Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы эволюции объекта: бассейн селенги как развивающаяся сверхсложная СистемаСодержание книги
Поиск на нашем сайте Эволюция столь сложного – синтетического – объекта развития, как бассейн реки, должна быть исследована и описана в категориях: ❏ эволюции природных систем его составляющих, с оценкой возможного влияния и встраивания в них антропогенной составляющей; ❏ эволюционно- и экологоприемлемого развития, описывающего такую экономическую логику, которая не порождает неразрешимых противоречий между природной и социальной составляющими развития и не пересекает в отдаленной перспективе возможностей существования человека и обеспечивающих его существование природных условий; ❏ стратегии природопользования, описывающей такой путь, такие инструменты развития, которые способны обеспечить экологоприемлемое развитие и искомое качество природных систем. 5.2.1. Необходимо изучение специфики региона, как объекта развития. Предварительно, в порядке обзора, могут быть перечислены следующие факторы, каждый из которых значительно влияет на стратегию его освоения и развития: ❏ периферийность положения региона: затрудненный и опосредованный транспортный выход на побережье Тихого океана и в центральную часть Евразии; ❏ гористость, усугубляющая свойства периферийности и обостряющая ее эффект на локальном уровне; ❏ колоссальность расстояний и в целом пространства, охватываемого бассейном; ❏ полное отсутствие или предельная неразвитость современного производственного аппарата, способного обеспечивать конкурентоспособное производство, эффективной производственной и финансовой инфраструктуры; ориентация наличного производственного аппарата на сырьевое производство. Положительно здесь то, что в регионе пока нет сложившихся и набравших инерцию капиталов и сложных, весьма инерционных экономических структур, создающих в развитых странах непреодолимую инерцию развития; ❏ мощный минерально-сырьевой потенциал и высокая чувствительность природных систем к воздействию; ❏ подкомандность бассейну такого уникального природного объекта как Байкал. Этот фактор возлагает на регион дополнительные, весьма сложные, ответственные и дорогостоящие, требования по экологической безопасности развития и технологическому качеству производства; ❏ низкая заселенность региона, усугубляемая суровостью климата, минимумом мест для размещения населенных пунктов и наличием опасных геолого-географических явлений, свойственных для всех без исключения горных стран; ❏ дисперсность размещения и труднодоступность ресурсов живой природы, сложные условия для развития сельскохозяйственного производства, практически исключающие конкурентоспособность продуктов питания на внешнем рынке; недостаточная обеспеченность продуктами питания, дефицит которых должен покрываться ввозом извне. Все перечисленное будет сказываться на стоимости освоения новых сфер производства и преобразования уже имеющихся, что полностью отразится в цене получаемой в регионе продукции. Представляющиеся наиболее выигрышными сейчас сырьевые производства, если получат полное развитие, в перспективе поведут к экономическому истощению, стагнации и полному омертвлению всего региона. Понимание такой перспективы диктует некоторые основные идеи развития, изучение которых необходимо. (1) Осторожность в освоении и принятии решений. Диктует разработку и использование сверхдолгосрочных прогнозов, учитывающих взаимосвязь природных и экономических компонентов развития в промежутках времени, сравниваемых с длительностью сукцессионных процессов (150-600 лет). (2) Изучение синергических эффектов, возникающих на стыке различных направлений развития, производств, технологий, социальных процессов. Прослеживание этих эффектов в будущее (качественные генетические прогнозы). Использование синергических эффектов для получения новых преимуществ. (3) Тщательная фильтрация всех нововведений, привлекаемых к развитию бассейна Селенги. Представляющееся противоречие с концепцией свободного рынка здесь кажущееся. Проблема в том, что субъект развития должен иметь на вооружении адекватный правовой и экономический инструментарий, позволяющий так канализовать и поощрять деятельность экономических субъектов, чтобы экономическое давление совершало работу именно в искомых направлениях. Было бы безумием повторить снова те ошибки, которые были уже сделаны в мировой практике природопользования. В мировой практике необходимый инструментарий имеется и может быть изучен и применен. (4) Создание адаптивной системы управления природопользованием, способной усложняться, дифференцироваться