Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика и структура программы нирСодержание книги Поиск на нашем сайте
(1) Преамбула. Содержит краткое изложение задач программы НИР, формулировку основных позиций программы в методологическом плане, освещает связь разделов и их содержание, подчеркивая принципиальную научную позицию авторов программы. (2) Развитие бассейна реки Селенги и стратегия природопользования. Раздел содержит основные элементы стратегии регионального природопользования, рекомендуемые национальным правительствам, правительствам субъектов государственного права, независимым экономическим (хазяйствующим) субъектам: цели, основные инвестиционные направления и обеспечивающие их мероприятия, природные и социально-экономические ограничения, накладывающие на стратегию специфический региональный отпечаток. (2.1) Природно-экономический потенциал и его ограничения. Дается сжатая характеристика природно-экономического потенциала бассейна реки Селенги с позиции природопользования. Кратко характеризуются типичные черты современного природопользования, оцениваются тенденции развития по-вариантно. Формулируются (через условия, требования и ограничения) специфические черты регионального развития. (2.2) Система целей и варианты развития Рассматриваются отдельные направления развития в природопользовании, сформированные в виде потребностей, их связь между собой. Необходимо указывать, какие исследования необходимо провести непосредственно в бассейне с тем, чтобы обеспечить современное появление новых технологий, методов и средств природопользования, адаптировать уже имеющиеся в мировой практике. В числе обеспечивающих мероприятий указываются ключевые, т.е. мероприятия без осуществления которых нереально ожидать прогресса в той или иной области природопользования. В ходе итерационной процедуры должен быть сформулирован критический путь и продемонстрированная адаптивная стратегия его реализации, которые собственно явятся основой предлагаемой концепции развития. (3) Оптимизация природопользования. Раздел расматривает основные подходы к использованию природных ресурсов, методы, инструменты и политику ЛПР в соблюдении национальной стратегии природопользования, контроля процесса природопользования по отраслям, в том числе в территориальном разрезе. (3.1) Отраслевой подход Рассматривается специфика природопользования в промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве и на транспорте с указанием специфических для каждой отрасли ограничений, а также межотраслевых связей по природопользованию приводящих к синергическим эффектам. К примеру промышленность - сельское хозяйство, сельское хозяйство - транспорт, транспорт - коммунальное хозяйство, коммунальное хозяйство - промышленность. Формируются основные (стратегические) цели по природопользованию в отраслевом аспекте (критерии оптимальности). Должны быть указаны генерализованные цели (идеалы) описывающие желательное состояние национального хозяйства на перспективу, показаны международные и национальные средства поддержки стратегии. (3.2) Территориальный подход Дифференцировано рассматривается специфика природопользования в основных природных разностях бассейна реки Селенги: низко-, средне- и высокогорья, межгорные котловины, горные леса, степи и луга, полупустыни, селитебные территории и, вне класификации, рассматриваются режимные территории: заповедники, заказники, памятники природы и другие территориальные объекты, использование которых определенным образом ограничено в тех или иных целях. В рассматриваемых природных разностях должны быть должны быть выделены наиболее чувствительные к антропогенному воздействию системы, элементы, связи и предложены пути их наиболее эффективного использования. Необходимо показать тенденции развития уже имеющихся или только начинающихся отрицательных явлений (опустынивание, эрозия горных склонов, засоление земель, браконьерство и др.), предложить средства борьбы с ними международного, национального и регионального плана. (3.3) Ресурсный подход В разделе необходимо показать наиболее перспективные направления использования природных ресурсов бассейна реки по трем принципиально различным категорям: неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, условно - геотермальная энергия), возобновимые (гидроресурсы, почвы, растительность и животный мир), невозобновимые (полезные ископаемые). Кроме того необходимо выделить основные территориальные сочетания природных ресурсов (ТСПР), требующие комплексной разработки и специальных средств проектирования и поддержки их эксплуатации (программный подход, формирование территориальных, промышленных и сельскохозяйственных инвестиционных программ, образование льготных налоговых зон и т.д., и т.п.). Следует оценить масштабы затрат и основные ограничения на основе ТСПР с позиции рационального природопользования. Могут быть рассмотрены перспективные, но еще не разработанные технологии и направления эксплуатации отдельных ресурсов и ТСПР направленные на повышение эффективности природопользования, экологизацию промышленного производства. При благоприятных экономических условиях исследовательской работы могут быть подготовлены краткие или развернутые предложения (обоснования до стадии ТЭО) транснациональных проектов природопользования с участием субъектов развития как присутствующих в бассейне Селенги, так и других заинтересованных стран. (4) Защита окружающей среды Ключевое место занимает проблема опустынивания и связанные с ней проблемы защиты природных систем (здесь нами не рассматривается). Отдельно стоит проблема трансграничных переносов загрязнений, тесно связывающая все аспекты развития бассейна с судьбой оз. Байкал. Должны быть оценены параметры загрязнения окружающей среды по-вариантно: при сохранении существующих тенденций развития производств загрязняющих среду и проявлении новых с современными средствами защиты; при развитии производств на базе современных и перспективных малоотходных технологий и технологий замкнутого цикла, ограничении и ликвидации производств не соответствующих региональным требованиям. Следует особо выделить поллютанты активно влияющие на природные системы. Необходимо рассмотреть использование сельскохозяйственных биологически активных веществ (БАВ): удобрений, ядохимикатов, стимуляторов и ингибиторов роста. Указать общие объемы используемых БАВ по видам, отраслям и территории, а также оценить возможности их накопления в окружающей