Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы, логика и структура программы нир

Поиск

О Плане НИР

Цели и задачи.

Мотивированный план НИР имеет целью организацию работы субъекта исследования (основного коллектива, всего состава исследователей и разработчиков, организованного по матричному принципу и объединенного общими целями и бюджетом), перед которым стоит задача подготовить материалы для выработки концепции развития бассейна р.Селенги. Ниже мы рассматриваем в основном вопросы естественно-научного и социально-экономического направлений, интегрированные проблематикой регионального развития и оптимизации природопользования, тесно с ним связанных.

Конечная цель Плана НИР, с нашей точки зрения сводится к поиску, объяснению, решению проблем и эффективной организации информации, необходимой для выработки принципиальных (стратегических) решений, рекомендаций, оценок, поиску альтернатив и эвристик для лиц, принимающих решения (ЛПР). Принимать решения, формулировать на государственном уровне национальную концепцию, а затем и стратегию развития (систему документов, законов и государственных решений, определяющих принципы государственной политики, бюджет, направления, объемы и характер совершаемой работы) призваны уполномоченные на то лица в национальных и региональных органах власти и управления (субъект развития), в чьи должностные обязанности это входит и за что они несут высокую ответственность. Такой ответственности субъект исследования не несет и правомочиями такими не наделен. В дальнейшем употребляя понятие "концепция развития" мы будем иметь в виду концепцию как сумму идей, логически непротиворечивую схему, лежащую в основе исследовательского (научного) представления о предмете, своего рода комплексный нормативный прогноз развития, отражение наиболее полного научного представления об идеальном состоянии объекта развития (концепция идеала) и путях его достижения. По мере развития, по мере более углубленного исследования - идеал претерпевает изменения, отдаляется. На его место становятся реально достижимые цели, и таким образом процесс в принципе бесконечен.

Наше внимание сейчас должны привлекать два важных обстоятельства:

❏ бассейн Селенги, как система, как совокупность природных и социально-экономических явлений, характеризуется рядом проблем негативного свойства, и выход из этой ситуации может быть найден в рамках комплексного исследования. Предстоит оценить наиболее эффективный путь развития в категориях пригодных для принятия решений;

❏ высокая сложность рассматриваемой системы, высокая инерция социальных, экономических и производственных отношений, высочайшая сложность и трудоемкость преобразований в материальной сфере (чего стоит только смена устаревшего производственного аппарата!), требует наличия стратегии преобразования (процедуры перехода) сложившейся системы из нынешнего, не устраивающего нас состояния в иное, более желательное.

Но даже на первый взгляд видно, что решения в таких ответственных областях могут приниматься только на самом высоком уровне: это проблемы парламентов, высших руководителей и правительств стран, чьи интересы представлены в бассейне Селенги.

Таким образом речь идет об исследованиях целью которых является:

* дать лицам, принимающим решения, обоснованные варианты поведения в слабоструктурированных проблемных ситуациях (по существу - хорошо разработанные эвристические методы реализации нормативных прогнозов), с указанием возможных вариантов развития событий при том или ином решении;

* структурировать сверхсложные качественные проблемные области, организовать имеющуюся и получить недостающую информацию, представить ее в виде адекватном задачам и квалификации ЛПР;

* дать возможность субъекту исследований выступить в качестве метамодели, опосредующей полученное научное знание для ЛПР всех эшелонов, специалистов различных областей, студентов и учащихся. Поддерживать итерационные процедуры в процессе принятия решений (управленческое консультирование, эколого-экономическая и географическая экспертиза, узкоспециальные виды экспертиз) на основе уже полученных блоков информации (моделей);

* предоставить предпринимателям и инвесторам объективную информацию о поле деятельности, подчеркнув преимущественные направления инвестиций и деловой активности.

Отсюда: упор в формировании и организации Плана НИР должен быть сделан преимущественно на исследования прикладного характера, что отнюдь не означает отказа от фундаментальных вопросов.

