ТОП 10:

Проблемы эволюции объекта: бассейн Селенги как развивающаяся сверхсложная система



Эволюция столь сложного – синтетического – объекта развития, как бассейн реки, должна быть исследована и описана в категориях:

❏ эволюции природных систем его составляющих, с оценкой возможного влияния и встраивания в них антропогенной составляющей;

❏ эволюционно- и экологоприемлемого развития, описывающего такую экономическую логику, которая не порождает неразрешимых противоречий между природной и социальной составляющими развития и не пересекает в отдаленной перспективе возможностей существования человека и обеспечивающих его существование природных условий;

❏ стратегии природопользования, описывающей такой путь, такие инструменты развития, которые способны обеспечить экологоприемлемое развитие и искомое качество природных систем.

5.2.1. Необходимо изучение специфики региона, как объекта развития.

Предварительно, в порядке обзора, могут быть перечислены следующие факторы, каждый из которых значительно влияет на стратегию его освоения и развития:

❏ периферийность положения региона: затрудненный и опосредованный транспортный выход на побережье Тихого океана и в центральную часть Евразии;

❏ гористость, усугубляющая свойства периферийности и обостряющая ее эффект на локальном уровне;

❏ колоссальность расстояний и в целом пространства, охватываемого бассейном;

❏ полное отсутствие или предельная неразвитость современного производственного аппарата, способного обеспечивать конкурентоспособное производство, эффективной производственной и финансовой инфраструктуры; ориентация наличного производственного аппарата на сырьевое производство. Положительно здесь то, что в регионе пока нет сложившихся и набравших инерцию капиталов и сложных, весьма инерционных экономических структур, создающих в развитых странах непреодолимую инерцию развития;

❏ мощный минерально-сырьевой потенциал и высокая чувствительность природных систем к воздействию;

❏ подкомандность бассейну такого уникального природного объекта как Байкал. Этот фактор возлагает на регион дополнительные, весьма сложные, ответственные и дорогостоящие, требования по экологической безопасности развития и технологическому качеству производства;

❏ низкая заселенность региона, усугубляемая суровостью климата, минимумом мест для размещения населенных пунктов и наличием опасных геолого-географических явлений, свойственных для всех без исключения горных стран;

❏ дисперсность размещения и труднодоступность ресурсов живой природы, сложные условия для развития сельскохозяйственного производства, практически исключающие конкурентоспособность продуктов питания на внешнем рынке; недостаточная обеспеченность продуктами питания, дефицит которых должен покрываться ввозом извне.

Все перечисленное будет сказываться на стоимости освоения новых сфер производства и преобразования уже имеющихся, что полностью отразится в цене получаемой в регионе продукции. Представляющиеся наиболее выигрышными сейчас сырьевые производства, если получат полное развитие, в перспективе поведут к экономическому истощению, стагнации и полному омертвлению всего региона. Понимание такой перспективы диктует некоторые основные идеи развития, изучение которых необходимо.

(1) Осторожность в освоении и принятии решений. Диктует разработку и использование сверхдолгосрочных прогнозов, учитывающих взаимосвязь природных и экономических компонентов развития в промежутках времени, сравниваемых с длительностью сукцессионных процессов (150-600 лет).

(2) Изучение синергических эффектов, возникающих на стыке различных направлений развития, производств, технологий, социальных процессов. Прослеживание этих эффектов в будущее (качественные генетические прогнозы). Использование синергических эффектов для получения новых преимуществ.

(3) Тщательная фильтрация всех нововведений, привлекаемых к развитию бассейна Селенги.

Представляющееся противоречие с концепцией свободного рынка здесь кажущееся. Проблема в том, что субъект развития должен иметь на вооружении адекватный правовой и экономический инструментарий, позволяющий так канализовать и поощрять деятельность экономических субъектов, чтобы экономическое давление совершало работу именно в искомых направлениях. Было бы безумием повторить снова те ошибки, которые были уже сделаны в мировой практике природопользования. В мировой практике необходимый инструментарий имеется и может быть изучен и применен.

(4) Создание адаптивной системы управления природопользованием, способной усложняться, дифференцироваться и приспосабливаться в растущей, дифференцирующей и усложняющейся системе природопользования.

Здесь необходимо пойти дальше, чем пошли в 1932 году США, формируя Администрацию долины реки Теннеси. Вполне вероятно, что рациональным окажется путь объявления бассейна Селенги открытой международной зоной "особого режима природопользования" и набольшего благоприятствования в развитии экологоприемлемых производств.

(5) Разработка политики сохранения коренных народов (аборигенных этносов), опирающаяся, вероятно, на концепцию "зон этнического покоя" со специфическим режимом природопользования и правовым статусом, защищающим от любых вторжений со стороны.

(6) Создание дисперсной системы освоения дисперсно размещенных ресурсов дикой живой природы.

(7) Разработка схемы экологичной для зоны энергетической базы, опирающейся на мини-ГЭС, русловые и дериватные ГЭС, ветровые и биоэнергетические источники электроэнергии и тепла.

(8) Разработка международно признанных, строгих эколого-экономических и геополитических критериев привлечения и поддержания зарубежных инвестиций.

(9) Выделение и охрана участков природы с заповедным или регулируемым особыми правилами режимом природопользования, что потребует перспективной схемы и соответствующего законодательства.

(10) Разработка схемы инвестиционной деятельности и политики гарантий и поддержки предпринимателей и капиталов, действующих в наиболее перспективных направлениях способами, отвечающими стратегии природопользования, принятой для региона.

 

5.2.2. Управление природопользованием в регионе, его развитие как системы в целом, должно опираться на разработанную и весьма разветвленную международную договорную и развитую национальную правовую базу, с одной стороны, и на систему мониторинга и контроля природопользования - с другой стороны.

Можно предположить, что в качестве одного из результатов Программы НИР должны быть разработаны, научно аргументированы и предложены соответствующим органам власти и управления России, субъектов РФ, Монголии следующие проекты:

❏ рамочное Международное Бассейновое Соглашение по р. Селенге, развивающие его принципиальные положения национальные пакеты законов о бассейне в целом и соответствующие правовые акты тех субъектов государственного права, чьи территории входят в бассейн. Эти акты должны установить международный статус, принципы согласования интересов, систему управления развитием региона, его границы, области юрисдикции России и субъектов Федерации, Монголии и субъектов государственного права в ее составе над теми или иными категориями ресурсов и территорий; упорядочить таможенные, торговые, пограничные, экономические отношения;

❏ раздел МБС, обозначающий субъекта управления региональным развитием бассейна, его отношений с субъектами государственного права, входящими в МБС, область юрисдикции, права и обязанности (Статус Администрации бассейна Селенги);

❏ проекты законов РФ и Монголии об особом режиме природопользования в бассейне Селенги и роли Администрации бассейна в его регулировании;

❏ проект закона РФ об экономическом и эколого-географическом статусе бассейна Селенги, развивающий и углубляющий положения МБС и, фактически, призванный законодательно закрепить стратегию природопользования в зоне особого режима природопользования и инструменты ее реализации;

❏ проект статуса международных траст-фондов: развития, страховых и экологических, позволяющих накапливать, защищать от инфляции и рационально использовать средства на реализацию стратегии природопользования и в целом стратегии развития бассейна р. Селенги, и рассматривающий юрисдикцию над ними Администрации.

Необходимо разработать международные нормативные документы (соглашения, декларации, протоколы), устанавливающие формы, средства и методы взаимосогласованной деятельности субъектов государственного права и, в частности, меры взаимного контроля (сдерживания и противовесов) в реализации единой стратегии природопользования, позволяющие снимать конфликтные ситуации не переводя их в антагонистическую форму. Этими правовыми документами национальные правительства могут, при необходимости, делегировать Администрации бассейна дополнительные полномочия, не оговоренные в МБС.

Потребуется также разработка норм, определяющих методы исчисления ущербов, квот на загрязнение, рент, платежей, налогов и льгот т.е. того экономического, фискального и административного инструментария, с помощью которого субъект управления развитием сможет действовать на свободных экономических субъектов, поощряя, принуждая и ограничивая их.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.005 с.)