среде. Особое внимание следует уделить перспективным биологическим методам борьбы с вредителями, методам регуляции динамики и продуктивности агро- и зооценозов без применения сильнодействующих и накапливающихся БАВ. Указать основные направления исследований, необходимых для адаптации в регионе самых современных технологий. (5) Процедура преобразования систем природопользования В разделе должны быть описаны процесс и средства преобразования современной системы природопользования в состояние, в котором по мнению исследователей, она должна находиться в перспективе. Стоит напомнить, что постановка целей развития происходит в итерационной процедуре, решающей стороной в которой являются ЛПР (возможно, в зависимости от постановки задачи - выраженное в той или иной форме общественное мнение). Желательно показать основные этапы (контрольные сроки) достижения того или иного результата. (5.1) Образование и подготовка кадров Должны быть указаны количество и пути подготовки необходимых специалистов в области природопользования, желательно со средней школы. Необходимо показать связь между профориентацией школьников, профобразованием, высшей школой и отраслью (предприятием), где необходимо применение специалиста. Обратить внимание на роль пропаганды экологических знаний, ее методы и доходчивость. Разработчикам необходимо ответить на вопрос: можно ли создать в данном регионе единонаправленную (национальную, интернациональную, на базе внешних по отношению региона структур) систему подготовки кадров для целей рационализации природопользования и какую: а) в сочетании с отраслевой подготовкой; б) на базе специализированного ВУЗа; в) смешанную. Подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура, стажировка. Исследовательская работа. Подготовка и переподготовка педагогических кадров средней и высшей школы. (5.2) Механизм управления преобразованием и согласованного развития. Межнациональный, межотраслевой характер проблем природопользования предъявляет специфические требования к его исследованию, преобразованию и управлению им. На первое место становятся договорные (в рамках бассейна и шире) межсубъектные отношения, устанавливающие принципы взаимодействия, общие цели и согласованные действия в направлении развития. Разработчики, при надлежащих условиях и полномочиях от национальных правительств, могут взять на себя инициативу в подготовке необходимых правовых оснований в форме проектов договорных документов и законодательных инициатив. Предлагается разработать и сделать базой отношений по развитию международное Бассейновое соглашение (МБС) по реке Селенге, подписанное с участием заинтересованных структур ООН и международных организаций. Национальные системы законодательства должны быть приведены в соответствие с МБС и дополнены пакетами документов регулирующих развитие в рамках национальной юрисдикции. Представляется, что самым широким образом могут использоваться специфические методы межотраслевой (и международной) организации долговременных мероприятий: целевые программы. Разработчикам следует обратить внимание на тесную связь мероприятий по защите окружающей среды и рационализации природопользования, где образуются эффекты взаимодействия (синергические эффекты): так, к примеру, утилизация городских отходов может давать ценные компосты и смеси для мелиорации бедных почв, раскисления и рассоления; отходы могут быть использованы в других производствах; почвозащитные и комплексные мероприятия по защите природных систем могут стать основой для формирования рекреационных и сельскохозяйственных комплексов и пр. На выявленных синергических эффектах можно основать бассейновую программу инвестиций в ключевые точки преобразования природопользования, состоящую из ряда поддерживаемых национальными и региональными правительствами, международными фондами целевых программ, систем налоговых, таможенных и кредитных льгот, отдельных мероприятий. Разработки конкретного характера должны учитывать как требования смежных, так и цели и ограничения сформулированные в стратегии развития регионального природопользования. (5.3) Научные исследования и разработки Должны быть предложены связанные в систему основные (перспективные) направления исследований и разработок, или отдельные темы, направленные на достижение целей поставленных в стратегии регионального природопользования: по отраслям, по научным направления и дисциплинам, по исследовательским организациям и ведомствам. (6) Система управления природопользованием В задачу разработчиков входит предложить национальным правительствам наиболеее оптимальную систему планирования, координации, организации, руководства, контроля, учета и анализа природопользования в бассейне Селенги. Следует учитывать уже имеющиеся органы управления природопользованием и защитой окружающей среды в России, респ. Бурятии, Читинской обл. и Монголии и оценить направления их эволюции по-этапно: а) современное состояние, б) ряд промежуточных состояний (к контрольным срокам), в) состояние в перспективе. Особую роль необходимо предусмотреть для межнациональных, бассейновых структур, призванных согласовывать национальные действия в рамках принципов МБС. В зависимости от полномочий имеющихся у исследователей и разработчиков могут быть сделаны предложения по конкретным аспектам повышения эффективности государственной системы управления: законодательные и исполнительные органы управления природопользованием; отраслевые механизмы управления и место в них специалистов по природопользованию. Отдельно должны быть рассмотрены: организация контроля природопользования (по видам пользования, территориям, объектам); система мониторинга природной среды; методы и объекты мониторинга, потоки информации к ЛПР, накопление и обработка данных. Связь мониторинга с контролем природопользования и экологической экспертизой. Все крупные хозяйственные решения должны проходить экологическую экспертизу - задача разработчиков предложить организацию и средства подобной экспертизы: по этапам реализации программы и отраслям (направлениям) природопользования. Обзор отдельных проблем и направлений Плана НИР Здесь подробный обзор неуместен и потому указаны только ключевые для нашего предмета особенности. Неравномерность, разная степень детализации объясняются как кругом интересов автора, так и его точкой зрения на особую важность или сложность того или иного вопроса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.228 (0.011 с.) |