Проектирование лизинговой сделки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование лизинговой сделки



Амортизационная политика участников лизинга.

Одним из основных вопросов проведения лизинговых опера­ций является амортизация оборудования, сдаваемого в лизинг.

Амортизация, напомним, это постепенное возвращение сто­имости основных фондов, в т. ч. и оборудования, которое осу­ществляется путем регулярно проводимых амортизационных отчислений. Данные отчисления формируют амортизационный фонд. Этот фонд, в свою очередь, используется для восстановле­ния основного капитала.

Комплекс вопросов начисления амортизации составляет амортизационную политику, проводимую участниками лизин­говой сделки, т.к. все, что связано с амортизацией оборудова­ния, сдаваемого в лизинг, непосредственно зависит от сроков лизинга, графиков платежей, регулирования выкупа оборудова­ния по остаточной стоимости, системы учета лизингуемого имущества, льгот для инвесторов, лизингодателей и лизинго­получателей.

После второй мировой войны почти во всех развитых стра­нах была введена ускоренная амортизация (accelerated depreciation). При ускоренной амортизации лизингополучатели возвращают лизингодателю основную часть произведенных им капиталовложений, т. е. стоимость оборудования, в первые годы эксплуатации этого оборудования.

Более быстрое накопление амортизационного фонда приво­дит к более быстрому восстановлению, обновлению и модерни­зации используемого оборудования, а также позволяет в первые годы эксплуатации оборудования учитывать в издержках производства большую часть его стоимости и тем самым суще­ственно занижать величину налогооблагаемой прибыли.

Как показал мировой опыт, использование амортизацион­ных льгот при лизинге оборудования оказалось экономически выгодно для всех участников лизинговых сделок. Ускоренная налоговая амортизация основного капитала позволяет под видом износа оборудования освобождать от налога часть валовой прибыли до того, как средства производства действительно износятся. Таким образом, предоставляется право возмещать из прибыли авансируемые на капиталовложения суммы до момента полной экономической амортизации средств производства.

В значительном числе стран, в т. ч. в США, Великобритании, Швеции, Швейцарии, Ирландии и др., возможность несовпаде­ния налоговой и экономической амортизации узаконена. В этих странах компании в расчетах с налоговыми органами имеют право указывать сроки списания и суммы амортизации совер­шенно отличные от тех, которые фигурируют в их балансовой или публикуемой отчетности. Методы списания могут также не совпадать. Таким образом, освобождение от налога приближа­ется по времени к вложению средств.

Ускоренная амортизация была введена в ФРГ в 1948 году, во Франции — в 1960 году. В 1966 году в странах Западной Европы установлена свободная амортизация оборудования, т. е. в первый год использования оборудования предоставлялась возможность амортизировать до 100 процентов его стоимости.

Нормативно устанавливаемые сроки амортизации постоянно сокращались. Например, в США в 1942 году средний срок службы оборудования в обрабатывающей промышленности составлял 19 лет, а в 1962 году был сокращен до 13 лет, в 1972 — до 10 лет. К концу 80-х годов срок амортизационных списаний по основным фондам в США составлял: по зданиям — до 10 лет; по оборудованию — до 5 лет; по транспортным средствам — до 3 лет.

В конце 80-х годов.льготное амортизационное списание оборудования позволило снизить налогооблагаемую прибыль: в Италии — почти на 16 процентов; в ФРГ и Франции — на 10-11 процентов; в Японии, Великобритании, Швейцарии и США — на 5,5-8 процентов.

Амортизационное законодательство Италии предусматрива­ет такую ускоренную амортизацию нового оборудования, при которой в первые три года списывается 75 процентов стоимости оборудования. В Японии нормативно определена ускоренная амортизация для очистного оборудования, экологически чистого оборудования, оборудования по переработке отходов. В первый год разрешается списывать от 33,3 до 50 процентов стоимости различных видов этого оборудования.

Амортизационная политика лизинговых компаний в сделках с участием российской стороны в течение последних пяти лет строилась на нормативных актах по вопросам амортизации, которые претерпели за это время существенные изменения.

В конце 1990 года вышло в свет Положение о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве (утверждено Госпланом СССР, Мин­фином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госком­статом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 года №ВГ-21-Д/144/17-24/4-73). В соответствии с этим документом (ст. 29) предприятиям было предоставлено право применять метод ускоренной амортизации в отношении основных фондов, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, расширения экспорта продукции. Это возможно в случаях, когда ими осуществлялась массовая замена изношен­ной и морально устаревшей техники новой, более производи­тельной при согласовании этого вопроса с Госпланом СССР или госпланами (министерствами экономики) союзных респуб­лик.

