Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выработка интонационно- мелодической стороны речи⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Учитывая особенности и возможности детей с гиперкинезами, приходится отказаться от использования некоторых конкретных методических приемов, в частности физминутки, работы учеников у доски, с наборным полотном, с буквенными и слоговыми кассами. В ряде случаев используются специальные и индивидуально подобранные методы и приемы обучения: утяжеленные ручки для письма, использование компьютеров, магнитных досок и т.д. Для мозжечковой дизартрии характерна асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией и затуханием голоса к концу фразы. Отмечается трудность воспроизведения и удержания артикуляционных укладов. В фонетическом отношении страдает произношение тех звуков, для которых требуются достаточная четкость и дифференцированность артикуляционных движений (переднеязычные) Особенности коррекционно- логопедической работы при мозжечковой форме дизартрии Мозжечковая дизартрия (атактическая) наблюдается при атонически- астатической форме церебрального паралича. Основными разделами логопедической работы являются: выработка синхронности артикуляции, дыхания и фонации; развитие соразмерности и точности артикуляционных движений; усиление проприоцептивных ощущений и развитие речевого праксиса; речевая игротерапия, логоритмика, пение. Учитывая все особенности нарушения при мозжечковой форме дизартрии можно выделить несколько основных этапов логопедической работы: 1. Формирование правильного дыхания: - дать ощущение движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц живота с целью формирования навыка речевого нижнеребернодиафрагмального или груднобрюшного типа дыхания с тренировкой удлиненного выдоха; - отработка диафрагмального дыхания без речевого сопровождения; - сопровождение выдоха длительным звуком с интонацией удовольствия и неудовольствия А______И_______У; 2. Работа над голосом: - развитие силы голоса; от громкого произношения к среднему, тихому и наоборот (с использованием сказок, порядкового счета...); умение варьировать высоту голоса (в играх- драмматизациях); 3. Развитие тембра голоса: - подбором соответствующей позы и успокающего массажа снять напряжение в мышцах шеи и гортани;
- отработка ровного, устойчивого, гибкого голоса и уверенного звучания любой высоты; при этом используется повышение и понижение голоса на сонорных согласных М,Н с паузами и без пауз; 5. Работа по развитию интонации: - отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы; - отработка интонации при помощи логических ударений, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи (при этом широко используются элементы драматизации и диалог).
Основные задачи по коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией: 1) развитие моторики артикуляционного аппарата; 2) формирование навыков правильного произношения и различения звуков; 3) преодоление затруднений, связанных с произношением слов со сложной слоговой структурой. Работу над произношением традиционно начинают с подготовительного этапа, который включает в себя: · массаж · пассивную, пассивно- активную, активную артикуляционную гимнастику, · дыхательные и голосовые упражнения; · формирование фонематических представлений. Логопедический массаж нормализует мышечный тонус, ослабляет гиперкинезы, нормализует речевое дыхание. Выбор приемов логопедического массажа проводится дифференцированно, в зависимости от состояния и тонуса речевой мускулатуры. (рассказать отличие массажа) При дизартрии наряду с сегментарным ручным массажем может быть использован и пальцевой точечный массаж (для ослабления гиперкинезов - - перекрестный точечный массаж К.А. Семеновой). · У детей с тяжелой степенью дизартрии работу над речевой моторикой начинают с использования непроизвольных движений: зевание, жевание, глотание, покашливание. Работа над развитием подвижности языка у детей с тяжелыми нарушениями артикуляции начинается с непроизвольного рефлекторного уровня: 1) для сокращения языка нужно положить кусочек сладкого на кончик языка или дотронуться до кончика языка шпателем; 2) для выработки движений языка в сторону положить кусочек сахара между щекой и зубами; 3) для выдвижения языка вперед к губам ребенка протягивают конфету или нижнюю губу намазывают вареньем.
Стимуляция мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений путем раздражения корня языка шпателем. Закрепление осуществляется произвольным покашливанием. Для активизации движений мягкого нёба обучают произвольному глотанию: логопед из пипетки капает на корневую часть языка капли воды, стимулируя кашлеподобные движения, зевания. Пассивной гимнастикой называется такая ее форма, когда ребенок производит движение только при помощи механического воздействия – под нажимом руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя. Упражнения для нижней челюсти: 1) с механической помощью: движения нижней челюсти вправо – влево, вверх – вниз (логопед держит ребенка за подбородок). Все движения выполняются перед зеркалом; 2) открывание рта через рефлекторное зевание. Облегченный прием – открыть рот в положении слегка запрокинутой головы; закрыть – в положении наклона головы; 3) активные движения: открывание и закрывание рта, щелканье зубами, удержание рта открытым под счет. Упражнения для губ: 1) удержание губами различных предметов (например, пластмассовых трубочек) с постепенным уменьшением диаметра предмета; 2) вытягивание губ «хоботком» – растягивание губ при сжатых челюстях (сначала с механической помощью); 3) вытягивание губ – растягивание в улыбку при раскрытых челюстях; 4) вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу); 5) втягивание губ внутрь рта с плотным прижатием к губам; 6) прикусывание нижней губы верхними губами; 7) вытягивание верхней губы за нижнюю; 8) вращательные движения губ, вытянутых «хоботком». Упражнения для языка: 1) движения языка вперед – назад производят захватыванием кончика языка через стерильную салфетку; 2) прикусывание кончика языка; 3) движения языка вправо – влево (выполнять сначала с механической помощью); 4) поднятие языка за верхние зубы (язык продвигается между губами, ребенок причмокивает губами и языком, губы отодвигаются логопедом, язык шпателем отодвигается внутрь - получается прищелкивание языка у альвеол верхних зубов); 5) присасывания языка к нёбу, которые вырабатываются сначала при закрытом рте. Затем логопед опускает нижнюю челюсть ребенка. Отрабатываются произвольные мимические движения (хмурить брови, надувать щеки, улыбаться). Параллельно с развитием подвижности артикуляционной мускулатуры на подготовительном этапе идет активная работа над коррекцией дыхания, голоса, формированием фонематических представлений. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально. Вызывается «аналог» звука Приближенное произношение звука является для ребенка с дизартрией определенной ступенью на пути к овладению нормативной артикуляцией. Овладение аналогом звука достаточно для того, чтобы ребенок мог оперировать им во время работы по развитию фонематических представлений и навыков звукового анализа. Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются: · значительно более длительные сроки работы над каждый звуком; · необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам; · опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);
· соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Г.В. Чиркина указывает, что последовательность работы над звуками определяется следующими факторами: · степенью доступности звуков для произношения и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим; · артикуляционной и акустической близостью звуков; · возможностью подбора речевого материала, включающего звуки. Степень доступности звуков зависит не только от легкости артикуляции, но и от возможности зрительного восприятия отдельных элементов артикуляции и наличия «орального образа звука». Звуками, имеющими видимую артикуляцию, считаются следующие: а, о, у, э, и, п, б, м, ф, в, ш, ж, л, с, т, к (по степени уменьшения видимых элементов артикуляции). Среди согласных взрывные согласные усваиваются легче, чем фрикативные. Среди взрывных самый легкий звук – [п]. Среди фрикативных самые легкие звуки – [ф], [в], [х]. Коррекция звукопроизношения при дизартрии обычно сочетается с работой над совершенствованием интонационной выразительности речи (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.011 с.) |