Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные центры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свободные экономические зоны в мировой экономике, их функции и классификация. Оффшорные центры.



СЭЗ - часть территории страны, на кот. товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами нац. таможен. территории и поэтому не подвергаются обычному таможен. контролю и налогообложению.

Экономические функции:

- более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

- привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;

- увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

 

Социальные функции:

- комплексное развитие отсталых регионов;

- увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

- обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

- насыщение национального рынка высококачественными товарами.

 

Научно-технические функции:

- использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

- приобщение к новым формам управленческого труда;

- привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

- повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Виды СЭЗ: 1. зоны беспошлин. торговли;2. экспортные промышл зоны; 3. зоны развития новых и высоких технологий (технополисы, технопарки);4. спец. экономич. зоны (экологические зоны, туристские зоны); 5. комплексные, многоотраслевые свобод. зоны.

Чаще всего основой для классификации СЭЗ служат четыре главных критерия: 1) характер деятельности и функциональное предназначение; 2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику; 3) отраслевой признак; 4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

ОФФШОРНЫЕ ЦЕНТРЫ - небольшие государства, специализирующиеся на привлечении иностранных капиталов с использованием существенных налоговых льгот. Некоторые из них получили негласный статус «налоговых убежищ». Экономический смысл создания центров - извлечение больших прибылей за счет использования привлеченных в страну иностранных инвестиций, развития доходного бизнеса.

Билет 35.

Опыт функционирования свободных экономических зон в России.

В Рос. существуют несколько основных проблем, связанных с развитием и функционированием СЭЗ.

1.Вообще, Конституция РФ запрещает образование таможенных границ внутри территории страны. Одно это обстоятельство ставит под сомнение правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

2. Отсутствие четких целей создания зон. Руководитель регионов видят сиюминутную привлекат. зону- перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут избавиться от проблем,решить кот. они сами не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, безработицы, экологич. проблем и т.д. При этом не думают, кто же придет в такую зону со своим капиталом?

3. Все претенденты на созд-е СЭЗ стремятся взять под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая, что для нормально обустройства (по зарубежному опыту) 1 квадратного км экспортопроизводящей зоны требуется от 10 до 40 млн. $ в зависимости от типа СЭЗ.

Вот почему большинство действующих в мире СЭЗ ограничены пределами предприятия, в исключит. случаях небольшого города или района.

Кроме перечислен. причин есть и другие, но эти являются основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

В рез-те из 18 формально учрежденных в России СЭЗ «работающими» можно назвать зону в Калининградской обл. и с большими натяжками в Находке.

Билет 36.

Иностранные капиталовложения в России в конце XIX-начале XX веков и их роль в экономическом развитии страны. Современные проблемы и значение привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации.

1. В наследство от СССР Россия получила острую нехватку продовольствия, других предметов первой необходимости, падение сельскохозяйственного и промышленного производства, полное исчерпание золото - валютных резервов. Не только для закупки недостающих товаров, но даже для приема гуманитарной и технической помощи, которую западные страны начали оказывать еще Советскому Союзу, потребовалось привлечь внешние кредиты.

Условием получения кредитов, в свою очередь, стало решение еще более крупной и долгосрочной проблемы - урегулирования внешнего долга Советского Союза. К концу 1991 г. он составлял огромную сумму - около 65 млрд. долл. Осенью 1991 г. бывшие союзные республики взяли на себя солидарную (общую и раздельную) ответственность перед западными кредиторами за внешний долг СССР, разделив его по выработанной формуле (доля России - 61%). Но большинство из них, оказавшись неплатежеспособными. так и не приступили к выполнению своих обязательств. Чтобы не лишиться возможности получения новых кредитов, Россия по общей договоренности взяла на себя ответственность за все 100% внешнего долга СССР Позже к нему прибавились выявившиеся внешнеторговые долги бывшим партнерам по СЭВ в Восточной Европе (29 млрд. долл.) и некоторым другим странам.

Потребности России во внешних ресурсах усиливались в связи с особенностями ее экономического развития в ходе реформ. Одной из них стала острая необходимость в капиталовложениях для осуществления конверсии гипертрофированной военной промышленности - основы всей бывшей советской промышленной структуры. реструктуризации огромной, но неэффективной угольной промышленности, обновления оборудования, устаревшего практически во всех отраслях экономики, создания целого ряда отсутствовавших отраслей гражданского назначения. За годы реформ капиталовложения не только не выросли, но из-за отсутствия средств сократились еще больше, чем ВВП.

 

2.

Среди наиболее важных для предпринимателей и инвесторов негативных изменений по вмешательству государства в экономику выделяются следующие:

• возросшая активность прокуратуры, налоговой полиции, ОМОНа и других силовых структур по вмешательству в хозяйственные споры на стороне одной из конфликтующих сторон или с предъявлением необоснованных претензий от лица государства;

• создание новых и сохранение старых неравных условий конкуренции, зависящих от решений исполнительных органов власти.

Обе тенденции свидетельствуют о росте административных барьеров на пути предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Мировое хозяйство в целом и отдельные страны не могут эффективно функционировать без перелива капитала и его эффективного использования это является необходимостью и одной из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений. Привлечение иностранного капитала в Россию относиться к стратегическим задачам развития российской экономики.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

1. Ускорение экономического и технического прогресса;

2. Обновление и модернизация производственного аппарата;

3. Овладение передовыми методами организации производства;

4. Обеспечение занятости, подготовки кадров отвечающих требованиям рыночной экономики;

Билет 37.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.008 с.)