При введении ускоренной амортизации (ст. 30) предприятиям предписывалось применять равномерный (линейный) метод ее начисления. При этом утвержденная в установленном порядке (по соответствующему инвентарному объекту или их группе) норма годовых амортизационных отчислений на полное восстановление увеличивалась, но не более чем в два раза.

Метод исчисления ускоренной амортизации (ст. 31) не распространялся на следующие виды машин, оборудования и транспортных средств:

· машины, оборудование и транспортные средства с норма­тивным сроком службы до 3 лет;

· отдельные виды оборудования самолетно-моторного парка Аэрофлота;

· подвижной состав автомобильного транспорта (отдельные виды);

· уникальная техника и оборудование.

Малые предприятия в соответствии со ст. 34 могли наряду с применением ускоренного метода амортизации для стимулиро­вания обновления машин и оборудования в первый год эксплуа­тации списывать дополнительно как амортизационные отчис­ления до 20 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет.

Таким образом, при начислении амортизации по приобре­тенному оборудованию.предприятия могли использовать механизм ускоренной амортизации. Однако Положение предос­тавляйте возможность применения порядка ускоренной до двух раз амортизации на основе разрешительной процедуры. Для большинства лизинговых проектов это означало необходимость обращаться в органы государственного управления, т. к. срок лизинга был намного меньше нормативного срока службы оборудования.

С 1992 года вследствие проведения на многих предприятиях приватизации имущества, а также в связи с получившими развитие инфляционными процессами начался период ежегод­ной переоценки основных фондов по состоянию сначала на 1 января 1994 года, а затем на 1 января 1995 и 1996 годов. При этом Правительство Российской Федерации по-прежнему поощряло активную инвестиционную политику предприятий путем предоставления права применения льготного механизма ускоренной амортизации.

Так, в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года №967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" и приложении к этому постановлению предусматривалось, что в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и обору­дования предприятиям и организациям предоставляется право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов.

Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

При введении ускоренной амортизации используется рав­номерный (линейный) метод ее исчисления, при котором утвер­жденная в установленном порядке норма годовых амортизаци­онных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.

В соответствии со ст. 10 Закона "О государственной поддер­жке малого предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствую­щих видов основных фондов.

Наряду с использованием механизма ускоренной амортиза­ции субъекты малого предпринимательства могут списывать Дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстанов­лению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия.

Необходимость применения механизма ускоренной аморти­зации в большем размере согласовывается с финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

Амортизация начинает начисляться на оборудование после того, как оно зачислено на баланс.

Однако стала очевидной и другая экономическая тенденция, наметившаяся на многих предприятиях в различных отраслях промышленности, строительства, транспорта, связи. Связанный с инфляцией рост стоимости основных фондов резко увеличил себестоимость выпускаемой продукции. Зачастую предприятия не могли списывать в затраты амортизацию по нормам и в объеме, соответствующем новой стоимости оборудования с учетом переоценочных коэффициентов, т. к. продукция стано­вилась убыточной.

Поэтому постановление Правительства Российской Федера­ции "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" (п. 4) давало предприятиям и организациям всех форм собственности право применять начиная с 1 июля 1994 года понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятий и организаций после переоценки основных фондов существенно ухудшаются.

Такой порядок применения понижающих коэффициентов к амортизационным отчислениям действует и в настоящее время. Однако следует иметь в виду, что этот механизм можно исполь­зовать только по оборудованию, которое было зачислено на баланс предприятия и прошло переоценку основных фондов по соответствующим коэффициентам, утвержденным постановле­нием Правительства.

По новому для предприятия оборудованию (а по операции лизинга именно оно зачисляется на баланс предприятия) пони­жающий коэффициент до 0,5 не может применяться до тех пор, пока это оборудование не переоценено на самом предприятии (под новым в данном случае понимается оборудование только что зачисленное на баланс, хотя оно может быть и "second hand", т. е. бывшее в употреблении).

Неоднозначно трактуется вопрос возможности применения этого понижающего коэффициента при переоценке имущества по рыночным ценам.