Задачи и специфика Плана НИР

Основная особенность плана - попытка получить в ходе комплексного (точнее - системного) исследования ответ на вопросы, обычно упускаемые при исследованиях специального характера.

* Какова несущая способность (иногда это называется – экологическая емкость) бассейна реки Селенги, ее прошлое, настоящее и будущее, т.е. каков природный фундамент строящегося здания.

* Какие средства и инструменты, цели и направления развития будут отвечать совокупным интересам России, Бурятии и Монголии в обеспечении развития бассейна.

* Какие необходимы международные, национальные и региональные средства и инструменты, чтобы защитить уникальные природные компоненты и природную среду Монголии, Бурятии и России в процессе экономического развития.

* Какую форму может и должно принять сотрудничество четырех субъектов государственного и международного права (Россия, Бурятия и Читинская область в ее составе, Монголия), чтобы обеспечить реализацию концепции развития бассейна.

* Какая концепция развития будет наиболее полно учитывать характер такого уникального водоема как Байкал, интересы населения бассейна Селенги, как части байкальского бассейна, его специфической части - аборигенных этносов, и в целом интересы мирового сообщества.

* Чем определяются и каковы должны быть, исходя из логики эффективного развития, рациональное поведение, время и темпы преобразования правовых, экономических и социальных систем субъектов природопользования в бассейне Селенги.

Принципиальный выбор

Фактически субъектам развития, на уровне Законодателя и высших эшелонов исполнительной власти государства, с помощью исследователей предстоит сделать принципиальный выбор, решить мировоззренческую дилемму: чему отдать предпочтение в развитии уникального в планетарных масштабах, потенциально мирового экономического значения региона - деятельности "конструирующего разума или стихийных сил бытия"?

Либеральные экономисты (А. Смит, К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, М. Фридман) уверены в том, что силы стихийного экономического бытия способны сами упорядочить экономическую ткань общества и согласовать экономическое развитие с возможностями природы, по крайней мере, ее ресурсного потенциала. Этот путь можно было бы назвать естественно-историческим эволюционным процессом в его экономическом выражении.

Представители течений, уповающих на силу индивидуального и коллективного разума (от Платона до радикальных социалистов - К. Маркс и его последователи, вплоть до Г. Маркузе), уверены в том, что стихийными силами экономической природы, да и живой тоже, необходимо управлять, хотя и формы и рецепты управления разнятся от этических установлений и предписаний, законодательной деятельности и мягкой коррекции “отклоняющегося поведения”, до "трудовых армий", “страны-цеха” и "нетоварной экономики" казарменного типа.

Мы придерживаемся точки зрения, что любая абсолютизация той или другой модели общественного устройства ведет к биологической и экономической пустыне.

Отсюда: плодотворным решением проблемы, как нам представляется, будет синтез: "конструирующий разум, органически включенный в стихийные силы бытия". На этапе исследования роль Разума призвана выполнить коллективная научная мысль, отраженная в форме концепции экологоприемлемого развития и реализуемая в форме эколого-экономической стратегии.

Именно исходя из этой постановки вопроса и был построен предварительный анализ проблемного поля развития бассейна Селенги.

 

Постановка проблемы

2.1. Фундаментальные и методологические вопросы

Вполне известно и не оспаривается колоссальное мировое значение оз. Байкал, его бассейна, уникальных природных комплексов расположенных в нем на территориях России, Бурятии, в составе России, и Монголии. Почти трехсотлетняя история исследований и огромный список работ ученых с мировыми именами, четвертьвековые исследования Российско-Монгольской экспедиции, широкая популярность проблемы Байкала – избавляют нас от необходимости обосновывать экологическое и стратегическое значение природных систем Монголии для Байкала и его бассейна, а бассейна Байкала - для Центральной Азии и всего мира.

