (протекционистские, попечительские, нейтрально-арбитражные; тотальное руководство или избирательный подход и пр.) способны обеспечить желаемые результаты с наибольшей эффективностью; ❏ как в условиях рынка государство, в качестве субъекта управления развитием, может регулировать процессы развития в столь сложных условиях; ❏ как, какими средствами общество и его уполномоченные структуры (субъект развития) может тонко управлять поведением экономических (хозяйствующих) субъектов в бассейне Селенги, осуществляя гибкий баланс между поощряющими и элиминирующими мерами воздействия; поддерживая эффективный процесс освоения и предупреждая негативное развитие событий; одновременно избегая гипертрофии чиновного аппарата контроля природопользования с образованием коррупционных связок; ❏ какие инструменты поощрения и наказания могут быть эффективно и быстро найдены, созданы и применены в национальных (региональных) границах сферы юрисдикции; ❏ какой системе критериев должен отвечать конкретный хозяйствующий субъект, чтобы он мог быть допущен в регион и имел право вести в нем свое производство; ❏ как согласовать национальные правовые схемы и стратегии развития на международном уровне между всеми участниками процесса развития. В отличие от группы вопросов в п. 2.1. ответ на эти вопросы должен быть дан в категориях преимущественно количественных (оценки, контрольные и прогнозные цифры, количественных характеристики процессов и пр.), правовых (процедурных, нормативных) и экономических. Будучи даны, ответы на эти и другие вопросы подобного значения собственно и составят ключевые положения концепции развития бассейна Селенги. Принципы Системный принцип - реализуется путем выделения, ограничения и рассмотрения всех существенно важных элементов изучаемого объекта в их взаимосвязи и взаимозависимости. Должны быть отражены также элементы изучаемые смежными разделами (по ним могут быть составлены определенные требования - например, проблема развития лесной промышленности в бассейне реки Селенги может быть рассмотрена как элемент системы качества окружающей среды, как внешней, так и производственной, причем к отраслям лесной промышленности могут быть предъявлены требования защиты среды обитания человека). Таким образом может быть достигнута удовлетворительная полонота исследования. Принцип комплексности разработки - заключается с одной стороны, в обязательном выполнении комплекса требований обусловленных целями и характером стоящей перед исследователями задачи. Должны быть рассмотрены: природные, исторические и социальные условия, ресурсный потенциал, средства, направления и задачи развития; оценены по-вариантно затраты, эффективность; экономические, социальные и экологические результаты и последствия, а также международные, национальные и региональные аспекты развития. С другой, принцип комплексности разработки предусматривает принципиальную междисциплинарность исследования, разработки вариантов развития и представления интегрированных результатов в форме программ, направлений, групп задач, мероприятий. Принцип вариантности (альтернативности) - основан на выявлении и обосновании вариантов решения проблем, достижения целей, стратегий, инструментов и механизмов их реализации. При этом под вариантом следует понимать не верхнюю и нижнюю границу показателя прогнозируемого развития или параметра, а качественно иной путь достижения поставленной цели, иные сроки и средства достижения того, или другого, но удовлетворительного результата. Выбор реализуемого в практике варианта предоставляется лицам, принимающим решения, что подводит нас к следующему принципу. Принцип распределения ответственности - основан на ясном понимании функционального различия между субъектом исследования и субъектом развития, что должно найти отражение как в форме, так и в содержании программы НИР. Исследователь предлагает варианты, выделяет оптимальные, на его взгляд, решения и в ходе итерационной процедуры ищет вместе с ЛПР лучшее из возможных решение, отвечая только за качество выполненных им работ. ЛПР, уполномоченное на принятие решений, обладает необходимыми правомочиями и несет полностью ответственность за принятое решение. Отсюда: первое, необходимость четко оговаривать распределение обязанностей и ответственностей в процессе заключения договора на НИР; второе, важность документированной итерационной процедуры в процессе НИР, что может решительно влиять на ход работ, эволюцию его задач и целей, конечную эффективность. Принцип региональности - предполагает выделение в исследуемой системе специфических, только данному региону присущих особенностей (проблем, характеристик, технологий и производств) либо осложняющих, либо обеспечивающих его развитие. Принцип практической значимости обусловлен: 1) общей направленностью программы НИР на обоснование вариантов и формирование