Логика и структура программы нир 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика и структура программы нир



(1) Преамбула.

Содержит краткое изложение задач программы НИР, формулировку основных позиций программы в методологическом плане, освещает связь разделов и их содержание, подчеркивая принципиальную научную позицию авторов программы.

(2) Развитие бассейна реки Селенги и стратегия природопользования.

Раздел содержит основные элементы стратегии регионального природопользования, рекомендуемые национальным правительствам, правительствам субъектов государственного права, независимым экономическим (хазяйствующим) субъектам: цели, основные инвестиционные направления и обеспечивающие их мероприятия, природные и социально-экономические ограничения, накладывающие на стратегию специфический региональный отпечаток.

(2.1) Природно-экономический потенциал и его ограничения.

Дается сжатая характеристика природно-экономического потенциала бассейна реки Селенги с позиции природопользования. Кратко характеризуются типичные черты современного природопользования, оцениваются тенденции развития по-вариантно. Формулируются (через условия, требования и ограничения) специфические черты регионального развития.

(2.2) Система целей и варианты развития

Рассматриваются отдельные направления развития в природопользовании, сформированные в виде потребностей, их связь между собой. Необходимо указывать, какие исследования необходимо провести непосредственно в бассейне с тем, чтобы обеспечить современное появление новых технологий, методов и средств природопользования, адаптировать уже имеющиеся в мировой практике. В числе обеспечивающих мероприятий указываются ключевые, т.е. мероприятия без осуществления которых нереально ожидать прогресса в той или иной области природопользования. В ходе итерационной процедуры должен быть сформулирован критический путь и продемонстрированная адаптивная стратегия его реализации, которые собственно явятся основой предлагаемой концепции развития.

(3) Оптимизация природопользования.

Раздел расматривает основные подходы к использованию природных ресурсов, методы, инструменты и политику ЛПР в соблюдении национальной стратегии природопользования, контроля процесса природопользования по отраслям, в том числе в территориальном разрезе.

(3.1) Отраслевой подход

Рассматривается специфика природопользования в промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и на транспорте с указанием специфических для каждой отрасли ограничений, а также межотраслевых связей по природопользованию приводящих к синергическим эффектам. К примеру промышленность - сельское хозяйство, сельское хозяйство - транспорт, транспорт - коммунальное хозяйство, коммунальное хозяйство - промышленность. Формируются основные (стратегические) цели по природопользованию в отраслевом аспекте (критерии оптимальности). Должны быть указаны генерализованные цели (идеалы) описывающие желательное состояние национального хозяйства на перспективу, показаны международные и национальные средства поддержки стратегии.

(3.2) Территориальный подход

Дифференцировано рассматривается специфика природопользования в основных природных разностях бассейна реки Селенги: низко-, средне- и высокогорья, межгорные котловины, горные леса, степи и луга, полупустыни, селитебные территории и, вне класификации, рассматриваются режимные территории: заповедники, заказники, памятники природы и другие территориальные объекты, использование которых определенным образом ограничено в тех или иных целях. В рассматриваемых природных разностях должны быть должны быть выделены наиболее чувствительные к антропогенному воздействию системы, элементы, связи и предложены пути их наиболее эффективного использования. Необходимо показать тенденции развития уже имеющихся или только начинающихся отрицательных явлений (опустынивание, эрозия горных склонов, засоление земель, браконьерство и др.), предложить средства борьбы с ними международного, национального и регионального плана.

(3.3) Ресурсный подход

В разделе необходимо показать наиболее перспективные направления использования природных ресурсов бассейна реки по трем принципиально различным категорям: неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, условно - геотермальная энергия), возобновимые (гидроресурсы, почвы, растительность и животный мир), невозобновимые (полезные ископаемые). Кроме того необходимо выделить основные территориальные сочетания природных ресурсов (ТСПР), требующие комплексной разработки и специальных средств проектирования и поддержки их эксплуатации (программный подход, формирование территориальных, промышленных и сельскохозяйственных инвестиционных программ, образование льготных налоговых зон и т.д., и т.п.). Следует оценить масштабы затрат и основные ограничения на основе ТСПР с позиции рационального природопользования. Могут быть рассмотрены перспективные, но еще не разработанные технологии и направления эксплуатации отдельных ресурсов и ТСПР направленные на повышение эффективности природопользования, экологизацию промышленного производства. При благоприятных экономических условиях исследовательской работы могут быть подготовлены краткие или развернутые предложения (обоснования до стадии ТЭО) транснациональных проектов природопользования с участием субъектов развития как присутствующих в бассейне Селенги, так и других заинтересованных стран.

(4) Защита окружающей среды

Ключевое место занимает проблема опустынивания и связанные с ней проблемы защиты природных систем (здесь нами не рассматривается).

Отдельно стоит проблема трансграничных переносов загрязнений, тесно связывающая все аспекты развития бассейна с судьбой оз. Байкал. Должны быть оценены параметры загрязнения окружающей среды по-вариантно: при сохранении существующих тенденций развития производств загрязняющих среду и проявлении новых с современными средствами защиты; при развитии производств на базе современных и перспективных малоотходных технологий и технологий замкнутого цикла, ограничении и ликвидации производств не соответствующих региональным требованиям. Следует особо выделить поллютанты активно влияющие на природные системы. Необходимо рассмотреть использование сельскохозяйственных биологически активных веществ (БАВ): удобрений, ядохимикатов, стимуляторов и ингибиторов роста. Указать общие объемы используемых БАВ по видам, отраслям и территории, а также оценить возможности их накопления в окружающей среде. Особое внимание следует уделить перспективным биологическим методам борьбы с вредителями, методам регуляции динамики и продуктивности агро- и зооценозов без применения сильнодействующих и накапливающихся БАВ. Указать основные направления исследований, необходимых для адаптации в регионе самых современных технологий.