Самостоятельное значение имеет проблема экономического развития Центральной и Северной Азии: Дальнего Востока России и входящих в нее регионов, имеющих собственное экономическое поведение, Монголии, Китая, на территории которых сосредоточены мощные минерально-сырьевые запасы, лесные ресурсы и сельскохозяйственные земли совокупный потенциал которых трудно оценить. Эта проблема, хотя и не рассматривается нами, но выступает “рамочной” для всей Программы.

В нашу задачу входит обзор слабо структурированного проблемного поля, сложившегося в области природопользования (попытка его предварительной структуризации) и описание ряда направлений исследований, позволяющих, на наш взгляд, получить в итоге концепцию экологоприемлемого развития бассейна Селенги. Такой путь может быть описан понятием "стратегия эколого-экономического развития".

Выделяя, отграничивая, структурируя объект изучения, мы должны ответить на ряд принципиальных вопросов (выборочно):

❏ можно ли считать системным единством и по каким признакам географическое, экологическое, экономическое и социальное пространство, объединяемое под понятием "бассейн Селенги";

❏ какие признаки можно выделить в качестве системообразующих факторов и связей для такого сложного, разнообразного и специфического по своим условиям, генезису и направлениям развития пространства, чтобы иметь основания для:

• формирования программы развития;

• построения бюджета, планов и исполнительных структур;

• поддержки и ограничения действий хозяйствующих субъектов;

• координации и консолидации международных усилий по его контролю и развитию;

❏ что следует понимать под "развитием" и каковы параметры (целевая функция стратегии) той системы, которую мы хотим создать, преобразуя ныне имеющуюся систему в иное, более желательное состояние;

❏ что можно называть "экологоприемлемым развитием" бассейна Селенги и в каких категориях его целесообразно представлять и описывать;

❏ каковы критерии "экологоприемлемости" и как ими руководствоваться, оценивая те или иные шаги субъекта развития в производственной, экономической, социальной, правовой сферах;

❏ каковы ключевые точки объекта и процесса развития, где необходимо и наиболее эффективно приложений усилий международного сообщества, стран и субъектов государственного права входящих в рассматриваемое пространство;

❏ какие инструменты и действия (эвристики) необходимы, чтобы совершить в приемлемые исторические сроки подобное преобразование не переступая рамок дозволенных нормами международного сообщества и правами субъектов развития;

❏ какие признаки и факторы позволяют наиболее экономно и эффективно оценить основные характеристики, закономерности развития (преобразования) и существенно важные тенденции: для исследования; для населения (в целях широкой информации, образования и подготовки кадров), руководителей государств. Как подать их в форме адекватно воспринимаемой населением и, особенно, лицами, принимающими решения во всех эшелонах власти и управления стран, вовлеченных в проблему;

❏ какие требования могут быть предъявлены современным нам обществом и обществом будущим (через 25-100 лет) бассейну Селенги как части бассейна Байкала, как части экономического пространства России, Бурятии, Монголии и мира, т.е. как может быть оценена его целевая функция и как она должна выглядеть в идеале в будущем;

❏ какие инструменты и механизмы могут быть сконструированы обществом для реализации эколого-экономической стратегии (краткосрочный, среднесрочный и отдаленный прогноз);

❏ каков будет общественно-полезный эффект с учетом неизбежных издержек и ущербов, какой геополитический эффект будет иметь программа развития и ее возможные результаты;

❏ каково глобальное значение вовлечения в мировую экономику ресурсного потенциала рассматриваемого региона;

❏ как, каким образом, в каких направлениях повлияет развитие бассейна Селенги на другие социально-экономические пространства, обладающие собственным экономическим поведением, попадающие в зону его влияния: прямо и непосредственно; опосредованно; косвенно;

❏ как избежать возникновения и попыток реализации "химерических конструктов" и "мегапроектов", реализация которых или заведомо невозможна, или приводит к катастрофическим последствиям;

❏ как учесть интересы исторически сложившихся аборигенных этносов, чье существование тесно связано с присущим им типом природопользования;

❏ как население бассейна Селенги может реализовать свои экспектации, свой экономический потенциал, не разрушая экологическое пространство, в котором будут жить наши потомки.

Ответ на эти вопросы должен лежать в основе разрабатываемой стратегии развития. Он может, вероятно, быть получен в качественных и, реже, количественных категориях исторического, экономического, правового, географического, экологического и социального характера. Вполне понятно, что такая постановка проблемы не преследует получение немедленного и полного ответа, да он и невозможен. Но без объемного концептуального представления, уточняемого шаг за шагом до стадии развернутого понимания проблемы освоения бассейна Селенги и Байкала в целом, мы рискуем повторить, и уже повторяем, все без исключения ошибки наших предшественников в человеческой истории "войны с природой".

Вопросы социально-экономической динамики региона

Рассматривая природную и социально-экономическую динамику региона как системы, мы должны получить объемное, можно сказать – стереоскопическое – представление об объекте развития, ответить на ряд вопросов, в значительной мере предваряющих его преобразование:

❏ каков изученный природно-ресурсный потенциал и его особенности, включая оценку условий развития;

❏ каков потенциал природных систем бассейна и прогноз его сырьевой базы (в границах допустимых стратегическими и коммерческими интересами национальных правительств и субъектов права на ресурсы);

❏ какие технологии из спектра имеющихся и возможных в ближайшем будущем могут применяться в бассейне Селенги и Байкала в целом;

❏ какие ресурсы, технологии или зоны (объекты) недопустимы к освоению при современном состоянии технологии и должны быть законсервированы, запрещены или заказаны к освоению;

❏ как должна строиться и функционировать система оценки воздействия на окружающую среду, мониторинга природной среды и контроля природопользования;

❏ какие фундаментальные принципы общественной организации, правовые инструменты и механизмы должно иметь общество, чтобы развитие бассейна Селенги не превратилось, как это слишком часто происходит сейчас, в беспорядочное разграбление взломанной кладовой;

❏ какая система управления развитием на национальном уровне может стать проводником политики государства и какие меры (протекционистские, попечительские, нейтрально-арбитражные; тотальное руководство или избирательный подход и пр.) способны обеспечить желаемые результаты с наибольшей эффективностью;

❏ как в условиях рынка государство, в качестве субъекта управления развитием, может регулировать процессы развития в столь сложных условиях;

❏ как, какими средствами общество и его уполномоченные структуры (субъект развития) может тонко управлять поведением экономических (хозяйствующих) субъектов в бассейне Селенги, осуществляя гибкий баланс между поощряющими и элиминирующими мерами воздействия; поддерживая эффективный процесс освоения и предупреждая негативное развитие событий; одновременно избегая гипертрофии чиновного аппарата контроля природопользования с образованием коррупционных связок;

❏ какие инструменты поощрения и наказания могут быть эффективно и быстро найдены, созданы и применены в национальных (региональных) границах сферы юрисдикции;

❏ какой системе критериев должен отвечать конкретный хозяйствующий субъект, чтобы он мог быть допущен в регион и имел право вести в нем свое производство;

❏ как согласовать национальные правовые схемы и стратегии развития на международном уровне между всеми участниками процесса развития.

В отличие от группы вопросов в п. 2.1. ответ на эти вопросы должен быть дан в категориях преимущественно количественных (оценки, контрольные и прогнозные цифры, количественных характеристики процессов и пр.), правовых (процедурных, нормативных) и экономических. Будучи даны, ответы на эти и другие вопросы подобного значения собственно и составят ключевые положения концепции развития бассейна Селенги.


Принципы

Системный принцип - реализуется путем выделения, ограничения и рассмотрения всех существенно важных элементов изучаемого объекта в их взаимосвязи и взаимозависимости. Должны быть отражены также элементы изучаемые смежными разделами (по ним могут быть составлены определенные требования - например, проблема развития лесной промышленности в бассейне реки Селенги может быть рассмотрена как элемент системы качества окружающей среды, как внешней, так и производственной, причем к отраслям лесной промышленности могут быть предъявлены требования защиты среды обитания человека). Таким образом может быть достигнута удовлетворительная полонота исследования.