концепции эколого-экономического развития региона, нацеленностью на нужды ЛПР с их конкретной (практической) ориентацией; 2) обоснованием программ мероприятий; 3) определением первоочередных правовых, экономических, научно-технических, организационных и социальных мер и решений, рекомендуемых на ближайшие сроки и перспективу (нормативный прогноз), с оценкой и обоснованием их эффективности и целесообразности. Обзор отдельных проблем и направлений Плана НИР Здесь подробный обзор неуместен и потому указаны только ключевые для нашего предмета особенности. Неравномерность, разная степень детализации объясняются как кругом интересов автора, так и его точкой зрения на особую важность или сложность того или иного вопроса. Предварительные выводы для формирования Плана НИР Из этого беглого обзора можно сделать некоторые предварительные выводы: ❏ экологическая составляющая цены продукции, произведенной в границах бассейна Селенги, будет значимо выше, чем, например, в умеренных широтах России или на севере Китая, и с этим придется считаться при формировании стратегии развития; ❏ формируя требования к инвестиционным проектам, тендерам и обоснованиям (заявкам, бизнес-планам, ТЭО) размещения новых производств, необходимо анализировать последствия (эффекты) не только первого, но и второго и третьего порядка, чтобы получить более или менее полную картину эколого-экономических ущербов; ❏ априорно ясно, что наибольший эффект от проектов развития будет получен только при реализации гибкой, учитывающей предотвращенные ущербы, стратегии, основанной на жестком правовом и административном обеспечении; ❏ затраты на организацию системы мониторинга природной среды и контроля природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, географической и эколого-экономической экспертизы, прогнозирования динамики природных систем окупятся многократно, но далеко за пределами планируемого периода (2005-2015 годы). Во многом от стратегии развития бассейна Селенги будет зависеть судьба Байкала, что должно вызвать особый интерес России. О Плане НИР Цели и задачи. Мотивированный план НИР имеет целью организацию работы субъекта исследования (основного коллектива, всего состава исследователей и разработчиков, организованного по матричному принципу и объединенного общими целями и бюджетом), перед которым стоит задача подготовить материалы для выработки концепции развития бассейна р.Селенги. Ниже мы рассматриваем в основном вопросы естественно-научного и социально-экономического направлений, интегрированные проблематикой регионального развития и оптимизации природопользования, тесно с ним связанных. Конечная цель Плана НИР, с нашей точки зрения сводится к поиску, объяснению, решению проблем и эффективной организации информации, необходимой для выработки принципиальных (стратегических) решений, рекомендаций, оценок, поиску альтернатив и эвристик для лиц, принимающих решения (ЛПР). Принимать решения, формулировать на государственном уровне национальную концепцию, а затем и стратегию развития (систему документов, законов и государственных решений, определяющих принципы государственной политики, бюджет, направления, объемы и характер совершаемой работы) призваны уполномоченные на то лица в национальных и региональных органах власти и управления (субъект развития), в чьи должностные обязанности это входит и за что они несут высокую ответственность. Такой ответственности субъект исследования не несет и правомочиями такими не наделен. В дальнейшем употребляя понятие "концепция развития" мы будем иметь в виду концепцию как сумму идей, логически непротиворечивую схему, лежащую в основе исследовательского (научного) представления о предмете, своего рода комплексный нормативный прогноз развития, отражение наиболее полного научного представления об идеальном состоянии объекта развития (концепция идеала) и путях его достижения. По мере развития, по мере более углубленного исследования - идеал претерпевает изменения, отдаляется. На его место становятся реально достижимые цели, и таким образом процесс в принципе бесконечен. Наше внимание сейчас должны привлекать два важных обстоятельства: ❏ бассейн Селенги, как система, как совокупность природных и социально-экономических явлений, характеризуется рядом проблем негативного свойства, и выход из этой ситуации может быть найден в рамках комплексного исследования. Предстоит оценить наиболее эффективный путь развития в категориях пригодных для принятия решений; ❏ высокая сложность рассматриваемой системы, высокая инерция социальных, экономических и производственных отношений, высочайшая сложность и трудоемкость преобразований в материальной сфере (чего стоит только смена устаревшего производственного аппарата!), требует наличия стратегии преобразования (процедуры перехода) сложившейся системы из нынешнего, не устраивающего