(5) Процедура преобразования систем природопользования

В разделе должны быть описаны процесс и средства преобразования современной системы природопользования в состояние, в котором по мнению исследователей, она должна находиться в перспективе. Стоит напомнить, что постановка целей развития происходит в итерационной процедуре, решающей стороной в которой являются ЛПР (возможно, в зависимости от постановки задачи - выраженное в той или иной форме общественное мнение). Желательно показать основные этапы (контрольные сроки) достижения того или иного результата.

(5.1) Образование и подготовка кадров

Должны быть указаны количество и пути подготовки необходимых специалистов в области природопользования, желательно со средней школы. Необходимо показать связь между профориентацией школьников, профобразованием, высшей школой и отраслью (предприятием), где необходимо применение специалиста.

Обратить внимание на роль пропаганды экологических знаний, ее методы и доходчивость.

Разработчикам необходимо ответить на вопрос: можно ли создать в данном регионе единонаправленную (национальную, интернациональную, на базе внешних по отношению региона структур) систему подготовки кадров для целей рационализации природопользования и какую: а) в сочетании с отраслевой подготовкой; б) на базе специализированного ВУЗа; в) смешанную. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура, стажировка. Исследовательская работа. Подготовка и переподготовка педагогических кадров средней и высшей школы.

(5.2) Механизм управления преобразованием и согласованного развития.

Межнациональный, межотраслевой характер проблем природопользования предъявляет специфические требования к его исследованию, преобразованию и управлению им.

На первое место становятся договорные (в рамках бассейна и шире) межсубъектные отношения, устанавливающие принципы взаимодействия, общие цели и согласованные действия в направлении развития. Разработчики, при надлежащих условиях и полномочиях от национальных правительств, могут взять на себя инициативу в подготовке необходимых правовых оснований в форме проектов договорных документов и законодательных инициатив. Предлагается разработать и сделать базой отношений по развитию международное Бассейновое соглашение (МБС) по реке Селенге, подписанное с участием заинтересованных структур ООН и международных организаций.

Национальные системы законодательства должны быть приведены в соответствие с МБС и дополнены пакетами документов регулирующих развитие в рамках национальной юрисдикции.

Представляется, что самым широким образом могут использоваться специфические методы межотраслевой (и международной) организации долговременных мероприятий: целевые программы. Разработчикам следует обратить внимание на тесную связь мероприятий по защите окружающей среды и рационализации природопользования, где образуются эффекты взаимодействия (синергические эффекты): так, к примеру, утилизация городских отходов может давать ценные компосты и смеси для мелиорации бедных почв, раскисления и рассоления; отходы могут быть использованы в других производствах; почвозащитные и комплексные мероприятия по защите природных систем могут стать основой для формирования рекреационных и сельскохозяйственных комплексов и пр.

На выявленных синергических эффектах можно основать бассейновую программу инвестиций в ключевые точки преобразования природопользования, состоящую из ряда поддерживаемых национальными и региональными правительствами, международными фондами целевых программ, систем налоговых, таможенных и кредитных льгот, отдельных мероприятий. Разработки конкретного характера должны учитывать как требования смежных, так и цели и ограничения сформулированные в стратегии развития регионального природопользования.

(5.3) Научные исследования и разработки

Должны быть предложены связанные в систему основные (перспективные) направления исследований и разработок, или отдельные темы, направленные на достижение целей поставленных в стратегии регионального природопользования: по отраслям, по научным направления и дисциплинам, по исследовательским организациям и ведомствам.

(6) Система управления природопользованием

В задачу разработчиков входит предложить национальным правительствам наиболеее оптимальную систему планирования, координации, организации, руководства, контроля, учета и анализа природопользования в бассейне Селенги. Следует учитывать уже имеющиеся органы управления природопользованием и защитой окружающей среды в России, респ. Бурятии, Читинской обл. и Монголии и оценить направления их эволюции по-этапно: а) современное состояние, б) ряд промежуточных состояний (к контрольным срокам), в) состояние в перспективе.

Особую роль необходимо предусмотреть для межнациональных, бассейновых структур, призванных согласовывать национальные действия в рамках принципов МБС.

В зависимости от полномочий имеющихся у исследователей и разработчиков могут быть сделаны предложения по конкретным аспектам повышения эффективности государственной системы управления: законодательные и исполнительные органы управления природопользованием; отраслевые механизмы управления и место в них специалистов по природопользованию. Отдельно должны быть рассмотрены: организация контроля природопользования (по видам пользования, территориям, объектам); система мониторинга природной среды; методы и объекты мониторинга, потоки информации к ЛПР, накопление и обработка данных. Связь мониторинга с контролем природопользования и экологической экспертизой.

Все крупные хозяйственные решения должны проходить экологическую экспертизу - задача разработчиков предложить организацию и средства подобной экспертизы: по этапам реализации программы и отраслям (направлениям) природопользования.


Обзор отдельных проблем и направлений Плана НИР

Здесь подробный обзор неуместен и потому указаны только ключевые для нашего предмета особенности. Неравномерность, разная степень детализации объясняются как кругом интересов автора, так и его точкой зрения на особую важность или сложность того или иного вопроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.24.82 (0.011 с.)