Имеется в виду следующее. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1148 "О переоценке основных фондов" (с изм. и доп. от 12 апреля, 13 августа 1996 года) организациям предоставляется право осуществлять переоценку основных фондов путем прямого пересчета их балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января 1996 года на соответствующие виды основных фондов и подтвержденным документами и экспертными заключениями о рыночной стоимости указанных фондов (п. 4).

Рыночная стоимость основных фондов может вести себя по отношению к балансовой стоимости имущества, лизинговой контрактной стоимости оборудования по-разному. Как, к примеру, поступить, если рыночная оценка стоимости имуще­ства выросла, но не пропорционально быстро по сравнению с переоценочными коэффициентами? По-видимому, в этой ситуа­ции применять понижающий коэффициент 0,5 не следует.

В информации, приведенной в "Финансовых известиях", говорится, что в связи с тяжелым финан­сово-экономическим положением предприятий механизм уско­ренной амортизации не нашел широкого применения в промышленности. Так, если в металлургии этим механизмом в 1995 году пользовались около 12 процентов, то в машино­строении всего семь предприятий, а в оборонном комплексе только одно. В отраслях транспорта, связи, строительного комплекса, пищевой промышленности ускоренная амортизация не применялась вообще. По сведениям Минфина Российской Федерации, у большинства предприятий, которые решили пользоваться этим механизмом, резко ухудшились финансово-экономические показатели. Часто амортизационные средства направлялись на самые различные цели, включая выплату заработной платы работникам. Некоторые предприятия ис­пользуют амортизацию в качестве фонда потребления, превра­щая ее в не облагаемые налогом доходы. В 1995 году при объеме капитальных вложений в 250 трлн. руб. начислено примерно 165 трлн. руб. амортизационных отчислений. Из этой суммы на капитальные вложения, по оценке специалистов Минэкономики РФ, было направлено не больше 50-60 процентов.

Отвлечение от финансирования капитальных вложений около 60 трлн. руб. в значительной мере обусловливает инвестиционный кризис в стране, усугубляет старение производ­ственного потенциала, степень износа которого достигла 40 процентов.

Впредь до стабилизации экономики ускоренная; амортизация будет применяться только отдельными предприя­тиями, которым экономическая ситуация на рынке позволяет поднимать потолок цен на выпускаемую продукцию. Нецелевое использование амортизации во многих случаях означает искус­ственную поддержку неэффективных производств.

С одной стороны, обычные методы амортизации дадут большие начисления налога на прибыль к уплате предприятием, а с другой — ускоренные методы амортизации искусственно занизят прибыль и введут в заблуждение инвесторов, кредиторов и других пользователей.

Кроме того, явное недоиспользование предприятиями меха­низма ускоренной амортизации объясняется незначительностью размера получаемой при этом льготы по налогу на прибыль по сравнению с издержками инфляции и издержками получения этой льготы в связи с обращением в государственные органы за разрешением. Речь должна идти о радикальном увеличении ставок амортизационных отчислений (до 50-100 процентов в год).

В рекомендациях Рабочего центра экономических реформ при Правительстве отмечено, что цель государственного (налогового) регулирования амортизационной политики пред­приятий состоит не в насильственном принуждении предприя­тий к дальнейшим инвестициям в основной капитал под угрозой налогообложения, а в гарантиях свободного от налогов возвра­та средств, затраченных ранее для приобретения основных фондов.

Получение права на применение методов ускоренной амор­тизации служит поощрением предприятий в связи с осуществ­ленными капиталовложениями и не должно ограничивать их в направлениях использования возвращенных средств (в т.ч. в связи с применением ускоренной амортизации) в ходе дальней­шей деятельности.

Правительство было намерено рассмотреть возможность включения в список вариантов амортизационной политики (в т. ч. для исчисления налога на прибыль) метод уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метод суммы лет и специальной первоначальной амортизаци­онной скидки, т. е. методов, распространенных в ряде западных стран. В то же время для предприятии, применяющих ускорен­ные методы для налоговых целей, имелось в виду разрешить переход в любой момент к начислению амортизации на основе прямолинейного списания. Для этого было принято решение нормы прямолинейной амортизации предельно упростить и одновременно увеличить, причем для всех видов основных средств.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685 "Об основных направлениях налого­вой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" с 1 января 1997 года изменяется состав амортизируемого имущества. К нему будет относиться имущество стоимостью более 100 минимальных зарплат со сроком службы свыше одного года (кроме финансо­вых активов, участков земли, недр и лесов).