Принцип комплексности разработки - заключается с одной стороны, в обязательном выполнении комплекса требований обусловленных целями и характером стоящей перед исследователями задачи. Должны быть рассмотрены: природные, исторические и социальные условия, ресурсный потенциал, средства, направления и задачи развития; оценены по-вариантно затраты, эффективность; экономические, социальные и экологические результаты и последствия, а также международные, национальные и региональные аспекты развития.

С другой, принцип комплексности разработки предусматривает принципиальную междисциплинарность исследования, разработки вариантов развития и представления интегрированных результатов в форме программ, направлений, групп задач, мероприятий.

Принцип вариантности (альтернативности) - основан на выявлении и обосновании вариантов решения проблем, достижения целей, стратегий, инструментов и механизмов их реализации. При этом под вариантом следует понимать не верхнюю и нижнюю границу показателя прогнозируемого развития или параметра, а качественно иной путь достижения поставленной цели, иные сроки и средства достижения того, или другого, но удовлетворительного результата. Выбор реализуемого в практике варианта предоставляется лицам, принимающим решения, что подводит нас к следующему принципу.

Принцип распределения ответственности - основан на ясном понимании функционального различия между субъектом исследования и субъектом развития, что должно найти отражение как в форме, так и в содержании программы НИР. Исследователь предлагает варианты, выделяет оптимальные, на его взгляд, решения и в ходе итерационной процедуры ищет вместе с ЛПР лучшее из возможных решение, отвечая только за качество выполненных им работ. ЛПР, уполномоченное на принятие решений, обладает необходимыми правомочиями и несет полностью ответственность за принятое решение.

Отсюда: первое, необходимость четко оговаривать распределение обязанностей и ответственностей в процессе заключения договора на НИР; второе, важность документированной итерационной процедуры в процессе НИР, что может решительно влиять на ход работ, эволюцию его задач и целей, конечную эффективность.

Принцип региональности - предполагает выделение в исследуемой системе специфических, только данному региону присущих особенностей (проблем, характеристик, технологий и производств) либо осложняющих, либо обеспечивающих его развитие.

Принцип практической значимости обусловлен:

1) общей направленностью программы НИР на обоснование вариантов и формирование концепции эколого-экономического развития региона, нацеленностью на нужды ЛПР с их конкретной (практической) ориентацией;

2) обоснованием программ мероприятий;

3) определением первоочередных правовых, экономических, научно-технических, организационных и социальных мер и решений, рекомендуемых на ближайшие сроки и перспективу (нормативный прогноз), с оценкой и обоснованием их эффективности и целесообразности.

Обзор отдельных проблем и направлений Плана НИР

Здесь подробный обзор неуместен и потому указаны только ключевые для нашего предмета особенности. Неравномерность, разная степень детализации объясняются как кругом интересов автора, так и его точкой зрения на особую важность или сложность того или иного вопроса.

Предварительные выводы для формирования Плана НИР

Из этого беглого обзора можно сделать некоторые предварительные выводы:

❏ экологическая составляющая цены продукции, произведенной в границах бассейна Селенги, будет значимо выше, чем, например, в умеренных широтах России или на севере Китая, и с этим придется считаться при формировании стратегии развития;

❏ формируя требования к инвестиционным проектам, тендерам и обоснованиям (заявкам, бизнес-планам, ТЭО) размещения новых производств, необходимо анализировать последствия (эффекты) не только первого, но и второго и третьего порядка, чтобы получить более или менее полную картину эколого-экономических ущербов;

❏ априорно ясно, что наибольший эффект от проектов развития будет получен только при реализации гибкой, учитывающей предотвращенные ущербы, стратегии, основанной на жестком правовом и административном обеспечении;

❏ затраты на организацию системы мониторинга природной среды и контроля природопользования, оценки воздействия на окружающую среду, географической и эколого-экономической экспертизы, прогнозирования динамики природных систем окупятся многократно, но далеко за пределами планируемого периода (2005-2015 годы).