и приспосабливаться в растущей, дифференцирующей и усложняющейся системе природопользования. Здесь необходимо пойти дальше, чем пошли в 1932 году США, формируя Администрацию долины реки Теннеси. Вполне вероятно, что рациональным окажется путь объявления бассейна Селенги открытой международной зоной "особого режима природопользования" и набольшего благоприятствования в развитии экологоприемлемых производств. (5) Разработка политики сохранения коренных народов (аборигенных этносов), опирающаяся, вероятно, на концепцию "зон этнического покоя" со специфическим режимом природопользования и правовым статусом, защищающим от любых вторжений со стороны. (6) Создание дисперсной системы освоения дисперсно размещенных ресурсов дикой живой природы. (7) Разработка схемы экологичной для зоны энергетической базы, опирающейся на мини-ГЭС, русловые и дериватные ГЭС, ветровые и биоэнергетические источники электроэнергии и тепла. (8) Разработка международно признанных, строгих эколого-экономических и геополитических критериев привлечения и поддержания зарубежных инвестиций. (9) Выделение и охрана участков природы с заповедным или регулируемым особыми правилами режимом природопользования, что потребует перспективной схемы и соответствующего законодательства. (10) Разработка схемы инвестиционной деятельности и политики гарантий и поддержки предпринимателей и капиталов, действующих в наиболее перспективных направлениях способами, отвечающими стратегии природопользования, принятой для региона.
5.2.2. Управление природопользованием в регионе, его развитие как системы в целом, должно опираться на разработанную и весьма разветвленную международную договорную и развитую национальную правовую базу, с одной стороны, и на систему мониторинга и контроля природопользования - с другой стороны. Можно предположить, что в качестве одного из результатов Программы НИР должны быть разработаны, научно аргументированы и предложены соответствующим органам власти и управления России, субъектов РФ, Монголии следующие проекты: ❏ рамочное Международное Бассейновое Соглашение по р. Селенге, развивающие его принципиальные положения национальные пакеты законов о бассейне в целом и соответствующие правовые акты тех субъектов государственного права, чьи территории входят в бассейн. Эти акты должны установить международный статус, принципы согласования интересов, систему управления развитием региона, его границы, области юрисдикции России и субъектов Федерации, Монголии и субъектов государственного права в ее составе над теми или иными категориями ресурсов и территорий; упорядочить таможенные, торговые, пограничные, экономические отношения; ❏ раздел МБС, обозначающий субъекта управления региональным развитием бассейна, его отношений с субъектами государственного права, входящими в МБС, область юрисдикции, права и обязанности (Статус Администрации бассейна Селенги); ❏ проекты законов РФ и Монголии об особом режиме природопользования в бассейне Селенги и роли Администрации бассейна в его регулировании; ❏ проект закона РФ об экономическом и эколого-географическом статусе бассейна Селенги, развивающий и углубляющий положения МБС и, фактически, призванный законодательно закрепить стратегию природопользования в зоне особого режима природопользования и инструменты ее реализации; ❏ проект статуса международных траст-фондов: развития, страховых и экологических, позволяющих накапливать, защищать от инфляции и рационально использовать средства на реализацию стратегии природопользования и в целом стратегии развития бассейна р. Селенги, и рассматривающий юрисдикцию над ними Администрации. Необходимо разработать международные нормативные документы (соглашения, декларации, протоколы), устанавливающие формы, средства и методы взаимосогласованной деятельности субъектов государственного права и, в частности, меры взаимного контроля (сдерживания и противовесов) в реализации единой стратегии природопользования, позволяющие снимать конфликтные ситуации не переводя их в антагонистическую форму. Этими правовыми документами национальные правительства могут, при необходимости, делегировать Администрации бассейна дополнительные полномочия, не оговоренные в МБС. Потребуется также разработка норм, определяющих методы исчисления ущербов, квот на загрязнение, рент, платежей, налогов и льгот т.е. того экономического, фискального и административного инструментария, с помощью которого субъект управления развитием сможет действовать на свободных экономических субъектов, поощряя, принуждая и ограничивая их.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |