Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы эволюции объекта: бассейн селенги как развивающаяся сверхсложная Система↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюция столь сложного – синтетического – объекта развития, как бассейн реки, должна быть исследована и описана в категориях: ❏ эволюции природных систем его составляющих, с оценкой возможного влияния и встраивания в них антропогенной составляющей; ❏ эволюционно- и экологоприемлемого развития, описывающего такую экономическую логику, которая не порождает неразрешимых противоречий между природной и социальной составляющими развития и не пересекает в отдаленной перспективе возможностей существования человека и обеспечивающих его существование природных условий; ❏ стратегии природопользования, описывающей такой путь, такие инструменты развития, которые способны обеспечить экологоприемлемое развитие и искомое качество природных систем. 5.2.1. Необходимо изучение специфики региона, как объекта развития. Предварительно, в порядке обзора, могут быть перечислены следующие факторы, каждый из которых значительно влияет на стратегию его освоения и развития: ❏ периферийность положения региона: затрудненный и опосредованный транспортный выход на побережье Тихого океана и в центральную часть Евразии; ❏ гористость, усугубляющая свойства периферийности и обостряющая ее эффект на локальном уровне; ❏ колоссальность расстояний и в целом пространства, охватываемого бассейном; ❏ полное отсутствие или предельная неразвитость современного производственного аппарата, способного обеспечивать конкурентоспособное производство, эффективной производственной и финансовой инфраструктуры; ориентация наличного производственного аппарата на сырьевое производство. Положительно здесь то, что в регионе пока нет сложившихся и набравших инерцию капиталов и сложных, весьма инерционных экономических структур, создающих в развитых странах непреодолимую инерцию развития; ❏ мощный минерально-сырьевой потенциал и высокая чувствительность природных систем к воздействию; ❏ подкомандность бассейну такого уникального природного объекта как Байкал. Этот фактор возлагает на регион дополнительные, весьма сложные, ответственные и дорогостоящие, требования по экологической безопасности развития и технологическому качеству производства; ❏ низкая заселенность региона, усугубляемая суровостью климата, минимумом мест для размещения населенных пунктов и наличием опасных геолого-географических явлений, свойственных для всех без исключения горных стран; ❏ дисперсность размещения и труднодоступность ресурсов живой природы, сложные условия для развития сельскохозяйственного производства, практически исключающие конкурентоспособность продуктов питания на внешнем рынке; недостаточная обеспеченность продуктами питания, дефицит которых должен покрываться ввозом извне. Все перечисленное будет сказываться на стоимости освоения новых сфер производства и преобразования уже имеющихся, что полностью отразится в цене получаемой в регионе продукции. Представляющиеся наиболее выигрышными сейчас сырьевые производства, если получат полное развитие, в перспективе поведут к экономическому истощению, стагнации и полному омертвлению всего региона. Понимание такой перспективы диктует некоторые основные идеи развития, изучение которых необходимо. (1) Осторожность в освоении и принятии решений. Диктует разработку и использование сверхдолгосрочных прогнозов, учитывающих взаимосвязь природных и экономических компонентов развития в промежутках времени, сравниваемых с длительностью сукцессионных процессов (150-600 лет). (2) Изучение синергических эффектов, возникающих на стыке различных направлений развития, производств, технологий, социальных процессов. Прослеживание этих эффектов в будущее (качественные генетические прогнозы). Использование синергических эффектов для получения новых преимуществ. (3) Тщательная фильтрация всех нововведений, привлекаемых к развитию бассейна Селенги. Представляющееся противоречие с концепцией свободного рынка здесь кажущееся. Проблема в том, что субъект развития должен иметь на вооружении адекватный правовой и экономический инструментарий, позволяющий так канализовать и поощрять деятельность экономических субъектов, чтобы экономическое давление совершало работу именно в искомых направлениях. Было бы безумием повторить снова те ошибки, которые были уже сделаны в мировой практике природопользования. В мировой практике необходимый инструментарий имеется и может быть изучен и применен. (4) Создание адаптивной системы управления природопользованием, способной усложняться, дифференцироваться и приспосабливаться в растущей, дифференцирующей и усложняющейся системе природопользования. Здесь необходимо пойти дальше, чем пошли в 1932 году США, формируя Администрацию долины реки Теннеси. Вполне вероятно, что рациональным окажется путь объявления бассейна Селенги открытой международной зоной "особого режима природопользования" и набольшего благоприятствования в развитии экологоприемлемых производств. (5) Разработка политики сохранения коренных народов (аборигенных этносов), опирающаяся, вероятно, на концепцию "зон этнического покоя" со специфическим режимом природопользования и правовым статусом, защищающим от любых вторжений со стороны. (6) Создание дисперсной системы освоения дисперсно размещенных ресурсов дикой живой природы. (7) Разработка схемы экологичной для зоны энергетической базы, опирающейся на мини-ГЭС, русловые и дериватные ГЭС, ветровые и биоэнергетические источники электроэнергии и тепла. (8) Разработка международно признанных, строгих эколого-экономических и геополитических критериев привлечения и поддержания зарубежных инвестиций. (9) Выделение и охрана участков природы с заповедным или регулируемым особыми правилами режимом природопользования, что потребует перспективной схемы и соответствующего законодательства. (10) Разработка схемы инвестиционной деятельности и политики гарантий и поддержки предпринимателей и капиталов, действующих в наиболее перспективных направлениях способами, отвечающими стратегии природопользования, принятой для региона.
5.2.2. Управление природопользованием в регионе, его развитие как системы в целом, должно опираться на разработанную и весьма разветвленную международную договорную и развитую национальную правовую базу, с одной стороны, и на систему мониторинга и контроля природопользования - с другой стороны. Можно предположить, что в качестве одного из результатов Программы НИР должны быть разработаны, научно аргументированы и предложены соответствующим органам власти и управления России, субъектов РФ, Монголии следующие проекты: ❏ рамочное Международное Бассейновое Соглашение по р. Селенге, развивающие его принципиальные положения национальные пакеты законов о бассейне в целом и соответствующие правовые акты тех субъектов государственного права, чьи территории входят в бассейн. Эти акты должны установить международный статус, принципы согласования интересов, систему управления развитием региона, его границы, области юрисдикции России и субъектов Федерации, Монголии и субъектов государственного права в ее составе над теми или иными категориями ресурсов и территорий; упорядочить таможенные, торговые, пограничные, экономические отношения; ❏ раздел МБС, обозначающий субъекта управления региональным развитием бассейна, его отношений с субъектами государственного права, входящими в МБС, область юрисдикции, права и обязанности (Статус Администрации бассейна Селенги); ❏ проекты законов РФ и Монголии об особом режиме природопользования в бассейне Селенги и роли Администрации бассейна в его регулировании; ❏ проект закона РФ об экономическом и эколого-географическом статусе бассейна Селенги, развивающий и углубляющий положения МБС и, фактически, призванный законодательно закрепить стратегию природопользования в зоне особого режима природопользования и инструменты ее реализации; ❏ проект статуса международных траст-фондов: развития, страховых и экологических, позволяющих накапливать, защищать от инфляции и рационально использовать средства на реализацию стратегии природопользования и в целом стратегии развития бассейна р. Селенги, и рассматривающий юрисдикцию над ними Администрации. Необходимо разработать международные нормативные документы (соглашения, декларации, протоколы), устанавливающие формы, средства и методы взаимосогласованной деятельности субъектов государственного права и, в частности, меры взаимного контроля (сдерживания и противовесов) в реализации единой стратегии природопользования, позволяющие снимать конфликтные ситуации не переводя их в антагонистическую форму. Этими правовыми документами национальные правительства могут, при необходимости, делегировать Администрации бассейна дополнительные полномочия, не оговоренные в МБС. Потребуется также разработка норм, определяющих методы исчисления ущербов, квот на загрязнение, рент, платежей, налогов и льгот т.е. того экономического, фискального и административного инструментария, с помощью которого субъект управления развитием сможет действовать на свободных экономических субъектов, поощряя, принуждая и ограничивая их.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.206.246 (0.008 с.) |