Все амортизируемое имущество подразделяется на четыре крупные категории:

1) здания и сооружения и их части (норма амортизации соответственно — 20 лет);

2) легковой и легкий грузовой автотранспорт, конторское оборудование и мебель, компьютерная техника, информацион­ные системы и системы обработки данных (25 процентов — 4 года);

3) технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование и материальные активы, не включенные во вторую группу (15 процентов — 6 лет и 8 месяцев);

4) нематериальные активы. Для малых предприятий и инди­видуальных предпринимателей нормы амортизации выше: по первой группе — 6 процентов, по второй — 30 процентов, по третьей категории — 18 процентов.

Амортизация нематериальных активов будет осуществляться, как и сейчас, равными долями в течение срока их существова­ния, а если этот срок определить невозможно — в течение 10 лет.

Если в отношении имущества, отнесенного к первой и четвертой категориям, механизм амортизации не изменяется (она рассчитывается по каждому объекту отдельно), то в отношении иных групп расчет ведется по группе в целом.

В то же время ряд инициаторов формирования лизингового законодательства активно настаивали на введении механизма ускоренной в три раза амортизации.

Что означает ускоренная в три раза амортизация по сравнению с нормами, предусмотренными во второй и третьей категориях амортизируемого имущества? Это значит, что срок лизинга по второй категории должен быть чуть больше года, а по третьей — около 2,5 лет.

Возникает довольно противоречивая ситуация для организа­ции и проведения лизинговых операций.

Дело в том, что в соответствии с постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 29 июня 1995 года №633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" предусмат­ривается внесение изменений и дополнений в действующее налоговое законодательство в части освобождения: хозяй­ствующих субъектов-лизингодателей от уплаты налога на прибыть, полученную ими от реализации договоров финансо­вого лизинга со сроком действия не менее 3 лет; банков и других кредитных учреждений — от уплаты налога на прибыль, по­лучаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового.лизинга.

Следовательно, применение механизма ускоренной в три раза амортизации не позволяет получить льготы от реализации договоров по финансовому лизингу инвесторам и лизингодате­лям.

Необходимо дать возможность лизингодателям и лизингополучателям решать самостоятельно в рамках договора о лизинге два вопроса. Первый — о постановке лизингового имущества на баланс одного из них. Второй — самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений.

Что касается первого вопроса, то его решение назрело прежде всего из-за того, что приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 года № 105 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности лизинговых операций" изменил порядок занесения лизингового оборудова­ния на баланс. Ранее оно числилось на балансе лизингополуча­теля, а затем было решено зачислять его на баланс лизингода­теля.

По мнению генерального директора "Балтлиз" В. Голощапова, приказ Минфина РФ — возможность уйти от переоценки: держать оборудование на балансе у лизингополучателя. Свою позицию он объяснил так: "Когда мы начинали свою деятельность, то судно-сухогруз стоило 20 млн. руб. Сейчас его стоимость — 15 млн. долл.".

Приказ Минфина РФ отражал благие намерения упоря­дочить в соответствии с мировой практикой бухгалтерский учет лизинговых операций. Однако этот локальный нормативный акт внес большую сумятицу в деятельность лизинговых компа­ний, т. к. усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации.

Кстати, такое законодательно подкрепленное самостоятель­ное решение контрагентов о постановке оборудования на баланс одного из них реализуется в Белоруссии, а также на­мечается и на Украине.

Что касается второго вопроса, то такой подход был закреп­лен в ст. 15 Федерального закона "О финансово-промышленных группах", в соответствии с которой указанная льгота является мерой государственной поддержки деятельности финансо­во-промышленных групп, устанавливаемой по решению Пра­вительства Российской Федерации.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года №752 "О государственной поддержке развития.лизинговой деятельности в Российской Федерации" было принято решение "ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соот­ветствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3".

Расчет амортизации по лизингуемому имуществу должен вестись отдельно от всего имущественного комплекса.

Эта мера позволит проводить более гибкую амортизацион­ную политику. Например, сначала при использовании сдавае­мого в лизинг оборудования проводить амортизационные на­числения с коэффициентом 0,5, затем с коэффициентом 1, а ког­да.лизингополучатель благодаря высокоэффективному оборудо­ванию сократит свои расходы на единицу выпускаемой про­дукции и станет в связи с этим получать значительную прибыль, можно применить механизм ускоренной амортизации оборудо­вания с коэффициентами 2 или 3.

Поэтому считаю целесообразным принять правительственное решение (которое впоследствии было бы закреплено в законе о лизинге), позволяющее согласовать и возможность ускоренной до трех раз амортизации оборудования, и возможность по­лучения налоговых льгот с целью стимулирования инвести­ционной активности операторов лизинговою бизнеса в России.

 

Вариантные расчеты лизинговых платежей

Общие положения.

Под лизинговыми платежами понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом-предметом договора.

В лизинговые платежи включаются: амортизация лизингово­го имущества за весь срок действия договора лизинга, компен­сация платы лизингодателя за использованные им заемные средства, комиссионное вознаграждение, плату за дополнитель­ные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизин­га, а также стоимость выкупаемого имущества, если договором предусмотрен выкуп и порядок выплат указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей. Лизинговые плате­жи уплачиваются в виде отдельных взносов.

При заключении договора стороны устанавливают общую сумму лизинговых платежей, форму, метод начисления, перио­дичность уплаты взносов, а также способы их уплаты.

Платежи могут осуществляться в денежной форме, компенса­ционной форме (продукцией или услугами лизингополучателя), а также в смешанной форме. При этом цена продукции или услуг лизингополучателя устанавливается в соответствии с дей­ствующим законодательством.

По методу начисления лизинговых платежей стороны могут выбрать:

· метод "с фиксированной общей суммой", когда общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора в соответствии с согласованной сторонами периодич­ностью;

· метод "с авансом", когда лизингополучатель при заключении договора выплачивает лизингодателю аванс в согласованном сторонами размере, а остальная часть общей суммы лизинговых платежей (за минусом аванса) начисляется и уплачивается в течение срока действия договора, как и при начислении плате­жей с фиксированной общей суммой;

· метод "минимальных платежей", когда в общую сумму плате­жей включаются сумма амортизации лизингового имущества за весь срок действия договора, плата за использованные лизинго­дателем заемные средства, комиссионное вознаграждение и пла­та за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, а также стоимость выкупаемого лизингового иму­щества, если выкуп предусмотрен договором.

Периодичность выплат. В договоре лизинга стороны уста­навливают периодичность выплат (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, еженедельно), а также сроки внесения платы по числам месяца.

Способы уплаты. По соглашению сторон взносы могут осуществляться равными долями, в уменьшающихся иди увели­чивающихся размерах.

Алгоритм расчета.

В связи с тем, что с уменьшением задолженности по кредиту, полученному лизингодателем для приобретения имущества-предмета договора лизинга, уменьшается и размер платы за используемые кредиты, а также уменьшается и размер комисси­онного вознаграждения лизингодателю, если ставка вознаграж­дения очень часто устанавливается сторонами в процентах к непогашенной (несамортизированной) стоимости имущества, целесообразно осуществлять расчет лизинговых платежей в следующей последовательности:

1. Рассчитываются размеры лизинговых платежей по годам, охватываемым договором лизинга.

2. Рассчитывается общий размер лизинговых платежей за весь срок договора лизинга как сумма платежей по годам.

3. Рассчитываются размеры лизинговых взносов в соответ­ствии с выбранной сторонами периодичностью взносов, а также согласованными ими методами начисления и способом уплаты.

При оперативном лизинге, когда срок договора меньше одного года, размеры лизинговых платежей определяются по месяцам.

Если лшингополучатель является малым предприятием, в общую сумму лизин­говых платежей налог на добавленную стоимость не включается.

Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляет­ся по формуле:

ЛП = АО+ПК+KB+ДУ+ НДС, (1)

где: ЛП — общая сумма лизинговых платежей;

АО — величина амортизационных отчислений, причита­ющихся лизингодателю в текущем году;

ПК — плата за используемые кредитные ресурсы лизинго­дателем на приобретение имущества-объекта договора лизинга;

KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за пре­доставление имущества по договору лизинга;

ДУ — плата лизингодателю за дополнительные услуги ли­зингополучателю, предусмотренные договором лизинга;

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый ли­зингополучателем по услугам лизингодателя.

Амортизационные отчисления АО рассчитываются по фор­муле:

 

АО = БС х На (2)

 

где- БС — балансовая стоимость имущества-предмета дого­вора лизинга, млн. руб.;

На — норма амортизационных отчислений, процентов. Балансовая стоимость имущества определяется в порядке, предусмотренном действующими правилами бухгалтерского учета.