Во многом от стратегии развития бассейна Селенги будет зависеть судьба Байкала, что должно вызвать особый интерес России.

О Плане НИР

Цели и задачи.

Мотивированный план НИР имеет целью организацию работы субъекта исследования (основного коллектива, всего состава исследователей и разработчиков, организованного по матричному принципу и объединенного общими целями и бюджетом), перед которым стоит задача подготовить материалы для выработки концепции развития бассейна р.Селенги. Ниже мы рассматриваем в основном вопросы естественно-научного и социально-экономического направлений, интегрированные проблематикой регионального развития и оптимизации природопользования, тесно с ним связанных.

Конечная цель Плана НИР, с нашей точки зрения сводится к поиску, объяснению, решению проблем и эффективной организации информации, необходимой для выработки принципиальных (стратегических) решений, рекомендаций, оценок, поиску альтернатив и эвристик для лиц, принимающих решения (ЛПР). Принимать решения, формулировать на государственном уровне национальную концепцию, а затем и стратегию развития (систему документов, законов и государственных решений, определяющих принципы государственной политики, бюджет, направления, объемы и характер совершаемой работы) призваны уполномоченные на то лица в национальных и региональных органах власти и управления (субъект развития), в чьи должностные обязанности это входит и за что они несут высокую ответственность. Такой ответственности субъект исследования не несет и правомочиями такими не наделен. В дальнейшем употребляя понятие "концепция развития" мы будем иметь в виду концепцию как сумму идей, логически непротиворечивую схему, лежащую в основе исследовательского (научного) представления о предмете, своего рода комплексный нормативный прогноз развития, отражение наиболее полного научного представления об идеальном состоянии объекта развития (концепция идеала) и путях его достижения. По мере развития, по мере более углубленного исследования - идеал претерпевает изменения, отдаляется. На его место становятся реально достижимые цели, и таким образом процесс в принципе бесконечен.

Наше внимание сейчас должны привлекать два важных обстоятельства:

❏ бассейн Селенги, как система, как совокупность природных и социально-экономических явлений, характеризуется рядом проблем негативного свойства, и выход из этой ситуации может быть найден в рамках комплексного исследования. Предстоит оценить наиболее эффективный путь развития в категориях пригодных для принятия решений;

❏ высокая сложность рассматриваемой системы, высокая инерция социальных, экономических и производственных отношений, высочайшая сложность и трудоемкость преобразований в материальной сфере (чего стоит только смена устаревшего производственного аппарата!), требует наличия стратегии преобразования (процедуры перехода) сложившейся системы из нынешнего, не устраивающего нас состояния в иное, более желательное.

Но даже на первый взгляд видно, что решения в таких ответственных областях могут приниматься только на самом высоком уровне: это проблемы парламентов, высших руководителей и правительств стран, чьи интересы представлены в бассейне Селенги.

Таким образом речь идет об исследованиях целью которых является:

* дать лицам, принимающим решения, обоснованные варианты поведения в слабоструктурированных проблемных ситуациях (по существу - хорошо разработанные эвристические методы реализации нормативных прогнозов), с указанием возможных вариантов развития событий при том или ином решении;

* структурировать сверхсложные качественные проблемные области, организовать имеющуюся и получить недостающую информацию, представить ее в виде адекватном задачам и квалификации ЛПР;

* дать возможность субъекту исследований выступить в качестве метамодели, опосредующей полученное научное знание для ЛПР всех эшелонов, специалистов различных областей, студентов и учащихся. Поддерживать итерационные процедуры в процессе принятия решений (управленческое консультирование, эколого-экономическая и географическая экспертиза, узкоспециальные виды экспертиз) на основе уже полученных блоков информации (моделей);

* предоставить предпринимателям и инвесторам объективную информацию о поле деятельности, подчеркнув преимущественные направления инвестиций и деловой активности.