нас состояния в иное, более желательное. Но даже на первый взгляд видно, что решения в таких ответственных областях могут приниматься только на самом высоком уровне: это проблемы парламентов, высших руководителей и правительств стран, чьи интересы представлены в бассейне Селенги. Таким образом речь идет об исследованиях целью которых является: * дать лицам, принимающим решения, обоснованные варианты поведения в слабоструктурированных проблемных ситуациях (по существу - хорошо разработанные эвристические методы реализации нормативных прогнозов), с указанием возможных вариантов развития событий при том или ином решении; * структурировать сверхсложные качественные проблемные области, организовать имеющуюся и получить недостающую информацию, представить ее в виде адекватном задачам и квалификации ЛПР; * дать возможность субъекту исследований выступить в качестве метамодели, опосредующей полученное научное знание для ЛПР всех эшелонов, специалистов различных областей, студентов и учащихся. Поддерживать итерационные процедуры в процессе принятия решений (управленческое консультирование, эколого-экономическая и географическая экспертиза, узкоспециальные виды экспертиз) на основе уже полученных блоков информации (моделей); * предоставить предпринимателям и инвесторам объективную информацию о поле деятельности, подчеркнув преимущественные направления инвестиций и деловой активности. Отсюда: упор в формировании и организации Плана НИР должен быть сделан преимущественно на исследования прикладного характера, что отнюдь не означает отказа от фундаментальных вопросов. Задачи и специфика Плана НИР Основная особенность плана - попытка получить в ходе комплексного (точнее - системного) исследования ответ на вопросы, обычно упускаемые при исследованиях специального характера. * Какова несущая способность (иногда это называется – экологическая емкость) бассейна реки Селенги, ее прошлое, настоящее и будущее, т.е. каков природный фундамент строящегося здания. * Какие средства и инструменты, цели и направления развития будут отвечать совокупным интересам России, Бурятии и Монголии в обеспечении развития бассейна. * Какие необходимы международные, национальные и региональные средства и инструменты, чтобы защитить уникальные природные компоненты и природную среду Монголии, Бурятии и России в процессе экономического развития. * Какую форму может и должно принять сотрудничество четырех субъектов государственного и международного права (Россия, Бурятия и Читинская область в ее составе, Монголия), чтобы обеспечить реализацию концепции развития бассейна. * Какая концепция развития будет наиболее полно учитывать характер такого уникального водоема как Байкал, интересы населения бассейна Селенги, как части байкальского бассейна, его специфической части - аборигенных этносов, и в целом интересы мирового сообщества. * Чем определяются и каковы должны быть, исходя из логики эффективного развития, рациональное поведение, время и темпы преобразования правовых, экономических и социальных систем субъектов природопользования в бассейне Селенги. Принципиальный выбор Фактически субъектам развития, на уровне Законодателя и высших эшелонов исполнительной власти государства, с помощью исследователей предстоит сделать принципиальный выбор, решить мировоззренческую дилемму: чему отдать предпочтение в развитии уникального в планетарных масштабах, потенциально мирового экономического значения региона - деятельности "конструирующего разума или стихийных сил бытия"? Либеральные экономисты (А. Смит, К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, М. Фридман) уверены в том, что силы стихийного экономического бытия способны сами упорядочить экономическую ткань общества и согласовать экономическое развитие с возможностями природы, по крайней мере, ее ресурсного потенциала. Этот путь можно было бы назвать естественно-историческим эволюционным процессом в его экономическом выражении. Представители течений, уповающих на силу индивидуального и коллективного разума (от Платона до радикальных социалистов - К. Маркс и его последователи, вплоть до Г. Маркузе), уверены в том, что стихийными силами экономической природы, да и живой тоже, необходимо управлять, хотя и формы и рецепты управления разнятся от этических установлений и предписаний, законодательной деятельности и мягкой коррекции “отклоняющегося поведения”, до "трудовых армий", “страны-цеха” и "нетоварной экономики" казарменного типа. Мы придерживаемся точки зрения, что любая абсолютизация той или другой модели общественного устройства ведет к биологической и экономической пустыне. Отсюда: плодотворным решением проблемы, как нам представляется, будет синтез: "конструирующий разум, органически включенный в стихийные силы бытия". На этапе исследования роль Разума призвана выполнить коллективная научная мысль, отраженная в форме концепции экологоприемлемого развития и реализуемая в форме эколого-экономической стратегии. Именно исходя из этой постановки вопроса и был построен предварительный анализ проблемного поля развития бассейна Селенги.