Норма амортизационных отчислений принимается в соот­ветствии с "Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фонтов народного хо­зяйства СССР", утвержденными постановлением СМ СССР от 22.10.90.

В соответствии с "Временным положением о лизинге", утвер­жденным постановлением Правительства Российской Федера­ции от 29.06.95 № 633, стороны договора лизинга по взаимному соглашению вправе применить механизм ускоренной амортиза­ции с коэффициентом не выше 2.

Расчет платы за используемые кредитные ресурсы Плата за используемые лизингодателем кредитные ресурсы на приобретение имущества-предмета договора рассчитывается по формуле:

 

ПК= КР х СТк, (3)

где: ПК — плата за используемые кредитные ресурсы, млн. руб.; СТк — ставка за кредит, процентов годовых.

При этом имеется в виду, что в каждом расчетном году плата за используемые кредитные ресурсы соотносится со среднегодо­вой суммой непогашенного кредита в этом году или среднегодо­вой остаточной стоимостью имущества-предмета договора:

 

KPt = Q х (ОСп + OCk), (4)

где: KPt — кредитные ресурсы, используемые на приобретение имущества, плата за которые осуществляегся в расчетном году, млн. руб.;

ОСп и OCk — расчетная остаточная стоимость имущества соответственно на начало и конец года, млн. руб.;

Q — коэффициент, учитывающий долю заемных средств в общей стоимости приобретаемого имущества. Если для приоб­ретения имущества используются только заемные средства, ко­эффициент Q = 1.

Расчет комиссионного вознаграждения лизингодателю.

Комиссионное вознаграждение может устанавливаться по со­глашению сторон в процентах:

а) от балансовой стоимости имущества-предмета договора; б) от среднегодовой остаточной стоимости имущества. В соответствии с этим расчет комиссионного вознаграждения

осуществляется по формуле (5а):

KBt = р х БС, (5а)

где: р — ставка комиссионного вознаграждения, процентов годовых от балансовой стоимости имущества; БС — то же, что и в формуле (2); или по формуле 5(6)

 

KBt = ОСн + ОСк х СТв, 5(6)

2 100

где: ОСн и ОСк — то же, что и в формуле (4);

Ств — ставка комиссионного вознаграждения, устанавливае­мая в процентах от среднегодовой остаточной стоимости имущества-предмета договора.

Расчет платы за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором лизинга

Плата за дополнительные услуги в расчетном году рассчиты­вается по формуле:

 

ДУт = (Р + Р +... Рп) (6)

Т

где: ДУт — плата за дополнительные услуги в расчетном году, млн. руб.;

Р, Р...Рп— расход лизингодателя на каждую предусмотрен­ную договором услугу, млн. руб.; Т — срок договора, лет.

 

Расчет размера налога на добавленную стоимость, уплачиваемого лизингодателем по услугам договора лизинга.

Размер налога на добавленную стоимость определяется по формуле:

 

НДСt = Bt х СТn, (7)

где: НДСt — величина налога, подлежащего уплате в расчетном году, млн. руб.;

Bt — выручка от сделки по договору лизинга в расчетном го­ду, млн. руб.;

СТn — ставка налога на добавленную стоимость, процентов. В сумму выручки включаются: амортизационные отчисления, плата за использованные кредитные ресурсы (ПК), сумма воз­награждения лизингодателю (KB) и плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором (ДУ):

Bt = AOt + FIKt + KBt + ДУt (8)

Состав слагаемых при определении выручки определяется законодательством о налоге на добавленную стоимость и инструкциями по определению налогооблагаемой базы.

Расчет размеров лизинговых взносов при их уплате равными долями с оговоренной в договоре периодичностью.

Расчет размера ежегодного лизингового взноса, если догово­ром предусмотрена ежегодная выплата, осуществляется по фор­муле:

ЛВг = ЛП: Т, (9)

где: ЛВг — размер ежегодного взноса, млн. руб.; ЛП — общая сумма лизинговых платежей, млн. руб.; Т — срок договора лизинга, лет.

Расчет размера ежеквартального лизингового взноса, если договором лизинга предусмотрена ежеквартальная выплата, осуществляется по формуле:

ЛВк=ЛП:Т:4, (10)

где: ЛВк — размер ежеквартального лизингового взноса, млн. руб.;

ЛП и Т—то же, что и в формуле (9).