Отсюда: упор в формировании и организации Плана НИР должен быть сделан преимущественно на исследования прикладного характера, что отнюдь не означает отказа от фундаментальных вопросов.

Задачи и специфика Плана НИР

Основная особенность плана - попытка получить в ходе комплексного (точнее - системного) исследования ответ на вопросы, обычно упускаемые при исследованиях специального характера.

* Какова несущая способность (иногда это называется – экологическая емкость) бассейна реки Селенги, ее прошлое, настоящее и будущее, т.е. каков природный фундамент строящегося здания.

* Какие средства и инструменты, цели и направления развития будут отвечать совокупным интересам России, Бурятии и Монголии в обеспечении развития бассейна.

* Какие необходимы международные, национальные и региональные средства и инструменты, чтобы защитить уникальные природные компоненты и природную среду Монголии, Бурятии и России в процессе экономического развития.

* Какую форму может и должно принять сотрудничество четырех субъектов государственного и международного права (Россия, Бурятия и Читинская область в ее составе, Монголия), чтобы обеспечить реализацию концепции развития бассейна.

* Какая концепция развития будет наиболее полно учитывать характер такого уникального водоема как Байкал, интересы населения бассейна Селенги, как части байкальского бассейна, его специфической части - аборигенных этносов, и в целом интересы мирового сообщества.

* Чем определяются и каковы должны быть, исходя из логики эффективного развития, рациональное поведение, время и темпы преобразования правовых, экономических и социальных систем субъектов природопользования в бассейне Селенги.

Принципиальный выбор

Фактически субъектам развития, на уровне Законодателя и высших эшелонов исполнительной власти государства, с помощью исследователей предстоит сделать принципиальный выбор, решить мировоззренческую дилемму: чему отдать предпочтение в развитии уникального в планетарных масштабах, потенциально мирового экономического значения региона - деятельности "конструирующего разума или стихийных сил бытия"?

Либеральные экономисты (А. Смит, К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, М. Фридман) уверены в том, что силы стихийного экономического бытия способны сами упорядочить экономическую ткань общества и согласовать экономическое развитие с возможностями природы, по крайней мере, ее ресурсного потенциала. Этот путь можно было бы назвать естественно-историческим эволюционным процессом в его экономическом выражении.

Представители течений, уповающих на силу индивидуального и коллективного разума (от Платона до радикальных социалистов - К. Маркс и его последователи, вплоть до Г. Маркузе), уверены в том, что стихийными силами экономической природы, да и живой тоже, необходимо управлять, хотя и формы и рецепты управления разнятся от этических установлений и предписаний, законодательной деятельности и мягкой коррекции “отклоняющегося поведения”, до "трудовых армий", “страны-цеха” и "нетоварной экономики" казарменного типа.

Мы придерживаемся точки зрения, что любая абсолютизация той или другой модели общественного устройства ведет к биологической и экономической пустыне.

Отсюда: плодотворным решением проблемы, как нам представляется, будет синтез: "конструирующий разум, органически включенный в стихийные силы бытия". На этапе исследования роль Разума призвана выполнить коллективная научная мысль, отраженная в форме концепции экологоприемлемого развития и реализуемая в форме эколого-экономической стратегии.

Именно исходя из этой постановки вопроса и был построен предварительный анализ проблемного поля развития бассейна Селенги.

 

Постановка проблемы

2.1. Фундаментальные и методологические вопросы

Вполне известно и не оспаривается колоссальное мировое значение оз. Байкал, его бассейна, уникальных природных комплексов расположенных в нем на территориях России, Бурятии, в составе России, и Монголии. Почти трехсотлетняя история исследований и огромный список работ ученых с мировыми именами, четвертьвековые исследования Российско-Монгольской экспедиции, широкая популярность проблемы Байкала – избавляют нас от необходимости обосновывать экологическое и стратегическое значение природных систем Монголии для Байкала и его бассейна, а бассейна Байкала - для Центральной Азии и всего мира.

