Характеристики природно-ресурсной и пространственной структуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики природно-ресурсной и пространственной структуры



(к методологии формирования Кадастра природных ресурсов и экономической карты)

Мы опускаем все традиционные сведения о бассейне Селенги (орография, ландшафты, размещение населения и пр.), достаточно широко представленные в литературе. Это отнюдь не означает, что исследования чисто географического плана не имеют места в формировании Программы НИР. Они достаточно традиционны и должны дать емкое и качественное отображение типичного и специфического в географической характеристике объекта развития. Но все же цель этого направления должна быть подчинена общей цели НИР и, фактически, ограничиваться методологическими рамками требований Кадастра.

Необходимо отметить, что анализу пространственной структуры региона должны быть посвящены специальные исследования, как уточняющего и дополняющего, так и пионерного характера, особенно в части прогноза (или мониторинга) размещения экономических объектов и географической экспертизы.

Должны быть выделены и рассматриваться специально:

❏ территории, так или иначе охватываемые промышленным освоением и подлежащие исследованию методами географической и эколого-экономической экспертизы как по разовой потребности (экспертиза предприятий и проектов природопользования), так и в целях фундаментального изучения современного состояния и прогноза эволюции природной среды;

❏ экономическое пространство бассейна Селенги: территории, ресурсы, экономические объекты, вовлекаемые в процесс развития. Фактически может оказаться, что зона экономического воздействия бассейна Селенги и отдельных объектов в нем размещенных, охватывает не только территории и предприятия России, Бурятии, Монголии, но и зарубежные структуры, на функционировании которых скажется развитие этого богатого в экономичесокм отношении региона. В качестве примера можно сразу указать на Китай и Внутреннюю Монголию в составе Китая.

Отсюда: специальному исследованию подлежит область изменений в мировом и национальном хозяйственном (экономическом) пространстве, возникающая в результате развития бассейна Селенги, включая эффекты второго и третьего порядка (длинные волны, по Кондратьеву);

❏ синтез экономического и географического пространства: пространство освоения, доступности и инвестиционное пространство, где важнейшую роль будут играть транспортная составляющая цены освоения и цены продукции и экологические издержки, ложащиеся на цену производства.

Отсюда: особое значение примут экономико-географические исследования, призванные ответить на вопросы: как, в какой очередности следует осваивать пространственный и ресурсный потенциал бассейна Селенги; где могут быть найдены рынки сбыта для продукции, чья конкурентоспособность в значительной мере будет определяться провинциальностью зоны и сложностями (издержками) транспортировки;

❏ локальные пространства (подпространства), с той или иной целью выделяемые в бассейне Селенги. В частности, должны быть выделены территории исторического, этнического, и с точки зрения экологической – критического значения, особоохраняемые (заповедники, заказники) и зоны с особым режимом природопользования, зависящим от способности природных систем к самовосстановлению, самоочищению. Также должны быть выделены и пользоваться особым статусом памятники природы, уникальные природные объекты. Могут быть выделены территории с особым инженерно-техническим статусом: особоопасные (зоны оползней, селей, лавиноопасные участки и т.п.) и нуждающиеся в постоянном наблюдении (эрозионно- и пожароопасные; аномальные в геохимическом отношении с ограничениями на расселение; участки вечной мерзлоты, подлежащие особому техническому освоению и пр.).

Отметим отдельно, что в совершенно особую категорию должны быть отнесены территории традиционного проживания аборигенных этносов. Статус этих территорий должен быть выделен особо, защищен и юридически, и экономически, и административно, а предписываемый режим использования согласован с этно-экологическими характеристиками эносов, неразрывно связанных с традиционными системами природопользования и территориями, их обеспечивающими.

Отсюда: особенное внимание должно быть уделено формированию Единого Кадастра природных ресурсов и, возможно, Кадастра территорий особого (критического) значения, для чего должна быть разработана международная, как минимум российско-монгольская методология его формирования, методика составления и транснациональная инструментальная (информационная) база его ведения. Следует учесть, что эта работа может оказаться самой дорогостоящей и трудоемкой во всей программе формирования концепции развития.

Отсюда: необходима четкая этапность в работе над Кадастрами, сказывающаяся как на потребностях в исследованиях и объемах их финансирования, так и на методике их формирования, которая должна подчиняться принципу восхождения от простого к сложному без потери принципиального качества: практической применимости.

Существует бесчисленное множество способов разбиения и классификации изучаемого и осваиваемого пространства - проблема заключается в том, что выделяемые пространства должны быть адекватно представлены в правовом отношении, при необходимости административно закреплены и, в таком случае, иметь соответствующий статус. Но эти проблемы находятся в юрисдикции национальных правительств и возможности исследователей здесь ограничены постановкой задачи. На наш взгляд, исследователь может дать здесь, как и во многих других случая работы над программой, только нейтрального значения консультации, рекомендации и высказать ряд пожеланий.

Должны быть исследованы и на государственном уровне разрешены проблемы состоящие в установлении национальных приоритетов и интересов, находящиеся вне компетенции исследователей.

Особую, специфическую для постсоциалистических государств проблему составят вопросы формирования и реализации (защиты, осуществления) прав собственности (юридического статуса):

❏ национальной (государственной) на стратегические ресурсы, находящиеся в исключительной компетенции государства;

❏ федеральной (национальной), на территории, ресурсы и объекты, имеющие стратегическое значение и высокие национальные приоритеты;

❏ республиканский, или областной, отражающей интересы Бурятии и Читинской области, как субъектов государственного права России; республиканской или местной - в Монголии;

❏ муниципальной (районной, аймачной);

❏ коллективной, отражающей интересы целеустремленных групп, экономических субъектов, юридических лиц;

❏ частной, во всех формах, с полными правами персонифицированного владения, пользования и распоряжения.

Логика, диктуемая специфическими свойствами бассейна Селенги, требует введения весьма серьезных ограничений на деятельность субъектов природопользования, что прямым образом будет сказываться на рыночных ценах на землю, ресурсы и продукцию и, как следствие, вызывать рост федеральных и муниципальных затрат на контроль, соблюдение и взыскание предписанных правил и ограничений.

Отсюда: неизбежен поиск некоторого баланса, компромисса, позволяющего сбалансировать общественно необходимые издержки на систему контроля и ограничений (управления природопользованием) и те затраты, которые готовы нести хозяйствующие субъекты, действующие в этой системе ограничений, в виде местных и федеральных налогов, покрывающих эти издержки.

Вполне может оказаться, что издержки на экологоприемлемое развитие региона и в нем каждого хозяйствующего субъекта будут слишком большими, что либо оттолкнет потенциальных инвесторов и производителей, либо вынудит государство идти на колоссальный риск и экологические ущербы. Здесь географическая и эколого-экономическая экспертиза незаменимы как проспекционный инструмент, как средство предварительного взвешивания потенциальных рисков и выгод.

На исследователя ложится очень сложная задача поиска, психологически точной мотивировки способов подачи и разъяснения уже полученных результатов НИР. Они должны быть представлены в виде адекватном квалификации, мотивам и интересам ЛПР и экономически активного населения (Законодателю, Правительству, политическим деятелям, предпринимателям), от чьей дальнейшей деятельности будет зависеть развитие региона. Отчасти речь идет о требованиях к изложению результатов НИР, желательности их определенной популяризации, а отчасти о необходимости в Плане НИР специального раздела посвященного этой проблеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.006 с.)