Расчет размера ежемесячного лизингового взноса, если дого­вором предусмотрена ежемесячная выплата, осуществляется по формуле:

ЛВм=ЛП:Т:12, (II)

где: ЛВм — размер ежемесячного лизингового взноса, млн. руб.; ЛПиТ—то же, что и в формуле (9).

Одним из наиболее сложных элементов проектирования лизинговой сделки и подготовки лизингового договора является определение суммы лизингового платежа.

В экономической литературе приводятся некоторые подходы к определению лизинговых платежей. Одним из первых методи­ку расчета лизинговых платежей со ссылкой на Ассоциацию американских дистрибьюторов, объединяющих арендодателей в сфере строительной техники, привел К. Сусанян. Данная методика используется для оперативного лизинга.

Затем подробную методику расчета лизинговых платежей опубликовала Е. Чекмарева. Книга Е. Чекмаревой "Лизинговый бизнес" — одна из наиболее заметных работ о.лизинге на рус­ском языке. Она была опубликована в 1993 году, а писалась еще раньше, во времена, когда понятие "лизинг" у нас мало кто отличал от понятий "клиринг" или "факторинг". Поэтому автору приходилось искать и находить форму наиболее до­ходчивого разъяснения методики расчета лизинговых платежей. Действительно, книга постучалась в целом удачной. Однако со временем методика расчета лизинговых платежей стала нуж­даться в совершенствовании. К сожалению, некоторые последу­ющие авторы, кто со ссылками, а кто и без оных, переписывали отдельные соображения, а зачастую целые главы у Е. Чекма­ревой. Попытку несколько совершенствовать методику Е. Чекмаревой предпринял Л. Прилуцкий.

В лизинговом отделе анализируемого нами предприятия посчитали целесообразным предварительно системати­зировать и оценить различные предложения по определению величины лизинговых платежей. В тех случаях, когда нет принципиальных возражений, следует ограничиться упорядоче­нием формул в части составляющих и терминологии. В других ситуациях потребуются более серьезные дополнения и уточнения.

Был осуществлен анализ предложений по формализации оп­ределения размера лизинговых платежей, изложенных в девяти источниках, опубликованных в отечественных изданиях, а также обобщен опыт расчета лизинговых платежей, применяе­мого несколькими зарубежными лизинговыми компаниями, с которыми мы взаимодействовали в ходе подготовки лизинговых проектов.

Обобщение этой информации позволило дифференцировать лизинговые платежи в зависимости от: — видов лизинга (финансовый, оперативный и т. д.);

· форм расчетов между лизингодателем и лизингополучате­лем (денежные, компенсационные, смешанные);

· состава учитываемых элементов;

· применяемого метода начисления: с фиксированной общей суммой;

· с авансом (депозитом); с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости;

· периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, еже­квартальные, ежемесячные);

· срочности внесения (в начале, середине или в конце пе­риода платежа);

· способа уплаты: равномерными равными долями; с уве­личивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий до­говора).

При этом в состав лизингового платежа, который будет на время лизинга выплачивать предприятие-лизингополучатель лизингодателю, должны входить следующие элементы:

1) амортизация оборудования. Она может начисляться: по обычному, прямо установленному нормативным актом порядку; ускоренным методом (например, с коэффициентом 1,5 или 2,5); замедленным методом (например, с коэффициентом 0,5 или 0,7);

2) плата за финансовые ресурсы, привлекаемые лизингодате­лем для осуществления лизинговой сделки. Стоимость этих ресурсов существенно колеблется в зависимости от положения на валютном и рублевом кредитном рынке;

3).лизинговая маржа лизингодателя. В ряде случаев пользу­ются еще и такой терминологией: комиссионные выплаты, комиссионное вознаграждение и т.п. Лизинговая маржа включает в себя собственные расходы лизингодателя и по­лучаемую им прибыль. Причем в состав расходов (затрат) лизингодателя входит и оплата услуг.лизинговым брокерам в соответствии с соглашением между ними;

4) рисковая премия, величина которой зависит от уровня различных видов рисков, с которыми сталкивается лизингода­тель в ходе реализации проекта;

5) плата за оказываемые лизингодателем лизингополучателю дополнительные услуги, предусмотренные - в лизинговом договоре;

6) плата за страхование лизингового имущества, если оно было застраховано лизингодателем;

7) сумма налогов, выплачиваемых лизингодателем за сдавае­мое в лизинг имущество.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.109 с.)