Самостоятельное значение имеет проблема экономического развития Центральной и Северной Азии: Дальнего Востока России и входящих в нее регионов, имеющих собственное экономическое поведение, Монголии, Китая, на территории которых сосредоточены мощные минерально-сырьевые запасы, лесные ресурсы и сельскохозяйственные земли совокупный потенциал которых трудно оценить. Эта проблема, хотя и не рассматривается нами, но выступает “рамочной” для всей Программы.

В нашу задачу входит обзор слабо структурированного проблемного поля, сложившегося в области природопользования (попытка его предварительной структуризации) и описание ряда направлений исследований, позволяющих, на наш взгляд, получить в итоге концепцию экологоприемлемого развития бассейна Селенги. Такой путь может быть описан понятием "стратегия эколого-экономического развития".

Выделяя, отграничивая, структурируя объект изучения, мы должны ответить на ряд принципиальных вопросов (выборочно):

❏ можно ли считать системным единством и по каким признакам географическое, экологическое, экономическое и социальное пространство, объединяемое под понятием "бассейн Селенги";

❏ какие признаки можно выделить в качестве системообразующих факторов и связей для такого сложного, разнообразного и специфического по своим условиям, генезису и направлениям развития пространства, чтобы иметь основания для:

• формирования программы развития;

• построения бюджета, планов и исполнительных структур;

• поддержки и ограничения действий хозяйствующих субъектов;

• координации и консолидации международных усилий по его контролю и развитию;

❏ что следует понимать под "развитием" и каковы параметры (целевая функция стратегии) той системы, которую мы хотим создать, преобразуя ныне имеющуюся систему в иное, более желательное состояние;

❏ что можно называть "экологоприемлемым развитием" бассейна Селенги и в каких категориях его целесообразно представлять и описывать;

❏ каковы критерии "экологоприемлемости" и как ими руководствоваться, оценивая те или иные шаги субъекта развития в производственной, экономической, социальной, правовой сферах;

❏ каковы ключевые точки объекта и процесса развития, где необходимо и наиболее эффективно приложений усилий международного сообщества, стран и субъектов государственного права входящих в рассматриваемое пространство;

❏ какие инструменты и действия (эвристики) необходимы, чтобы совершить в приемлемые исторические сроки подобное преобразование не переступая рамок дозволенных нормами международного сообщества и правами субъектов развития;

❏ какие признаки и факторы позволяют наиболее экономно и эффективно оценить основные характеристики, закономерности развития (преобразования) и существенно важные тенденции: для исследования; для населения (в целях широкой информации, образования и подготовки кадров), руководителей государств. Как подать их в форме адекватно воспринимаемой населением и, особенно, лицами, принимающими решения во всех эшелонах власти и управления стран, вовлеченных в проблему;

❏ какие требования могут быть предъявлены современным нам обществом и обществом будущим (через 25-100 лет) бассейну Селенги как части бассейна Байкала, как части экономического пространства России, Бурятии, Монголии и мира, т.е. как может быть оценена его целевая функция и как она должна выглядеть в идеале в будущем;

❏ какие инструменты и механизмы могут быть сконструированы обществом для реализации эколого-экономической стратегии (краткосрочный, среднесрочный и отдаленный прогноз);

❏ каков будет общественно-полезный эффект с учетом неизбежных издержек и ущербов, какой геополитический эффект будет иметь программа развития и ее возможные результаты;

❏ каково глобальное значение вовлечения в мировую экономику ресурсного потенциала рассматриваемого региона;

❏ как, каким образом, в каких направлениях повлияет развитие бассейна Селенги на другие <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.10.75 (0.014 с.)