Постановка проблемы 2.1. Фундаментальные и методологические вопросы Вполне известно и не оспаривается колоссальное мировое значение оз. Байкал, его бассейна, уникальных природных комплексов расположенных в нем на территориях России, Бурятии, в составе России, и Монголии. Почти трехсотлетняя история исследований и огромный список работ ученых с мировыми именами, четвертьвековые исследования Российско-Монгольской экспедиции, широкая популярность проблемы Байкала – избавляют нас от необходимости обосновывать экологическое и стратегическое значение природных систем Монголии для Байкала и его бассейна, а бассейна Байкала - для Центральной Азии и всего мира. Самостоятельное значение имеет проблема экономического развития Центральной и Северной Азии: Дальнего Востока России и входящих в нее регионов, имеющих собственное экономическое поведение, Монголии, Китая, на территории которых сосредоточены мощные минерально-сырьевые запасы, лесные ресурсы и сельскохозяйственные земли совокупный потенциал которых трудно оценить. Эта проблема, хотя и не рассматривается нами, но выступает “рамочной” для всей Программы. В нашу задачу входит обзор слабо структурированного проблемного поля, сложившегося в области природопользования (попытка его предварительной структуризации) и описание ряда направлений исследований, позволяющих, на наш взгляд, получить в итоге концепцию экологоприемлемого развития бассейна Селенги. Такой путь может быть описан понятием "стратегия эколого-экономического развития". Выделяя, отграничивая, структурируя объект изучения, мы должны ответить на ряд принципиальных вопросов (выборочно): ❏ можно ли считать системным единством и по каким признакам географическое, экологическое, экономическое и социальное пространство, объединяемое под понятием "бассейн Селенги"; ❏ какие признаки можно выделить в качестве системообразующих факторов и связей для такого сложного, разнообразного и специфического по своим условиям, генезису и направлениям развития пространства, чтобы иметь основания для: • формирования программы развития; • построения бюджета, планов и исполнительных структур; • поддержки и ограничения действий хозяйствующих субъектов; • координации и консолидации международных усилий по его контролю и развитию; ❏ что следует понимать под "развитием" и каковы параметры (целевая функция стратегии) той системы, которую мы хотим создать, преобразуя ныне имеющуюся систему в иное, более желательное состояние; ❏ что можно называть "экологоприемлемым развитием" бассейна Селенги и в каких категориях его целесообразно представлять и описывать; ❏ каковы критерии "экологоприемлемости" и как ими руководствоваться, оценивая те или иные шаги субъекта развития в производственной, экономической, социальной, правовой сферах; ❏ каковы ключевые точки объекта и процесса развития, где необходимо и наиболее эффективно приложений усилий международного сообщества, стран и субъектов государственного права входящих в рассматриваемое пространство; ❏ какие инструменты и действия (эвристики) необходимы, чтобы совершить в приемлемые исторические сроки подобное преобразование не переступая рамок дозволенных нормами международного сообщества и правами субъектов развития; ❏ какие признаки и факторы позволяют наиболее экономно и эффективно оценить основные характеристики, закономерности развития (преобразования) и существенно важные тенденции: для исследования; для населения (в целях широкой информации, образования и подготовки кадров), руководителей государств. Как подать их в форме адекватно воспринимаемой населением и, особенно, лицами, принимающими решения во всех эшелонах власти и управления стран, вовлеченных в проблему; ❏ какие требования могут быть предъявлены современным нам обществом и обществом будущим (через 25-100 лет) бассейну Селенги как части бассейна Байкала, как части экономического пространства России, Бурятии, Монголии и мира, т.е. как может быть оценена его целевая функция и как она должна выглядеть в идеале в будущем; ❏ какие инструменты и механизмы могут быть сконструированы обществом для реализации эколого-экономической стратегии (краткосрочный, среднесрочный и отдаленный прогноз); ❏ каков будет общественно-полезный эффект с учетом неизбежных издержек и ущербов, какой геополитический эффект будет иметь программа развития и ее возможные результаты; ❏ каково глобальное значение вовлечения в мировую экономику ресурсного потенциала рассматриваемого региона; ❏ как, каким образом, в каких направлениях повлияет развитие бассейна Селенги на другие <
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.014 с.) |