Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обследование фонематических процессов
Фонематическое восприятие может страдать в совокупности с дефектами звукопроизношения, а так же самостоятельно при сохранности остальных сторон речи. При обследовании звукопроизношения необходимо проверить его состояние, так как недоразвитие фонематического восприятия может быть причиной дисграфии и дислексии. При обследовании ребенку предлагается поднять руку, хлопнуть в ладоши, если он услышит заранее оговоренный звук, слог в ряду слогов. Можно также предложить ребенку написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги. Предлагают отраженно проговорить ряды прямых слогов, с оппозиционными согласными, которые ребенок умеет правильно произносить, но обязательно учитывается противопоставление по признакам: · звонкость – глухость «П» «Б»; · мягкость – твердость; · место образования «Б» «Д»; · способ образования «С» «Ш». Детям в возрасте младше 5- 5,5 лет предлагается прослушать и воспроизвести два слога, старше 5,5 - три. Обследование проводиться в форме игры, ребенок не должен видеть артикуляцию логопеда. (Экран) Задание предъявляется в замедленном темпе, несколько раз, при этом необходимо менять последовательность слогов. Ребенок должен повторить в точном соответствии с образцом, в случае затруднения количество слогов уменьшается. Можно также использовать и другие приемы, при этом необходимо так же учитывать те же признаки противопоставления: - разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых отличаются друг от друга оппозиционными согласными, например: крыша – крыса, бочки – почки, лак – рак. Логопед называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку; - попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему слова, отличающиеся одним звуком, например: кит – кот – ком или сом – сок – сук, жук – сук – лук, том – дом – ком – лом- сом, мишка – миска, коза – коса, лужа – лыжи, день – тень – тень. Проверять можно разными способами: предложить ребенку объяснить, например, что такое «лужа», что такое «лыжи» и т.д. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия ребенка, но и его внимание, а также слуховую память. При заполнении речевой карты отмечаются все пары, которые ребенок различает недостаточно четко.
У детей предшкольного возраста необходимо проверить состояние фонематического анализа. Ребенку предлагают задания на определение наличия или отсутствия заданного звука в слове. Предлагают классифицировать картинки по наличию в названиях заданного звука. В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи. Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий: несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.); 2- 3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием; серию последовательных картинок; несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т. п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков; наборное полотно; кассу с буквами; 2- 3 различных букваря; книги для чтения I, II, III классов, такие, как «Маленькие рассказы» Л. Н. Толстого, иллюстрированные сказки; несколько игр типа лото, домино. Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т. п. При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование. При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например: Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).
Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте основные принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения? 2. Какие формы выявления нарушения звукопроизношения вы знаете? Каковы цели фронтального и индивидуального обследования? 3. Почему при обследовании произношения необходимо обращать внимание на состояние артикуляционного аппарата? Объясните, какие звуки и почему могут нарушаться при аномалии подъязычной складки, зубного ряда, прикуса, неба? 4. Какова система выявление нарушений звукопроизношения у детей? Какие фонетические группы необходимо обследовать? Какова система выявления особенностей произношения каждого из выявляемых звуков? 5. Методика проведения обследования звукопроизношения: в какой последовательности проводится обследование звуков, какие приемы используются при обследовании лиц разного возраста, какой материал подбирается для обследования, как проводится фиксация результатов обследования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.) |